Научная статья на тему 'Влияние нейровегетативного статуса учителя на Качество его профессиональной деятельности'

Влияние нейровегетативного статуса учителя на Качество его профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние нейровегетативного статуса учителя на Качество его профессиональной деятельности»

- за последние годы ситуация с потреблением алкоголя в среде школьников улучшается. Увеличилась доля учащихся совсем не употребляющих пиво (с 40,0% до 61,6% у мальчиков и с 53,3% до 61,4% у девочек), вино (с 61,2% до 65,2% у мальчиков и с 55,6% до 61,7% у девочек), крепкие спиртные напитки (с 82,2% до 85,3% у мальчиков и с 86,1% до 93,4% у девочек), возрос процент школьников никогда не напивавшихся допьяна (с 56,0% до 67,4% у мальчиков и с 63,1 до 77,5% у девочек);

- увеличилась доля детей, не участвующих в драках (с 27,5% до 30,8% у мальчиков и с 69,2 до 74,1% - у девочек), снизилось число приставаний (с 44,9% до 42,9% у мальчиков и с 41,7% до 41,4% - у девочек) и участия в приставаниях (с 47,2% до 38,0% у мальчиков и с 37,2% до 31,6% - у девочек).

- увеличилась доля учащихся, общающихся каждый день (мальчики с 25% до 44,4%, девочки с 16% до 37,7%);

- больший процент учащихся проводят время вместе (с 53,2% до 71,1% у мальчиков и с 37,3% до 60,9% у девочек);

- возросло число учащихся, считающих, что их одноклассники добрые и отзывчивые (с 43,1% до 58,7% у мальчиков и с 42,0% до 59,5% у девочек), принимают друг друга такими, какие есть (с 70,0% до 75,25 у мальчиков и с 72,1% до 74,7% у девочек);

- наконец, увеличилась доля детей, которым школа нравится (с 54,2% до 66,7% у мальчиков и с 61,6% до 71,8% у девочек).

Для оценки эффективности школьных оздоровительных программ нужен комплексный подход, сочетающий в себе методы и позволяющий вычленить вклад образовательных учреждений в сохранение, укрепление и формирование здоровья и здорового образа жизни учащихся. Разработана и апробирована схема связанной со здоровьем экспертизы учебно-воспитательного процесса на уровне учебного расписания, предмета и урока.

Литература

1. Campbell D.T. // Knowledge: Creation. Diffusion. Utilization.- 1987.- Vol. 8, № 3.- P. 389-430.

2. Cook T.D, Campbell D.T. Quasi-experimentation: Design and Analysis Issues for Field Settings.- Chicago Rand McNally, 1979.405 p.

3. Rootman I. et al. Framework for Health Promotion Evaluation.- Toronto: Center for Health Promotion Evaluation, unpublished, 1996.- 350 p.

4. Шмид. Т.Л. и др. // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья.- 1998.- № 1.- С. 30-36.

5. Еськов В.М. и др. Синергетика в клинической кибернетике. Ч. 1.- Самара: Офорт, 2006.- 233 с.

6. Сонькин В.Д. и др. Компьютерная экспертная система «Валеология школьника». АРМ учителя физкультуры. Версия 2.1: Метод. рук-во.- М.: Изд-во Научно-внедренческая фирма ОНИКС, 1997.- 52 с.

7. Бабунц И.В. и др. Азбука анализа вариабельности сердечного ритма.- Ставрополь: Изд-во Принт-мастер, 2002.- 112 с.

8. Баевский Р.М., Иванов Г.Г. // Вариабельность сердечного ритма: Тез. докл. Межд. симпоз.- Ижевск: Изд-во Удмурдского ун-та, 2003.- С. 169-171.

9. Григорьев И.И. Погода и здоровье.- М.: Авиценна, ЮНИТИ, 1996.- 96 с.

10. Мазурин А.В., Григорьев К.И. Метеопатология у детей.-М.: Медицина, 1990.- 144 с.

11. Касаткин В. и др.// Школа здоровья.- 1999.- № 3.- С. 8.

