Научная статья на тему 'ГОТОВНОСТЬ К ВЫБОРУ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ КАК НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ'

ГОТОВНОСТЬ К ВЫБОРУ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ КАК НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
готовность / готовность к выбору педагогической профессии / факторы готовности / образовательный результат / универсальная педагогическая компетенция / readiness / readiness to choose a pedagogical profession / factors of readiness / educational result / universal pedagogical competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Н. Козловский

Статья посвящена теоретическому анализу научной категории «готовность к выбору педагогической профессии». Целью статьи является выявление сущности, структуры, критериев и факторов готовности к выбору педагогической профессии. Данные для исследования были получены в результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме готовности к выбору педагогической профессии, анализа статистических данных приемной кампании вузов России, изучения педагогического опыта по формированию готовности к выбору профессии, анализа результатов эмпирических исследований по проблеме. На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, статистических данных, изучения педагогического опыта сформулировано собственное понимание готовности к выбору педагогической профессии как нового типа образовательного результата в системе непрерывного педагогического образования; выявлена структура готовности к выбору педагогической профессии, включающая ценностно-мотивационный и операциональный параметры; разработан критериальный аппарат оценки уровня готовности к выбору педагогической профессии; выделен и описан комплекс объективных и субъективных факторов готовности к выбору педагогической профессии. Приведенные в исследовании структура и факторы готовности к выбору педагогической профессии могут стать основой для разработки образовательных программ для учащихся педагогических классов, студентов педагогических колледжей и педагогических университетов. Представленный критериальный аппарат готовности к выбору педагогической профессии может быть использован при создании методик оценки текущего уровня готовности и ее дальнейшего формирования у школьников и студентов на всех уровнях непрерывного педагогического образования: педагогический класс – педагогический колледж – педагогический университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.Н. Козловский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS FOR THE CHOICE OF PEDAGOGICAL PROFESSION AS A SCIENTIFIC CATEGORY

The subject of the research is readiness to the choice of pedagogical profession. The objective research is to reveal the essence, structure, criteria and factors of readiness to the choice of pedagogical profession. The data for the study are obtained through the analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of readiness, readiness to choose a profession and readiness to choose a pedagogical profession, analysis of statistical data of admission campaign of Russian universities, study of teaching experience in forming readiness to choose a profession, analysis of the results of empirical research on the problem. Based on the analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of research, statistical data, study of pedagogical experience: formulated its own understanding of readiness for the choice of pedagogical profession as a new type of educational result in the system of continuous pedagogical education; the structure of readiness for the choice of pedagogical profession, including value-motivational and operational parameters, was identified; the criterial apparatus for evaluating the level of readiness to choose the teaching profession has been developed; the complex of objective and subjective factors of readiness for the choice of pedagogical profession has been identified and described. The structure and factors of readiness for the choice of pedagogical profession presented in the study can become the basis for the development of educational programs for pupils of pedagogical classes, students of pedagogical colleges and pedagogical universities. The presented criterial apparatus of readiness for the choice of pedagogical profession can be used to create methods for assessing the current level of readiness and its further formation among schoolchildren and students at all levels of continuous pedagogical education: pedagogical class – pedagogical college – pedagogical university (institute).

Текст научной работы на тему «ГОТОВНОСТЬ К ВЫБОРУ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ КАК НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ»

- Воспитатель показывает картинку с изображением лошади. Кто желает описать лошадь? (Ответы детей). Статное животное, красивая длинная голова, длинное туловище. Тело покрыто густой шерстью. На лбу у лошади челка. Ноги лошади тонкие и длинные, есть копыта. Хвост густой, пушистый.

- Ребята, а как называются люди, которые ухаживают за животными? (Ответы детей). Верно, животноводы. Животноводы занимаются разведением домашних животных (коров и телят, лошадей, овец, коз, кур, уток, гусей, индюков, кроликов и т. д.), ухаживают за ними. Животноводы кормят животных, доят коров, следят за чистотой в помещениях, где они содержатся. Существует много животноводческих профессий: животновод (зоотехник), доярка (дояр), чабан (занимается разведением овец), ветеринар (лечит животных), пастух пасет животных. Рассказ педагога сопровождается показом картинок.

- Как вы думаете, легко ли быть животноводом? Почему трудно? (Ответы детей). Труд животновода очень сложный и ответственный. Если бы не было животноводов, то в магазинах не было бы самых необходимых продуктов (молока, кефира, сыра, сметаны). Животноводом может стать человек, который любит животных, ему нравится с ними общаться и осуществлять за ними уход.

Хотите поиграть в животноводов? Педагог дает детям возможность выбора. Часть детей может выполнить из строительного набора постройки, где будут жить животные. Другие дети могут слепить домашних животных.

- Как мы будем играть? (Ответы детей). Что можно построить? (Ответы детей). Можно построить животноводческую ферму. Кто у нас там будет жить? Чем мы будем кормить этих животных? Как мы будем за ними ухаживать?

Далее дети из пластилина лепят домашних животных, кормушки и корма (овощи) для животных. Выполняют постройки для животных, скотный двор, вольер и обыгрывают различные ситуации.

Ранняя профориентация предполагает не только формирование представлений о мире профессий и организацию сюжетно-ролевых игр соответствующей тематики, но и включение детей в пробную профессиональную деятельность, которая организуется в специальных центрах ранней профориентации, на базе мастерских и лабораторий предприятий. За счет поддержки социальных партнеров становятся возможными ранние «профессиональные пробы», где дети в специ-

Библиографический список

ально организованной для них среде, с соблюдением правил техники безопасности по-настоящему включаются в профессиональную деятельность, например, могут быть кулинаром, артистом, библиотекарем, художником и т. д.

Анализ современных психолого-педагогических исследований позволяет заключить следующее: в силу возрастных особенностей не представляется возможным считать ребенка-дошкольника в полной мере субъектом профессионального самоопределения, но в период дошкольного детства осуществляется комплексная пропедевтическая работа, направленная на становление субъектных свойств личности, в том числе в процессе ранней профориентации.

В процессе реализации образовательной программы дошкольного образования «Мы живем в Зауралье» мы определили необходимые условия ранней профориентации детей дошкольного возраста:

- насыщение развивающей предметно-пространственной среды в детском саду дидактическими пособиями и играми, ориентирующими дошкольников на мир профессий, труд взрослых людей;

- применение разнообразных форм воспитания и обучения при ознакомлении дошкольников с миром профессий, в том числе, образовательных ситуаций, дидактических и сюжетно-ролевых игр, игр-путешествий, экскурсий, целевых прогулок;

- взаимодействие дошкольной образовательной организации в процессе ранней профориентации детей с учреждениями культуры и другими социальными партнерами, позволяющее организовать «профессиональные пробы» для дошкольников с учетом их возрастных особенностей и интересов;

- сотрудничество с родителями воспитанников, повышение уровня родительской компетентности в вопросах ранней профориентации детей.

