Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ РАННИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РЕБЕНКА О ПРОФЕССИЯХ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В ДОУ'

ФОРМИРОВАНИЕ РАННИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РЕБЕНКА О ПРОФЕССИЯХ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1523
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИЯ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РОДИТЕЛИ / CAREER GUIDANCE / PROFESSION / PRESCHOOL AGE / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION / LABOUR ACTIVITY / PARENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукьянова Ольга Львовна, Бабаян Анжела Владиславовна

Цель исследования - обоснование целесообразности проведения ранней профориентационной работы с детьми дошкольного возраста. В статье доказана необходимость ранней профориентации детей с дошкольного возраста, определены формы и методы работы в дошкольном образовательном учреждении по профессиональному ориентированию детей старшего дошкольного возраста. Научная новизна состоит в новом научно-методическом доказательстве необходимости проведения работы по ранней профессиональной ориентации с детьми дошкольного возраста. В результате показано, что формирование ранних представлений ребенка о профессиях в процессе профессиональной ориентации в дошкольном образовательном учреждении будет более эффективным, если его осуществлять в форме игры, имитируя трудовую и профессиональную деятельность, тем самым создавая условия для становления профессиональной составляющей жизнедеятельности людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукьянова Ольга Львовна, Бабаян Анжела Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING CHILD’S EARLY CONCEPTIONS OF PROFESSIONS DURING CAREER ORIENTATION PROCESS AT PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

The paper aims to justify reasonability of early career guidance for pre-schoolchildren. The authors prove the need of early career guidance for pre-schoolchildren; identify forms and methods of senior pre-schoolchildren career counselling at a preschool educational institution. Scientific originality of the study involves substantiating scientific and methodological provisions in favour of early career guidance for pre-schoolchildren. The research findings are as follows: the authors show that the process of forming a child’s early conceptions of professions at a preschool educational institution will be more efficient when carried out in the form of a game imitating labour and professional activity. The gaming technique allows better understanding of the professional aspect of human life.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ РАННИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РЕБЕНКА О ПРОФЕССИЯХ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В ДОУ»

i гра тота

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2020. Том 5. Выпуск 5. С. 588-592 | 2020. Volume 5. Issue 5. P. 588-592

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Формирование ранних представлений ребенка о профессиях в процессе профессиональной ориентации в ДОУ

Лукьянова О. Л., Бабаян А. В.

Аннотация. Цель исследования - обоснование целесообразности проведения ранней профориен-тационной работы с детьми дошкольного возраста. В статье доказана необходимость ранней профориентации детей с дошкольного возраста, определены формы и методы работы в дошкольном образовательном учреждении по профессиональному ориентированию детей старшего дошкольного возраста. Научная новизна состоит в новом научно-методическом доказательстве необходимости проведения работы по ранней профессиональной ориентации с детьми дошкольного возраста В результате показано, что формирование ранних представлений ребенка о профессиях в процессе профессиональной ориентации в дошкольном образовательном учреждении будет более эффективным, если его осуществлять в форме игры, имитируя трудовую и профессиональную деятельность, тем самым создавая условия для становления профессиональной составляющей жизнедеятельности людей.

EN

Forming Child's Early Conceptions of Professions

during Career Orientation Process at Preschool Educational Institution

Lukyanova O. L., Babayan A. V.

Abstract. The paper aims to justify reasonability of early career guidance for pre-schoolchildren. The authors prove the need of early career guidance for pre-schoolchildren; identify forms and methods of senior pre-schoolchildren career counselling at a preschool educational institution. Scientific originality of the study involves substantiating scientific and methodological provisions in favour of early career guidance for pre-schoolchildren. The research findings are as follows: the authors show that the process of forming a child's early conceptions of professions at a preschool educational institution will be more efficient when carried out in the form of a game imitating labour and professional activity. The gaming technique allows better understanding of the professional aspect of human life.

