Научная статья на тему 'РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В СИСТЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ "ДЕТСКИЙ САД - ТЕХНИКУМ"'

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В СИСТЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ "ДЕТСКИЙ САД - ТЕХНИКУМ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
764
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Ольга Георгиевна, Килина Ирина Александровна, Рылова Надежда Тихоновна, Сметанникова Виктория Владимировна

Введение. Статья посвящена теме взаимодействия дошкольной и профессиональной образовательных организаций по профориентационной работе с воспитанниками и их родителями (законными представителями). В качестве примеров описаны основные мероприятия, проведенные как в дошкольной, так и профессиональной образовательной организации. Методология. В основе методологической базы исследования лежат теоретические и эмпирические методы: анализ научной литературы, опрос, беседа. Исследование проведено с использованием диагностических методик оценки знаний воспитанников о мире профессий и уровня сформированности представлений о содержании труда. Результаты. Авторы обосновывают тезис, что организация разных форм взаимодействия образовательных организаций и современных форматов ранней профориентации способствует успешному генерированию представлений воспитанников о содержании труда и расширяет их знания о мире профессий. Заключение. Проведенные исследования показали, что взаимодействие образовательных организаций разного типа повышает эффективность работы по ранней профориентации и положительно влияет на мотивацию дошкольников к выбору будущей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Ольга Георгиевна, Килина Ирина Александровна, Рылова Надежда Тихоновна, Сметанникова Виктория Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EARLY CAREER GUIDANCE IN THE SYSTEM OF INTERACTION OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS “KINDERGARTEN - TECHNICAL SCHOOL”

Introduction. The article is devoted to the topic of interaction between a preschool educational organization and a professional educational organization when conducting career guidance work with pupils and their parents (legal representatives). The main activities carried out both in the preschool educational organization and in the professional educational organization are described. Methodology. Theoretical and empirical methods were chosen as the methodological basis of the research: analysis of scientific literature, survey, conversation. The study was conducted using diagnostic methods for assessing the students’ knowledge of the world of professions and the level of formation of ideas about the content of work. Results. The authors substantiate the thesis that the organization and use of different forms of interaction of educational organizations, modern formats of early career guidance contribute to the successful formation of students’ ideas about the content of work and expand their knowledge about the world of professions. Conclusion. Studies have shown that the interaction of educational organizations of different types increases the effectiveness of early career guidance and positively affects the motivation of preschoolers to prepare the basics of choosing a future profession.

Текст научной работы на тему «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В СИСТЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ "ДЕТСКИЙ САД - ТЕХНИКУМ"»

СОВРЕМЕННАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ MODERN PROFESSIONAL ORIENTATION ACTIVITY

УДК/UDC 37.048.45 О. Г. Иванова, И. А. Килина, Н. Т. Рылова, В. В. Сметанникова

O. Ivanova, I. Kilina, N. Rylova, V. Smetannikova

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В СИСТЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ДЕТСКИЙ САД - ТЕХНИКУМ»

EARLY CAREER GUIDANCE IN THE SYSTEM OF INTERACTION OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS "KINDERGARTEN - TECHNICAL SCHOOL"

Введение. Статья посвящена теме взаимодействия дошкольной и профессиональной образовательных организаций по профориентационной работе с воспитанниками и их родителями (законными представителями). В качестве примеров описаны основные мероприятия, проведенные как в дошкольной, так и профессиональной образовательной организации.

Методология. В основе методологической базы исследования лежат теоретические и эмпирические методы: анализ научной литературы, опрос, беседа. Исследование проведено с использованием диагностических методик оценки знаний воспитанников о мире профессий и уровня сформированности представлений о содержании труда.

Результаты. Авторы обосновывают тезис, что организация разных форм взаимодействия образовательных организаций и современных форматов ранней профориентации способствует успешному генерированию представлений воспитанников о содержании труда и расширяет их знания о мире профессий.

Заключение. Проведенные исследования показали, что взаимодействие образовательных организаций разного типа повышает эффективность работы по ранней профориентации и положительно влияет на мотивацию дошкольников к выбору будущей профессии.

