Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева Л.И., Ган Н.Ю.

Модернизация системы отечественного образования, способствовала перестройке методологической базы образовательного процесса, принятию новых нормативно-правовых документов, регламентирующих государственную политику в области образования, и, разработке инновационных образовательных практик на всех уровнях системы непрерывного образования. Особый подход потребовался к проблеме самореализации и самоопределения личности в профессиональной деятельности, адекватного выбора карьеры, сферы приложения личных возможностей в соответствии с определёнными способностями и склонностями к выбранной профессии. По мнению большинства, отечественных и зарубежных учёных, выбор жизненного и профессионального пути начинается не с момента обучения в вузе, а задолго до этого, и как отмечают исследователи, даже не на этапе школьного обучения, а ещё в дошкольной образовательной организации. В связи с этим одной из важнейших задач современного дошкольного образования является разработка педагогических условий, способствующих успешному формированию представлений дошкольников о мире профессий и пониманию сущности труда взрослого, что в педагогической науке принято называть ранней профориентацией. Анализ существующих практик показывает, что работа ДОО в этом направлении сводится лишь к ознакомлению детей с трудом взрослых. При этом, зачастую дошкольники оказываются оторванными от реального мира труда, не могут представить характер профессиональной деятельности и «попробовать» себя в той или иной профессии. Авторами статьи сделана попытка исправить существующий пробел в работе детских садов. Ими разработаны педагогические условия реализации ранней профориентации в ДОО, организовано эмпирическое исследование, которое доказало их эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарева Л.И., Ган Н.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF VOCATIONAL GUIDANCE FOR EARLY CHILDREN IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Modernization of the domestic education system contributed to the restructuring of the methodological base of the educational process, the adoption of new legal documents regulating the state policy in the field of education, and the development of innovative educational practices at all levels of the lifelong education system. A special approach was required to the problem of self-realization and selfdetermination of a person in professional activities, an adequate choice of career, the scope of application of personal capabilities in accordance with certain abilities and inclinations for the chosen profession. According to the majority of domestic and foreign scientists, the choice of life and professional path begins notfrom the moment of studying at a university, but long before that, and, as the researchers note, not even at the stage of schooling, but even in a preschool educational organization. In this regard, one of the most important tasks of modern preschool education is the development of pedagogical conditions that contribute to the successful formation of preschoolers' ideas about the world of professions and understanding the essence of adult work, which in pedagogical science is usually called early career guidance. An analysis of existing practices shows that the work of preschool educational institutions in this direction comes down only to familiarizing children with the work of adults. At the same time, preschoolers often find themselves cut off from the real world of work, cannot imagine the nature of professional activity and “try” themselves in a particular profession. The authors of the article made an attempt to correct the existing gap in the work of kindergartens. They developed pedagogical conditions for the implementation of early career guidance in preschool educational institutions, organized an empirical study that proved their effectiveness.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Educational bulletin "Consciousness "/ | 2022. Vol. 24. n9 Образовательный вестник "Сознание" '_https://e-pubmed.org

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

© Ponomareva L.I., Gan N.Yu., 2022

h

1 1 f http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-9-12-21

Ч Принята 25.09.2022 | ***

1 УДК 1 373.24

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF VOCATIONAL GUIDANCE FOR EARLY CHILDREN IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Ponomareva L.I., Gan N.Yu.

Shadrinsk state pedagogical university, Shadrinsk, Russian Federation

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Пономарева Л.И., Ган Н.Ю.

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Российская Федерация

Abstract. Modernization of the domestic education system contributed to the restructuring of the methodological base of the educational process, the adoption of new legal documents regulating the state policy in the field of education, and the development of innovative educational practices at all levels of the lifelong education system. A special approach was required to the problem of self-realization and self-determination of a person in professional activities, an adequate choice of career, the scope of application of personal capabilities in accordance with certain abilities and inclinations for the chosen profession.