12. Health and Health Behavior among Young People. World Health Organization Regional Office for Europe / C. Currie, K. Hurrelmann, W. Setfrertobulte et al.- Copenhagen, 2000.- P. 9-11.

13. Кайносов П.Г. // Мат. Межд. конгр. «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в 21 веке».- М: НЦЗД РАМН, 2004.- С. 424.

14. Бальсевич В.К. и др. // «Молодежь - Наука - Олимпизм»: Мат. Межд. форума.- М.: Изд-во РГАФКа, 1998.- С. 46-48.

15. Вишневский В.А. Теория и технология построения внут-ришкольной системы оздоровления в специфических условиях природной и социальной среды.- Сургут: СурГУ, 2005.- 224 с.

EFFECT OF HEALTH SCHOOL PROGRAMS ON THE CONDITION FASATONE OF THE BRAIN STUDENTS OF UGRA CITY

V.A. VISHNEVSKY, S.I. LOGINOV Summary

It is shown, that the complex approach combining quantitative both qualitative methods is necessary for a rating of efficiency of school improving programs and allowing to isolate the contribution of

educational establishments to storage, strengthening and formation of health and healthy lifestyle of students on the basis of the theory fasatone a brain. The circuit of health-related examination various sides educational process at a level of school, the educational schedule, a subject and a lesson is developed and approved.

Key words: theory fasatone, health-related examination

Й Вишневский Владимир Антонович, зав. кафедрой медико-биологических основ физической культуры Сургутского госуниверситета, кандидат биологических наук, доцент. Автор более 100 научных трудов и учебных пособий.

Й Логинов Сергей Иванович, профессор кафедры медикобиологических основ физической культуры Сургутского государственного университета, кандидат биологических наук, доцент. Автор 160 научных трудов и учебных пособий.

УДК 613/614+504

ВЛИЯНИЕ НЕЙРОВЕГЕТАТИВНОГО СТАТУСА УЧИТЕЛЯ НА

КАЧЕСТВО ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В.А. ВИШНЕВСКИЙ, С.И. ЛОГИНОВ*

Сургутской школой нейрофизиологов и кибернетиков ведутся активные исследования в области разработки теории фаза-тона мозга [1]. Многочисленными работами лаборатории биокибернетики и биофизики сложных систем доказано преимущественное гамкэргическое и парасимпатическое состояние фазатона мозга человека на Севере РФ [2, 3]. Большая когорта учителей как часть населения Югры так же является парасимпатотоника-ми, причем их функционал усугубляется профессиональными вредностями. Учитель - ключевая фигура учебновоспитательного процесса в школе. По своему положению, по своей профессиональной и социальной роли он является не только носителем специальных знании, но и воплощением нравственных норм, образцом поведения, здорового стиля жизни и адекватного отношения к здоровью [4]. Резкое ухудшение здоровья учащихся определяется невротизирующей средой обитания, создаваемой, в т.ч. и учителями. Однако и сама профессия учителя может быть отнесена к группе профессий повышенного риска. Причинами нарушения здоровья учителя являются: высокое психо-эмоциональное напряжение; переключение внимания на разнообразные виды деятельности; повышенные требования к вниманию, памяти, нагрузке на речевой аппарат, учебную перегрузку, гиподинамию и низкую физическую активность, ортостатические нагрузки; неудовлетворенность своим трудом, продолжительное пребывание в аудитории, низкий уровень психологической культуры, недоразвитие коммуникативных способностей самоорганизации, индивидуальные психофизиологические свойства, слабую профессиональную подготовленность. Преподаватели не соблюдают правил здорового стиля жизни, не контролируют свое самочувствие, имеют пристрастие к лекарствам [4]. Только 24.2% учителей используют методики профилактики дисфонии, всего 16.9% педагогов выполняют упражнения для предотвращения нервно-психического переутомления, 42.6%

преподавателей переносят заболевания на ногах [5].

В подавляющем большинстве случаев забота о здоровье учителя сводится к купированию соматических и психических расстройств и санитарно-гигиеническому просвещению. При таком подходе педагог выступает в качестве пассивного компонента, которого лечат, оздоравливают, охраняют, а управление своим здоровьем происходит на достаточно низком уровне саморегуляции. Профессиональное здоровье учителя определяется как «...способность сохранять и активизировать компенсаторные, защитные и регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех условиях протекания профессиональной деятельности» [6].