Introduction. The article is devoted to the topic of interaction between a preschool educational organization and a professional educational organization when conducting career guidance work with pupils and their parents (legal representatives). The main activities carried out both in the preschool educational organization and in the professional educational organization are described.

Methodology. Theoretical and empirical methods were chosen as the methodological basis of the research: analysis of scientific literature, survey, conversation. The study was conducted using diagnostic methods for assessing the students' knowledge of the world of professions and the level of formation of ideas about the content of work.

Results. The authors substantiate the thesis that the organization and use of different forms of interaction of

educational organizations, modern formats of early career guidance contribute to the successful formation of students' ideas about the content of work and expand their knowledge about the world of professions.

Conclusion. Studies have shown that the interaction of educational organizations of different types increases the effectiveness of early career guidance and positively affects the motivation of preschoolers to prepare the basics of choosing a future profession.

Ключевые слова: ранняя профориентация, дошкольная образовательная организация, профессиональная образовательная организация, взаимодействие.

Keywords: early career guidance, preschool educational organization, professional educational organization, interaction.

Введение

В настоящее время проблема выбора профессии становится особо актуальной для подрастающего поколения, так как происходят глобальные изменения в обществе, появляются новые профессии и изменяются условия труда людей, поэтому важное место в профориентационной работе занимает дошкольное образование, которое является первым уровнем общего образования.

В концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования отмечается актуальность проф-ориентационной работы с обучающимися на всех уровнях образования, начиная от дошкольного и заканчивая дополнительным профессиональным. Ориентация на сферу образования объясняется тем, что именно в образовании могут быть реализованы идеи «этапности и непрерывности профессионального самоопределения, становления субъекта социально-профессионального самоопределения, обладающего определенным набором компетенций» [3].

Важно учитывать, что субъект профессионального самоопределения формируется постепенно, на протяжении всей жизни. В связи с этим на разных уровнях образования необходимо перед воспитанниками и обучающимися ставить разные цели и задачи, учитывать их возрастные и личностные особенности.

По мнению исследователей, уже в дошкольном возрасте семья и воспитатели детского сада оказывают воздействие на процесс профессионального самоопределения детей, задавая «правила игры», по которым подросток будет осуществлять свой профессиональный выбор [3; 8].

Ребенка-дошкольника необходимо познакомить как с разнообразием мира профессий, так и воспитать в нем необходимые качества личности, которые в дальнейшем помогут ему с определением его жизненного пути, что отражено в исследованиях А. А. Баранова, Н. А. Барановой, Д. Р. Залялилевой [1; 2; 4]. Ведущая роль в данном процессе отводится педагогу, однако нельзя не учесть тот факт, что основные представления детей о разнообразии профессий людей сводятся к профессиям их родителей, что описано в исследованиях Н. В. Ивановой, С. Н. Чистяковой, Т. М. Чурековой [5; 9; 10]. По мнению авторов, при этом должна сохраниться субъективная позиция ребенка, его интересы и опыт.

Основой профориентационной работы с дошкольниками является трудовое воспитание, включающее формирование представлений о содержании труда, об основных аспектах трудовой деятельности людей разных профессий, воспитание уважения к труду (как процессу), социальной значимости труда разных профессий [3; 5; 7; 8].

Специфика профориентационной работы с детьми дошкольного возраста в первую очередь заключается в подготовке основы для выбора профессии, дошкольники постепенно вводятся в мир профессий и знакомятся с особенностями трудовой деятельности. В данный период педагоги ставят перед собой задачу: создать условия для формирования у детей 6-7 лет единой картины о мире труда, профессий, для воспитания творческой активности, способности ориентироваться в разнообразии трудовой деятельности людей.

Перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии, поэтому в большинстве существующих программ ознакомление детей с трудом взрослых и профессиями не выделяется в качестве самостоятельной образовательной задачи, а осуществляется попутно и в ограниченном масштабе, идет сквозной нитью через все возрастные этапы. В данном случае старший дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

Вторым важным моментом в профориентаци-онной работе выступает необходимость организации взаимодействия образовательных организаций разных типов, начиная с дошкольной, где заказчиком и благополучателем ранней профориентации являются воспитанники и их родители. И. С. Сергеев и Т. Н. Четверикова рассматривают нетворкинг как деятельность по созданию системы полезных для профессиональной деятельности социальных кон-

тактов, связей, актуальных либо перспективных [6]. Профориентация призвана сбалансировать профессионально-карьерные намерения человека с потребностями экономики в квалифицированных кадрах определенного профиля и уровня подготовки, что подтверждает идею взаимодействия образовательных организаций в решении вопросов ранней профориентации.

