Научная статья на тему 'Модель подготовки студентов педагогического вуза к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья'

Модель подготовки студентов педагогического вуза к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОВЗ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / CHILDREN WITH HEALTH LIMITATIONS / LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES / PEDAGOGICAL MODEL / PROFESSIONAL READINESS / COMPONENTS OF READINESS / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грибукова О. Г., Касаткина Н. Э.

Введение. В данной статье представлено исследование по проблеме готовности студентов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и предложена разработка педагогической модели формирования готовности студентов педагогического вуза к работе с детьми с ОВЗ. Цель статьи на основе исследования уровня готовности студентов к работе с детьми с ОВЗ разработать модель подготовки студентов педагогического вуза к работе с такими детьми. Методология. В статье анализируется психолого-педагогическая литература по проблеме исследования и приводятся результаты исследования. Результаты исследования выводят на понимание причин недостаточного уровня готовности студентов к работе с детьми с ОВЗ. Заключение. Низкий уровень готовности студентов к работе с детьми с ОВЗ у большинства исследуемых на начальном этапе позволяет утверждать, что внедрение педагогической модели в учебный процесс может решить указанную проблему. Результат контрольного этапа исследования показывает, что педагогическая модель действительно повышает уровень готовности студентов к работе с детьми с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грибукова О. Г., Касаткина Н. Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF TRAINING OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL TO WORK WITH CHILDREN WITH DISABILITIES

Introduction. This article presents a study on the problem of students ‘ readiness to work with children with health limitations (hereinafterHL) and the development of a pedagogical model of formation of readiness of students of pedagogical University to work with children with HL. The purpose of the article is based on the study of the level of readiness of students to work with children with health limitations to develop a model of preparation of students of pedagogical University to work with such children. Methodology. The article analyzes the psychological and pedagogical literature on the problem of research, presents the results of the study. The results of the study lead to an understanding of the reasons for the lack of readiness of students to work with children with health limitations. Conclusion. The low level of readiness of students to work with children with health limitations in most of the subjects at the initial stage suggests that the introduction of the pedagogical model is necessary in the educational process. The result of the control stage of the study shows that the pedagogical model really increases the level of readiness of students to work with children with health limitations.

Текст научной работы на тему «Модель подготовки студентов педагогического вуза к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

УДК/UDC 378.1 О. Г. Грибукова, Н. Э. Касаткина

O. Gribukova, N. Kasatkina

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

THE MODEL OF TRAINING OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL TO WORK WITH CHILDREN WITH DISABILITIES

Введение. В данной статье представлено исследование по проблеме готовности студентов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и предложена разработка педагогической модели формирования готовности студентов педагогического вуза к работе с детьми с ОВЗ. Цель статьи — на основе исследования уровня готовности студентов к работе с детьми с ОВЗ разработать модель подготовки студентов педагогического вуза к работе с такими детьми.

Методология. В статье анализируется психолого-педагогическая литература по проблеме исследования и приводятся результаты исследования.

Результаты исследования выводят на понимание причин недостаточного уровня готовности студентов к работе с детьми с ОВЗ.

Заключение. Низкий уровень готовности студентов к работе с детьми с ОВЗ у большинства исследуемых на начальном этапе позволяет утверждать, что внедрение педагогической модели в учебный процесс может решить указанную проблему. Результат контрольного этапа исследования показывает, что педагогическая модель действительно повышает уровень готовности студентов к работе с детьми с ОВЗ.

Introduction. This article presents a study on the problem of students ' readiness to work with children with health limitations (hereinafter- HL) and the development of a pedagogical model of formation of readiness of students of pedagogical University to work with children with HL.

The purpose of the article is based on the study of the level of readiness of students to work with children with health limitations to develop a model of preparation of students of pedagogical University to work with such children.

Methodology. The article analyzes the psychological and pedagogical literature on the problem of research, presents the results of the study.

