Научная статья на тему 'Выявление динамики профессиональной подготовленности по данным мониторинга удовлетворенности работодателей и выпускников в процессе многолетней профессиональной деятельности'

Выявление динамики профессиональной подготовленности по данным мониторинга удовлетворенности работодателей и выпускников в процессе многолетней профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щенникова Марина Юрьевна, Евсеев Сергей Петрович, Евсеева Ольга Эдуардовна, Ладыгина Елена Борисовна, Никифорова Наталья Владимировна

В статье представлены результаты мониторинга удовлетворенности работодателей и специалистов уровнем подготовленности к выполнению требований профессиональных стандартов, сформированным в процессе получения профессионального образования и процессе профессиональной деятельности в области адаптивной физической культуры в четырех областях профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щенникова Марина Юрьевна, Евсеев Сергей Петрович, Евсеева Ольга Эдуардовна, Ладыгина Елена Борисовна, Никифорова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Identification of dynamics of professional preparedness of graduates according to monitoring data of contentment of employers in the process of multi-year professional activity

The article presents the results of monitoring the satisfaction of employers and specialists with the level of preparedness for meeting the requirements of professional standards, formed in the process of vocational education and the process of professional activity in the field of adaptive physical culture in four areas of professional activity.

Текст научной работы на тему «Выявление динамики профессиональной подготовленности по данным мониторинга удовлетворенности работодателей и выпускников в процессе многолетней профессиональной деятельности»

УДК 378

ВЫЯВЛЕНИЕ ДИНАМИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПО ДАННЫМ МОНИТОРИНГА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ И ВЫПУСКНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Марина Юрьевна Щенникова, кандидат педагогических наук, профессор, проректор, Сергей Петрович Евсеев, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой, Ольга Эдуардовна Евсеева, кандидат педагогических наук, профессор, директор Института АФК, Елена Борисовна Ладыгина, кандидат педагогических наук, профессор, Наталья Владимировна Никифорова, старший преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта,

Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье представлены результаты мониторинга удовлетворенности работодателей и специалистов уровнем подготовленности к выполнению требований профессиональных стандартов, сформированным в процессе получения профессионального образования и процессе профессиональной деятельности в области адаптивной физической культуры в четырех областях профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная подготовленность, профессиональные стандарты, область профессиональной деятельности, трудовые функции, общепрофессиональные компетенции.

IDENTIFICATION OF DYNAMICS OF PROFESSIONAL PREPAREDNESS OF GRADUATES ACCORDING TO MONITORING DATA OF CONTENTMENT OF EMPLOYERS IN THE PROCESS OF MULTI-YEAR PROFESSIONAL ACTIVITY

Marina Yurievna ShChennikova, the candidate of pedagogical sciences, professor, vice rector, Sergey Petrovich Evseev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, department chairman, Olga Eduardovna Evseeva, the candidate ofpedagogical sciences, professor, Director of Institute of adaptive physical education, Elena Borisovna Ladygina, the candidate of pedagogical sciences, professor, Natalia Vladimirovna Nikiforova, the senior teacher, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article presents the results of monitoring the satisfaction of employers and specialists with the level of preparedness for meeting the requirements of professional standards, formed in the process of vocational education and the process of professional activity in the field of adaptive physical culture in four areas of professional activity.

Keywords: professional preparedness, professional standards, area of professional activity, labor functions, general professional competence.

Развитие национальной системы квалификаций, соотнесение актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов с профессиональными стандартами ставит в области физической культуры и спорта актуальные задачи гармонизации требований к уровню подготовленности выпускников по программам высшего образования и системы оценки квалификаций.

В рамках выполнения НИОКР на тему: «Диагностика качества профессионального образования в области физической культуры и спорта с учетом требований Национальной системы квалификации» на основании приказа Минспорта России от «14» декабря 2017 г. № 1078 «Об утверждении Тематического плана проведения прикладных научных исследований в области физической культуры и спорта в целях формирования государственного

задания для подведомственных Министерству спорта Российской Федерации научных организаций и образовательных организаций высшего образования на 2018-2020 годы» в апреле и мае 2018 года коллективом Университета было проведено исследование по выявлению динамики профессиональной подготовленности по данным мониторинга удовлетворенности работодателей и выпускников в процессе многолетней профессиональной деятельности.

В исследовании приняли участие 83 респондента из 48 учреждений четырех областей профессиональной деятельности:

- «Образование и наука» - 22 человека (26%);

- «Физическая культура и спорт» - 29 человек (34%);

- «Здравоохранение» - 23 человека (28%);

- «Социальное обслуживание» - 9 человек (12%).

Для решения поставленной задачи рабочей группой Университета была разработана анкета с перечнем общепрофессиональных компетенций (далее - ОПК) федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (далее - ФГОС ВО) по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) [1].

Общепрофессиональные компетенции ФГОС ВО бакалавриата направления подготовки Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) были предварительно содержательно соотнесены с трудовыми функциями профессиональных стандартов «Тренер преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту »[2] и «Инструктор - методист по адаптивной физической куль-туре»[3].

