Научная статья на тему 'Организация детских мастерских как эффективный метод ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста'

Организация детских мастерских как эффективный метод ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1200
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ МАСТЕРСКАЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / РУЧНОЙ ТРУД / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесникова Екатерина Андреевна

Профессиональное самоопределение связано с развитием личности на всех возрастных эта-пах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором заклады-ваются основы для профессионального самоопределения в будущем. Именно в этом возрасте формируются ценностные ориентиры, выстраиваются отношения человека с внешним миром, проявляется интерес к профессиональной деятельности взрослых и подражание им. В данной статье описан опыт работы детского сада по созданию детской мастерской, целью которой является ознакомление с миром профессий; приобретение первичного практического опыта по некоторым видам трудовой деятельности; определение значимости профессий для дру-гих людей; расширение и обобщение представлений детей о профессиях, структуре трудового процесса (цель и мотив, материалы и предметы труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда); развитие любознательности и интереса к деятельности взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесникова Екатерина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF CHILDREN’S WORKSHOPS AS AN EFFICIENT METHODOF EARLY PRE-INENTIATION OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

Professional self-determination is associated with the development of personality at all age stages; therefore, the preschool age is regarded as preparatory, which lays the foundation for future profes-sional self-determination. At this age the value orientations are formed, a person’s relations with the outside world are built, an interest is shown in the professional activities of adults and imitation of them. This article describes the experience of the kindergarten to create a children’s workshop, the purpose of which is to get acquainted with the world of professions; acquisition of primary practical experience in certain types of work; determining the importance of professions for other people; expansion and generalization of children’s ideas about the professions, the structure of the labor pro-cess (aim and motive, materials and objects of labor, tools and equipment, labor actions, the result of labor); development of curiosity and interest in the activities of adults

Текст научной работы на тему «Организация детских мастерских как эффективный метод ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста»

Воспитание и социализация личности

Сведения для цитирования: Колесникова, Е. А. Организация детских мастерских как эффективный метод ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Колесникова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 1 (21). — С. 86-90.

УДК 372 ББК 74.1

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКИХ МАСТЕРСКИХ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Е. А. Колесникова

Профессиональное самоопределение связано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем. Именно в этом возрасте формируются ценностные ориентиры, выстраиваются отношения человека с внешним миром, проявляется интерес к профессиональной деятельности взрослых и подражание им. В данной статье описан опыт работы детского сада по созданию детской мастерской, целью которой является ознакомление с миром профессий; приобретение первичного практического опыта по некоторым видам трудовой деятельности; определение значимости профессий для других людей; расширение и обобщение представлений детей о профессиях, структуре трудового процесса (цель и мотив, материалы и предметы труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда); развитие любознательности и интереса к деятельности взрослых.

Ключевые слова: детская мастерская, деятельностный подход, ручной труд, старший дошкольный возраст.

Проблема профессионального самоопределения и механизмов влияния на него активно обсуждается в педагогической теории и практике [1; 2] и отчасти регламентируется нормативными документами. Так, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться [3].

В Стратегии развития воспитания в РФ говорится о том, что «развитие воспитания в системе образования предполагает подготовку

личности к трудовой деятельности», для этого необходимо «развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей» [4, с. 5]. То есть необходимо включать ребенка в различные виды деятельности, позволяющие расширить интересы, опыт доступной трудовой деятельности, сформировать начальные универсальные трудовые умения и ценностные установки.

Главная цель профессионального самоопределения — это постепенное формирование у ребенка готовности рассматривать себя стремительно созревающей личностью в рамках

определенного времени и пространства, постепенно расширяя свои возможности и максимально их реализуя.

Ознакомление с трудом взрослых считается традиционной составляющей дошкольного воспитания и предполагает в основном информирование и организацию сюжетно-ролевых игр. Однако современные образовательные технологии позволяют решать различные задачи в этой области. И поэтому мы считаем, что организация первичной профессионализации целесообразна методом погружения ребенка в различные группы профессий. Таким образом выстраивается модель ближайшего профессионального окружения дошкольника, в которой он учится строить социальные связи и отношения и приобретает первичный опыт различных видов труда. Деятельностный характер ранней профориентации позволит развивать навыки ручного и посильного физического труда, что является основой многих специальностей. Сущность де-ятельностного подхода сформулирована в китайском изречении: «Я слышу — я забываю, я вижу — я запоминаю, я делаю — я усваиваю».

С этой целью в нашем детском саду, который посещают дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ, педагогическим коллективом было решено организовать детскую мастерскую, где ребенок смог бы упражняться в умении самостоятельно наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, выбирать, добиваться поставленной цели. Мастерская представляет собой специальную среду с учетом специфики каждой профессии и создает условия для создания игрового сюжета.

