Научная статья на тему 'Проблемы формирования профессионального здоровья учителя'

Проблемы формирования профессионального здоровья учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧИТЕЛЯ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / ФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вишневский В.А., Усаева Н.Р.

В статье обсуждаются проблемы формирования профессионального здоровья учителя. Выявлено, что только 11,1% педагогов имеют удовлетворительный тип адаптации. Степень использования потенциальных возможностей по формированию культуры здоровья не превышает 50,7 %. Причем наиболее слабо выглядят операциональный компонент (43,9 %) и особенно опыт (37,9 %), имеющие наиболее значительные связи с уровнем сформированности компетенции (соответственно r = 0,881, p < 0,01 и r = 0,849, p < 0,01). Приобщение педагога к здоровьесозидательной деятельности способствует росту его профессионального мастерства, умению на деле осуществлять здоровьесберегающую и здоровьеформирующую педагогику, улучшению его функционального состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования профессионального здоровья учителя»

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ УЧИТЕЛЯ

УДК/UDC 796.01.612

Информация для связи с автором: apokin_vv@mail.ru

Поступила в редакцию 19.03.2015 г.

Кандидат биологических наук, профессор В.А. Вишневский1 Аспирантка Н.Р. Усаева1

1 БУ ВО Сургутский государственный университет, Сургут

ISSUES RELATED WITH FORMATION OF TEACHERS PROFESSIONAL HEALTH

Ph.D., Professor V.A. Vishnevskiy1 Postgraduate student N.R. Usaeva1

1 Surgut State University, Surgut

Аннотация

В статье обсуждаются проблемы формирования профессионального здоровья учителя. Выявлено, что только 11,1% педагогов имеют удовлетворительный тип адаптации. Степень использования потенциальных возможностей по формированию культуры здоровья не превышает 50,7 %. Причем наиболее слабо выглядят операциональный компонент (43,9 %) и особенно опыт (37,9 %), имеющие наиболее значительные связи с уровнем сформи-рованности компетенции (соответственно г = 0,881, p < 0,01 и г = 0,849, p < 0,01). Приобщение педагога к здоровьесозидательной деятельности способствует росту его профессионального мастерства, умению на деле осуществлять здоровьесберегающую и здоровьеформирующую педагогику, улучшению его функционального состояния.

Ключевые слова: профессиональное здоровье учителя; культура здоровья; формирование.

Annotation

The paper deals with the problem of formation of professional health of a teacher. It has been found that only 11.1% of teachers have a satisfactory type of adaptation. The degree of use of the potential to promote health culture was not more than 50.7%. And the operational component (43.9%) and especially experience (37.9%) are the weakest, most significantly related with the level of development of the competence (r = 0,881, p <0,01 and r = 0,849, p <0, 01 respectively). Introducing of the teacher to health creative activity contributes to the growth of his professional skills and the ability to actually implement the health protecting and health promoting pedagogics and an improvement of his functional state.

Keywords: teacher's occupational health; health culture; formation.

и

га у

г.

ч—

. О OJ

■ -О

с

га

£

О (U ■С

Н

Введение. Учитель - ключевая фигура учебно-воспитательного процесса в школе. По своему положению, по своей профессиональной и социальной роли он является не только носителем специальных знаний, но и воплощением нравственных норм, образцом поведения, здорового стиля жизни и адекватного отношения к здоровью [5]. Результаты исследований свидетельствуют, что резкое ухудшение здоровья учащихся во многом определяется невротизирующей средой обитания, создаваемой в том числе и учителями. Однако и сама профессия учителя может быть отнесена к группе профессий повышенного риска [1].

Понятие «профессиональное здоровье» применительно к профессии учителя имеет еще одну существенную особенность. Она возникает в том случае, если перед ним ставится задача быть не только учителем-предметником и воспитателем, но и учителем здоровья. В этом случае следует говорить уже не только о способности сохранять и укреплять свое здоровье, обеспечивать эффективность и развитие личности, но и о способности осуществлять здоровьесберегающую и здоровьеформирующую педагогику. Для реализации этих широкомасштабных задач необходима комплексная и эффективная система мер по охране и укреплению профессионального здоровья работников народного образования [6].

Цель исследования - обосновать эффективность комплексной программы формирования профессионального здоровья учителя.

Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие учителя школ г Сургута и Сургутского района. Оценивались: приспособительные реакции на вегетативном уровне с использованием статистического, временного, гистографического и спектрального анализов сердечного ритма [2]; уровень сформированности и саморазвития культуры здоровья [4]; готовность к реализации здоровьесберегаю-щей педагогики [3]. Комплексная программа формирования профессионального здоровья учителя включала шесть модулей: организационный; диагностический; информационно-познавательный; коррекционно-профилактический; консультационный и педагогический [3].