According to the majority of domestic and foreign scientists, the choice of life and professional path begins

Аннотация. Модернизация системы отечественного образования, способствовала перестройке методологической базы образовательного процесса, принятию новых нормативно-правовых документов,

регламентирующих государственную политику в области образования, и, разработке инновационных образовательных практик на всех уровнях системы непрерывного образования. Особый подход потребовался к проблеме самореализации и самоопределения личности в профессиональной деятельности, адекватного выбора карьеры, сферы приложения личных возможностей в соответствии с определёнными

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

notfrom the moment of studying at a university, but long before that, and, as the researchers note, not even at the stage of schooling, but even in a preschool educational organization. In this regard, one of the most important tasks of modern preschool education is the development of pedagogical conditions that contribute to the successful formation of preschoolers' ideas about the world of professions and understanding the essence of adult work, which in pedagogical science is usually called early career guidance. An analysis of existing practices shows that the work of preschool educational institutions in this direction comes down only to familiarizing children with the work of adults. At the same time, preschoolers often find themselves cut off from the real world of work, cannot imagine the nature of professional activity and "try" themselves in a particular profession. The authors of the article made an attempt to correct the existing gap in the work of kindergartens. They developed pedagogical conditions for the implementation of early career guidance in preschool educational institutions, organized an empirical study that proved their effectiveness.

Keywords: pedagogical conditions, early career guidance, professional trials center, preschool educational organization, preschool children.

способностями и склонностями к выбранной профессии. По мнению большинства, отечественных и зарубежных учёных, выбор жизненного и профессионального пути начинается не с момента обучения в вузе, а задолго до этого, и как отмечают исследователи, даже не на этапе школьного обучения, а ещё в дошкольной образовательной организации. В связи с этим одной из важнейших задач современного дошкольного образования является разработка

педагогических условий, способствующих успешному формированию представлений дошкольников о мире профессий и пониманию сущности труда взрослого, что в педагогической науке принято называть ранней профориентацией. Анализ

существующих практик показывает, что работа ДОО в этом направлении сводится лишь к ознакомлению детей с трудом взрослых. При этом, зачастую дошкольники оказываются оторванными от реального мира труда, не могут представить характер профессиональной деятельности и

«попробовать» себя в той или иной профессии. Авторами статьи сделана попытка исправить существующий пробел в работе детских садов. Ими разработаны педагогические условия реализации ранней профориентации в ДОО, организовано эмпирическое исследование, которое доказало их эффективность.

Ключевые слова: педагогические условия, ранняя профориентация, центр

профессиональных проб, дошкольная образовательная организация, дети дошкольного возраста.

REFERENCES

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1]. Ponomareva, L.I. Interaction of a preschool educational organization and a family in the process of early career guidance for preschoolers / L.I. Ponomareva, N.Yu. Gan // Problems of modern pedagogical education. Ser. : Pedagogy and psychology. - Scientific journal: - Yalta: RIO

[1]. Пономарева, Л.И. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе ранней профориентации дошкольников / Л.И. Пономарева, Н.Ю. Ган // Проблемы _современного педагогического образова-

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

GPA, 2016. - Issue. 53. - Part 7. - 256 p. - S. 175180.

[2]. Pasechnikova, T.V. Vocational guidance work in a

preschool educational organization: a method. Benefit / T.V. Pasechnikov. - Samara: Publishing House of the Center for Professional Education of the Samara Region, 2013. - 45 p.

[3]. Zinoviev, A. A. Inclusion of preschoolers in trial professional activity as a means of early career guidance / A.A. Zinoviev, M.A. Maznichenko V.P. Shuvanova // Theory and practice. - 2020. -No. 5(10). pp. 18-31.

[4]. Chebotaev, L.F. Labor education of preschool children in the process of familiarization with the work of adults / L.F. Chebotaev. - // Preschool education. - 2020. - No. 25. - P. 314-317.

[5]. Kulagina, Yu.S. Familiarization of older preschoolers with professions and work of adults in the pre-school / Yu.S. Kulagina, S.L. Shalaeva // Preschool childhood: topical issues of education and upbringing. - 2018. - No. 4. - P. 135-139.

ния. Сер. : Педагогика и психология. -Научный журнал : - Ялта : РИО ГПА, 2016. - Вып. 53. - Ч. 7. - 256 с. - С. 175-180.

[2]. Пасечникова, Т.В. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: метод. Пособие / Т.В. Пасечникова. - Самара: Изд-во Центра профессионального образования Самарской области, 2013. -45 с.

[3]. Зиновьева, А.А. Включение дошкольников

в пробную профессиональную деятельность как средство ранней профориентации / А.А. Зиновьева, М.А. Мазниченко В.П. Шуванова // Теория и практика. - 2020. - № 5(10). С. 18-31.

