Н ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ _
УДК 373.24 DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10082
Зиновьева А.А., Мазниченко М.А., Шуванова В.П.
Включение дошкольников в пробную профессиональную деятельность как средство ранней профориентации
Зиновьева Алла Анатольевна*3, Мазниченко Марина Александровна6, Шуванова Виктория Петровна6
а МДОБУ Детский сад №1 36 «Умка» (Сочи, Россия); б ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет» (Сочи, Россия)
Ранняя профориентация - содействие ребенку в допрофессиональном самоопределении, выборе подходящего вида труда с учетом его потребностей и возможностей - неотъемлемое условие подготовки профессиональных кадров, способных обеспечить глобальную конкурентоспособность России. Начинать раннюю профориентацию необходимо уже с детского сада, так как именно в период дошкольного детства у ребенка формируется отношение к труду, к профессиям, модели трудовой деятельности. Ранняя профориентация включена в образовательную программу ДОУ (область «Социально-коммуникативное развитие») как неотъемлемая составляющая полноценного развития личности. Однако в массовой практике детских садов ранняя профориентация чаще всего сводится к ознакомлению детей с профессиями и видами труда и формированию ценностного отношения к труду и представителям профессий. При этом дети не включаются в реальную профессиональную деятельность, не могут попробовать себя в разных профессиях. В настоящей статье предложено средство усиления практической направленности ранней профориентации дошкольников - включение их в пробную профессиональную деятельность в специально оборудованных центрах профессиональных проб на базе детского сада и его социальных партнеров. Авторами проведен анализ имеющихся научных исследований, методических разработок, инновационных проектов и программ по ранней профориентации, реализуемых детскими садами. Изучен имеющийся в детском саду поселка Чегдомын опыт организации игровых профессиональных мини-проб дошкольников. Показаны пути развития этого опыта посредством создания на базе детских садов и его социальных партнеров центров профессиональных проб, оборудованных с учетом современных профессиональных реалий и требований безопасности дошкольников, и организации в них пробной профессиональной деятельности детей в режимные моменты как части программы «Профессиональный навигатор» (компонент вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования). Раскрыты условия включения дошкольников в пробную профессиональную деятельность.
Ключевые слова: ранняя профориентация, профессиональные пробы, дошкольники, пробная профессиональная деятельность дошкольников, профессиональные пробы дошкольников, центры профессиональных проб в детском саду.
Для цитирования: Зиновьева АА, Мазниченко МА., Шуванова В.П. Включение дошкольников в пробную профессиональную деятельность как средство ранней профориентации // Современное дошкольное образование. - 2020. - №5(101). - С. 18-31. DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10082 Материалы статьи получены 12.07.2020.
* Контакты: [email protected]
UDC 373.24
DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10082
Inclusion of Preschool Children in Trial Professional Activities as a Means of Early Career Guidance
Alla A. Zinovievaa; Marina A. Maznichenkob; Victoria P. Shuvanovab
a MDOBU Kindergarten №136 "Umka", Sochi, Russia; b Sochi State University, Sochi, Russia
Early career guidance - helping a child in pre-professional self-determination, choosing a suitable type of work, taking into account his needs and capabilities - is an essential condition for training professional personnel capable of ensuring Russia's global competitiveness. It is necessary to start early career guidance from kindergarten, since it is during preschool childhood that a child develops an attitude towards work, professions, and a model of work activity. Early career guidance is included in the educational program of the preschool educational institution (area "Social and Communicative Development") as an integral part of the full development of the individual. However, in the mass practice of kindergartens, early career guidance most often comes down to acquainting children with professions and types of work and the formation of a value attitude to work and representatives of professions. At the same time, children are not included in real professional activities, they can't try themselves in different professions. This article proposes a means of strengthening the practical orientation of early career guidance of preschool children - including them in trial professional activities in specially equipped centers of professional tests based on the kindergarten and its social partners. The authors analyzed the available scientific research, innovative projects and programs for early career guidance implemented by kindergartens. The experience of organizing professional mini-tests for preschoolers, available in the kindergarten of the Chegdomyn village, was studied. The ways of developing this experience are shown through the creation of centers for professional tests based on kindergartens and its social partners, equipped with modern professional realities and safety requirements of preschoolers, and organizing children's trial professional activities in them during regime moments as part of the "Professional Navigator" program (component variable part of the main educational program of preschool education). The article reveals the conditions for the inclusion of preschool children in trial professional activity..
Keywords: early career guidance, professional tests, preschool children, trial professional activity of preschool children, professional tests of preschool children, centers of professional tests in kindergarten.
For citation: Zinovieva A.A., Maznichenko M.A., Shuvanova V.P. (2020). Inclusion of preschool children in trial professional activities as a means of early career guidance. Preschool Education Today. 5:14, 18-31 (in Russian). DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10082
Original manuscript received 12.07.2020.
* Contacts: [email protected]
1. Актуальность ранней
профориентации
дошкольников
В Прогнозе научно-технологического развития России на период до 2030 года поставлена цель - «обеспечение глобальной конкурентоспособности, технологического лидерства России в экономике и обществе будущего» (Прогноз, 2013). Ключевую роль в достижении этой цели играет образование. В программном документе «Двенадцать решений для ново-
го образования» отмечается: «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 годы в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования» (Двенадцать решений, 2018). Поэтому одним из ключевых направлений социально-экономического роста России на ближайшее время определена «подготовка профессиональных кадров, особенно в сфере производства» (13-я «прямая линия», 2015). Указом Президента РФ
от 7.05.2012 г. № 597 (п.1 подпункт «а» абзац 7) поставлена задача «обеспечить увеличение к 2021 году числа высококвалифицированных работников с тем, чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников» (Указ, 2012).
Важным условием подготовки профессиональных кадров является профориентация -«комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда» (Постановление, 1996).
На современном рынке труда растет доля высокопроизводительных рабочих мест, требующих длительной профессиональной подготовки. Программы среднего профессионального и высшего образования становятся более вариативными, предоставляют студентам право самим определять содержание своего профессионального образования. Наблюдаются ускорение социальных и технологических процессов, быстрая смена трудовых функций, требующие широкой ориентации в мире профессий и понимания меняющихся потребностей рынка труда. Более успешным в современном обществе становится человек, хорошо ориентирующийся на рынке труда, способный быстро овладевать востребованной профессией, новыми профессиональными функциями, а также выбирающий те виды труда, которые он способен выполнять высокопрофессионально, мастерски, качественно, т.е. в которых он имеет высокие конкурентные преимущества. В такой ситуации возникает необходимость ранней профориентации -содействия ребенку в допрофессиональном самоопределении, выборе подходящего вида труда с учетом его потребностей и возможностей, запросов и перспектив развития регионального и российского рынка труда. От того, сколь эффективной, личностно-ориен-тированной и практически-направленной будет ранняя профориентация в ДОУ, зависит, обнаружит ли дошкольник интерес к какому-либо труду, востребованному на рынке труда, приобретет ли опыт старательного, увлеченного занятия любимым делом, получения удовольствия и удовлетворения от его результатов, сколь эффективно, с пользой для себя и общества он будет выполнять в будущем свою социальную роль труженика.
