О ВОЗМОЖНОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ
У СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «МИНИ-ФУТБОЛ - В ВУЗЫ»
© Иргашева И.А.*
Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова
г. Ишим
Ежедневные тренировочные занятия, участие в соревнованиях развивают те функции (физические и психические), которые лежат в основе спортивной деятельности. Поэтому тот факт, что спорт входит в систему видов деятельности, имеет большое значение для развития и совершенствования личности. Несомненно, ценность личности определяется и результатами деятельности. Общество дает высокую оценку человеку с такими, например, титулами, как заслуженный мастер спорта, чемпион или рекордсмен мира.
Ключевые слова мотив, спортивная мотивация, «мини-футбол - в вузы».
В спортивной деятельности, как и в любой другой, человек создает сам себя: о нем судят по его действиям, по его активности в спорте.
Анализ деятельности личности неразрывно связан с анализом мотивов её деятельности.
Ильин Е.П. утверждает, что мотив - это осознанная причина активности человека, направленной на достижение цели. Мотив - сложное психическое образование, которое начинает формироваться под влиянием возникающей у человека потребности [1]. Смирнов А.В. под мотивом понимает конкретный или же отвлеченный объект, удовлетворяющий потребность [4].
Однако, в современной образовательной среде, особенно в сфере ФКиС наблюдается снижение интересов и потребностей в занятиях спортом. У студентов отсутствует мотивация к занятиям ФКиС. Данный факт подтверждается многими исследования [3], в том числе и проводимых в ИГПИ им. П.П. Ершова: пропуски занятий ФК, неудовлетворенность студентов организацией ФК в вузе, снижающийся уровень здоровья студентов, большая популярность в студенческой среде компьютерных игр, социальных сетей и т.п.
Таким образом, налицо проблема исследования - какие условия, средства, методы формирования адекватной спортивной мотивации у студентов наиболее эффективны в современных условиях развития высшей школе.
Исследуемая тема, на наш взгляд, является актуальной, так как мотива-ционная сфера является основным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отражает интерес к занятиям, активное осоз-
* Студент. Научный руководитель: Поливаев А.Г., старший преподаватель кафедры ТиМФК.
нанное отношение к осуществляемой деятельности, поэтому так важно с началом обучения формировать необходимые для рационализации учебной деятельности и повышение эффективности педагогических воздействий мотивы, отличающиеся высокой степенью интереса к занятиям физической культурой и убежденностью в целесообразности этих занятий.
Цель исследования: определение эффективных условий, средств и методов формирования спортивной мотивации у студентов путем реализации программы «Мини-футбол - в вузы».
Объект исследования: процесс формирования мотивации у студентов педагогического вуза к занятиям физической культурой и спортом (ФКиС).
Предмет исследования: формирование мотивации к занятиям ФКиС с помощью реализации программы «Мини-футбол - в вузы» в педагогическом вузе.
Для достижения цели исследования можно выделить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать содержание программы «Мини-футбол в школу» и ее возможности в формировании мотивации студентов в сфере ФКиС.
2. Изучить исходный уровень мотивации к занятиям ФКиС у студентов педагогического вуза.
3. Определить влияние реализуемой программы «Мини-футбол в вузы» на формирование мотивации у студентов к занятиям ФКиС.
В процессе деятельности нами была выдвинута гипотеза исследования: предполагается, что участие в мероприятиях программы «Мини-футбол - в вузы», реализованных в учебно-воспитательном процессе вуза, сформирует адекватную мотивацию у студентов к занятиям ФКиС; сформирует понимание ценностей здоровья, ФКиС; повысит уровень физической подготовленности и здоровья обучающихся.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы нами был использован комплекс методов: анализ научно - методической литературы, тестирование, анкетирование, математико-статистическая обработка результатов.
Базой исследования являются студенты 1-5 курсов ИГПИ им. П.П. Ершова, участвующие в программе «Мини-футбол - в вузы», спортивно-массовых мероприятиях спортивного клуба ИГПИ.