Введение

Актуальность исследования заключается в том, что работа по профориентации обычно проводится в среднем звене общеобразовательной школы, но этого недостаточно, чтобы ребенок успел сориентироваться в многообразии различных профессий. Обычно ребенок не успевает сделать правильный выбор ввиду того, что предлагаемый перечень профессий мал и представления о них минимальны, сведения отрывочны. Немногие дети самостоятельно с раннего возраста познают мир профессий, обнаруживают свои склонности и интересы и могут правильно определить направление своей будущей работы. Таким образом, проблема профориентации ребенка с раннего возраста весьма актуальна.

Ранняя профориентация ребенка может опираться на начальный уровень обучения ребенка, что в конечном итоге приводит к развитию социально адаптированной личности, подготовленной к жизни. Чем раньше будет начата подготовка ребенка к выбору профессии, тем больше у него времени для самоопределения. Педагогическая деятельность заключается не в навязывании своей воли в предпочтении профессии, а также того, кем, по мнению взрослого, должен стать ребенок (потому что, к примеру, в семье есть династии врачей, юристов и т.д.), а в том, чтобы ознакомить маленького человека с различными профессиями и видами труда, а также облегчить ребенку самостоятельный выбор в дальнейшем.

Задачи исследования:

- рассмотреть основы формирования ранней профориентации детей;

- определить эффективные методы и формы профориентационной работы с дошкольниками.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped200125

© 2020 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2020 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

Методы. Для реализации задач исследования был использован системный подход и комплекс методов, включающих анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования и синтез, формализацию, аксиоматический метод, сравнительный анализ, наблюдение.

Теоретическую базу нашего исследования составляют труды таких отечественных педагогов, как Н. Е. Веракса,

A. Н. Веракса [4], Т. С. Комарова, А. И. Савенков [8], Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева [2]. В современной педагогической науке проблему ознакомления дошкольников с трудом взрослых изучали

B. П. Кондрашов, Т. А. Шорыгина, Е. А. Алябьева, С. Ю. Манухина и др. [1; 9; 11; 16].

Практическое значение результатов данной работы, представленных в статье, состоит в разработке методических указаний по ранней профориентации дошкольников для педагогов, в возможности использования материалов статьи и содержащихся в ней выводов в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов ДОУ, а также в практике дошкольных образовательных учреждений для совершенствования работы с детьми.

Основная часть

Изучение научных источников и законодательных актов по теме исследования позволяет констатировать, что ранняя профориентация становится одним из направлений современной отечественной образовательной политики. Развитие новых технологий, отраслей профессий, формирование узкопрофилированных специальностей, выход практически всех направлений в глобальную сеть - все это ведет к развитию новых отраслей производств, а с ними и профессий.

При рассмотрении основ формирования ранней профориентации детей нами установлено, что традиционно профориентация начинается лишь в средних классах общеобразовательных учреждений, но перечень профессий, с которыми дети успевают познакомиться в школе, узок, знания о профессиях минимальны и даются эпизодически. Считаем важным проводить профориентацию с дошкольного возраста, что позволит в дальнейшем ребенку более осознанно подойти к выбору профессии, раскроет скрытые резервы профориентации. Дошкольный период может стать важным звеном в едином непрерывном процессе профориентации подрастающего поколения [2, с. 28]. Ребенок старшего дошкольного возраста в состоянии определить приоритеты и интерес к определенным видам деятельности, осознавать сущность самозанятости и работы взрослых людей, мотивы и конечную цель их труда [3, с. 123].

В ходе изучения научной литературы по теме исследования мы установили, что проблему профессиональной ориентации детей дошкольного возраста изучали В. И. Логинова, А. Ш. Шахманова, М. В. Крулехт и др. [11].

C. Ю. Манухина подчеркивает, что С. А. Козлова и А. Ш. Шахманова считали, что ознакомление дошкольников со специалистами из разных областей будет содействовать формированию представлений ребенка о мире профессий, а М. В. Крулехт указывал на необходимость ознакомления детей с содержанием профессий, с особенностями трудовой деятельности людей различных профессий, рассматривал вопросы воспитания уважения к любому труду [Там же, с. 25]. Н. Е. Веракса и А. Н. Веракса рекомендовали ориентировать детей на знакомство с теми видами труда, которые наиболее распространены в той местности, в которой они живут [4, с. 36].