Профориентация, по словам Президента РФ В.В. Путина, должна начинаться со школь-
ной скамьи. 16 апреля 2015 года на традиционной пресс-конференции («прямой линии» с гражданами РФ) президент, рассматривая проблему нехватки квалифицированных молодых кадров, поднятую жителем Нижнего Тагила, отметил: «Лучше бы начинать профориентацию на самой ранней стадии, еще и в школе» (13-я «прямая линия», 2015).
Однако начинать раннюю профориентацию в школе бывает уже поздно, так как в период дошкольного детства при отсутствии в ДОУ и семье педагогических условий, необходимых для успешной ранней профориентации, у многих детей формируются неконструктивные установки относительно значимости труда («способ зарабатывания денег»), негативное отношение к определенным профессиям (чаще всего рабочим и востребованным в регионе) и к труду (как к скучной обязанности), непродуктивные модели участия в трудовой деятельности (неумение получать удовольствие от труда, старательно, увлеченно трудиться, терпеливо добиваться результата, нести за него ответственность, работать в команде), неуверенность в своей способности хорошо выполнять различные виды труда.
Поэтому уже на дошкольной ступени образования необходимо организовывать работу по ранней профориентации. В действующем Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. №1 указано, что профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. Они должны «в процессе реализации программ воспитания осуществлять психолого-социальную ориентацию детей; проводить бесплатные учебные занятия по изучению мира труда; развивать у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки; формировать мотивацию и интересы детей» (Постановление, 1996).
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ранняя профориентация рассматривается как неотъемлемое условие всестороннего, полноценного развития ребенка, в качестве одного из целевых ориентиров дошкольного образования определено формирование у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека; о видах труда, о профессиях, личностных и деловых качествах человека-труженика (Федеральный государственный стандарт, 2013).
2. Изучение проблемы ранней профориентации дошкольников в педагогической науке
В педагогической науке разработаны теории и методики трудового воспитания, ознакомления детей с профессиями и видами труда, формирования у них ценностного отношения к труду, к человеку-труженику.
A.В. Батовой конкретизировано содержание представлений о профессиях, которое должно быть сформировано в старшем дошкольном возрасте (Батова, 2017). В.П. Конд-рашовым определены условия формирования у дошкольников представлений о мире профессий в игровой деятельности. Разработана модель ранней профессиональной ориентации дошкольников, раскрывающая последовательные этапы становления у ребенка образа «Я-профессионал», программа для ДОУ «Мир профессий», основой которой выступает организация с детьми профориен-тационных сюжетно-ролевых игр (Кондрашов, 2001). Формирование у дошкольников представлений о профессиях посредством сюжетных игр в методическом аспекте изучалось
B. Федоренко (Федоренко, 1978). Теория и методика трудового воспитания дошкольников разработана М.В. Крулехт, А.А. Крулехт (2012).
Исследователи рассматривают в неразрывной взаимосвязи формирование представлений детей о труде и воспитание у них эмоционально-ценностного отношения к труду, к человеку-труженику. Предметом исследований многих ученых выступило воспитание у дошкольников уважительного отношения к труду взрослых: взрослый как носитель творческого начала (Дыбина, 2002), трудолюбия (Шингаркина, 2008), человек-труженик (Шахманова, 1989), образец трудовой активности (Тарабарина, 2012), субъект общественно значимого труда (Логинова, 1984).
Вопросы организации ранней профориентации дошкольников в детском саду практически проработаны в ряде методических изданий: (Алябьева, 2018; Дидович, Задорожная, Макаренко, 2018; Кондрашов, 2004; М. Крулехт, А. Крулехт, 2012; Потапова, 2005; Сосновский, 2017; Шаламова, 2012; Шорыгина, 2013).
В процессе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых педагоги применяют различные методики. В частности, методику С.А. Козловой, А.Ш. Шахмановой (1989),
направленную на знакомство детей с тружениками, с их отношением к труду, формирование представлений о профессиях как ответе на потребности людей, и методику М.В. Крулехт, А.А. Крулехт (2012), В.И. Логиновой (1984), направленную на формирование у детей представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду взрослых.
3. Актуальность усиления практической направленности ранней профориентации дошкольников
В существующей практике дошкольного образования ранняя профориентация чаще всего сводится только к ознакомлению детей с профессиями и видами труда и формированию уважительного отношения к труду взрослых. основными педагогическими средствами решения этой задачи выступают тематические занятия и беседы, виртуальные и реальные экскурсии, встречи с представителями профессий и профессионально-ориентированные сюжет-но-ролевые игры, в отдельных случаях - исследовательская и проектная деятельность детей, экспериментирование и моделирование с целью изучения той или иной профессии. При этом дети не включаются в реальную профессиональную деятельность, не могут попробовать себя в разных профессиях.
В программах детского сада предусмотрена организация трудовой деятельности детей (дежурство по группе, самообслуживание, уход за растениями в группе, участие в разбивке клумбы, высаживание и выращивание растений в теплице и др.), но такая деятельность связана с выполнением хозяйственно-бытовых, а не профессионально-трудовых функций.
Детскими садами проводятся реальные и виртуальные экскурсии на предприятия с целью знакомства с профессиями, но в ходе таких экскурсий дети не могут попробовать себя в какой-либо профессиональной деятельности.
В группах детского сада имеются игровые пространства и атрибуты (называемые уголками, мастерскими, профессиональными центрами) для профессионально-ориентированных сюжетно-ролевых игр (в магазин, ателье, парикмахерскую, больницу, гараж, пожарных и т.д.), но через такую игру ребенок не может понять, получится ли у него реально выполнять какую-либо профессиональную деятельность,
получать полезные для людей результаты, ребенок не учится терпеливо, старательно, увлеченно трудиться, выполняя профессиональную (а не только хозяйственно-бытовую) деятельность, брать на себя ответственность за выполнение профессиональной задачи.
Родители зачастую применяют непродуктивные модели семейного воспитания, препятствующие успешной профориентации дошкольников: не доверяют детям выполнять хозяйственно-бытовую работу в семье, ругают и наказывают в случае ее плохого выполнения, не всегда поощряют, мотивируют в случае старательного выполнения, не берут с собой на рабочее место, не привлекают к посильной помощи в выполнении своих профессиональных обязанностей, приучают ребенка к тому, что все для него делают взрослые члены семьи, освобождают от всех домашних обязанностей детей, делающих успехи, например, в каком-либо виде спорта, живописи или музыке, ориентируют ребенка на ту профессию, которая нравится родителям или в которой они сами не смогли достичь успеха и хотят, чтобы это сделали их дети, а не на ту, к которой склонен и испытывает интерес ребенок, не включают ребенка в различные виды трудовой деятельности (например, в неполной семье, где воспитывает одна мама, сложно вовлечь ребенка в мужские виды труда) и т.д.