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты наших исследований свидетельствуют, что только 11,1% педагогов изученных нами школ имеют удовлетворительный тип адаптации. Основная часть специалистов (73,3%) находится в донозологической стадии пограничного состояния и требует серьезных усилий по снятию напряжения и другой коррекцион-ной работе. Наконец, 15,6 % учителей имеют декомпенсирован-ный тип адаптации, критическое напряжение систем регуляции и нуждаются в немедленном восстановлении функциональных резервов. Эти данные расходятся с результатами самооценки

своего здоровья, согласно которым 69,7% педагогов считают свое здоровье хорошим и отличным, 21,2% - удовлетворительным и только 9,1 % - неудовлетворительным.

Уже в покое у значительной доли педагогов (46,6 %) вегетативный баланс смещен в сторону симпатического отдела. Предъявление функциональной нагрузки (активная орто-статическая проба) еще больше усугубляет ситуацию. Так, если все ваготоники отреагировали на пробу оптимальным нормотоническим типом реакции, то среди лиц с исходной эйтонией таковых только 50 %, а остальные обнаруживают гиперсимпатотоническую (40,9 %) или асимпатотоническую (9,1 %) вегетативную реактивность. У симпатотоников оптимальная реакция выявляется уже только в 27,3 % случаев, зато нарастает гипер- (45,5 %) и асимпатотония (27,3 %). Ги-персимпатотоники, исчерпав себя в покое, реагируют только симпатотонически (60 %) либо асимпатотонически (40 %). Оптимальное вегетативное обеспечение деятельности характерно только для 15,6 % педагогов, а нормальный восстановительный период - для 20 %.

Готовность педагога к реализации здоровьесберегающей педагогики в рамках образовательной технологии достоверно связана с отношением к здоровью и здоровому образу жизни - ЗОЖ (г = 0,472, р < 0,05), гностическими (г = 0,335, р < 0,05) и конструктивными (г = 0,333, р < 0,05) умениями. Отношение к здоровью и ЗОЖ особенно значительно коррелирует с такими профессиональными качествами педагога, как конструктивные (г = 0,787, р < 0,05), проектировочные

(г = 0,723, р < 0,05) и организаторские умения (г = 0,615, р < 0,05), выраженностью черт характера (г = 0,596, р < 0,05), его способностями (г = 0,587, р < 0,05), направленностью на свою профессию (г = 0,545, р < 0,05).

Уровень сформированности культуры здоровья составил 50,7 % от возможного (табл. 1). При этом уровень выше среднестатистического продемонстрировали учителя физической культуры и ОБЖ, а ниже - учителя других специальностей. Среди отдельных компонентов культуры здоровья относительно благополучно выглядели мотивационно-ценностный и ориентировочный компоненты и наиболее слабо - операциональный и особенно опыт. Учителя физической культуры и ОБЖ явно превосходили всех, а учителя других специальностей уступали всем по опыту оздоровительной деятельности.

Показательны корреляционные связи отдельных компонентов культуры здоровья с общим уровнем сформированности компетенций: опыт - г = 0,881, р < 0,01; операциональный - г = 0,849, р < 0,01; ориентировочный - г = 0,599, р < 0,01; мотивационно-ценностный - г = 0,527, р < 0,01; когнитивный - г = 0,439, р < 0,01. Таким образом, выявленный уровень готовности педагогов к формированию культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся достигается в основном за счет мотивационно-ценностного, когнитивного и ориентировочного компонентов. Между тем наиболее значимые для компетенции опыт и владение методами и технологиями оздоровительной деятельности - наиболее слабое звено в подготовке педагога.

Таблица 1. Уровень сформированности культуры здоровья у педагогов и служб сопровождения образовательных учреждений г. Сургута, М±а

Показатели В целом, п = 125 Службы сопровождения, п = 26 Учителя физической культуры и ОБЖ, п = 39 Учителя других профилей, п = 59

баллы, % баллы, % р-!еуе! баллы, % р-!еуе! баллы, % р-!еуе!

