Научная статья на тему 'Организация проектной деятельности дошкольников'

Организация проектной деятельности дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1998
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / DESIGN / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / PEDAGOGICAL DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рюмина Юлия Николаевна

В статье рассмотрены теоретические и практические особенности проектной деятельности детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of design activity of preschool children

The article deals with the theoretical and practical aspects of project activities for children of preschool age.

Текст научной работы на тему «Организация проектной деятельности дошкольников»

вокзала г. Сургут, в котором будут участвовать две-три подгруппы по пять-шесть детей в каждой.

В современном образовательном процессе ДОО воспитатели все чаще предлагают задания, которые включают детей в самостоятельный творческий исследовательский поиск, что особенно важно в мире, идущем по пути научно-технического прогресса. Конструктивная деятельность интересна дошкольникам, так как дает возможность не просто сделать открытие, а придумать и создать что-то новое, оригинальное. Дошкольники учатся конструировать «шаг за шагом», такое обучение позволяет продвигаться вперед в собственном темпе, стимулирует желание познавать новое, решать сложные задачи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамовских, Н.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании: понятие и сущность [Электронный ресурс] / Н.В. Абрамовских // Концепт. - 2015. - Спецвып. № 17. - Режим доступа : http://e-koncept.ru/2015/75230.htm.

2. Емельянова, И.Е. Легоконструирование как средство развития одаренности детей дошкольного возраста [Текст] / И.Е. Емельянова // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 2. - С. 78-81.

3. Зырянова, С.М. Педагогическая технология формирования представлений о художественном образе у детей 6-7 лет [Электронный ресурс] / С.М. Зырянова // Концепт. - 2015. - Спецвып. № 17. -Режим доступа : http://e-koncept.ru/2015/75232.htm.

4. Каратаева, Н.А. Индивидуальный подход в обучении дошкольников: проблемы и перспективы [Текст] / Н.А. Каратаева // Детский сад: теория и практика. - 2015. - № 2. - С. 6-16.

5. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика : учеб. для сред. проф. образования [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М. : Академия, 2012. - 414 с.

6. Максаева, Ю.А. Легоконструирование как фактор развития одаренности [Текст] / Ю.А. Максаева // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 9. - С. 66-69.

УДК 373.2

Ю.Н. Рюмина, г. Шадринск

Организация проектной деятельности дошкольников

В статье рассмотрены теоретические и практические особенности проектной деятельности детей дошкольного возраста.

Проектирование, педагогическое проектирование.

YU.N. Ryumina, Shadrinsk

Organization of design activity of preschool children

The article deals with the theoretical and practical aspects ofproject activities for children ofpreschool

age.

Keywords: Design, pedagogical design.

Дошкольное образование, как и вся система образования в целом переживает период преобразований. Прежде всего, они связаны с требованиями Федерального образовательного стандарта дошкольного образования. Приоритетным направлением в работе является осуществление инновационных педагогических технологий в

организации образовательной деятельности дошкольников, включая метод проектной деятельности, как средство реализации новых образовательных стандартов.

В литературе данное понятие появляется в промышленно развитых странах в 50-х - 60-х годах XIX века. До этого времени было общепринято, что проектирование - это то, чем занимаются архитекторы, инженеры, художники и пр., когда задают чертежи для своих клиентов и для целей производства.

Но в последние десятилетия ситуация меняется и помимо традиционных подходов к проектированию появляется множество новых. Одновременно с этим сфера применения проектирования и его методов расширяется. Сфера образования - одна из таких сфер.

Термин «проект» в переводе с латинского означает - бросок вперед. Это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях - план, замысел какого-либо действия.

По К.М. Кантору проект - это проявление творческой активности человеческого сознания, через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию.

Процесс создания проекта - проектирование. Это понятие означает процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлении [3].

В широком смысле проектирование рассматривается как деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (естественной и искусственной), определение версий или вариантов развития или изменения того или иного явления. Выявление вариантов развития или изменения объекта дает возможность выбирать тактику и стратегию взаимодействия с этим объектом, управления объектом, выработки технологии воздействия на него, выбора путей планомерного введения нововведений.

Новый виток понятия «проектирование» в образовании стал активно разрабатываться в конце 80-х годов 20 века (А.Н. Алексеев, Г.П. Щедровитский, С.И. Краснов и др.). Но, несмотря на достаточно продолжительную историю развития представлений о педагогическом проектировании, до сих пор нет его единой трактовки. Так, В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов под педагогическим проектированием понимают содержательное, организационно-методическое, материально-техническое и социально-психологическое оформление замысла реализации целостного решения педагогической задачи, осуществляемой на эмпирическо-интуитивном, опытно-логическом и научном уровнях.