Акцент на знаниевую составляющую в профориентации продолжается и в школе (профильные классы, элективные курсы, тематические классные часы), так как в большинстве школ так же, как и в детских садах, отсутствует материально-техническая база для организации профессиональных проб (мастерские, учебно-тренинговые центры, лаборатории и т.д.). Исключение - центры дополнительного образования детей, имеющие такую базу, но они не могут охватить всех школьников. В результате многие выпускники российских школ не готовы к осознанному выбору профессии, не нашли свое любимое дело, о чем свидетельствуют невысокие показатели трудоустройства выпускников вузов и ссузов по полученной специальности. Невысока популярность у абитуриентов востребованных на рынке труда рабочих профессий, специальностей линейного персонала. Большинство выпускников школ, чаще всего по совету родителей или по примеру сверстников, стремятся получить высшее образование, будучи более способны к физическому труду или к творчеству и не обладая способностью к продуктив-
ному интеллектуальному труду. В результате они не могут трудоустроиться и стать востребованными специалистами, реализовать свой потенциал, испытывают психологические проблемы, занимаясь нелюбимым делом.
Средством решения названных проблем, усиления практической направленности ранней профориентации в ДОУ может выступить организация пробной профессиональной деятельности детей в центрах профессиональных проб, создаваемых на базе детского сада и его социальных партнеров.
4. Сущность метода профессиональных проб
Под профессиональной пробой понимается испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид, способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии (Фукуяма, 1989).
Метод профессиональных проб применяется в педагогике как средство профессиональной подготовки и профориентации.
Метод профессиональных проб как средство профориентации разработан японским профессором С. Фукуямой (1989). С помощью данного метода обучающийся может испытать себя в той профессиональной деятельности, которую он выбрал или собирается выбрать; определить, соответствует ли характер данной деятельности его способностям и умениям; ознакомиться с основными характеристиками представляемой профессии (специальности); овладеть первичными умениями профессиональной деятельности.
В образовательной практике в зависимости от решаемых педагогических задач и возраста обучающихся организуются игровые, учебно-профессиональные, профильные, собственно профессиональные пробы (Фукуяма, 1989).
5. Опыт организации профессиональных проб дошкольников в российской образовательной практике
В российской образовательной практике профессиональные пробы чаще всего используются с целью профессиональной подготовки студентов в вузах и ссузах. Так, П.В. Родионов рассматривает добровольческую общественную организацию как место
профессиональных проб студентов бакалавриата (Родионов, 2020).
Организация профессиональных проб дошкольников с целью ранней профориентации не характерна для массовой российской практики дошкольного образования. Мы провели анализ инновационных проектов и программ детских садов по ранней профориентации дошкольников, размещенных на официальных сайтах детских садов, на сайтах региональных Институтов развития образования и органов управления образованием, а также на методических порталах: (Академия профессий, 2018; Калейдоскоп профессий, 2020; Комплекс психолого-педагогических условий, 2018; Лаборатория профессий. Дошкольник, 2015; Пропедевтика ранней профориентации, 2019; Профессии нашего города, 2020; Психолого-педагогические условия, 2020; Ранняя профориентация дошкольников в мире профессий, 2019; Ранняя профориентация дошкольников с учетом регионального компонента, 2019; Ребенок в мире профессий, 2020; Сазонова, 2015; Создание в ДОУ психолого-педагогических условий, 2016; Создание мобильных интерактивных мастерских, 2017).
Анализ показал, что в имеющихся программах и проектах акцент в ранней профориентации делается на знаниевую составляющую -ознакомление детей с профессиями и видами труда. Основными методами и технологиями выступают тематические занятия, сюжетно-ролевые игры, реальные и виртуальные экскурсии, встречи с профессионалами, чтение художественной литературы, организация проектной, исследовательской деятельности детей, экспериментирования и моделирования по тематике различных профессий и видов труда. При этом не обеспечивается включение детей в реальную (пробную) профессиональную деятельность, в различные виды труда - не только хозяйственно-бытового, но и профессионального.
Исключение составил проект МБДОУ детский сад №12 «Солнышко» поселка Чегдомын Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края «Пропедевтика ранней профориентации дошкольников посредством современных образовательных технологий» (Пропедевтика ранней профориентации, 2019). С целью ранней профориентации в данном детском саду используется технология игровых профессиональных мини-проб, которые организуются в сочетании с сюжетно-ролевой игрой. В ДОУ разработана методика реализации
профессиональных игровых проб, включающая три этапа:
- подготовительный (определение интересов, увлечений детей, отношения к профессиям, общей готовности к выполнению профессиональной пробы);
- информационный (знакомство с профессиональной деятельностью специалистов посредством просмотра кинофильмов, видеороликов, слайдовых презентаций, организации дидактических и настольно-печатных игр проф-ориентационной направленности, производственных экскурсий, встреч с профессионалами, элементарной профессиональной деятельности детей совместно с представителем профессии, решения дидактических задач, направленных на приобретение знаний о профессии);
- исполнительский (моделирование профессиональной деятельности: детям дается игровое задание, оговариваются условия, которые необходимо соблюдать при его выполнении, определяется продукт (результат), который необходимо получить по завершении профессиональной деятельности).
Профессиональные пробы организуются на базе мастерских (по профессиям кулинар, актер, артист-фокусник, библиотекарь, строитель и др.). Некоторые профессиональные пробы реализуются на базе социальных партнеров. например, на базе партнера детского сада - Чегдомынского горно-металлургического техникума организована профессиональная проба по профессии повар-кулинар «Изготовление булочки».
Однако профессиональные пробы в детском саду «Солнышко» носят игровой и несистематический характер и не предполагают создания на базе ДОУ специально оснащенных соответствующим инвентарем и оборудованием Центров профессиональных проб - учебной кухни, гостиничного номера и т.д.
6. Проект МДОБУ №136 «Умка» г. Сочи по включению дошкольников в пробную профессиональную деятельность
С целью развития в Краснодарском крае практики организации профессиональных проб дошкольников как средства их ранней профориентации МДОБУ № 136 «Умка» разработан инновационный проект «Организация Центра
ранней комплексной профориентации в условиях дошкольной образовательной организации с использованием возможностей социального партнерства», который планируется представить на конкурс «Инновационный поиск».