Разработанная образовательная программы дошкольного образования «Мы живем в Зауралье» позволяет педагогам осуществлять раннюю профориентацию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения, расширять и углублять представления дошкольников о мире профессий. В ходе образовательных ситуаций и игровой деятельности дошкольники смогут осуществить «примеривание» на себя различных профессиональных ролей, что будет способствовать в перспективе профессиональному самоопределению личности.

1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г № 1155. Available at: https://docs.cntd.ru/document/499057887?ysclid=l983nkdch1590947079

2. Голубь О.В. Профессиональное самоопределение в процессе социализации. Logos et Praxis. 2013; № 2: 100-107.

3. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение ребенка - когда начинать и что делать? Available at: https://live.skillbox.ru/webinars/psychology/professionalnoe-samoopredelenie-rebenka-kogda-nachinat-i-chto-delat021121/

4. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С., Соколова Н.Л., Бухтигулова Л.Б. Профориентация: гармонизация точек зрения. Научный диалог. 2018; № 3: 289-303.

5. Каратаева Н.А., Крежевских О.В. Мы живем в Зауралье: региональная образовательная программа дошкольного образования. Шадринск: Шадринский дом печати, 2017.

6. Каратаева Н.А., Крежевских О.В. Конструктор региональной образовательной программы дошкольного образования. Непрерывное образование XXI. 2018; № 4: 97-106.

7. Каратаева Н.А. Опыт проектирования региональной образовательной программы дошкольного образования «Мы живем в Зауралье». Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2018; № 4: 34-38.

8. Каратаева Н.А., Крежевских О.В., Барабаш В.Г. Стандартизация и вариативность дошкольного образования: учебно-методическое пособие. Москва: Сфера, 2017.

9. Бабаева Т. И., Римашевская Л.С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду: игровые ситуации, игры, этюды. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2012.

References

1. Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya: prikaz Minobrnauki Rossii ot 17 oktyabrya 2013 g. № 1155. Available at: https://docs.cntd.ru/document/499057887?ysclid=l983nkdch1590947079

2. Golub' O.V. Professional'noe samoopredelenie v processe socializacii. Logos et Praxis. 2013; № 2: 100-107.

3. Pryazhnikov N.S. Professional'noe samoopredelenie rebenka - kogda nachinat' i chto delat'? Available at: https://live.skillbox.ru/webinars/psychology/professionalnoe-samoopredelenie-rebenka-kogda-nachinat-i-chto-delat021121/

4. Pryazhnikov N.S., Rumyanceva L.S., Sokolova N.L., Buhtigulova L.B. Proforientaciya: garmonizaciya tochek zreniya. Nauchnyjdialog. 2018; № 3: 289-303.

5. Karataeva N.A., Krezhevskih O.V. My zhivem v Zaural'e: regional'naya obrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya. Shadrinsk: Shadrinskij dom pechati, 2017.

6. Karataeva N.A., Krezhevskih O.V. Konstruktor regional'noj obrazovatel'noj programmy doshkol'nogo obrazovaniya. Nepreryvnoe obrazovanie XXI. 2018; № 4: 97-106.

7. Karataeva N.A. Opyt proektirovaniya regional'noj obrazovatel'noj programmy doshkol'nogo obrazovaniya "My zhivem v Zaural'e". Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2018; № 4: 34-38.

8. Karataeva N.A., Krezhevskih O.V., Barabash V.G. Standartizaciya i variativnost' doshkol'nogo obrazovaniya: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: Sfera, 2017.

9. Babaeva T.I., Rimashevskaya L.S. Kak razvivat' vzaimootnosheniya i sotrudnichestvo doshkol'nikov v detskom sadu: igrovye situacii, igry, 'etyudy. Sankt-Peterburg: Detstvo-Press, 2012.

Статья поступила в редакцию 28.10.22

УДК 331.548

Kozlovsky A.N., teaching assistant, Yaroslavl State Pedagogical University n.a. K.D. Ushinsky (Yaroslavl, Russia), E-mail: kozlovskiyan@mail.ru

READINESS FOR THE CHOICE OF PEDAGOGICAL PROFESSION AS A SCIENTIFIC CATEGORY. The subject of the research is readiness to the choice of pedagogical profession. The objective research is to reveal the essence, structure, criteria and factors of readiness to the choice of pedagogical profession. The data for the study are obtained through the analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of readiness, readiness to choose a profession and readiness to choose a pedagogical profession, analysis of statistical data of admission campaign of Russian universities, study of teaching experience in forming readiness to choose a profession, analysis of the results of empirical research on the problem. Based on the analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of research, statistical data, study of pedagogical experience: formulated its own understanding of readiness for the choice of pedagogical profession as a new type of educational result in the system of continuous pedagogical education; the structure of readiness for the choice of pedagogical profession, including value-motivational and operational parameters, was identified; the criterial apparatus for evaluating the level of readiness to choose the teaching profession has been developed; the complex of objective and subjective factors of readiness for the choice of pedagogical profession has been identified and described. The structure and factors of

readiness for the choice of pedagogical profession presented in the study can become the basis for the development of educational programs for pupils of pedagogical classes, students of pedagogical colleges and pedagogical universities. The presented criterial apparatus of readiness for the choice of pedagogical profession can be used to create methods for assessing the current level of readiness and its further formation among schoolchildren and students at all levels of continuous pedagogical education: pedagogical class - pedagogical college - pedagogical university (institute).

Key words: readiness, readiness to choose a pedagogical profession, factors of readiness, educational result, universal pedagogical competence.