[4]. Чеботаева, Л.Ф. Трудовое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с трудом взрослых / Л.Ф. Чеботаева. - // Дошкольное образование. - 2020. - № 25. -С. 314-317.

[5]. Кулагина, Ю.С. Ознакомление в ДОО старших дошкольников с профессиями и трудом взрослых / Ю.С. Кулагина, С.Л. Шалаева // Дошкольное детство: актуальные вопросы образования и воспитания. - 2018. - № 4. - С. 135-139.

Author Contributions. Ponomareva L.I. - the concept and design of the study, writing the text; Gan N.Yu. -collection of literature, processing of materials, writing the text.

Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.

Ponomareva L.I. - SPIN ID: 8305-9748; ORCID ID: 0000-0002-1502-5115

Gan N.Yu. -SPIN ID: 5958-3334; ORCID ID: 0000-0003-1537-1341

Вклад авторов: Пономарёва Л.И. - концепция и дизайн исследования, написание текста; Ган Н.Ю. -сбор литературы, обработка материалов, написание текста.

Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Пономарева Л.И. - SPIN ID: 8305-9748; ORCID ID: 0000-0002-1502-5115 Ган Н.Ю. - SPIN ID: 5958-3334; ORCID ID: 0000-0003-1537-1341

For citation: Ponomareva L.I., Gan N.Yu. PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF VOCATIONAL GUIDANCE FOR EARLY CHILDREN IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION // Educational bulletin "Consciousness". - 2022. Vol.24. №9. P. 12-21. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-9- 12-21.

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВаАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Для цитирования: Пономарева Л.И., Ган Н.Ю. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ// Образовательный вестник "Сознание". - 2022. Т.24. №9. С. 12-21. Бог 10.2б787/пуаЬа-268б-б846-2022-24-9- 12-21.

Введение. Социально-экономические преобразования в нашей стране, связанные с переходом к рыночным отношениям, породили множество проблем, одной из которых является проблема безработицы и трудоустройства подрастающего поколения. Возникновение данной проблемы вызвало необходимость нового подхода к решению задач самореализации и самоопределения личности в профессиональной деятельности, адекватного выбора карьеры, сферы приложения личных возможностей в соответствии с определёнными способностями и склонностями к выбранной профессии.

По мнению большинства учёных, выбор жизненного и профессионального пути учащимися начинается не с момента обучения в вузе, а задолго до этого, и как отмечают исследователи, даже не на этапе школьного обучения, а ещё в дошкольной образовательной организации. В связи с этим одной из важнейших задач современного образования является создание условий для самоопределения личности, обеспечение высокого уровня профессиональной мобильности человека в реалиях сегодняшнего времени. Таким образом, актуальность проблемы профориентации уже не дискутируется, а является общепризнанной и возведена в ранг государственных приоритетных задач.

Цель исследования: рассмотреть особенности работы дошкольной образовательной организации по ранней профориентации детей дошкольного возраста в процессе реализации выдвинутых педагогических условий.

Материалы и методы. В Концепции модернизации российского образования отмечается, что ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выражения, переход к постиндустриальному, информационному обществу, возникновение и рост глобальных проблем, динамичное развитие экономики, возрастание человеческого фактора обусловливают необходимость существенных изменений в образовательной системе. Концепция предполагает не только усвоение обучающимися определенных знаний, но и развитие личности, познавательных и созидатель-ных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации. При этом подчеркивается, что решение этих задач должно стать органической составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс воспитания и развития. В стратегических документах отмечается новая роль профессиональной ориентации как условия для психолого-педагогической поддержки детей и молодежи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, способностей к той или иной профессии [1]. Современная система образования призвана формировать нравственно-предприимчивых людей, отличающихся мобильностью динамизмом, конструктивностью, способных к сотрудничеству Формирование личности, способной к самоопределению и саморазвитию -важнейшая задача, которая не всегда ус-пешно решается. Одна из причин такой ситуации -

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

недостаток педагогических технологий успешного профессионального и личностного самоопределения.

Впервые на проблему профориентации обратили свое внимание такие учёные как: А. Бине, Г. Мюнстерберга, Ф. Парсонса и др. Этими учёными были разработаны специальные тесты, которые способствовали выявлению профессиональных наклонностей человека.