Проект реализуется в условиях социального партнерства - создания образовательной сети. Участниками образовательной сети выступят:
МДОБУ № 136 «Умка» г. Сочи - выступит организатором и координатором проекта;
МДОУ № 6, 19, 23, 34, 35, 40, 69, 78, 79, 86, 105, 110, 120 г. Сочи: для руководителей и педагогов данных детских садов будут организованы обучающие семинары, вебинары, курсы повышения квалификации по организации комплексной ранней профориентации дошкольников и профессиональных проб детей; МДОБУ №136 предоставит созданный на его базе Центр ранней комплексной профориентации для организации профессиональных проб воспитанников детских садов-партнеров;
ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет» - опорный вуз Краснодарского края - предоставит детскому саду свою учебно-лабораторную базу для организации профессиональных проб детей: сертифицированный Центр профессиональных компетенций по стандартам Ворлдскиллс по компетенции «Поварское дело», учебный отель «Солнечный ветер», учебный ресторан «Атолл», лабораторию строительных материалов, Центр здоровья, оснащенный современным медицинским оборудованием, студенческий научно-образовательный центр «Корифей», студенческую юридическую клинику;
ООО «Центр молодежного инновационного творчества», реализующий программы дополнительного образования школьников, предоставит для профессиональных проб дошкольников лабораторию 3D-проектирования и моделирования и студию звукозаписи;
МБУ ДО «Центр творческого развития и гуманитарного образования г. Сочи» - будет осуществлен обмен опытом организации профессионально-ориентированной проектной деятельности дошкольников;
МАУ ДО Центр дополнительного образования для детей «СИБ» г. Сочи также предоставит свою лабораторную базу (студия творческого развития «Оперение» и карвинг-студия);
ГБПОУ «Сочинский медицинский колледж» (медицинские лаборатории);
ГБПОУ Краснодарского края «Сочинский профессиональный техникум» (автослесарные и строительные мастерские).
7. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада для организации пробной профессиональной деятельности детей
Для организации пробной профессиональной деятельности дошкольников на базе детского сада и его социальных партнеров создаются центры профессиональных проб, оснащенные реальным профессиональным оборудованием, инвентарем, инструментами, но при этом с соблюдением условий безопасности и доступности для детей дошкольного возраста (СанПиН). Содержание профессиональных проб определяется с учетом текущих запросов и перспектив развития регионального рынка труда.
Центры профессиональных проб создаются по трем тематическим блокам: физический труд, творческий труд, интеллектуальный
труд.
В рамках инновационного проекта на базе МДОБУ №136 г. Сочи и его социальных партнеров планируется создать следующие центры профессиональных проб с учетом запросов и перспектив развития Краснодарского края преимущественно как сельскохозяйственного и туристско-рекреационного региона:
Центры профессиональных проб в сфере физического труда:
• на базе детского сада: учебная кухня (детский комбинат питания), учебный гостиничный номер;
• на базе социальных партнеров: сертифицированный центр профессиональных компетенций Ворлдскиллс по компетенции «Поварское дело», учебный отель «Солнечный ветер», учебный ресторан «Атолл», лаборатория строительных материалов Сочинского государственного университета; автослесарные мастерские Сочинского профессионального колледжа.
Центры профессиональных проб в сфере
творческого труда:
• на базе детского сада: лаборатории «Юный художник», ландшафтного дизайна, театральная, музыкальная, фото- и киностудия;
• на базе социальных партнеров: лаборатория графического дизайна, киностудия «Объектив» студентов Сочинского государственного университета по направлению «Реклама и связи с общественностью», студия творческого развития «Оперение» и карвинг-
студия МАУ ДО Центр дополнительного образования для детей «СИБ» г. Сочи; лаборатория 3d-моделирования и видеостудия Центра инновационного молодежного творчества.
Центры профессиональных проб в сфере интеллектуального труда:
• на базе детского сада: лаборатория робототехники, экскурсионное бюро, детская больница, детская педагогическая лаборатория;
• на базе социальных партнеров: студенческий научно-образовательный центр «Корифей», юридическая клиника Сочинского государственного университета.
8. Условия организации пробной профессиональной деятельности дошкольников
Эффективность пробной профессиональной деятельности субъектов образования зависит от средовых условий ее реализации. Основными условиями организации пробной профессиональной деятельности дошкольников выступают:
- наличие комфортных, безопасных для детей помещений, соответствующих требованиям СанПиНов, для организации профессиональных проб;
- наличие соответствующих реальным условиям профессиональной деятельности и требованиям безопасности для детей оборудования и инвентаря. В отличие от сюжетно-ролевой игры, в профессиональных пробах используется не игровой реквизит, а настоящие рабочие инструменты;
- четкая организация: предъявление ребенку конкретной, доступной ему профессиональной задачи, условий ее выполнения, планируемого результата;
- развивающая направленность профессиональных проб - ориентация на зону ближайшего развития по Л.С. Выготскому. Эта зона определяет уровень потенциально возможного развития, которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками. После приобретения опыта совместной деятельности он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач;
- тьюторское сопровождение - нахождение рядом с детьми специалиста-профессионала, который ставит перед каждым из них конкретную профессиональную задачу
и описывает конечный продукт (результат) ее решения, предъявляет условия, которые необходимо соблюдать при выполнении задачи, и контролирует их соблюдение, оказывает помощь в выполнении задания (при необходимости), контролирует соблюдение техники безопасности и последовательности выполнения профессиональной задачи, оказывает помощь в рефлексии детьми выполненной задачи;
- педагогическое сопровождение. В ходе выполнения дошкольниками профессиональных игровых проб воспитатель выявляет, уточняет и закрепляет элементарные представления и умения детей, необходимые для качественного выполнения задания. По мысли В.А. Ясвина (2001), образовательная среда формируется не только пространственным (здания, аудитории, полигоны и др.) и предметным (стенды, макеты, лабораторные установки и другие средства обучения) окружением субъекта образования, но также условиями педагогического взаимодействия и характером субъект-субъектных отношений, развивающих личность субъекта образования;
- реализация в детском саду инновационной программы ранней комплексной профориентации дошкольников «Профессиональный навигатор». Организация пробной профессиональной деятельности дошкольников является частью комплексной работы по ранней профориентации дошкольников, включающей предварительное ознакомление детей с профессиями и видами труда, востребованными в регионе и перспективными для его развития, в ходе тематических занятий, реальных и виртуальных экскурсий и сюжетно-ролевых игр, и проведение ранней профдиагностики и профконсультирования детей и родителей, направленного на оказание помощи в выборе наиболее подходящего для ребенка содержания профессиональных проб. Такая работа предусмотрена Программой ранней профориентации «Профессиональный навигатор», включающей три тематических блока (модуля): «Знакомство с профессиями», «Профдиагностика и проф-консультирование», «Профессиональные пробы». Наполнение программы на базе МДОУ №136 с учетом потребностей и перспектив развития регионального рынка труда выглядит следующим образом:
Блок «Знакомство с профессиями, востребованными в регионе» включает:
1) Проведение в соответствии с тематическим планированием занятий с детьми в рамках
образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», направленных на ознакомление с профессиями, востребованными в Краснодарском крае, и развитие связной речи:
«Кто работает в гостинице?» (профессии специалиста службы приема и размещения, рум-сервиса, горничной, метрдотеля, швейцара и др.).
«Продавец - лицо магазина».
«Развлекающие профессии» (аниматор, музыкант, художник, актер, профессии в кинотеатре, развлекательном центре).
«Что нам стоит дом построить» (профессии строителя, архитектора, инженера-проектировщика, графического дизайнера).
