С О Ц И А Л ь Н А Я Э К О Л О Г И Я УДК 159.9
Е.А. Ботникова
соматический и психоэмоциональный статус учащихся общеобразовательных школ и гимназий города и СЕЛА
На основе исследования 615 городских и 654 сельских школьников проведена сравнительная оценка соматического и психоэмоционального состояния. Выявлено, что учащиеся городских школ и гимназий имели худшие показатели здоровья по сравнению с учащимися сельских учебных заведений такого же типа.
Ключевые слова: состояние здоровья, заболеваемость, комплексное исследование, соматический и психоэмоциональный статус.
В настоящее время внедрение инновационных технологий обучения происходит не только в городских, но и сельских школах. Компьютеризация и обучение по различным авторским программам требуют соблюдения гигиенических норм и правил ради сохранения здоровья учащихся (А.А. Баранов, 2002; В.Р. Кучма, 2003). Особенно влияют на формирующийся организм социальные, в том числе школьные факторы, воздействию которых дети подвергаются в течение продолжительного времени. Они представляют собой комплекс психических, психологических, эмоциональных и физических нагрузок. При неправильной организации обучения, несбалансированном режиме труда и отдыха, они наносят ущерб здоровью школьника, приводят к развитию функциональных и органических поражений, увеличивающихся со школьным стажем (М.В. Антропова и др. 1991; Е.П. Усанова, 1997; Л.А. Жданова и соавт., 1999; А.Г. Ильин с соавт., 2000). По мнению ряда авторов (Н.И. Латышевская с соавт. 1999; А.В. Леонов с соавт., 1999; Н.Н. Куинджи с соавт., 2001), простое соблюдение гигиенических требований к условиям и организации учебного процесса как в городе, так и на селе еще не является залогом сохранения и укрепления здоровья детей, испытывающих значительные физические и психологические нагрузки. Тем более, что строгое выполнение этих требований в силу экономических причин затруднено, а обучение - процесс непрерывный. Требуется выделение особой категории детей, составляющих группу риска. Выделение
таких детей, как и самих значимых факторов риска в дальнейшем требует выработки конкретных рекомендаций для лечения и оздоровления, выполняемых на индивидуальном и коллективном уровнях.
Состояние здоровья имеет еще одну сторону - это приспособление к постоянно меняющимся условиям жизни, или адаптацию (И.М. Воронцов, 1999); это есть результат взаимодействия организма с окружающей средой (Р.М. Баевский, 1989, 1997). В.Т. Казначеев (1980) определяет здоровье не как состояние, а как процесс сохранения и развития физиологических, биологических и психических функций, которые регулируются, по Э.М. Казину и соавт. (2001), «функциональными системами», включающими в себя нервные центры и исполнительные органы. Применение инструментальных методов исследования функциональных систем (ФС) в массовых исследованиях школьников затруднено, поэтому для экспресс-диагностики нервной и вегетативной регуляции предлагаются неинва-зивные подходы, в том числе и психодиагностика. Следует отметить, что оценка ФС организма также затруднена из-за отсутствия приборов, сложности процесса исследования и интерпретации полученных данных. Самооценочные психологические тесты, не уступая по своей информативности объективным методам исследования (А. Анастази, 1982), легко выполнимы и анализируемы, поэтому должны иметь предпочтение. Кроме того, психологические методы тестирования позволяют выявить тех детей, у которых изменения в процессе функционирования организма еще не обнаруживаются при объективном исследовании. Психологические тесты «срабатывают» на той стадии, когда у ребенка только возникает чувство «дискомфорта», нестабильности.
Выбор и отвергание цветов в тесте Люшера свидетельствуют о психофизиологическом состоянии испытуемого (Ю.И. Филимоненко, 1993; Г.Ф. Гатаутди-нова, Л.Ф. Гатаутдинова, 2002), являются возможностью диагностировать нервно-психическое благополучие, прогнозировать успешность поведения в стрессовой обстановке.
Экспресс-метод оценки теста Люшера у школьника включает в себя ответы на вопросы:
1) наличие или отсутствие на момент исследования признаков стресса по порядку расположения основных и дополнительных цветов;
2) о прогнозе готовности ребенка к длительной и успешной (продуктивной) деятельности по предпочтительности трех основных цветов (красного, желтого и зеленого);
3) о соответствии или несоответствии цветового ряда испытуемого «аутогенной норме», свидетельствующей о нервно-психическом благополучии или психоэмоциональном дискомфорте.
Целью нашего исследования явилось сравнение некоторых показателей, характеризующих состояние соматического здоровья и психоэмоционального статуса детей города и села, обучающихся по традиционной и инновационной программам.
