вплоть до развития утомления. Последнее тоже может являться приспособительной реакцией, направленной на сохранность организма и дающее раннее фазатонное (нервное) утомление всем структурам НМС и ВНС. Это является своего рода защитной реакцией на перегрузку, требующую репарации тканей и глубинного восстановления всех систем.
Лечение, динамическая нагрузка оказывает координирующее действие, активируя фазическую составляющую ФМ, что проявляется в активации нейромоторного системокомплекса.
Выводы. Уровень повседневной ФА женщин снижается с возрастом и не зависит от профессиональной принадлежности. Он ниже уровня, рекомендуемого Американским колледжем спортивной медицины, и нуждается в коррекции. В структуре ФА во всех возрастных группах превалирует легкая кратковременная ФА, осуществляемая 4,4±0,1 дн/нед эпизодами по 10-20 мин, а также легкая продолжительная ФА - 3,5±0,1 дн/нед (30 и более мин без отдыха). Наиболее дефицитными в структуре ФА всех возрастных групп оказались особенно важные для здоровья умеренная продолжительная ФА и кратковременная длительная интенсивная ФА. В основе функциональных изменений, наблюдающихся у женщин, лежат двигательные расстройства, характерные для миофасциального синдрома позвоночника и нарушения крупных суставов. Кинезотерапия в сочетании с ростом ФА умеренной интенсивности позволила восстановить трудоспособность и получить эффект, условием достижения которого было соблюдение методрекомендаций при проведении систематических занятий по циклам. Положительные изменения выступают стимулом для занятий. Они способствуют приобщению к регулярным занятиям мышечно-суставной гимнастикой.
Литература
1. Системный анализ и управление в биомедицинских системах. Ч. V. Монография / Под ред. В.М. Еськова, А.А. Хадарце-ва.- Самара: Офорт, 2004.- 140 с.
2. Еськов В.М. Введение в компартментную теорию респираторных нейронных сетей. - М.: Наука, 1994.
3. Еськов В.М. и др // Системный анализ и управление в биомедицинских системах.- 2004.- Т. 3, N° 2.- С. 140-142.
4. Еськов В.М. и др. Система для исследования двигательных функций человека в ходе выполнения трудовых процессов.
5. Логинов С.И. Физическая активность: Методы оценки и коррекции.- СурГУ.- Сургут, 2005.- 344 с.
EVALUATION OF KINESOTHERAPEUTIC CORRECTION OF
DISTURBANCE IN WOMEN LOCOMOTOR SYSTEM WITH PHYSICALLY LOW ACTIVE BEHAVIOUR IN FASATONE THEORY OF THE BRAIN
L.V.GIZATULINA, T.V.KOSOLAPOVA Summary
It is shown, that of women’s physical activity in the Urbanized Sibarian North are dramatic low also it is accompanied by diseases of a backbone and large joints. Kinesotherapeutic the correction spent within the limits of the fasatone theory of a brain in view of the vegetative status of an organism allows to rehabilitate successfully women with low physical activity.
Key words: kinesotherapeutic, fasatone theory
УДК 613/614+504
ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА СОСТОЯНИЕ ФАЗАТОНА МОЗГА УЧАЩИХСЯ ЮГРЫ
В.А. ВИШНЕВСКИЙ, С.И. ЛОГИНОВ*
Введение. Комплексные программы обеспечения здоровья школьников становятся все популярнее в обществе, однако в них акцент смещается с конечного результата на процесс, затрудняя оценку с помощью традиционных подходов и методов. Существуют две крайние точки зрения на оценку эффективности профилактических и оздоровительных программ: позитивистская и
конструктивистская. Сторонники первой предполагают, что основные черты исследования могут сохраняться и в исследованиях на коммунальном уровне [1, 2]. Конструктивисты считают, что программа и процесс ее оценки взаимосвязаны, поэтому практическая значимость такой оценки ограничена только рамками данной программы и не может использоваться для других программ, проблем или популяций [3]. Более реалистичной является точка зрения, согласно которой надо сочетать традиционные количественные и качественные подходы [4]. Этот вариант был взят за основу при оценке эффективности школьных оздоровительных программ г. Сургута, которые мало учитывают особенности условий проживания в высоких северных широтах. Исследованиями сургутской школы биокибернетиков показано, что ГАМКэргическая нейромедиаторная система и парасимпати-котония являются преобладающими на Севере [5].
