Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВЫБОРУ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ'

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВЫБОРУ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное самоопределение / готовность к выбору профессии / формирование готовности к самоопределению / особенности самоопределения в педагогической сфере / подходы к профориентационной работе / психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения / professional self-determination / readiness for career choice / formation of readiness for self-determination / peculiarities of self-determination in pedagogical sphere / approaches to vocational guidance work / psychological and pedagogical support of professional self-determination

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малинина Е. А.

В статье рассматриваются вопросы готовности обучающихся средней школы к профессиональному самоопределению. Подчеркивается общественная значимость профессии педагога и педагогического образования как гаранта устойчивого развития общества. Названы факторы, влияющие на профессиональное самоопределение обучающихся. Особое внимание уделяется понятию готовности старшеклассников к самоопределению в профессиональной сфере, а также особенностям подготовки школьников к выбору профессии педагога. Анализируются основные подходы формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению, рассматриваются наиболее эффективные направления психолого-педагогической работы по подготовке учащихся к осознанному выбору профессии педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE APPROACHES TO SHAPING STUDENTS’ READINESS TO CHOOSE A TEACHING CAREER

The article is dedicated to the issues of readiness to professional self-determination of high school students. The social importance of pedagogical profession and pedagogical education as a guarantor of sustainable development of society is emphasized. The factors influencing the professional self-determination of students are named. The special attention is given to the concept of high school students' readiness for self-determination in professional sphere, as well as to the peculiarities of school students' preparation for pedagogical profession choice. The author analyzes the main approaches to the formation of students' readiness for professional self-determination, considers the most effective ways of psychological and pedagogical work to prepare students for conscious choice of teaching profession.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВЫБОРУ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ»

ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СТРЕМИТЕЛЬНО МЕНЯЮЩЕГОСЯ МИРА

Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 2, № 4 (86). С.13-19. Domestic and foreign pedagogy. 2022. Vol. 2, no. 4 (86). P. 13-19.

Научная статья УДК 37.01

doi:10.24412/2224-0772-2022-

-13-19

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВЫБОРУ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

Е. А. Малинина

Евгения Андреевна Малинина

Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации, Москва, Россия, malininaea@apkpro.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы готовности обучающихся средней школы к профессиональному самоопределению. Подчеркивается общественная значимость профессии педагога и педагогического образования как гаранта устойчивого развития общества. Названы факторы, влияющие на профессиональное самоопределение обучающихся. Особое внимание уделяется понятию готовности старшеклассников к самоопределению в профессиональной сфере, а также особенностям подготовки школьников к выбору профессии педагога. Анализируются основные подходы формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению, рассматриваются наиболее эффективные направления психолого-педагогической работы по подготовке учащихся к осознанному выбору профессии педагога.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, готовность к выбору профессии, формирование готовности к самоопределению, особенности самоопределения в педагогической сфере, подходы

© Малинина Е. А., 2022

к профориентационной работе, психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения

Для цитирования: Малинина Е. А. Эффективные подходы к формированию готовности обучающихся к выбору педагогической профессии // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 2, № 4 (86). С. 13-19. doi: 10.24412/2224-0772-2022-86-13-19

Original article

EFFECTIVE APPROACHES TO SHAPING STUDENTS' READINESS TO CHOOSE A TEACHING CAREER Evgenia A. Malinina

Academy for the Implementation of State Policy and Professional Development of Employees of the Ministry of Education and Enlightenment Russian Federation, Moscow, Russia, malininaea@apkpro.ru

Abstract. The article is dedicated to the issues of readiness to professional self-determination of high school students. The social importance of pedagogical profession and pedagogical education as a guarantor of sustainable development of society is emphasized. The factors influencing the professional self-determination of students are named. The special attention is given to the concept of high school students' readiness for self-determination in professional sphere, as well as to the peculiarities of school students' preparation for pedagogical profession choice. The author analyzes the main approaches to the formation of students' readiness for professional self-determination, considers the most effective ways of psychological and pedagogical work to prepare students for conscious choice of teaching profession.

Keywords: professional self-determination, readiness for career choice, formation of readiness for self-determination, peculiarities of self-determination in pedagogical sphere, approaches to vocational guidance work, psychological and pedagogical support of professional self-determination

For citation: Malinina E. A. Effective approaches to shaping students' readiness to choose a teaching career. Domestic and Foreign Pedagogy. 2022;2(4):13-19 (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2224-0772-2022-86-13-19

Умение самостоятельно мыслить, принимать взвешенные решения, касающиеся реализации в профессиональной сфере, а также готовность брать на себя ответственность за их претворение в жизнь являются обязательными и необходимыми условиями успешной адаптации и самореализации молодого человека в современном обществе [5, с. 201].

