Научная статья на тему 'РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МЫ ЖИВЕМ В ЗАУРАЛЬЕ» (АВТОРЫ: КАРАТАЕВА Н.А., КРЕЖЕВСКИХ О.В.)'

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МЫ ЖИВЕМ В ЗАУРАЛЬЕ» (АВТОРЫ: КАРАТАЕВА Н.А., КРЕЖЕВСКИХ О.В.) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольное образование / ранняя профориентация / формирование представлений о мире профессий / профессиональное самоопределение / парциальная образовательная программа дошкольного образования / preschool education / early career guidance / formation of ideas about the world of professions / professional self-determination / partial educational program of preschool education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.А. Каратаева

Статья посвящена проблеме ранней профориентации детей дошкольного возраста, которая понимается автором как создание психолого-педагогических условий для будущего профессионального самоопределения и развития личности ребенка, раскрытия и реализации ее потенциала. Автором обоснована необходимость и своевременность обращения к данной проблеме, представлена попытка рассмотрения содержания и методов ранней профориентации на примере парциальной образовательной программы дошкольного образования «Мы живем в Зауралье» (авторы: Каратаева Н.А., Крежевских О.В.). По мнению автора, ранняя профориентация в условиях дошкольного образовательного учреждения предполагает формирование у детей дошкольного возраста представлений о мире профессий и приобретение дошкольниками игрового опыта, позволяющего в ходе сюжетно-ролевой игры погрузиться в мир профессий, понять смысл и значение профессионального труда и в дальнейшем, на более старшей возрастной ступени, стать субъектом профессионального самоопределения. Приведенные в статье примеры позволяют наглядно продемонстрировать психолого-педагогические условия ранней профориентации в дошкольном образовательном учреждении. Особый интерес представляет содержательный и организационный блоки раздела «Мир профессий» парциальной образовательной программы дошкольного образования «Мы живем в Зауралье».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EARLY CAREER GUIDANCE OF PRESCHOOLERS: ON THE EXAMPLE OF THE PARTIAL EDUCATIONAL PROGRAM OF PRESCHOOL EDUCATION “WE LIVE IN THE TRANS-URALS” (AUTHORS: N.A. KARATAEVA, O.V. KREZHEVSKIKH)

The article studies a problem of early career guidance of preschool children, which is understood by the author as the creation of psychological and pedagogical conditions for future professional self-determination and development of the child’s personality, the disclosure and realization of his potential. The author substantiates the necessity and timeliness of addressing this problem, considers the content and methods of early career guidance on the example of the partial educational program of preschool education “We live in the Trans-Urals” (by N.A. Karataeva and O.V. Krezhevskikh). According to the author, early career guidance in a preschool educational institution involves the formation of preschoolage children’s ideas about the world of professions and the acquisition of game experience by preschoolers, which allows them to immerse themselves in the world of professions during a role-playing game, understand the meaning and significance of professional work and later become a subject of professional self-determination at an older age. The examples given in the article allow clearly demonstrating the psychological and pedagogical conditions of early career guidance in a preschool educational institution. Of particular interest is the content and organizational blocks of the section “World of professions” of the partial educational program “We live in the Trans-Urals.” The article is published with the support of the Ministry of Education of the Russian Federation as part of the execution of the state task of the Ministry of Education of the Russian Federation to perform applied research work on the topic “Designing an educational environment for early career guidance of preschool children.”

Текст научной работы на тему «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МЫ ЖИВЕМ В ЗАУРАЛЬЕ» (АВТОРЫ: КАРАТАЕВА Н.А., КРЕЖЕВСКИХ О.В.)»

Дети из таких семей обычно дружелюбны, открыты, способны к работе в команде, что также является необходимыми характеристиками проявления социального благополучия.

Критерию по шкале «Авторитарная гиперсоциализация» соответствует 11,2% семей опрошенных. В таких семьях преобладает стремление родителей во всем и всегда оправдать и защитить своего ребенка. Такая позиция приводит к отсутствию у ребенка желания стать самостоятельным, при этом у самих родителей присутствует постоянная тревога за ребенка, проявляющаяся в постоянном навязчивом контроле. Такое поведение родителей - это проявление авторитаризма, так как при неподчинении ребенка правилам семьи дети обычно наказываются. Кроме того, достижения ребенка не оцениваются по заслугам, а воспринимаются как должные. Не учитываются и собственные интересы ребенка. Большинство таких семей выявлено среди членов немецкой диаспоры. Такое поведение взрослых лишает ребенка стремления к самостоятельности, приводит к повышению уровня тревожности, связанное с боязнью не соответствовать ожиданиям родителей. Все это негативно отражается как на эмоциональном состоянии ребенка, так и на его социальном благополучии.

