ний на воспроизведение знаний о строении атома («Если нейтральный атом теряет электрон, что образуется при этом?»), о свойствах веществ («Какой газ может вызвать возгорание тлеющей лучинки?») девочки показали лучший результат. Если же задание нетрадиционно по форме или содержанию, то результаты его выполнения мальчиками выше, что указывает на их способность ориентироваться в нестандартной ситуации. Например, отвечая на вопрос: «Животные состоят из многих атомов. Что происходит с атомами после смерти животного?», мальчики показали на 30% лучший результат по сравнению с девочками, отметив, что после смерти животного атомы возвращаются в окружающую среду.
Анализ усвоения школьниками изученного материала по химии, отраженного в тесте, показал, что результаты в большой степени зависят от того, в каком контексте сформулировано задание, и от формы его предъявления. Очевидна необходимость дифференциации процесса обучения в зависимости от половых различий учащихся, соответствующем построении уроков и формулировках заданий. Педагогическое взаимодействие учителя и учащихся с учетом полового аспекта должно строиться таким образом, чтобы переход получаемой извне информации во внутренний план личности происходил на основе учета мотивов и интересов учащихся в зависимости от мужского или женского способа мышления.
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАТЕЛЕН ДОУ Т.В. Карасёва, доктор медицинских наук, профессор,
А.Ю. Семенова, аспирант кафедры здоровьесберегающих технологий в образовании,
С.Ю. Толстова, кандидат педагогических наук, доцент, Шуйский государственный педагогический
университет
В настоящее время отмечается ухудшение здоровья детей дошкольного возраста. Количество здоровых дошкольников составляет всего 10%, около половины детей хронически больные (Коточигова Е.В., Киселева Т.Г., Терещук М.Н.). В связи с этим возрастает роль дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) в охране здоровья детей.
Значение ранних периодов детства для формирования личности трудно переоценить. Дошкольное детство - время серьезных психологических преобразований, когда происходит не просто накопление знаний и умений, но и кардинально меняется жизненная позиция ребенка, формируются новые мотивы и жизненные установки. Для всего последующего развития человека этот период имеет неповторимость и особую значимость (Запорожец А.В., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б. и др.). Именно в дошкольном возрасте велики возможности воспитания здорового ребенка, формирования навыков здоровьесберегающего поведения.
Отечественной системой дошкольного образования накоплен ценный опыт гигиенического воспитания, однако современные социальные условия диктуют новые подходы к формированию здорового образа жизни детей, что предъявляет соответствующие требования к профессионализму воспитателей дошкольных учреждений. Основой профессионализма в сфере формирования здорового образа жизни дошкольника служит культура здоровья воспитателя, позволяющая эффективно реализовывать задачи по воспитанию здорового ребенка. Несмотря на общественное признание роли педагога в охране здоровья детей и активизацию здоровьесберегающей деятельности в учреждениях дошкольного образования, до настоящего времени здесь существует ряд противоречий, требующих научного осмысления. Одним из главных в данной сфере является противоречие между растущей ролью дошкольных образовательных учреждений в охране здоровья детей и недостаточным уровнем культуры здоровья воспитателей. В связи с этим требует разрешения проблема формирования культуры здоровья воспитателей в условиях отсутствия системы непрерывного профессионального педагогического образования в данной области.
Несмотря на большую актуальность данной проблемы, до настоящего времени теоретико-методологические аспекты культуры здоровья воспитателя ДОУ разработаны недостаточно, отсутствуют единые подходы к определению и оценке данной категории. При анализе данных многочисленных исследований, посвященных проблемам охраны здоровья воспитанников ДОУ (Алямовская В.Г, Гиль
Г.И, Дьяченко О.М., Егоров Б.Б., Змановский Ю.Ф., Кудрявцев В.Т., Парамонова Л.А., Правдов М.А., Рунова В.Г. и др.), нам не встретилось работ, полностью посвященных формированию культуры здоровья воспитателя дошкольного образовательного учреждения, что обусловило выбор темы нашего исследования.
