Научная статья на тему 'Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс и мониторинг здоровья, физического развития и физической подготовленности учащихся'

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс и мониторинг здоровья, физического развития и физической подготовленности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
393
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ВСЕРОССИЙСКИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС / PHYSICAL DEVELOPMENT / PHYSICAL PREPAREDNESS / RUSSIAN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вишневский Владимир Антонович, Апокин Виталий Викторович, Юденко Ирина Эдуардовна

Представлен опыт организации системы мониторинга здоровья, физического развития и физической подготовленности в ХМАО-Югра как базы для разработки и внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Вишневский Владимир Антонович, Апокин Виталий Викторович, Юденко Ирина Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Physical Culture and Sports Complex and Monitoring of Health, Physical Development and Physical Preparedness of Students

The article is devoted to the organization of monitoring of health, physical development and physical preparedness of students of Yougra. It is considered as the basis for the formation and implementation of Russian Physical Culture and Sports Complex.

Текст научной работы на тему «Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс и мониторинг здоровья, физического развития и физической подготовленности учащихся»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

УДК 37.G37.1 ББК 74.2GG.55

ГСНТИ 77.G3.G5

Код ВАК 13.00.04

Вишневский Владимир Антонович,

кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой медико-биологических основ физической культуры, Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; 628408, Тюменская область, г. Сургут, ул. Просвещения, д. 25, кв. 105; e-mail: [email protected]

Апокин Виталий Викторович,

кандидат педагогических наук, доцент, директор института гуманитарного образования и спорта, Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; 628408, Тюменская область, г. Сургут, ул. Чехова, д. 7, кв. 30; e-mail: [email protected]

Юденко Ирина Эдуардовна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра медико-биологических основ физической культуры, Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; 628406, Тюменская область, г. Сургут, ул. 30 лет Победы, д. 60, кв. 47; e-mail: [email protected]

ВСЕРОССИЙСКИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС И МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ, ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: физическое развитие; физическая подготовленность; Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс.

АННОТАЦИЯ. Представлен опыт организации системы мониторинга здоровья, физического развития и физической подготовленности в ХМАО-Югра как базы для разработки и внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса.

Vishnevsky Vladimir Antonovich,

Candidate of Biology, Associate Professor, Head of Department of Medical and Biological Foundations of Physical Culture, Surgut State University, Surgut.

Apokin Vitaly Victorovich,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Director of Institute of Humanitarian Education and Sports, Surgut State University, Surgut.

Yudenko Irina Eduardovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Medical and Biological Foundations of Physical Culture, Surgut State University, Surgut, Russia.

RUSSIAN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS COMPLEX AND MONITORING OF HEALTH, PHYSICAL DEVELOPMENT AND PHYSICAL PREPAREDNESS OF STUDENTS

KEY WORDS: physical development; physical preparedness; Russian Physical Culture and Sports Complex.

ABSTRACT. The article is devoted to the organization of monitoring of health, physical development and physical preparedness of students of Yougra. It is considered as the basis for the formation and implementation of Russian Physical Culture and Sports Complex.

В

стране активно обсуждается концепция Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса, разрабатываемого в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 4 апреля 2013 года. По мнению большинства специалистов и ученых, участвующих в его разработке и апробации, комплекс не должен стать простым повторением комплекса ГТО, а учесть современное состояние проблемы, интересы подрастающего поколения и региональные особенности. Напомним также, что изначально идея Президента основывалась на стремлении укрепить здоровье уча-

щейся молодежи. Поэтому важно обсуждать не только виды испытаний и нормативы, но и факторы, которые определяют уровень здоровья, физического развития и физической подготовленности школьников, опираясь на которые можно было бы обосновать условия внедрения комплекса в систему образования. В связи с этим данную проблему необходимо обсуждать и в контексте взаимосвязи Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса с мониторингом здоровья, физического развития и физической подготовленности учащейся молодежи.

© Вишневский В. А., Апокин В. В., Юденко И. Э., 2014

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что решение столь масштабных задач возможно только путем интеграции усилий специалистов различного профиля, прежде всего Департаментов образования, здравоохранения, физической культуры и спорта. Примером такой интеграции явилось Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 276 от 16 ноября 2007 года «Об утверждении Положения о системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи в образовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры». Главным механизмом реализации предлагаемого варианта мониторинга, апробированного нами в 20082011 годах, является создание системы обратной связи между организаторами, исполнителями и потребителями мониторинга на основе практико-ориентированного взаимодействия на четырех уровнях.