Ученые разных областей наук изучали проблему профессиональной пригодности, среди них можно назвать физиологов В.М. Бехтерева, В.В. Небылицина и др.; социологов Э. Гинсберга, И.С. Кона, В.А. Ядова и др.; психологов Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна и др.; педагогов С.Я. Батышева, А.Е. Голомштока, В.А. Полякова и др. Особо следует отметить исследования, посвященные профессиональному самоопределению обучающихся образовательных школ: К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Божович, Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева и др.

В системе дошкольного образования, как показывают исследования М.В. Крулехт, В.И. Логиновой, Л.А. Мишариной, А.Ш. Шахмановой и др., основой профориентации является ознакомление дошкольников с трудом взрослых. При этом, ранняя профориентация в ДОО носит преимущественно информационный характер. Всем взрослым, воспитывающим ребенка-дошкольника, важно понимать, что дошкольный период является благоприятным для формирования любознательности, это позволяет воспитывать у детей активный интерес к профессиям [2].

Цель ранней профориентации - сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.

Проведя анализ психологической и специальной литературы по проблеме организации профориентационной работы, учитывая специфику разных уровней образования, нами выделены противоречия в рамках изучаемой проблемы, между: пониманием необходимости профессионального самоопределения молодёжи и отсутствием учёта российского и регионального рынка труда при выборе профессии; недооцениванием возможностей дошкольного детства, как первой ступени системы современного непрерывного образования и возведением данного уровня в ранг государственного значения и способностью к решению данных задач; наличием социально-педагогических требований к профориентационной работе и отсутствием разработанного комплекса процесса сопровождения формирования представлений у детей дошкольного возраста о профессиях и труде взрослых.

Выявленные противоречия обусловили выбор педагогических условий, способствующих реализации процесса ранней профориентации детей в дошкольной образовательной организации.

Одним из первых условий, которое способно определить успех всей дальнейшей работы является ознакомление детей с трудом взрослых. В процессе реализации данного

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

условия в непосредственной образовательной и нерегламентированной деятельности решают следующие важные задачи:

- формирование представлений дошкольников о содержании хозяйственно-бытового труда в семье и дошкольной образовательной организации;

- обогащение первоначальных представлений о структуре трудового процесса, понимание его компонентов и воспроизведение взаимосвязи компонентов на конкретном примере труда;

- знакомство дошкольников с многообразием мира труда и профессий;

- стимулирование развития интереса дошкольников к профессиональной деятельности взрослых ближайшего окружения;

- познавательное развитие дошкольников в понимании предназначения бытовой техники и различных инструментов труда.

Перечисленные задачи данного педагогического условия решаются в комплексе с интеграцией в различные образовательные области. Реализация данных задач предполагает тесное сотрудничество ДОУ и семьи.

Вторым педагогическим условием выступает организация предметно- развивающей среды. Основным требованием к ее созданию является наличие специализированного оборудования: игрового и обучающего, соответствующего требованиям СанПиН и возрастным особенностям детей.

Правильно созданная предметно-развивающая среда формирует необходимые компетенции и развивает практические навыки в различных видах детского труда. Для этого в ДОУ рекомендуется создавать различные центры профессиональных проб. Как правило, эти центры соответствуют разным видам труда [3]. Так, физический труд может реализовываться в специально организованной кухне, кафе, магазине, парикмахерской и других зонах. Пониманию того, что профессия состоит из определенных трудовых действий, помогают экскурсии на предприятия города

Интеллектуальному труду могут быть посвящены центры «Робототехники», «Юный химик», «Физик-почемучка» и др. В роли социальных партнёров здесь могут выступать Кванториумы и Технопарки техникумов и вузов.

С творческим трудом дети знакомятся в центрах профессиональных проб: «Юный фотокорреспондент», «Модельер», «Художник» и др. С детьми может быть реализована экскурсия в городской театр, в музей, на художественные выставки в детскую художественную школу, на концерт в музыкальную школу и др.

Следующим педагогическим условием является реализация Программы ранней профориентации дошкольников «Радуга профессий», предполагающая использование разнообразных форм и методов ознакомления детей с миром профессий. В ходе освоения программного содержания дошкольники овладевают не только теоретическими знаниями, но и отрабатывают практические навыки элементарных трудовых действий той или иной профессии.