Согласно имеющимся научным данным, в дошкольном возрасте ребенок неосознанно копирует поведение знакомых и близких ему людей, тем самым развивая навыки профессиональной деятельности, которые в дальнейшем приводят к выбору определенной профессии [9, с. 36]. Таким образом, процесс самопознания и профессионального ориентирования начинается очень рано через игру, увлечения, получение дополнительной информации. В помощь основным играм можно добавить логические задачи о профессии, представляющие собой зашифрованный рассказ об угадываемой профессии.

В ходе исследования нами были изучены формы и методы профориентационной работы в дошкольном образовательном учреждении. К основным методам и формам работы в дошкольном образовательном учреждении по профессиональному ориентированию детей старшего дошкольного возраста относим следующие:

1) организованная деятельность в группе (ознакомительные рассказы, беседы, занятия по профориенти-рованию: рисование, лепка, конструирование); экскурсии, прогулки, сюжетно-ролевые игры, костюмированные праздники, театрализованные постановки, развлечения в свободной форме (песни, басенки, стихи);

2) развитие станций развивающей предметно-пространственной среды;

3) общение с родителями детей, посещающих ДОУ.

Наиболее эффективные формы и методы, на наш взгляд, мы рассмотрим в данной статье. Так, одним из методов профориентационной работы является ознакомительный рассказ. К примеру, особый эмоциональный отклик вызывают у детей встречи с интересными людьми, рассказы которых способствуют раскрытию тонкостей профессии. Это обогащает и расширяет представления ребенка о профессиональной деятельности конкретного человека, и возникающие вопросы звучат более предметно, что позволяет ребенку не только увидеть ситуацию как бы изнутри профессии, но и «примерить» эту ситуацию на себя. При этом следует отметить позитивное значение общения детей с взрослыми людьми.

В целях профориентации целесообразно использовать эвристические познавательные беседы, проблемные задачи. Поставленные педагогом вопросы побуждают детей сравнивать и сопоставлять различные факты и делать выводы.

Занятия по профориентации представляют собой эффективную форму организации деятельности детей. Желательно, чтобы на таких занятиях дети сначала получали информацию о работе людей различных профессий, а затем проигрывали увиденное в практической деятельности.

Одной из эффективных форм профориентационной работы в дошкольном учреждении является экскурсия, в ходе которой можно наглядно продемонстрировать дошкольникам составляющие любой профессии. Экскурсии могут быть реальные и виртуальные. В ходе экскурсий дети имеют возможность наблюдать за работой взрослых, наблюдение носит скорее информационный характер, так как участие детей в какой-либо профессиональной деятельности для дошкольника может быть только в виде исключения.

Сюжетно-ролевые игры помогают закрепить полученную информацию о профессиях [6, с. 25]. Проигрывая действия родителей, воспитателей, продавцов, врачей, пожарных, полиции, дети опираются на увиденное в процессе наблюдения за взрослыми людьми [5, с. 15].

Творческая деятельность существенно обогащает и дополняет представления детей о профессиях. Можно провести конкурс рисунков по теме «Профессия моей мамы или моего папы»; сконструировать пожарную часть, больницу, слепить из пластилина предметы, которыми пользуются представители определенной профессии. Эти представления помогают детям осознать, насколько важна та или иная профессия и значимость труда. Интересна в этом плане театрализация, совместное создание костюмов для постановок. Различные постановки, игры обогащают знания детей о профессиях, развивают речь, творческую активность, воображение [10, с. 87].

Теоретическое и практическое изучение вопросов по теме исследования позволяет утверждать, что работа с родителями является важной составной частью профориентационной работы в детском саду. Рекомендуем проведение следующих мероприятий:

1) на производствах и учреждениях родителей планировать день посещения в очном или онлайн формате;

2) создание полноценной предметно-развивающей среды в ДОУ;

3) разработка совместно с родителями рассказа о профессии или специальности в доступной для ребенка форме.