«Профессии, которые дают людям здоровье» (врач, медсестра, санитарный врач, эпидемиолог, фармацевт, фитнес-тренер, инструктор по физической культуре, диетолог).
«Кто делает наш город цветущим?» (профессии ландшафтного дизайнера, озеленителя).
«Спасатели и хранители порядка» (профессии МЧС, пожарника, полицейского).
«Легко ли быть педагогом?» (профессии воспитателя, помощника воспитателя, учителя, преподавателя вуза, педагога дополнительного образования).
«Повелители денег» (профессии бухгалтера, экономиста, банковского работника).
«Путешествие в ресторан» (профессии повара, официанта, стюарда, администратора зала).
«Откуда берется еда в магазинах?» (профессии агронома, пекаря, кондитера, технолога пищевой промышленности).
«Кто может сделать человека красивее?» (профессии парикмахера, косметолога, швеи, мастера маникюра и педикюра, дизайнера одежды).
«Повелители машин» (профессии водителя, пилота, машиниста поезда, проводника, стюардессы, таксиста, автослесаря).
«Повелители техники» (профессии инженера, программиста, системного администратора, оператора компьютерной техники).
2) Проведение 2 раза в месяц тематических реальных и виртуальных экскурсий на предприятия и в организации города Сочи (предприятия социальных партнеров детского сада и предприятия и организации, на которых работают родители воспитанников детского сада).
3) Организацию в режимные моменты в группах сюжетно-ролевых игр по тематике проведенных занятий (игры в магазин, гостиницу, ресторан, больницу, парикмахерскую, гараж,
спасателей, пожарников, строителей, школу, детский сад и др.).
Блок «Ранняя профдиагностика и проф-консультирование» включает проведение про-фдиагностики детей и консультирования детей и родителей по выбору ребенком любимого дела, профессии. Используется адаптированная к дошкольному возрасту методика компьютерного тестирования «Профориентатор».
Блок «Профессиональные пробы» включает организацию 1 раз в неделю пробной профессиональной деятельности детей на базе центров профессиональных проб детского сада и социальных партнеров (по выбору ребенка в режимные моменты):
• работа в качестве повара, шеф-повара, стюарда, официанта, администратора зала на учебной кухне в ДОУ, учебном ресторане и в сертифицированной лаборатории Ворлдскиллс по компетенции «Поварское дело» Сочинского государственного университета;
• работа в качестве горничных, метрдотелей, швейцаров, специалистов службы приема и размещения в учебном гостиничном номере детского сада и в учебном отеле СГУ «Солнечный ветер»;
• работа экскурсоводом - проведение экскурсий по детскому саду с младшими группами на базе детского экскурсионного бюро МДОБУ №136;
• работа аниматором - организация развлекательных мероприятий, праздников, театрализованных представлений для младших групп на базе театральной и музыкальной студии детского сада;
• работа художником-оформителем -изготовление рисунков для украшения детского сада, наглядных пособий, лэпбуков на базе лаборатории «Юный художник»;
• работа ландшафтным дизайнером, озеленителем - разбивка и уход за клумбами, создание объектов ландшафтного дизайна на территории детского сада, работа в зимнем саду;
• работа фотооператором, кинооператором, фотографом, дизайнером - изготовление видеороликов о детском саде, о социальных партнерах детского сада, учебных видеоэкскурсий по детскому саду на базе кино- и фотостудии детского сада и киностудии «Объектив» Сочинского государственного университета;
• работа врачом и медсестрой на базе больницы в детском саду и на базе медицинских лабораторий Сочинского медицинского колледжа;
• работа помощником автослесаря на базе автослесарных мастерских Сочинского профессионального колледжа и на базе социального партнера детского сада ООО «Ключавто»;
• работа фитнес-инструктором, инструктором ЛФК, врачом-физиотерапевтом, диетсестрой на базе социального партнера Санаторий «Заполярье».
9. Перспективы развития инновационного проекта
В перспективе центры профессиональных проб, созданные на базе МДОБУ №136 г. Сочи и его социальных партнеров, будут объединены в единую структуру - Центр ранней профориентации дошкольников, который будет предоставлять возможность профессиональных проб воспитанникам дошкольных образовательных организаций города Сочи и получит статус муниципального ресурсного центра по ранней профориентации дошкольников. Опыт создания такого центра может быть распространен в дошкольных учреждениях других муниципальных образований Краснодарского края. ■
Информация об авторах
Зиновьева Алла Анатольевна, заведующая МДОБУ Детский сад №136 «Умка» (Сочи, Россия), [email protected]
Мазниченко Марина Александровна, доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, профессор кафедры педагогического и психолого-педагогического образования (совм.), ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет» (Сочи, Россия), ORCHID 0000-0001-5545-063X, [email protected]
Шуванова Виктория Петровна, старший преподаватель кафедры общей психологии и социальных коммуникаций, ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет» (Сочи, Россия), [email protected]
Information about authors
AI la A. Zinovieva, Head of MDOBU Kindergarten №136 "Umka", Sochi, Russia, [email protected]
Marina A. Maznichenko, Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Leading Researcher, Professor of the Department of Pedagogical and Psychological-Pedagogical Education (jointly), Sochi State University, Sochi, Russia, ORCHID
0000-0001-5545-063X, maznichenkoma @ mail. ru
Victoria P. Shuvanova, Senior Lecturer, Department of General Psychology and Social Communications, Sochi State University, Sochi, Russia, [email protected]
Литература
1. 13-я «прямая линия» Президента РФ В.В. Путина с гражданами России, 16 апреля 2015 г. // РИА Новости. Режим доступа: http://ria.ru/society/20150416/10589070 27.html#ixzz4B4oKGGdo (дата обращения 05.04.2020).
2. Академия профессий: инновационный проект по ранней профориентации дошкольников в мире инженерных профессий средствами конструктивно-модельной деятельности // Официальный сайт МДОУ Детский сад обще-развивающего вида «Буратино». Режим доступа: http://buratino30.ucoz.com/2018-2019/RIP/ proekt_akademija_professij_na_sajt_2.pdf (дата обращения 05.04.2020).
3. Алябьева ЕА Поиграем в профессии: занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет. В 2-х книгах. Книга 1. - М.: ООО «ТЦ Сфера», 2018. - 128 с.
4. Батова А.В. Формирование представлений о профессиях взрослых у детей старшего дошкольного возраста: Выпускная квалификационная работа. - Пенза, 2017. Режим доступа: https://elib.pnzgu.ru/files/eb/ doc/oKo1 DDL1 DEdk.pdf (дата обращения 05.04.2020).
5. Двенадцать решений для нового образования. - М.: Высшая школа экономики, 2018. URL: https://www.hse.ru/data/2018/04/06/11646 71180/Doklad_obrazovanie_Web.pdf (дата обращения 05.04.2020).
6. Дидович А.Н., Задорожная ЕА., Макаренко С.В. Методические рекомендации по реализации программы ранней профориентации детей дошкольного возраста. -Новороссийск: Издательство ГБПОУ КК «новороссийский социально-педагогический колледж», 2018. - 58 с.