Следовательно, субъектное пространство проф-ориентационного нетворкинга в системе взаимодействия «детский сад - техникум» может быть представлено через совместную деятельность воспитанников, педагогических работников образовательных организаций и родителей воспитанников.

Третий аспект организации профориентацион-ной работы связан с необходимостью использования современных форматов профориентации, основанных на активной позиции воспитанника, сотрудничестве и диалоге, практико-ориентированной деятельности (проектной, исследовательской, трудовой).

Таким образом, перед педагогами стоит актуальная задача развития системы ранней профориентации, базирующейся на непрерывности сопровождения формирования у воспитанников дошкольных образовательных организаций представлений о содержании труда и знаний о разнообразии мира профессий.

Методология

Предметом исследования выступает ранняя профориентация воспитанников, имеющая многоаспектный характер. В рамках данной статьи, с одной стороны, представлены процессы, связанные с профори-ентационной работой, с другой - результаты изучения уровня знаний ребенка о профессиях и уровня сфор-мированности представлений о содержании труда.

В качестве методологической базы исследования выбраны теоретические и эмпирические методы: анализ научной литературы, опрос, беседа. Исследования проводились на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников» (МАДОУ № 2). В эксперименте участвовали 30 воспитанников старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа).

Нами были использованы диагностические методики оценки уровня сформированности представлений воспитанников о мире профессий: диагностическая методика «Индивидуальная беседа с ребенком «Что значит трудиться», разработанная Е. И. Радиной,

позволяющая измерить уровень представления детей о содержании труда, отношения к труду и его значимости; диагностическая методика Е. И. Медвецкой «Что такое профессия», выявляющая уровень знаний ребенка об известных ему профессиях [7].

Результаты

На начало эксперимента воспитателями МАДОУ № 2 проведена диагностика детей с использованием методик Е. И. Медвецкой «Что такое профессия» и Е. И. Радиной «Индивидуальная беседа с ребенком «Что значит трудиться» для определения уровня знаний о профессиях и уровня сформированности представлений о содержании труда, отношения к труду и его значимости для общества [7].

В рамках формирующего эксперимента в МАДОУ № 2 ранняя профориентация воспитанников осуществлялась во взаимодействии с государственным профессиональным образовательным учреждением «Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум». Для этого были разработаны и утверждены следующие локальные акты: договор о сотрудничестве дошкольной образовательной организации с организацией-партнером по ранней профориентации воспитанников, программа «ПРОФИтур для дошколят», план совместной профориентационной работы дошкольной образовательной организации и профессиональной образовательной организации.

В соответствии с планом совместной профориен-тационной работы на базе техникума с дошкольниками проведены тематические экскурсии и практические занятия (трудовые мини-пробы, мастер-классы). Специфика данной деятельности заключалась в том, что дети участвовали в практических занятиях в специально оборудованных мастерских (парикмахерская, кухня, магазин, лаборатория и т. д.), где расположено необходимое оборудование и материалы для осуществления допрофессиональных трудовых действий. Воспитанники на занятиях становились «кондитерами», надевали специальную одежду, совместно с педагогом замешивали и раскатывали тесто, выпекали печенье, украшали его. Знакомясь с профессией «парикмахер», в мастерской «Косметичка» заплетали и стригли волосы манекенам. В роли «визажиста» накладывали макияж куклам-манекенам. В магазине раскладывали товар по полкам, работали с кассовым аппаратом, взвешивали и фасовали товар. В лаборатории по исследованию качества продуктов питания они выступали в роли «технолога», проводили экспертизу молока на наличие в нем крахмала и вредных бактерий.