Деятельность в мастерской выстраивается по определенному алгоритму: создание условий для мотивации детей, формулирование целей, подбор нужных средств, реализация, получение результатов, подведение итогов, рефлексия и, конечно же, выход на самостоятельную деятельность ребенка.

На начальном этапе в будущей мастерской внимание дошкольников было обращено на то, что появился дом для кукол: его только что построил плотник нашего детского сада, для того чтобы дети играли в нем с куклами. Но домик абсолютно пустой, куклам в нем будет совсем неуютно. И тогда поступило много предложений от детей, что нужно сделать в нем, чтоб куклам там понравилось. Таким образом, на основе детских предложений было выделено четыре направления работы в мастерской.

Первое направление — «Мастерская дизайнеров интерьера» — включает в себя творческие

профессии: «дизайнер интерьера», «колорист», «багетный мастер». Среда представлена:

- дидактическим играми: «Цветное панно», «Маленький дизайнер», «Палочки Кюизинера», «Сложи узор», «Мы — дизайнеры», «Подбери заплатку»;

- наглядным материалом: «Инструменты», «Такая разная мебель», альбомами «Моя любимая комната», «Креативное рукоделие», «Ручной труд», «Мой дом»;

- коллекциями: «Виды обоев», «Коллекция тканей», «Виды багета», «Отделочные материалы», «Коллекция кафельной плитки», «Интерьер»;

- алгоритмами, моделями трудового процесса;

- оборудованием (колбочки, пипетки, деревянные палочки, полоски-тестеры и др.) и схемами для смешивания цветов, цветовой палитрой;

- материалами для изобразительной деятельности, нетрадиционными материалами для декора (ленты, перья, бусины, веточки и т. д.);

- трафаретами, штампами, шаблонами, заготовками для обрамления картин и фотографий, белыми халатами, защитными очками, резиновыми перчатками и др.

В этой мастерской дети погружаются в творческие профессии: дизайнеры составляют проект интерьера каждого помещения в доме, выбирают отделочные материалы для ремонта, подбирают необычные цветовые решения для интерьера; колористы добывают нужный оттенок цвета путем смешивания в специальной мобильной лаборатории. Багетные мастера изготавливают рамки для картин и фотографий из разных материалов (дерева, картона, пластика, природного материала и др.), затем декорируют их.

На этапе, когда детская мастерская только начинала свою работу, дизайнеры сами придумывали материалы для ремонта: они производили обои и кафельную плитку ручной работы. Декорировали эти материалы с помощью трафаретов, штампов, различных наклеек, отправляли на просушку [5].

Второе направление — «Мастерская по ремонту жилья» — включает в себя профессии «маляр», «плиточник», «электрик» [6]. Среда представлена:

- алгоритмами, схемами, моделями трудового процесса;

- альбомами «Инструменты», «Виды отделочных материалов», «Что нужно электрику», «Что нужно для ремонта»;

- коллекциями «Инструменты для ремонта», «Коллекция обоев», «Отделочные материалы»;

- электронным конструктором, схемами сборки, чемоданчиком электрика с инструментами;

- рулонами обоев, заготовками из ПВХ-пла-стика для изготовления плитки;

- нетрадиционными материалами для декора, декоративными наклейками, материалами для изобразительной деятельности;

- фартуками, резиновыми перчатками;

- валиками, кистями, шпателями, лотками для клея;

- трафаретами, штампами, шаблонами [7].

Третье направление — «Мастерская плотника» — включает в себя профессию «плотник». Среда представлена:

- специальным верстаком для плотника с настоящими инструментами (молоток, отвертки, ножовки, уровень, рулетка и др.) и тисками;

- дидактическим материалом «Мебель», «Профессии», «История мебели»;

- альбомами «Мебель в моем доме», «Мебельный салон», «Инструменты плотника», «Виды гвоздей»;

- пооперационными картами сборки мебели, моделями трудового процесса, технологическими картами изготовления кукольной мебели;

- деревянными заготовками;

- разными видами строительного конструктора и др. [8].

Четвертое направление — «Швейная мастерская» — включает профессии «швея», «закройщик», «вышивальщица». Среда представлена:

- швейными машинками;

- наборами швеи и закройщицы (сантиметровые ленты, нитки, лекала, мелки, иголки);

- альбомами «Лоскутное шитье», «Шьем для дома», «Чудеса из ненужных вещей», «Пле-

тение», «Наши руки не знают скуки», «Моя мама — рукодельница» и др.;

- наборами вышивальщицы (пяльцы, нитки мулине, схемы вышивки, иголки, наборы для декора);

- фартуками, косынками;

- коллекциями журналов «Креативное рукоделие», «Ручной труд», «Пэчворк», «Плетем из бисера», «Плетем из ниток», «Мой дом»;

- пооперационными картами по ручному труду, схемами, моделями трудового процесса;

- материалами для декора [9].