В 8,9% семей выявлено соответствие критерию по шкале теста уровню «Маленький неудачник». В этих семьях вообще отсутствует вера в силы ребенка. Он воспринимается как малыш, которые не способен к принятию самостоятельных решений, а все его действия, совершающиеся без помощи взрослых, обречены на неудачу.

Результаты выявленных моделей отношений родителей и ребенка показывают преобладание позиции принятия и кооперации в семьях немецкой диаспоры, родители младших школьников из русских семей показывают модели принятия и симбиоза.

Таким образом, на основе проведенного нами исследования можно сформулировать следующие выводы:

- социальное самочувствие проявляется через эмоционально-оценочное отношение человека к социальному окружению;

Библиографический список

- ценностное отношение ребенка к семье рассматривается с позиции аксиологического подхода как один из важнейших индикаторов социального самочувствия детей;

- эмпирические данные позволяют выявить качество семейных отношений между родителями и детьми и определить особенности их проявления в различных этнических семьях. Результаты нашего исследования показали, что как в русской, так и немецкой семье дети младшего школьного возраста демонстрируют устойчиво-позитивное отношение к родителям. Важное место занимает у ребенка возможность свободно проводить время; выполнение трудовых поручений у детей из русских семей вызывает чаще их избегание, откладывание на более поздний срок, тогда как дети из немецких семей относятся к данным поручениям более ответственно;

- у детей обеих групп в качестве образцовой модели семьи выступает семья старшего поколения, где дети подмечают более открытые и теплые отношения между членами семьи. При этом в семьях, принадлежащих немецкой диаспоре, характер взаимоотношений отличается от русских семей незначительно, а эмоциональное самочувствие детей в них менее тревожное, что, по нашему мнению, связано с большей приверженностью этих семей к традиционным семейным ценностям;

- уровни ценностного отношения к семье младших школьников русской и немецкой групп коррелируют с такими показателями социального самочувствия, как качество и удовлетворенность ребенка общением с родителями, со сверстниками; проявление чувства заботы, любви, уважения к членам семьи; принятие семейных обязанностей; эмоционально-позитивное /негативное отношение к родителям и членам семьи; принятие, кооперация, симбиоз или отторжение ребенка родителями.

Материалы исследования и полученные эмпирические данные представляют собой основу для дальнейшего комплексного анализа соотношения индикаторов социального благополучия детей с характером системы воспитания в семьях различных национально-культурных диаспор.

1. Беляев В.А., Газизова Л.Ш., Карамельский РВ. Воздействие семьи и семейных ценностей на социальное самочувствие студентов. Вестник экономики, права и социологии. 2012; № 1: 289-296. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/vozdeystvie-semi-i-semeynyh-tsennostey-na-sotsialnoe-samochuvstvie-studentov

2. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учебное пособие. Москва: Академия, 2003.

3. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания. Москва, 1974.

4. Ермолич С.Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков. Пазашкольнае выхаванне. 2007; № 9: 23-27.

5. Пермовская О.С. Методологические основы формирования у младших школьников отношения к семейным ценностям. Современные проблемы науки и образования. 2015; № 2-2. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22117

6. Кильдюшова П.Е., Валеева РА. К вопросу о формировании у младших школьников ценностного отношения к семье. Современные проблемы науки и образования. 2015; № 3. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17321

References

1. Belyaev V.A., Gazizova L.Sh., Karamel'skij R.V. Vozdejstvie sem'i i semejnyh cennostej na social'noe samochuvstvie studentov. Vestnik 'ekonomiki, prava i sociologii. 2012; № 1: 289-296. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vozdeystvie-semi-i-semeynyh-tsennostey-na-sotsialnoe-samochuvstvie-studentov

2. Slastenin V.A., Chizhakova G.I. Vvedenie vpedagogicheskuyu aksiologiyu: uchebnoe posobie. Moskva: Akademiya, 2003.

3. Titarenko A.I. Struktury nravstvennogo soznaniya. Moskva, 1974.

4. Ermolich S.Ya. Metodologicheskie predposylki formirovaniya cennostnyh orientacij u podrostkov. Pazashkol'nae vyhavanne. 2007; № 9: 23-27.