Организация и методы исследований. Исследование проведено в период с 1997 по 2006 годы. В нем приняли участие учащиеся 30 образовательных учреждений г. Сургута, а также Ульт-Ягунской и Белоярской СШ № 3 Сургутского района.
Объективные данные медицинского осмотра включали в себя: физикальное обследование детей; антропометрическое исследование; оценку темпа и гармоничности физического развития, углубленный врачебный осмотр. По совокупности с данными углубленных медосмотров и сведениями о числе и причинах обращений учащихся к врачу определяли структуру общей заболеваемости. Определение темпов и гармоничности физического развития, а также типа телосложения осуществлялась на основании измерения длины и веса тела, обхватов груди и талии по программе, разработанной НИИ возрастной физиологии РАО [6]. Оценка приспособительных реакций на вегетативном уровне осуществлялась на основе изучения вариабельности сердечного ритма с использованием статистического, временного, гистогра-фического и спектрального анализов [7, 8]. При определении метеочувствительности у практически здоровых детей изучали различные физиологические показатели (температуру тела, пульс, артериальное давление, двойное произведение, вегетативный индекс Кердо), функциональные тесты, их динамику, а также субъективные жалобы на плохое самочувствие в сопоставлении этих данных с погодно-метеорологическими условиями. Для детей с нарушениями в состоянии здоровья, кроме того, использовались клинические критерии метеочувствительности [9, 10]
Оценка физической подготовленности осуществлялась в рамках «Президентских состязаний». В батарею двигательных тестов входили: прыжок в длину с места (скоростная сила); сгибание и разгибание рук в упоре лежа (сила, силовая выносливость); поднимание туловища из положения лежа на спине (силовая выносливость) за 30 секунд; удержание тела в висе на перекладине (статическая выносливость); наклон вперед из положения сидя (гибкость); бег на 1000 м. (общая выносливость).
Оценка эффективности оздоровления в образовательном учреждении проводилась с помощью анкеты для квалификационной характеристики школы, содействующей здоровью [11].
Мониторинг детского здоровья, связанного со здоровьем поведения и факторов, которые на них влияют, осуществлялся в рамках международного проекта HBSC «Health Behaviour in School-aged Children» [12]. В проекте принимали участие учащихся 6, 8 и 10 классов. Всем детям была предложена единая анкета международного образца с 70 вопросами для учащихся 6, 8 классов и 77 вопросами для старшеклассников. В рамках программы анализировались: возрастные и гендерные особенности субъективной оценки состояния соматического и психического здоровья; отношение к школе; положения ребенка в семье; отношения со сверстниками; особенности питания; физическая активность и самооценка физкультурно-спортивных достижений; организация жизнедеятельности; отношение к курению, потреблению алкоголя, наркотикам; агрессивное поведение.
Результаты исследований. Только 8.1% детей дошкольных учреждений, 8.9% учащихся в возрасте 7-14 лет и 6,2% старшеклассников (15-17 лет) относятся к первой группе здоровья (рис. 1). К старшему школьному возрасту значительно возрастает доля детей, уже имеющих хронические заболевания (8,6%; 17,3% и 24%). Основная масса обучающихся (83,3%; 74% и 69,8%) находится в пограничном между здоровьем и болезнью состоянии. В структуре заболеваний учащихся образовательных учреждений г. Сургута доминируют болезни костно-мышечной системы (18,2%; 28,6%; 30,4%), глаза (3,4%; 14,7%; 15,2%),
органов пищеварения (15,2%; 13,7%; 9,5%), нервной системы
(21%; 8,9%; 7,8%), органов дыхания (3,7%; 1,8%; 2%).
Годы
-Первая группа здоровья -Третья группа здоровья
-Вторая группа здоровья
Рис. 1. Распределение учащихся г. Сургута по группам здоровья
Соотношение групп здоровья на этапах онтогенеза, имеющих отношение к до- и школьному возрасту, показывает, что при нахождении ребенка в дошкольном учреждении серьезных нарушений в состоянии здоровья детей не происходит. Совершенно иная динамика прослеживается в процессе школьного обучения. Значительное ухудшение происходит в периоды максимального школьного стресса (к концу первого года обучения, при переходе к предметному обучению и в выпускных классах). Причем если в начальной школе ротация происходит между первой и второй группами здоровья, то к концу обучения наблюдается хронизация заболеваний с переходом детей из 2-й в 3-ю группу здоровья.