Понятие «профессиональное здоровье» применительно к профессии учителя имеет особенность. Она возникает в том случае, если перед ним ставится задача быть не только учителем-предметником и воспитателем, но и учителем здоровья, т.е. не

* Кафедра медико-биологических основ физической культуры Сургутского государственного университета

только иметь способность сохранять и укреплять свое здоровье, обеспечивать эффективность и развитие личности, но и осуществлять здоровьесберегающую педагогику.

Для реализации этих широкомасштабных задач недостаточно профилактических мероприятий по устранению факторов риска для здоровья педагогов. Нужна эффективная система мер по охране и укреплению здоровья работников образования [7, 8]. Необходимость подготовки учителя к здоровьесберегающей педагогике осознается сегодня всей общественностью. Изучается проблема становления валеологической культуры личности в процессе высшего профессионального образования. Рассматриваются возможности валеологической подготовки на курсах повышения квалификации [9]. Но основные резервы повышения здоровья учителя находятся непосредственно в стенах школы.

Организация и методы исследований. В исследовании приняли участие 93 учителя школ г. Сургута и Сургутского района. Оценка приспособительных реакций на вегетативном уровне велась на основе изучения вариабельности сердечного ритма с использованием статистического, временного, гистогра-фического и спектрального анализов [10, 11]. Оценка профессиональной деятельности и личности учителя, его отношения к здоровому образу жизни включала: результаты деятельности; уровень знаний учителя; гностические, конструктивные, организаторские, коммуникативные умения, направленность; характер; отношение к здоровью и здоровому образу жизни. Готовность учителя к реализации здоровьесберегающей педагогики в рамках учебной технологии и урока оценивалась на основе самооценки и экспертного заключения по разработанной нами анкете [12].

Таблица 1

Особенности вегетативной регуляции учителей (Х±80) (п = 45)

Исходный вегетативный тонус Показатели

Индекс напряжения, от. ед. Амплитуда моды,% Вариационный Размах, с

Ваготония, 4,4% 20,8±2,24 17,2±4,27 0,39±0,050

Эйтония, 48,9% 55,1±16,30 19,9±3,48 0,22±0,048

Симпатикотония, 24,4% 121,0±20,30 27.9±3.94 0,13±0,022

Гиперсимпатикотония, 22,2% 388,0±171,0 40,5±6,1 0,08±0,029

Примечание: Здесь и далее Х - среднее арифметическое, 8Б - среднеквадратическое отклонение

Результаты исследований. Только 11,1% педагогов изученных нами школ имеют удовлетворительный тип адаптации. Основная часть специалистов (73,3%) находится в донозологиче-ской стадии пограничного состояния и требует серьезных усилий по снятию напряжения и другой коррекционной работе. Наконец, 15.6% учителей имеют декомпенсированный тип адаптации, критическое напряжение систем регуляции и нуждается в восстановлении функциональных резервов. Уже в покое (табл. 1) у 46.6% педагогов вегетативный баланс смещен в сторону симпатического отдела. Функциональная нагрузка (активная ортостатическая проба) усугубляет ситуацию. Если все ваготоники отреагировали на пробу оптимальным нормотоническим типом реакции, то среди лиц с исходной эйтонией таковых только 50%, а остальные обнаруживают гиперсимпатотоническую (40.9%) или асимпатотоническую (9,1%) вегетативную реактивность. У сим-патотоников оптимальная реакция выявляется только в 27,3% случаев, зато нарастает гипер- (45,5%) и асимпатотония (27,3%). Гиперсимпатотоники, исчерпав себя в покое, реагируют симпато-тонически (60%) либо асимпатотонически (40%). Оптимальное вегетативное обеспечение деятельности характерно для 15,6% педагогов, а нормальный восстановительный период - для 20%.

