Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИИ ВЗРОСЛЫХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касьянова Л. Г.

В статье рассматривается проблема ранней профориентации детей дошкольного возраста, обоснована актуальность и своевременность обращения к ней. В результате анкетирования и качественного анализа полученных данных были изучены актуальные проблемы педагогов по организации ранней профориентации детей в дошкольной образовательной организации. Рассмотрены психолого-педагогические исследования и практики внедрения авторских методик ознакомления детей дошкольного возраста с миром профессий, начиная с ближайшего окружения детей, по мере взросления - с профессиями родителей детей, постепенно расширяя круг представлений героическими, рабочими, творческими профессиями и видами труда в зависимости от промышленной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касьянова Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR DESIGNING THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR EARLY VOCATIONAL GUIDANCE OF CHILDREN IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article deals with the problem of early vocational guidance for preschool children, substantiates the relevance and timeliness of addressing it. As a result of the questioning and qualitative analysis of the data obtained, the actual problems of teachers in organizing early career guidance for children in a preschool educational organization were studied. Psychological and pedagogical studies and practices of introducing author's methods of familiarizing preschool children with the world of professions are considered, starting with the immediate environment of children, as they grow older - with the professions of the parents of children, gradually expanding the range of ideas with heroic, working, creative professions and types of labor, depending on industrial development of the region. In this article, the author made an attempt to formulate pedagogical conditions that ensure the effectiveness and integrity of creating an optimal educational environment for early career guidance for children in a preschool educational organization. Pedagogical conditions are represented by three groups: socio-cultural, organizational-pedagogical and psychological-pedagogical. The author paid much attention to the substantive characteristics of the identified conditions, the creation of a developing subject-spatial environment of a preschool educational organization that promotes early career guidance for children, regional orientation, the features of including early career guidance in the educational process and the interaction of kindergarten and family in the studied aspect. Consideration of each of the groups of pedagogical conditions separately makes it possible to form a holistic view of the possibilities of the educational environment of a preschool educational organization in the early career guidance of preschoolers. The article is of a scientific and methodological nature, contains theoretical generalizations and methodological recommendations and may be useful to researchers, practitioners of the preschool education system.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

m

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ © Kasyanova L.G., 2022

ч http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-ll-66-73

Ч Принята 20.11.2022 | ***

а УДК 1 373.2

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR DESIGNING THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR EARLY VOCATIONAL GUIDANCE OF CHILDREN IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Kasyanova L. G.

Shadrinsk state pedagogical university, Shadrinsk, Russian Federation

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Касьянова Л.Г.

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Российская Федерация

Abstract. The article deals with the problem of early vocational guidance for preschool children, substantiates the relevance and timeliness of addressing it. As a result of the questioning and qualitative analysis of the data obtained, the actual problems of teachers in organizing early career guidance for children in a preschool educational organization were studied. Psychological and pedagogical studies and practices of introducing author's methods of familiarizing preschool children with the world of professions are considered, starting with the immediate environment of children, as they grow older - with the professions of the parents of children, gradually expanding the range of ideas with heroic, working, creative professions and types of labor, depending on industrial development of the region. In this article, the author made an attempt to formulate pedagogical conditions that ensure the effectiveness and integrity of creating an optimal educational

Аннотация. В статье рассматривается проблема ранней профориентации детей дошкольного возраста, обоснована актуальность и своевременность обращения к ней. В результате анкетирования и качественного анализа полученных данных были изучены актуальные проблемы педагогов по организации ранней профориентации детей в дошкольной образовательной организации. Рассмотрены психолого-педагогические

исследования и практики внедрения авторских методик ознакомления детей дошкольного возраста с миром профессий, начиная с ближайшего окружения детей, по мере взросления - с профессиями родителей детей, постепенно расширяя круг представлений героическими, рабочими, творческими профессиями и видами труда в зависимости от промышленной