В помещениях дошкольной образовательной организации оборудовали профи-студии, позволяющие производить обмен ресурсными возможностями каждой группы детского сада. При этом отпала необходимость накопления огромного количества материала в одной конкретно взятой группе для ознакомления с профессиями. Появилась возможность производить насыщение образовательного пространства в одном месте, куда приходили воспитанники разных групп для проведения профориентационных занятий. Создание профи-студий позволило совершенствовать работу по ранней профориентации воспитанников.

При организации ранней профориентации воспитанников большое внимание уделялось взаимодействию с родителями воспитанников. С одной стороны, родители стали активными участниками профори-ентационных мероприятий, сами проводили мастер-классы для детей. С другой стороны, педагоги политехнического техникума организовали мастер-классы для детей, родителей и педагогов дошкольной организации по сервировке стола и украшению кондитерских изделий. Участники учились изготавливать цветы из мастики, украшать торты и праздничный

Анализ результатов диагностики по методике Е. И. Медвецкой установил, что высокий уровень знаний об известных ребенку профессиях на начало исследования (сентябрь 2018 г.) продемонстрировали 3 ребенка, что составило 10 % от общего числа респондентов. Дети данной группы правильно отвечали на вопросы, определяли и называли орудия труда людей данных профессий, свободно рассказывали о трудовом процессе человека. По окончании исследования количество детей, имеющих высокий уровень, возросло до 6 человек (20 %).

Средний уровень знаний первоначально имели 18 (60 %) респондентов, дети этого уровня также верно определяли профессии, соответствующие орудия труда, но нуждались в наводящих вопросах педагога. Ответы были не полные и односложные. По оконча-

стол. В данном случае профориентационный нетвор-кинг представлен в качестве треугольника взаимодействия: ребенок - родитель - педагог. Педагогами политехнического техникума для родителей воспитанников были организованы экскурсии в мастерские, где они познакомились с профессиями, которые получают студенты по окончании техникума. В результате многие родители изменили свое отношение к рабочим профессиям и к возможности получения в дальнейшем ребенком среднего профессионального образования.

В ходе проведения образовательного марафона «Солнце профессий» родители представили свои творческие работы по темам «Профессия будущего», «#Папатут#папакрут», «Наряды профессий будущего», «Новая жизнь предмета», «Ментальная карта -профессии моей семьи», «Профессиональная раскадровка». При прохождении дистанций марафона участники получили опыт совместного общения (ребенок - педагог - родитель), проявили свои творческие и интеллектуальные способности.

Представляем результаты диагностики воспитанников, проведенной на начало и конец эксперимента (табл. 1).

нии исследования количество детей, имеющих средний уровень, возросло до 24 человек (80 %).

Низкий уровень знаний о профессиях на начало исследования показали 9 детей (30 %). Эти дети не справились с заданием: неохотно, без желания отвечали на вопросы, не могли назвать профессии, часто ошибались. По окончании исследования детей, имеющих низкий уровень знаний, не выявлено.

Для определения уровня сформированности представлений детей о содержании труда, отношения к труду и его значимости использована диагностическая методика «Индивидуальная беседа с ребенком «Что значит трудиться», разработанная Е. И. Радиной. Результаты диагностики воспитанников по методике «Что значит трудиться» представлены в таблице 2.

Таблица 1

Результаты диагностики уровня знаний ребенка о профессиях (по методике Е. Н. Медвецкой)

Время диагностики

Уровни Сентябрь 2018 г. Май 2019 г.

Число детей (чел.) Доля детей (%) Число детей (чел.) Доля детей (%)

Высокий уровень 3 10 6 20

Средний уровень 18 60 24 80

Низкий уровень 9 30 0 0

Таблица 2

Результаты диагностики воспитанников по методике «Что значит трудиться»

Время диагностики

Уровни Сентябрь 2018 г. Май 2019 г.

Число детей (чел.) Доля детей (%) Число детей (чел.) Доля детей (%)

Высокий 7 22 9 30

Средний 17 58 21 70

Низкий 6 20 0 0

На начало исследования большинство детей (80 %) понимали, что «трудиться» - значит работать, делать что-то важное и нужное для общества; они любят трудиться, помогают своим родителям. 20 % детей отнесли себя к группе «ленивых» детей, не желающих помогать родителям; они любят смотреть телевизор (мультфильмы) и играть в игрушки.

