способствовать развитию их эстетического вкуса. В частности, как преподавателям, так и студентам, необходимо иметь опрятный внешний вид, соответствующий профессионально-этическим требованиям [11].
Важна культура речи студентов и преподавателей, которая также является частью эстетического воспитательного процесса. Недопустимо использование в образовательном учреждении обсценной лексики. Следует стремиться к тому, чтобы речь была грамотной, образной, включала обширный словарный запас. Возможно, будет полезно организовать при вузе объединение (например, студию ораторского искусства), целью которого станет развитие красивой грамотной речи. Умение грамотно излагать мысли, аргументировать свою позицию будет козырем для молодого человека не только в будущей профессиональной деятельности, но и в обыденной жизни.
Важную роль в воспитательной деятельности играет диспут, диалог между преподавателем и студентами. После совместного просмотра кинофильма, спектакля, посещения выставки будет полезно провести дискуссию, в ходе которой студенты и преподаватель обменяются своими мнениями об увиденном. Следует мотивировать преподавателей на поиск новых средств и методов ведения эстетической воспитательной деятельности, которые были бы интересны молодежи, с тем чтобы процесс эстетического воспитания проходил наиболее эффективно.
Существенным фактором, который сказывается на формировании эстетического вкуса, являются эстетические характеристики окружающего студентов пространства. Сюда входят архитектура зданий, интерьер образовательного учреждения, материально-техническая база (наглядные пособия, современные аппаратура и техника, проч.), облагороженная территория образовательного учреждения. Прекрасно, когда сами студенты участвуют в формировании эстетического облика окружающего пространства или просто поддержании порядка внутри образовательного учреждения, на прилегающей территории. Можно предложить факультетам взять «под контроль» по одному небольшому участку прилегающей к вузу территории, создать на нем ландшафтную композицию и затем провести конкурс, какой из созданных зеленых уголков получится самым привлекательным. Думается, элемент соревновательности добавит интереса к деятельности студентов по совершенствованию окружающей среды. Возможностей для организации эстетического воспитания студентов в рамках высшего учебного заведения достаточно.
Выводы. Для полноценной реализации эстетического воспитания студентов, помимо традиционных педагогических технологий, необходимо разрабатывать также инновационные, которые задействовали бы информационно-компьютерные технологии, последние достижения психологических и педагогических наук. Следует обучать информационно-компьютерным технологиям преподавателей, которые осуществляют эстетическую воспитательную деятельность, повышать компетентность преподавательского состава в области эстетического воспитания.
Литература:
1. Абоимова, И.С. Дизайн-образование: особенности развития креативности будущих дизайнеров: монография / И.С. Абоимова, И.Л. Белова и др. - Н. Новгород: Мининский университет, 2015. - 90 с.
2. Белова, И.Л. Методы активизации художественно-проектной деятельности будущих графических дизайнеров / И.Л. Белова, Н.В. Быстрова, Е.В. Медонова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-1. -С. 10-13
3. Бичева, И.Б. Формирование эстетической направленности педагога дошкольного образования / И.Б. Бичева, С.Н. Казначеева // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 3 (36).
4. Быстрова, Н.В. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи (на примере нижегородской области) / Н.В. Быстрова, С.А. Зиновьева, Р.В. Сулейманова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2020. - Т. 14. - № 3. - С. 17-23
5. Быстрова, Н.В. Инновационные технологии в обучении студентов-дизайнеров / Н.В. Быстрова, Е.В. Медонова, А.А. Симонова // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород, 2021. - С. 165-167
6. Быстрова, Н.В. К вопросу о применении технологий визуализации информации в учебном процессе / Н.В. Быстрова, И.Л. Белова, Э.У.Х.С. Ахмед // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-2. -С. 30-33
7. Зиновьева, С.А. Особенности организации воспитательной работы в вузе / С.А. Зиновьева, Н.В. Быстрова, Н.А. Захарова, А.А. Пирогова // Школа будущего. - 2020. - № 3. - С. 90-99
8. Казначеева, С.Н. Методы воспитательной работы / С.Н. Казначеева, Н.В. Быстрова, О.В. Юдакова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-4. - С. 157-160
9. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, А.В. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. -№ 1 (38).