Н.О. Яковлева рассматривает определение педагогического проектирования исходя из классических представлений о сущности проектирования, сохраняя его ключевые особенности: целенаправленная деятельность по созданию проекта как инновационной модели образовательно-воспитательной системы, ориентированной на массовое использование.

Проектирование в педагогике рассматривается как специфический познавательный метод и методика.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, проектирование как метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Проект становится продуктом сотрудничества детей, воспитателей, специалистов детского сада и родителей. В процессе его создания решаются задачи

познавательного, творческого характера, экспериментальной деятельности и развития коммуникативных навыков общения. Так, в качестве требований к условиям реализации основной Образовательной программы дошкольного образования (ФГОС от «17» октября 2013 г. № 1155), указывается «взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».

Метод проектов как педагогическая технология есть не только способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Это еще и совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Н.Е. Варакса отмечает, что проектная деятельность - сложно-организованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса. Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные разными этапами реализации замысла, поэтому она выходит за пределы традиционной сетки занятий в детском саду.

Внедрение проектной технологии в образовательный процесс требует от администрации больших организационных усилий, но при этом позволяет: повысить профессиональный уровень педагогов и степень их вовлеченности в деятельность, сделать педагогический коллектив более сплоченным; развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем); развивать у детей такие качества, как социализированность и активность; создавать продукты, которые можно предъявлять социуму (возрастает уровень их оригинальности и социальной значимости, что способствует более успешному позиционированию дошкольного учреждения) [2].

Основной целью внедрения проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Цель позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Ребёнку метод проектов даёт возможность: экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Основным механизмом проектирования является предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Выделяют три основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую и нормативную - каждый из которых обладает своими

особенностями, структурой и характерными этапами реализации. При этом каждый из перечисленных видов проектной деятельности имеет следующие общие особенности:

- проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием. Например, если ребенок захотел нарисовать какой-то предмет и нарисовал его, то мы не можем говорить о том, что он реализовал проектную деятельность, так как это не проблемная ситуация. Если же ребенок хочет выразить в рисунке свое отношение к предмету, то в этом случае возникает особая проектная задача, связанная с исследованием возможностей и поиском форм передачи своего отношения к предмету.

- участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Но простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование.

- проектная деятельность имеет адресный характер. Поскольку в ходе проектной деятельности ребенок выражает свое отношение, он всегда ищет адресата -человека, к которому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.

В практике современных ДОУ используются следующие типы проектов: исследовательско-творческие (дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.); ролево-игровые - проект с элементами творческих игр; информационно-практико-ориентированные (дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её); творческие, где проект основан на совместной творческой деятельности участников проекта и оформляется в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.; комплексные (например «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»; межгрупповые (например «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»); групповые («Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»); индивидуальные (например «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»).

По продолжительности проекты могут быть как краткосрочными (одно или несколько занятий - 1-2 недели), средней продолжительности (2-3 месяца), так и долгосрочные (до года). И состав участников проектирования может быть разный: группа, подгруппа, личность, семья, пара и пр.).

Метод проектов может использоваться в работе с детьми, не только старшего, но и начиная с младшего дошкольного возраста. Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста специфичны, позволяют определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Реализация метода проекта требует от педагога определенной организации деятельности и осуществления подбора практического материала. При этом следует учитывать этапы развития проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.

Первый этап - подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5-5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте

ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Первый этап - подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5-5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Второй этап - развивающий, он характерен для детей 5-6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап - творческий, он характерен для детей 6-7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

На каждом из представленных этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

В исследовательской проектной деятельности дошкольников можно выделить следующие этапы.

Первый этап условно можно обозначить как поисковый. На этом этапе создается ситуация, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата.

Выделяется несколько возможных стратегий поведения педагога. Первая из них заключается в том, что педагог создает одну и ту же проблемную ситуацию для всех детей, и в итоге формулируется общий исследовательский вопрос. Вторая стратегия предполагает внимательное наблюдение за деятельностью детей и выявление сферы интересов каждого ребенка. Затем создается особая ситуация, которая помогает ребенку сформулировать исследовательскую задачу. Третья стратегия связана с привлечением родителей, которые совместно с ребенком формулируют исследовательскую задачу для проекта. Со временем дети начинают самостоятельно формулировать исследовательскую задачу, исходя из понимания реальных ситуаций, в которых они оказываются. Таким образом, первый этап заканчивается формулировкой вопроса.

Второй этап можно обозначить как основной, когда идет реализация проектов через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе - создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребёнка.

Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет: проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы,

использования операций сравнения и сопоставления, проблемного изложения информации педагогом, организации опытов и экспериментов.