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

environment for early career guidance for children in a preschool educational organization. Pedagogical conditions are represented by three groups: socio-cultural, organizational-pedagogical and psychological-pedagogical. The author paid much attention to the substantive characteristics of the identified conditions, the creation of a developing subject-spatial environment of a preschool educational organization that promotes early career guidance for children, regional orientation, the features of including early career guidance in the educational process and the interaction of kindergarten and family in the studied aspect. Consideration of each of the groups of pedagogical conditions separately makes it possible to form a holistic view of the possibilities of the educational environment of a preschool educational organization in the early career guidance of preschoolers. The article is of a scientific and methodological nature, contains theoretical generalizations and methodological recommendations and may be useful to researchers, practitioners of the preschool education system.

Keywords: preschool children, pedagogical conditions, educational environment, early career guidance, adult professions.

развитости региона. В данной статье автором предпринята попытка формулирования

педагогических условий, обеспечивающих эффективность и целостность создания оптимальной образовательной среды ранней профориентации детей в дошкольной образовательной организации. Педагогические условия представлены тремя группами: социокультурные, организационно-педагогические и психолого-педагогические. Большое внимание автор уделил содержательной характеристике выделенных условий, вопросам создания развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации, способствующей ранней профориентации детей, региональной направленности, особенностям включения работы по ранней профориентации в образовательный процесс и взаимодействия детского сада и семьи в изучаемом аспекте. Рассмотрение каждой из групп педагогических условий в отдельности позволяет сформировать целостное представление о возможностях образовательной среды дошкольной

образовательной организации в ранней профориентации дошкольников. Статья носит научно-методический характер, содержит теоретические обобщения и методические рекомендации и может быть полезна исследователям, практическим работникам системы дошкольного образования.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, педагогические условия, образовательная среда, ранняя профориентация, профессии взрослых.

REFERENCES

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Andreev V.I. Dialectics of education and self-education of a creative personality / V.I. Andreev. - Kazan: Publishing house of KSU, 1988. - 238 p.

[2] Kozhokar S.V. Preschoolers about the profession of a geologist. // Preschool education. - 2022. - No. 1. - S. 26-31.

[3] Kuznetsova G.N. Organization of early career guidance in a preschool educational institution [Electronic resource]: teaching aid for preschool teachers / G. N. Kuznetsova. - Chelyabinsk : CHIPPKRO, 2021. https://ipk74.ru/upload/iblock/548/548004e14ab45831 084d1194e8793f54.pdf (Accessed: 06/13/2022).

[4] Our home is the South Urals. The program of education and development of preschool children on the ideas of folk pedagogy. / Ed. - comp. E.S. Babunova. - 2nd ed. - Chelyabinsk: Vzglyad, 2007. - 239 p.

[5] "On the approval of the federal state educational standard for preschool education" [Electronic

_resource]: order of the Ministry of Education and

[1].

[2].

[3].

Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 1988. - 238 с. Кожокарь С.В. Дошкольникам о профессии геолога. // Дошкольное воспитание. - 2022. -№1. - С. 26-31.

Кузнецова Г.Н. Организация ранней профориентации в дошкольном

образовательном учреждении [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ / Г. Н. Кузнецова. - Челябинск : ЧИППКРО, 2021.

https://ipk74.ru/upload/iblock/548/548004e14ab4 5831084d1194e8793f54.pdf (дата обращения: 13.06.2022).

[4]. Наш дом - Южный Урал. Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. / Ред. -сост. Е.С.

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Science of the Russian Federation of October 17, 2013 No. 1155 / Ministry of Education and Science Ros. Federations // RG.RU: Internet portal of Rossiyskaya Gazeta. - Access mode https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok. html

Бабунова. - 2-е изд. - Челябинск: Взгляд, 2007.

- 239 с.

[5]. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 / М-во образования и науки Рос. Федерации // RG.RU: интернет-портал «Российской газеты».

- Режим доступа https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 13.06.2022).

Author Contributions. Kasyanova L.G. - collection and processing of materials, concept and design of research, writing text.