The results of the study lead to an understanding of the reasons for the lack of readiness of students to work with children with health limitations.

Conclusion. The low level of readiness of students to work with children with health limitations in most of the subjects at the initial stage suggests that the introduction of the pedagogical model is necessary in the educational process. The result of the control stage of the study shows that the pedagogical model really increases the level of readiness of students to work with children with health limitations.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, педагогическая модель, профессиональная готовность, компоненты готовности, профессиональная подготовка.

Keywords: children with health limitations, limited health opportunities, pedagogical model, professional readiness, components of readiness, vocational training.

Введение

В настоящее время в центре внимания образования оказалась деятельность по воспитанию нравственной личности, а также по ее интеллектуальному развитию. На это указывают нормативные документы, например федеральный закон «Об образовании в РФ» (ст. 2). Одной из задач вуза является «обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном,

культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации [8].

Профессиональная подготовка будущих педагогов — это непрерывный процесс, нацеленный на приобретение молодыми педагогами опыта, накопленного предшествующими поколениями, и передачу содержания этого опыта последующим поколениям. Основными социально-профессиональными функциями учащейся молодежи являются: обучающая, воспитательная, инновационная и др. [2].

Специфика образования в педагогических вузах заключается в том, что студент, становясь педагогом, должен воспитывать детей с положительным отношением к знаниям, будущей профессии, жизни, целям и идеалам через сформированность у себя направленности к большим жизненным идеям.

В современной системе образования особое место занимает образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. К детям с ОВЗ относятся дети, требующие особого внимания и подхода к воспитанию. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии (ФЗ-273 «Об образовании в РФ», гл. 1, ст. 2), подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий [9]. ОВЗ — это определенные недостатки физического или психологического развития. Они препятствуют несовершеннолетнему учиться и действовать без предоставления ему особых условий и сопровождения. ОВЗ является более легкой формой аномалий, при которых ребенок не полностью ограничен в свой жизнедеятельности, а только нуждается в предоставлении особых условий. Инвалидом признается любой человек, который имеет стойкое расстройство какой-либо функции организма, спровоцированное травмой, болезнью, или получено младенцем до рождения. Все эти функциональные расстройства должны приводить к ограничению нормальной жизнедеятельности. Если у ребенка имеются серьезные заболевания и отклонения, но ему не была предоставлена инвалидность, то у него признается заболевание, ограничивающее его возможности по здоровью, то есть ребенок с ОВЗ. Все дети, которым была установлена инвалидность, автоматически считаются имеющими ОВЗ. Поэтому не всегда данные понятия тождественны.

При ограниченных возможностях дети отличаются определенными нарушениями в физическом или психоэмоциональном развитии. Отклонения являются препятствием для получения образования и не позволяют функционировать без обеспечения особых условий. ОВЗ — наиболее простая форма нарушений. С ней ребенок не полностью ограничен в жизнеспособности, лишь нуждается в определенных условиях для полноценной жизнедеятельности.

К ограниченным возможностям здоровья относятся: отклонения в зрении; нарушение функций слуха; нарушение речевого аппарата; проблемы с опорно-двигательными функциями; аутизм; плохо развивающиеся умственные способности, которые приводят к умственной отсталости ребенка по сравнению с его сверстниками; отклонения в психическом развитии [7].

Такие дети поддаются обучению, но для этого им требуются вспомогательные аппараты либо специальные техники обучения. Будущее для этих детей еще не совсем потеряно, так как они могут получить необходимое образование и приспособиться к условиям жизни при соблюдении определенных педагогических условий. В педагоге, способном обеспечить такие условия, нуждаются дети, и именно подготовка такого специалиста требуется от вуза.