А.Н. Козловский, асс., Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского, г. Ярославль,

E-mail: kozlovskiyan@mail.ru

ГОТОВНОСТЬ К ВЫБОРУ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ КАК НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ

Статья посвящена теоретическому анализу научной категории «готовность к выбору педагогической профессии». Целью статьи является выявление сущности, структуры, критериев и факторов готовности к выбору педагогической профессии. Данные для исследования были получены в результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме готовности к выбору педагогической профессии, анализа статистических данных приемной кампании вузов России, изучения педагогического опыта по формированию готовности к выбору профессии, анализа результатов эмпирических исследований по проблеме. На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, статистических данных, изучения педагогического опыта сформулировано собственное понимание готовности к выбору педагогической профессии как нового типа образовательного результата в системе непрерывного педагогического образования; выявлена структура готовности к выбору педагогической профессии, включающая ценностно-мотивационный и операциональный параметры; разработан критериальный аппарат оценки уровня готовности к выбору педагогической профессии; выделен и описан комплекс объективных и субъективных факторов готовности к выбору педагогической профессии. Приведенные в исследовании структура и факторы готовности к выбору педагогической профессии могут стать основой для разработки образовательных программ для учащихся педагогических классов, студентов педагогических колледжей и педагогических университетов. Представленный критериальный аппарат готовности к выбору педагогической профессии может быть использован при создании методик оценки текущего уровня готовности и ее дальнейшего формирования у школьников и студентов на всех уровнях непрерывного педагогического образования: педагогический класс - педагогический колледж - педагогический университет

Ключевые слова: готовность, готовность к выбору педагогической профессии, факторы готовности, образовательный результат, универсальная педагогическая компетенция.

Работа подготовлена в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ на НИР «Научное обоснование и выработка методологии обеспечения преемственности ФГОС общего, среднего профессионального и высшего педагогического образования в интересах создания единого образовательного пространства подготовки педагогических кадров» (073-00109-22-02)

Актуальность исследования обусловлена тем, что для современного рынка труда характерны постоянные изменения в связи с высокой динамикой содержания профессиональной деятельности. Особенности изменения профессий напрямую зависят от актуальных запросов работодателей, требований к профессиональным качествам сотрудников, которые предъявляют к кандидатам те или иные организации. В последние годы работодатели все больше заинтересованы в сотрудниках, обладающих набором гибких навыков и универсальных компетенций, которые находятся на стыке сразу нескольких отраслей. В связи с этим системы подготовки кадров должны перестаивать структуру своей деятельности, ориентируясь на современные требования. В данном контексте ярким примером адаптации под конкретные запросы рынка труда выступает система подготовки педагогических кадров.

В настоящее время роль педагога трансформируется, обретая новые направления и форматы работы. Учитель рассматривается не только как носитель знаний, но и как наставник, тьютор, фасилитатор. Содержание подготовки будущих педагогов претерпевает изменения в части предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных компетенций, а также универсальных педагогических компетенций. Выпускники педагогических заведений становятся востребованными кадрами не только для системы образования, но и для иных областей жизни общества - сферы продаж, банковских услуг, предпринимательства. Перед ними встает выбор о продолжении своего профессионального пути, при этом зачастую выпускники принимают решение не в пользу педагогической профессии, что приводит к дефициту педагогических кадров, о чем говорят статистические данные. Так, количество вакантных мест педагогических работников в субъектах Российской Федерации на 15.01.2022 составило 29 763 места, что представлено на официальном сайте Министерства просвещения Российской Федерации [1].

Данный факт заслуживает быть отмеченным в комплексе с проблемой двойного отрицательного отбора, когда не самые сильные абитуриенты, особенно по естественно-научным дисциплинам, выбирают профессию педагога, и не самые сильные выпускники педагогических колледжей и университетов идут работать в школы. Основанием для возникновения вышеуказанных проблем является снижение престижности педагогического образования и педагогической профессии в целом при сохранении высокого уровня востребованности профессии педагога для организаций системы образования.

При оценке привлекательности профессионального образования еще на этапе допрофессиональной подготовки в педагогических классах или на этапе среднего профессионального педагогического образования возникают сложности. Трудности связаны с отсутствием необходимых критериев для сравнения педагогического образования с другими направлениями подготовки. В связи с этим о престижности педагогического образования можно судить в первую очередь по результатам анализа контингента абитуриентов педагогического университета. К элементам анализа контингента относится рассмотрение среднего балла ЕГЭ в целом и среднего проходного балла по всем направлениям подготовки. Зачастую

педагогический университет рассматривается большинством выпускников школ как запасной вариант продолжения обучения в случае непоступления в классический университет, о чем говорят низкие проходные баллы на большинство образовательных программ и низкие средние баллы ЕГЭ поступающих. Так, в Концепции подготовки педагогических кадров указывается, что в 2020 году средний балл единого государственного экзамена абитуриентов образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы подготовки педагогических кадров, составил 68,8 [2]. В то же время, по результатам приемной кампании, проведенной российскими вузами в 2021 году, в число 10 ведущих университетов по качеству приема не вошел ни один педагогический вуз, а средний балл абитуриентов вузов-лидеров превысил 90 баллов. Первое место в списке занял Московский физико-технический институт со средним баллом 97,1. Замкнул десятку Московский государственный университет с показателем в 90,2 балла [3].

Важно понимать, что престижность педагогической профессии и педагогического образования во многом зависит от государственной социальной политики. Однако на каждом уровне подготовки педагогических кадров (в том числе на уровне допрофессиональной педагогической подготовки) мы можем влиять на готовность к выбору педагогической профессии. Для того чтобы работа в данном направлении оказалась результативной, необходимо разобраться в сущности понятия «готовность к выбору педагогической профессии», определить структурные элементы готовности, критерии готовности к выбору педагогической профессии и выявить факторы выбора педагогической профессии.

Главная проблема заключается в том, что вопрос готовности к выбору педагогической профессии ранее не рассматривался комплексно. В основном все исследования готовности к выбору педагогической профессии ограничиваются изучением уровня довузовской профориентации без дальнейшего продолжения формирования готовности в педагогическом колледже и педагогическом вузе.

Таким образом, возникают противоречия:

- между потребностью в теоретическом обосновании понятия «готовность к выбору педагогической профессии» и отсутствием современных исследований, посвященных исследованию этого понятия;

- между отсутствием комплексных исследований факторов готовности к выбору педагогической профессии и низкой заинтересованностью молодёжи работать в образовательных организациях;

- между потребностью молодежи в осознанном профессиональном самоопределении и отсутствием результативных практик формирования готовности к выбору педагогической профессии.

Цель данного исследования состоит в том, чтобы раскрыть сущность, структуру, критерии и факторы готовности к выбору педагогической профессии.

Задачи исследования:

- охарактеризовать сущность понятия «готовность к выбору педагогической профессии»;

- выявить структуру готовности к выбору педагогической профессии;

- разработать критериальный аппарат оценки уровня готовности к выбору педагогической профессии; выделен и

- выявить и описать комплекс объективных и субъективных факторов готовности к выбору педагогической профессии.

Научная новизна работы заключается в том, что готовность к выбору педагогической профессии впервые рассмотрена как новый тип образовательного результата на всех уровнях непрерывного педагогического образования: педагогический класс - педагогический колледж - педагогический университет, и отнесена к универсальным педагогическим компетенциям.