Понятие культуры здоровья воспитателя определено нами с учетом анализа различных сторон профессионально-педагогической культуры (Богданов Е.Н., Гришин Э.А., Кан-Калик В.А., Кузьмина Н.В., Сластенин В.А. и др.), а также с позиции понимания задач образования не только с прагматической, но и с культурообразующей стороны (Бездухов В.П., Бездухов А.В., Ильин И.А., Ильинский И.М. Запесоцкий А.С., Правдина О.В., Шрейдер Ю.А. и др.). С учетом проведенного теоретического анализа нами было сформулировано следующее определение: «Культура здоровья воспитателя ДОУ - совокупность реализуемых на практике ценностных ориентаций, морально -нравственных установок, личностно-профессиональных качеств, определяющих здоровьесберегающий стиль поведения педагога и позволяющих ему эффективно решать задачи формирования здорового образа жизни воспитанников». Нами также была разработана методика оценки культуры здоровья и отдельных её компонентов: мотива-ционного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного.
Для обоснования оптимизации формирования культуры здоровья воспитателей в условиях ДОУ нами было проведено исследование состояния культуры здоровья 312 воспитателей ДОУ г. Иваново, что позволило получить следующие результаты. Высокий уровень культуры здоровья выявлен в 38% случаев, средний - уровень в 60%, низкий - в 7%. Наибольшая частота развития высокого уровня культуры здоровья отмечена у лиц со стажем от 10 до 25 лет (48 на 100 опрошенных с данной стажевой характеристикой), наименьшая - при стаже свыше 25 лет (32 на 100). Наиболее высокие уровни развития мотивационного и рефлексивного компонентов отмечены у лиц со стаже-вой характеристикой от 10 до 25 лет. Деятельностный и когнитивный компоненты более развиты у воспитателей, работающих менее 10 лет.
Образовательный ценз влиял на уровень культуры здоровья следующим образом. Наблюдались высокие показатели его развития в группах воспитателей со средним и высшим специальным образованием. Лица со средним специальным образованием имели частоту высокого уровня культуры здоровья почти в два раза большую, чем воспитатели без специального образования (42 на 100 против
24 на 100). В числе лиц без специального образования было наименьшее количество воспитателей с высоким уровнем развития культуры здоровья, преобладающим был средний уровень. Однако по сравнению с другими образовательными группами здесь было наибольшее число лиц с низким уровнем развития всех компонентов.
Среди воспитателей, имеющих высшую категорию, высокий уровень развития культуры здоровья встречался в 49 случаев из 100, что выше, чем у лиц с первой и второй категорией соответственно на 20% и 32,6%. Однако влияние аттестационной категории на уровень культуры здоровья было неоднозначным. С одной стороны, высшая категория определяла по большинству компонентов (кроме мотивационного) наиболее высокие уровни их развития, с другой стороны, именно среди данной категории опрошенных встречалось большее число воспитателей с низким уровнем развития культуры здоровья (за исключением
Цели последипломного образования в соответствии
рефлексивного компонента). Наибольшая мотивация к работе по формированию ЗОЖ в ДОУ отмечена у лиц со второй категорий, наиболее четкая рефлексивная позиция - у воспитателей первой категории.
В процессе углубленного анализа компонентов культуры здоровья воспитателей ДОУ были выявлены основные проблемы, нуждающиеся в коррекции. Данные проблемы фактически определяют цели последипломного образования воспитателей (см. таблицу ниже). В число ведущих целей входят: развитие внутренней мотивации к здоровь-есберегающей деятельности, повышение личной ответственности и осознание собственной активной роли в охране здоровья детей, объективизация рефлексивной позиции, формирование навыков здоровьесбережения, повышение информационной грамотности воспитателя в области здоровья.