10. Медведева, Т.Ю. Анализ содержательных характеристик профессиональной культуры специалиста / Т.Ю. Медведева, Г.А. Папуткова // Перспективы науки. - 2020. - № 5 (128). - С. 160-162
11. Швецова, Е.А. Формирование у студентов интереса к научно-исследовательской деятельности в процессе обучения дизайну / Е.А. Швецова, И.Л. Белова // В сборнике: Традиции и инновации в дизайне. - 2018. - С. 76-81
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Вакуленко Ольга Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)
К ПРОБЛЕМЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы готовности педагогов дошкольной образовательной организации к работе с детьми по ранней профессиональной ориентации. Раскрыта актуальность проблемы ранней профессиональной ориентации. Определены проблемы готовности педагогов при осуществлении ранней профессиональной ориентации детей. Показана роль дополнительной профессиональной программы в совершенствовании профессиональных компетенций педагогов дошкольной образовательной организации. Раскрыта структура дополнительной профессиональной программы по ранней профессиональной ориентации дошкольников. Дана характеристика методов и форм обучения слушателей дополнительной профессиональной программы.
Ключевые слова: ранняя профориентация, готовность педагогов к деятельности, профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога дошкольного образования, программа дополнительного профессионального
образования.
Annotation. The article deals with the issues of readiness of teachers of preschool educational organizations to work with children on early professional orientation. The urgency of the problem of early professional orientation is revealed. The problems of teachers' readiness in the implementation of early professional orientation of children are identified. The role of an additional professional program in improving the professional competencies of teachers of a preschool educational organization is shown. The structure of an additional professional program for early vocational guidance of preschoolers is disclosed. The characteristic of methods and forms of training of listeners of the additional professional program is given.
Key words: early career guidance, teachers' readiness for activity, professional competence, professional competence of a teacher of preschool education, a program of additional professional education.
Исследование выполнено в рамках исполнения государственного задания Министерства просвещения РФ на
прикладную НИР «Проектирование образовательной среды ранней профориентации детей дошкольного возраста»
№ 073-00095-22-03 от 30 мая 2022 года
Введение. Проблема профессиональной ориентации не теряет своей актуальности в течении длительного времени. Объяснение тому в стремительной информатизации общества, ускорении научно-технического процесса, развитии технологий, трансформации профессиональной деятельности.
Социализация ребенка начинается с раннего возраста и одним из аспектов ее является знакомство ребенка с профессиональной деятельностью. Трудовое воспитание детей-дошкольников всегда было приоритетной задачей детского сада. Но в настоящее время недостаточно прививать положительное отношение к труду, необходимо расширять кругозор детей о спектре различных профессий. Задача дошкольных педагогов усложнилась: нужно не только расширить представления о современных профессиях, но и сформировать ценностное отношение к трудовой деятельности, уважение к трудящемуся человеку. Это будет основой позитивной социализации ребенка. Педагоги и психологи говорят о дошкольном детстве как о начальном периоде профессиональной направленности человека.
Мысль о раннем вхождении ребенка в трудовые отношения и овладении представлениями о профессиях прослеживается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где указывается на задачи по формированию у дошкольников представлений о труде взрослых, его важности для общества и человека, о результатах труда [12].
Проблема приобщения к труду с ранних лет не нова и ученые разных эпох указывали в своих работах на необходимость трудового воспитания (Т. Мор, Ф. Рабле, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко и др.). В современных исследованиях по данному вопросу также разные исследователи рассматривают разные аспекты. Например, С.А. Козлова,
A.Ш. Шахманова [3] предлагают знакомить дошкольников с людьми-тружениками, с их отношением к трудовой деятельности, формировать у дошкольников понятия о причинно-следственных связях в появлении профессий; М.В. Крулехт и В.И. Логинова [1, 6] предлагают сделать акцент на содержании трудовой деятельности и продуктах труда этой деятельности; другие предлагают знакомить дошкольников с теми профессиями, которые составляют экономическую основу определенного региона (Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, Г.Н. Кузнецова) [1, 7].
Изложение основного материала статьи. Неоднозначное отношение высказывается в работах исследователей относительно понятия «ранняя профориентация» применительно к дошкольному возрасту. Нам близка позиция
B.П. Кондрашова, который определил, как составную часть личности дошкольника его профессиональную ориентацию, обозначил условия, способы и средства процесса приобщения дошкольников к трудовой деятельности взрослых. Основой данного процесса, по мнению автора, является игровая деятельность, как ведущая в этом возрасте [4].