В постоянно меняющемся российском обществе студентов, конечно, готовят работать с обычными детьми, а работе с детьми с ОВЗ уделяется недостаточное внимание. Именно поэтому в педагогическую практику вошли такие понятия, как инклюзивное образование, обеспечивающее равноправный доступ к образованию для всех обучающихся [3]. Инклюзивное образование — это совместная программа воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями, а также категорий детского населения, которые не имеют каких-либо проблем со здоровьем.

В условиях инклюзии педагог оказывается в новых для него психологических и педагогических условиях. Создаваемое пространство требует последовательно, целенаправленно развивать навыки гибкого реагирования на особые потребности детей с ОВЗ и применять альтернативные формы коммуникации с ними. Эти навыки приобретаются с помощью специальной подготовки педагогов на курсах постдипломного образования и повышения квалификации, в ресурсных центрах и на стажировочных площадках, реализующих инклюзию, научно-практических конференциях и семинарах. Подготовка обеспечивает наличие новых профессиональных знаний

и умений, в том числе диагностировать уровень развития ребенка с ОВЗ, его потенциальные возможности и образовательные границы, планировать учебный процесс с учетом его психолого-педагогических и индивидуальных особенностей. Прошедшие такую подготовку педагоги способны адекватно воспринимать нестандартные условия, связанные с поведенческими и психофизиологическими особенностями учащихся с ОВЗ, и эффективно на них реагировать [1].

В современных условиях вуза подготовка будущих педагогов осуществляется по новым образовательным стандартам, которые не в полной мере обеспечивают соответствующую подготовку будущих педагогов к работе с детьми с ОВЗ. Студенту недостаточно знакомства с инклюзивной практикой в образовательных учреждениях.

По нашему мнению, данную проблему нужно решать комплексно, например через создание педагогической модели подготовки будущих педагогов к работе с обучающимися по общей образовательной программе, в том числе с ОВЗ. Формирование готовности к работе с детьми с ОВЗ начинается у бывших школьников в университете, поэтому важно на этом этапе подготовить студента-бакалавра к принятию таких детей, научить ихт эффективно взаимодействовать.

Необходимо помнить, что работать со студентами нужно системно и комплексно по всем видам их деятельности, как учебной, так и внеучебной. Мы предполагаем, что в процесс обучения должны быть включены все учащиеся, каждый в меру своей готовности, чтобы сформировать толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями, чтобы позволить будущим педагогам освоить и овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для материализации профессиональной деятельности с данной категорией детей.

Подготовка педагогов к условиям инклюзивного образования требует постоянного самообучения и саморазвития с целью выявления и решения проблем, анализа педагогических явлений, исследовательской работы в системе инклюзии.

Методология

Предмет нашего исследования — обоснование социального запроса подготовки студентов педагогического вуза к работе с детьми с ОВЗ. Мы предполагаем, что после выявления социального запроса на подготовку педагогов к работе с детьми с ОВЗ необходимо разработать педагогическую модель подготовки будущих педагогов с соблюдением последовательной совокупности педагогических условий: 1) разработка концепции подготовки студентов к работе с детьми с ОВЗ, 2) внедрение в образовательный процесс педагогической модели профессиональной подготовки будущих педагогов к работе с детьми с ОВЗ; 3) создание условий для реализации этой модели, 4) обеспечение междисциплинарной интеграции дисциплин общепрофессиональной и предметной подготовки к профессиональной готовности к работе с детьми с ОВЗ; 5) инновационное сопровождение самостоятельной работы будущих педагогов, готовых работать с детьми с ОВЗ.

Методологической основой исследования явились концепции ученых по проблеме аксиологического воспитания студента. Из теоретических методов исследования мы применяли: анализ научных литературных источников, изучение педагогического и психологического опыта по теме исследования. Эмпирическими методами исследования выступили: исследование студентов, наблюдение, беседы, моделирование, педагогический эксперимент.

Результаты

Для выявления социального запроса информированности об особенностях детей с ОВЗ и готовности принять таких детей мы провели исследование среди студентов двух подразделений (Институт детства (ИД) и Институт физико-математического и информационно-экономического образования (ИФМИЭО)) Новосибирского государственного педагогического университета на его же базе.

