Научная статья на тему 'Анализ уровня сформированности профессиональных умений и навыков тренеров в процессе обучения в вузе'

Анализ уровня сформированности профессиональных умений и навыков тренеров в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ОТБОР СПОРТСМЕНОВ / ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ / PROFESSIONAL TRAINING / PROFESSIONAL STANDARD / LABOR ACTION / THE SELECTION OF ATHLETES PLANNING TRAINING SESSIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубова Е.А., Зубов С.М.

Потребность в постоянном обновлении знаний, поддержании на требуемом уровне готовности выполнять усложняющиеся социальные и профессиональные функции требует пристального внимания к качеству подготовки специалистов, в том числе в сфере физической культуры. Проблема повышения уровня качества в профессиональной подготовке тренеров в области физической культуры и спорта является актуальной в связи с динамически реализуемым процессом модернизации деятельности вузов. Развитие спорта, высокий уровень спортивного результата -одна из задач укрепления и развития общества. Во многом это определяется подготовленностью спортсмена, которая зависит от технической, тактической, физической (общей и специальной) и морально-волевой подготовленности. Рост спортивного мастерства невозможен без тренера. Именно тренер является основным стимулом к достижению какого-либо результата. От подготовленности тренера во многом зависит уровень достижений спортсмена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зубова Е.А., Зубов С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the level of formation of professional skills of trainers in the learning process at the university

The need for constant updating of knowledge in maintaining the required level of readiness to perform increasingly complex social and professional functions requires close attention to the quality of training, including in the sphere of physical culture. The problem of improving the quality of the training of trainers in the field of physical culture and sport is relevant in connection with dynamic ongoing process of modernization of universities. The development of sports high level sports result -one of the tasks of strengthening and development of society. This is largely determined by the preparedness of the athlete, which depends on technical, tactical, physical (General and special), moral and volitional training. The growth of sports skills is not possible without a coach. Is that the coach is the main incentive for achieving any result. From fitness trainer depends largely on the level of achievement of the athlete.

Текст научной работы на тему «Анализ уровня сформированности профессиональных умений и навыков тренеров в процессе обучения в вузе»

АНАЛИЗ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ТРЕНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Е.А. ЗУБОВА, СибГУФК, г. Омск, Россия;

С.М. ЗУБОВ, ОмГАУ, г. Тара, Россия

Аннотация

Потребность в постоянном обновлении знаний, поддержании на требуемом уровне готовности выполнять усложняющиеся социальные и профессиональные функции требует пристального внимания к качеству подготовки специалистов, в том числе в сфере физической культуры. Проблема повышения уровня качества в профессиональной подготовке тренеров в области физической культуры и спорта является актуальной в связи с динамически реализуемым процессом модернизации деятельности вузов. Развитие спорта, высокий уровень спортивного результата -одна из задач укрепления и развития общества. Во многом это определяется подготовленностью спортсмена, которая зависит от технической, тактической, физической (общей и специальной) и морально-волевой подготовленности. Рост спортивного мастерства невозможен без тренера. Именно тренер является основным стимулом к достижению какого-либо результата. От подготовленности тренера во многом зависит уровень достижений спортсмена.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, профессиональный стандарт, трудовые действия, отбор

спортсменов, планирование учебно-тренировочных занятий.

ANALYSIS OF THE LEVEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL SKILLS OF TRAINERS IN THE LEARNING PROCESS AT THE UNIVERSITY

E.A. ZUBOVA, SibSUPC, Omsk city, Russia;

S.M. ZUBOV, OmSAU, Tara city, Russia

Abstract

The need for constant updating of knowledge in maintaining the required level of readiness to perform increasingly complex social and professional functions requires close attention to the quality of training, including in the sphere of physical culture. The problem of improving the quality of the training of trainers in the field of physical culture and sport is relevant in connection with dynamic ongoing process of modernization of universities. The development of sports high level sports result -one of the tasks of strengthening and development of society. This is largely determined by the preparedness of the athlete, which depends on technical, tactical, physical (General and special), moral and volitional training. The growth of sports skills is not possible without a coach. Is that the coach is the main incentive for achieving any result. From fitness trainer depends

largely on the level of achievement of the athlete.

