Научная статья на тему 'Состояние некоторых функциональных систем организма обучающихся пятых классов республики Коми по тесту В. Б. Войнова'

Состояние некоторых функциональных систем организма обучающихся пятых классов республики Коми по тесту В. Б. Войнова Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
86
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ / СОСТОЯНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ / АДАПТАЦИЯ К УЧЕБНЫМ НАГРУЗКАМ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Репина Екатерина Николаевна, Рогачевская Ольга Васильевна

Исследовано состояние функциональных систем обучающихся 10-12 лет с помощью тестов В. Б. Войнова и др. Показано, что у детей сельской местности по сравнению с городскими сверстниками деятельность отдельных систем (дыхательной, костно-мышечной, лимфатической) находится в более напряженном состоянии, тогда как работа нервной системы в менее напряженном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Репина Екатерина Николаевна, Рогачевская Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние некоторых функциональных систем организма обучающихся пятых классов республики Коми по тесту В. Б. Войнова»

СОСТОЯНИЕ НЕКОТОРЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ РЕСПУБЛИКИ КОмИ пО Тесту в. б. вОйНОвА

THE STATE OF SOME FUNCTIONAL SYSTEMS OF ORGANISM OF THE FIFTH FORM SCHOOLCHILDREN OF THE REPUBLIC OF KOMI ACCORDING TO THE TEST OF V B. VOYNOV

Е. Н. Репина, О. В. Рогачевская

E. N. Repina, О. V. Rogachevskaya

Исследовано состояние функциональных систем обучающихся 10—12 лет с помощью тестов В. Б. Войнова и др. Показано, что у детей сельской местности по сравнению с городскими сверстниками деятельность отдельных систем (дыхательной, костно-мышечной, лимфатической) находится в более напряженном состоянии, тогда как работа нервной системы — в менее напряженном.

The state of the functional systems of schoolchildren of the age 10—12 years is studied with tests of V. B. Voynov and others. It is seen that the rural children demonstrate the activity of individual systems (respiratory, musculoskeletal, lymphatic) is in a more tensioned state when compared to the urban children, while their nervous system is less tensioned.

Ключевые слова: школьники, уровень здоровья, состояние функциональных систем, адаптация к учебным нагрузкам.

Keywords: schoolchildren, health level, state of functional systems, adaptation to the training loads.

введение

Состояние здоровья подрастающего поколения является важнейшим показателем благополучия общества и государства, не только отражающим настоящую ситуацию, но и дающим прогноз на будущее. Проблема сохранения здоровья школьников приобретает особую остроту в условиях современной жизни нашего общества, вставшего на путь социально-экономических преобразований [12, 13]. Подрастающее поколение является будущим социально-экономическим, интеллектуальным, творческим потенциалом страны. В настоящее время ухудшение здоровья детей школьного возраста в россии стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Отмечается значительный рост количества детей с различными отклонениями в области здоровья: хроническими заболеваниями уха, горла, носа; нарушениями зрения, развитием близорукости; различными нарушениями психофизической сферы [1, 8]. растущий

детский организм в силу морфофункциональной незрелости отличается повышенной чувствительностью к действию отрицательных внешних факторов. Процесс формирования здоровья детей и подростков занимает довольно длительный период и совпадает с периодом обучения в школе. В это время любые неблагоприятные воздействия на организм обладают наибольшей силой и часто могут приводить к истощению функциональных резервов организма, психологической деятельности ребёнка, его активности. Более того, возраст учеников пятых классов (10—12 лет) соответствует началу периода полового созревания, который отражает состояние нейроэндокринных механизмов регуляции организма. А, как известно, происходящие в этот период колоссальные гормональные перестройки сказываются и на физическом состоянии школьника, и на работе всех функциональных систем организма.

Цель работы — проанализировать состояние отдельных функциональных систем организма обучающихся пятых классов республики Коми на основе теста В. Б. Войнова.