По результатам повторной диагностики сфор-мированности представлений детей о содержании труда, отношения к труду и его значимости наблюдается увеличение численности детей, имеющих средний и высокий уровни, на 12 и 8 % соответственно. Все дети отметили, что трудиться необходимо, чтобы зарабатывать деньги; свой труд дети описывали как помощь по дому (собрать игрушки, пропылесосить, вынести мусор и т. д.). Низкий уровень представлений детей о содержании труда, отношения к труду и его значимости не выявлен.

Заключение

Проведенные исследования показали, что организация ранней профориентации в системе взаимодействия образовательных организаций «детский сад -техникум», использование практико-ориентирован-ных форматов профориентации повышают результативность профориентационной работы, расширяют знания дошкольников о разнообразии мира профессий, представления детей о содержании труда, положительно влияют на отношение их к труду, закладывают основы для выбора будущей профессии.

Данное исследование продолжается в рамках деятельности временного научно-исследовательского коллектива по теме «Современные форматы профориентации воспитанников и обучающихся в условиях взаимодействия образовательных организаций разных типов (на примере Ленинск-Кузнецкого, Новокузнецкого, Осинниковского городских округов Кемеровской области)» и в дальнейшем предполагает подбор и апробацию критериев и показателей результативности реализации базовыми учреждениями Кузбасского регионального института разви-

тия профессионального образования современных форматов профориентации воспитанников и обучающихся.

Литература

1. Баранов А. А., Елганов А. Р. Формирование навыков социально безопасного поведения у старших дошкольников в процессе совместной деятельности со взрослым // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 2 (22). С. 7-9.

2. Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых / Н. А. Баранова, Т. В. Гугуман, В. Ф. Попова, О. Г Романенко // Молодой ученый. 2015. № 7. С. 731-734.

3. Блинов В. И., Сергеев И. С. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования. М., 2014. 38 с.

4. Залялилева Д. Р., Шафикова Л. И. Реализация профориен-тационной программы в детском саду как первая ступень к определению своего места в современном обществе // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2015. № 5. С. 18-19.

5. Иванова Н. В., Виноградова М. А. Теоретические и практические аспекты ранней профориентации детей дошкольного // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 3. С. 38-46.

6. Профориентационный нетворкинг / авт.-сост.: И. С. Сергеев, Т. Н. Четверикова. СПб., 2020. 36 с.

7. Радина Е. И. Ознакомление детей с трудом взрослых. Воспитание дошкольников в труде. М., 1994. 325 с.

8. Рылова Н. Т., Хвалевко Н. Г Профориентационная работа с воспитанниками дошкольных образовательных организаций. Кемерово, 2019. 94 с.

9. Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение: современный аспект // Профессиональное образование. Столица. 2015. № 6. С. 2-6.

10. Чистякова С. Н. Оценка состояния и перспективы развития профессионального самоопределения как важнейшая составляющая воспитания и обучения подрастающего поколения в современных условиях // Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». 2016. № 11. С. 22-25.

References

1. Baranov A. A., Elganov A. R. Formirovanie navykov social'no bezopasnogo povedeniya u starshih doshkol'nikov v processe sovmestnoj deyatel'nosti so vzrosl [Formation of skills and social-safe behavior among preschool children in the process of joint activity with an adult]. The Humanities and Education, 2015, no. 2 (22), pp. 7-9. (In Russian).

2. Baranova N. A., Huhuman, T. V., Popova, V. F., Romanenko O. G. Znakomstvo doshkol'nikov s professional'nojdeyatel'nost'yu vzroslyh [Acquaintance of preschoolers with the professional activities of adults]. Young Scientist, 2015, no. 7, pp. 731-734. (In Russian).

3. Blinov V. I., Sergeev I. S. Koncepciya organizacionno-pedagogi-cheskogo soprovozhdeniya professional'nogo samoopredeleniya obuchayushchihsya v usloviyah nepreryvnosti obrazovaniya [The concept of organizational and pedagogical support of professional self-determination of students in the context of continuous education]. Moscow, 2014, 38 p. (In Russian).