Keywords: professional training, professional standard, labor action, the selection of athletes planning training sessions.

Проблема поиска путей оптимизации подготовки тренеров является одной из ведущих в сфере физической культуры и спорта [4]. В настоящее время в России подготовка спортсменов высокой квалификации является стратегически важной задачей, но не менее важной задачей является и подготовка специалистов-тренеров, способных осуществлять подготовку спортсменов высокой квалификации [1].

Современный уровень развития физической культуры и спорта предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке будущих специалистов в данной области [6]. Одной из наиболее важных проблем современного физкультурного движения является проблема

подготовки высококвалифицированных тренерских кадров. В связи с этим в процессе подготовки студентов вузов физической культуры особое внимание необходимо уделять формированию профессиональных умений и навыков [5].

Для того чтобы определить сформированность умений и навыков студентов, обучающихся по профилю «Спортивная подготовка в избранном виде спорта» мы разработали кейс-измеритель с набором профессионально-ориентированных заданий. Главной особенностью кейса-измерителя является универсальность: так, его можно использовать для изучения уровня сформированности знаний, умений и навыков, как студентов, так и тренеров

различных видов спорта. Кейс-измеритель состоит из трех блоков профессионально-ориентированных заданий. Каждый блок был разработан в соответствии с трудовыми функциями тренера, обозначенными в профессиональном стандарте «Тренер» [2].

Первый блок отражает трудовые действия тренера по отбору и ориентации спортсмена в спортивную секцию избранного вида спорта. Испытуемым предлагается определить показатели, которые необходимо протестировать для отбора спортсменов в секцию избранного вида спорта; разработать и описать процедуру тестирования; определить модельные характеристики уровня подготовленности и развития спортсмена; разработать учебный план группы начальной подготовки первого года обучения; определить сроки проведения контрольных испытаний и тестирования уровня подготовленности и развития выделенных показателей.

Второй блок включает задания, направленные на подготовку и проведение учебно-тренировочных занятий по общефизической подготовке. Испытуемому предлагается составить задачи обучения на конкретном учебно-тренировочном занятии, затем определить соотношение объема тренировочного процесса в соответствии с выбранными задачами, а также подобрать комплекс упражнений для освоения конкретных двигательных действий.

Третий блок направлен на обучение техническим навыкам. Тренеру предлагается составить задачу, направленную на обучение основам техники двигательных действий в избранном виде спорта. Затем необходимо разработать комплекс специальных упражнений для двигательных умений и навыков в избранном виде спорта с целью развития технической подготовки.

Для оценки качества ответов был разработан бланк для фиксации сформированности знаний, умений и навыков по заданиям из кейс-измерителя, в котором описаны виды деятельности тренера, его знания, умения и навыки, которыми он должен обладать.

В исследовании приняли участие 105 студентов очной формы обучения СибГУФК, обучающихся по профилю «Спортивная подготовка в избранном виде спорта». Из них - 9 аспирантов 3 курса обучения, 15 магистрантов, остальные - студенты, преимущественно 3-го (45 чел.), 2-го (19 чел.), а также 4-го (17 чел.) курсов обучения.

Виды спорта, которые они выбирали, различны: спортивная аэробика, волейбол, баскетбол, карате, конькобежный спорт и др.

Наиболее выбираемым показателем, который необходимо было выбрать для отбора спортсменов в секцию, в соответствии с пунктом 1.1, оказались двигательные качества. Предпочтение данному показателю отдали 75% респондентов. Оставшаяся часть выбирала технико-тактический показатель. Лишь 1% отдал свое предпочтение психологическому показателю.

Следующим заданием явилось составление алгоритма тестирования выделенного показателя. Необходимо было определить модельные характеристики уровня подготовленности спортсмена для отбора в секцию в соответствии с выбранным видом спорта. Что касается данного

задания, то не все респонденты справились с выбором модельных характеристик. Следует указать, что тесты, необходимые для тестирования выделенных показателей, все респонденты определили верно.