Участвовали 308 студентов 1-го курса в возрасте от 17 до 24 лет (ИД — 162 и ИФМИЭО — 146 человек). Форма проведения исследования — фронтальная, всего 30 вопросов. Общее время тестирования (заполнение анкеты и подсчет результатов) занимало 40 минут. Перед началом анкетирования мы познакомили студентов с психолого-педагогическими особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья, посмотрели видеофильм об особенных детях.

Для исследования качеств студентов для профессиональной готовности работы с детьми с ОВЗ мы применили анкету «Диагностика готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ»

Д. Соловьевой, методиста МУ ДО «Центр детского творчества», Республика Коми, г. Сыктывкар. Она была разработана для действующих педагогов с целью выявления готовности будущих педагогов 1-го курса. Нами анкета была адаптирована под студенческую аудиторию. В анкете были уточнены и изменены вопросы с акцентом на будущую профессию, а не настоящую (как у педагогов).

Под профессиональной готовностью будущих педагогов для работы с детьми с ОВЗ мы понимаем уровень знаний и профессионализма, а также личностные качества студентов, готовых к инклюзивной практике, которая складывается поэтапно: сначала у будущего педагога формируется информационная, затем психологическая, а потом уже профессиональная готовность.

Результаты нашего исследования показали, что высокий уровень готовности работы с детьми с ОВЗ отмечается у 50 студентов (16,23 % респондентов). Высокий уровень наблюдается у студентов, которые имеют необходимые знания по организации инклюзивного образования, а также об индивидуальных и типологических особенностях детей с ОВЗ. Будущие педагоги с высоким уровнем готовности положительно относятся к самим детям с ОВЗ и к необходимости участия в инклюзивном обучении. Такие студенты готовы к организации инклюзивного образования, владеют педагогическими технологиями для обеспечения условий инклюзивного обучения. В эту категорию вошли в основном студенты, уже имеющие педагогическое образование (колледж).

Средний уровень готовности работы с детьми с ОВЗ отмечается у 33,12 % студентов. 102 студента владеют обособленными знаниями в области инклюзивного образования, но недостаточно знают о формах и методах работы с детьми с нарушениями в развитии. Будущие педагоги психологически не совсем готовы к работе с детьми с ОВЗ, так как недостаточно уверены в своих знаниях, умениях и навыках по организации совместного образования детей нормы и с ОВЗ, хотя готовы к освоению инновационных педагогических технологий для активного участия в организации инклюзивного образования.

Низкий уровень готовности характерен 50,65 % респондентов (или 156 студентам). Они не готовы к работе с обучающимися с ОВЗ ни психологически, ни профессионально. У будущих педагогов наблюдается неготовность к инклюзивному образованию, нежелание осваивать новые формы и методы работы, проявлять гибкость, использовать в учебном процессе индивидуальный и дифференцированный подходы, создавать специальные условия образования для обучающихся с ОВЗ. Студенты не в полной мере разделяют ценности инклюзивного образования.

Ответы на вопросы анкеты с 1-го по 10-й отражают уровень информационной готовности будущих педагогов к работе с детьми с ОВЗ; а с 11-го по 20-й — характеризуют уровень психологической (личностной) готовности; с 21-го по 30-й — уровень профессиональной (деятельностной] готовности.

Полученные данные говорят о необходимости педагогической модели подготовки будущих учителей к работе с детьми с ОВЗ с целью повышения эффективности их профессиональной деятельности.

На подготовку студентов педагогического вуза к работе с детьми с ОВЗ влияют многие факторы, прежде всего отсутствие знаний об особенностях работы с детьми с ОВЗ. Проектируя процесс профессиональной подготовки работы с детьми с ОВЗ, мы исходили из определения профессиональной подготовки. Будущих педагогов обучают адекватности, компетентности, ценить полученные профессиональные знания, умения и навыки, во время образовательного процесса им прививают независимость, решительность и эмоционально-волевую устойчивость и пр. [6].