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Эффективность выделенных педагогических условий проверялась нами в ходе опытно-экспериментальной работы на базе МБДОУ № 2 «Родничок», г. Шадринска.

Результаты и обсуждение. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет раннюю профориентацию детей как необходимое условие полноценного развития дошкольника, а также базовый целевой ориентир предполагающий понимание роли труда в жизни человека.

Для нашего исследования чрезвычайно важно обоснование системы ранней профориентации (допрофессиональной ориентации) детей, так как она не может быть чисто педагогической или чисто психологической. Особенность такой системы заключается в том, что она должна базироваться на двух смежных науках и «рождаться» на стыке педагогики и психологии.

При этом важно понимать, что дошкольный период является благоприятным для формирования любознательности, это позволяет воспитывать у детей активный интерес к профессиям [4].

Информацию о профессиях дети могут получить как во время образовательного процесса и в нерегламентированной деятельности в ДОО, так и за его пределами.

Студенты и сотрудники Шадринского педуниверситета в рамках исполнения государственного задания Министерства просвещения РФ № 073-00095-22-03 по теме «Проектирование образовательной среды ранней профориентации детей дошкольного возраста», заключили договор о сотрудничестве с детским садом, на базе которого было проведено эмпирическое исследование.

В начале исследования нами определялся стартовый уровень представлений детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых и мире профессий. Критериями выступали: представление о профессиях (объем, полнота), наличие понятий, характеризующих трудовые процессы (название профессий, орудий труда, оборудования), эмоциональное отношение к труду (отношение к человеку-труженику и результату труда).

В качестве методик, с помощью которых выявлялся исходный уровень представлений детей старшего дошкольного возраста о профессиях мы выбрали диагностические методики: «Представление о труде взрослых» (авторы Г.А. Урунтаева, Т.И. Гризик), «Профессиональная деятельность взрослых» (автор Л.В. Куцакова).

После проведения диагностического исследования все дети были распределены по группам. В первую группу вошли дошкольники с высоким уровнем сформированности представлений о профессиях (14% детей старшего дошкольного возраста). Они называют достаточное количество (6-8 профессий), понимают социальную значимость каждой профессии, могут выделить результат труда, правильно называют инструменты и оборудования конкретной профессии, положительно относятся к человеку труженику. ответили на большинство предложенных вопросов, проявили заинтересованность в разговоре, давали развернутые ответы.

Вторая группа - дошкольники со средним уровнем сформированности представлений о профессиях (54% детей). Дети составляющие данную группу самостоятельно назвали 3-4

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

профессии, но содержание трудовых процессов обобщенное, в понимании сущности профессии отсутствуют ценностные характеристики профессиональной деятельности, в основном, верно перечисляют необходимое оборудование для конкретного вида труда.

Третья группа - дошкольники с низким уровнем сформированности представлений о профессиях (32%). Они затруднялись дать характеристики профессиям, называли не более двух, ошибались в выборе необходимого оборудования и инструментов, не могли выделить результат труда.

Исходя из полученных результатов, мы пришли к выводу, что у детей старшего дошкольного возраста преобладает средний уровень, и, достаточное количество детей показывает низкий уровень представлений о профессиях и мире труда. Поэтому нами разработаны педагогические условия, способствующие повышению ориентации в мире профессий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общепринятым в системе дошкольного образования является факт, что основой профориентации является ознакомление дошкольников с трудом взрослых (М.В. Крулехт,

B.И. Логинова, Л.А. Мишарина, А.Ш. Шахманова и др.) [5]. Именно поэтому одним из первых условий выдвинута работа детского сада по ознакомлению детей с трудом взрослых.

Содержательно это условие представлено решением вышеперечисленных задач в рамках, которых проводилась совместная работа педагогов детского сада и родителей. С этой целью были проведены мероприятия: экскурсии (почта, пожарная часть, парикмахерская, библиотека); наблюдение за трудом взрослых в ДОО (воспитатель, дворник, повар) и семье (за приготовлением обеда мамой; ремонта автомобиля папой; рассказы педагогов и родителей, чтение художественной литературы (Н. Доброта «Мамины профессии», «Папины профессии»,

C. Маршак «Мастер-ломастер», «Как печатали вашу книгу»; В. Маяковский «Кем быть?»; С. Михалков «Дядя Степа-милиционер». Все мероприятия проводились с использованием инновационных форм работы: изготовление Лэпбуков, проведение виртуальных экскурсий, организация проектной деятельности, применение ИКТ и др.