Conflict of Interest Statement. The author declares that there is no conflict of interest. Kasyanova L.G. - SPIN ID: 3231-9380; ORCID: 0000-0003-1956-4466

Вклад автора. Касьянова Л.Г. - сбор и обработка материалов, концепция и дизайн исследования, написание текста.

Заявление о конфликте интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Касьянова Л.Г. - SPIN ID: 3231 - 9380; ORCID: 0000-0003-1956-4466

For citation: Kasyanova L.G. PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR DESIGNING THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR EARLY VOCATIONAL GUIDANCE OF CHILDREN IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION // Educational bulletin "Consciousness". - 2022. Vol.24. №>11. P. 66-73. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-11-66-73.

Для цитирования: Касьянова Л.Г. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Образовательный вестник "Сознание". - 2022. Т.24. №11. С. 66-73. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-11-66-73.

Введение. Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на «формирование положительного отношения к труду, позитивных установок к различным видам труда, уважительное отношение к труду взрослых», что актуализирует проблему ранней профориентации на уровне дошкольного образования [5].

Ранняя профориентация - это начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии. Она заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению взрослых, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, сформировать у него ценностно-смысловые компетенции, которые обеспечат успешное вхождение в социум и возможно это в дальнейшем окажет влияние на самостоятельный выбор профессии. Мир востребованных профессий очень быстро меняется. То, что сегодня актуально, через двадцать лет изменится, появятся другие виды труда человека. Эволюция профессий в мире технического и цифрового прогресса неизбежна. Разрабатывая педагогические условия проектирования образовательной среды ранней профориентации детей в дошкольной образовательной организации (ДОО), педагогам следует ориентировать детей на актуальные и перспективные в будущем профессии.

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

В России первыми авторами, чьи исследования были посвящены вопросам трудового воспитания и профессиональной ориентации молодежи, можно назвать Н.К. Крупскую, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого и др. Проблему профессиональной ориентации детей дошкольного возраста изучали М.В. Крулехт, В.И. Логинова, А.Ш. Шахманова и др. Среди современных исследований, посвящённых профессиональному самоопределению личности известны труды С.И. Вершинина, Н.Н. Захарова, Е.А. Климова и др. Проблема ознакомления детей с миром взрослых профессий представлена в работах Е.А. Алябьевой, С.В. Кожокарь, С.А. Козловой, В.П. Кондрашова, С.Ю. Манухиной, Т.А. Шорыгиной и др.

В трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Н.Н. Поддъякова и др. отмечается, что в дошкольном возрасте происходит развитие мотивационной сферы личности, мышления ребёнка, основой которого являются знания и представления, а также формируемая в дошкольном возрасте произвольность поведения, обеспечивающая самостоятельное планирование деятельности и её контроль создают предпосылки формирования осознанного интереса к профессиональной деятельности взрослого, её результатам. Это подтверждает целесообразность реализации образовательной деятельности по ранней профориентации детей.

Образовательная среда ДОО имеет мощный формирующий потенциал, но для того, чтобы она способствовала ранней профориентации дошкольников необходимо создать благоприятные для её развития условия.

Цель исследования: изучить проблемы педагогов по ранней профориентации детей в ДОО и разработать педагогические условия проектирования образовательной среды ДОО по ранней профориентации детей.

Материалы и методы. В ходе исследования был осуществлён анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме разработки педагогических условий ранней профориентации детей дошкольного возраста. После проведенного анкетирования и качественного анализа полученных результатов были изучены актуальные проблемы педагогов по организации ранней профориентации детей в ДОО. На основании этого разработаны педагогические условия проектирования оптимальной образовательной среды ранней профориентации детей в ДОО.