Респондентам было предложено оценить умения, представленные в анкете от 1 до 5 баллов. Анализ количества баллов, проводился по 3 показателям: необходимость формирования ОПК у выпускников, сформированность ОПК в процессе профессионального образования, сформированность ОПК на основе личного профессионального опыта (таблицы 1-3). По показателю «Необходимость формировать ОПК у выпускников», респонденты всех областей профессиональной деятельности считают необходимым формировать у выпускников, представленные во ФГОС ВО ОПК: «Наука и образование» (до 4,8 баллов); «Физическая культура и спорт» (до 4,4 баллов); «Здравоохранение» (до 4,8 баллов); «Социальное обслуживание» (до 4,7 баллов) (таблица 1).

Таблица 1 - Распределение баллов по показателю «Необходимость формирования ОПК у выпускников» __

Наименование категории (группы) ОПК Код ОПК Области профессиональной деятельности

Образование и наука Физическая культура и спорт Здравоохранение Социальное обслуживание

Обучение ОПК 1 4,5 4,2 4,2 4,6

ОПК 2 4,3 4 4,4 4,4

ОПК 3 4,3 4,3 4,3 4,4

ОПК 4 4,6 4,4 4,3 4,5

Воспитание ОПК 5 4,5 4,3 4,2 4,7

ОПК 6 4,5 4,1 4,4 4,2

Развитие ОПК 7 4,5 4,3 4,3 4,3

Реабилитация (восстановление) ОПК 8 4,6 4,2 4,6 4,4

Компенсация ОПК 9 4,5 4,4 4,3 4,2

Профилактика ОПК 10 4,7 4,1 4,8 4,6

ОПК 11 4,2 4,3 4,1 4,4

Научные исследования ОПК 12 4,5 4,4 3,9 4,3

Планирование ОПК 13 4,7 4,3 4,6 4,2

Обеспечение безопасности ОПК 14 4,8 4,1 4,8 4,7

Наименование категории (группы) ОПК Код ОПК Области профессиональной деятельности

Образование и наука Физическая культура и спорт Здравоохранение Социальное обслуживание

Правовые основа профессиональной деятельности ОПК 15 4,5 4,2 4,7 4,6

По показателю «Сформированность ОПК в процессе профессионального образования» мнения респондентов распределилось следующим образом (таблица 2). Таблица 2 - Распределение баллов по показателю «Сформированность ОПК в процессе

Наименование категории (группы) ОПК Код ОПК Области профессиональной деятельности

Образование и наука Физическая культура и спорт Здравоохранение Социальное обслуживание

Обучение ОПК 1 3,9 3,7 3,5 3,9

ОПК 2 3,8 3,6 2,8 3,8

ОПК 3 3,8 3,4 2,9 3,7

ОПК 4 4 3,5 3 3,8

Воспитание ОПК 5 4,1 3,4 3 4,2

ОПК 6 4,1 3,8 3,4 3,6

Развитие ОПК 7 3,8 3,7 3,2 3,6

Реабилитация (восстановление) ОПК 8 3,9 3,3 3,7 3,4

Компенсация ОПК 9 4 3,7 3,6 3,9

Профилактика ОПК 10 4,3 3,3 3,9 3,8

ОПК 11 4 3,9 3,3 3,3

Научные исследования ОПК 12 4 3,8 3,1 3,2

Планирование ОПК 13 4,3 3,6 3,8 3,6

Обеспечение безопасности ОПК 14 4,5 4 4,2 4

Правовые основа профессиональной деятельности ОПК 15 4,1 3,8 3,7 3,7

Работодатели и специалисты всех областей профессиональной деятельности отмечают достаточно высокий уровень сформированности ОПК представленных во ФГОС ВО в процессе профессионального образования: «Наука и образование» (до 4,5 баллов); «Физическая культура и спорт» (до 4 баллов); «Здравоохранение» (до 4,2 баллов); «Социальное обслуживание» (до 4,2 баллов).

По показателю «Сформированность ОПК на основе личного профессионального опыта» мнения респондентов распределилось следующим образом (таблица 3).

Таблица 3 - Распределение баллов по показателю «Сформированность ОПК на основе личного профессионального опыта»_

Наименование категории (группы) ОПК Код ОПК Области профессиональной деятельности

Образование и наука Физическая культура и спорт Здравоохранение Социальное обслуживание

Обучение ОПК 1 4,5 4,3 4 4,2

ОПК 2 4,2 3,8 3,2 4

ОПК 3 4,3 4,2 3 3,9

ОПК 4 4,5 4,1 3,1 3,8

Воспитание ОПК 5 4,4 3,7 3,4 4,2

ОПК 6 4,8 3,9 3,7 4,3

Развитие ОПК 7 4,4 4 3,4 4,3

Реабилитация (восстановление) ОПК 8 4,2 4,1 3,3 3,7

Компенсация ОПК 9 4,5 3,4 4 3,8

Профилактика ОПК 10 4,7 4 4,3 4,5

ОПК 11 4 3,8 3,3 2,6

Научные исследования ОПК 12 4,5 3,7 3,1 3,2

Планирование ОПК 13 4,6 3,9 3,7 3,8

Обеспечение безопасности ОПК 14 4,5 3,8 4,2 4,2

Правовые основа профессиональной деятельности ОПК 15 4,3 3,5 3,8 3,5

По результатам анкетирования работодатели и специалисты утверждают, что ОПК представленные во ФГОС ВО формируются дополнительно непосредственно на основе личного профессионального опыта: «Наука и образование» (до 4,8 баллов); «Физическая культура и спорт» (до 4,3 баллов); «Здравоохранение» (до 4,3 баллов); «Социальное обслуживание» (до 4,5 баллов).