Практическая значимость исследования состоит в том, что приведенные в исследовании структура и факторы готовности к выбору педагогической профессии могут стать основой для разработки образовательных программ для учащихся педагогических классов, студентов педагогических колледжей и педагогических университетов. Представленный критериальный аппарат готовности к выбору педагогической профессии может быть использован при создании методик оценки текущего уровня готовности и ее дальнейшего формирования у школьников и студентов на всех уровнях непрерывного педагогического образования: педагогический класс - педагогический колледж - педагогический университет.

Исследование проведено в контексте ценностно-смыслового подхода [4] с опорой на теоретический анализ касающихся исследуемой темы научных источников.

На сегодняшний день появляется все больше работ, посвященных изучению проблемы выбора педагогической профессии. В них представляется и обобщается практический опыт педагогов в рамках работы по профессиональной ориентации учащихся, предлагаются психолого-педагогические методики диагностики уровня готовности, а также описываются модели и организационно-педагогические, методические и психологические условия формирования у старшеклассников готовности к выбору педагогической профессии. Однако как на практическом, так и на теоретическом уровне проблема готовности к выбору педагогической профессии остается недостаточно изученной. Для ее решения сделаны лишь отдельные шаги, но не было начато комплексное рассмотрение вопроса.

Для того чтобы в этом разобраться, необходимо прежде всего определить, что такое готовность к выбору педагогической профессии, понять ее сущность, структуру, охарактеризовать факторы, влияющие на формирование готовности к выбору педагогической профессии. Поверхностное рассмотрение данного конструкта может привести к искажениям в рамках работы по формированию готовности к выбору профессии. Исходя из этого, нами выбрана следующая логика рассуждения. Сначала мы рассмотрим понятие «готовность» с точки зрения психолого-педагогической науки, затем раскроем содержание и дадим определение понятия готовности к выбору профессии с учетом ее специфики и формирования собственного понимания ее сущности.

Сегодня нет однозначной трактовки понятия готовность. Изучение научной литературы по проблеме готовности привело нас к выводу о том, что чаще всего готовность трактуется как состояние подготовленности к действию и включает в себя психический и физиологический аспекты, на что указывает Е.П. Ильин [5]. Значит, в понятии готовности в качестве ключевого слова выделяют, прежде всего, состояние или положение.

И.Б. Белявская, Т.В. Ибрагимова, О.В. Михайлов рассматривают готовность в контексте личностных предпосылок субъекта к успешному выполнению конкретных действий и подразумевают под готовностью личностное образование, обеспечивающее высокий уровень результативности профессиональной деятельности [6].

Привлекают внимание точки зрения Г Крайга, Д. Бокума, Е.Ю. Трояка, которые утверждают, что под готовностью стоит понимать единое целое проявление всех сторон личности, дающее возможность эффективно выполнять свои функции и обязанности [7]. Мы будем опираться на позицию Е.Ю. Трояка и рассматривать готовность как совокупность качеств конкретной личности, обеспечивающую ей успешность в реализации профессионально значимых функций [8]. Данное определение представляется нам наиболее точным в связи с тем, что оно раскрывает готовность с точки зрения ее многокомпонентности и значимости каждого ее элемента в реализации необходимых функций.

В понимании готовности к выбору профессии также нет единого мнения. Большинство авторов, в том числе Т.Н. Сапожникова, рассматривают готовность к выбору профессии в разрезе нескольких характеристик: состояние субъекта выбора, которое находится в постоянной динамике, осознание школьником своих интересов, желаний, потребностей и ценностей; оценка имеющихся условий и обстоятельств; планирование дальнейших действий и выбор способов деятельности [9].

С точки зрения других авторов, в частности А.В. Бесклубной, готовность определяется как психическое образование, которое имеет сложную структуру, характеризуется целостностью и включает мотивационно-потребностный, когнитивный и деятельностно-практический компоненты [10].

Е.В. Попова предлагает понимать под готовностью к выбору профессии целостную интегративную характеристику личности, включающую положительную мотивацию, наличие знаний о профессии и положительного практического опыта, осознание собственных способностей, интересов и возможностей, что в совокупности составляет осознанную позицию по отношению к профессии [11].

Несмотря на схожесть представленных точек зрения, между ними имеется существенное различие, которое заключается в определении корня понятия - динамическое состояние, психическое образование и интегративная характеристика. Мы будем придерживаться позиции Е.В. Поповой и определять готовность к выбору профессии как интегративную характеристику личности. Данное решение обосновано тем, что готовность к выбору профессии не ограничивается лишь динамическим состоянием. Она охватывает не только сформированность конкретных знаний, умений, навыков и мотивов, что предполагает психическое образование, но и более глубинные черты человека, его ценности, ориентации и идеалы, определяющие цельность личности.

Понимание сущности готовности и готовности к выбору профессии позволяет нам перейти к характеристике готовности к выбору педагогической профессии.

Понятие готовности к выбору педагогической профессии имеет свою специфику, связанную с особенностями данной профессии, к выбору которой необходимо готовить. Специфика педагогической профессии определяется, прежде всего, ее значимостью для каждого человека, осуществлением деятельности не в материальной, а в духовной сфере жизни общества. Важными характеристиками профессии педагога является творческая направленность, постоянное стремление к саморазвитию и совершенствованию, что одновременно существует в условиях высокого уровня занятости и трудоемкости. Данное положение приводит к пониманию того, что результаты труда в педагогической профессии зависят от личности самого учителя и его работы над собой.

В научных исследованиях, проведенных ранее, уже были предприняты попытки охарактеризовать готовность к выбору педагогической профессии. Так, О.М. Гаврилова обращает внимание на то, что готовность к выбору педагогической профессии - это интегративная личностная характеристика, которая включает несколько компонентов. К ним относятся сформированность мотивации, ценностное отношение к педагогической профессии и наличие профессионально значимых компетенций, обеспечивающих успешность освоения образовательных программ педагогического образования и будущей профессиональной деятельности [12].

Любое понятие имеет свою структуру. Для того чтобы определить суть понятия «готовность к выбору педагогической профессии», необходимо детально разобраться в его структуре, которая всегда предполагает выделение взаимосвязанных компонентов.

Несмотря на то, что компоненты структуры готовности к выбору профессии по-разному интерпретируются авторами в своих исследованиях, точки зрения большинства из них схожи в части содержания выделяемых элементов готовности. При обобщении существующих взглядов на содержание данной структуры можно выделить следующие обязательные составляющие: наличие знаний о профессиях, оценка собственных желаний, интересов, способностей и возможностей и их соотнесение с выбираемой профессией, эмоциональное отношение к профессии [13; 14].