Среди всего многообразия профессий, предлагаемых обществом молодому человеку для освоения в целях последующей самореализа-

ции в профессиональной деятельности, профессия педагога занимает особое место в силу, с одной стороны, ее чрезвычайной общественной значимости и высокой востребованности, с другой — повышенных требований к личностным и профессиональным качествам представителей этой профессии.

Сама профессия педагога, как и педагогическое образование, в современных условиях признано на государственном уровне одним из ведущих факторов общественного развития [7]. Вместе с тем в последние годы престиж профессии педагога в сознании молодежи снижается. Даже среди студентов педагогических вузов и учащихся учреждений среднего специального педагогического образования наблюдается тенденция к отказу от профессиональной педагогической деятельности после завершения обучения [2, с. 5]. В этой связи на первый план выходит задачи повышения эффективности педагогической работы по профориентации учащихся школ с целью выявления и стимулирования школьников, имеющих способности и склонности к педагогике, организации мероприятий по допрофессиональному обучению и воспитанию учащихся, проявляющих стремление к профессиональному самоопределению в педагогической сфере.

Особую актуальность вопросы профессионального самоопределения приобретают в старших классах средней школы, поскольку на этом этапе жизни выбор будущей профессии и определение путей ее освоения становятся для подростка одним из основных жизненных приоритетов [3, с. 3].

Успешность профессионального самоопределения старшеклассников зависит от множества факторов, среди которых можно выделить внешние (наличие знаний об актуальном положении профессий на рынке труда, доступности освоения той или иной профессии, престиж профессии в обществе и т.д.) и внутренние (понимание собственного потенциала, осознание личных предрасположенностей, объективная оценка своих способностей и возможностей) [1, с. 96].

Поэтому подготовка школьников к осознанному выбору профессии, основанному на объективных знаниях и приобретенных умениях, а также воспитание качеств, необходимых для успешного освоения будущей профессии, являются важнейшими задачами учреждения среднего образования.

Основным критерием успешности профориентационной работы

в школе служит готовность обучающихся к самостоятельному профессиональному выбору.

Готовность к профессиональному самоопределению является способностью молодого человека к саморазвитию в направлении формирования и воспитания личностных качеств, необходимых в будущей профессии, к построению личной образовательной траектории, развитию умения корректировать личностные изменения в соответствии с профессиональными требованиями, а также способностью и стремлением находить ценностный смысл в освоении профессии и последующей профессиональной деятельности [6, с. 60].

Необходимость формирования готовности старшеклассников к профессиональному выбору обусловлена, с одной стороны, психолого-педагогическими и социальными особенностями данного возрастного периода, с другой — несоответствием уровня знаний и личностной зрелости современных школьников потребностям рынка труда, неустойчивостью экономической, социальной, политической обстановки, в которой происходит профессиональное самоопределение школьников [4, с. 5].

Очевидно, что для успешного формирования готовности обучающихся к профессиональному выбору, в особенности в сфере педагогической профессиональной деятельности, необходимо объединение усилий образовательных организаций общего и среднего специального образования с привлечением возможностей педагогических вузов, государственных органов, культурных и просветительских организаций и объединений.

В практике отечественной системы общего образования накоплен богатый опыт по формированию готовности школьников к профессиональному самоопределению в педагогической сфере. По данным исследований, в российской системе образования около 4% всех образовательных организаций успешно реализуют программы педагогической поддержки учащихся, избравших педагогическую деятельность в качестве определяющей их профессиональный выбор [2, с. 4-5]. Эта поддержка выражается в различных формах: в организации специализированных классов с углубленной психолого-педагогической подготовкой, «сетевых» групп допрофессиональной педагогической подготовки на базе нескольких образовательных организаций, онлайн-курсов дополнительного образования педагогической направленности.

Среди множества подходов и направлений педагогической работы

по формированию готовности учащихся к осознанному выбору профессии педагога наиболее эффективными и перспективными можно назвать следующие:

1. Разработка и реализация программ допрофессионального образования и воспитания в рамках организации профильных психолого-педагогических классов с углубленным изучением предметов, необходимых для последующего успешного освоения курсов профессиональной подготовки в средних и высших образовательных учреждениях педагогического образования.

2. Психолого-педагогическая поддержка учащихся средних и старших классов со стороны педагогических вузов и средних специальных учреждений, в том числе активное включение школьников в студенческую жизнь высших и средних специальных педагогических учреждений посредством привлечения их к участию в образовательных (открытые лекции и семинары, дискуссии, круглые столы, профориентационные встречи) и общественных (шефская помощь детским садам, интернатам и детским домам, субботники, смотры, концерты, выставки) мероприятиях.

3. Организация цифровых платформ индивидуального обучения педагогического профиля, позволяющих реализовывать индивидуальный образовательный план, а также учет результатов такого обучения в общей оценке образовательных результатов в учебном заведении.

4. Составление в образовательном учреждении индивидуальных планов обучения для школьников, проявивших способности и наклонности к профессии педагога, адаптация основных программ и программ внеурочной деятельности, элективных курсов, тематик проектного обучения к целям и задачам допрофессионального педагогического образования.