7. Дыбина О.В. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.07, 13.00.08. - М., 2002. - 437 с.
8. Калейдоскоп профессий: Инновационный проект МДАОУ Детский сад №20 «Незабудка» комбинированного вида г. Новотроицка // Официальный сайт МДАОУ
Детский сад №20 «Незабудка» комбинированного вида г. Новотроицка. Режим доступа: http://nezabudka20.ucoz.ru/index/doshkolnikam_ o_vidakh_ truda_i_tvorchestva/0-91 (дата обращения 05.04.2020).
9. Комплекс психолого-педагогических условий для формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности: Инновационный образовательный проект по ранней профориентации дошкольников МБДОУ детский сад №102 «Терем-теремок» г. Калуги. Режим доступа: http://teremok.kaluga.prosadiki.ru/ media/2018/09/06/123171 2967/1_PROEKT_po_ RP.pdf (дата обращения 05.04.2020).
10. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: учебно-методическое пособие. - Балашов: Николаев, 2004. - 52 с.
11. Кондрашов В.П. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01. Саратов, 2001. - 183 с.
12. Крулехт М.В., Крулехт АА. Образовательная область «Труд». Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие / Науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. - СПб: Детство-Пресс, 2012. - 176 с.
13. Лаборатория профессий. Дошкольник: Муниципальный проект г. Нижний Тагил. Режим доступа: https://xn—stbcicbdtq9c6a. xn--p1ai/proekt-laboratoriya-professij-doshkolnik (дата обращения 05.04.2020).
14. Логинова В.И. Формирование представлений об общественной значимости труда взрослых // Трудовое воспитание детей дошкольного возраста: Сб. статей. / Сост. Л.В. Русскова, - М.: Просвещение, 1984. -С. 10-14.
15. Пасечникова Т.В. Профориента-ционная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие. - Самара: Издательство Центра профессионального образования Самарской области, 2013. - 45 с.
16. Постановление Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27.09.1996 г. №1. Режим доступа: https://base. garant.ru/136694/ (дата обращения 05.04.2020).
17. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях - М.: Сфера, 2005. - 64 с.
18. Приказ Управления образования администрации муниципального образования
город Новороссийск № 190 от 16.02.2015 г. «О присвоении статуса муниципальной инновационной площадки и внесении ППО в муниципальный банк данных». Режим доступа: http:// sad10vishenka.ru/
19. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года. - М.: Минэкономразвития России, 2013.
20. Пропедевтика ранней профориентации дошкольников посредством современных образовательных технологий: Инновационный проект МБДОУ детский сад №12 «Солнышко» поселка Чегдомын Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края // Официальный сад детского сада № 12 «Солнышко» поселка Чегдомын. Режим доступа: http://khv-mdoy12. ucoz.ru/index/osnovnye_svedenija/0-51
21. Профессии нашего города: Инновационный проект МБДОУ Детский сад «Солнышко» г. Нижний Тагил. Режим доступа https://xn—stbcicbdtq9c6a.xn--p1ai/proekt-laboratoriya-professij-doshkolnik (дата обращения 05.04.2020).
22. Психолого-педагогические условия в ДОУ развития ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста: Инновационный проект МБДОУ детский сад № 7 поселка Переяславка. Режим доступа: https://multiurok.ru/files/proekt-po-rannei-proforientatsii-doshkolnikov.html (дата обращения 05.04.2020).
23. Ранняя профориентация дошкольников в мире профессий в условиях социального партнерства и взаимодействия с семьей в детском саду: Инновационный проект МАДОУ детский сад № 7 станицы Кущевской Краснодарского края. Режим доступа: http:// wiki.iro23.info/images/b/b5/IP2019_D00_5_ Kushevskaya_Rudko_DOY7_ proekt.pdf (дата обращения 05.04.2020).
24. Ранняя профориентация дошкольников с учетом регионального компонента «Играем в профессии: Растем для Кубани, растем для России!»: Инновационный проект МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад №1» села Белая Глина Краснодарского края. Режим доступа: http://wiki.iro23.info /images/a /af/ IP2019_ DOO_1_Beljglinskii_ Bazieva_MBDOU1_proekt. pdf
25. Ребенок в мире профессий: Инновационный проект МАДОУ Детский сад №9 «Росинка» // Официальный сайт МАДОУ Детский сад №9 «Росинка» г. Краснокаменска.
Режим доступа: https://dou9.caduk.ru/p375aa1. html (дата обращения 05.04.2020).
26. Родионов П.В. Добровольческая общественная организация как место профессиональных проб студентов бакалавриата: авто-реф. дис...канд. пед. наук. 13.00.08. - Томск, 2020. - 174 с.
27. Сазонова НА. Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «В мире профессий» // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/201 5/02/04/pedagogicheskiy-proekt-po-ranney-proforientatsii (дата обращения 05.04.2020).
28. Создание в ДОУ психолого-педагогических условий развития ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста: Инновационный проект МДОУ № 171 г. Ярославля // Официальный сайт МДОУ № 171 г. Ярославля. Режим доступа: https://mdou171. edu.yar.ru /docs/programma_po_proforientatsii. pdf (дата обращения 05.04.2020).
29. Создание мобильных интерактивных мастерских «Кем быть?» как одно из направлений работы с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации: Инновационный проект МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад № 13 муниципального образования город Новороссийск Краснодарского края. Режим доступа: http://wiki.iro23.info/images/b/b2/IP2017_ DOO_1_Novorossiysk_MBDOU_13_arhireeva_ proekt.pdf (дата обращения 05.04.2020).
30. Сосновский ЕА. Знакомим с профессиями: стихи, наклейки, активити-задания. - М.: Робинс, 2017. - 62 с.
31. Тарабарина Т.И. Формирование у дошкольников положительного отношения к труду в совместной деятельности со взрослыми // Педагогический вестник. - 2012. - №3. -С. 15-19.
32. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // Правовая система «Гарант». Режим доступа: https://base.garant.ru/70170950/ (дата обращения 05.04.2020).
33. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155». Режим доступа: http:// ped-kopil ka.ru/blogs/klyuka-natalija/fgos-doshkolnogo-obrazovanija. html (дата обращения 05.04.2020).
34. ФедоренкоВ. Формирование представлений о профессиях (посредством сюжетных игр) // Дошкольное воспитание. - 1978. - № 10. - С.64-69.
35. Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации / Под ред. Е. Н. Жильцова, Н. Н. Нечаева. - М. : Изд-во МГУ, 1989. - 105 с.
36. Шаламова Е.И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: Учебно-методическое пособие. - СПб: Детство-Пресс, 2012. - 207 с.
37. Шахманова А.Ш. Воспитание у детей пятого года жизни положительного отношения к человеку-труженику: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - М., 1989. - 16 с.
38. Шингаркина ДА. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07. -Челябинск, 2008. - 24 с.