Рассмотрение структуры готовности к выбору педагогической профессии невозможно считать полным без учета ранее проведенных исследований данной проблемы. О.М. Гаврилова выделяет в структуре готовности к выбору педагогической профессии мотивационно-ценностный, когнитивный, праксиологический и рефлексивно-оценочный компоненты [12].

Нами были систематизированы точки зрения К.В. Банщиковой, Д.Р. За-риповой, О.А. Капиной, Д.В. Соколовой, А.П. Чернявской и др., что позволило представить компоненты готовности к выбору профессии в общем виде [14-18]. Мы выявили пять основных составляющих готовности к выбору профессии: мо-тивационный, рефлексивный, эмоциональный, операциональный и когнитивный компоненты.

Выделение компонентов структуры готовности к выбору педагогической профессии неразрывно связано с определением факторов готовности к данному выбору и их классификацией.

На выбор педагогической профессии оказывают влияние разные факторы, в том числе социальные, культурные, экономические, личные интересы и убеждения, стиль мышления и уверенность в будущем успехе в профессии [19-23]. Среди них можно выделить группу объективных факторов, связанных с престижем профессии и ее востребованностью на рынке труда, государственной политикой, социально-экономической ситуацией в стране, и субъективных, связанных с самим человеком, осуществляющим выбор, - его ценностные ориентации, отношение к педагогической профессии, личные потребности, то есть те факторы, которые возможно менять посредством педагогических воздействий.

Теоретический анализ литературы показывает, что факторы выбора педагогической профессии рассматривались достаточно широко. При всей значимости теоретических работ мы опирались в исследовании также на интервью практикующих учителей, что позволило сделать наши выводы более доказательными. В качестве объективных факторов выбора педагогической профессии мы выделили следующие:

- социальное окружение (позиции старших членов семьи относительно будущего выбора, позиции товарищей, друзей и подруг, позиции учителей, школьных работников);

- стабильное социальное положение (пусть невысокая, но стабильная заработная плата, льготы для педагогов);

- отсутствие физической возможности обучаться в другом учреждении;

- отсутствие других возможностей трудоустройства.

Субъективные факторы нами разделены на несколько подгрупп в зависимости от основного ценностно-смыслового ориентира:

1. Ценность профессии:

- следование семейным традициям;

- нахождение в социальной группе, в которой сформирована ценность данной профессии;

- наличие положительного примера педагога (школьного учителя, педагога дополнительного образования, тренера).

2. Среда и содержание профессии:

- наличие интересов, подкрепленных определенными способностями;

- привлекательность креативно-творческого характера профессии;

- наличие интереса к конкретным видам деятельности в рамках профессии;

- наличие интереса к конкретной предметной области.

3. Субъект и объект педагогической деятельности:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- интерес педагогов к работе именно с детьми;

- желание использовать знания для воспитания своих детей.

4. Опыт педагогической деятельности и информированность:

- наличие знаний о мире профессий;

- наличие положительного опыта педагогической деятельности.

В рамках нашего исследования наибольший интерес представляет группа субъективных факторов в связи с тем, что они определяются, прежде всего, не государственной политикой и влиянием случайных жизненных обстоятельств, а непосредственно установками личности, ее мировосприятием и ценностными ориентирами. Таким образом, на данную группу факторов возможно оказывать педагогические воздействия, тем самым повышая уровень готовности к выбору педагогической профессии.

Факторы выбора педагогической профессии имеют разный вес в зависимости от уровня педагогического образования, на котором на данный момент находится обучающийся, школьник или студент (педагогический класс, педагогический колледж, педагогический университет). В связи с этим выделенные ранее подгруппы субъективных факторов мы соотнесли с результатами сравнительного анализа приоритетных ориентиров школьников и студентов разных групп ценностей - качеств, знаний и целей, полученных в рамках научного исследования, проведенного коллективом Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского. Данное исследование проведено в рамках выполнения государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации университету и посвящено научному обоснованию и выработке методологии обеспечения преемственности разных этапов подготовки и профессионального развития педагогов [4].

Результаты ранжирования респондентами ценностей-качеств и ценностей-знаний показывают совпадение в большей части ценностных ориентиров у трех категорий опрошенных. Однако в разрезе ценностей-целей выявлена следующая тенденция: для обучающихся педагогических классов наибольшую значимость имеют ценности профессии, менее значимы ценности, ориентированные на ребенка и среду. Студенты педагогического колледжа и вуза в приоритете выделяют позиции, связанные с ребенком, затем идут ценности среды и ценности профессии. Таким образом, в процессе подготовки на этапах обучения в колледже и вузе система ценностных ориентаций будущих педагогов становится более сбалансированной и направленной на ребенка и среду [4].

Подгруппа субъективных факторов - опыт педагогической деятельности и информированность, а именно - наличие положительного опыта - не была соотнесена с выделенными ценностными ориентирами в связи с отсутствием предмета для соотнесения. Однако данная группа факторов выбора педагогической профессии является значимой на каждом из трех уровней педагогического образования и представляет важность для ее детального изучения.

На основании теоретического анализа научной литературы по исследуемой проблеме нами было сформулировано собственное определение готовности к выбору педагогической профессии и определена ее структура.

Наше определение исходит из того, что готовность к выбору педагогической профессии - это новый тип образовательного результата в системе непрерывного педагогического образования, представляющий собой универсальную педагогическую компетенцию, которая необходима для осуществления осознанного и стабильного выбора педагогической профессии на каждом этапе непрерывного педагогического образования и включающая в себя сформированность ценностно-смыслового, мотивационного, когнитивного, рефлексивного и дея-тельностно-практического компонентов.

По нашему мнению, готовность к выбору педагогической профессии должна определяться с точки зрения ее многокомпонентности, интегративности, влияния на успешность деятельности. В то же время акцент в изучении готовности к выбору педагогической профессии необходимо делать на образовательном результате. Так, Е.Н. Перевощикова под образовательным результатом понимает фактические знания, умения и компетенции, которые студент или выпускник способен продемонстрировать по окончании освоения образовательной программы или ее части [24]. В связи с этим готовность к выбору педагогической профессии мы рассматриваем как образовательный результат, который будет в полной мере

сформирован у выпускника педагогического класса, педагогического колледжа и педагогического университета по окончании освоения образовательной программы.

В нашем представлении выбор профессии рассматривается как специфический внутренний мыслительный вид деятельности, для которой характерно наличие мотивации и операциональной структуры. В связи с этим в структуре готовности к выбору педагогической профессии нами выделены два параметра -ценностно-мотивационный, который является определяющим, и операциональный. Каждый параметр конкретизируется несколькими критериями.