Общий уровень сформированности 128,2±32,4 (50,7%) 136,9±35,3 (54,1%) 0,22 140,7±30,6 (55,6%) 0,05 116,8±28,8 (46,2%) 0,03

Мотивационно-ценностный компонент 25,7±4,0 (82,9%) 26,4±3,8 (85,2%) 0,67 26,5±3,6 (85,5%) 0,26 24,9±4,3 (80,3%) 0,25

Когнитивный компонент 23,7±5,8 (55,1%) 24,8±4,9 (57,7%) 0,24 23,7±6,8 (55,1%) 0,71 23,3±5,5 (54,2%) 0,73

Ориентировочный компонент 14,2±4,8 67,6 15,9±4,9 (75,7%) 0,10 15,3±4,7 (72,9%) 0,31 12,9±4,5 (61,4%) 0,06

Операциональный компонент 37,3±14,2 43,9 41,1±1,1 (48,4%) 0,18 41,1±14,5 (48,4%) 0,18 33,2±11,9 (39,1%) 0,07

Опыт 27,7±11,8 37,9 29,9±12,7 (41,0%) 0,49 31,6±11,4 (43,3%) 0,04 23,8±10,7 (32,6%) 0,05

Таблица 2. Динамика результатов профессиональной и оздоровительной деятельности, личности учителя и вегетативной регуляции в процессе управляющего воздействиия, М±а

Показатели Контрольная группа(п =14) Экспериментальная группа (п = 19)

До После До После

Результаты деятельности, баллы 3,1±0,7 3,3±1,2 3,2±1,0 3,5±1,1

Уровень знаний учителя, баллы 3,8±1,0 3,8±1,1 3,8±1,1 3,9±1,1

Гностические умения, баллы 4,0±0,8 4,0±1,0 3,9±0,9 4,5±1,2*

Проектировочные умения, баллы 3,6±0,9 3,7±1,1 3,8±1,0 4,3±1,1*

Конструктивные умения, баллы 3,9±0,7 4,1±0,7 3,9±1,2 4,1±1,1

Организаторские умения, баллы 3,9±1,0 3,8±1,1 4,1±1,2 4,5±1,1*

Коммуникативные умения, баллы 3,9±0,8 4,3±0,9 4,0±1,0 4,3±1,5

Отношение к здоровью и ЗОЖ, баллы 3,1±0,9 3,2±1,1 3,4±1,2 4,5±0,7*

Качество успеваемости, % 65,0±22,4 68,1±19,9 61,2±21,2 70,0±22,2

Выполнение требований к технологии обучения, баллы 3,9±0,2 4,0±0,3 4,1±0,4 4,5±0,2*

Выполнение требований к уроку, баллы 4,0±0,2 4,1±0,3 4,2±0,1 4,6±0,1*

Индекс регуляторного напряжения, усл. ед. 137±79 121±83 128±63 120±77

Вегетативная реактивность, усл. ед. 2,09±1,1 1,99±1,2 2,0±1,0 1,35±0,5*

Восстановление, усл. ед. 1,0±0,6 0,99±0,8 0,99±0,5 0,5±0,3*

Примечание. * Изменения достоверны (р < 0,05) по сравнению с контрольной группой.

№ 6 • 2015 Июнь | _1ипе

http://www.teoriya.ru

91

В результате управляющего воздействия по формированию профессионального здоровья учителя в экспериментальной группе произошли позитивные изменения (табл. 2).

Как и ожидалось, наибольшие изменения произошли в отношениях учителя к проблемам здоровья и ЗОЖ, его готовности к реализации принципов здоровьесберегающей педагогики. Вместе с тем следует отметить позитивные сдвиги в гностических, проектировочных и организаторских умениях. И хотя индекс регуляторного напряжения в покое достоверно не изменился, включение педагогов экспериментальной группы в активный оздоровительный процесс способствовало улучшению вегетативной реактивности в ответ на ортостатическую пробу и ускорению восстановления в клиностатической пробе.

Вывод. Приобщение педагога к здоровьесозидательной деятельности способствует росту его профессионального мастерства, умению на деле осуществлять здоровьесберегающую педагогику, улучшению его функционального состояния.

Литература

1. Ахмерова С.Г. Здоровье педагогов: профессиональные факторы риска / С.Г. Ахмерова // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 2001. - № 4. - С. 28-30.

2. Баевский Р.М. К проблеме стандартизации заключений при анализе вариабельности сердечного ритма / Р.М. Баевский, Г.Г. Иванов // Вариабельность сердечного ритма: Теоретические аспекты и практическое применение: Тез. докл. Междунар. симпозиума. - Ижевск: Изд-во Удмурдского ун-та, 2003. - С. 169171.

3. Вишневский В.А. Теория и технология построения внутришколь-ной системы оздоровления в специфических условиях природной и социальной среды / В.А. Вишневский. - Сургут: Изд-во СурГУ, 2005. - 224 с.