Эти данные расходятся с результатами самооценки своего здоровья, согласно которым 69,7% педагогов считают свое здоровье хорошим, 21,2% - удовлетворительным и только 9,1% -неудовлетворительным. Подавляющее большинство учителей проявляют высокий (39,4%) или очень высокий (48,5%) интерес к проблемам здоровья и здорового образа жизни, и только у 6,1% педагогов этот интерес отсутствует. Считают, что ведут здоровый образ жизни 81,8% учителей, активно участвуют в оздоровительной работе с учащимися 75,8% наставников, заняли выжидательную позицию 18,2% педагогов. Анализ профессиональной деятельности и личности учителя, его готовность к реализации

здоровьесберегающей педагогики представлены в табл. 2. Из нее следует, что меньше всего учителя устраивают результаты учебной деятельности и уровень его ориентированности в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Готовность педагога к реализации здоровьесберегающей педагогики в рамках образовательной технологии достоверно связана с отношением к здоровью и здоровым образом жизни (ЗОЖ) (г=0.472), гностическими

(г=0.335) и конструктивными (г=0.333) умениями, выраженностью отмеченных выше черт характера (г=0.451), средним баллом качеств (0.341). Качество успеваемости по предмету положительно коррелирует с результатами деятельности (0.346), гностическими (0.397) и конструктивными (0.333) умениями. А вот общая успеваемость отрицательно (!) связана со способностями учителя (-0.357), что еще раз подчеркивает ее искусственность в массовой школе. Отношение к здоровью и ЗОЖ коррелирует с такими качествами педагога, как конструктивные (г=0.787), проектировочные (г=0.723) и организаторские умения (г=0.615), выраженностью черт характера (г = 0.596), его способностями (г=0.587), направленностью на свою профессию (г=0.545).

Таблица 2

Самооценка и оценка профессиональной, оздоровительной деятельности и личности учителя (Х±80) (п = 33)

Показатели качества, баллы Самооценка Экспертная оценка

Результаты деятельности 3.3±1.16 3.1±0.66

Уровень знаний учителя 3.7±1.03 3.9±1.13

Гностические умения 3.8±0.98 4.0±0.61

Проектировочные умения 3.8±1.07 3.7±0.96

Конструктивные умения 3.9±1.34 3.9±0.79

Организаторские умения 3.8±1.06 4.0±0.83

Коммуникативные 3.8±1.06 3.9±0.90

Направленность 4.1±1.19 4.1±1.17

Характер 4.2±1.31 4.2±0.57

Способности 3.7±1.12 3.9±1.00

Отношение к здоровью и ЗОЖ 3.3±1.15 3.3±1.03

Средняя оценка по всем качествам 3.7±0.90 3.6±0.66

Общая успеваемость, % 98

Качество успеваемости, % 63.1

Выполнение требований к технологии обучения 4.2±0.23 4.2±0.14

Выполнение требований к уроку 4.2±0.22 4.1 ±0.24

Опыт нашей работы говорит, что с технологической точки зрения достаточно наличия в комплексной программе работы с учителем шести блоков: организационного; информационнопознавательного; коррекционно-рофилактического; диагностического; консультационного и педагогического (рис.).

Рис. Становление профессионального здоровья учителя

Ниже приводим содержание каждого из 6-ти блоков управления профессиональным здоровьем учителя. Организационный блок - анализ ситуации, коррекция целевых установок и критериев оценки деятельности школы и учителя, стимулирование поисковой и экспериментальной работы, укрепление материальной базы школы и соответствующих служб; диагностический блок - медико-биологическая, социально-психологическая и психологическая оценка состояния здоровья педагогов, их отношение к здоровью и здоровому образу жизни; информационнопознавательный блок - повышение информированности учителя в вопросах здоровья и здорового образа жизни через систему повышения квалификации (переподготовка кадров, внутришко-льный семинар, временные творческие группы, самообразование); коррекционно-профилактический блок - создание групп здоровья, коррекции, спортивных секций, осуществление мероприятий по снятию эмоционального напряжения, совершенствованию коммуникативной компетентности, социальной помощи; консультативный блок - медико-психолого-социальные консультации по совершенствованию механизмов саморегуляции, восприятия, познания, самопрезентации, самоанализа, самоконтроля,

самопрезентации, идентификации и другим техникам; педагогический блок - изучение готовности учителя к реализации здоровьесберегающих функций, формированию знаний, умений и навыков здоровьесберегающей педагогики.