Должна ли школа взять на себя ответственность за все эти случаи? Патология зрения практически линейно увеличивается, начиная с трех лет, и школа может отвечать только за тот нелинейный прирост, который возникает в диапазоне между семью и пятнадцатью годами. Значительные нарушения осанки обнаруживаются уже к 6 годам и сохраняются до 10-11 лет. В дальнейшем в структуре нарушений осанки увеличивается процент грубых изменений (сколиозы достигают 10,5%). Точно так же вряд ли можно отнести только на счет школы уменьшение дефектов речи, заболеваний нервной системы и системы пищеварения, которое прослеживается с возрастом (рис. 2).
10 • 0
З.Д
7 8 11
Возраст, годы
□ Нарушение зрения ИДефекты речи □ Патология ОДА
Рис. 2. Динамика отдельных видов патологии в онтогенезе детей г. Сургута
Состояние здоровья детей является одним из наиболее чувствительных и интегральных показателей, отражающих влияние на организм многих факторов. Кроме образования, важнейшим из них является среда обитания. Особую остроту приобретает проблема сохранения здоровья подрастающего поколения в условиях, где многофакторность неблагоприятных климатических и экологических воздействий носит чрезвычайный характер. В этих условиях у ребенка возникает дополнительное напряжение функциональных систем, что способствует формированию скрытых, а затем и явных отклонений в состоянии здоровья и отходу от стандартов для средней полосы России. Особенности региона проживания накладывают серьезный отпечаток на физическое развитие и подготовленность детей. Показатели физического развития отличаются у различных конституциональных типов. Обращает на себя внимание высокая частота встречаемости, особенно у девушек, лиц астено-торакального телосложения. Этот же тип телосложения доминирует и среди учащихся с дисгармоничным развитием (54% у мальчиков и 62% у девочек). Неблагоприятные факторы среды направляют физическое развитие преимущественно по астено-торакального типу (табл. 1).
Более серьезные отличия от возрастных нормативов обнаруживаются для ряда показателей физической подготовленности
учащихся. Мальчики и юноши г. Сургута во всех возрастных группах уступают своим сверстникам из средней полосы России в общей выносливости и гибкости (п=2700). В скоростной силе соответствие стандартам обнаруживается только в 7 лет. В силе, силовой и статической выносливости достаточный уровень подготовки сохраняется только до 12-14 лет. Еще более тотальное отставание в физической подготовленности отмечается у девушек (п=2777). С возрастом идет нарастание «цены» природно-климатической адаптации и стандартной физической активности, которая способствует полноценному формированию механизмов адаптивных реакций [13], становится недостаточно для поддержания физических кондиций. В пользу этого вывода свидетельствуют данные о лучшей физической подготовленности учащихся школы № 32 г. Сургута, обучающиеся в рамках образовательной технологии спортизированного физвоспитания [14].
Таблица 1
Процентное соотношение темпа и гармоничности физического развития с учетом конституционального типа (п = 1410)
к я * о ч о о ч Н Темпы развития (%) Г армоничность развития (%)
Высокий Средний Низкий Г армоничный Умеренно гармоничный й ын ч и н о 2 ар аг с и Д
Мальчики 12- 17 лет
Астено-торакальное 21 34 41 36 28 54
Мышечное 44 50 50 56 51 34
Дигестивное 35 16 9 8 20 12
Девочки 12-17 лет
Астено-торакальное 36 65 65 41 59 62
Мышечное 34 31 29 38 28 14
Дигестивное 30 4 6 21 13 24
Таблица 2
Состояние вегетативной нервной системы и нейро-гуморальной регуляции у учащихся Белоярской средней школы № 3 (Х±8Б)
Показатели Дети аборигенов (п = 22) Дети мигрантов (п = 17)
Общий уровень нейрогуморальной регуляции: 8БКМ (мс), ТР (мс2) 53±2.4 4106±3368.5 36±1.0* 1979±1117.6*
Вегетативный баланс: 1С (усл.ед.), ЬЕ / НЕ (усл.ед.) 4.0±2.56 2.1±1.20 4.6±3.17 2.0±0.67
Состояние симпатического отдела ВНС: Ато (%) ЬЕ (%) 42±11.9 63±13.4 52±14.2* 66±7.08
Состояние парасимпатического отдела ВНС: гМ88Б (мс) НЕ (%) 54±3.2 37±13.4 32±1.3* 35±7.08
Состояние энерго-метаболического уровня: УЬЕ (%) 37±15.9 40±14.8
Стресс индекс: 81 (у.е.) 156±103.6 254±136.1*