4. Вишневский В.А. Системный анализ состояния организма детей на этапах школьного онтогенеза / В.А. Вишневский, В.В. Апокин,

Д.В. Сердюков, А.А. Варин, Д.Г. Жеребцов. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2010. - 367 с.

5. Коган В.З. Охрана и укрепление здоровья учителя / В.З. Коган, Н.К. Барсукова, В.А. Полесский // Школа здоровья. - 1997. - № 2. - С. 108-113.

6. Митина Л.М. Профессиональное здоровье учителя: стратегия и технология / Л.М. Митина // Школа здоровья. - 1996. - Т. 3. - № 4. - С. 55-57.

References

1. Akhmerova, S.G. Zdorov'e pedagogov: professional'nye faktory riska (Health of teachers: professional risk factors) / S.G. Akhmerova // Profilaktika zabolevaniy i ukreplenie zdorov'ya. - 2001. - № 4. - P. 28-30.

2. Baevskiy, R.M. K probleme standartizatsii zaklyucheniy pri analize variabel'nosti serdechnogo ritma (On standardization of conclusions in analysis of heart rate variability) / R.M. Baevskiy, G.G. Ivanov // Variabel'nost' serdechnogo ritma: Teoreticheskie aspekty i prakticheskoe primenenie: Tez. dokl. Mezhdunar. simpoziuma (Heart rate variability: theoretical aspects and practical application: Book of abstr. of Intern. symposium). - Izhevsk: pub. h-se of Udmurt University, 2003. - P. 169-171.

3. Vishnevskiy, V.A. Teoriya i tekhnologiya postroeniya vnutrishkol'noy sistemy ozdorovleniya v spetsificheskikh usloviyakh prirodnoy i sotsial'noy sredy (Theory and technology of construction of intra-school health improvement system in specific conditions of natural and social environment) / V.A. Vishnevskiy. - Surgut: pub. h-se of Surgur State University, 2005. - 224 P.

4. Vishnevskiy, V.A. Sistemny analiz sostoyaniya organizma detey na etapakh shkol'nogo ontogeneza (System analysis of body state of children at school stages of ontogenesis) / V.A. Vishnevskiy, V.V. Apokin, D.V. Serdyukov, A.A. Varin, D.G. Zherebtsov. - Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury i sporta, 2010. - 367 P.

5. Kogan, V.Z. Okhrana i ukreplenie zdorov'ya uchitelya (Teacher's health promotion) / V.Z. Kogan, N.K. Barsukova, V.A. Polesskiy // Shkola zdorov'ya. - 1997. - № 2. - P. 108-113.

6. Mitina, L.M. Professional'noe zdorov'e uchitelya: strategiya i tekhnologiya (Teacher's professional health: Strategy and Technology) / L.M. Mitina // Shkola zdorov'ya. - 1996. - V. 3. - № 4. - P. 55-57.

ИНФОРМАЦИЯ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

20-21 ноября 2015 года в г. Сургуте состоится XIV Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ, ТУРИЗМА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ»

Научные направления конференции

Совершенствование системы физического воспитания в образовательных организациях с учетом требований ФГОС: реализация инновационных подходов и технологий.

Оптимизация тренировочного процесса по видам спорта в организациях дополнительного образования детей в соответствии с требованиями стандартов спортивной подготовки.

Модернизация системы подготовки бакалавров в области физической культуры, оздоровительной работы и туризма в соответствии с требованиями ФГОС и профессиональными стандартами.

Медико-биологические, социологические и психолого-педагогические аспекты физической активности и здорового образа (стиля) жизни различных категорий населения.

Адаптивная физическая культура и спорт: современное состояние и перспективы развития. Развитие спортивно-оздоровительного туризма и рекреации в различных регионах России. Современное состояние и перспективы развития студенческого спорта.

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»: на пути разработки и реализации.

Условия участия

3 Для участия в конференции в срок до 10.10. 2015 г. направить на е-mail: surgu-fk@mail.ru следующие материалы: га 1. Текст статьи (название файла должно содержать фамилию первого автора (например, Петров-статья)). s^ 2. Регистрационную карту участника (например, Петров-карта).

3. Скан-копию квитанции об оплате оргвзноса. о Все документы представляются одновременно. Оргвзнос составляет: 100 руб. за одну полную или неполную страницу + стоимость отправки бандероли. По заявке авторов сборник материалов можно переслать на электронный адрес в формате PDF. Контактные лица:

£ Зампредседателя: Пешкова Наталья Виллиевна, моб. тел. 89222585912

■ "О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(U

с Отв. секретарь: Бушева Жанна Ильдаровна, моб. тел. 89058278461

га

S Подробную информацию смотрите на сайте редакции www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.