Результатом нашей работы стал уютный

кукольный дом с электричеством, мебелью, домашним текстилем (скатертями, постельным бельем, лоскутными одеялами, занавесками), картинами и фотографиями. Но на этом работа не закончена. В дальнейшем мы мечтаем погрузиться в такие профессии, как «часовщик», «кровельщик», «ландшафтный дизайнер», «гончар» и др.

В процессе занятий у ребенка закладываются основы таких личностных качеств, как привычка к трудовому усилию и способность работать в коллективе, что является определяющим условием для дальнейшей социально-бытовой ориентировки и адаптации детей в обществе [10]. Невозможно описать восторг детей, когда они занимаются тем, что обычно является трудовой деятельностью взрослого человека, и начинают гордиться результатом своей работы; к ним приходит понимание, что все люди трудятся на благо других людей, и они сегодня тоже сделали что-то полезное.

Библиографический список

1. Сичинский, Е. П. Профессиональное самоопределение молодежи : Ценностно-ориен-тационный контекст [Текст] / Е. П. Сичинский // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 2 (10). — С. 9-12.

2. Сташкевич, И. Р. Профориентационные возможности интернет-ресурса «Атлас профессий» [Текст] / И. Р. Сташкевич, А. М. Чашкин // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона : проблемы и перспективы : сб. статей по материалам всеросс. науч.-практ. конф. — 2016. — С. 304-310.

3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : [приказ М-ва образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155]. — Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244.

4. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. [Электронный ресурс] : [распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.

5. Образовательные ситуации в детском саду : Из опыта работы [Текст] / авт.-сост. : З. А. Михайлова, А. С. Каменная, О. Б. Васильева. — СПб. : Детство-Пресс, 2014. —96 с.

6. Дыбина, О. В. Ознакомление с предметным и социальным миром : Старшая группа [Текст] / О. В. Дыбина. — М. : Мозаика-Синтез, 2016. — 80 с.

7. Дыбина, О. В. Ознакомление с предметным и социальным миром : Подготовительная к школе группа [Текст] / О. В. Дыбина. — М. : Мозаика-Синтез, 2016. — 80 с.

8. Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала [Текст] / Л. В. Куцакова. — М. : Мозаика-Синтез, 2018. — 64 с.

9. Алябьева, Е. А. Поиграем в профессии [Текст]. Кн. 1. Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет / Е. А. Алябьева. — М. : ТЦ Сфера, 2018. — 128 с.

10. Павлова, О. В. Познание предметного мира : Комплексные занятия : Старшая группа [Текст] / О. В. Павлова. — Изд. 2-е, испр. — Волгоград : Учитель. — 142 с.

For citation: Kolesnikova, E. A. Organization of children's workshops as an efficient method of early pre-inentiation of children of senior preschool age [Text] / E. A. Kolesnikova // Innovative development of vocational education. — 2019. — № 1 (21). — P. 86-90.

ORGANIZATION OF CHILDREN'S WORKSHOPS AS AN EFFICIENT METHOD OF EARLY PRE-INENTIATION OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

E. A. Kolesnikova

Professional self-determination is associated with the development of personality at all age stages; therefore, the preschool age is regarded as preparatory, which lays the foundation for future professional self-determination. At this age the value orientations are formed, a person's relations with the outside world are built, an interest is shown in the professional activities of adults and imitation of them. This article describes the experience of the kindergarten to create a children's workshop, the purpose of which is to get acquainted with the world of professions; acquisition of primary practical experience in certain types of work; determining the importance of professions for other people; expansion and generalization of children's ideas about the professions, the structure of the labor process (aim and motive, materials and objects of labor, tools and equipment, labor actions, the result of labor); development of curiosity and interest in the activities of adults.

Key words: children's workshop, activity approach, manual labor, senior preschool age.

