Научная статья на тему 'Показатели работы функциональных систем организма обучающихся в вузе'

Показатели работы функциональных систем организма обучающихся в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
643
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ / СТУДЕНТЫ / АДАПТАЦИЯ К УЧЕБНЫМ НАГРУЗКАМ / LEVEL OF HEALTH / STUDENTS / ADAPTATION TO TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Репина Екатерина Николаевна, Рогачевская Ольга Васильевна

Исследовано состояние здоровья студентов университета 1-го и 3-го курсов с помощью тестов В. Б. Войнова и др. Показана адаптация студентов к психофизиологическим нагрузкам в вузе в течение первых трех лет обучения. Выявлено, что к 3-му курсу у юношей происходит улучшение показателей работы нервной системы, кроветворения и пищеварительной систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Репина Екатерина Николаевна, Рогачевская Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF BODY FUNCTIONAL SYSTEMS OF THE UNIVERSITY STUDENTS

A health level of 1and 3-year students was examined with Voinov's test. The adaptation to psychophysiological stresses during first 3 years of education was revealed. It was shown, that the nervous and the digestive systems and the system of hematopoiesis had become more adaptive to the end of the third year of education.

Текст научной работы на тему «Показатели работы функциональных систем организма обучающихся в вузе»

ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА

ОБУЧАЮЩИХСЯ в вузе

RESEARCH OF BODY FUNCTIONAL SYSTEMS OF THE UNIVERSITY

STUDENTS

Е. Н. Репина, О. В. Рогачевская

E. N. Repina, О. V. Rogachevskaya

Исследовано состояние здоровья студентов университета 1-го и 3-го курсов с помощью тестов В. Б. Войнова и др. Показана адаптация студентов к психофизиологическим нагрузкам в вузе в течение первых трех лет обучения. Выявлено, что к 3-му курсу у юношей происходит улучшение показателей работы нервной системы, кроветворения и пищеварительной систем.

A health level of1- and 3-year students was examined with Yoinov’s test. The adaptation to psychophysiological stresses during first 3 years of education was revealed. It was shown, that the nervous and the digestive systems and the system of hematopoiesis had become more adaptive to the end of the third year of education.

Ключевые слова: уровень здоровья, студенты, адаптация к учебным нагрузкам.

Keywords: level of health, students, adaptation to training.

введение

В настоящее время всё чаще говорится об ухудшении состояния здоровья молодёжи. В работах исследователей показано ухудшение состояния здоровья обучающихся и высокие темпы прироста заболеваемости [3, 5]. вместе с тем подрастающее поколение является будущим социально-экономическим, интеллектуальным, творческим потенциалом страны.

усложнение программы в современной школе и интенсификация учебно-воспитательного процесса обусловливают повышение требований к функциональному состоянию детского организма. в этих условиях возникла необходимость в изучении факторов, формирующих здоровье школьника, и в разработке комплекса оздоровительных мероприятий для данной группы населения. Способность школьника к выполнению социальных функций (освоение общеобразовательных дисциплин, трудовое обучение и физическое воспитание) тесно связана с его физическими и нервно-психическими показателями. последние, кроме того, отражают основную особенность организма детей и подростков — быстрый рост и развитие. Оценка состояния здоровья школьников должна предусматривать комплексный подход ис-

следования — обязательное определение уровня достигнутого физического, нервно-психического развития, а также степень функционирования организма, т. е. состояние функциональных систем. Оценка физического развития должна осуществляться по совокупности всех морфологических и функциональных признаков с учетом других показателей здоровья.

цель работы — определить уровень здоровья обучающихся в республике коми на основе тестовых данных о работе основных функциональных систем организма.