При разработке учебного плана группы начальной подготовки 1-го года обучения выявлены некоторые ошибки. Так, студенты 3 курса сделали одинаковое соотношение ОФП и СФП. Поэтому у части респондентов получилось, что всего в течение 3-х месяцев спортсмены проходят УТЗ по ОФП 12 часов, СФП - 10 часов, технико-тактической подготовке - 10 часов, теоретической подготовке - 15 часов. В то же время они выделяют на контрольные испытания для спортсменов начальной подготовки 1-го года обучения 8 часов. Аспиранты 3 курса продемонстрировали наилучшие знания построения учебного плана. Так, наибольшее внимание они уделили ОФП - 42 часа, технико-тактической подготовке - 12 часов, СФП - 15 часов. Данные результаты подчеркивают необходимость и значимость дальнейшего обучения в вузе после окончания бакалавриата.

В одном из заданий необходимо было сформулировать задачи обучения на конкретном УТЗ в соответствии с выбранным видом спорта. Большая часть респондентов справилась с данным заданием. Лишь 10% опрошенных не смогли правильно сформулировать задачи обучения. Так, некоторые задачи звучали следующим образом: «совершенствование техники», «на этапе начальной подготовки в период втягивающего микроцикла», «на завершающем этапе начального периода обучения», «развивать те или иные физические качества, работать на улучшение физического, психологического состояния спортсмена». Формулировка задач обучения данным образом может быть связана с несколькими факторами: вопрос был прочитан поверхностно, незнание правил составления задач УТЗ, а также несерьезное отношение к процессу анкетирования.

Согласно следующему заданию, респондентам необходимо было распределить содержание и соотношение объемов тренировочного процесса, с чем справились все респонденты, что свидетельствует о знаниях в области теории и методики физической культуры и спорта. А вот подобрать комплекс упражнений смогли не все испытуемые. С данной задачей не справились те респонденты, кто неправильно сформулировал задачи обучения на конкретном УТЗ, т.е. 10% респондентов не справились с данным заданием.

В заключение всем респондентам необходимо было сформулировать двигательную задачу в конкретной форме по избранному виду спорта. Большинство респондентов (82%) справились с данным заданием, указав правильную формулировку двигательной задачи. Однако часть испытуемых указали несоответствующие глаголы, такие как «освоение, применение». В некоторых случаях ответ на данный вопрос отсутствовал.

Со всеми заданиями справились лишь 25% респондентов. Из них большая часть - аспиранты и студенты 3 курса обучения. Можно говорить о высоком уровне сформированности знаний умений и навыков. Большая

же часть испытуемых (55%) не справились с одним/ двумя заданиями. Уровень сформированности профессиональных знаний, умений и навыков у них находится на среднем уровне. В этой группе - студенты 2, 4 курсов обучения и магистранты. Остальная часть респондентов (20%) не смогла справиться более чем с 3 заданиями. Уровень знаний, умений и навыков - низкий. К этой группе относятся студенты 1 и 2 курсов обучения.

Результаты анкетирования свидетельствуют о среднем уровне сформированности знаний, умений и навыков студентов на разных курсах обучения. Наибольшие затруднения вызвали задания на планирование учебно-тренировочного процесса и постановки соответствующих задач на конкретном учебно-тренировочном задании.

Для определения надежности и информативности кейс-измерителя нами было проведено повторное тести-

рование. Анализ результатов выявил незначительные изменения. Так, при разработке учебного плана группы начальной подготовки 1-го года обучения у 3 курса объем часов на ОФП увеличился в среднем на 12%, а СФП остался на прежнем уровне. В то же время обучающиеся 1 курса увеличили количество часов, отведенное на теорию, и уменьшили количество часов СФП.

Чтобы провести корреляционный анализ, эксперты оценили ответы студентов 1-го, 2-го, 3-го и 4-го курсов, а также магистрантов и аспирантов по пятибалльной шкале (0, 1, 2, 3, 4, 5). Результаты представлены в табл. 1.

Коэффициент корреляции г > 0,70, что свидетельствует о тесной корреляционной связи между показателями [3].

