Научная статья на тему 'Организация проектной деятельности в ДОУ'

Организация проектной деятельности в ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1988
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТ / PROJECT ACTIVITY / PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерошко Ульяна Александровна

Ключевая установка стандарта дошкольного детства это поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Наилучшей формой реализации данного принципа является проектная деятельность в ДОУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ерошко Ульяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация проектной деятельности в ДОУ»

Особое внимание деятельности учащихся было обращено на составление и защиту отчетов по проектам. Приобретение данного опыта позволило ученикам, во -первых, научиться грамотно оформлять документацию, во-вторых, формулировать выводы по проделанной работе и, в-третьих, отстаивать свою точку зрения.

На начальном этапе исследования была разработана анкета из 15 вопросов, направленных на выявление знаний и умений учащихся в области экологии. Анкетирование было проведено перед началом работы с экологическими проектами и после завершения. Для оценки результатов данного анкетирования был применен ранговый статистический критерий - критерий знаков. Апробация проекта проходила среди учеников 9 класса средней общеобразовательной школы города Абакана. С помощью применения критерия знаков мы выявили, что у десяти учеников из 16 средний показатель увеличился. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что применение метода проектов на уроках информатики может способствовать развитию экологической культуры [3].

Литература

1. Долженко Ю.А. Проблемы формирования «успешного» педагога в системе постдипломного образования. / Практико-ориентированное пособие для руководителей ОУ. - Барнаул: АКИПКРО, 2001. - 569 с.

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования: приказ от 17 .12. 2010 . N 1897 [Зарегистрирован в Минюст России от 01.02.2011 N 19644 ] // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». - Электрон. дан. -[М.]. - URL: http://base.consultant.ru /cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=

LAW;n=175229. (Дата обращения: 1.11.2015).

3. Тесевич А.А. Формирование экологической культуры учащихся на уроках информатики методом проектов / Экология Южной Сибири и сопредельных территорий. Выпуск 19. В 2 т. Т. II / отв. ред. В.В. Анюшин. - Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», 2015. - 200с.

Организация проектной деятельности в ДОУ Ерошко У. А.

Ерошко Ульяна Александровна /Eroshko Uliana Alexandrovna - студент магистратуры психологии и педагогики развития детей дошкольного возраста, кафедра психологии и педагогики детства, факультет дошкольного образования, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск

Аннотация: ключевая установка стандарта дошкольного детства - это поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Наилучшей формой реализации данного принципа является проектная деятельность в ДОУ.

Abstract: the key standard of early childhood is to support the diversity of childhood through the creation of conditions for social situation assist adults and children in order to develop the abilities of each child. The best form of implementation of this principle is to project activities to DOE.

Ключевые слова: проектная деятельность, проект.

Keywords: project activity, project.

27

Сегодня государством поставлена задача - подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Все это нашло отражение в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где прописаны целевые ориентиры. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности [2].

В нашем исследовании мы обратимся к педагогическому словарю, чтобы дать определение «проекту» и «проектной деятельности» в ДОУ.

Проект - это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Проектная деятельность - это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат [6].

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие детской инициативы, свободной творческой личности. Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками (есть опыт и более раннего применения). Старший дошкольник характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей и детей [4]. Рассмотрим задачи исследовательской деятельности, которые специфичны для каждого возраста.

28

В младшем дошкольном возрасте:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие оказывается невозможным. В ходе деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи и выбирает оптимальный способ решения.

В развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста Е. С. Евдокимовой были выделены три этапа, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.

Первый этап - подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5-5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Второй этап - развивающий, он характерен для детей 5-6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Этапы реализации метода проектов можно свести к четырем основным:

1. Определение цели.

2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели (к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу), в каких источниках можно найти информацию и пр.)

3. Выполнение проекта - практическая часть.

4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

Рассмотрим классификацию проектной деятельности педагога и детей дошкольного возраста. (Т. А. Данилина) в таблице 1.