Материал и методы

в ходе комплексной работы проанализирован уровень здоровья у одних и тех же студентов-добровольцев 1-го и 3-го курсов (юноши n=20) на основе тестовых данных оценки работы основных функциональных систем организма. тест «Оценка индивидуального уровня здоровья по основным функциональным системам организма» [2] включает 10 вопросов по каждой из основных систем организма: центральной и периферической нервной системе, системе органов дыхания, кровообращения, кроветворения, пищеварения, мочевыделения и кожи, эндокринной, костно-мышечной, лимфатической, иммунной системе. кроме того, оценивалось состояние так называемых лор-органов — органов уха, горла, носа.

Для оценки состояния работы каждой системы выводится интегральный коэффициент (сумма баллов по частоте и силе выраженности) или показатель болезненности, который и является индикатором степени неблагополучия в том или ином блоке симптомокомплексов, а следовательно, и уровня здоровья (табл. 1). количество баллов определяется частотой встречаемости (отсутствует — 0 баллов, редко — 1, часто — 2, постоянно — 3 балла) и силой выраженности (слабо — 1 балл, умеренно — 2, сильно — 3 балла) наиболее характерных симптомов болезненности по каждой из исследуемых систем организма. Сумма баллов по каждому блоку вопросов соответствует уровню здоровья.

таблица 1

Сумма баллов, характеризующих уровень здоровья

Сумма баллов Уровень здоровья

От 0 до 12 Высокий - 1

От 13 до 24 Выше среднего - 2

От 25 до 36 Средний - 3

От 37 до 48 Ниже среднего - 4

От 49 до 60 и выше Низкий - 5

Примечание. n — число студентов; разница изменений работы функциональных систем у студентов на 1-м и 3-м курсе приp < 0.001****;p < 0.01***;p < 0.02**;p < 0.05*.

Статистическую обработку данных проводили по общепринятым программам, а также в редакторе Excel. вычисляли среднее арифметическое (x), стандартное отклонение (5), ошибку среднего (mx), достоверность различий определяли по t-критерию Стьюдента.

Результаты и обсуждение

Индивидуальное здоровье человека связано с понятием нормы [2]. Норму можно рассматривать как эволюционно сложившийся оптимальный диапазон колебаний показателей, характеризующих структурно-функциональное состояние организма, его органов и их систем.

Анализ теста индивидуальной оценки уровня здоровья по основным функциональным системам организма показал, что у юношей 1-го курса сумма баллов (по частоте и силе выраженности) каждой системы в отдельности колеблется от 0 до 12 баллов, что соответствует 1-му уровню здоровья организма, свидетельствующего о высоком уровне функционирования всех исследуемых систем организма студентов (табл. 2).

таблица 2

Сумма баллов или показатель болезненности основных функциональных системам организма студентов 1-го и 3-го курсов

Система органов Юноши

I курс n=20 III курс n=18

Центральная нервная 2.00+0.16 1.50+0.12***

Дыхательная 1.60+0.13 1.56+0.15

Кровообращение 1.25+0.10 1.06+0.06

Кроветворение 1.45+0.14 1.11+0.08**

Пищеварительная 1.35+0.11 1.00+0***

Мочевыделение и кожа 1.25+0.12 1.11+0.11

Эндокринная 1.15+0.11 1.00+0

Костно -мышечная 1.40+0.17 1.11+0.08

Лимфатическая 1.05+0.05 1.06+0.06

Иммунная 1.40+0.21 1.06+0.06

Периферическая 1.35+0.17 1.00+0.001**

Состояние лор-органов 1.45+0.14 1.17+0.09*

Примечание. n — число студентов; разница изменений работы функциональных систем у студентов на 1-м и 3-м курсе приp < 0.001****;p < 0.01***;p < 0.02**;p < 0.05*.

Однако степень работы центральной нервной системы юношей оказывается несколько ниже остальных исследуемых систем. Сумма баллов (по частоте и силе выраженности) по данной системе находится в пределах от 13—24 баллов, соответствующей 2-му уровню, и характеризует уровень здоровья как выше среднего (рис. 1).