Таблица 1

Результаты экспертной оценки ответов на кейс-измеритель

№ вопроса Средний балл

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс Магистранты Аспиранты

1.1 4,3 4,5 4,3 4,3 4,5 4,7 4,1 4,7 4,5 4,8 4,8 4,9

1.2 3,5 3,9 4,2 4,4 3,5 4,2 4,2 4,6 3,5 4,4 4,5 4,7

1.3 3,5 4,3 3,3 3,5 4,2 4,2 3,5 4,4 4,2 4,4 4,3 4,5

1.4 3,8 4,4 4 4,4 3,8 4,3 4 4,3 4,4 4,5 4,4 4,7

1.5 4 4,3 4,2 4,7 3,9 4 4,2 4,4 4,3 4,6 4,4 4,5

2.1 3,9 4,2 4 4,5 3,3 4,1 3,5 4 3,7 3,8 4,4 4,4

2.2 3,5 4,3 4,2 4,5 3,5 4,2 4,1 4,4 4 4,3 4,3 4,4

2.3 4 4,4 4,4 4,7 4,2 4,7 4,2 4,4 4,5 4,6 4,4 4,6

3.1 4,2 4,4 4,2 4,3 3,5 4,2 4 4,6 4,4 4,7 4,5 4,6

3.2 4 4,3 3,6 4,2 4 4,5 4,1 4,7 4,3 4,4 4,3 4,5

Корреляция 0,63178 0,842508 0,701635 0,594908 0,71722 0,844671

Выводы

Данное исследование позволяет выявить недостающие знания и умения у студентов и увеличить направленность обучения недостающим умениям в нужном сегменте в процессе изучения таких дисциплин, как теория и методика физической культуры и спорта, а также профессионально спортивное совершенствование.

Литература

1. Литманович, А.В., Зубова, Е.А. Формирование профессиональных компетенций у студентов в процессе практико-ориентированного обучения (на примере профиля «Физкультурное образование») // Организационно-методические аспекты учебного и учебно-тренировочного процессов в условиях вуза. - Омск: Изд-во «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», 2015. - С. 76-81.

2. Профессиональный стандарт «Тренер» (зарегистрирован в Минюсте России 10.07.2014 № 33035) / [Электронный ресурс]: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ profstandart/05.003.pdf (дата доступа: 16.10.2017).

3. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии. - Спб: ООО «Речь», 2000. - 350 с.

4. Рахматов, А.А. Направления совершенствования подготовки кадров в сфере физической культуры и спор-

та на примере учебной дисциплины «Профессиональный спорт» // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). -Челябинск: Два комсомольца, 2016. - С. 10-12. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9393/ (дата обращения: 05.05.2018).

5. Слинкина, Н.Е. Формирование у студентов вуза физической культуры умений по коррекции техники исполнения двигательных действий в волейболе: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2009. - 185 с.

6. Чернышева, Л.Г. Модернизация высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта // Фундаментальные исследования. - 2006. - № 7. - С. 95-97. - URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5218 (дата обращения: 05.05.2018).

С*)

References

1. Litmanovich, A.V. and Zubova, E.A. (2015), Formation of professional competencies for students in the process of practical-oriented training (on the example of the profile "Physical Education"). In: Organizacionno-metodicheskie aspekty uchebnogo i uchebno-trenirovochnogo processov v usloviyah vuza, Omsk: Izd-vo Sibirskiy gosudarstvenniy universitet fizicheskoj kul'tury i sporta, pp. 76-81.

2. Professional standard «Trener» (Registered in the Ministry of Justice of Russia on July 10, 2013 No. 33035), URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/05.003.pdf (access date: 16.10.2017).

3. Sidorenko, E.V. (2000), Methods of mathematicalpro-cessing in psychology, Sankt-Peterbourg: OOO "Rech'', 250 p.

4. Rahmatov, A.A. (2016), Directions of improving the training of personnel in the field of physical culture and

sports on the example of the discipline "Professional Sports", in: Pedagogika: tradicii i innovacii: materialy VII Mezhdu-nar. nauch. konf. (g. CHelyabinsk, yanvar' 2016 g.), URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9393/ (access date: 05.05.2018).

5. Slinkina, N.E. (2009), Formation of students in physical culture at the level of skills in the correction of techniques for performing motor activities in volleyball: the thesis of the candidate of pedagogical sciences, Chelyabinsk, 185 p.

6. Chernysheva, L.G. (2006), Modernization of higher professional education in the field of physical culture and sports, Fundamental'nye issledovaniya, no 7, pp. 95-97, URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5218 (access date: 05.05.2018).

G*)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.