Выработка положительной мотивации учителя к оздоровительной деятельности - наиболее сложный, противоречивый и ответственный этап оздоровления школы. Чаще всего образовательные учреждения приступают к реализации комплексных оздоровительных программ, когда в коллективе достигнута «критическая масса», не дожидаясь абсолютного единодушия. В этой связи представляет интерес сопоставление результатов реализации комплексной программы укрепления профессионального здоровья учителя в группе педагогов, сразу принявших программу (экспериментальная группа - ЭГ), и в группе педаго-гов-консерваторов (контрольная группа - КГ). В качестве экспертов, формирующих ЭГ и КГ, выступала школьная служба здоровья. Экспериментальное воздействие веялось в рамках названных выше 6 модулей (рис.). Результаты исследования говорят о преимуществе ЭГ по ряду показателей перед КГ (табл. 3).

Таблица 3

Соотношение между показателями производственной деятельности и показателями вегетативной регуляции деятельности учителей (Х±8Ц)

Показатели, баллы КГ (n = 14) ЭГ (n = 19)

До После До После

Результаты деятельности 3.1±0.71 3.3±1.23 3.2±1.02 3.5±1.18

Уровень знаний учителя 3.8±1.05 3.8±1.12 3.8±1.17 3.9±1.16

Г ностические умения 4.0±0.85 4.0±1.06 3.9±0.91 4.5±1.23*

Проектировочные умения 3.6±0.99 3.7±1.14 3.8±1.07 4.3±1.10*

Конструктивные умения 3.9±0.77 4.1±0.79 3.9±1.28 4.1±1.15

Организаторские умения 3.9±1.00 3.8±1.13 4.1±1.22 4.5±1.16*

Коммуникативные умения 3.9±0.87 4.3±0.96 4.0±1.05 4.3±1.54

Направленность 4.2±1.21 4.2±1.24 4. 0±1. 11 4.2±1.03

Характер 4.2±0.66 4.1±0.75 4.3±0.81 4.3±1.21

Способности 3.9±0.98 3.9±1.03 4.0±1.21 4.0±1.18

Отношение к здоровью и ЗОЖ 3.1±0.93 3.2±1.13 3.4±1.26 4.5±0.79*

Качество успеваемости, % 65.0±22.4 68.1±19.9 61.2±21.22 70.0±22.2

Выполнение требований ТО 3.9±0.28 4.0±0.31 4.1±0.44 4.5±0.29*

Выполнение требований к уроку 4.0±0.20 4.1±0.34 4.2±0.19 4.6±0.17*

Индекс напряжения (от. ед.) 137±79.1 121±83.3 128±63.2 120±77.7

Вегетативная реактивность (от. ед.) 2.09±1.14 1.99±1.20 2.0±1.02 1.35±0.57*

Восстановление (от. ед.) 1.0±0.67 0.99±0.84 0.99±0.54 0.65±0.37*

Примечание: * - изменения достоверны (р < 0,05) по сравнению с КГ; ТО -технология обучения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наибольшие изменения произошли в отношениях учителя к проблемам здоровья и ЗОЖ, его готовности к реализации принципов здоровьесберегающей педагогики. Следует отметить позитивные сдвиги в гностических, проектировочных и организаторских умениях. И хотя индекс регуляторного напряжения в покое достоверно не изменился, включение педагогов ЭГ в активный оздоровительный процесс способствовало улучшению вегетативной реактивности в ответ на ортостатическую пробу и ускорению восстановления в клиностатической пробе. Служба здоровья образовательного учреждения должна помочь учителю осознать, что дети, учителя и другой школьный персонал имеют общий риск для здоровья, так как школа - это то место, где все они проводят большую часть своей жизни.