39. Шорыгина ТА Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. - М.: Гном, 2013. - 96 с.
40. Ясвин ВА. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.
Reference
1. 13th «direct line» of the President of the Russian Federation V.V. Putin with Russian citizens, April 16, 2015. RIA Novosti. URL: http://ria.ru/soci-ety/201 5041 6/1058907027 .html#ixzz4B4oKGGdo (date of the application 05.04.2020).
2. Akademiya professii [Academy of Professions] (2018): Innovatsionnyi proekt po rannei proforientatsii doshkol'nikov v mire inzhenernykh professii sredstva-mi konstruktivno-model'noi deyatel'nosti [An innovative project for the early career guidance of preschoolers in the world of engineering professions by means of constructive-modeling activities]. Official site MDOU Detskii sad obshcherazvivayushchego vida «Buratino». URL: http://buratino30.ucoz.com/2018-201 9/RIP/pro-ekt_akademija_professij_na_sajt_2.pdf (date of the application05.04.2020).
3. Alyab'eva E.A. (2018) Poigraem v professii: zanyatiya, igry, besedy s det'mi 5-7 let [Let's play in the profession: classes, games, conversations with children 5-7 years old]. In 2 books. Book 1. Moscow: Publishing«Sfera».
4. Batova A.V. (2017) Formirovanie pred-stavlenii o professiyakh vzroslykh u detei starshego doshkol'nogo vozrasta [The formation of ideas about adult professions in children of preschool age]. Bachelor's thesis. Penza. URL: https://elib.pnzgu. ru/ files/eb/doc/oKo1 DDL1 DEdk.pdf (date of the application05.04.2020).
5. Decree of the Ministry of Labor of the Russian Federation «On approval of the Regulation on vocational guidance and psychological support of the population in the Russian Federation» dated September 27, 1996 No. 1. URL: https://base.garant.ru/136694Adate of the application05.04.2020).
6. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2012 No. 597 «On measures for the implementation of state social policy». Legal system «Garant». URL: https://base.garant.ru/70170950/ (date of the application 05.04.2020).
7. Didovich A.N., Zadorozhnaya E.A., Makarenko S.V. (2018) Metodicheskie rekomen-datsii po realizatsii programmy rannei proforientat-sii detei doshkol'nogo vozrasta [Guidelines for the implementation of the program of early career guidance for preschool children]. Novorossiisk: Publishing Novorossiysk Social and Pedagogical College.
8. Dvenadtsat' resheniy dlya novogo obra-zovaniya [Twelve solutions for a new education] (201 3) Moscow: Higher School of Economics. URL: https:// www.hse.ru /data/2018/04/06/11 64671180/Doklad_ obrazovanie_Web.pdf (accessed 04.04.2020).
9. Dybina O.V. (2002) Formirovanie tvorchest-va u detei doshkol'nogo vozrasta v protsesse ozna-komleniya s predmetnym mirom [The formation of creativity in preschool children in the process of familiarization with the subject world]. Doctoral Dissertation. Moscow.
10. Federal State Standard for Preschool Education. Approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 17, 2013 No. 1155. URL: http:// ped-kopilka.ru/blogs/klyuka-natalija/fgos-doshkolnogo-obrazovanija. html (date of the application05.04.2020).
11. Fedorenko V. (1978) Formirovanie predstav-lenii o professiyakh (posredstvom syuzhetnykh igr) [Formation of ideas about professions (through story games)]. Doshkol'noe vospitanie [Preschool education]. 10, 64-69.
12. Fukuyama S. (1989) Teoreticheskie osnovy professional'noi orientatsii [Theoretical Foundations of Vocational Guidance] /Ed. E. N. Zhil'tsov, N. N. Nechaev. Moscow: Publishing Moscow State University.
13. Kaleidoskop professii [Kaleidoscope of professions] (2020): Innovation project MDAOU Detskii sad №20 «Nezabudka» kombinirovannogo vida g. Novotroitska. Official siteMDAOU Detskii sad №20 «Nezabudka» kombinirovannogo vida g. Novotroitska. URL: http://nezabudka20.ucoz.ru/index/doshkolni-kam_o_vidakh_ truda_i_tvorchestva/0-91 (date of the application 05.04.2020).
14. Kompleks psikhologo-pedagogicheskikh us-lovii dlya formirovaniya u detei doshkol'nogo vozrasta pervichnykh predstavlenii o mire professii i interesa k professional'no-trudovoi deyatel'nosti [A complex of psychological and pedagogical conditions for the formation of primary ideas about the world of professions and interest in professional labor activity
in preschool children] (2018) Innovative educational project on the early career guidance of preschool children MBDOU detskii sad №102 «Terem-teremok», Kaluga. URL: http://teremok.kaluga.prosadiki.ru/me-dia/2018/09/06/123171 2967/1_PROEKT_po_RP.pdf (date of the application 05.04.2020).
15. Kondrashov V. P. (2004) Vvedenie doshkol'nikov v mir professii [Introduction of preschoolers to the world of professions:]. Teaching tool. Balashov: Publishing «Nikolaev».
16. Kondrashov V.P. (2001) Formirovanie predstavlenii o mire professii v usloviyakh igrovoi deyatel'nosti doshkol'nikov [The formation of ideas about the world of professions in the conditions of the game activity of preschoolers]. Doctoral Dissertation. Saratov.
17. Krulekht M. V., Krulekht A. A. (2012) Obrazovatel'naya oblast' «Trud». Kak rabotat' po programme «Detstvo» [Educational field «Labor». How to work on the program «Childhood»]. Teaching aid. /Ed. A. G. Gogoberidze. Sankt-Peterburg: Publishing «DETSTVO-PRESS».
18. Laboratoriya professii. Doshkol'nik [Laboratory of professions. Preschooler] (2015). Municipal project of Nizhny Tagil. URL: https://xn— stbcicbdtq9c6a.xn--p1 ai/proekt-laboratoriya-professij-doshkolnik (date of the application 05.04.2020).
19. Loginova V.I. (1984) Formirovanie predstavlenii ob obshchestvennoi znachimosti truda vzroslykh [The formation of ideas about the social significance of adult labor.]. In: Russkova L.V. Trudovoe vospitanie detei doshkol'nogo vozrasta [Labor education of preschool children]. Collection of articles. Moscow: Publishing «Prosveshchenie», 10-14.
20. Potapova T. V. (2005) Besedy s doshkol'nikami o professiyakh [Conversations with preschoolers about professions]. Moscow: Publishing «Sfera».
21. Prognoz dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii do 2030 goda [Forecast of the long-term socio-economic development of the Russian Federation until 2030] (201 3). Moscow: Minekonomrazvitiya Rossii.
22. Propedevtika rannei proforientatsii doshkol'nikov posredstvom sovremennykh obrazovatel'nykh tekhnologii [Propaedeutics of early career guidance for preschoolers through modern educational technologies] (201 9). Innovative project MBDOU kindergarten No. 12 "Sun" of the village Chegdomyn of the Verkhnebureinsky municipal district of the Khabarovsk Territory. Official site. URL: http:// khv-mdoy12. ucoz.ru/index/osnovnye_svedenija/0-51 (date of the application 05.04.2020).