Были проанализированы результаты медицинских осмотров, проведенных в городских школах, лицее и гимназии г. Ижевска, гимназии с. Якшур-Бодья и с. Малая Пурга и общеобразовательных школ пос. Игра, Мало-Пургинского
(д. Гожня) и Алнашского (д. Писеево) районов. В качестве групп сравнения были взяты дети городских общеобразовательных школ и гимназий. Всего нами были обследовано 615 детей города и 654 учащихся сельской местности (Табл. 1).
Таблица 1
Характеристика обследованных городских и сельских школьников по полу и типу образовательного учреждения
Пол Гимназия Общеобразовательная школа Итого
абс. число % абс. число % абс. число %
Село Д 173 54,6 189 56,1 362 55,4
М 144 45,4 148 43,9 292 44,6
Всего 317 100 337 100 654 100
Город М 154 47,9 142 48,3 296 48,1
Д 167 52,1 152 51,7 319 51,8
Всего 321 100 294 100 615 100
Результаты свидетельствовали о наличии достоверной разницы некоторых показателей соматического состояния школьников города и села (Табл. 2).
Таблица 2
Показатели заболеваемости гимназистов города и села (на 100 обследованных)
Группы заболеваний Признак Показатель
Болезни костно-мышечной Город 72,2
системы Село 60,7
Болезни органов Город 52,4
пищеварения Село 30,4
Примечание: Р - достоверность разницы показателей между учащимися города и села.
Наиболее распространенной среди школьников была патология костно-мышечной системы, чаще всего нарушение осанки, и органов пищеварения за счет дискинезии желчевыводящих путей и хронического гастрита. По обеим группам заболеваний у школьников города показатели выше по сравнению с учащимися села, р< 0,001.
По интегральному показателю комплексной оценки состояния здоровья -группам здоровья - были обнаружены следующие данные (Табл. 3).
Выявлены существенно худшие показатели городских учащихся по сравнению с сельскими школьниками: детей с хроническими заболеваниями было значительно больше в городе, чем на селе, как в целом, р<0,001, так и между мальчиками, р<0,001, и между девочками, р<0,001. Соответственно, функциональные отклонения чаще обнаруживались у детей сельской местности по сравнению с городскими, р<0,001.
Таблица 3
Распределение детей по группам здоровья города и села (на 100 осмотренных)
Группы здоровья Село, п=654 Городу, п=615
М Д Все М Д Все
I 9,3 4,2 6,9 0,9 1,9 0,5
II 78,1 80,6 79,2 36,9 31,1 34,1
III 12,7 13,2 12,9 63,1 67,0 59,5
IV 0 2,1 0,9 2,7 1,9 2,3
Примечание: Р<0,001.
Р - достоверность разницы показателей между учащимися города и села.
Отклонения в психоэмоциональном статусе отображены в таблице 4.
Таблица 4
Показатели нарушений психоэмоционального статуса по тесту Люшера (на 100 обследованных )
Общеобразо-
Показатель Признак Гимназия вательная школа
Наличие признаков Город 54,6±2,8 51,8 ±2,9
стресса Село 87,4±1,9 62,4±2,4
Р < 0,001 > 0,05
Отсутствие готовности к длительной продуктивной деятельности Город Село 53,8± 2,8 96,8±1,0 50,6 ±2,9 89,3±1,7
Р < 0,001 < 0,001
Отклонение от аутогенной Город 51,8± 2,8 54,9±2,9
нормы Село 90,6±1,6 63,4±2,6
Р < 0,001 > 0,05
Примечание: Р - достоверность разницы показателей между учащимися городских и сельских гимназий и общеобразовательных школ.
Наличие признаков стресса, отсутствие готовности к продуктивной деятельности и психологический дискомфорт в виде отклонения от «аутогенной нормы» выявлены более чем у половины городских гимназистов; при этом показатели гимназистов, обучающихся в сельской местности, оказались худшими по сравнению с городскими, р<0,001. Подобные соотношения выявлены и при сравнении учащихся общеобразовательных школ. Признаки стресса были обнаружены у 62,4 ± 2,4% сельских детей с обычной формой обучения и, несколько реже, в 51,8 ± 2,9 % - у городских учеников общеобразовательных школ, р>0,05. Отсутствие готовности к деятельности существенно чаще сопутствовало также учащимся села, чем городским школьникам, обучающимся по
общеобразовательной программе, 89,3 ± 1,7 % против 50,6 ± 2,9 %, р<0,001, соответственно. В отношении отклонений от аутогенной нормы выявлены такие же тенденции, но без существенной разницы, р>0,05.