Ценностно-мотивационный параметр включает ценностно-смысловой и мотивационный критерии готовности. Изучение ценностно-смысловой сферы предполагает рассмотрение внутренних факторов мотивационной активности, обусловленных влиянием личностных позиций. В содержание ценностно-смыслового критерия входит определение ценностных ориентаций и личностного смысла педагогической профессии.

Сфера ценностных ориентаций не может определяться лишь конкретным периодом жизни. Она представляет собой опыт, формирующийся на протяжении всего индивидуального развития человека, и характеризует притязания личности, ее стремления, отношение к определенным событиям, определяет особенности взаимодействия с другими членами общества [25]. Ценностные ориентации делятся на более устойчивые, относящиеся к уровню «высокой культуры», и менее устойчивые, относящиеся к уровню массовой, «низовой» культуры [26]. Учитывая данный факт при формировании готовности к выбору педагогической профессии, необходимо делать акцент на первой категории ценностных ориен-таций, их поиске, рассмотрении как ценностей педагогической профессии, так и непосредственно самой профессии как главной ценности семьи, общества, государства.

Понятие «личностный смысл» рассматривается как индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность [27]. Рассмотрение данного структурного элемента ценностного компонента готовности к выбору педагогической профессии представляет особую важность, так как определяет самостоятельность личности в принятии решения и собственное отношение к выбору педагогической профессии.

Результатом готовности в рамках ценностно-смыслового критерия являются ответы на вопрос: какую ценность представляет для меня педагогическая профессия и почему?

Мотивационный критерий готовности включает в себя наличие у субъекта выбора профессиональной и учебной мотивации, сформированность основных мотивов и стимулов, побуждающих субъект выбирать профессию, а также отношение к миру профессий и непосредственно к ситуации выбора. Субъект выбора отвечает на вопрос: зачем я выбираю педагогическую профессию? [28].

Содержание операционального параметра является ответом на вопрос: на основании чего выбор педагогической профессии является осознанным? Определяется уровень информированности субъекта выбора, осознания собственных возможностей в профессии и имеющихся качеств, а также показатели практической деятельности. Таким образом, данный параметр включает когнитивный, рефлексивный и деятельностно-практический критерии и предполагает оценку осознанности и адекватности выбора.

Когнитивный компонент включает в себя представление о необходимых знаниях и умениях для выбора профессии, знания о содержании педагогической профессии и о динамике мира профессий, представление об условиях педагогической профессии, понимание поставленных задач, знание путей их решения и средств достижения цели.

В содержание рефлексивного компонента входит осознание своих потребностей как будущего профессионала, соотнесение собственных возможностей и способностей с требованиями педагогической профессии, понимание своих интересов и способов их реализации в профессии, адекватная оценка фактов о педагогической профессии на основе жизненного опыта, осознание личной ответственности за события своей жизни.

Деятельностно-практический компонент включает в себя навыки целе-полагания, анализа имеющейся информации о профессиях и условиях выбора конкретной профессии, умения, связанные с прогнозированием, планированием и корректировкой собственной учебной и профессиональной деятельности, а также наличие положительного опыта педагогической деятельности.

Предложенный вариант структуры видится нами наиболее полным, отражающим различные аспекты готовности к выбору педагогической профессии. Важное место в представленной структуре занимает выделение двух основных параметров: ценностно-мотивационного и операционального, которые являются основой для раскрытия сущности готовности к выбору педагогической профессии и планирования работы по ее формированию.

Компоненты готовности к выбору педагогической профессии неразрывно связаны с факторами выбора педагогической профессии. Нами предпринята попытка привести субъективные факторы подгруппы выбора педагогической профессии к некоторой иерархии. Как уже было сказано ранее, влияние того или иного фактора зависит от уровня педагогического образования, на котором находится обучающийся. На основании данного факта мы предлагаем относить к приоритетным ценность профессии для школьников педагогических классов,

ценность среды и ребенка для студентов учреждений СПО и ВО. При этом на каждом этапе непрерывного педагогического образования, несмотря на приведение всех ценностей к балансу, сохраняется определяющее влияние на выбор педагогической профессии фактора, связанного с ценностью профессии, и фактора, касающегося наличия положительного опыта педагогической деятельности.

Таким образом, основополагающим фактором при выборе педагогической профессии является ценностное отношение к профессии - семейные традиции, положительный образ школьного учителя, отношение к школьному предмету, общественная значимость учительства. Группа ценностно-смысловых факторов является направляющей для остальных факторов выбора. В связи с этим мы предполагаем, что педагогические воздействия при формировании готовности к выбору педагогической профессии, оказываемые на ценностный компонент, будут существенно влиять на прирост показателей готовности по другим критериям.

По нашему мнению, главной идеей при рассмотрении готовности к выбору педагогической профессии является ее отнесение к универсальным педагогическим компетенциям и определение как нового типа образовательного результата в системе непрерывного педагогического образования, основой которого является ценностно-смысловой компонент.

Библиографический список

Факторы, оказывающие влияние на готовность к выбору, находятся в прямой взаимосвязи с компонентами готовности и представляют собой основу для их выделения. Таким образом, структуру готовности к выбору педагогической профессии составляют ценностно-мотивационный и операциональный параметры, включающие в себя ценностно-смысловой и мотивационный компоненты и рефлексивный, когнитивный, деятельностно-практический компоненты соответственно.

Рассмотрение готовности к выбору педагогической профессии как универсальной педагогической компетенции выглядит перспективным направлением в рамках современных тенденций развития педагогического образования. Определяющую роль в данном направлении играет преемственность готовности к выбору педагогической профессии как нового типа образовательного результата на всех уровнях непрерывного педагогического образования: педагогический класс - педагогический колледж - педагогический университет.

Таким образом, представленный нами подход к определению сущности готовности к выбору педагогической профессии и выделению ее структуры отличается своей новизной и открывает широкие возможности для разработки механизмов работы по формированию высокого уровня готовности выпускников и ликвидации дефицита педагогических кадров для системы образования.

1. Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации. Available at: https://opendata.edu.gov.ru/opendata/7707418081-VacPlaces

2. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 г № 1688-р.Available at: http://static.government.ru/media/files/5hVUIZXA2JMcPrHoJqfohMeoToZAwtA5.pdf

3. Официальный сайт Национального исследовательского университета Высшая школа экономики. Available at: https://www.hse.ru/news/edu/551346375.html

4. Обеспечение преемственности результатов непрерывного педагогического образования: коллективная монография. Ярославль: РИО ЯГПУ 2021.

5. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. Москва: Питер, 2005.

6. Костина А.В. К вопросу о готовности студентов вуза к тьюторскому сопровождению детей дошкольного возраста. Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2013; Выпуск 1: 107-110.