Чтобы достаточно квалифицированно подготовить студентов к работе с детьми с ОВЗ, необходимо в рамках образовательного процесса обеспечить как теоретическую готовность будущих учителей к работе с детьми с ОВЗ, так и практическое участие студентов в инклюзивном образовании.

Таким образом, говоря о готовности студентов к профессиональной деятельности с детьми с ограниченными возможностями и с учетом имеющегося педагогического опыта в этой области, мы считаем, что наиболее подготовленными и желающими реализовать свой педагогический потенциал в работе с такими детьми являются студенты, которые были максимально погружены во взаимодействие как со специалистами образовательных учреждений, так и с самими детьми [4].

Структурные элементы нашей педагогической модели включают следующие характеристики: цель, задачи, компоненты подготовки студентов к работе с детьми с ОВЗ, результатом подготовки является сформированный уровень готовности к работе с детьми с ОВЗ.

Цель модели — теоретически обосновать и экспериментально проверить формирование достаточного уровня подготовки студентов педагогического вуза к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Также в модели заложен аспект осознания студентами важности и понимания сущности проблемы и сложности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья; в частности формирование у студентов мотивационной готовности к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья; накопление у студентов знаний по сопровождению детей с ОВЗ в общеобразовательной организации.

Задачи отвечают требованию сформировать у студентов:

1) мотивационно-ценностный компонент подготовки к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

2) когнитивно-оценочный компонент подготовки к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

3) личностный компонент подготовки к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

4) эмоционально-волевой компонент подготовки к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Рассмотрим компоненты подготовки.

Мотивационно-ценностный компонент. Обучающийся должен знать сущность инклюзивного образования, его цели и задачи, основные условия, барьеры и ресурсы, принять философию инклюзии, ее целевые и ценностные установки. Это признание ценности личности человека независимо от степени тяжести нарушения его здоровья; направленность на развитие личности ребенка с ОВЗ в целом, а не только на результаты в учебе; осознание своей личной ответственности как носителя культуры для ребенка с ОВЗ; понимание творческих принципов обучения детей с ОВЗ; готовность к большим духовным, эмоциональным и энергетическим затратам. Будущий педагог овладевает способностью к эмпатии; учится корректно и адекватно воспринимать детей с ОВЗ; уметь вести психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ на принципах гуманизма [3]; обладать деликатностью и тактичностью, соблюдать конфиденциальность информации о здоровье и личных тайнах ученика и его семьи; обладать педагогическим оптимизмом по отношению к детям с ОВЗ, веря в их продвижение в учебе, но не ожидая результатов, превышающих их возможности; формировать у здоровых детей толерантное отношение к ровесникам с ОВЗ.

Когнитивно-оценочный компонент включает в себя представления обучающихся о будущей профессии, оценку ими своих педагогических возможностей. Будущие педагоги должны знать психолого-педагогические особенности и закономерности возрастного и личностного развития детей с ОВЗ; уметь выявлять образовательные потребности детей с ОВЗ, предварительно прогнозировать их развитие с помощью психолого-педагогической диагностики и определять основные направления коррекционной работы; в процессе организации совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ правильно отбирать и эффективно применять современные методы и технологии; адекватно использовать методы организации коррекционно-развивающей работы, в том числе проектные, в виде небольшого исследования для адаптации особого ребенка к новому материал; знать игры и упражнения на развитие сенсорики, моторики, психических процессов и произвольной психологической деятельности. Работа над общими учебными проектами. Выстраивать процесс включения особых учеников с учетом их уровня интеллекта и зоны ближайшего развития в процесс обучения всего класса. Проектировать коррекционно-развивающую предметно-пространственную среду, одновременно отвечающую потребностям здоровых детей и детей с ОВЗ. Если в классе есть дети с нарушением зрения, то уметь дозировать зрительную нагрузку и использовать информационные технологии. Слабослышащего ребенка посадить так, чтобы он четко видел лицо учителя. Детям с задержкой психического развития (ЗПР) давать алгоритм и пошаговую инструкцию выполнения заданий. Модифицировать задания с опорой на здоровые системы восприятия детей с ОВЗ. Готовить документы для заседания психолого-медико-педагогического консилиума (при отсутствии тьютора), участвовать в его работе.