Возраст (лет) 11.0±1.25 11.7±1.68
Результаты проведенных нами исследований показывают, что значительная часть детей региона связывает свое состояние с изменением погоды (п=1007). Среди симптомов метеочувствительности преобладают признаки неспецифического характера: чувство усталости (56,5%); головные боли (44,1%); падение работоспособности (43,8%); общая утомляемость (31,4%). Среди метеосимптомокомплексов доминируют ревматоидный (23,8%), церебральный (19,4%), вегето-сосудистый (16,6%). На примере учащихся интерната Ульт-Ягунской средней школы выявлена более высокая метеочувствительность детей пришлого населения в сравнении с учащимися коренной (ханты) национальности. Особенно высокую «цену» адаптации испытывают дети из семей беженцев и переселенцев, прибывшие в регион в последние годы. Они отличаются более низким общим уровнем нейрогумораль-
20 •
3
6
15
16-17
ной регуляции (ТР - соответственно 1979±1117,6 мс2 против 4106±3368,5 мс2, р<0.05), более высоким стресс-индексом (254±136,1 у.е. против 156±103,6 у.е., р < 0.05), чрезмерной активностью симпатического (Ато - соответственно 52±14,2% против 42±11.9%, р < 0.05) и недостаточной - парасимпатического (гМ88Э -32±1.3 мс против 54±3.2 мс, р<0.05) отделов вегетативной нервной системы, преобладанием эмоциональных мотивов над учебными, повышенной тревожностью (табл. 2).
Экстремальность территории урбанизированного Среднего Приобья усугубляется неблагоприятным воздействием антропогенных факторов, среди которых ведущую роль играют углеводороды. На примере 28 школ г. Сургута обнаружена взаимосвязь между степенью загрязненности микрорайонов и такими показателями здоровья учащихся, как физическое развитие, заболевания системы крови, эндокринной системы, глаз. Когда анализируют результаты оздоровительной работы образовательных учреждений, обычно оперируют такими категориями, как «заболеваемость», «группы здоровья» и т.д. Этого, на наш взгляд, совершено недостаточно. Здоровье учащихся зависит от значительного числа факторов, многие из которых находятся вне компетенции школы. В условиях демографической ситуации в России было бы наивно ожидать прогресса в критериях здоровья ребенка. Более целесообразно рассмотреть те аспекты оздоровительного процесса, которые напрямую зависят от образовательных учреждений. В этой связи нами разработан подход к связанной со здоровьем экспертизе учебно-воспитательного процесса на уровне школы, учебного расписания, предмета и урока (рис. 3).
Рис. 3. Связанная со здоровьем экспертиза различных сторон учебновоспитательного процесса
Экспертиза школы, по В.Н. Касаткину (1999): материальнотехнические условия школы; кадровое обеспечение школы; медицинское обслуживание в школе; двигательная активность детей; организация питания в школе; политика содействия здоровью в школе; обучение здоровью в школе; превентивные меры в школе; сотрудники школы; взаимоотношения школы с родителями; внешние связи школы; оценка связанного со здоровьем поведения школьников в рамках международного проекта НВ8С. Экспертиза школьного расписания - оценка качества расписания с учетом трудности учебных предметов по таблице И.Г. Сивкова; оценка качества расписания с учетом «цены» обучения: ЦО=УФН+УПН/УУД+УФП, где ЦО - «цена» обучения, УФН -уровень физиологического напряжения, УПН - уровень психоэмоционального напряжения, УУД - уровень учебных достижений, УФП - успехи в физической подготовленности; экспертиза учебных технологий - самооценка и экспертное заключение степени выполнения требований к сберегающим здоровье функциям образовательной технологии; «цена» обучения по новой технологии в сравнении с традиционной; экспертиза школьного урока - самооценка и экспертное заключение степени выполнения требований к сберегающим здоровье функциям урока; «цена» обучения на уроке. Оценка эффективности оздоровительной деятельности в 30 образовательных учреждениях г. Сургута, осуществленная в 1999 и 2003 годах с помощью анкеты для присвоения квалификационной характеристики школы, содействующей здоровью [10], свидетельствует, что школы используют свои потенциальные возможности в среднем на 52,7%.