5. Деятельностный подход к развитию педагогических способностей учащихся, прохождение учащимися старших классов педагогической практики в детских садах, помощь в воспитательной работе в начальной школе, работа помощниками вожатых в детских оздоровительных лагерях и летних лагерях при школах.

6. Организация олимпиад по педагогике и психологии на различных уровнях — от школьных и районных до региональных и общероссийских.

7. Организация конкурсов профессионального педагогического мастерства среди старшеклассников с демонстрацией практических умений и навыков.

Вне зависимости от выбора подходов, направлений и конкретных методов работы по формированию готовности школьников к сознательному профессиональному выбору в педагогической сфере особое внимание необходимо уделять развитию ценностно-смысловой сферы личности потенциальных будущих педагогов.

Среди основных задач в этом плане можно назвать следующие:

• организация в средних и старших классах воспитательной работы, направленной на повышение престижа профессии педагога в сознании учащихся и развитие мотивации для ее освоения;

• выявление педагогических способностей обучающихся, проведение профориентационных и психолого-педагогических проб, направленных на определение педагогических наклонностей, педагогическая поддержка одаренных детей;

• определение содержательной части обучения в профильных психолого-педагогических классах, исходя из актуальной экономической, политической, социальной обстановки с учетом общественного заказа и уровня технологического развития общества;

• организация практико-ориентированных мероприятий педагогической направленности в классах общего и профильного обучения.

Выбор наиболее эффективного направления педагогической работы по подготовке обучающихся к профессиональному самоопределению в педагогической сфере в конечном счете зависит от конкретных условий функционирования образовательного учреждения, включающих различные аспекты: актуальную ситуацию на рынке труда в регионе, материальные, кадровые, технические возможности учреждения, наличие административной и методической поддержки, степень заинтересованности самих обучающихся и их родителей в профессиональном самоопределении педагогической направленности.

Список источников

1. Базаева Ф. У. Основы профессионального самоопределения молодежи // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 2-3 (104). С. 95-98.

2. БайбородоваЛ. В., Груздев М. В., Ходырев А. М. и др. Перспективы допрофессиональ-ной педагогической подготовки школьников в современных условиях // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2021. № 3. С. 3-13.

3. Бесклубная А. В. Формирование готовности старшеклассников к выбору профессии: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Н. Новгород, 2013. 20 с.

4. Варданян В. А., Русяев А. П. Сущность и структура готовности к профессиональному самоопределению подростков // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 5. С. 1-7 [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/22PDMN519.pdf.

5. Иванов В. Н., Якимов О. Г. К вопросу о сущности профессионального самоопределения современных школьников // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2018. № 3. С. 201-207.

6. Локтев А. А. Педагогические условия сопровождения самоопределения обучающихся старших кадетских классов // Гуманитарные науки и образование. 2019. № 4 (40). С. 58-64.

7. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. URL: https://strategy24.ru/ rf/education/projects/natsionalnyy-proektobrazovanie (дата обращения: 03.03. 2022).

References

1. Bazaeva F. U. Osnovy professional'nogo samoopredeleniya molodezhi // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2021. № 2-3 (104). S. 95-98. [In Rus].

2. Bajborodova L. V., Gruzdev M. V., Hodyrev A. M. i dr. Perspektivy doprofessional'noj pedagogicheskoj podgotovki shkol'nikov v sovremennyh usloviyah // Nauchnyj rezul'tat. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. 2021. № 3. S. 3-13. [In Rus].

3. Besklubnaya A. V. Formirovanie gotovnosti starsheklassnikov k vyboru professii: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. N. Novgorod, 2013. 20 s. [In Rus].

4. Vardanyan V. A., Rusyaev A. P. Sushchnost' i struktura gotovnosti k professional'nomu samoopredeleniyu podrostkov // Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2019. № 5. S. 1-7 [Elektronnyj resurs]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/22PDMN519.pdf. [In Rus].

5. Ivanov V. N., Yakimov O. G. K voprosu o sushchnosti professional'nogo samoopredeleniya sovremennyh shkol'nikov // Vestnik ChGPU im. I. Ya. Yakovleva. 2018. № 3. S. 201-207. [In Rus].

6. Loktev A. A. Pedagogicheskie usloviya soprovozhdeniya samoopredeleniya obuchayushchihsya starshih kadetskih klassov // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2019. № 4 (40). S. 58-64. [In Rus].

7. Nacional'nyj proekt «Obrazovanie» [Elektronnyj resurs]. URL: https://strategy24.ru/rf/ education/projects/natsionalnyy-proektobrazovanie (data obrashcheniya: 03.03. 2022). [In Rus].

Информация об авторе

Е. А. Малинина — эксперт управления взаимодействия с педагогическими вузами Information about the author

E.A. Malinina — expert of the Department of Interaction with Pedagogical Universities

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.