Научная статья на тему 'Скрининговый экспресс-анализ сердца и функционального состояния организма старшеклассников'

Скрининговый экспресс-анализ сердца и функционального состояния организма старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
251
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / КОЭФФИЦИЕНТ ЗДОРОВЬЯ / EXPRESS-ANALYSIS / FUNCTIONAL CONDITION / MARK OF HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Роднаева Ольга Анатольевна, Малакшинова Зинаида Харитоновна

При оценке степени адаптации учащихся 11 класса к условиям повышенного напряжения, отмечаются нарушения показателей работы сердца, снижение коэффициента здоровья. Скрининговый экспресс-анализ состояния сердца свидетельствует о функциональном напряжении регуляторных систем, что является показателем снижения функционального состояния организма школьников и необходимости профилактический мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Роднаева Ольга Анатольевна, Малакшинова Зинаида Харитоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCREENING EXPRESS ANALYSIS OF HEART AND FUNCTIONAL CONDITION OF ORGANISM OF HIGH-GRADE STUDENT

In estimation of degree of adaptation of students of 11 grade to the conditions of raised voltage breaches of factors of heart work, reduction of the factor of health are revealed. Skrining express-analysis of condition of heart indicatеs voltage of regulational systems, that is the factor of reduction of functional condition of organism of students and the necessity of preventive actions.

Текст научной работы на тему «Скрининговый экспресс-анализ сердца и функционального состояния организма старшеклассников»

УДК 616.12-008 О.А. Роднаева, З.Х. Малакшинова

СКРИНИНГОВЫЙ ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ СЕРДЦА И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СТАРШЕКЛАССНИКОВ

При оценке степени адаптации учащихся 11 класса к условиям повышенного напряжения, отмечаются нарушения показателей работы сердца, снижение коэффициента здоровья. Скрининговый экспресс-анализ состояния сердца свидетельствует о функциональном напряжении регуляторных систем, что является показателем снижения функционального состояния организма школьников и необходимости профилактический мероприятий.

Ключевые слова.'экспресс-анализ, функциональное состояние, коэффициент здоровья.

О.А. Rodnayeva, Z.H. Malakshinova SCREENING EXPRESS ANALYSIS OF HEART AND FUNCTIONAL CONDITION OF ORGANISM OF HIGH-GRADE STUDENT

In estimation of degree of adaptation of students of 11 grade to the conditions of raised voltage breaches offactors of heart work, reduction of the factor of health are revealed. Skrining express-analysis of condition of heart indicatеs voltage of regulational systems, that is the factor of reduction of functional condition of organism of students and the necessity of preventive actions.

Key words: express-analysis, functional condition, mark of health.

Влияние образовательного процесса на здоровье его субъектов определяется уровнем их адаптации к окружающей школьной среде, изучение его связано прежде всего с диагностикой функциональных состояний. В последние годы, по сведениям исследователей, у школьников (от 30 до 60 %) отмечаются нарушения со стороны вегетативной нервной системы, которой принадлежит важнейшая роль в жизнедеятельности организма. Вегетативные нарушения, среди которых ведущими являются нарушения работы сердечно-сосудистой системы, проявляются при физической и умственной перегрузке, так как это прежде всего резервы регуляторных и само-регуляторных механизмов, обеспечивающие адаптацию к действию факторов внешней среды [1, 4]. Учащиеся 11 класса, учитывая близость выпускных экзаменов, испытывают повышенную нагрузку, что в совокупности с возрастным риском формирования вегетативных нарушений может стать причиной изменения функциональных резервов организма. В связи с этим актуальной является оценка функционального состояния выпускников, прежде всего сердечнососудистой системы как индикатора работы вегетативной нервной системы.

Цель исследования: оценка функционально -го состояния организма старшеклассников методом анализа работы сердечно-сосудистой системы.