Для изучения уровня сформированности спортивной мотивации студентов педагогического вуза мы использовали опросник Г. Д. Бабушкина (2005), состоящий из 80 вопросов, касающихся отношения опрашиваемых к тем или иным проблемам спортивной подготовки, результативности тренировочного и соревновательного процессов. Анкета раздавалась каждому испытуемому, который письменно выбирал соответствующий ответ. В анкетировании приняли участие 25 студентов ИГПИ им. П.П. Ершова, участвовавших в реализации программы «Мини-футбол - в вузы» в ИГПИ.
Исследование проводилось на базе ИГПИ им. П.П. Ершова, в нем приняли участие 20 студентов 1 -5 курсов различных факультетов вуза, участвовавших в мероприятиях по реализации программы «Мини-футбол - в вузы». Исследование проводилось в 3 этапа (с мая по октябрь 2013 г.):
Нами было проведено изучение уровня сформированности спортивной мотивации студентов с использованием анкеты Г.Д. Бабушкина (2005). Анкета состоит из 80 вопросов, на которые респонденты отвечали письменно, выбирая тот или иной соответствующий ответ (от 1 до 5). Затем результаты анкетирования были обработаны с помощью математико-статистических методов (подсчет среднего арифметического, процентного содержания).
Результаты анкетирования позволили нам судить об исходном уровне сформированности мотивации студентов педагогического вуза. Результаты представлены в таблице.
Таблица 1
Показатели исходного уровня сформированности мотивации студентов педагогического вуза (п = 20)
фамилия К1 К2 КЗ К4 К5 К6 К7 К1 + К2 / 2 КЗ + К4 + К5 / 3 К6 + К7 / 2
Ч.И. 4,2 4 4,8 4,4 5 4,4 4,8 4,1 4,7 4,6
У.Е. 3,7 3,7 3,4 4,3 4,3 3,1 3,4 3,7 4 3,25
С.Е. 4,4 4,5 4,2 4,8 5 3,9 4,7 4,45 4,6 4,3
К.М 4,5 4,7 4,7 4,9 4,7 4,9 5 4,6 4,7 4,45
К.А 3,4 2,5 3,7 4,4 4,8 3,6 3,3 2,95 4,3 3,45
Г.В. 3,7 5 4,5 3,6 4 3 3,4 4,35 4,03 3,2
Ф.А. 3,6 3,1 4 4,9 4,7 4,4 3,3 3,35 4,9 3,85
Е.Р. 4,1 3,5 3,2 4,3 4,5 3,5 3,9 3,8 4 3,7
БА. 3,7 3,3 3,8 3,8 3,5 3,5 4,2 3,5 3,7 3,85
Б.С 4,3 4,4 4 4 5 4,1 3,4 4,35 4,3 3,75
И.Д. 4,2 4,75 4,4 4,7 4,5 3,5 4,4 4,5 4,5 3,95
М.А. 4,2, 4,7 4,9 4,2 4 4 4,4 4,45 4,3 3,75
Ч.А. 4 4 4 4 4,6 3,8 4,2 4 4,2 4
Г.А. 3,7 3,5 2,8 4 4 3,8 3,4 3,3 3,6 3,6
С.О. 3,6 3,6 4,2 4,9 5 4,1 4,5 3,6 4,7 4,25
Г.Р. 4 4,2 4,1 4,5 4 4,3 4,5 4,1 4,2 4,1
М.И. 3 ,3 3,9 3,9 4,5 4,1 4,4 2,65 4,1 4,25
М.А. 4 4 4 4,1 2 4,4 5 4 3,3 4,7
Ф.А. 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4
М.Д. 4 3,6 4,4 4,9 5 3,8 4,4 3,8 4,7 4,1
В среднем 3,9 3,9 4,05 4,3 4,4 3,9 4,1 3,877 4,24 3,955
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о среднем уровне сформированности мотивации у занимающихся. Так, средние показатели по отдельных блокам (К) не превышают 4 баллов, а отдельные составляющие мотивации студентов также колеблются около показателей 4 балла.
В целом, можно утверждать, что показатели мотивации испытуемых находятся на среднем уровне, что свидетельствует об имеющихся резервах ее повышения. Мы считаем, что для студентов, занимающихся спортом, и в
частности футболом, таким механизмом повышения мотивации служит участие в массовых спортивно-оздоровительных мероприятиях, совершенствующих их спортивную подготовленность.