5. Permovskaya O.S. Metodologicheskie osnovy formirovaniya u mladshih shkol'nikov otnosheniya k semejnym cennostyam. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; № 2-2. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22117

6. Kil'dyushova P.E., Valeeva R.A. K voprosu o formirovanii u mladshih shkol'nikov cennostnogo otnosheniya k sem'e. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; № 3. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17321

Статья поступила в редакцию 29.10.22

УДК 373.2

Karataeva N.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia),

E-mail: natalya_karataeva73@mail.ru

EARLY CAREER GUIDANCE OF PRESCHOOLERS: ON THE EXAMPLE OF THE PARTIAL EDUCATIONAL PROGRAM OF PRESCHOOL EDUCATION "WE LIVE IN THE TRANS-URALS" (AUTHORS: N.A. KARATAEVA, O.V. KREZHEVSKIKH). The article studies a problem of early career guidance of preschool children, which is understood by the author as the creation of psychological and pedagogical conditions for future professional self-determination and development of the child's personality, the disclosure and realization of his potential. The author substantiates the necessity and timeliness of addressing this problem, considers the content and methods of early career guidance on the example of the partial educational program of preschool education "We live in the Trans-Urals" (by N.A. Karataeva and O.V. Krezhevskikh). According to the author, early career guidance in a preschool educational institution involves the formation of preschool-age children's ideas about the world of professions and the acquisition of game experience by preschoolers, which allows them to immerse themselves in the world of professions during a role-playing game, understand the meaning and significance of professional work and later become a subject of professional self-determination at an older age. The examples given in the article allow clearly demonstrating the psychological and pedagogical conditions of early career guidance in a preschool educational institution. Of particular interest is the content and organizational blocks of the section "World of professions" of the partial educational program "We live in the Trans-Urals." The article is published with the support of the Ministry of Education of the Russian Federation as part of the execution of the state task of the Ministry of Education of the Russian Federation to perform applied research work on the topic "Designing an educational environment for early career guidance of preschool children."

Key words: preschool education, early career guidance, formation of ideas about the world of professions, professional self-determination, partial educational program of preschool education.

Н.А. Каратаева, канд. пед. наук, доц., Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск,

E-mail: natalya_karataeva73@mail.ru

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МЫ ЖИВЕМ В ЗАУРАЛЬЕ» (АВТОРЫ: КАРАТАЕВА Н.А., КРЕЖЕВСКИХ О.В.)

Статья посвящена проблеме ранней профориентации детей дошкольного возраста, которая понимается автором как создание психолого-педагогических условий для будущего профессионального самоопределения и развития личности ребенка, раскрытия и реализации ее потенциала. Автором обоснована необходимость и своевременность обращения к данной проблеме, представлена попытка рассмотрения содержания и методов ранней профориентации на примере парциальной образовательной программы дошкольного образования «Мы живем в Зауралье» (авторы: Каратаева Н.А., Крежевских О.В.). По мнению автора, ранняя профориентация в условиях дошкольного образовательного учреждения предполагает формирование у детей дошкольного возраста представлений о мире профессий и приобретение дошкольниками игрового опыта, позволяющего в ходе сюжетно-ролевой игры погрузиться в мир профессий, понять смысл и значение профессионального труда и в дальнейшем, на более старшей возрастной ступени, стать субъектом профессионального самоопределения. Приведенные в статье примеры позволяют наглядно продемонстрировать психолого-педагогические условия ранней профориентации в дошкольном образовательном учреждении. Особый интерес представляет содержательный и организационный блоки раздела «Мир профессий» парциальной образовательной программы дошкольного образования «Мы живем в Зауралье».

Ключевые слова: дошкольное образование, ранняя профориентация, формирование представлений о мире профессий, профессиональное самоопределение, парциальная образовательная программа дошкольного образования.

Статья опубликована при поддержке Министерства просвещения РФ в рамках исполнения государственного задания Министерства просвещения РФ на выполнение прикладной научно-исследовательской работы по теме «Проектирование образовательной среды ранней профориентации детей дошкольного возраста» №.073-00095-22-03 от 30 мая 2022 г.

Профессиональная деятельность человека имеет огромное значение для становления и самореализации личности, ее гармоничного развития и эмоционального благополучия. Результаты современных психологических исследований (Е.А. Климов, Т.Ю. Ломакина, Н.С. Пряжников, А.П Шмелев и др.) свидетельствуют о необходимости длительной подготовки личности к профессиональному самоопределению, в ходе которого организация качественной и адресной про-фориентационной работы будет способствовать раскрытию человеческого потенциала в дальнейшем.