Реализуя второе педагогическое условие - организация предметно-развивающей среды нами было изготовлено оборудование для пополнения различных центров профессиональных проб: физический, интеллектуальный, творческий труд, способствующих накоплению представлений о профессиях и пониманию сущности труда. Совместно с родителями была обновлена предметно-развивающая среда, а именно: создана подборка дидактических игр («Отгадай профессию», «Помоги найти оборудование строителю (повару, врачу и т.д.)», «Найди лишний предмет») и др.; подобран и изготовлен демонстрационный материал: «Для чего нужны роботы?», «Кто работает в школе», «Кто работает в кафе», «Военные профессии» и др.; создана подборка раскрасок по профессиям «Инженер», «Стоматолог», «Строитель», «Пожарный» и др.; подготовлено оборудование для детей по уборке участка детского сада (от снега, листьев), для выращивания цветов (лейки).

Следующим педагогическим условием является реализация Программы ранней профориентации дошкольников «Радуга профессий», предполагает ознакомление детей в непосредственной образовательной деятельности с сущностной характеристикой профессий.

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

С этой целью были разработаны семь блоков (согласно цветам радуги), которые знакомили детей с разными профессиями:

1. «КУЛЬТУРА» (артист, музыкант, художник, парикмахер, учитель и др.)

2. «ОХРАНА» (спасатель, летчик, моряк, полицейский и др.).

3. «ЖИЗНЬ» (педиатр, медсестра, фармацевт, стоматолог и др.);

4. «ЗАВОД» (инженер, электрик, токарь, слесарь и др.);

5. «ГОРОД» (архитектор, строитель, журналист, фотокорреспондент и др.)

6. «СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО» (комбайнёр, тракторист, ветеринар, доярка и др.);

7. «ФИНАНСЫ» (кассир, продавец, банкир, бухгалтер и др.).

На каждый блок были разработаны мероприятия, раскрывающие содержание ознакомления детей с группами профессий с привлечением родителей, узких специалистов ДОО и представителей разных профессий. Особый интерес для детей представляли приглашённые гости, которые знакомили с особенностями своей профессии (А. Важенина - Олимпийская чемпионка по тяжёлой атлетике в Пекине; О.Емельянов - заслуженный учитель РФ; Н. Морковкин - почётный работник г. Шадринска; В. Мазур - заслуженный артист РФ и др.).

Проделанная работа показала эффективность предложенных условий, положительное отношение родителей к раскрываемой проблеме и неподдельный интерес детей.

Реализация содержания вышеуказанных условий показала динамику в уровнях развития представлений детей о мире профессий, представленную в (табл. 1).

Таблица 1

Динамика уровней сформированности представлений о мире профессий

Уровни Стартовый этап эксперимента Итоговый этап эксперимента

Высокий 14% 38%

Средний 54% 62%

Низкий 32% -

Table 1

Dynamics of levels of formation of ideas about the world of professions

Levels Starting stage of the experiment Final stage of the experiment

High 14% 38%

Medium 54% 62%

Low 32% -

Как видно из таблицы, произошли значительные изменения в представлениях детей о труде взрослых и мире профессий. Так, значительно возрос высокий уровень сформированности представлений детей на 24%, средний уровень увеличился на 8%, низкий уровень изучаемых представлений на итоговом этапе эксперимента не зафиксирован.

Заключение. Таким образом, ранняя профориентация в условиях модернизации современного образования, входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. Поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем ярче и привлекательнее для него становится мир труда.

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

~ 20 ~

Знакомство детей с миром профессий эффективно осуществляется в ходе реализации педагогических условий, рассмотренных выше, реализуется в разнообразных формах работы, и, во взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни каждого человека.

Corresponding Author: Natalia Gan - candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Shadrinsk state pedagogical University,

Shadrinsk, Russian Federation

E-mail: gannu69@mail.ru

Ответственный за переписку: Ган Наталья Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск,

Российская Федерация

E-mail: gannu69@mail.ru

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.