Исходя из подходов разных авторов, следует рассматривать раннюю профориентацию дошкольников как эмоциональную основу будущего профессионального самоопределения. Знакомство с профессиями взрослых должно носить в большей степени информационный характер.
В документах федерального и регионального уровней понятие «ранняя профориентация» рассматривается как длительный и непрерывный процесс самоопределения личности в профессии. Соответственно каждая ступень образования должна внести свой вклад и быть преемственно связанной с последующей. Это означает, что процесс профессионального самоопределения должен начинаться со ступени дошкольного детства и готовить ребенка к последующей профессиональной ориентации, которая продолжится на ступени школьного образования. Авторами «Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования» [5] подчеркивается необходимость формирования определенных компетенций на каждой ступени образования, которые должны быть преемственно связанными.
В проблеме ранней профориентации возникает вопрос, связанный с готовностью дошкольных педагогов осуществлять этот процесс. Проведенный нами экспресс-опрос, в котором приняли участие педагоги ДОО Уральского региона - всего 24 педагога (Курганской, Свердловской, Тюменской областей) - показал, что некоторая часть педагогов (13%) не видят необходимости в ранней профориентации дошкольников (далее РПД), педагоги недостаточно владеют умениями отбора содержания образования по РПД (33%), не учитывают региональную специфику при осуществлении РПД (38%), не в полной мере владеют инновационными технологиями РПД (25%), не опираются в работе по РПД на возможности родителей воспитанников и ресурсы социума (21%).
Принимая также во внимание исследование Г.Н. Кузнецовой, проведенное относительно готовности педагогов к реализации работы по РПД [7], нами были определены некоторые проблемы в этой области:
- знакомство детей с профессиями взрослых осуществляется в большей степени стихийно, педагоги не учитывают динамику расширения знаний, т.к. не владеют диагностическим инструментарием по выявлению знаний детей о профессиях;
- недостаточно используются современные образовательные технологии при ознакомлении дошкольников с миром профессий;
- анализ планов воспитательно-образовательной работы педагогов показал, что работа в данном направлении ведется не целенаправленно, без учета специфики регионального компонента;
- не в полной мере используются ресурсы социальных партнеров, в частности учреждений дополнительного образования детей и производственных предприятий, что могло бы существенно расширить содержание работы по РПД;
- развивающая предметно-пространственная среда (далее РППС) недостаточно насыщена элементами, погружающими детей в мир профессий.
В связи с этим становится очевидным, что дошкольная профориентация характеризуется недостаточной профессиональной компетенцией педагогов в осмыслении ими целей, задач, отбора содержания образования по ранней профориентации и недостаточной готовностью к осуществлению данной деятельности.
Качество и результативность труда педагога находятся в зависимости от разных составляющих. Одной из таких составляющих является готовность педагога к профессиональной деятельности. Понятие «готовность» по-разному трактуется исследователями. Хозяинов Г.И. рассматривает «готовность» как конкретную ступень формирования личности, отношение, механизм регуляции деятельности, длительное или кратковременное психическое состояние, сосредоточение усилий личности, которые ориентированы на осуществление конкретных действий. Готовность также можно объяснить с позиции ценностных ориентаций личности. Автором данное понятие определяется как качество, состояние и процесс изменения [13].
На основе психологических и педагогических исследований (М.И. Дьяченко, Р.Д. Санжаева, Д.Н. Узнадзе и др.) можно сделать вывод, что готовность к деятельности рассматривается как качество личности, включающее систему знаний, умений, навыков, настроенность на конкретные действия, а в рамках личностно-ориентированной модели как важной образовательной компетенции [2, 11].
В Профессиональном стандарте педагога указывается, что квалификация отражает уровень профессиональной подготовки педагога, готовность к трудовой деятельности в сфере образования и складывается из его профессиональных компетенций. А профессиональные компетенции в этом же документе рассматриваются как способности успешной деятельности в результате применения реальных навыков, знаний при решении профессиональных задач [10]. Соответственно требования к профессиональной компетентности педагогов ДОО определены в Квалификационном справочнике [9].
Повышение компетентности педагогов возможно в рамках обучения по дополнительным профессиональным программам (ДПП). Содержание данных программ должно быть ориентировано на заданные виды компетентности и направлено на решение проблем организации процесса ранней профориентации.
На основе выделенных проблем в осуществлении процесса ранней профориентации дошкольников нами была разработана программа повышения квалификации педагогов. Целью программы является совершенствование профессиональных компетенций педагогов ДОО, необходимых для организации и осуществления ранней профориентации старших дошкольников.