Дошкольному образованию принадлежит особая роль в создании условий для расширения представлений детей о мире профессий, что положительно скажется на будущем профессиональном самоопределении личности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов дошкольного образования на «формирование позитивных установок к различным видам труда» у детей в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» [1].

Цель статьи заключается в теоретическом обосновании необходимости проведения профориентационной работы в период дошкольного детства и представлении опыта проектирования содержания и методов ранней профориентации на примере парциальной образовательной программы дошкольного образования «Мы живем в Зауралье» (авторы: Каратаева Н.А., Крежевских О.В.).

Основными задачами исследования являются следующие:

- анализ и обобщение результатов современных психолого-педагогических исследований в области дошкольной педагогики, посвященных проблеме ранней профориентации детей;

- описание условий, содержания, методов, развивающей предметно-пространственной среды для осуществления ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста;

- разработка и представление образовательной ситуации «Труд животновода», направленной на ознакомление детей дошкольного возраста с трудом животновода.

В качестве методов исследования были применены анализ и обобщение результатов научных исследований, педагогическое наблюдение за игровой деятельностью дошкольников.

Научная новизна данного исследования состоит в определении педагогических условий ранней профориентации детей в рамках реализации парциальной образовательной программы дошкольного образования «Мы живем в Зауралье» (авторы: Каратаева Н.А., Крежевских О.В.).

Теоретическая значимость представленных в статье результатов исследования заключается в конкретизации педагогических условий ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость данной работы заключается в определении содержания, методов и форм взаимодействия взрослого с детьми при ознакомлении с трудом животноводов, в разработке образовательной ситуации «Труд животновода», которая может быть использована педагогами и родителями в процессе ранней профориентации детей в условия детского сада и семьи.

В психологии профессионального самоопределения существуют различные периодизации развития личности как субъекта профессионального самоопределения. Одна из них принадлежит известному российскому ученому Е.А. Климову, который выделяет несколько стадий профессионального самоопределения субъекта. Рассмотрим несколько стадий данной периодизации, имеющих непосредственное отношение к дошкольному детству.

Итак, первая стадия приходится на возраст от рождения до трех лет и называется стадией предыгры. На этой стадии закладываются сенсорные и интеллек-

туальные способности ребенка, которые в дальнейшем могут послужить основой для развития профессиональных способностей и интересов, но говорить о том, что ребенок на данной стадии является субъектом профессионального самоопределения, безусловно, преждевременно.

Вторая стадия называется стадией игры (от трех до семи лет). В дошкольном возрасте у детей возникают первые представления о мире профессий и труде взрослых людей. В этот период появляются наивные романтические образы будущей профессиональной деятельности, которые находят свое воплощение в сюжетно-ролевой игре. Находясь в воображаемой ситуации, действуя по принципу «как будто», ребенок «примеривает» на себя ту или иную профессиональную роль и действует согласно этой роли: врач лечит больных, продавец продает товар, парикмахер делает прическу и т. д. [2].

Анализ современных исследований [3] и личные наблюдения автора за игровой деятельностью детей показывают, что современные дошкольники стали реже отображать в своих играх труд взрослых и мир профессий, конкретные трудовые действия. Сегодня дошкольники практически не имеют возможности наблюдать за трудом взрослых и посильно включаться в его содержание, как это было в традиционном обществе. В детских играх сегодня чаще отображается досуг семьи, дети играют в «День рождения», «Кафе», «Гости» и др. Дошкольники имеют весьма ограниченные представления о труде своих родителей. Так, на вопрос «где работает твоя мама, папа?» часто можно услышать примерно такие ответы: «На работе», «За компьютером». Причиной ограниченности представлений современных дошкольников о труде взрослых является и то, что профессиональная деятельность родителей, других взрослых пространственно отдалена от детей, опосредуются техническими системами, электронными устройствами и часто недоступна для непосредственного восприятия детьми.

Указанные выше факты свидетельствуют о том, что на ранних этапах развития личность особо нуждается в педагогической помощи взрослых в ходе формирования представлений о мире профессий, трудовых действиях и процессах, материалах и оборудовании, поддержке ребенка при включении в посильную трудовую деятельность. Образовательная среда детского сада должна содержать в своей основе все необходимые ресурсы для ранней профориентации дошкольников и позволять формироваться ребенку как субъекту детских видов деятельности, а на последующих ступенях онтогенеза - становиться субъектом профессионального самоопределения.