Относительно благополучно выглядели организация питания в школах, работа с сотрудниками, взаимоотношения школ с родителями. Наиболее слабым оказался раздел по внешним связям школ. Школы мало сотрудничали с другими учреждениями города по вопросам содействия здоровью, многие из них не принимали участия в республиканских и территориальных программах содействия здоровью. В школах отсутствовали специалисты, отвечающие за организацию оздоровительной работы,
очень малая часть учительства имела подготовку в области здоровья. Серьезно страдал и раздел, связанный с двигательной активностью и физическим развитием детей. Во многих образовательных учреждениях не проводились спортивнооздоровительные часы, динамические перемены на свежем воздухе и паузы на уроках, низок процент школьников, занимающихся в спортивных секциях. В подавляющем большинстве школ отсутствовала информация о динамике острой заболеваемости, числе детей с дисгармоничным развитием по сравнению со среднестатистическими показателями по городу.
Активное включение ряда педагогических коллективов в оздоровительный процесс принципиально изменил ситуацию. Если в школах, серьезно не принявших идею оздоровления, средний показатель использования потенциальных возможностей изменился всего на 4.3%, то в образовательных учреждениях прирост составил 21.4%. Выраженный прогресс отмечен в кадровом обеспечении школ, укрепилась их материально-техническая база, формируется система обучения детей здоровью, расширились внешние связи школ, в оздоровительную работу активно включились сотрудники школ, в лучшую сторону изменилась политика содействия здоровью в школах (табл. 3).
Таблица 3
Результаты экспертизы школ по В.Н.Касаткину (в % от максимально возможного уровня)
Показатели Контрольные школы (n = 21) Экспериментальные школы (П = 9)
До По- сле При- рост До По- сле При- рост
Материальнотехнические условия 56.0 63.0 7 58.0 84.0 26
Кадровое обеспечение 44.1 51.0 6.9 52.8 75.0 22.2
Медицинское обслуживание 58.5 62.0 3.5 47.2 66.0 18.8
ФА и ФР 45.3 48.0 2.7 38.5 53.0 14.5
Организация питания 69.5 74.0 4.5 55.6 82.0 26.4
Политика содействия здоровью 46.2 50.0 3.8 47.8 69.0 21.2
Обучение здоровью 47.6 54.0 6.4 50.0 75.0 25
Превентивные меры 50.3 54.0 3.7 39.1 53.0 13.9
Сотрудники школы 62.7 65.0 2.3 63.3 89.0 25.7
Взаимоотношение с родителями 62.3 67.0 4.7 53.1 75.0 21.9
Внешние связи школы 37.1 40.0 2.9 40.0 64.0 24
Средний показатель по школам 52.7 57.0 4.3 49.6 71.0 21.4
Примечание: ФА - физическая активность, ФР - физическое развитие
Приведенный вариант подхода к оценке эффективности школьных оздоровительных программ важен, но он отражает взрослое видение проблемы на уровне администрации школ. Он обязательно должен быть дополнен независимой экспертизой, основанной на анонимном опросе самих учащихся. Особый интерес представляют результаты исследования, проведенного нами в рамках международного программы HBSC. Результаты исследования вошли в международный и национальный отчеты за 2003 (n=1350) и 2006 (n=927) годы в рамках международного проекта «Health Behaviour in School-aged Children» [14].