Личностный компонент будущего педагога представлен основными профессионально существенными качествами личности будущего педагога, к ним мы отнесли:

• любовь к ребенку; педагогическую зоркость, требовательность, коммуникабельность, педагогический такт, целеустремленность, организаторские способности, сдержанность и выдержку, профессиональную работоспособность;

• способность понимать ребенка, правильно определять его уровень знаний, убеждений, моральных качеств; способность на доступном языке сообщать им учебный материал; способность заражать их энтузиазмом, увлекать, вызывать у них соответствующие эмоции; иметь личный подход к детям; способность к творческой деятельности;

• социальную активность и высокую гражданскую ответственность, духовную культуру, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; подлинную интеллигентность, высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления.

Будущий педагог должен владеть специальной терминологией; знать и использовать технологии по организации инклюзивного образования; создавать и применять индивидуальные адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ, в том числе разноуровневые задания с включением сначала ведущих, а затем всех работающих анализаторских систем; разрабатывать и реализовывать индивидуальные коррекционно-образовательные маршруты, основанные на принципах гуманизма и теоретических знаниях в сфере коррекционной педагогики и специальной психологии.

Готовность педагогов работать с особыми детьми предполагает умение создавать для них здоровьесберегающую среду. Это невозможно без самообладания, уравновешенности, эмоциональной устойчивости учителей.

Эмоционально-волевой компонент раскрывает степень развития чувственной сферы личности педагога через эмоции. В качестве ведущих мы выделяем интеллектуальные, эстетические и нравственные чувства. Они проявляются через способность личности к удивлению, сомнению и проявляются в любознательности, любви, сострадании, эстетическом воображении, доброжелательности, преданности и гуманности.

Личностно-педагогическое взаимодействие — это взаимодействия, осуществляемые педагогом. Мы включаем такие взаимодействия, как методы и методы обучения и воспитания, основанные на сознательном использовании психологических, педагогических и методологических знаний; использование предыдущего опыта и знаний в деятельности; элементы деятельности, включая знания, умения и навыки; сложные психофизиологические образования, сочетающие профессиональные личностные особенности; набор педагогических действий, которые последовательно развертываются во внешнем или внутреннем плане, некоторые из которых могут быть автоматизированы (навыки), направленные на решение проблем развития гармоничной личности и основанные на соответствующих теоретических знаниях. Совокупность выше обозначенных компонентов в целом составляет остов подготовки студентов к педагогическому взаимодействию с детьми с ОВЗ [5].

После внедрения нашей педагогической модели для проверки эффективности ее действия нами было проведено контрольное исследование со студентами 4-го курса по тем же методикам.

Участвовали 268 студентов 4-го курса в возрасте 20-28 лет (142 обучающихся в ИД и 126 — в ИФМИЭО).

В ходе нашего повторного исследования мы получили следующие результаты. Высокий уровень готовности отмечается у 116 студентов, что составляет 43,3 % испытуемых; средний уровень готовности — у 38 % студентов (102 студента имеют ограниченные знания в области инклюзивного образования, недостаточно знаний о формах и методах работы с детьми с ОВЗ); с низким уровнем готовности — 18,65 % (50 студентов), которые не готовы к работе с обучающимися с ОВЗ ни психологически, ни профессионально.

Наглядно представлены различия данных до и после применения педагогической модели на рисунке 1.