В работе проводили оценку и определение мас-со-ростовых показателей по методу О.Н. Моско-виченко (1999), частоты сердечных сокращений и артериального давления (АД) методом

Н.С. Короткова [2, 3]. Определение степени адаптации [5] системы кровообращения проводили методом расчета коэффициента здоровья (КЗ) по формуле:

KЗ = 0,011 х ЧСС + 0,014 х САД + 0,008х ДАД +

0,014 х В + 0,009 х М + 0,004 х П - 0,009 X Р - 0,273,

где ЧСС - число сердечных сокращений; САД - систолическое артериальное давление; ДАД - диастолическое артериальное давление; В - возраст (лет); М - масса тела; П - пол (мужской - 1, женский - 2); Р - рост (см).

Исследования по оценке функционального состояния организма методом анализа сердечного ритма выполнены на базе «Центра здоровья» Городского центра медицинской профилактики г. Улан-Удэ с помощью прибора нового поколения - компьютерной системы скрининга сердца «Кардиовизор», которая проводит компьютерный анализ электрической активности сердца и выдает текстовое заключение, указывающее на наличие или отсутствие патологических изменений. Полученный после компьютерной обработки «Портрет» сердца в норме имеет зеленоголубой цвет. При различных отклонениях от нормы цвет в области изменений меняется до желтого или красного. В дополнение к «портрету» формируется автоматическое заключение, содержащее информацию о выраженности отклонений, вероятной их причине и рекомендуемых действиях. Кроме того, система «Кардиови-зор» позволяет оценить вегетативный гомеостаз обследуемых.

Проведенные исследования показали, что 64 и 78% учащихся имеют нормальные показатели

ЧСС и АД соответственно (табл. 1). Однако отмечаются и нарушения артериального давления как в сторону уменьшения (21% учеников имеет склонность к понижению АД), так и повышения

(у 15% старшеклассников АД несколько повышено), что может свидетельствовать о нарушениях работы сосудистой системы.

Показатели состояния сердечно-сосудистой системы

Таблица 1

АД ЧСС

Оценка Показатели % учащихся Показатели % учащихся

САД ДАД

Физиологическая норма 106-135 60-80 64 60-84 78

Склонность к понижению 100-105 55-70 21 49-59 -

Несколько повышено (зона риска) 136-145 81-89 15 85-95 12

Результаты оценки степени адаптации сердечно-сосудистой системы свидетельствуют о том, что наиболее выражена у школьников 11 класса удовлетворительная адаптация системы кровообращения (57%). Однако адаптационные возможности организма при отсутствии систематических и целенаправленных оздоровительно-профилактических мероприятий постепенно снижаются, что ведет к развитию предболезнен-ных состояний, увеличению заболеваемости. Отмечено, что оптимальный уровень адаптации характерен только для 21,5% учеников, а также 14,3 и 7,2% учащихся имеют неполную и недостаточную степень адаптации сосудистой системы соответственно, что характеризует пониженный уровень здоровья и риск его нарушения.

Скрининговый экспресс-анализ состояния сердца позволяет выявить ранние изменения миокарда с помощью прибора нового поколения - компьютерной системы скрининга сердца

«Кардиовизор». Следует отметить, что полученный «Портрет» сердца у всех учеников в норме и имеет зелено-голубой цвет, что свидетельствует об отсутствии явных отклонений от нормы. Однако при этом отмечаются скрытые нарушения функционального состояния организма (рис. 1).

Таблица 2 Определение степени адаптации системы кровообращения

Значение КЗ % учеников Степень адаптации системы кровообращения

4 7,2 недостаточная

3 14,3 неполная

2 57,0 удовлетворительная

1 21,5 оптимальная

Рис. 1. Функциональное состояние регуляторных систем организма школьников

Как видно из рисунка, 45% из всех обследуе- рое является одним из подклассов состояния

мых характеризуются умеренным функциональ- физиологической нормы. При этом степень на-

ным напряжением регуляторных систем, кото- пряжения систем регуляции несколько повыше-

на не только при рабочих нагрузках, но и в условиях покоя, это означает, что функциональные резервы организма и его регуляторных систем, хотя и вполне достаточны для поддержания равновесия между организмом и средой, все-таки ограничены. Равновесие между организмом и средой в данном случае достигается минимальной «ценой». Для школьников, находящихся в данном подклассе функциональных состояний, особенно важно поддерживать баланс между адаптационными возможностями своего организма и стрессорным воздействием окружающей среды. Возникающий при нарушении такого баланса дефицит функциональных резервов ведет к росту степени напряжения регуляторных систем и переходу в класс предболезненных состояний.