Образовательные учреждения г. Сургута добились прогресса в деле формирования культуры здоровья учащихся:
- в 2006 г. по сравнению с 2003 г. выросла доля подростков, считающих свое здоровье хорошим (у мальчиков с 77% до 79,7%, у девочек - с 58,6% до 78,5%). На фоне негативных клинических показателей здоровья это говорит о росте качества жизни;
- сократилось потребление газированных и сладких напитков (с 47,0% до 41,8% у мальчиков и с 41,2% до 39,2% у девочек);
- возросла популярность школьных секций (с 27,9% до 58,1% у мальчиков и с 23,7% до 60,2% у девочек) и ДЮСШ (с 26,5% до 58,6% у мальчиков и с 20% до 30,2% у девочек). У девочек младшего школьного возраста пользуются спросом группы лечебной и адаптивной физической культуры (17,7%);
- если в 2003 г. уверенность в том, что будут заниматься физкультурой и спортом и в 20 лет сохраняли 44,7% юношей и 42% девушек, то в 2006 г. доля таких школьников увеличилась в два раза (88,8% юношей и 86,1% девушек);
- увеличилась доля некурящих, особенно мальчиков (с 81,7% до 86,2% - мальчиков и с 88,1% до 88,6% - девочек);
- за последние годы ситуация с потреблением алкоголя в среде школьников улучшается. Увеличилась доля учащихся совсем не употребляющих пиво (с 40,0% до 61,6% у мальчиков и с 53,3% до 61,4% у девочек), вино (с 61,2% до 65,2% у мальчиков и с 55,6% до 61,7% у девочек), крепкие спиртные напитки (с 82,2% до 85,3% у мальчиков и с 86,1% до 93,4% у девочек), возрос процент школьников никогда не напивавшихся допьяна (с 56,0% до 67,4% у мальчиков и с 63,1 до 77,5% у девочек);
- увеличилась доля детей, не участвующих в драках (с 27,5% до 30,8% у мальчиков и с 69,2 до 74,1% - у девочек), снизилось число приставаний (с 44,9% до 42,9% у мальчиков и с 41,7% до 41,4% - у девочек) и участия в приставаниях (с 47,2% до 38,0% у мальчиков и с 37,2% до 31,6% - у девочек).
- увеличилась доля учащихся, общающихся каждый день (мальчики с 25% до 44,4%, девочки с 16% до 37,7%);
- больший процент учащихся проводят время вместе (с 53,2% до 71,1% у мальчиков и с 37,3% до 60,9% у девочек);
- возросло число учащихся, считающих, что их одноклассники добрые и отзывчивые (с 43,1% до 58,7% у мальчиков и с 42,0% до 59,5% у девочек), принимают друг друга такими, какие есть (с 70,0% до 75,25 у мальчиков и с 72,1% до 74,7% у девочек);
- наконец, увеличилась доля детей, которым школа нравится (с 54,2% до 66,7% у мальчиков и с 61,6% до 71,8% у девочек).
Для оценки эффективности школьных оздоровительных программ нужен комплексный подход, сочетающий в себе методы и позволяющий вычленить вклад образовательных учреждений в сохранение, укрепление и формирование здоровья и здорового образа жизни учащихся. Разработана и апробирована схема связанной со здоровьем экспертизы учебно-воспитательного процесса на уровне учебного расписания, предмета и урока.
Литература
1. Campbell D.T. // Knowledge: Creation. Diffusion. Utilization.- 1987.- Vol. 8, № 3.- P. 389-430.
2. Cook T.D, Campbell D.T. Quasi-experimentation: Design and Analysis Issues for Field Settings.- Chicago Rand McNally, 1979.405 p.
3. Rootman I. et al. Framework for Health Promotion Evaluation.- Toronto: Center for Health Promotion Evaluation, unpublished, 1996.- 350 p.
4. Шмид. Т.Л. и др. // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья.- 1998.- № 1.- С. 30-36.
5. Еськов В.М. и др. Синергетика в клинической кибернетике. Ч. 1.- Самара: Офорт, 2006.- 233 с.
6. Сонькин В.Д. и др. Компьютерная экспертная система «Валеология школьника». АРМ учителя физкультуры. Версия 2.1: Метод. рук-во.- М.: Изд-во Научно-внедренческая фирма ОНИКС, 1997.- 52 с.
7. Бабунц И.В. и др. Азбука анализа вариабельности сердечного ритма.- Ставрополь: Изд-во Принт-мастер, 2002.- 112 с.
8. Баевский Р.М., Иванов Г.Г. // Вариабельность сердечного ритма: Тез. докл. Межд. симпоз.- Ижевск: Изд-во Удмурдского ун-та, 2003.- С. 169-171.
9. Григорьев И.И. Погода и здоровье.- М.: Авиценна, ЮНИТИ, 1996.- 96 с.
10. Мазурин А.В., Григорьев К.И. Метеопатология у детей.-М.: Медицина, 1990.- 144 с.
11. Касаткин В. и др.// Школа здоровья.- 1999.- № 3.- С. 8.
12. Health and Health Behavior among Young People. World Health Organization Regional Office for Europe / C. Currie, K. Hurrelmann, W. Setfrertobulte et al.- Copenhagen, 2000.- P. 9-11.
