Научная статья на тему 'Актуализация проблемы ранней профориентации детей дошкольного возраста в дополнительных профессиональных программах'

Актуализация проблемы ранней профориентации детей дошкольного возраста в дополнительных профессиональных программах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
735
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТАЖИРОВКА / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ / EARLY CAREER GUIDANCE / PRE-SCHOOL EDUCATION INTERNSHIP / ADDITIONAL PROFESSIONAL PROGRAMS / EDUCATIONAL MODULE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Галина Николаевна

В статье рассматриваются вопросы ранней профориентации в дошкольном образовании, анализируются проблемы педагогов в организации работы с детьми дошкольного возраста в данном направлении, актуализируются ресурсы системы повышения квалификации педагогов. Автор конкретизирует содержательные аспекты разработки дополнительных профессиональных программ в рамках данной темы, представляет описание образовательного модуля «Дошкольник в мире профессий», направленного на совершенствование профессиональных компетенций педагогов в организации профориентационной работы в условиях дошкольной образовательной организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPDATING THE PROBLEM OF EARLY CAREER GUIDANCE FOR PRESCHOOL CHILDREN IN ADDITIONAL PROFESSIONAL PROGRAMS

The article deals with the issues of early career guidance in preschool education, analyzes the problems of teachers in the organization of work with children of preschool age in this direction, and updates the resources of the system of professional development of teachers. The author concretizes the content aspects of the development of additional professional programs within the framework of this topic, presents a description of the educational module “Preschooler in the world of professions”, aimed at improving the professional competencies of teachers in the organization of career guidance work in the conditions of a preschool educational organization

Текст научной работы на тему «Актуализация проблемы ранней профориентации детей дошкольного возраста в дополнительных профессиональных программах»

Актуализация проблемы ранней профориентации детей дошкольного возраста в дополнительных профессиональных программах

Кузнецова Галина Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», кафедра развития дошкольного образования

E-mail: kyznecova.gn@yandex.ru

В статье рассматриваются вопросы ранней профориентации в дошкольном образовании, анализируются проблемы педагогов в организации работы с детьми дошкольного возраста в данном направлении, актуализируются ресурсы системы повышения квалификации педагогов. Автор конкретизирует содержательные аспекты разработки дополнительных профессиональных программ в рамках данной темы, представляет описание образовательного модуля «Дошкольник в мире профессий», направленного на совершенствование профессиональных компетенций педагогов в организации профори-ентационной работы в условиях дошкольной образовательной организации

Ключевые слова: ранняя профориентация, дошкольное образование стажировка, дополнительные профессиональные программы, образовательный модуль.

Анализ современной образовательной практики доказывает, что проблема ранней профориентации в дошкольном образовании не только полемична, но и осложнена трудностями педагогов в организации работы с детьми в данном направлении. Дискуссии профсообщества вызваны различными альтернативными толкованиям понятия «ранняя профориентация» в научной литературе, которые имеют существенные расхождения и неоднозначность. В частности, определение ранней профориентации:

- как раннего профессионального выбора [1]:

- как принятия оптантом решения о своем профессиональном выборе и воздействия на психику оптанта с целью формирования у него профессиональных намерений [1];

- как процесс формирования готовности к осознанному выбору будущего образовательного профиля [2].

Совершенно очевидно, что такие трактовки противоречат логике возрастного и психомоторного развития детей дошкольного возраста, формируют у педагогов искажённые представления о ранней профориентации на уровне дошкольного образования и тем самым способствуют возникновению психолого-педагогических рисков в образовательной практике. С другой стороны, не может быть и единого толкования понятия, поскольку профессиональное самоопределение - не разовый акт, а длительный процесс, предполагающий формирование и развитие определенных компетенций субъекта на каждой ступени образования с учётом основных возрастных новообразований, различий в жизненных задачах самоопределения.

Согласно исследованиям [3,4,5,6] в дошкольном образовании, ориентированным на социокультурное развитие личности ребёнка, мы говорим о ранней профориентации не как о раннем выборе профессии ребёнком дошкольного возраста, а прежде всего, о формировании у него ценностного отношения к миру труда и профессий. Соответственно дошкольное детство -это не подготовка ребёнка к выбору профессии, а сфера жизнедеятельности, тот базис, где закладываются основные свойства личности и развиваются ранние профессиональный устремления детей дошкольного возраста, которые прямо или косвенно, повлияют на профессиональную ориентацию на следующей ступени образования. Наши позиции согласуются с логикой «Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования» [7], в которой обоснована преемственность

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см со

ступеней образования, где каждая последующая ступень образования преемственно развивает основы определенных компетенций, заложенных на предыдущих ступенях образования

Кроме этого, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [8] определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, Данные установки наиболее точно поясняют, что процесс ранней профориентации в дошкольном детстве связан с формированием у ребёнка образа мира, образа взрослых, структурированием этого мира, формированием представлений о взрослых людях, в том числе и о их профессиях, что по сути и должно определить позиции педагогов в организации ранней профориентации на уровне дошкольного образования.