Программа рассчитана на 48 часов и включает 2 раздела.
Первый раздел программы «Теоретико-методологические основы проблемы профессиональной ориентации» направлен на расширение и углубление представлений слушателей по вопросам допрофессионального самоопределения и РПД. Изучение данного раздела способствует осмыслению таких тем как «Этапы профессионального самоопределения», «Профессиональное самоопределение и социальная ситуация развития человека». «Дошкольное детство первый этап профессионального самоопределения», «Технологии допрофессиональной ориентации в дошкольном возрасте». Это способствует конкретизации знаний слушателей по РПД.
Второй раздел «Организация процесса ранней профориентации детей в ДОО» способствует развитию практических умений и навыков и направлен на расширение знаний слушателей о формах, методах, педагогических условиях и средствах РПД в ДОО и включает рассмотрение вопросов:
- психолого-педагогическое сопровождение РПД; слушатели овладевают понятиями «педагогическое сопровождение», «педагогическая поддержка»; рассматривают сущность и функции технологии психолого-педагогического сопровождения как целенаправленной деятельности педагога по оказанию помощи детям дошкольного возраста при ознакомлении с профессиями и трудом взрослых [8];
- начальные представления о трудовой деятельности взрослых как фундамент РПД; информационный характер ранней профориентации; возможности игровой, познавательной, продуктивной, физкультурной деятельности в расширении знаний дошкольников о трудовой подготовке человека; значение разных видов занятий дошкольников в процессе РПД;
- РППС, принципы ее построения в соответствии с ФГОС. Деятельностный подход в построении профориентационной среды ДОО. Учет региональных, национально-культурных, климатических и др. условий в построении РППС. Принцип тематического построения образовательного процесса при формировании профориентационной среды ДОО;
- методическое обеспечение диагностики уровня сформированности представлений детей дошкольного возраста о трудовой деятельности взрослых: целесообразнсть контроля знаний дошкольников о спектре профессий в современном социуме. Создание системы диагностики уровней сформированности преставлений о профессиональной деятельности. Методы диагностики: тесты, наблюдения, беседы, продукты детской деятельности. Важность наличия диагностических компетенций педагога в работе с дошкольниками. Экспресс-диагностика в разных группах ДОО. Разработка критериев и показателей уровней сформированности знаний дошкольников о труде взрослых. Требования к отбору и разработке диагностического инструментария;
- система социального партнерства ДОО как средство организации ранней профориентации дошкольников: педагогический потенциал промышленной и социокультурной среды в формировании знаний о профессиях у дошкольников. Эффективное социальное партнерство ДОО с производственно-трудовой сферой. Совершенствование социального партнерства на основе сетевого взаимодействия. Промышленный туризм в ранней профориентации.
Практические занятия и самостоятельная работа слушателей в процессе обучения направлены на формирование практических навыков, таких как: определение проблемных зон в работе по профориентации дошкольников, отбор и планирование содержания образования с учетом регионального компонента, анализ парциальных образовательных программ профориентационной направленности, подбор методик для оценки знаний дошкольников о профессиях и др.
Слушатели принимают участие в интерактивных занятиях, работают в группах, выполняют задания. Методы и приемы обучения по программе предполагают игровые упражнения, творческие задания, Круглые столы, тренинги, дискуссии и др. Так, например, слушатели работают в микрогруппах по выявлению и разрешению проблем, возникающих в процессе организации работы по ранней профориентации; составляют макеты по обогащению РППС группы ДОО, составляют рассказы о профессиях своего региона, фрагменты тематического планирования, проводят анкетирование родителей о их роли в профориентации детей и представляют результаты в группе и др.
Программа обучения предполагает контроль знаний слушателей, который включает практические работы, тестирование и подготовку проекта. Обучение по программе завершается подготовкой и представлением проекта с использованием инновационных методов и технологий РПД.
Выводы. Анализ научных источников разных авторов показывает, что проблема ранней профориентации детей дошкольного возраста привлекает внимание исследователей и практиков в настоящее время в связи с трансформацией спектра профессий взрослых, недостаточным уровнем сформированности представлений дошкольников о профессиональной деятельности, отсутствием четкой системы деятельности в ДОО по профориентации дошкольников.