Смысл профориентационной работы Н.С. Пряжников видит в создании психолого-педагогических (а также организационных, финансовых и др.) условий для развития полноценных граждан страны, являющихся таковыми не только по факту гражданства, но и стремлению реализовать свой потенциал на благо общества [4].

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для воспитания у дошкольников уважительного отношения к труду взрослых и человеку труда, трудолюбия, формирования познавательного интереса к миру профессий. Ранняя профориентация в период дошкольного детства состоит в проектировании такой образовательной среды, которая позволила бы сформировать представления ребенка о мире профессий, осуществить на основе игры погружение в смыслы профессиональной деятельности, способствовать развитию субъектных свойств личности: самостоятельности, ответственности, способности выбирать и действовать по собственному убеждению.

Важными педагогическими условиями ранней профориентации детей на этапе дошкольного образования выступает сотрудничество с родителями, использование потенциала социального партнерства с предприятиями и организа-

циями, обогащение развивающей предметно-пространственной среды и расширение представлений и игрового опыта малыша.

Обращение к истории вопроса показывает, что проблема ознакомления дошкольников с миром профессий не является новой для дошкольной педагогики. Имеется целый ряд исследований, убедительно показывающих значение ознакомления детей с трудом взрослых для социализации дошкольников. В современных психолого-педагогических исследованиях определено содержание, мотивы трудовой деятельности дошкольников, педагогические условия, методы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых (РС. Буре, И.Д. Власова, ПИ. Григоренко, Т.Н. Година, В.И. Глотова, С.А. Козлова, С.М. Котлярова, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, Я.З. Неверович, В.П Нечаева, Л.Е. Образцова, Е.И. Радина, Э.М. Разбаева, Н.П Смирнова, Л.А. Таллер, З. Ти-дикиени и др.).

В данной статье представим опыт ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста на основе раздела «Мир профессий» парциальной образовательной программы дошкольного образования «Мы живем в Зауралье» (авторы Каратаева Н.А., Крежевских О.В.) [5; 6].

Данная программа адресована педагогам дошкольного образования, проектирующим содержание ранней профориентации и региональный компонент образовательной программы дошкольного образования на территории Курганской области.

Зауралье имеет интересную историю и перспективное будущее, которое зависит от того, насколько педагогам сегодня удастся воспитать у дошкольников познавательное и бережное отношение к родной природе, вызвать интерес к истории и самобытной культуре края, миру профессий, воспитать ценностное отношение к труду и людям труда [7].

Реализация раздела «Мир профессий» программы «Мы живем в Зауралье» предполагает решение педагогами следующих задач:

- развитие у дошкольников познавательного интереса к труду взрослых и миру профессий;

- воспитание ценностного отношения к труду на основе живого общения детей с представителями разных профессий, трудовыми династиями, ветеранами труда;

- погружение дошкольников в мир сюжетно-ролевых игр, имитирующих профессиональный мир и др.;

- создание условий для будущего профессионального самоопределения детей с учетом возрастных возможностей через понимание ценности труда для жизни человека;

- воспитание трудолюбия, потребности в трудовой деятельности, направленной на созидательный, самообслуживающий и хозяйственно-бытовой

труд.

Содержательная часть раздела «Мир профессий» включает следующие тематические блоки: «Труд животновода», «Как трудится доярка», «Ветеринар», «Агроном», «Ландшафтный дизайнер», «Эколог», «Профессия ученого» и др. Содержание образования, представленное в разделе программы «Мир профессий», включает обучающий и воспитывающий компоненты.

Приведем в качестве примера содержание тематического блока «Труд животновода» из указанного выше раздела программы «Мы живем в Зауралье».

Обучающий компонент. Животноводы занимаются разведением домашних животных (коров и телят, лошадей, овец, коз, кур, уток, гусей, индюков, кроликов и других животных), они заботятся об их правильном питании и уходе. Животноводы кормят животных, доят коров, следят за чистотой в помещениях, где они содержатся, чистят и стригут шерсть животным. Животноводческих профессий много: животновод (зоотехник), доярка (дояр), чабан (занимается разведением овец), ветеринар и др.

Воспитывающий компонент. Труд животновода очень сложный и ответственный. Благодаря труду животноводов мы можем купить в магазинах самые необходимые натуральные продукты: молоко, кефир, сыр, сметану, масло и др. Животноводом может стать человек, который любит животных, ему нравится с ними общаться и ухаживать за ними.