Результаты исследований, проведённых на кафедре развития дошкольного образования Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, в рамках реализации образовательного проекта «ТЕМП» [9], позволили нам определить ряд проблем в организации ранней профориентации в дошкольных образовательных организациях:

- ознакомление дошкольников с профессиями взрослых осуществляется спонтанно, без учёта динамики данного процесса, т.к. педагоги не владеют диагностическими методиками, позволяющими оценить уровень развития представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых и на этой основе выстроить дальнейшую работу.

- не учитывается принцип интеграции образовательных областей, гендерного, субъектного подходов, не в полной мере используются современные педагогические технологии, обеспечивающие ознакомление дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых.

- анализ рабочих программ педагогов выявил отсутствие целенаправленной и планомерной работы по ознакомлению детей с профессиями взрослых, в том числе профессиями Южного Урала в соответствии с комплексно-тематической моделью и содержанием регионального компонента дошкольного образования.

- в практике ДОУ не всегда реализуется развивающий потенциал учреждений дополнительного образования, предприятий производственной сферы, однако, эти отношения могут быть существенно расширены именно с целью ознакомления дошкольников с профессиями взрослых и их ранней профориентации.

- в развивающей предметно-пространственной среде недостаточно представлены элементы (микроцентры), содержательно погружающие дошкольников в разнообразие мира современных профессий, трудовых традиций, профессиональных праздников, региональные особенности производственной сферы Южного Ура-

ла, эпизодически представлены продукты изобразительного творчества детей о профессиях взрослых.

Очевидно, что ситуация, в которой сегодня находится профориентационная работа в дошкольных образовательных организациях характеризуется недостаточной профессиональной компетенцией педагогов в осмыслении сущности ранней профориентации в дошкольном образовании, отборе содержания образования в соответствии с современными нормативно-правовыми и программно-методическими документами, что актуализирует курсовую подготовку педагогов ДОУ в системе дополнительного профессионального образования. На наш взгляд образовательный эффект в повышении профессиональных компетенций педагогов в сфере ранней профориентации детей дошкольного возраста может достигаться, если методическое обеспечение дополнительных профессиональных программ [9] ориентировано на образовательные дефициты слушателей и отражает следующие аспекты:

- уточнение представления слушателей о сущности ранней профориентации детей дошкольного возраста;

- формирование представлений слушателей о научно-методических ресурсах в области ранней профориентации;

- профессиональное развитие слушателей в области проектирования содержания образования для детей дошкольного возраста по ознакомлению с профессиями взрослых;

- разработку дополнительных общеобразовательных программ ДОО

- знакомство слушателей с лучшими практиками профориентационной работы в условиях дошкольной образовательной организации.

- апробацию современных образовательных технологий в ознакомлении детей дошкольного возраста с профессиями взрослых

С учётом образовательных дефицитов слушателей в практике реализации курсов повышения квалификации разработан модульный курс «Дошкольник в мире профессий». Цель курса: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в обеспечении комплекса педагогических условий в дошкольных образовательных организациях с целью ранней профориентации детей дошкольного возраста

Структура образовательной программы модуля включает следующие разделы:

- теоретико-методологическое обоснование ранней профориентации на уровне дошкольного образования;

- нормативно-правовые и программно-методические основания организации ранней профориентации детей дошкольного возраста;

- психолого-педагогическое обоснование организации ранней профориентации на уроне дошкольного образования;

- содержательные и процессуальные характеристики организации ранней профориентации в ДОУ;

- концептуализация эффективного опыта организации ранней профориентации условиях

ДОО.

В разделе «Теоретико-методологическое обоснование ранней профориентации на уровне дошкольного образования» раскрываются и анализируются научно-теоретические аспекты ранней профориентации в дошкольном образовании, концептуализируются положения о развивающем эффекте деятельности, позитивной социальной ситуация развития ребёнка дошкольного возраста, пониманием ранней профориентации в дошкольном образовании как условия социализации ребёнка дошкольного возраста. Изучение содержания тем раздела обеспечивает слушателям достаточный диапазон знаний, необходимых для формирования у них целостного представления о сущности ранней профориентации на уровне дошкольного образования.