Таблица
№ п/п Основные проблемы в сфере культуры здоровья воспитателей ДОУ Цели и задачи последипломного образования
1. Мотивационный компонент культуры здоровья воспитателей ДОУ
1.1. Преимущественно внешний характер мотивации к деятельности в сфере охраны здоровья детей 1.1. Развитие внутренней мотивации к деятельности в сфере охраны здоровья детей
1.2. Делегирование ответственности за охрану здоровья детей в основном администрации ДОУ 1.2. Повышение личной ответственности воспитателей за охрану здоровья детей в ДОУ
1.3. Преимущественно средний уровень стремления вести ЗОЖ 1.3. Создание условий для повышения мотивации на ЗОЖ
1.4. Недостаточно выраженное желание проводить работу по формированию ЗОЖ в рамках педагогического процесса 1.4. Стимулирование работы по формированию ЗОЖ в рамках педагогического процесса
1.5. Отсутствие в каждом третьем случае четкой установки на необходимость обучения по вопросам ЗОЖ 1.5. Формирование потребности в профессиональном образовании по вопросам ЗОЖ
2. Рефлексивный компонент культуры здоровья воспитателей ДОУ
2.1. Восприятие себя в основном как исполнителя здо-ровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса 2.1. Повышение осознания собственной активной роли в организации здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса
2.2. Недостаточное владение методами самоконтроля, самооценки и самокоррекции образа жизни 2.2. Обучение методам самоконтроля, самооценки и самокоррекции образа жизни
2.3. Отстранение от личной ответственности за недостатки в здоровьесберегающей деятельности 2.3. Повышение личной ответственности за качество здоровьесберегающей деятельности
2.4. Завышеннная самооценка здоровьесберегающей деятельности 2.4. Объективизация самооценки здоровьесберегающей деятельности
2.5. Недостаточное развитие способности к оценке эффективности различных средств формирования ЗОЖ в ДОУ 2.5. Развитие способности к оценке эффективности различных средств формирования ЗОЖ в ДОУ
3. Деятельностный компонент культуры здоровья воспитателей ДОУ
3.1. Недостаточное владение печатными, игровыми, устными методами пропаганды ЗОЖ 3.1. Обучение методам пропаганды ЗОЖ
3.2. Недостаточное владение методами оказания первой медицинской помощи 3.2. Обучение методам оказания первой медицинской помощи
3.3. Недостаточная сформированность умений внедрять, оценивать и корректировать педагогические технологии с позиции сохранения здоровья детей 3.3. Обучение проектированию и конструированию здоровьесберегающих образовательных технологий
3.4. Недостаточное владение методами оценки и предупреждения психических и соматических отклонений в состоянии детей 3.4. Обучение методам доврачебной диагностики и профилактики заболеваний у детей
3.5. Неразвитые навыки работы с родителями по гигиеническому воспитанию 3.5. Формирование навыков работы с родителями по гигиеническому воспитанию
3.6. Нездоровый образ жизни воспитателей 3.6. Коррекция факторов риска образа жизни воспитателей
3.7. Недостаточная гностическая активность воспитателей в сфере ЗОЖ 3.7. Обучение воспитателей современным методам работы с информацией в сфере ЗОЖ
3.8. Низкий охват последипломным образованием в сфере ЗОЖ 3.8. Улучшение организации повышения квалификации воспитателей по вопросам ЗОЖ
4 Когнитивный компонент культуры здоровья воспитателей ДОУ
4.1. Недостаточные знания структуры здорового образа жизни 4.1. Обучение основам здорового образа жизни
4.2. Недостаточные знания этапов и закономерностей формирования здоровья 4.2. Обучение основам формирования здоровья
4.3. Неполное знание факторов риска для здоровья детей и взрослых 4.3. Обучение профилактики факторов риска для здоровья детей и взрослых
4.4. Незнание нормативных документов по охране здоровья в ДОУ 4.4. Знакомство с нормативными документами по охране здоровья в ДОУ
4.5. Низкая информированность в отношении здоровь-есберегающих технологий, используемых в ДОУ 4.5. Ознакомление со здоровьесберегающими технологиями, используемыми в ДОУ
4.6. Неполные представления о личностно-профессиональных качествах воспитателя, формирующего основы ЗОЖ 4.6. Формирование представлений о профессионализме воспитателя, формирующего основы ЗОЖ
4.7. Неумение сформулировать информационные потребности в области здоровья 4.7. Повышение информационной грамотности воспитателя в области здоровья
В соответствии с вышесказанным нами определены основные направления формирования культуры здоровья воспитателя. Первое направление оптимизации формирования культуры здоровья связано с развитием мотиваци-онного компонента культуры здоровья воспитателей ДОУ. Данное направление включает признание приоритета здо-ровьесберегающей деятельности в ДОУ. Приоритет ценности формирования культуры здоровья субъектов воспитательного процесса должен быть не просто декларирован, но и документально закреплен в основных документах, регламентирующих деятельность ДОУ. Также должен быть создан комплекс условий для формирования и закрепления мотивации воспитателей к здоровьесберегаю-щей деятельности. С одной стороны, это психолого-педагогические условия, которые направлены на развитие внутренней потребности воспитателей в повышении собственного уровня культуры здоровья. Данные условия создаются в процессе реализации педагогического сопровождения профессионального образования воспитателей ДОУ в области здоровья посредством валеологизации це-леполагания и содержания образования, внедрения активных методов обучения и тренингов и самодиагностики личностного роста в сфере культуры здоровья. С другой стороны, администрацией ДОУ должны быть созданы внешние (организационные, социально-экономические) условия, обеспечивающие эффективность работы по формированию ЗОЖ в ДОУ и стимулирование профессионального роста воспитателя в сфере здоровьесбережения.