показано, что у студентов в процессе учебной деятельности нарушаются функции многих систем организма. так, у 48 % учащихся колледжей и студентов вузов имеются различные заболевания, но наиболее часто обнаруживаются болезни органов пищеварения и лор-органов. по данным других авторов, 60.2 % учащихся колледжей и студентов вузов имеют различную соматическую патологию, среди которой на первое место выходят болезни нервной системы и органов дыхания, у 77 % учащихся колледжей и студентов вузов были выявлены признаки социально-психологической дизадаптации, в том числе у 37 % — депрессивные тенденции и у 20 %-признаки невротизации [8].

Рис.1. Уровень здоровья (в баллах) студентов 1-го курса (n = 20) по основным функциональным системам организма

в нашем исследовании увеличение показателя болезненности цНС у студентов происходит за счет частоты и силы выраженности симптомов заболеваний данной системы, что проявляется в повышенной утомляемости, усталости, раздражительности (табл. 3).

по мнению О. Е. Байтингера [1] смена системы обучения в школе и высшем учебном заведении объективно требует большого напряжения функциональных систем организма. Д. Н. Давиденко [5] отмечает, что учеба связана с эмоциональными стрессами при преодолении трудных учебных ситуаций. Особые перегрузки испытывают первокурсники. возможно, адаптационные механизмы в этом возрасте не до конца сформированы, поэтому интенсивная умственная деятельность и высокое нервно-эмоциональное напряжение сопровождается активизацией всех функциональных систем организма, что может привести к перегрузке вегетативной и высшей нервной деятельности, эмоциональной сферы и, как следствие, стать звеном в возникновении психосоматических заболеваний [6].

результаты сравнительного анализа уровня функционирования систем организма студентов 1-го и 3-го курсов показали, что у студентов 3-го курса, как и у студентов 1-го курса, работа практически всех исследуемых систем находится на относительно высоком уровне. при этом уровни функционирования данных систем организма у студентов 3-го курса, выше (рис. 2), чем у студентов 1-го курса (рис. 1). получается, что уровень здоровья студентов повышается от 1-го к 3-му курсу. так, у юношей на 3-м курсе по сравнению с 1-м оказываются достоверно (0.01 < p < 0.05)

Таблица 3

Уровень функционирования (в баллах) центральной нервной системы студентов

1-го курса

Симптомы болезненности Частота симптомов Сила выраженности симптомов

Повышенная утомляемость, усталость 1.10±0.10 1.70+0.15

Снижение физической работоспособности, слабость 0.85+0.13 1.21+0.18

Нарушение памяти, концентрации внимания 1.00±1.10 1.21+0.14

Устойчивое желание плакать по незначительному поводу 0.32+0.11 0.32+0.13

Повышенная нервозность, раздражительность 1.27+0.17 1.84+0.21

Нарушения сна 1.05+0.16 1.32+0.23

Понижение зрения больше чем на ±2.5 D 0.26+0.10 0.32+0.13

Понижение слуха 0.26+0.10 0.26+0.10

Приступы внезапной злости, агрессии 1.05+0.22 1.37+0.27

Депрессии (апатия, безразличие, отсутствие желания работать) 1.11+0.20 1.42+0.25

Рис.2. Уровень здоровья (в баллах) студентов 3-го курса (n = 18) по основным функциональным системам

выше показатели уровня работы таких систем, как центральная (25 %) и периферическая (25.9 %) нервная система, кроветворение (23.4 %), пищеварительная система (25.9 %), лучше состояние лор-органов (19.3 %).