Показатели выраженности каждого типа (информационной, психологической и профессиональной) готовности студентов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья до и после применения педагогической модели мы представили в таблице 1.

Обобщая данные, можно сделать вывод, что общая готовность к работе с детьми с ОВЗ всех респондентов на первом этапе находится на низком и среднем уровнях, а после применения педагогической модели показатели увеличились значительно и находятся на высоком уровне. При

60 50

40

30 20

10 0

высокий уровень средний уровень низкий уровень

■ 1-й курс □ 4-й курс

Рис. 1. Уровни профессиональной готовности студентов к работе с детьми с ОВЗ до и после применения педагогической модели

Таблица 1

Показатели выраженности каждого типа готовности студентов к работе с детьми с ОВЗ до и после применения педагогической модели

Готовность студентов к работе с детьми с ОВЗ 1-й курс 4-й курс

Среднее значение Показатель готовности Среднее значение Показатель готовности

Информационная готовность (тах 20 баллов) 13,95 Средний уровень 17,6 Высокий уровень

Психологическая готовность (тах 20 баллов) 11,86 Средний уровень 19,3 Высокий уровень

Профессиональная готовность (тах 20 баллов) 6,5 Низкий уровень 14,9 Высокий уровень

Общая готовность (тах 60 баллов) 32,31 Средний уровень 51,8 Высокий уровень

этом будущие педагоги уже достаточно мотивированы, так как обучаются четвертый год в вузе и уже хорошо знакомы с детьми с ОВЗ, с их особенностями и системой обучения и воспитания.

Исходя из проведенного нами исследования, мы выявили, что при подготовке будущих педагогов необходима дополнительная работа со студентами в сфере инклюзивного образования.

Заключение

Таким образом, для повышения уровня профессиональной подготовки студентов должна быть внедрена педагогическая модель подготовки студентов к работе с детьми с ограниченными возможностями. Необходимо создать педагогические условия, которые гарантируют формирование не только теоретической способности будущих специалистов анализировать предшествующий опыт работы с детьми с ограниченными возможностями, но и возможности непосредственного взаимодействия учащихся с этой категорией детей на практике.

Результаты нашего исследования подтверждают эффективность разработанной педагогической модели. Профессиональная готовность к деятельности в инклюзивной среде после про-

веденного эксперимента показала, что студенты характеризуются повышенным уровнем показателей.

Профессиональная подготовка будущих педагогов является непрерывным процессом, нацеленным на преемственность опыта, накопленного предшествующими поколениями, и передачу содержания этого опыта молодым педагогам.

Независимо от того, сколько детей с ОВЗ обучается в учреждении, наличие тьютора обязательно. Цель тьютора — успешно включить ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательной школы, содействовать учителю таким образом, чтобы обучение ребенка с ОВЗ не влияло на качество образования всего класса.

Литература

1. Большанина Л. В. Взгляд на инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в контексте современности // Инклюзивная культура в современном обществе : сб. тр. междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2017. С. 16-19.

2. Грибукова О. Г. К вопросу о формировании профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе с детьми, имеющими сложности в развитии // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства : материалы науч.-практ. семинара / под ред. Г. С. Чесноковой, Е. В. Ушаковой. Новосибирск, 2016. С. 8-11.

3. Грибукова О. Г. Профессиональная подготовка будущих дефектологов для работы с детьми с ОВЗ [Электронный ресурс] // Концепт. 2018. № V4. С. 1-6. URL: http://e-koncept.ru/2018/186028.htm (дата обращения: 26.10.2019).

4. Дьячковская Т. С. Исследование готовности будущих педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Молодежный научный вестник. 2016. № 11 (11). С. 33-44. URL: http://www.mnvnauka.ru/ 2016/11/Dyachkovskaya.pdf (дата обращения: 26.10.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Коробкова О. М. Феномен понятия готовности студентов к профессиональному педагогическому взаимодействию // Гуманитарные исследования. 2006. № 1 (17). С. 87-96.