В результате изучения теоретических и практических исследований мы пришли к выводу о недостаточной готовности педагогов ДОО к осуществлению деятельности по дошкольной профориентации. Понятие «готовность к деятельности» и составляющие профессиональной компетентности педагогов ДОО рассматриваются в нормативных документах по
дошкольному образованию и стали для нас ориентиром в разработке дополнительной профессиональной программы. Решение проблемы ранней профориентации дошкольников посредством прохождения обучения в рамках дополнительной образовательной программы с использованием активных и интерактивных методов и форм обучения будет обеспечивать совершенствование профессиональных компетенций педагогов ДОО по проблеме.
Литература:
1. Дошкольная педагогика / Т.Н. Доронова: в 2-х ч. / под ред. В.И. Логиновой, И.Г. Саморуковой. - Т. 2. - Москва: 1986. - 256 с.
2. Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. -Минск, 1976. - 187 с.
3. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - Москва: Академия, 2001. - 416 с.
4. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий / В.П. Кондрашов. - Балашов: Николаев, 2012. - 125 с.
5. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / Центр профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://eduidea.ru/file/document/521 (дата обращения: 26.06.2017).
6. Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир / М.В. Крулехт. - Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. - 160 с.
7. Кузнецова, Г.Н. Организация ранней профориентации в дошкольном образовательном учреждении: учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ / Г.Н. Кузнецова. - Электрон. текстовые дан. (1 файл: 916 Кб). - Челябинск: ЧИППКРО, 2021.
8. Пономарева, Л.И. Парадигма педагогической поддержки в теории и практике дошкольного образования: коллективная монография / Под науч. ред. Л.В. Трубайчук. - Челябинск: ЧГПУ, 2014. - С. 154-183
9. Российская Федерация. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009 г. № 593. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Российская Федерация. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Санжаева, Р.Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности: автореф. дис. ... д-ра псих.наук / Р.Д. Санжаева. - Новосибирск, 1997 - 40 с.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. - Москва: Сфера, 2020. - 80 с.
13. Хозяинов, Г.И. Мастерство педагога в процессе образования и обучения: монография / Г.И. Хозяинов. - Москва: Физическая культура, 2006. - 224 с.
Педагогика
УДК 378
аспирант Васюков Сергей Николаевич
Автономная некоммерческая организация высшего образования «Университет БРИКС (ЮниБРИКС)» (г. Москва)
ВЛИЯНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
СТУДЕНТОВ ССУЗ
Аннотация. Статья рассматривает особенности влияния икт технологий на повышение учебно-профессиональной мотивации студентов ССУЗ. В настоящее время развитие общества происходит в быстром темпе, и образовательные функции и их значимость значительно возросли. Одной из первостепенных задач современного процесса обучения является профессиональная подготовка будущих специалистов в различных сферах. Использование ИКТ-технологий является важным критерием в процессе обучения в различных средне-профессиональных учебных заведениях. Актуальность данного исследования обуславливается повышением значимости получения знаний в профессиональных учебных заведениях среднего профессионального образования и улучшением эффективности обучения при помощи информационно-коммуникативных технологий. ИКТ в процессе обучения играет роль организатора его процесса, решения задач формирования профессиональных навыков студентов. Современные информационно-коммуникационные технологии открывают педагогам множество возможностей совершенствования преподавательской деятельности. В статье раскрыто понятие и особенности использования онлайн учебных платформ, электронно-образовательного контента, икт ресурсов для совершенствования коммуникативных компетенций обучающихся.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, средне-специальные учебные заведения, студент, знание, профессия.
Annotation. The article examines the peculiarities of the impact of ICT technologies on increasing the educational and professional motivation of students of secondary school. Currently, the development of society is taking place at a rapid pace, and educational functions and their importance have increased significantly. One of the primary tasks of the modern learning process is the professional training of future specialists in various fields. The use of ICT technologies is an important criterion in the learning process in various secondary vocational educational institutions. The relevance of this study is due to the increased importance of obtaining knowledge in vocational schools of secondary vocational education and improving the effectiveness of training with the help of information and communication technologies. ICT in the learning process plays the role of the organizer of its process, solving the problems of the formation of professional skills of students. Modern information and communication technologies open up many opportunities for teachers to improve their teaching activities. The article reveals the concept and features of using online learning platforms, electronic educational content, ICT resources to improve students' communicative competencies.
Key words: information and communication technologies, secondary specialized educational institutions, student, knowledge, profession.