References

1. Sichinskij E. P. Professional'noe samoopredelenie molodezhi : Cennostno-orientacionnyj kontekst (Professional self-determination of youth: A value-oriented context), Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija, 2016, No. 2 (10), pp. 9-12. (In Russian)

2. Stashkevich I. R., Chashkin A. M. Proforientacionnye vozmozhnosti internet-resursa «Atlas professij» (Proceedings of the All-Russian Scientific Conference «Professional'noe samoopredelenie molodezhi innovacionnogo regiona: problemy i perspektivy»), 2016, pp. 304-310. (In Russian)

3. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovanija. [prikaz M-va obrazovanija i nauki RF ot 17.10.2013 № 1155], available at: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244. (In Russian)

4. Ob utverzhdenii Strategii razvitija vospitanija v Rossijskoj Federacii na period do 2025 g. [rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 29.05.2015 № 996-r], available at: Konsul'tantPljus. (In Russian)

5. Mihajlova Z. A., Kamennaja A. S., Vasil'eva O. B. Obrazovatel'nye situacii v detskom sadu: Iz opyta raboty (Educational situations in kindergarten: From work experience) St. Petersburg, Detstvo-Press, 2014, 96 p. (In Russian)

6. Dybina O. V. Oznakomlenie s predmetnym i social'nym mirom: Starshaja gruppa (Acquaintance with the subject and social world: Group preparatory to school), Moscow, Mozaika-Sintez, 2016, 80 p. (In Russian)

7. Dybina O. V. Oznakomlenie s predmetnym i social'nym mirom : Podgotovitel'naja k shkole gruppa (Acquaintance with the subject and social world: Group preparatory to school), Moscow, Mozaika-Sintez, 2016, 80 p. (In Russian)

8. Kucakova L. V. Konstruirovanie iz stroitel'nogo materiala (Construction from building material), Moscow, Mozaika-Sintez, 2018, 64 p. (In Russian)

9. Aljab'eva E. A. Poigraem v professii. Kn. 1. Zanjatija, igry, besedy s det'mi 5-7 let (Let's play in the profession [Text]. Book. 1. Classes, games, conversations with children 5-7 years old), Moscow, TC Sfera, 2018, 128 p. (In Russian)

10. Pavlova O. V. Poznanie predmetnogo mira : Kompleksnye zanjatija : Starshaja gruppa (Knowledge of the subject world: Complex occupations: Senior group) Volgograd, Uchitel', 142 p. (In Russian)

Колесникова Екатерина Андреевна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 124 г. Челябинска», г. Челябинск, e-mail: mdou124@ mail.ru

Kolesnikova Ekaterina Andreevna, Senior Educator, Kindergarten No. 124 of Chelyabinsk, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

Сведения для цитирования: Крапивина, Е. А. Проблема эффективности потенциального воздействия профилактических мероприятий на учащуюся молодежь [Текст] / Е. А. Крапивина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 1 (21). — С. 90-93.

УДК 377/613.6 ББК 74.57:51.204

ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ НА УЧАЩУЮСЯ МОЛОДЕЖЬ

Е. А. Крапивина

Профилактический акт предполагает действие в ожидании проблемы. Дискуссионным продолжает оставаться вопрос о степени потенциального воздействия профилактических мероприятий на жизнь заинтересованных сторон. В статье анализируются особенности реализуемых в профессиональных образовательных учреждениях профилактических программ. Обосновывается мысль о том, что многие программы не учитывают актуальных потребностей молодежи (в том числе биологических), не соответствуют задачам взросления. В частности, отмечается, что принцип формирования навыков здорового образа жизни у подростков и молодежи, положенный в основу большинства программ профилактики, не соотносится с ценностями подросткового возраста. В заключение предлагаются некоторые обобщенные факты, учет которых может оказать влияние на повышение потенциального эффекта от реализации профилактических программ.

Ключевые слова: профилактические программы, потребности подростков, задачи взросления.

Профилактика наркомании рассматривается как одно из важнейших направлений профилактики неинфекционной патологии. Мировая практика последних десятилетий показала, что только медицинскими и правоохранительными мерами проблему наркомании решить невозможно. Включение в эту деятельность социальных институтов и организаций позволяет создать комплексную систему факторов преодоления наркомании. Значительными возможностями в организации первичной профилактики наркомании располагает система образования, о чем свидетельствует все более и более утверждающееся мнение о том, что профилактика как таковая есть, по сути, воспитательный процесс [1].

Анализ содержания программ, представленных на конкурс среди профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования Челябинской области на лучшую программу (свод

мероприятий) в сфере профилактики наркомании и наркопреступности, позволил выделить три положительных аспекта.

1. Наличие межведомственного взаимодействия трех секторов: государственных структур, коммерческих предприятий и некоммерческих организаций. Важную роль здесь играет, безусловно, «третий сектор» (НКО), который действительно способен оказать значительную поддержку в реализации социальных проектов.

2. Триединая система профилактики: родители — образовательное учреждение — взаимодействие с организациями различных уровней. Очевидно, что каждый из субъектов профилактики, имея свои специфические методы и формы работы по недопущению распространения наркотизма, должен в ходе своей деятельности дополнять усилия других.

3. Соблюдение принципа триединого представления о здоровье как неразрывном един-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.