7. Крайг Г, Бокум Д. Психология развития. Москва: Питер, 2012.

8. Трояк Е.Ю. К вопросу о содержании понятий «готовность» и «профессиональная готовность» Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2015; Выпуск 1: 303-305.

9. Сапожникова Т.Н. Готовность к жизненному самоопределению, как результат профильной подготовки старшеклассников. Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Ярославль, 2007: 242-244.

10. Бесклубная А.В. Формирование готовности старшеклассников к выбору профессии. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2013.

11. Попова Е.В. Формирование готовности старшеклассников к выбору профессий космической отрасли. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2015.

12. Гаврилова О.М. Формирование готовности старшеклассников к выбору педагогической профессии в информационно-деятельностном образовательном пространстве «педагогический университет - школа». Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Красноярск, 2019.

13. Кулакова А.Б., Розонтова Д.В. Психологический аспект мотивации учебной деятельности обучающихся в образовательном процессе. Проблемы и перспективы современной науки: сборник материалов I Международной научной конференции. Ставрополь, 2014: 113-117.

14. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. Москва: Владос-Пресс, 2001.

15. Банщикова К.В., Деревцова Е.Н. Психолого-педагогические условия формирования готовности воспитанников детского дома к выбору профессии. Активность и ответственность личности в контексте жизнедеятельности: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 300-летию г. Омска. Омск: ОГУ им. Ф.М. Достоевского, 2016: 89-92.

16. Зарипова Д.Р, Шабдинов М.Л. Структура и показатели сформированности у старшеклассников готовности к самостоятельному выбору профессии. Проблемы современного педагогического образования. 2016; Выпуск 51: 198-204.

17. Капина О.А. Структура психологической готовности к выбору профессии. Ярославский педагогический вестник. 2011; Выпуск 3: 205-207.

18. Соколова Д.В. Исследование динамики психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению. Современное общество и власть. 2015; Выпуск 2: 53-58.

19. Choirudin C., Degeng N.S., Kuswandi D., Purnomo P., Maba A.P. Career readiness among low-income Muslim students, International. Journal of Evaluation and Research in Education. 2022; Issue 3: 1400-1406.

20. Sholikah M. Muhyadi. Roles of career maturity mediating the effects of locus of control and socioeconomic status on career readiness. International Journal of Evaluation and Research in Education. 2021; Issue 3: 781-789.

21. Siddiky Md.R., Akter S. The students' career choice and job preparedness strategies: A social environmental perspective. International Journal of Evaluation and Research in Education. 2021; Issue 2: 421-431.

22. Tentama F., Jayanti H.D. Self-concept, perception of the learning environment and employability: A study of vocational high school students in Prambanan Yogyakarta, Indonesia. Humanities & Social Sciences Reviews. 2019; Issue 1: 433-440.

23. Tentama F., Yusantri S. The role of entrepreneurial intention in predicting vocational high school student's employability. International Journal of Evaluation and Research in Education. 2020; Issue 3: 558-563.

24. Перевощикова Е.Н. Образовательные результаты в подготовке будущего педагога и средства оценки их достижения. Вестник Мининского университета. 2022; Выпуск 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnye-rezultaty-v-podgotovke-buduschego-pedagoga-i-sredstva-otsenki-ih-dostizheniya

25. Бойков В.Э. Ценностные ориентации россиян как фактор интеграции и дезинтеграции общества. Социология власти. 2009; Выпуск 7: 29-41.

26. Ефимова Д.В. Ценностная система личности - высший уровень социальной регуляции. Социосфера. 2010; Выпуск 4: 86-91.

27. Петровский А.В. Психология: словарь. Москва, 1990.

28. Родионова Е.А., Доминяк В.И., Жушман Г, Экземпляров М.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник и практикум. Москва: Издательство Юрайт, 2018.

References

1. Oficial'nyj sajt Ministerstva prosvescheniya Rossijskoj Federacii. Available at: https://opendata.edu.gov.ru/opendata/7707418081-VacPlaces

2. Koncepciya podgotovkipedagogicheskih kadrov dlya sistemy obrazovaniya na period do 2030 goda. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 24 iyunya 2022 g. № 1688-r.Available at: http://static.government.ru/media/files/5hVUIZXA2JMcPrHoJqfohMeoToZAwtA5.pdf

3. Oficial'nyj sajt Nacional'nogo issledovatel'skogo universiteta Vysshaya shkola 'ekonomiki. Available at: https://www. hse.ru/news/edu/551346375.html

4. Obespecheniepreemstvennostirezul'tatov nepreryvnogopedagogicheskogoobrazovaniya: kollektivnaya monografiya. Yaroslavl': RIO YaGPU, 2021.

5. Il'in E.P. Psihofiziologiya sostoyanijcheloveka. Moskva: Piter, 2005.

6. Kostina A.V. K voprosu o gotovnosti studentov vuza k t'yutorskomu soprovozhdeniyu detej doshkol'nogo vozrasta. Vestnik ChGPU im. I.Ya. Yakovleva. 2013; Vypusk 1: 107-110.

7. Krajg G., Bokum D. Psihologiya razvitiya. Moskva: Piter, 2012.

8. Troyak E.Yu. K voprosu o soderzhanii ponyatij "gotovnosf" i "professional'naya gotovnosf" Problemy obespecheniya bezopasnostiprilikvidaciiposledstvij chrezvychajnyh situacij. 2015; Vypusk 1: 303-305.

9. Sapozhnikova T.N. Gotovnost' k zhiznennomu samoopredeleniyu, kak rezul'tat profil'noj podgotovki starsheklassnikov. Sistemogenez uchebnoj iprofessional'noj deyatel'nosti: materialy III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Yaroslavl', 2007: 242-244.

10. Besklubnaya A.V. Formirovanie gotovnosti starsheklassnikov k vyboruprofessii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2013.

11. Popova E.V. Formirovanie gotovnosti starsheklassnikov k vyboruprofessijkosmicheskojotrasli. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2015.

12. Gavrilova O.M. Formirovanie gotovnosti starsheklassnikov k vyboru pedagogicheskojprofessii v informacionno-deyatel'nostnom obrazovatel'nom prostranstve «pedagogicheskij universitet- shkola». Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Krasnoyarsk, 2019.

13. Kulakova A.B., Rozontova D.V. Psihologicheskij aspekt motivacii uchebnoj deyatel'nosti obuchayuschihsya v obrazovatel'nom processe. Problemy iperspektivy sovremennoj nauki: sbornik materialov I Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Stavropol', 2014: 113-117.