4. Zalyalileva D. R., Shafikova L. I. Realizaciya proforientacionnoj programmy v detskom sadu kak pervaya stupen' k opredeleniyu svoego mesta v sovremennom obshchestve [Implementation of a career guidance program in kindergarten as the first step to determining one's place in modern society]. Education and Training of Young Children, 2015, no. 5, pp. 18-19. (In Russian).

5. Ivanova N. V., Vinogradova M. A. Teoreticheskie i prakticheskie aspekty rannej proforientacii detej doshkol'nogo [Theoretical and practical aspects of early career guidance for preschool children]. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2019, no. 3, pp. 38-46. (In Russian).

6. Proforientacionnyj netvorking [Vocational guidance networking]. Author-comp.: I. S. Sergeev, T. N. Chetverikova. St. Petersburg, 2020, 36 p. (In Russian).

7. Radina E. I. Oznakomlenie detej s trudom vzroslyh. Vospitanie doshkol'nikov v trude [Familiarization of children with adult labor. Education of preschool children in labor]. Moscow, 1994, 325 p. (In Russian).

8. Rylova N. T., Khvalevko N. G. Proforientacionnaya rabota s vospitannikami doshkol'nyh obrazovatel'nyh organizacij [Career guidance work with pupils of preschool educational organizations]. Kemerovo, 2019, 94 p. (In Russian).

9. Chistyakova S. N. Professional'noe samoopredelenie: sovremen-nyj aspekt [Professional self-determination: a modern aspect]. Professional Education. Capital, 2015, no. 6, pp. 2-6. (In Russian).

10. Chistyakova, S. N. Ocenka sostoyaniya i perspektivy razvitiya professional'nogo samoopredeleniya kak vazhnejshaya sostavlyayushchaya vospitaniya i obucheniya podrastayushchego pokoleniya v sovremennyh usloviyah [Assessment of the state and prospects for the development of professional self-determination as the most important component of education and training of the younger generation in modern conditions]. Appendix to the journal "Professional education. Capital" 2016, no. 11, pp. 22-25.

УДК/UDC 37.048.45 Н. В. Прокудина

N. Prokudina

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В РАМКАХ ПРОЕКТА «СТО ДОРОГ - ОДНА МОЯ»

CAREER GUIDANCE WORK WITH PRIMARY SCHOOL STUDENTS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE PROJECT "ONE HUNDRED ROADS - ONE IS MINE"

Введение. В Кузбассе с 2018 г. действует долгосрочный профориентационный проект «Сто дорог -одна моя», целью которого является комплексная подготовка обучающихся к выбору будущей профессии. В статье предлагается опыт профориентацион-ной работы с младшими школьниками: диагностика уровня сформированности профсамоопределения, динамика готовности обучающихся к выбору профессии и подготовка педагогов к дальнейшей работе со средним звеном школьников.

Методология. В статье проблема отсутствия системной работы школьных педагогов по подготовке обучающихся к будущей профессиональной деятельности решается посредством анализа современной научно-методической литературы, современного российского опыта работы по ранней профориентации, констатирующего эксперимента (тестирование, опрос и наблюдение), обобщения результатов наблюдения.

Результаты. Диагностическое исследование уровня сформированности профессионального самоопределения младших школьников показало положи-

тельную динамику по когнитивному, мотивационно-ценностному и деятельностному критериям, выработанным центром профориентации и постинтернатного сопровождения ГБУ ДПО «КРИРПО» на основе работ С. Н. Чистяковой и используемым при оценке готовности школьников ко взрослой жизни.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение. Системная и целенаправленная профориентационная работа позволяет подготовить обучающихся к осознанному выбору профессии, будущей профессиональной карьере и успешной взрослой жизни.

Introduction. In Kuzbass, since 2018, there has been a long-term career guidance project "One Hundred Roads -one is mine", the purpose of which is to provide comprehensive training for students to choose their future profession. The article presents the experience of career guidance work with primary school students: diagnostics of the level of professional self-determination formation, dynamics of students' readiness to choose a profession, and preparation of teachers for further work with middle school students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.