В общем 37% школьников имеют оптимальный (10%) и нормальный (27%) уровень регуляции функционального состояния, что характеризует состояние физиологической нормы, и в этом случае какие-либо рекомендации по оздоровлению не требуются.

Следует отметить, что у 9% школьников отмечено резко выраженное напряжение, а также истощение (9%) регуляторных систем, что свидетельствует о выраженном усилении активности подкорковых нервных центров. В этом случае требуются не только профилактические, но и лечебные мероприятия на фоне возможной отмены или значительного уменьшения нагрузок. Возможно, состояние выраженного функционального напряжения обусловлено снижением функциональных резервов организма после выполнения напряженной работы. Если же это наблюдается в обычных условиях, то требуется серьезное внимание к своему здоровью.

Данные, полученные при оценке вегетативных изменений учеников, свидетельствуют о сохранности вегетативного гомеостаза у 55% учеников (рис. 2). При этом у 36% учащихся отмечается преобладание парасимпатической нервной системы, что связано с низкой активацией симпатического отдела вегетативной нервной системы вследствие снижения резервных возможностей организма (после перенесенного заболевания, перенапряжения) и является наи-

более частым изменением работы вегетативной нервной системы старшеклассников.

вегетативный гомеостаз сохранен Рис. 2. Вегетативный гомеостаз школьников

Кроме того, у 9% школьников наблюдается преобладание симпатической нервной системы, т.е. активность симпатического отдела вегетативной нервной системы относительно велика. Это бывает связано с наличием факторов, вызывающих чрезмерную активацию СНС (возбуждение подкорковых центров, раздражение спинномозговых симпатических узлов), либо вследствие патологических изменений в организме.

В целом проведенные исследования свидетельствуют об изменении функционального состояния учеников 11 класса на фоне напряжения и о необходимости проведения мероприятий для профилактики срывов систем адаптации к неблагоприятным факторам среды. Следует отметить, что в целях оценки динамики подобные исследования должны быть расширены и повторены непосредственно перед экзаменами и поступлением в вузы.

Литература

1. Бабенко Т.И., Каминская Н.И. Экспресс-оценка физического здоровья школьников, условий их обучения и воспитания. - Ростов-н/Д.: Об ИУУ, 1995. - 32 с.

2. Баевский Р.М. Валеология и проблемы самоконтроля здоровья человека в экологии человека. - Магадан: ВНЦ ДВО РАН, 1996. - 55 с.

3. Косованова Л.В., Мельникова М.М., Айзман Р.И. Скрининг-диагностика здоровья школьников и студентов. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях: учеб.-метод. пособие. - Новосибирск: Сиб. универ. изд-во, 2003. - 240 с.

4. Лозинский В. С. Учитесь быть здоровым. - Киев, 2003. - 152 с.

5. Московиченко О.Н. Практикум по валеологии. - Красноярск: КГТУ, 1999. - 228 с.

Роднаева Ольга Анатольевна - кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры зоологии БГУ, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а, тел.: 8(3012) 21-03-48, e-mail: biology001@mail.ru

Малакшинова Зинаида Харитоновна - кандидат медицинских наук, главный врач городского центра медицинской профилактики, г. Улан-Удэ, 670000, ул. Куйбышева, 17, тел.: 8(3012) 55-97-45, e-mail: gcmp07 @mail.ru

Rodnayeva Oga Anatolievna - cand. of biological sci., senior teacher of department of zoology, BSU, 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a, tel.: 8(3012)210348, e-mail: biology001@mail.ru

Ma/aksAinovaZinaida ffaritonovna- cand. of medical. sci., chief doctor of municipal centre of medical preventive maintenance of Ulan-Ude, 670000, Kuybisheva str., 17, tel.: 8(3012) 55-97-45, e-mail: gcmp07@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.