29

Таблица 1. Классификация проектной деятельности педагога и детей дошкольного возраста

Этапы Деятельность педагога Деятельность детей

1 этап 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта. 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3. Формулирует задачу (не жёстко) 1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта

2 этап 4. Помогает в решении задачи. 5. Помогает спланировать деятельность 6. Организует деятельность 5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение амплуа

3 этап 7.Практическая помощь (по необходимости). 8. Направляет и контролирует осуществление проекта 7. Формирование специфических знаний, умений навыков

4 этап 9. Подготовка к презентации. 10. Презентация. 8. Продукт деятельности готовят к презентации. 9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности

При организации проектной деятельности в детском саду педагоги могут столкнуться со следующими проблемами:

1) Несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности. Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном пространстве — она ориентирована на разработанные конспекты, строгую логику перехода от одной части программы к другой и т. п.

Проектная деятельность, как отмечалось выше, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм.

2) Неразличение субъектной и объектной позиции ребенка.

Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Иначе ребенок окажется в объектной позиции. В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности.

3) Необходимость формирования субъектной позиции педагога. Проектная

деятельность — сложноорганизованный процесс, предполагающий системные преобразования всего педагогического процесса в ДОУ. В первую очередь изменения касаются режима образовательного процесса. Полноценная творческая группа должна реализовывать две основные функции: осуществлять мониторинг проектной

деятельности и способствовать формированию личной философии профессиональной деятельности педагогов. Диагностика проектной деятельности подразумевает систематическое отслеживание текущих и промежуточных результатов, а также их оценивание как проблемных или успешных. Формирование личностной философии профессиональной деятельности педагогов в большей мере связано с пониманием собственной роли в организации совместной деятельности с детьми, своего отношения к ситуации, с открытием новых профессиональных возможностей.

Литература

1. Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном

учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических материалов / И. А.

Сырова, О. Г. Чеховских. - Самара: Изд-во СФМГПУ, 2009. - 72 с.

30

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.

3. Ерофеева Н. Ю. Проектирование педагогических систем / Н. Ю.Ерофеева // Журнал «Завуч». - 2000. - № 3. - С. 10-21.

4. Журавлева В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие / В. Н. Журавлева. - Волгоград: Учитель, - 2011. - 302 с.

5. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.

6. Коджаспиров Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова. - Academia, 2000. - 171 с.

Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников средствами музыкально-игровой драматизации

Г ареева А. И.

Гареева Алина Ирековна / Gareeva Alina Irekovna - студент, кафедра музыкального образования, факультет искусств и дизайна, Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск

Аннотация: статья посвящена развитию музыкально-творческих способностей средствами музыкально-игровой драматизации. Рассматривается музыкальноигровая драматизация в процессе обучения младших школьников. Подробно рассматриваются методы и функции драматизации.

Abstract: the article is devoted to the development of musical creativity by means of musical dramatization of the game. We consider the music and dramatization games in training younger students. The detailed review of the methods and functions of the dramatization.

Ключевые слова: способности, музыкальные способности, драматизация,

музыкально-игровая драматизация.

Keywords: abilities, musical abilities, dramatization, music and dramatization games.

На современном этапе становления общества существует социальная необходимость в активизации творческого потенциала личности. Поэтому работа ученых ориентирована на исследование методов, способствующих целенаправленному воспитанию у учащихся творческой активности, творческого типа мышления. Эта проблема отразилась в работах психологов, педагогов и методистов, философов, (Л. С. Выготского, В. А. Сухомлинского и др.). Перед образовательными учреждениями выдвигаются новые приоритетные цели, направленные на изменение характера их деятельности и дальнейшего развития.

Предлагаемые новые типы нестандартных уроков, игровые по форме проведения (музыкальных путешествий, уроков-драматизаций, уроков-дискуссий) ориентированы на решение этой главной задачи для образования, в том числе и для общего музыкального образования учащихся.

Актуальность темы определена поисковым характером современной музыкальной педагогики, которая ищет пути совершенствования учебного процесса и всей системы образования с учетом возрастающих требований к современной личности.

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.