Результаты и обсуждение. Анкетирование слушателей курсов повышения квалификации работников дошкольного образования и студентов заочного отделения по профилю «Дошкольное образование», работающих в ДОО, позволило нам определить актуальные проблемы организации ранней профориентации детей. Результаты анкетирования показали, что работа по организации ранней профориентации детей дошкольного возраста ведется зачастую не систематически. Более половины педагогов не знакомы с авторскими методиками ознакомления дошкольников с профессиями взрослых и не в полной мере используют современные педагогические технологии. Ответы респондентов свидетельствуют о недостаточной организации развивающей предметно-пространственной среды в данном направлении. Во многих детских садах недостаточно представлены игровые центры, погружающие детей в мир разных профессий. В образовательной среде ДОО недостаточно отражён региональный компонент ознакомления детей с профессиями земляков, особенностями производственной сферы, трудовыми традициями и достижениями. Мало внимания уделяется ознакомлению с современными творческими профессиями. В последние годы в ранней профориентации детей не применяется такая форма работы как экскурсии на предприятия, места работы родителей детей, отсутствуют встречи с представителями профессий. Взаимодействие с семьёй в данном направлении ведётся спонтанно.

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

~ 69 ~

Полученные результаты исследования свидетельствуют о необходимости разработки педагогических условий, обеспечивающих эффективность ранней профориентации детей в

ДОО.

Анализ работ В.И. Андреева, Н.М. Борытко, А.Я. Найн, Н.В. Ипполитовой, М.В. Зверева и др. позволяет определить понятие «педагогические условия» как совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности.

По мнению В.И. Андреева, «Педагогические условия - это результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), организационных форм обучения для достижения... целей» [1].

Под педагогическими условиями создания образовательной среды ДОО способствующей ранней профориентации детей мы будем понимать совокупность мер, ускоряющих данный процесс и повышающих его эффективность. Нами были выделены следующие группы педагогических условий:

1) Социокультурные условия среды, оказывающие влияние на формирование ранней профориентации детей.

Среда, в широком смысле, рассматривается как пространство, насыщенное информацией, стимулирующее познавательный интерес ребёнка к миру профессий взрослых. В узком смысле под средой понимается ближайшее окружение ребёнка (семья, педагоги, знакомые взрослые - представители разных профессий), оказывающие непосредственное влияние на формирование у детей представлений о мире профессий. Организуя взаимодействие с семьёй, педагогам следует учитывать это влияние на выбор будущей профессии ребёнка.

В публикациях современных исследователей по вопросам ранней профориентации семье придается большое значение. По мнению Г.Н. Кузнецовой, «семья рассматривается, как пространство становления первичных социальных компетенций ребёнка дошкольного возраста, как сфера жизнедеятельности, где закладываются основные свойства личности, и формируется первичная профориентация. Именно родители, порой сами того не замечая, стимулируют интерес ребенка к труду взрослых, развивают представления о различных профессиях, способствуют ранним профессиональным устремлениям» [3].

Действительно, родители личным примером формируют у ребёнка интерес к своей профессии. Не редко в семье врачей, учителей, полицейских, военных, шахтеров, инженеров и др. дети в дальнейшем идут по стопам родителей, продолжая семейную династию. Они с раннего возраста знакомы с особенностями труда родителей, погружаясь в мир профессиональных трудностей и побед. Именно родители посвящают детей в тонкости своей профессии и если ребёнок чувствует себя в такой семье гармонично, его устраивает такой образ жизни, а его способности, возможности и интересы совпадают, то он идет по стопам родителей. В обратном случае - выбирает другую профессию. И здесь не обходится без влияния родителей. Они, как люди, особенно заинтересованные в благополучии своего ребёнка, тщательно анализируют рынок труда с учетом современной ситуацией развития общества. В выборе профессии для своего ребёнка склоняются к наиболее престижной, прибыльной, зачастую не учитывая его интересы, и главное, способности.

Чтобы не совершать ошибок в профессиональном ориентировании детей, необходимо понимать, что цель ранней профориентации детей дошкольного возраста - в формировании познавательного интереса и эмоционально-ценностного отношения к труду взрослых, к различным социально-значимым профессиям.