у юношей 3-го курса отмечается достоверное (p<0.1) повышение уровня работы системы органов кровообращения, эндокринной, костно-мышечной и иммунной на 15.2 %, 13 %, 20.7 %, 24.3 % соответственно. Сердечно-сосудистая система чувствительна к воздействиям эмоционального напряжения: у студентов младших курсов изменения в период сдачи экзаменов выражены в большей степени, чем у старшекурсников [4]. кроме того, у юношей к 3-му курсу отмечается тенденция (р<0.3) к улучшению работы системы мочевыделения, сосудистой системы на 11.2 % и 28 % соответственно. Достоверных изменений в отношении показателей системы органов дыхания и лимфатической системы у юношей 3-го курса не обнаружено.

по данным в. Н. Соловьева [7], к 3-му курсу обучения большая часть студентов полностью адаптирована к учебным нагрузкам и окружающей среде за счет активации парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, что указывает на использование более экономного для организма пути адаптации.

таким образом, динамика физиологических, психологических показателей функционального состояния организма у студентов вуза указывает на общую закономерность изменения состояния регуляторных систем, отражающих напряжение адаптационных механизмов. к окончанию 1-го курса большинство показателей имеют отклонения от исходных значений, они начинают нормализовываться на 3-м курсе.

Отмеченная нами динамика показателей функционального состояния организма студентов свидетельствует о нарастании напряжения механизмов адаптации в период от поступления в вуз до конца 3-го курса обучения с последующим снижением напряжения механизмов адаптации к концу обучения.

Для преподавателей, в том числе преподавателей физкультуры, необходимо знать профилактические меры по сохранению правильного функционирования систем, которые изменяются у студентов в процессе учебной нагрузки.

изучение состояния здоровья студентов в динамике обучения дает возможность дифференцированного подхода к разработке и осуществлению мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию дезадаптивных нарушений, что является важным условием сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи.

Заключение. по результатам тестирования выявлено, что у обучающихся на 1-м курсе вуза юношей показатель работы исследуемых систем колеблется от 0 до 12 баллов, что расценивается как 1-й уровень здоровья студентов. к 3-му курсу обучения у юношей также сохраняется высокий уровень здоровья. Однако показатель уровня работы центральной нервной системы оказывается выше на 25 %, кроветворения — на 23.4 %, пищеварительной и периферической нервной систем — на 25.9 % и лор-органов — на 19.3 % (0.01 < p < 0.05) по сравнению с таковыми показателями студентов на 1-м курсе, что характеризует улучшение здоровья студентов от 1-го к 3-му курсу. полученные данные свидетельствуют об адаптации студентов к психофизиологическим нагрузкам в вузе в течение первых 3-х лет обучения.

1. Байтингер О. Е. Отношение молодежи к высшему образованию // Ананьевские чтения. Образование и психология. Спб., 2001. С. 71—73.

2. войнов в. Б., Бугаев л. а., кульба С. Н. и др. практикум по валеологии: практикум для высших учебных заведений. ростов н/Д: унии валеологии ргу, 1999. 193 с.

3. Геворкян Э. С., Даян А. в., Анамян ц. И. и др. Изменения некоторых психофизиологических показателей студентов в период экзаменационной сессии // Гигиена и санитария. 2002. № 3. 414 с.

4. Гришнова я. Б., шутова О. И., емельянова м. Ю. Социально-психологическое сопровождение студентов вуза в их профессиональной адаптации // матер. 2-й всерос. научн.-практ. конф. «физиология адаптации». волгоград, 2010. С. 294—297.

5. Давиденко Д. Н., щедрин Ю. Н., щеголев в. А. здоровье и образ жизни студентов: учебное пособие. Спб.: СпбГУИтмО, 2005. 124 с.

6. Дружилов С. А. профессионализм человека и критерии профессиональной адаптации // Объединенный научный журнал. 2003. № 1. С. 15—16.

7. Соловьев в. Н. влияние адаптации и мотивации учебной деятельности на успеваемость студентов // фундаментальные исследования. 2004. № 5 С. 81—83.

8. Сухарева Л. М. Профессиональная ориентация молодежи: медицинский и психологический аспекты // Гигиена и санитария. 2000. № 1. С. 48-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.