Организуется и совместная с родителями работа по оформлению проекта. Родители помогают дошкольнику, но организатором проекта является ребенок, поэтому взрослые выполняют вспомогательную функцию, следуя его замыслу и наблюдая за тем, чтобы он полноценно реализовывал каждый этап проекта. Первая страница проекта посвящается формулировке основного вопроса исследования и, как правило, представляет собой красочный заголовок, создаваемый общими усилиями. Вторая страница проекта раскрывает важность поставленного вопроса, с точки зрения ребенка, сверстников, родителей и знакомых. Ребенок должен самостоятельно провести опрос и нарисовать иллюстрации, изображающие содержание ответов, данных сверстниками, родителями, знакомыми и им самим. Важно, чтобы в проекте было представлено несколько разных точек зрения (одна из них должна принадлежать ребенку). Третья страница посвящается выбору наиболее правильного ответа, с точки зрения ребенка. Ребенок должен не только выбрать и зафиксировать ответ, но и объяснить свой выбор. Четвертая страница посвящается возможным способам проверки предложенного ребенком ответа. В нижней части страницы ребенок должен нарисовать тот способ получения информации, которым он воспользовался (обращение к взрослому, сверстнику, книга, просмотр передачи и т. п.) и обосновать его преимущества (последнее обязательно обсуждается с ребенком, но не всегда отображается письменно - можно использовать рисуночные значки, которые помогут дошкольнику восстановить смысл аргументации). На пятой странице изображается результат проверки правильности ответа. Ребенок показывает, удалось ли произвести проверку и насколько трудным оказался выбранный способ. На шестой странице ребенок показывает, где можно применить проект: он может рассказать о проекте в группе, организовать игру и т. п. (возможные сферы применения зависят от содержания проекта).

Третий этап предполагает презентацию или защиту проекта. Ребенок вместе с родителями и воспитателями выбирает время защиты, идет подготовка. Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.

Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

Как отмечает Н.С. Варенцова адекватная социальная презентация результатов совместной проектной деятельности способствует личностному развитию ребенка. Родители становятся внимательнее к интересам детей, их отношения принимают более доверительную форму. У детей можно констатировать отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии, в межличностных отношениях в лучшую сторону: дети научились обсуждать, слышать друг друга и т. п. Наблюдается личностный рост, выражающийся в оригинальном творчестве каждого ребенка, участвующего в проекте. Происходит свободное движение ребенка в пространстве возможностей. На четвертом этапе - итоговом, педагог организует выставку проектов и придумывает различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации материала, представленного в детских проектах [1].

Условием освоения каждого этапа является правильно организованная деятельность коллектива педагогов, что позволяет: ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве детского сада; освоить алгоритм

создания проекта, отталкиваясь от запросов детей; уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей; объединять усилия всех субъектов педагогического процесса.

Таким образом, как один из педагогических методов метод проектов основывается на интересах детей, способствует формированию самостоятельности, развитию творческих и интеллектуальных и других способностей ребенка. Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольника. Она обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

ЛИТЕРАТУРА

1. Варенцова, Н.С. Развитие регуляторных способностей детей в проектной деятельности /

Н.С. Варенцова // Современное дошкольное образование: теория и практика. - 2011. - № 5. - С. 38-41.

2. Веракса, Н.Е. Организация проектной деятельности в детском саду / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса // Современное дошкольное образование: теория и практика. - 2008. - № 2.

3. Рюмина, Ю.Н. Основы социального проектирования : учеб. пособие / Ю.Н. Рюмина. - Шадринск : ШГПИ, 2015. - 182.

УДК 373.21

Е.А. Шанц, г. Сургут

Роль игровой деятельности в ознакомлении дошкольников с

трудом взрослых

В статье обосновывается проблема ранней профилизации детей дошкольного возраста; раскрывается роль сюжетно-ролевой игры при ознакомлении дошкольников с трудом взрослых.

Профилизация, профессиональное самоопределение, профориентация, труд взрослых, игра, сюжетно-ролевая игра.

E.A. Schantz, Surgut

Role plays activities to familiarize preschoolers with the adults

The article explains the problem of early specialization of children ofpreschool age; the role ofpretend play when reading with preschoolers with adults.

Keywords: Specialization, professional self-determination, career guidance, adults, game, role-playing

game.

Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Это содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, значения труда в жизни общества и каждого человека. Это обусловливает развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности людей, отношения к труду, результатам труда уже в дошкольном возрасте [1].

Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования, однако к этому необходимо готовить уже со старшего дошкольного возраста. Это связано с тем, что профессиональное самоопределение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.