13. Кайносов П.Г. // Мат. Межд. конгр. «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в 21 веке».- М: НЦЗД РАМН, 2004.- С. 424.
14. Бальсевич В.К. и др. // «Молодежь - Наука - Олимпизм»: Мат. Межд. форума.- М.: Изд-во РГАФКа, 1998.- С. 46-48.
15. Вишневский В.А. Теория и технология построения внут-ришкольной системы оздоровления в специфических условиях природной и социальной среды.- Сургут: СурГУ, 2005.- 224 с.
EFFECT OF HEALTH SCHOOL PROGRAMS ON THE CONDITION FASATONE OF THE BRAIN STUDENTS OF UGRA CITY
V.A. VISHNEVSKY, S.I. LOGINOV Summary
It is shown, that the complex approach combining quantitative both qualitative methods is necessary for a rating of efficiency of school improving programs and allowing to isolate the contribution of
educational establishments to storage, strengthening and formation of health and healthy lifestyle of students on the basis of the theory fasatone a brain. The circuit of health-related examination various sides educational process at a level of school, the educational schedule, a subject and a lesson is developed and approved.
Key words: theory fasatone, health-related examination
Й Вишневский Владимир Антонович, зав. кафедрой медико-биологических основ физической культуры Сургутского госуниверситета, кандидат биологических наук, доцент. Автор более 100 научных трудов и учебных пособий.
Й Логинов Сергей Иванович, профессор кафедры медикобиологических основ физической культуры Сургутского государственного университета, кандидат биологических наук, доцент. Автор 160 научных трудов и учебных пособий.
УДК 613/614+504
ВЛИЯНИЕ НЕЙРОВЕГЕТАТИВНОГО СТАТУСА УЧИТЕЛЯ НА
КАЧЕСТВО ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В.А. ВИШНЕВСКИЙ, С.И. ЛОГИНОВ*
Сургутской школой нейрофизиологов и кибернетиков ведутся активные исследования в области разработки теории фаза-тона мозга [1]. Многочисленными работами лаборатории биокибернетики и биофизики сложных систем доказано преимущественное гамкэргическое и парасимпатическое состояние фазатона мозга человека на Севере РФ [2, 3]. Большая когорта учителей как часть населения Югры так же является парасимпатотоника-ми, причем их функционал усугубляется профессиональными вредностями. Учитель - ключевая фигура учебновоспитательного процесса в школе. По своему положению, по своей профессиональной и социальной роли он является не только носителем специальных знании, но и воплощением нравственных норм, образцом поведения, здорового стиля жизни и адекватного отношения к здоровью [4]. Резкое ухудшение здоровья учащихся определяется невротизирующей средой обитания, создаваемой, в т.ч. и учителями. Однако и сама профессия учителя может быть отнесена к группе профессий повышенного риска. Причинами нарушения здоровья учителя являются: высокое психо-эмоциональное напряжение; переключение внимания на разнообразные виды деятельности; повышенные требования к вниманию, памяти, нагрузке на речевой аппарат, учебную перегрузку, гиподинамию и низкую физическую активность, ортостатические нагрузки; неудовлетворенность своим трудом, продолжительное пребывание в аудитории, низкий уровень психологической культуры, недоразвитие коммуникативных способностей самоорганизации, индивидуальные психофизиологические свойства, слабую профессиональную подготовленность. Преподаватели не соблюдают правил здорового стиля жизни, не контролируют свое самочувствие, имеют пристрастие к лекарствам [4]. Только 24.2% учителей используют методики профилактики дисфонии, всего 16.9% педагогов выполняют упражнения для предотвращения нервно-психического переутомления, 42.6%
преподавателей переносят заболевания на ногах [5].
В подавляющем большинстве случаев забота о здоровье учителя сводится к купированию соматических и психических расстройств и санитарно-гигиеническому просвещению. При таком подходе педагог выступает в качестве пассивного компонента, которого лечат, оздоравливают, охраняют, а управление своим здоровьем происходит на достаточно низком уровне саморегуляции. Профессиональное здоровье учителя определяется как «...способность сохранять и активизировать компенсаторные, защитные и регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех условиях протекания профессиональной деятельности» [6].
Понятие «профессиональное здоровье» применительно к профессии учителя имеет особенность. Она возникает в том случае, если перед ним ставится задача быть не только учителем-предметником и воспитателем, но и учителем здоровья, т.е. не