Материал и методы

Исследования выполнены на учащихся — добровольцах пятых классов обоего пола (обучающиеся городской местности — 14 человек; обучающиеся сельской местности — 10 человек). Изучены антропометрические характеристики. Стандартным методом (по н. С. Короткову) исследовано артериальное давление. Анализ состояния отдельных функциональных систем организма обучающихся пятых классов республики Коми проведен по тесту В. Б. Войнова (1999) [4]. Тест включает 10 вопросов по оценке функционального состояния каждой из основных систем организма (центральная нервная система, системы органов дыхания, кровообращения, кроветворения, пищеварения, мочевыделения и кожи, эндокринная, костно-мышечная, лимфатическая, иммунная). Состояние каждой системы оценивается в отдельности в баллах по частоте встречаемости (отсутствует — 0 баллов, редко — 1, часто — 2, постоянно — 3 балла) и силе выраженности признаков болезненности (слабо — 1 балл, умеренно — 2, сильно — 3 балла), что является индикатором степени неблагополучия в том или ином блоке симптомокомплексов. Сумма баллов по каждому блоку вопросов определяет состояние функциональных систем, а следовательно, соответствует определённому уровню здоровья (табл. 1).

Таблица 1

Сумма баллов по каждому блоку, соответствующая уровню здоровья

Сумма баллов Уровень здоровья

От 0 до 12 Высокий — 1

От 13 до 24 Выше среднего — 2

От 25 до 36 Средний — 3

От 37 до 48 Ииже среднего — 4

От 49 до 60 и выше Иизкий — 5

Статистическую обработку данных проводили по общепринятым программам, а также в редакторе Excel. Вычисляли среднее арифметическое (X), стандартное отклонение (5), ошибку среднего (mx), достоверность различий определяли по t-критерию Стьюдента.

Результаты и обсуждение

Антропометрические характеристики учащихся 5-х классов в городской и сельской школах входили в диапазон нормальных колебаний показателей у школьников, проживающих в условиях умеренных широт [10]. рост городских обучающихся составил: 147.3+7.6 см и и 145.3+4.0 см у мальчиков и девочек соответственно. Сельские школьники оказались несколько ниже по росту (140.7+7.4 см и 143+8.7 см) и меньше по массе (33.9+4.0 кг и 34+5.4кг), чем их городские ровесники (39.05+6.4 кг и 35.6+3.5 кг у мальчиков и девочек соответственно).

результаты теста В. Б. Войнова, проведенного у школьников 5-х классов, показывают (табл. 2), что у обучающихся городской школы сумма баллов (по частоте и силе выраженности) при исследовании каждой системы в отдельности колеблется от 0 до 12 баллов, что соответствует 1 уровню здоровья и свидетель-ствуюет о высоком уровне функционирования всех исследуемых систем организма школьников.

несмотря на то что уровень здоровья городских школьников относится к высокому (табл. 1), сумма баллов, характеризующая частоту встречаемости и

Таблица 2

Сумма баллов или показатель болезненности основных функциональных систем обучающихся пятых классов городской и сельской школ

Функциональные системы респонденты

Обучающиеся городской местности (n = 14) Обучающиеся сельской местности (n = 10)

Сумма баллов по частоте Сумма баллов по силе выраженности Сумма баллов по частоте Сумма баллов по силе выраженности

Центральная нервная система 7.1±1.2 4.3±0.8 4.2±1.1 4.1±1.1

Дыхательная 3.9±0.6 3.4±0.8 6.1±1.4 5.6±1.5

Кровообращение 3.6±0.9 3.1+0.5 2.2±1.0 2.9±1.0

Кроветворение 3.9±0.8 3.6±0.7 4.1±1.0 3.0±0.9

Пищеварительная 2.6±0.4 2.6±0.6 3.2±0.5 2.8±0.6

мочевыделение и кожа 1.4±0.5 2.6±0.6 1.1±0.5 1.3±0.5

Эндокринная 2.0±0.3 1.4±0.4 1.7±0.7 1.7+0.7

Костно-мышечная 2.7±0.5 3.6±0.9 3.8±1.0 4.2±0.9

Лимфатическая 2.4±0.8 1.0±0.6 2.8±0.8 2.5±0.8

Иммунная 2.4±0.6 1.8+0.6 2.5±0.7 2.9±0.6

Периферическая нервная система 2.6±0.9 2.2±0.6 2.0±0.6 2.1±0.6

силу выраженности симптомокомплексов или показатель болезненности, при оценке состояния центральной нервной системы оказывается выше (11,5 баллов), чем у остальных исследуемых систем, что указывает на снижение функциональной активности ЦнС.