Заключение. Становление профессионального здоровья учителя происходит достаточно сложно. Только 11,1% обследованных педагогов имеют удовлетворительный тип адаптации. Основная часть наставников (73.3%) находится в донозологиче-ской стадии пограничного состояния и требует серьезных усилий по снятию напряжения и другой коррекционной работе, 15.6% учителей имеют декомпенсированный тип адаптации, критическое напряжение систем регуляции и нуждаются в немедленном восстановлении функциональных резервов. Обнаружена досто-

верная связь (р<0.01) между готовностью учителя к реализации здоровьесберегающих функций и качеством успеваемости в рамках учебного предмета (г = 0.649) и урока (г = 0.674). Реализации комплексной программы укрепления профессионального здоровья учителя способствовала его готовности к реализации принципов здоровьесберегающей педагогики.

Литература

1. Коган В.З. и др. // Школа здоровья.- 1997.- № 2.- С.108.

2. Еськов В.М. и др. Синергетика в клинической кибернетике. Ч. 1.- Самара : Офорт, 2006.- 233 с.

3. Синергетика и интегративная медицина Т. V): Монография / Под ред. А.А. Хадарцева, В.М. Еськова.- Тула: ООО РИФ «ИНФРА» - Москва, 2006.- 264 с.

4. Анисимов С.А. и др. // Мат-лы научно-практ. конф.- Уфа: Изд-во Уфимского пед. ин-та, 1997.- № 11.- С. 78-80.

5. Ахмерова С.Г. // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья.- 2001.- № 4.- С. 28-30.

6. Митина Л.М. // Школа здор-я.- 1996.- Т. 3, № 4.- С.55.

7. Коган В.З. и др. // Школа здор-я.- 1996.- Т.3, № 4.- С. 99.

8. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя: Автореф. дис. ... докт. психол. Наук.- М., 1995.- 48 с.

9. Кайма В.Е. Валеологическая диагностика на курсах повышения квалификации работников образования: Автореф. дис. ... канд. пед. Наук.- Ростов-на-Дону, 2000.- 19 с.

10. Бабунц И.В. и др. Азбука анализа вариабельности сердечного ритма.- Ставрополь: Изд-во Принт-мастер, 2002.- 112 с.

11. Баевский Р.М., Иванов Г.Г. // Вариабельность сердечного ритма: Тез. докл. Межд. симп.- Ижевск: Изд-во Удмурдского ун-та, 2003.- С. 169-171.

12. Вишневский В.А. Теория и технология построения внут-ришкольной системы оздоровления в специфических условиях природной и социальной среды.- Сургут: СурГУ, 2005.- 224 с.

УДК 612; 621.9; 618.256

СОСТОЯНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ НАРУШЕНИЯ СУТОЧНОЙ РИТМИКИ

В.М. ЕСЬКОВ, Ю.В. КАШИНА, Е.А. МИШИНА, М.А. ФИЛАТОВА*

Биологический ритм представляет собой один из важных инструментов исследования роли фактора времени в деятельности живых систем и их временной организации. Биоритмы обнаружены на всех уровнях жизни - от одноклеточных до сложно устроенных многоклеточных организмов растении и животных, в том числе и человека, и от молекулярных и субклеточных структур до биосферы. Это свидетельствует о том, что биологический ритм - одно из наиболее общих свойств живых систем.

Рис. 1. Фазовый портрет состояния нормы и псевдонормы при изменении уровня сухожильного рефлекса ^¡) в зависимости от уровня катехоламинов ^2), где Б - фазическая патология, Т - тоническая патология, N -норма, PN - псевдонорма

Знания о закономерностях биоритмов используют при профилактике, диагностике и лечении заболеваний человека, при организации режимов труда и отдыха. Периодические колебания состояния организма на протяжении суток формируются связи со стереотипом чередования покоя и активности. Для человека этот стереотип сформировался в процессе эволюции и закреплен в последующей истории человечества. Важную роль в формировании ритма играет мышечная деятельность в период активности на протяжении суток. Большинство здоровых людей удовлетворительно переносит работу посменно. Однако для некоторых лиц это оказывается трудным. Необходимость систематически чере-

* Сургутский государственный университет, 628400, г. Сургут, Энергетиков 14, СурГУ, (З4б2)524822, e-mail: evm@bf.surgu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.