2) Организационно-педагогические условия.

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Для решения данного условия необходимо создание в ДОО мотивирующей профориентированной образовательной среды, способствующей освоению ребёнком знаний о мире профессий с учётом его возрастных особенностей, организацию предметно-развивающей среды ДОО в виде Центров ознакомления с трудом взрослых с разными игровыми модулями, насыщенных наглядными материалами и предметами с целью выполнения некоторых, доступных детям трудовых операций, и для развития интересных сюжетно-ролевых игр детей.

Предметно-информационная насыщенность среды должна отражать региональную направленность ознакомления детей с миром профессий, актуальных в данном регионе, содержать наглядные материалы, фотографии, картины, демонстрирующие специфику производственных ресурсов региона, разнообразие профессий земляков, их трудовые заслуги.

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды ДОО профориентированным содержанием, становится источником познавательного развития, полем самореализации личности в образовательном пространстве ДОО, способствует эмоционально-ценностной значимости трудовой деятельности человека, обеспечивает ознакомление детей с миром профессий в адекватных возрасту детей видах деятельности (предметной, игровой, экспериментальной и др.).

3) Психолого-педагогические условия включают организованную воспитательно-образовательную деятельность педагогов с детьми.

В зависимости от способностей, психологических особенностей и характера, от воспитания ребёнка и складывающихся условий, привития ему ценности труда, у детей формируется система знаний о разных профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. Ознакомление с миром профессий происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, книжные иллюстрации, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разнообразии труда человека, создающего предметы, которыми пользуются другие люди, о востребованности труда взрослых, без которого невозможно обойтись. В старшем дошкольном возрасте у детей формируются первые представления о таких видах деятельности человека, которые им нравятся, а результаты приносят удовольствие - возможно именно тогда ребёнок задумывается о своей будущей профессии.

Актуальность рассматриваемой проблемы свидетельствует о необходимости совершенствования знаний педагогов по ранней профориентации детей и разработке собственной педагогической технологии. Для решения обозначенных проблем воспитателю необходимо знать методику ранней профориентации детей, познакомиться с передовым педагогическим опытом и использовать воспитательно-развивающий потенциал предметно-пространственной среды ДОО.

В дошкольной педагогике разработаны различные методы и формы ознакомления детей с профессиями взрослых: организованная деятельность в группе (беседы, рассказы, занятия); сюжетно-ролевые игры; экскурсии на рабочие места; развлечения, посвящённые профессиям; организация развивающей предметно-пространственной среды с разными игровыми модулями; встречи с интересными людьми, общение с родителями, рассказы которых раскрывают тонкости профессии.

Свежий взгляд на рассматриваемую проблему можно найти на страницах научно-методических журналов «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду» и др., где раскрывается современный подход в формировании у детей представлений о мире профессий.

Например, разработанная С.В. Кожокарь авторская методика ознакомления детей с профессиями, основана на развитии познавательного интереса к профессиям и базируется на

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

~ 71 ~

комплексе как традиционных подходов, так и инновационных методов. Автор предлагает в работе с детьми использовать: «эвристическую беседу; рассказ-сказку; моделирование и конструирование; игру-фантазирование и игру-экспедицию; виртуальную экскурсию и интерактивное путешествие; чтение детской энциклопедической литературы; коллекционирование; использование видео- и фотоматериалов; создание квестов, буктрейлеров и т.п.» [2].

Чтобы сформировать познавательный интерес к профессии ученый предлагает провести работу в трёх направлениях: формирование у детей представлений о наиболее ярких и значимых в обществе результатах труда человека этой профессии; развитие интереса к обобщенному образу человека этой профессии, полезной для общества; формирование желания быть человеком с такой профессией и проявлять творчество в собственной деятельности, находить неординарные решения, преодолевать трудности, получая хороший результат.