нами показано, что у школьников это снижение происходит в основном за счёт частоты встречаемости симптомов болезненности данной системы, нежели за счёт силы выраженности симптомов (табл. 2), что проявляется в повышенной утомляемости обучающихся, усталости, нервно-психическом перенапряжении, раздражительности, снижении физической работоспособности, нарушении сна в условиях города. Снижение работы ЦнС на фоне других исследуемых систем объясняется перестройками в организме школьников в связи с началом полового созревания и адаптационным стрессом при переходе из начального звена обучения в среднее. Адаптационные механизмы в этом возрасте до конца не сформированы, поэтому интенсивная умственная деятельность и высокое нервно-эмоциональное напряжение сопровождается активизацией всех функциональных систем организма, что может привести к усиленной работе вегетативной нервной системы и к перегрузке высшей нервной деятельности. Известно, что перенапряжение в высшей нервной деятельности приводит к изменениям в эмоциональной сфере и, как следствие, может стать звеном в возникновении психосоматических заболеваний [2].

Показано, что у сельских обучающихся, как и у городских, состояние функциональных систем организма по тесту В. Б. Войнова соответствует сумме баллов от 2.4 до 11.7, что характеризует высокий уровень функционирования всех исследуемых систем.

Однако у детей сельской школы отмечается некоторое напряжение работы отдельных функциональных систем. В частности, у сельских обучающихся сумма баллов по частоте встречаемости и силе выраженности симптомов болезненности оказывается выше, чем у городских сверстников: дыхательной системы (на 60 %), костно-мышечной (на 29 %), лимфатической (на 56 %) (0.3 < p < 0.2) (табл. 2). Кроме того, у сельских детей зарегистрировано больше случаев встречаемости симптомов болезненности ЛОр-органов (на 40 %). К тому же у сельских школьников отмечается более частое и сильное (в 2.1 раза, 0.3 < p < 0.2) проявление симптомов вегетососудистой дистонии, таких как утомляемость, головокружение, повышенная эмоциональная возбудимость, неустойчивость настроения, слабость, расстройство сна, обмороки, что, на наш взгляд, является свидетельством напряженного функционирования нервной и сердечно-сосудистой систем. Кроме того, причинами вегетососудистой дистонии у обучающихся могут быть депрессии, угнетенное настроение, истощение детского организма вследствие перенесенных острых, хронических заболеваний, нерациональное питание, активные физические нагрузки, а также гормональные перестройки организма в период полового созревания. Т. В. Егоровой с соавт. [7] также указано на функциональные нарушения сердечно-сосудистой системы у детей сельской местности, проживающих в условиях Севера. Исследователями выявлена достоверная разница в показателях работы сердечно-сосудистой системы, что проявляется в нарушениях ритма сердца у город-

Баллы 14 -i-

□ городская школа сельская школа

Функциональные системы организма

Рис. 1. Динамика уровня здоровья (в баллах) учащихся пятых классов городской и сельской школы по основным функциональным системам организма ^±mx)

12

10

8

в

4

2

0

ских школьников на 6.5 %, а также в большем количестве детей с артериальной гипертензией (на 3.27 %) [7].

Согласно С. м. Громбах [5], сердечно-сосудистая система чрезвычайно реактивна к воздействиям эмоционального напряжения. В нашем случае эмоциональное напряжение школьников 10—12 лет объясняется адаптационным стрессом при переходе из начального звена обучения в среднее: к увеличенному объёму информации, новому преподавательскому коллективу, новым предъявляемым требованиям учителей. Изменение системы обучения в школе объективно требует большого напряжения функциональных систем организма [2, 3], кроме того, учеба связана с эмоциональными стрессами при преодолении трудных учебных ситуаций [6].

Таким образом, воздействие указанных факторов на фоне сниженной адаптации организма нарушает работу периферической (вегетативной) нервной и сосудистой систем, что может приводить к изменению обмена веществ в тканях сердца и сосудов, и, как следствие, развитию неадекватной реакции даже на обычную нагрузку.

По мнению профессора А. У. Лекманова [9], сосудистые дистонии рассматриваются как заболевания, сопровождающиеся отклонением артериального давления от возрастных нормативов. Артериальное давление отражает прежде

всего состояние системы кровообращения и может являться одним из главных критериев оценки здоровья.