Организация дней открытых дверей в дошкольном образовательном учреждении для родителей может явиться определяющим для осознания и родителями, и детьми важности проводимой работы по профориентации. Проведение вместе с родителями конкурсов, кружковой работы, выступления творческой группы детей, экскурсии, проходящие совместно с родителями, - все это вносит неоценимый вклад в формирование профессиональной ориентации детей. Ценно, что при этом совместная работа родителей и детей направлена на развитие доверительных и доброжелательных отношений между взрослыми и детьми [15, с. 89].

На наш взгляд, собрание видеотеки тоже будет большим подспорьем в формировании профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста. Не все профессии, о которых в доступной форме может рассказать педагог, могут быть продемонстрированы в наглядно-практической форме. Есть специальности, которые интересны, но не попадают в диапазон доступных. В этом неоценимую помощь может оказать просмотр роликов, фильмов, мультфильмов, виртуальные экскурсии на предприятия [12, с. 156]. Оформление в ДОУ настенного стенда и систематическое его обновление на тему «В мире различных профессий» также приносит положительный результат по профессиональной ориентации.

Результативность профориентационной работы можно оценить, проводя мониторинг в форме диалогов, анкетирования. По результатам мониторинга наиболее результативные формы профориентации в разделе организационно-методической работы выносятся на педсоветы, мастер-классы, семинары, семинары-практикумы, консультации. Разработка методических рекомендаций по ранней профориентации ведется нами постоянно. Результаты помогают воспитателям и педагогам выявить и вовремя скорректировать недостатки в своей работе.

В настоящее время динамично развивается большое число различных направлений в образовании, которые определяют профессиональную ориентацию, дают возможность построить новые модели для детского восприятия [7, с. 328]. Информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь, и разработка вариантов ознакомления детей старшего дошкольного возраста с возможностью получать информацию из Интернета приветствуется.

Помимо развития общей профориентации ребенка нашей задачей является определение его потенциала и создание условий для гармоничного развития и выработки социально ответственной позиции. Раннее профессиональное ориентирование - это не что иное, как выявление наклонностей и способностей ребёнка, дальнейшее развитие которых будет необходимо для профильного самоопределения.

Представление детей о различных профессиях отличается яркими красками и сопровождается эмоциональными составляющими. Ребенок, наблюдая за работой взрослого, обычно старается поучаствовать в этом процессе. Такую инициативу надо всячески поощрять. Этот процесс пробуждает любопытство, что в свою очередь ведет за собой рождение интереса, который может перейти в серьезное увлечение. Образовательная работа, которая предлагает большой выбор разнообразной деятельности в игровых, познавательных действиях, всегда направлена на решение ребенком определенной задачи.

Работа воспитателей дошкольного образовательного учреждения по формированию ранней профориентации должна быть направлена на осознание ребенком в доступной ему форме требований к предъявляемой профессии и набора соответствующих умений, а также понимание человеческих качеств, необходимых специальности; определение склонностей личного порядка и желания заниматься этого рода деятельностью. В идеале выбор профессии должен стать выбором на всю жизнь, к чему надо стремиться, проводя профориентацию детей дошкольного возраста.

По результатам ознакомления детей с профессиями важно грамотно организовать рефлексивную деятельность (изобразительную, речевую, игровую), которая поможет активизировать полученные воспитанниками знания о профессиях. К рефлексивной деятельности мы отнесем такие методы, как рисование по заданной теме (на основе проведенных экскурсий, наблюдений); конструирование, моделирование, лепка, аппликация, составление рассказа, изготовление поделок, проведение конкурсов, викторин [8, с. 12].

В ходе профориентационной работы необходимо наладить взаимодействие с родителями воспитанников [14, с. 128], что позволит объединить усилия, сделать процесс ознакомления с различными профессиями всесторонним и непрерывным. Родителей следует знакомить с основными методами, приемами и формами профориентационной работы, рекомендовать методические пособия и развивающие игры [13, с. 235].