В интернет-источниках встречаются статьи и методические материалы воспитателей ДОО, где представлен интересные практики ознакомления детей с творческими профессиями. К числу таковых относят профессии: писатель, журналист, артист (кино, балета, театра, цирка), изобретатель, художник, скульптор, архитектор, дизайнер, модельер, флорист, фотограф и др. К современным востребованным творческим профессиям можно отнести также профессии парикмахера, стилиста и визажиста, чей труд украшает человека, делает его красивым. К творческим профессиям имеют отношение и разные народные мастера-ремесленники: гончары, резчики по дереву, кузнецы-мастера художественной ковки, вышивальщицы, игрушечники, создающие красивые вещи, произведения декоративного искусства, украшающие жизнь и быт человека.

Методическую помощь воспитателям окажет и пособие Е.А. Алябьевой «Ребёнок в мире взрослых. Рассказы о профессиях», где автор предлагает рассказы для детей о разных современных профессиях, в том числе о творческих: художник, фотограф и др.

Педагогические методики по ознакомлению детей с профессиями взрослых своего региона в соответствии с региональной концепцией требуют особого внимания. Н.Е. Веракса и А.Н. Веракса рекомендуют знакомить детей с теми видами труда, которые распространены в той местности, где они живут. В аграрных регионах детей знакомят с профессиями земледельческой и животноводческой направленности: агроном, селекционер, комбайнер, тракторист, животновод, доярка, ветеринар и др. В морских, портовых городах - с профессиями, связанными с мореходством и рыбным промыслом: моряк, капитан, судовой механик, тральщик, рыбак и др. В Уральском регионе детей знакомят с профессиями: металлург, сталевар, крановщик, прокатчик, разливщик стали, кузнец, резчик по металлу, мастер чугунного литья (модельщик, формовщик, чеканщик) и др. В городах, где градообразующие предприятия - фабрики, комбинаты и заводы, знакомят с рабочими профессиями: сварщик, сборщик, электрик, газорезчик, монтажник, крановщик, маляр, инженер и др.

Например, ознакомление детей с современными профессиями, распространенными на Южном Урале (металлург, шахтёр, машиностроитель, зоотехник, архитектор, инженер-конструктор, робототехник и др.), раскрыто в парциальной программе «Наш дом - Южный Урал» [4].

Разработанная воспитателями собственная педагогическая технология будет учитывать производственные факторы региона, возможности детского сада взаимодействовать с разными участниками образовательного процесса, включая представителей социально-значимых и творческих профессий и родителей детей.

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

~ 72 ~

Компетентность педагогов по данному вопросу будет способствовать уходу от единообразия и доминированию вариативности, отражающей не архаичный, а современный мир профессий, его технологичность и ориентацию на профессии будущего с учётом специфики и перспектив региона. Образовательная среда ранней профориентации детей, созданная с учётом раскрытых выше педагогических условий, основана на взаимодействие участников педагогического процесса, должна стимулировать познавательный интерес детей к разным видам деятельности, создавая предпосылки для формирования представлений и усвоения необходимых знаний о профессиях взрослых.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение. Анализ существующих актуальных проблем педагогов и сложившейся ситуации по организации ранней профориентации детей в ДОО побудил нас к изучению психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме разработки педагогических условий ранней профориентации детей дошкольного возраста. Предложенные условия проектирования образовательной среды ДОО по ранней профориентации детей не являются исчерпывающими и требуют дальнейшего детального изучения. Работу по совершенствованию знаний педагогов в этом направлении реализовали через организацию научно-практических, дискуссионных площадок для педагогов ДОО, раскрытие данной темы на курсах повышения квалификации, обсуждение проблемы на научно-практических конференциях различных уровней.

Corresponding Author: Lyudmila Kasyanova - candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Shadrinsk state pedagogical University, Shadrinsk, Russian Federation,

e-mail: kasyanova.liudmila77@yandex.ru

Ответственный за переписку: Касьянова Людмила Геннадьевна -кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск,

Российская федерация,

E-m ail: kasyano va. liudmila77@yandex. ru

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.