Обеспечение научной и актуальной информацией в сфере здоровьесбережения - второе направление оптимизации формирования культуры здоровья воспитателей ДОУ. Это направление обеспечивается посредством разработки и обновления программ профессионального образования и самообразования воспитателей в области здоровья. Идеальным является создание системы информационного сопровождения формирования культуры здоровья в рамках непрерывного профессионального образования воспитателей в области здоровья.
Третьим направлением формирования культуры здоровья является развитие способности воспитателя ДОУ к здоровьесберегающей деятельности. Развитие деятельно-стного компонента культуры здоровья является целью практических занятий по гигиеническому воспитанию, первой медицинской помощи, раннему выявлению и профилактике заболеваний у детей, конкурсов лучших проектов по здоровьесберегающей деятельности в ДОУ. Формирование здорового образа жизни воспитателей осуще-
ствляется с участием медицинских работников в ходе консультаций по коррекции факторов риска. Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ является одним из основных направлений деятельности администрации для практической реализации здоровьесберегающего поведения воспитателей и воспитанников.
Четвертое направление включает развитие рефлексивного компонента культуры здоровья воспитателей ДОУ. В рамках профессионального образования этому способствует использование таких форм организации учебного процесса, как тренинги личностного роста в сфере здо-ровьесбережения и обучающие семинары по методам самоконтроля, самооценки и самокоррекции образа жизни. Ведущим организационным условием, способствующим использованию на практике рефлексивных навыков, является внедрение в ДОУ системы контроля качества здо-ровьесберегающей деятельности воспитателя, включающей подсистему самоконтроля и взаимного контроля.
Для оценки эффективности разработанных рекомендаций нами был проведен эксперимент, основными этапами которого были: комплексная диагностика состояния культуры здоровья воспитателей ДОУ, выявление информационных потребностей воспитателей в сфере культуры здоровья, разработка и реализация программ личностно-профессионального развития воспитателей в сфере культуры здоровья в системе непрерывного профессионального образования, мониторинг формирования культуры здоровья воспитателей в процессе самоконтроля и внешнего контроля.
В процессе оптимизации формирования культуры здоровья воспитателей ДОУ основной акцент был сделан на самообразование, одним из ведущих средств которого выступил разработанный нами учебно-методический комплекс «Культура здоровья воспитателя ДОУ». В процессе эксперимента отмечена достоверная динамика уровней культуры здоровья воспитателей ДОУ. Указанные изменения произошли в основном за счет почти двукратного увеличения группы воспитателей с высоким уровнем культуры здоровья (с 28,1% до 55,95%; р < 0,05). Группа воспитателей со средним уровнем развития культуры здоровья уменьшилась в 1,5 раза (с 66,25% до 44,05%; р < 0,05). Выявлена не только высокая педагогическая, но и социальная эффективность использования данного комплекса по критериям удовлетворенности воспитателей профессиональным образованием, что позволяет рекомендовать его для широкого использования в системе повышения квалификации педагогических кадров.