Нами был составлен ряд мероприятий в рамках программы «Мини-футбол - в вузы», в который вошли: чемпионат города по мини-футболу, универсиада по мини-футболу, кубок города по мини-футболу, Мини-футбол вузы, областные соревнования по мини-футболу, а так же разработана учебная программа по физической культуре на базе мини-футбола.
Мы считаем, что этот ряд мероприятий в конечном итоге повлияет на:
- формирование спортивной мотивации студентов;
- пропаганды и популяризации занятий физической культурой и спортом;
- развития спортивно-массовой работы в ВУЗах города;
- привлечения студенческой молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
- определения сильнейших спортсменов и студенческих команд по видам спорта.
Проведенное нами исследование позволяет на данном этапе сформулировать следующие выводы:
1. Анализ доступной литературы позволил нам определить различные подходы к формированию мотивации студентов-спортсменов. Основными из них являются - перспектива достижения высоких спортивных разрядов, привлечение к участию в соревнованиях, достижения и успехи великих спортсменов, демонстрируемые юным спортсменам и т.п.
Однако в настоящее время существует ряд препятствий для формирования мотивации спортсменов и их привлечения к спортивным занятиям: социальные сети, компьютерные игры, возможности отдыха в клубах и центрах. Поэтому наблюдается снижение интереса к спорту в студенческой среде.
В течение последних 3-4 лет в России проводится программа развития мини-футбола, включающая программы «Мини-футбол - в школы». «Мини-футбол - в вузы». Мы считаем, что привлечение молодежи к данной программе позволит повысить интерес к спорту, сформировать мотивацию и достичь высоких спортивных результатов. Данная программа действует в течение годичного цикла и предполагает проведение соревнований по мини-футболу среди студентов в двух лигах «Золотая лига» и «Серебряная лига» с выходом команд в последующий этап и финалом лучших студенческих команд России.
2. Анкетирование студентов позволило выявить исходный уровень их спортивной мотивации. Анализ данных свидетельствует о среднем уровне сформированности мотивации - средний балл по разным блокам составляет от 3 до 4 баллов. Мотивация включает 3 компонента - побудительные основания, базисные основания, процессуальные основания. Анализ данных показал преобладание базисных оснований мотивации, которые отражают степень заинтересованности спортсмена в благоприятных социальных ус-
ловиях спортивной деятельности; степень заинтересованности спортсмена в накоплении знаний / специальных / и навыков; степень заинтересованности спортсмена в отсутствии болевых ощущений.
3. На данном этапе эксперимента наблюдается средний уровень сфор-мированности мотивации студентов. Мы считаем, что существуют резервы для повышения мотивации путем участия в программе «Мини-футбол - в вузы». В дальнейшем при реализации и участии в данной программе усилится побудительные основания мотивации спортсменов, которые могут существенно повлиять на спортивный результат и эффективность спортивной подготовки.
Список литературы:
1. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: учебник для институтов и факультетов физической культуры / Е.П. Ильин. - СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - 486 с.
2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2006. -508 с.
3. Поливаев А.Г. Формирование профессионально-педагогических умений у студентов факультета физической культуры педагогического вуза на основе индивидуализации обучения: монография / А.Г. Поливаев. - Ишим: издательство ИГПИ им. П.П. Ершова, 2012. - 148 с.
4. Смирнов А.В. Формирование мотивации учебной деятельности у студентов технического вуза / А.В. Смирнов // Психология, социология, педагогика. - 2012. - № 6.
ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
© Каерова Е.В.*, Чумаш В.В.*
Тихоокеанский государственный медицинский университет Минздрава России, г. Владивосток Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,
г. Владивосток
В статье рассматриваются вопросы по проведению занятий по физическому воспитанию у студентов специального учебного отделения с позиции инновационного подхода. Анализ и интерпретация результа-
* Заведующий кафедрой Физической культуры и спорта Тихоокеанского государственного медицинского университета Минздрава России, кандидат педагогических наук.
* Доцент кафедры «Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа» Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, доцент.