На уровне округа сбор и анализ информации (по возрастам, муниципальным образованиям и образовательным учреждениям), повышение квалификации специалистов, научно-методическое обеспечение работы сайтов для муниципальных образований, образовательных учреждений и учащихся осуществляли ООО «Северспорт» и Сургутский государственный университет ХМАО-Югры. Структура мониторинга позволяет анализировать информацию не только в разрезе округа, муниципальных образований и образовательных учреждений, но и с учетом климатической характеристики районов (Северный, Зауральский, Западный, Центральный, Южный) и зонирования по степени благоприятности многолетнего режима погоды (повторяемость благоприятных погод 55% и более, 50-54%, 45-49%, менее 45%). Кроме того, программа дает возможность осуществлять ранговую корреляцию показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности с показателями социально-экономического развития муниципальных образований округа.

На уровне муниципальных образований анализ состояния физического развития и подготовленности учащихся соответствующей территории производится в сопоставлении с окружными результатами, а также в разрезе отдельных образовательных учреждений.

Образовательные учреждения начинают работу с сайтом с экспертизы школы по следующим направлениям: материальнотехнические условия школы; кадровое обеспечение школы; медицинское обслуживание в образовательном учреждении;

двигательная активность и физическая подготовленность детей; организация питания в школе; политика содействия здоровью в школе; обучение здоровью в школе; превентивные меры в школе; деятельность школы по формированию и саморазвитию культуры здоровья учащихся; сотрудники школы; взаимоотношения школы с родителями; внешние связи школы. Результаты экспертизы отражаются в виде диаграммы степени использования потенциальных возможностей в оздоровительной работе в целом и по отдельным направлениям. Затем выдаются данные об уровне физического развития и подготовленности учащихся образовательного учреждения в сравнении с окружными показателями.

Основное внимание мониторинга сосредоточено на взаимодействии с ребенком. При выходе учащегося на сайт сначала предлагается выявить факторы, определяющие уровень здоровья, особо анализируются компоненты здорового образа жизни: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, поддержание иммунитета и закаливание, рациональная организация жизнедеятельности, психофизиологическая саморегуляция, отказ от вредных привычек. Далее оцениваются степень сформированности и саморазвития культуры здоровья с учетом мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и результативного компонентов. Результаты отражаются в соответствующих диаграммах. Затем выдается профиль (паспорт) физического развития и физической подготовленности учащегося в сравнении с окружными данными. Далее в рамках дружественного интерфейса учащемуся предлагается оптимизировать свой образ жизни, разработав для себя индивидуальную оздоровительную программу с помощью специально разработанного нами пособия.

Результаты исследования свидетельствуют, что общая тенденция изменения физического развития учащихся ХМАО-Югры за последние годы неблагоприятная: сокращается доля детей с оптимальным средним темпом и увеличивается - с напряженностью и низкими темпами. Анализ темпов физического развития с учетом климатических характеристик района проживания позволяет выделить Южный природно-климатический район для высоких показателей и Зауральский - для низких. Выявлен ряд компенсаторно-приспособительных перестроек в организме школьников в ответ на природно-климатическую специфику региона (2). Связь гармоничности физического развития со степенью благоприятности многолетнего режима погоды прослеживается только при повторяемости благопри-

ятных погод свыше 55%. Из социальноэкономических факторов с показателями темпа и гармоничности физического развития чаще всего коррелирует оценка населением результатов деятельности органов местного самоуправления в сферах «Физическая культура» (г=0.457, p=0.032) и «Жилищно-коммунальный комплекс» (г=0.490, p=0.020). Наиболее широкие связи с основными направлениями оздоровительной работы в образовательных учреждениях имеют высокий и низкий уровни физического развития.

Соответствие возрастным нормативам по большинству показателей физической подготовленности сохраняется только в начальных классах. В дальнейшем наблюдается отставание, которое с возрастом только нарастает. В темпах прироста кондиционных физических качеств у мальчиков отмечается два активных периода - 8-10 лет и 13-16 лет. У девочек выражен один активный период прироста, который приходится на 8-12 лет, а с 13 лет прирост кондиционных физических качеств практически прекращается. Такие различия по полу можно объяснить более ранними сроками наступления пубертатного периода у девочек и разным гормональным фоном. Мужские половые гормоны стимулируют развитие мышечной массы и способствуют развитию кондиционных физических качеств. Женские половые гормоны стимулируют жироотложение, что может препятствовать развитию физических качеств у девушек с завершением периода полового созревания.