Таким образом, причину неблагополучной тенденции в психоэмоциональном статусе детей и прогнозе успешности можно связать с отрицательными воздействиями школьной и внешкольной среды, снижением способности адаптации детей к возрастающим социальным и психологическим нагрузкам. Соматическое и психоэмоциональное состояние учащихся требует коррекционных мероприятий, причем особенно у детей инновационных школ сельской местности. Необходима интеграция усилий всех участников образовательного процесса педагогов, психологов и медицинских работников.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Антропова, М.В. Изменения психофизиологических и вегетативных показателей у старшеклассников в процессе дифференцированного обучения / Антропова М.В., Кузнецова Л.М., Бородкина Г.В. // Физиология человека. - 1991. - Т. 17. - № 5. - С. 12-17.
2. Усанова, Е.П. Состояние здоровья школьников, новые формы организации медицинской помощи, профилактической и оздоровительной работы в школе.: Автореф. дисс. ... докт. мед. наук / Усанова Е.П. - Н. Новгород, 1997. - 43 с.
3. Жданова, Л.А. Динамика состояния здоровья первоклассников, обучающихся по экспериментальным программам / Жданова Л.А., Беляшина Н.О., Сорокина А.В. // Гигиена детей и подростков на пороге третьего тысячелетия. Основные направления развития: Материалы Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - М., 1999. - С. 151.
4. Ильин, А.Г. Функциональные возможности организма и их значение в оценке состояния здоровья подростков / Ильин А.Г., Агапова А.Л. // Гигиена и санитария. -2000. - № 5. - С. 43-46.
5. Латышевская, Н.И. Организация учебного процесса в общеобразовательных учреждениях нового типа - фактор риска для здоровья учащихся / Латышевская Н.И., Давыденко Л.А., Королева А.А. // Гигиена детей и подростков на пороге третьего тысячелетия. Основные направления развития: Материалы Всеросс. научн.-практ. конф. с междунар. участием. - М., 1999. - С. 140.
6. Динамика состояния здоровья школьников начальных классов в условиях современных образовательных учреждений / Леонов А.В., Богомолова Е.С., Казакова В.Н. и др. // Гигиена детей и подростков на пороге третьего тысячелетия. Основные направления развития: Материалы Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - М., 1999. - С. 152.
7. Куинджи, Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников / Куин-джи Н.Н. // Методическое пособие. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 139 с.
8. Воронцов, И.М. Здоровье и нездоровье ребенка как основа профессионального мировоззрения и повседневной практики детского врача / Воронцов И.М. // Российский педиатрический журнал. - 1999. - № 2. - С. 6-13.
9. Баевский, Р.М. Оценка и классификация уровней здоровья с точки зрения теории адаптации / Баевский Р.М. // Вестник Академии мед. наук СССР. - 1989. - № 8. - С. 73-78.
10. Казначеев, Л.Ф. Адаптационные возможности учащихся начальных классов / Казначеев Л.Ф., Ростовцева Е.Е., Ландайс Я.Я. // Материалы конгресса педиатров России. - М., 1999. - С. 232-233.
11. Комплексный подход к оценке функциональных состояний человека. Сообщение I. Методология диагностики функциональных состояний человека / Казин Э.М., Анисова Е.Н., Галеев А.Р. и др. // Физиология человека. - 2001. - Т. 26. - № 2. - С. 112-121.
12. Анастази, А. Психологическое тестирование / Анастази А. - М., 1982. - 224 с.
13. Филимоненко, Ю.И. Цветовой тест Люшера. Модификация «попарные сравнения» (методическое руководство) / Филимоненко Ю.И. - СПб., 1993. - 49 с.
14. Гатаутдинова, Г.Ф. Особенности психологического статуса у детей с вегетативной дистонией в зависимости от наличия отягощенной наследственности по артериальной гипертензии / Гатаутдинова Г.Ф., Гатаутдинова Л.Ф. // Материалы Всеросс. научн.-практ. конф. - Пермь, 2002. - С. 72-74.
15. Кучма, В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий / Кучма В.Р. - М., 2001. - 275 с.
Поступила в редакцию 17.03.2010
E.A. Botnikova
Somatic and psychoemotional status of students in comprehensive schools and gymnasiums of a city and village
On the basis of study of 615 city and 654 village students the comparative assessment of somatic and psychoemotional state was made. It was found out that students in city schools and gymnasiums had worse level of health than students in village schools.
Key words: level of health, sickness rate, complex study, somatic and psychoemotional status.
Ботникова Елена Аркадьевна,
кандидат медицинских наук, ГОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия»
г. Ижевск E-mail: [email protected]