Раздел «Нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение организации ранней профориентации» нацелен на формирование у слушателей знаний о нормативно-правовых основаниях ранней профориентации в дошкольном образовании. Предполагается рассмотрение принципов дошкольного образования, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, анализируются ключевые идеи «Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования», определяются задачи реализации региональной концепции «ТЕМП» [10], а так же рассматриваются вопросы, связанные с формированием локальной нормативной базы дошкольного образовательного учреждения.

Раздел «Психолого-педагогическое обоснование организации образовательного процесса» предназначен для расширения и углубления представлений слушателей о психологических аспектах ранней профориентации с учётом возрастных особенностей ребёнка дошкольного возраста, его основных новообразований [11]. Освоение раздела способствует осмыслению слушателями таких понятий как «ранняя профессиональная ориентация», «допрофессиональный онтогенез», «ранние профессиональные устремления дошкольника», «профессиональный интерес дошкольника», «профессиональная направленность личности дошкольника», «профо-риентационные сюжетно-ролевые игры» и др., что позволяет конкретизировать сущность и особенности ранней профориентации и учесть их при проектировании моделей ранней профориентации на уровне дошкольного образования

Раздел «Содержательные и процессуальные характеристики организации образовательного процесса» носит практикоориентированный характер и направлен на формирование у слушателей представления о комплексе педагогических условий эффективной организации ранней профориентации в ДОУ. К таким условиям относятся:

- обогащение развивающей предметно-пространственной среды образовательной организации, погружающей ребёнка в мир профессий,

- создание условий для включения детей в моделирующие ситуации, в которых осваиваются особенности некоторых видов профессиональной деятельности (архитектор, строитель, шахтер, металлург и другие).

- организация взаимодействия воспитанников с непосредственными носителями практического опыта (с людьми различных профессий; старшеклассниками, реализующими проекты);

- планирование содержания образования по ознакомлению детей с профессиями взрослых с учётом региональной направленности промышленного сектора.

- мониторинг достижений детей в ознакомлении с профессиями взрослых, проявляющихся в его повседневной активности в культурных практиках детства (игре, познавательно-исследовательской деятельности, изобразительной, конструктивной, творческой). Особое место в программе образовательного

модуля занимает раздел «Концептуализация эффективного опыта организации ранней профориентации», который ориентирован на практическое освоение слушателями вопросов содержания профессиональной деятельности по проблемы

Содержание раздела предполагает стажировку на базе инновационных дошкольных образовательных организаций (базовых площадок), с целью включения слушателей в непосредственную деятельность, направленную на освоение профессиональной компетентности в организации профориентационной работы с детьми дошкольного возраста.

Существующий опыт учёных-практиков [12,13,14] доказывает значимость данной формы повышения квалификации, как практикоориенти-рованной образовательной деятельности в целях освоения новых методов, технологий и элементов профессиональной деятельности. Например:

- мастер-класс по проектированию профориен-тационной среды в ДОО, позволяет включить слушателей в моделирование развивающей среды, погружающей детей в мир профессий, с последующей защитой проектов;

- деловая игра «Технология макетирования» -совершенствовать практические умения в изготовлении макетов профориентационной направленности и апробировать их в различных видах детской деятельности;

- семинар-практикум по разработке образовательных ситуаций по ознакомлению детей с профессиями взрослых - отработать навыки планирования разнообразных педагогических мероприятий с детьми дошкольного возраста, отражающих особенности профессиональной деятельности взрослых.

Необходимо подчеркнуть, что все формы работы в режиме стажировки предполагают полу-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

чение конкретного образовательного продукта, который слушатели могут применить в практической деятельности.

Рассматривая стажировку как необходимый вид профессиональной деятельности в рамках курсовой подготовки, необходимо подчеркнуть специфику данного процесса, характеризующегося следующими признаками:

- межличностное, диалогическое взаимодействие в системах «преподаватель - слушатель» и «слушатель - слушатель»,

- работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;

- активно-ролевая (игровая) и тренинговая организация обучения

В завершении отметим, что актуализация проблемы ранней профориентации детей дошкольного возраста в дополнительных профессиональных программах, при оптимальном сочетании активных и интерактивных методов обучения обеспечивает совершенствование профессиональных компетенций слушателей по проблеме и позволит качественно изменить позицию педагога и смыслы ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Литература

1. Антонова М.В. Точки бифуркации в развитии идеи ранней профориентации // Современные проблемы науки и образования. - 2017. -№ 3.; URL: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=26530 (дата обращения: 27.02.2020).

2. Ревина И.А. Формирование готовности к осознанному выбору будущего образовательного профиля и будущей профессии в подростковом возрасте: 19.00.07 / И.А. Ревина: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Н. Новгород,

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2010. 304 с.

4. Вершинин С.И., Савина М.С., Махмудов, Борисова М.В. Основы профориентологии. М.: Просвещение, 2009.176 с.

5. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий. Балашов.: Николаев, 2012. 125

6. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1988. 272 с.

7. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / Центр профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО» [Электронный ресурс]. URL: ttp://eduidea.ru/file/document/521 (дата обращения: 26.01.2019

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года N1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_42118/ (дата обращения: 20.02.2019).

9. Ильясов Д.Ф. Технология проектирования образовательной программы повышения квалификации педагогических работников / Д.Ф. Ильясов, О.А. Ильясова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научнотеоретический журнал. -2011. - № 2 (7). - С. 5-12

10. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31.12.2014 № 01/3810 «Об утверждении Концепции развития естественно-математического и технического образования в челябинской области «ТЕМП» [Электронный ресурс]. URL: http://oct-obr.ru/LegalActs/Show/139 (дата обращения: 20.02.20209).

11. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания М.: Мозаика-Синтез, 2011. 136 с

12. Новохатько О.В. Стажировка как форма повышения квалификации педагогов учреждения дополнительного образования детей: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - М., 2004. - 183 с.

13. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 2 / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Большая Рос. энцикл., 1998. - 669 с.

14. Тимофеева С.В. Организационно-педагогические условия квалификации руководителей общеобразовательных учреждений в процессе стажировки в центрах инновационного опыта: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Чебоксары, 2010. - 230 с.

UPDATING THE PROBLEM OF EARLY CAREER GUIDANCE FOR PRESCHOOL CHILDREN IN ADDITIONAL PROFESSIONAL PROGRAMS

Kuznetsova G.N.

Chelyabinsk Institute for Retraining and Advanced Training of Education Workers

The article deals with the issues of early career guidance in preschool education, analyzes the problems of teachers in the organization of work with children of preschool age in this direction, and updates the resources of the system of professional development of teachers. The author concretizes the content aspects of the development of additional professional programs within the framework of this topic, presents a description of the educational module "Preschooler in the world of professions", aimed at improving the professional competencies of teachers in the organization of career guidance work in the conditions of a preschool educational organization

Keywords: early career guidance, pre-school education internship, additional professional programs, educational module.

References

1. Antonova M.V. Bifurcation points in the development of the idea of early career guidance // Modern problems of science and education. - 2017. - No. 3 .; URL: http://science-education.ru/ru/ article/view?id=26530 (accessed: 02.27.2020).

2. Revina I.A. Formation of readiness for an informed choice of the future educational profile and future profession in adolescence: 19.00.07 / I.A. Revina: abstract dis. ... cand. psychol. sciences. - N. Novgorod,

3. Klimov E.A. Psychology of professional self-determination. M .: Academy, 2010. 304 p.

4. Vershinin S.I., Savina M.S., Makhmudov, Borisova M.V. Fundamentals of vocational guidance. M .: Education, 2009.176 p.

5. Kondrashov V.P. Introduction of preschoolers to the world of professions. Balashov .: Nikolaev, 2012.125

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Zakharov N.N. Professional orientation of schoolchildren. M .: Education, 1988.272 p.

7. The concept of supporting professional self-determination of students in a continuing education environment / Center for Vocational Education and Qualification Systems FSAI FIRO [Electronic resource].URL: ttp: //eduidea.ru/file/document/521 (accessed: 01/26/2019

8. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 17, 2013 N1155 "On approval of the federal state educational standard of preschool education" [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_42118/ (accessed: 02.20.2019).

9. Ilyasov D.F. The design technology of the educational program for advanced training of teachers / D.F. Ilyasov, O.A. Ilyasova // Scientific support of the system of advanced training of personnel: scientific-theoretical journal. - 2011. - No. 2 (7). - P. 5-12

10. Order of the Ministry of Education and Science of the Chelyabinsk Region dated December 31, 2014 No. 01/3810 "On approval of the Concept for the Development of Natural Mathematical and Technical Education in the Chelyabinsk Region" TEMP "[Electronic resource]. URL: http://oct-obr.ru/LegalActs/ Show/139 (accessed: 02.20.20209).

11. Bure R.S. Preschooler and labor. Theory and methodology of labor education M .: Mosaic-Synthesis, 2011.136 s

12. Novokhatko OV Internship as a form of advanced training for teachers of institutions of additional education of children: dis. ... cand. ped Sciences: 13.00.08. - M., 2004. - 183 p.

13. Russian pedagogical encyclopedia. In 2 t. T. 2 / ed. V.V. Davy-dova. - M.: Bolshaya Ros. encycl., 1998. - 669 p.

14. Timofeeva S.V. Organizational and pedagogical conditions for the qualification of heads of educational institutions in the internship process in centers of innovative experience: dis. ... cand. ped Sciences: 13.00.08. - Cheboksary, 2010. - 230 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.