23. Professii nashego goroda [Professions of our city] (2020). Innovation project MBDOU Detskii sad «Solnyshko» Nizhnii Tagil. URL https://xn— stbcicbdtq9c6a.xn--p1 ai/proekt-laboratoriya-professij-doshkolnik (date of the application 05.04.2020).
24. PasechnikovaT,V.(2013)Proforientatsionnaya rabota v usloviyakh doshkol'noi obrazovatel'noi organizatsii [Career guidance in the conditions of a preschool educational organization]. Methodological
manual. Samara: Publishing «Tsentr professional'nogo obrazovaniya Samarskoi oblasti».
25. Psikhologo-pedagogicheskie usloviya v DOU razvitiya rannikh predstavlenii o mire professii u detei doshkol'nogo vozrasta [Psychological and pedagogical conditions in the preschool educational institution for the development of early ideas about the world of professions in preschool children:] (2020). Innovative project MBDOU detskii sad № 7 poselka Pereyaslavka. URL: https://multiurok.ru/files/proekt-po-rannei-proforientatsii-doshkolnikov.html (date of the application 05.04.2020).
26. Rannyaya proforientatsiya doshkol'nikov v mire professii v usloviyakh sotsial'nogo partnerstva i vzaimodeistviya s sem'ei v detskom sadu [Early career guidance for preschoolers in the world of professions in conditions of social partnership and interaction with family in kindergarten:] (2019). Innovative project MADOU detskii sad № 7 stanitsy Kushchevskoi Krasnodarskogo kraya. URL: http:// wiki.iro2 3.info/images/b/b5/IP2 01 9_DOO_5_ Kushevskaya_Rudko_DOY7_ proekt.pdf (date of the application05.04.2020).
27. Rannyaya proforientatsiya doshkol'nikov s uchetom regional'nogo komponenta «Igraem v professi i: Rastem d lya Ku bani, rastem d lya Rossi i!» [Early career guidance for preschoolers taking into account the regional component «We play in the profession: We grow for the Kuban, we grow for Russia!»] (2019). Innovative project MBDOU «Tsentr razvitiya rebenka detskii sad №1» sela Belaya Glina Krasnodarskogo kraya. URL: http://wiki.iro23.info /images/a /af/ IP2019_ DOO_1_Beljglinskii_ Bazieva_MBDOU1_ proekt.pdf (date of the application 05.04.2020).
28. Rebenok v mire professii [A child in the world of professions] (2020). Innovative project MADOU Detskii sad № 9 «Rosinka». Official site MADOU Detskii sad № 9 «Rosinka» g. Krasnokamenska. URL: https://dou9.caduk.ru/p375aa1 .html (date of the application 05.04.2020).
29. Rodionov P.V. (2020) Dobrovol'cheskaya obshchestvennaya organizatsiya kak mesto professional'nykh prob studentov bakalavriata [Volunteer public organization as a place for professional samples of undergraduate students]. PhD Thesis. Tomsk.
30. Sazonova N.A. (2015) Pedagogicheskii proekt po rannei proforientatsii doshkol'nikov «V mire professii» [Pedagogical project on early career guidance for preschoolers «In the world of professions»]. Sotsial'naya set' rabotnikov obrazovaniya nsportal.ru. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/02/04/pedagogicheskiy-proekt-po-ranney-proforientatsii (date of the application 05.04.2020).
31. Shalamova E. I. (2012) Realizatsiya obrazovatel'noi oblasti «Trud» v protsesse oznakomleniya detei starshego doshkol'nogo vozrasta s professiyami [The implementation of the educational field "Labor" in the process of familiarizing older preschool children with professions]. Training manual. Sankt-Peterburg: Publishing «Detstvo-Press».
32. Shakhmanova A.Sh. (1 989) Vospitanie u detei pyatogo goda zhizni polozhitel'nogo otnosheniya k cheloveku-truzheniku [The upbringing in children of the fifth year of life of a positive attitude towards a working person]. PhD Thesis. Moscow.
33. Shingarkina D.A. (2008) Vospitanie trudolyubiya u detei starshego doshkol'nogo vozrasta v protsesse oznakomleniya s mirom vzroslykh [The education of industriousness in children of preschool age in the process of familiarization with the adult world]. PhD Thesis. Chelyabinsk.
34. Shorygina T. A. (2013) Professii. Kakie oni? [Professions. What are they like?]. Book for educators, tutors and parents. Moscow: Publishing «Gnom».
35. Sozdanie v DOU psikhologo-pedagogicheskikh uslovii razvitiya rannikh predstavlenii o mire professii u detei doshkol'nogo vozrasta [Creation in the preschool educational institution of psychological and pedagogical conditions for the development of early ideas about the world of professions in preschool children] (2016). Innovative project MDOU № 171, Yaroslavl. Official site MDOU № 171, Yaroslavl. URL: https://mdou171.edu.yar.ru/docs/programma _po_proforientatsii.pdf (date of the application 05.04.2020).
36. Sozdanie mobil'nykh interaktivnykh masterskikh «Kem byt'?» kak odno iz napravlenii raboty s det'mi doshkol'nogo vozrasta po rannei proforientatsii [Creation of mobile interactive workshops "Who to be?" as one of the areas of work with preschool children in early career guidance] (2017). Innovative project MBDOU Tsentr razvitiya rebenka - detskii sad № 13 munitsipal'nogo obrazovaniya gorod Novorossiisk Krasnodarskogo kraya. URL: http://wiki.iro23. info/images/b/b2/IP201 7_DOO_1 _Novorossiysk_ MBDOU_13_arhireeva_proekt.pdf (date of the application 05.04.2020).
37. Sosnovskii E.A. (2017) Znakomim s professiyami: stikhi, nakleiki, aktiviti-zadaniya [Introducing professions: poems, stickers, activity assignments]. Moscow: Publishing «Robins».
38. Tarabarina T.I. (2012) Formirovanie u doshkol'nikov polozhitel'nogo otnosheniya k trudu v sovmestnoi deyatel'nosti so vzroslymi [Formation of a positive attitude towards work in preschool children in joint activities with adults]. Pedagogicheskii vestnik [Pedagogical Bulletin]. 3, 15-19.
39. The order of the Education Department of the administration of the municipal formation of the city of Novorossiysk No. 190 dated 02.16.201 5 «O prisvoenii statusa munitsipal'noi innovatsionnoi ploshchadki
i vnesenii PPO v munitsipal'nyi bank dannykh» [On assignment of the status of a municipal innovation site and the introduction of software in the municipal database]. URL: http://sad10vishenka.ru/ (date of the application 05.04.2020).
40. Yasvin V.A. (2001) Obrazovatel'naya sre-da: ot modelirovaniya k proektirovaniyu [Educational environment: from modeling to design]. Moscow: Publishing «Smysl».