Развивающая предметно-пространственная среда в период дошкольного детства имеет особенное значение, так как ни одна из сторон психики не носит завершенного характера, а действия ребенка начинаются не с постановки цели, а с найденной игрушки или предмета, что затем обусловливает содержание деятельности, игровые действия, распределение ролей и соответствующий идеальный результат [8, с. 73]. Например, для формирования познавательного интереса дошкольников к профессии животновода в старшей группе детского сада могут быть использованы:

- тематические альбомы «Животноводческая ферма», «Домашние животные» и др.;

- дидактические игры «Что ни шаг, то зверь», «Зоологическое лото», «Накормим животных», «Домашние птицы», «Угадай профессию», «Поймай и назови» и др.;

- игрушки домашних животных для сюжетно-ролевых игр «Ферма», «Скотный двор», и т.д.,

- расходные материалы: пластилин, бумага, клей, глина, карандаши, фломастеры для организации продуктивных видов деятельности;

- детские лопатки и грабли для организации труда детей в природе;

- наборы картинок с изображением сельскохозяйственных орудий (вилы, лопата, грабли, коса и т. д.);

- альбом для раскрашивания «Домашние животные»; «Фермеры», «Домашние птицы» и др.;

- шкатулки, сундучки, красивые коробочки для детского коллекционирования. Организационная составляющая раздела «Мир профессий» предполагает расширение и углубление представлений о труде животноводов, воспитание уважительного отношения к людям труда на основе использования педагогами следующих форм, методов и приемов взаимодействия с дошкольниками:

- образовательная ситуация «Труд животновода»;

- изобразительная деятельность детей в альбомах для раскрашивания «Животноводческая ферма», «Дикие и домашние животные»;

- рассматривание тематических альбомов «Животноводческая ферма», «Домашние животные» и беседа;

- дидактические игры «Что ни шаг, то зверь», «Зоологическое лото», «Накормим животных», «Домашние птицы», «Кто что делает», «Угадай профессию», «Поймай и назови» и др.;

- изготовление игрушек для сюжетно-ролевых игр «Ферма», «Скотный двор» и т. д.,

- выставка детских рисунков «Домашние животные»;

- организация труда детей на участке детского сада;

- встреча с животноводами с целью ознакомления с животноводческим трудом (приготовление кормов, кормление, уборка помещений, уход за животным и др.);

- поддержка инициативы детей в создании детских коллекций (картинки животных, календари и др.).

Для создания условий для ранней профориентации дошкольников авторы программы рекомендуют использовать образовательные ситуации. Т.И. Бабаева определяет образовательную ситуацию как «форму совместной деятельности педагога и детей, которая специально организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания. Ситуация порождает результат (продукт) в ходе взаимодействия педагога и ребенка» [9, с. 6].

Приведем пример применения образовательной ситуации «Труд животновода».

Программное содержание:

1. Формировать у детей представления о труде животноводов: животноводы занимаются разведением домашних животных. Животноводы ухаживают за животными, заботятся об их полноценном и правильном питании. Создавать условия для осознанного выбора детьми будущей профессии, соответствующей индивидуальным особенностям и потребностям.

2. Развивать сообразительность, творческие способности детей.

3. Воспитывать уважительное отношение к труду животновода. Оборудование и материалы: картинки с изображением домашних животных, проектор для демонстрации презентации, строительные наборы, пластилин.

Ход образовательной ситуации:

- Друзья, хотите, я вам загадаю загадки? (Ответы детей). Голодная мычит,

Сытая жует, Всем ребятам Молоко дает. (Корова)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагог показывает картинку с изображением коровы.

- Посмотрите, корова - это крупное животное, большая голова, два рога, немного печальные глаза, большое туловище, четыре ноги, «обутые» в твердые копыта. У коровы толстый хвост, на его конце кисточка.

Угадайте еще загадку. Ест похлебку из корытца, Хрюкать громко не боится. Носик рыльце-пятачок, Хвостик завитой крючок, На спине ее щетинка,

Дети знают это ... (Свинка) Верно, дети, это свинья. Показывает картинку с изображением свиньи.

- Кто может описать свинью? (Ответы детей).

- Да, у свиньи тело крепкое, слегка вытянутое и покрыто жесткой щетиной. Нос свиньи чуть напоминает хоботок, только короткий. На конце носа мы видим пятачок, он жесткий. А как вы думаете, для чего свинье нужен пятачок? Что она им делает? (Ответы детей). С помощью пятачка животное может выкапывать себе пищу из-под земли, например, корни растений.

У коровы есть ребенок, А зовут его ... (Теленок).