ВЫВОДЫ

1. По результатам исследования проведенного рабочей группой Университета в рамках выполнения НИОКР на тему: «Диагностика качества профессионального образования в области физической культуры и спорта с учетом требований Национальной системы квалификации» было выявлено, что работодатели и специалисты всех сфер профессиональной деятельности считают необходимым формирование ОПК, представленных во ФГОС ВО 3++, у выпускников по направлению подготовки Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья адаптивная физическая культура), для выполнения требований профессиональных стандартов.

2. В процессе обработки полученных результатов выявлено, что работодатели и специалисты всех областей профессиональной деятельности отмечают достаточно высокий уровень подготовленности выпускников к выполнению требований профессиональных стандартов сформированный в процессе получения профессионального образования по направлению подготовки «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)»: «Наука и образование» (до 4,5 баллов); «Физическая культура и спорт» (до 4 баллов); «Здравоохранение» (до 4,2 баллов); «Социальное обслуживание» (до 4,2 баллов), однако данный уровень подготовленности ниже ожидаемого.

3. По мнению работодателей и специалистов всех областей профессиональной деятельности уровень подготовленности к выполнению требований профессиональных стандартов дополнительно формируются непосредственно на основе личного профессионального опыта: «Наука и образование» (до 4,8 баллов); «Физическая культура и спорт» (до 4,3 баллов); «Здравоохранение» (до 4,3 баллов); «Социальное обслуживание» (до 4,5 баллов),

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 N 942 № «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (уровень бакалавриат)» [Электронный ресурс] // URL : http://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minobrnauki-Rossii-ot-19.09.2017-N-942/. - Дата обращения: 15.05.2018.

2. Профессиональный стандарт «Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04 августа 2014 года № 528н [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/ 05.002. - Дата обращения 11.09.2018.

3. Профессиональный стандарт «Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и спорту» утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04 августа 2014 года № 526н [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/ 05.004. - Дата обращения 11.09.2018.

REFERENCES

1. The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from 3/12/2015 N 203 "About the approval of the federal state educational standard of the higher education in the direction of preparation 49.03.02 Physical culture for persons with deviations in a state of health (adaptive physical culture) (bachelor degree level)", available at: http://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minobrnauki-Rossii-ot-19.09.2017-N-942/.

2. The professional standard Trainer-teacher in adaptive physical culture and sports, approved by the order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of August 4, 2014 No. 528n, available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/ 05.002.

3. Professional standard "Instructor-methodologist on adaptive physical culture and sports" approved by the order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of August 4, 2014 No. 526n, available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/ 05.004.

Контактная информация: afk_lesgaft@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.09.2018

УДК 796.011.3

АНАЛИЗ ВРЕМЕННЫХ ПАРАМЕТРОВ ДВИЖЕНИЙ В СТРУКТУРЕ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Александр Анатольевич Щепелев, старший преподаватель, Московский государственный институт культуры, г. Москва,

Михаил Александрович Правдов, доктор педагогических наук, профессор, Дмитрий Михайлович Правдов, кандидат педагогических наук, доцент, Ивановский государственный университет, Шуйский филиал, г. Шуя

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация

В статья рассматривается проблема обоснования занятий легкой атлетикой с детьми 5-7 лет в детских садах. Представлены результаты времени двигательной реакции при выполнении движений звеньями опорно-двигательного аппарата, входящих в систему бега, прыжков и метаний.

Ключевые слова: дошкольники, легкая атлетика, результаты времени двигательной реакции.

ANALYSIS OF TEMPORAL MOVEMENTS PARAMETERS IN THE STRUCTURE OF ATHLETICS EXERCISES AMONG CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

Alexander Anatolievich Schepelev, the senior teacher, Moscow State Institute of Culture, Moscow

Mikhail Aleksandrovich Pravdov, the doctor of pedagogical science, professor, Dmitry Mikhaylovich Pravdov, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Shuya branch of Ivanovo State University, Shuya

Annotation

The article deals with the problem of justifying the athletics training with the children aged 5-7 years in kindergartens. The results of the time of motor reaction during the movements with the links of the musculoskeletal system, which are included in the structure of running, jumping and throwing, are described.

Keywords: preschool children, track and field athletics, motor reaction time results.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время проблема привлечения детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом решается за счет расширения разнообразных форм физкуль-турно-спортивной деятельности в системе дополнительного образования [2, 3, 5]. При этом, анализ деятельности по подготовке спортивного резерва показывает, что практически во всех видах спорта постоянно нарастает конкуренция по раннему отбору детей для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.