Логической связи физической подготовленности с климатическими характеристиками районов Югры и степенью благоприятности многолетнего режима погоды нами не обнаружено. Из параметров социально-экономического развития с интегральным показателем физической подготовленности достоверно коррелируют только доля детей от 3 до 7 лет, получающих дошкольную услугу (г=0.520, p = 0.013), удовлетворенность населения качеством дошкольного образования (г=0.439,

p=0.040), доля населения, охваченная профилактическими осмотрами (г=0.482, p =0.023). Связи физической подготовленности с организацией оздоровительной работы в образовательных учреждениях единичные, при этом, к сожалению, отсутствует корреляция с процессом физического воспитания школьников.

В целом, результаты исследования позволяют сделать несколько выводов.

1. Показатели физической подготовленности детей необходимо рассматривать в их тесной взаимосвязи с параметрами фи-

зического развития и медицинскими показателями здоровья.

2. При формировании нормативов физической подготовленности необходимо учитывать возрастные особенности темпов физического развития мальчиков и девочек и конституциональные особенности детей.

3. При организации процесса физического воспитания школьников и развитии базовых физических качеств необходимо учитывать региональные особенности проявления критических и сенситивных периодов в развитии детей, а также адаптационно-компенсаторные перестройки организма в ответ на природно-климатические и экологические особенности региона. В этой связи на основе мониторинга нами разработаны региональные центильные шкалы показателей физического развития и физической подготовленности и определены сенситивные периоды развития базовых физических качеств (1).

4. Отсутствие корреляционных связей между показателями физической подготовленности учащихся и процессом физического воспитания школьников свидетельствует, что традиционные формы организации школьной физической культуры ориентированы, в основном, на процесс, а не на результат. В этой связи в учебновоспитательный процесс активно внедряются такие современные модели повышения оздоровительной направленности физического воспитания школьников, как спортизированное физическое воспитание, дифференцированный подход, спартиан-ское движение, «Президентские соревнования», модель формирования физической активности учащихся, адаптивная физическая культура (1).

5. Выражением принципиальной смены общей ориентации современного образования со знаниево ориентированной на деятельностно ориентированную парадигму стал компетентностный подход. В соответствии с государственным образовательным стандартом последнего поколения одна из общекультурных компетенций связана с формированием культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся и педагогов. Поэтому в задачи Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса должно входить не только развитие кондиционных и координационных физических качеств, но и формирование компетенций, связанных с культурой здорового и безопасного образа жизни учащихся. Для решения данной задачи нами разработаны и апробированы на территории округа модель формирования и саморазвития культуры здоровья школьников в процессе психоло-го-педагогического и медико-социального

сопровождения и системно-технологический подход к организации оздоровительной работы в образовательном учреждении (1).

6. В этой связи актуальным является вопрос об уровне сформированности данной компетенции у работников образования. Результаты наших исследований свидетельствуют, что уровень готовности педагогов к формированию культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся и профессионального здоровья учителя не превышает 50% от максимально возможного и достигается в основном за счет мотивационно-ценностного, когнитивного и ориентировочного компонентов. Между тем, наиболее значимы для компетенции опыт и владение методами и технологиями физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности, которые являются наиболее слабым звеном в подготовке педагога (3). В

рамках решения этой проблемы нами проведены курсы повышения квалификации для специалистов по физической культуре и представителей служб сопровождения всех участвующих в мониторинге образовательных учреждений.

7. В целях обеспечения условий для внедрения Всероссийского физкультурноспортивного комплекса в систему инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья нами разработан курс повышения квалификации «Адаптивное физическое воспитание, отбор и тренировка одаренных в спортивном отношении детей, компетентностный подход к формированию культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании».

ЛИТЕРАТУРА

1. Вишневский В. А., Апокин В. В., Сердюков Д. В., Варин А. А., Жеребцов Д. Г. Системный анализ состояния организма детей на этапах школьного онтогенеза. М. : Теория и практика физической культуры и спорта, 2010.

2. Вишневский В. А., Апокин В. В. Приспособительные и компенсаторные реакции учащихся ХМАО-Югры на природно-климатические и социально-экономические факторы // Теория и практика физической культуры. 2011. № 3. С. 83-86.

3. Вишневский В. А., Рудницкая А. В. Уровень сформированности компетенции, связанной с культурой здорового и безопасного образа жизни, у педагогов г. Сургута // Теория и практика физической культуры. 2013. № 10. С. 86-88.

Статью рекомендует канд. пед. наук, доцент А. Е. Терентьев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.