- Посмотрите, какой забавный. Он еще маленький, у него нет рожек, хвост метелочкой.

Грациозна и стройна -Людям нравится она. Позволяет сеть верхом, Машет гривой и хвостом. Зимой сани повезет -Никогда не подведет! (Лошадь).

- Воспитатель показывает картинку с изображением лошади. Кто желает описать лошадь? (Ответы детей). Статное животное, красивая длинная голова, длинное туловище. Тело покрыто густой шерстью. На лбу у лошади челка. Ноги лошади тонкие и длинные, есть копыта. Хвост густой, пушистый.

- Ребята, а как называются люди, которые ухаживают за животными? (Ответы детей). Верно, животноводы. Животноводы занимаются разведением домашних животных (коров и телят, лошадей, овец, коз, кур, уток, гусей, индюков, кроликов и т. д.), ухаживают за ними. Животноводы кормят животных, доят коров, следят за чистотой в помещениях, где они содержатся. Существует много животноводческих профессий: животновод (зоотехник), доярка (дояр), чабан (занимается разведением овец), ветеринар (лечит животных), пастух пасет животных. Рассказ педагога сопровождается показом картинок.

- Как вы думаете, легко ли быть животноводом? Почему трудно? (Ответы детей). Труд животновода очень сложный и ответственный. Если бы не было животноводов, то в магазинах не было бы самых необходимых продуктов (молока, кефира, сыра, сметаны). Животноводом может стать человек, который любит животных, ему нравится с ними общаться и осуществлять за ними уход.

Хотите поиграть в животноводов? Педагог дает детям возможность выбора. Часть детей может выполнить из строительного набора постройки, где будут жить животные. Другие дети могут слепить домашних животных.

- Как мы будем играть? (Ответы детей). Что можно построить? (Ответы детей). Можно построить животноводческую ферму. Кто у нас там будет жить? Чем мы будем кормить этих животных? Как мы будем за ними ухаживать?

Далее дети из пластилина лепят домашних животных, кормушки и корма (овощи) для животных. Выполняют постройки для животных, скотный двор, вольер и обыгрывают различные ситуации.

Ранняя профориентация предполагает не только формирование представлений о мире профессий и организацию сюжетно-ролевых игр соответствующей тематики, но и включение детей в пробную профессиональную деятельность, которая организуется в специальных центрах ранней профориентации, на базе мастерских и лабораторий предприятий. За счет поддержки социальных партнеров становятся возможными ранние «профессиональные пробы», где дети в специ-

Библиографический список

ально организованной для них среде, с соблюдением правил техники безопасности по-настоящему включаются в профессиональную деятельность, например, могут быть кулинаром, артистом, библиотекарем, художником и т. д.

Анализ современных психолого-педагогических исследований позволяет заключить следующее: в силу возрастных особенностей не представляется возможным считать ребенка-дошкольника в полной мере субъектом профессионального самоопределения, но в период дошкольного детства осуществляется комплексная пропедевтическая работа, направленная на становление субъектных свойств личности, в том числе в процессе ранней профориентации.

В процессе реализации образовательной программы дошкольного образования «Мы живем в Зауралье» мы определили необходимые условия ранней профориентации детей дошкольного возраста:

- насыщение развивающей предметно-пространственной среды в детском саду дидактическими пособиями и играми, ориентирующими дошкольников на мир профессий, труд взрослых людей;

- применение разнообразных форм воспитания и обучения при ознакомлении дошкольников с миром профессий, в том числе, образовательных ситуаций, дидактических и сюжетно-ролевых игр, игр-путешествий, экскурсий, целевых прогулок;

- взаимодействие дошкольной образовательной организации в процессе ранней профориентации детей с учреждениями культуры и другими социальными партнерами, позволяющее организовать «профессиональные пробы» для дошкольников с учетом их возрастных особенностей и интересов;

- сотрудничество с родителями воспитанников, повышение уровня родительской компетентности в вопросах ранней профориентации детей.

Разработанная образовательная программы дошкольного образования «Мы живем в Зауралье» позволяет педагогам осуществлять раннюю профориентацию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения, расширять и углублять представления дошкольников о мире профессий. В ходе образовательных ситуаций и игровой деятельности дошкольники смогут осуществить «примеривание» на себя различных профессиональных ролей, что будет способствовать в перспективе профессиональному самоопределению личности.

1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г № 1155. Available at: https://docs.cntd.ru/document/499057887?ysclid=l983nkdch1590947079

2. Голубь О.В. Профессиональное самоопределение в процессе социализации. Logos et Praxis. 2013; № 2: 100-107.

3. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение ребенка - когда начинать и что делать? Available at: https://live.skillbox.ru/webinars/psychology/professionalnoe-samoopredelenie-rebenka-kogda-nachinat-i-chto-delat021121/

4. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С., Соколова Н.Л., Бухтигулова Л.Б. Профориентация: гармонизация точек зрения. Научный диалог. 2018; № 3: 289-303.

5. Каратаева Н.А., Крежевских О.В. Мы живем в Зауралье: региональная образовательная программа дошкольного образования. Шадринск: Шадринский дом печати, 2017.

6. Каратаева Н.А., Крежевских О.В. Конструктор региональной образовательной программы дошкольного образования. Непрерывное образование XXI. 2018; № 4: 97-106.

7. Каратаева Н.А. Опыт проектирования региональной образовательной программы дошкольного образования «Мы живем в Зауралье». Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2018; № 4: 34-38.

8. Каратаева Н.А., Крежевских О.В., Барабаш В.Г. Стандартизация и вариативность дошкольного образования: учебно-методическое пособие. Москва: Сфера, 2017.

9. Бабаева Т. И., Римашевская Л.С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду: игровые ситуации, игры, этюды. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2012.

References

1. Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya: prikaz Minobrnauki Rossii ot 17 oktyabrya 2013 g. № 1155. Available at: https://docs.cntd.ru/document/499057887?ysclid=l983nkdch1590947079

2. Golub' O.V. Professional'noe samoopredelenie v processe socializacii. Logos et Praxis. 2013; № 2: 100-107.

3. Pryazhnikov N.S. Professional'noe samoopredelenie rebenka - kogda nachinat' i chto delat'? Available at: https://live.skillbox.ru/webinars/psychology/professionalnoe-samoopredelenie-rebenka-kogda-nachinat-i-chto-delat021121/

4. Pryazhnikov N.S., Rumyanceva L.S., Sokolova N.L., Buhtigulova L.B. Proforientaciya: garmonizaciya tochek zreniya. Nauchnyjdialog. 2018; № 3: 289-303.

5. Karataeva N.A., Krezhevskih O.V. My zhivem v Zaural'e: regional'naya obrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya. Shadrinsk: Shadrinskij dom pechati, 2017.

6. Karataeva N.A., Krezhevskih O.V. Konstruktor regional'noj obrazovatel'noj programmy doshkol'nogo obrazovaniya. Nepreryvnoe obrazovanie XXI. 2018; № 4: 97-106.

7. Karataeva N.A. Opyt proektirovaniya regional'noj obrazovatel'noj programmy doshkol'nogo obrazovaniya "My zhivem v Zaural'e". Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2018; № 4: 34-38.

8. Karataeva N.A., Krezhevskih O.V., Barabash V.G. Standartizaciya i variativnost' doshkol'nogo obrazovaniya: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: Sfera, 2017.

9. Babaeva T.I., Rimashevskaya L.S. Kak razvivat' vzaimootnosheniya i sotrudnichestvo doshkol'nikov v detskom sadu: igrovye situacii, igry, 'etyudy. Sankt-Peterburg: Detstvo-Press, 2012.

Статья поступила в редакцию 28.10.22

УДК 331.548

Kozlovsky A.N., teaching assistant, Yaroslavl State Pedagogical University n.a. K.D. Ushinsky (Yaroslavl, Russia), E-mail: kozlovskiyan@mail.ru

READINESS FOR THE CHOICE OF PEDAGOGICAL PROFESSION AS A SCIENTIFIC CATEGORY. The subject of the research is readiness to the choice of pedagogical profession. The objective research is to reveal the essence, structure, criteria and factors of readiness to the choice of pedagogical profession. The data for the study are obtained through the analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of readiness, readiness to choose a profession and readiness to choose a pedagogical profession, analysis of statistical data of admission campaign of Russian universities, study of teaching experience in forming readiness to choose a profession, analysis of the results of empirical research on the problem. Based on the analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of research, statistical data, study of pedagogical experience: formulated its own understanding of readiness for the choice of pedagogical profession as a new type of educational result in the system of continuous pedagogical education; the structure of readiness for the choice of pedagogical profession, including value-motivational and operational parameters, was identified; the criterial apparatus for evaluating the level of readiness to choose the teaching profession has been developed; the complex of objective and subjective factors of readiness for the choice of pedagogical profession has been identified and described. The structure and factors of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.