многочисленные отечественные и зарубежные исследования указывают на тот факт, что увеличение артериального давления (гипертензия) или его снижение (гипотензия) начинаются чаще в детском возрасте. Сведения, полученные нами при исследовании функционального состояния сосудистой системы школьников республики Коми, выявили более низкие величины артериального давления крови по сравнению с нормой (110—128 мм рт. ст., 70—84 мм рт. ст.). Так, у городских мальчиков и девочек показатели давления составили 104/70.05 мм рт. ст. и 102.5/67.4 мм рт. ст.; у сельских соответственно 99.4/61 мм рт. ст. и 97.7/58.9 мм рт. ст.

Причиной более высоких величин артериального давления у городских учащихся по сравнению с ровесниками в сельской местности, как показал опрос, является пониженная двигательная активность школьников городской местности. Так, гиподинамия среди сельских школьников была выявлена лишь у 1/3 детей, в то время как среди городских школьников составляет более 60 %.

наряду с этим школьники, проживающие в сельской местности, в меньшей степени испытывают неблагоприятное влияние окружающей среды (шум, загрязнение воздуха, воды, плохое питание, стрессы и др.), что, несомненно, благоприятно сказывается на их здоровье [11]. Так, нами показано, что у школьников сельской местности по сравнению с обучающимися городской школы частота и сила выраженности симптомов при оценке функционального состояния нервной системы оказывается ниже на 28 % (p < 0.3) (рис. 1).

Таким образом, изучение функционального состояния физиологических систем организма позволяет судить о состоянии организма обучающихся городской и сельской школы, что даёт возможность дифференцированного подхода к разработке и осуществлению мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию дезадаптивных нарушений, и является одним из важных условий сохранения и укрепления здоровья школьников.

* *

*

1. Агаджанян И. А., Баевский р. м., Берсенева А. П. Учение о здоровье и проблемы адаптации. М.; Ставрополь: Изд-во Ставроп. гос. ун-та, 2000. 203 с.

2. Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и паталогии. М.: медицина, 1979. 223 с.

3. Байтингер О. Е. Отношение молодежи к высшему образованию // Ананьевские чтения. Образование и психология. СПб., 2001. С. 71—73.

4. Войнов В. Б., Бугаев Л. А., Кульба С. И., Трушкин А. Г., Хренкова В. В., Золотухин В. В. Практикум по валеологии: практикум для высших учебных заведений. ростов н/Д: УИИИ валеологии РГУ, 1999. 193 с.

5. Громбах С. М. Школа и психическое здоровье учащихся. М.: Медицина, 1988. 272 с.

6. Давиденко Д. И., Щедрин Ю. И., Щеголев В. А. Здоровье и образ жизни студентов : учебное пособие для вузов. СПб.: СпбГУИТМО, 2005. 124 с.

7. Егорова Т. В., Саввина Н. В., Саввина А. Д., Лазарева А. А., Егорова М. Д., Павлова О. н. Сравнительный анализ состояния здоровья городских и сельских школьников республики Саха (Якутия) по результатам комплексного обследования в центре здоровья // rv конгресс с междунар. участием «Экология и здоровье человека на Севере». якутск: Северо-Восточный фед. ун-т им. м. К. Амосова, 2013. С. 253—258.

8. Казин Э. м., Блинова н. Г., Литвинова н. А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию : учебное пособие для вузов. м.: ВЛАДОС, 2000. 192 с.

9. Лекманов А. У. Артериальное давление у сельских школьников // здоровье детей : журналы издательского дома «1 Сентября». 2001. № 16. С. 6.

10. матвеева н. А., Кузмичев Ю. Г., Богомолова Е. С. и др. Динамика физического развития школьников нижнего новгорода // Гигиена и санитария. 1997. № 2. С. 26—28.

11. Сапин м. р., Брыксина з. Г. Анатомия и физиология детей и подростков : учеб. пособие для вузов. м.: Академия, 2000. С. 22—33.

12. Чумаков Б. н. Валеология : учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. м.: Педагогическое об-во россии, 1997. С. 407.

13. зайцева В. м. URL: www.dr-zaytsev.ru (дата обращения: 15.01.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.