6. Липунова О. В. Формирование у студентов педагогического вуза готовности к работе с несовершеннолетними с девиант-ным поведением // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. С. 209.

7. Основные различия в понятиях: дети с ОВЗ и дети-инвалиды [Электронный ресурс]. URL https://grazhdaninu.com/med/ deti-s-ovz-i-deti-invalidyi.html (дата обращения: 26.10.2019).

8. Петрова Т. Н. Готовность студентов педагогического вуза к реализации инклюзивного образования в условиях ФГОС // Молодой ученый. 2017. № 15. С. 617-619.

9. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. URL: http://273-фз.рф/zakonodatelstvo/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-no-273-fz-ob-obrazovanii-v-rf#st69 (дата обращения: 05.08.2019).

References

1. Bolshanina L. V. Vzglyad na inklyuzivnoe obrazovanie lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v kontekste sovremennosti [View on inclusive education of persons with disabilities in the context of modernity]. Materials of the international scientific and practical conference "Inclusive culture in modern society'. Novosibirsk, 2017, pp. 16-19. (In Russian).

2. Gribukova O. G. K voprosu o formirovanii professional'noj gotovnosti studentov pedagogicheskogo vuza k rabote s det'mi, imeyushchimi slozhnosti v razvitii [To the question of formation of professional readiness of students of pedagogical high school to work with children having difficulties in development]. Materials of the scientific and practical seminar "Modern directions of psychological and pedagogical support of childhood". Eds. G. S. Chesnokova, E. V. Ushakova. Novosibirsk, 2016, pp. 8-11. (In Russian).

3. Gribkova O. G. Professional'naya podgotovka budushchih defektologov dlya raboty s det'mi s OVZ [Professional training of future speech pathologists for working with children with disabilities]. Concept, 2018, no. V4, pp. 1-6. Available at: http://e-koncept.ru/2018/186028.htm (accessed 26.10.2019). (In Russian).

4. Dyachkovskaya T. S. Issledovanie gotovnosti budushchih pedagogov k rabote s det'mi s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Research of readiness of future teachers for work with children with limited opportunities of health]. Youth Science Bulletin, 2016, no. 11 (11), pp. 33-44. Available at: http://www.mnvnauka.ru/2016/11/Dyachkovskaya.pdf (accessed 26.10.2019). (In Russian).

5. Korobkova O. M. Fenomen ponyatiya gotovnosti studentov k professional'nomu pedagogicheskomu vzaimodejstviyu [The Phenomenon of the concept of readiness of students for professional pedagogical interaction]. Humanities Research, 2006, no. 1 (17), pp. 87-96. (In Russian).

6. Lipunova O. V. Formirovanie u studentov pedagogicheskogo vuza gotovnosti k rabote s nesovershennoletnimi s deviantnym povedeniem [Formation at students of pedagogical higher education institution of readiness to work with minors with deviant behavior]. Modern Problems of Science and Education, 2016, no. 5, pp. 209. (In Russian).

7. Osnovnye razlichiya v ponyatiyah: deti s OVZ i deti-invalidy [The main differences in the concepts: children with disabilities and children with disabilities]. Available at: https://grazhdaninu.com/med/deti-s-ovz-i-deti-invalidyi.html (accessed 26.10.2019). (In Russian).

8. Petrova T. N. Gotovnost' studentov pedagogicheskogo vuza k realizacii inklyuzivnogo obrazovaniya v usloviyah FGOS [Readiness of students of pedagogical higher education institution to realization of inclusive education in the conditions of FSES]. Young Scientist, 2017, no. 15, pp. 617-619. (In Russian).

9. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii [About education in the Russian Federation]. Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ. Available at: http://273-фз.рф/zakonodatelstvo/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-no-273-fz-ob-obrazovanii-v-rf#st69 (accessed 05.08.2019). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.