Заключение

В ходе исследования были рассмотрены основы формирования ранней профориентации детей и сделан ряд выводов. Считаем, что профориентационная работа в дошкольном образовательном учреждении носит ознакомительно-информационный характер и представляет собой общее знакомство детей с миром профессий, содействует общему развитию и расширению кругозора ребенка.

Нами определены эффективные методы и формы профориентационной работы с дошкольниками. Наиболее эффективными методами и формами работы с дошкольниками считаем ознакомительные рассказы, беседы, занятия по профориентации, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, костюмированные праздники, театрализованные постановки, творческую деятельность и взаимодействие с родителями. В детском саду ребенка необходимо познакомить с максимально возможным количеством разных профессий, при этом целесообразно начинать знакомство с профессий родителей, ближайших родственников, хорошо знакомых людей, чей труд они могут увидеть в повседневной жизни и достаточно слышали о нем в семье.

В ходе исследовательской работы по данной теме нами были составлены рекомендации по профориентационной работе с детьми для педагогов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях. В дальнейших исследованиях целесообразным является изучение влияния окружающей среды на профориентацию дошкольников.

Список источников

1. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.: ТЦ «Сфера», 2004. 124 с.

2. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. и др. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство». СПб.: Детство-Пресс, 2019. 352 с.

3. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для вузов. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М.: Юрайт, 2020. 218 с.

4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений: для работы с детьми 5-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 108 с.

5. Дошкольное образование. Терминологический справочник: науч.-справ. изд-е / авт.-сост. Ж. А. Геворкянц и др. Владикавказ: Северо-Осетинский гос. пед. ин-т, 2013. 188 с.

6. Зацепина М. Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: учеб. пособие для среднего профессионального образования. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Юрайт, 2020. 149 с.

7. Козина Е. Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте: учебник для вузов. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Юрайт, 2020. 454 с.

8. Комарова Т. С., Савенков А. И. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей: учеб. пособие для среднего профессионального образования. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Юрайт, 2020. 96 с.

9. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: учеб.-метод. пособие / Балаш. фил. Сарат. гос. ун-та им. Н. Г. Чернышевского. Балашов: Николаев, 2004. 46 с.

10. Литвина Н. В., Лосик Е. И. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с рукотворным миром: учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с белорусским и русским языками обучения. Мн.: Вышэйшая школа, 2014. 111 с.

11. Манухина С. Ю. Основы профориентации. Хрестоматия: учеб. пособие. М.: Евразийский открытый ин-т, 2011. 125 c.

12. Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования: учебник. Пермь: Пермский гос. гуманит.-пед. ун-т, 2013. 208 с.

13. Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Виноградова Н. А. Дошкольная педагогика: учебник для вузов / под общ. ред. Н. В. Микляевой. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М.: Юрайт, 2020. 411 с.

14. Панина С. В., Макаренко Т. А. Профессиональная ориентация: учебник и практикум для среднего профессионального образования. Изд-е 3-е, перераб. и доп. М.: Юрайт, 2020. 312 с.

15. Смирнова Е. О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб. пособие для вузов. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М.: Юрайт, 2020. 121 с.

16. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они?: кн. для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: ГНОМ и Д, 2005. 93 с.

Информация об авторах | Author information

RU

Лукьянова Ольга Львовна1, к. пед. н.

Бабаян Анжела Владиславовна2, д. пед. н., проф.

1 Ставропольский государственный педагогический институт (филиал) в г. Ессентуки

2 Ставропольский государственный педагогический институт

EN

Lukyanova Olga Lvovna1, PhD Babayan Angela Vladislavovna2, Dr

1 Stavropol State Pedagogical Institute (Branch) in Yessentuki

2 Stavropol State Pedagogical Institute

1 ollvlu@mail.ru, 2 baanwl@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 17.07.2020; опубликовано (published): 30.10.2020.

Ключевые слова (keywords): профессиональная ориентация; профессия; дошкольный возраст; дошкольное образовательное учреждение; трудовая деятельность; родители; career guidance; profession; preschool age; preschool educational institution; labour activity; parents.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.