14. Chernyavskaya A.P. Psihologicheskoe konsul'tirovanie po professional'noj orientacii. Moskva: Vlados-Press, 2001.

15. Banschikova K.V., Derevcova E.N. Psihologo-pedagogicheskie usloviya formirovaniya gotovnosti vospitannikov detskogo doma k vyboru professii. Aktivnost' i otvetstvennosf lichnosti v kontekste zhiznedeyatel'nosti: materialy II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyaschennoj 300-letiyu g. Omska. Omsk: OGU im. F.M. Dostoevskogo, 2016: 89-92.

16. Zaripova D.R., Shabdinov M.L. Struktura i pokazateli sformirovannosti u starsheklassnikov gotovnosti k samostoyatel'nomu vyboru professii. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2016; Vypusk 51: 198-204.

17. Kapina O.A. Struktura psihologicheskoj gotovnosti k vyboru professii. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2011; Vypusk 3: 205-207.

18. Sokolova D.V. Issledovanie dinamiki psihologicheskoj gotovnosti starsheklassnikov k professional'nomu samoopredeleniyu. Sovremennoe obschestvo i vlast'. 2015; Vypusk 2: 53-58.

19. Choirudin C., Degeng N.S., Kuswandi D., Purnomo P., Maba A.P. Career readiness among low-income Muslim students, International. Journal of Evaluation and Research in Education. 2022; Issue 3: 1400-1406.

20. Sholikah M. Muhyadi. Roles of career maturity mediating the effects of locus of control and socioeconomic status on career readiness. International Journal of Evaluation and Research in Education. 2021; Issue 3: 781-789.

21. Siddiky Md.R., Akter S. The students' career choice and job preparedness strategies: A social environmental perspective. International Journal of Evaluation and Research in Education. 2021; Issue 2: 421-431.

22. Tentama F., Jayanti H.D. Self-concept, perception of the learning environment and employability: A study of vocational high school students in Prambanan Yogyakarta, Indonesia. Humanities & Social Sciences Reviews. 2019; Issue 1: 433-440.

23. Tentama F., Yusantri S. The role of entrepreneurial intention in predicting vocational high school student's employability. International Journal of Evaluation and Research in Education. 2020; Issue 3: 558-563.

24. Perevoschikova E.N. Obrazovatel'nye rezul'taty v podgotovke buduschego pedagoga i sredstva ocenki ih dostizheniya. VestnikMininskogo universiteta. 2022; Vypusk 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnye-rezultaty-v-podgotovke-buduschego-pedagoga-i-sredstva-otsenki-ih-dostizheniya

25. Bojkov V.'E. Cennostnye orientacii rossiyan kak faktor integracii i dezintegracii obschestva. Sociologiya vlasti. 2009; Vypusk 7: 29-41.

26. Efimova D.V. Cennostnaya sistema lichnosti - vysshij uroven' social'noj regulyacii. Sociosfera. 2010; Vypusk 4: 86-91.

27. Petrovskij A.V. Psihologiya: slovar'. Moskva, 1990.

28. Rodionova E.A., Dominyak V.I., Zhushman G., 'Ekzemplyarov M.A. Motivaciya i stimulirovanie trudovojdeyatel'nosti: uchebnik i praktikum. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2018.

Статья поступила в редакцию 03.11.22

УДК 37.015.325

Krylova A.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia),

E-mail: a.v.krylova@strbsu.ru

Krylov V.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia),

E-mail: v.m.krylov@strbsu.ru

CONTEXTS OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY AS DETERMINANTS OF THE DEVELOPMENT OF INCLUSIVE CULTURE AMONG THE STUDENTS. The article reveals a problem of developing an inclusive culture and competence among students of pedagogical universities and substantiates the relevance of its solution for the implementation of the basic principles of inclusion at all levels of social functioning. As conditions for the development of an inclusive culture among students of pedagogical areas of training, the contexts of educational activities (classroom classes and pedagogical practice) are considered. The results of an empirical study of the influence of these contexts on the dynamics of indicators of the level of inclusive culture among students, carried out using the author's diagnostic technique that has passed psychometric testing, are presented. It has been established that the level of inclusive culture by the 4th year increases by 28%, and in the areas of training with a large amount of theoretical modules that reveal the principles of inclusion, the growth rates are higher. This confirms the importance of the context "classroom activities." In terms of pedagogical practice, there are differences related to the nature of the context: correctional educational institutions, secondary schools and preschool educational institutions that implement and do not implement inclusive education and education. The largest increase is noted in the context of inclusive education (5%, 2% and 20%, respectively). Thus, one of the psychological and pedagogical conditions for the formation and development of an inclusive culture among students of pedagogical areas of training is the organization of pedagogical practice on the basis of educational institutions that implement inclusive education. The implementation of this condition will improve and simplify the process of developing an inclusive culture in educational institutions at all its levels.

Key words: inclusive culture, inclusive competence, inclusive values, context of educational / learning activities, educational environment of the uni-

A.В. Крылова, канд. психол. наук, доц., Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак,

E-mail: a.v.krylova@strbsu.ru

B.М. Крылов, канд. пед. наук, доц., Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: v.m.krylov@strbsu.ru

КОНТЕКСТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

У СТУДЕНТОВ

В статье раскрывается проблема развития инклюзивной культуры у студентов педагогических вузов и обосновывается актуальность её решения для реализации основных принципов инклюзии на всех уровнях социального функционирования. В качестве условий развития инклюзивной культуры у студентов педагогических направлений подготовки рассматриваются контексты учебной деятельности (аудиторные занятия и педагогическая практика). Представлены результаты эмпирического исследования влияние данных контекстов на динамику показателей уровня инклюзивной культуры студентов, проведённого посредством авторской методики диагностики, прошедшей психометрическую проверку. Установлено, что уровень инклюзивной культуры к 4 курсу возрастает на 28%, причём на направлениях подготовки с большим объёмом теоретических модулей, раскрывающих принципы инклюзии показатели прироста выше. Это подтверждает значимость контекста «аудиторные занятия». В части педагогической практики имеются различия, связанные с характером контекста: коррекционные образовательные учреждения, СОШ и ДОУ, реализующие и не реализующие инклюзивное образование. Наибольший прирост отмечен в контексте инклюзивного образования (5%, 2% и 20% соответственно). Таким образом, одним из психолого-педагогических условий формирования и развития инклюзивной культуры у студентов педагогических направлений подготовки является организация педагогической практики на базе образовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование. Реализация данного условия позволит усовершенствовать и упростить процесс развития инклюзивной культуры в образовательных организациях на всех его уровнях.

Ключевые слова: инклюзивная культура, инклюзивная компетентность, инклюзивные ценности, контекст образовательной/учебной деятельности, образовательная среда вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.