Научная статья на тему 'Влияние мотивации студентов на эффективность занятий физической культурой и механизмы ее формирования в современной молодежной среде'

Влияние мотивации студентов на эффективность занятий физической культурой и механизмы ее формирования в современной молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ / МИНИ-ФУТБОЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иргашева И.А.

Автором рассматривается актуальная проблема формирования и подержания мотивации студентов к занятиям физической культуры в вузе. Изучены ведущие мотивы студентов к физкультурно-спортивной деятельности и их влияние на результативность процесса физического воспитания. Кроме этого, автором предложен один из механизмов формирования мотивации, основанный на внедрении средств мини-футбола в учебный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иргашева И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние мотивации студентов на эффективность занятий физической культурой и механизмы ее формирования в современной молодежной среде»

Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -2014. - № 37. - С. 152-156.

3. Губернский А.Н. Возрастные изменения скоростно-силовой подготовленности у юных футболистов и школьников различных соматических типов / А.Н. Губернский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгаф-та. - 2011. - Т. 74, № 4. - С. 45-49.

4. Индивидуализация физической подготовки студентов на основе учета особенностей телосложения [Текст] / Л.Г. Стамова [и др.] // Культура физическая и здоровье. - 2009. - № 5. - С. 31-33.

5. Поливаев, А.Г. Совершенствование системы подготовки учителя физической культуры в педагогическом вузе [Текст] / А.Г. Поливаев // Высшее образование в России. - 2013. - № 11. - С. 134-137.

6. Поливаев, А.Г. Экспериментальное обоснование модели спортивно-ориентированного физического воспитания в общеобразовательной школе [Текст] / А.Г. Поливаев // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. - 2012. - № 5-3(5). - С. 47-49.

7. Попичев М.И. Развитие прыгучести у волейболистов 14-15 лет с учетом индивидуальных морфофункциональных особенностей / М.И. Попичев // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 11. - С. 45-48.

8. Селиверстов В.С. Особенности развития скоростно-силовых способностей волейболисток 16-18 лет на основе динамического метода // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2014. - № 26. - С. 109-113.

9. Фомичева, Н.В. Технологии и подходы к организации учебного процесса по физической культуре в современной системе физкультурного образования [Текст] / Н.В. Фомичева, А.Г. Поливаев, Н.А. Волохина, А.Н. Родионов // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 6. - С. 61-64.

ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

© Иргашева И.А.*

Ишимский государственный педагогический институт, г. Ишим

Автором рассматривается актуальная проблема формирования и подержания мотивации студентов к занятиям физической культуры в вузе. Изучены ведущие мотивы студентов к физкультурно-спортивной деятельности и их влияние на результативность процесса физического

* Студент кафедры Теории и методики физической культуры.

воспитания. Кроме этого, автором предложен один из механизмов формирования мотивации, основанный на внедрении средств мини-футбола в учебный процесс.

Ключевые слова: мотивация, мотивы, физическая культура личности, механизм формирования мотивации, мини-футбол.

Актуальность исследования. Физическая культура и спорт (ФКиС) являются специфической сферой деятельности человека. Она имеет свой творческий характер. В нашей стране физическая культура и спорт определяются менталитетом граждан и направлены на удовлетворение как общественных, так и личных потребностей россиян.

Известно, что психика, сознание человека, личность в целом не только проявляются, но и формируются в деятельности. Ежедневные тренировочные занятия, участие в соревнованиях развивают те функции, которые лежат в основе физкультурной и спортивной деятельности. Поэтому тот факт, что физкультурно-спортивная деятельность входит в систему видов деятельности, имеет большое значение для развития и совершенствования личности. Несомненно, ценность личности определяется и результатами деятельности. Общество дает высокую оценку человеку с такими, например, титулами, как заслуженный мастер спорта, чемпион или рекордсмен мира.

Анализ деятельности личности неразрывно связан с анализом мотивов её деятельности.

Ильин Е.П. утверждает, что мотив - это осознанная причина активности человека, направленной на достижение цели. Мотив - сложное психическое образование, которое начинает формироваться под влиянием возникающей у человека потребности [1, 2]. Леонтьев А.Н. под мотивом понимает конкретный или же отвлеченный объект, удовлетворяющий потребность [5].

Выбранная проблема исследования актуальна в связи с наблюдаемыми в последнее время изменениями отношений современной молодежи к здоровому образу жизни и физической культуре. Активно внедряются информационно-коммуникационные технологии, компьютерные программы и игры, гаджеты, позволяющие мгновенно выходить в интернет и проводить время за играми и виртуальным общением в социальных сетях. Физическая культура (ФК) современной молодежи стала не интересна.

Мотивационная сфера отражает интерес к занятиям, активное осознанное отношение к осуществляемой деятельности, поэтому так важно с началом обучения формировать необходимые для рационализации учебной деятельности и повышение эффективности педагогических воздействий мотивы, отличающиеся высокой степенью интереса к занятиям физической культурой и убежденностью в целесообразности этих занятий. Мотивы, связанные с результатом деятельности, вызваны удовлетворением потребностей личности в самосовершенствовании, самовыражении и самоутверждении, социальными установками, удовлетворением материальных и духовных

потребностей [2, с. 187-188]. Поэтому необходим поиск альтернативных, эффективных подходов к формированию физкультурно-спортивной мотивации современной молодежи.

Объект исследования: учебный процесс по физической культуре студентов педагогического вуза

Предмет исследования: мотивация к занятиям физической культурой студентов педагогического вуза.

Цель исследования: выявить мотивов и их влияние на эффективность занятий физической культурой.

Задачи: 1. Выявить мотивации студентов педагогического вуза к занятиям физической культурой; 2. Определить показатели успеваемости студентов педагогического вуза по физической культуре; 3. Выявить влияние мотивации студентов педагогического вуза на результативность учебного процесса по физической культуре и разработать рекомендации по формированию мотивации.

Нами была выдвинута гипотеза исследования, что мотивы занимающихся оказывают влияние на эффективность процесса обучения по физической культуре в педагогическом вузе.

Методы и организация исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы нами был использован комплекс методов: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, анкетирование, математико-статистическая обработка результатов.

Данное исследование проводилось в 3 этапа на базе ФГБОУ ВПО «Ишим-ский государственный педагогический институт П. П. Ершова» г. Ишима с 01.09.2013 по 30.11.2013. В исследовании приняло участие 60 студентов: 29 студентов 2-го курса биолого-географического факультета (БГФ), 31 студент 2-го курса физико-математического факультета (ФМФ). Все студенты находятся в возрасте 18-20 лет. На 1-м этап проведен анализ литературы по теме исследования, определены цель, объект и предмет, гипотеза и задачи исследования, подобраны методы исследования и определен контингент испытуемых; на 2-м этапе проведено тестирование по выявлению уровня физической подготовленности занимающихся физической культурой. Батарея тестов состояла из 5 тестов по физической и технической подготовленности студентов. Проведено анкетирование студентов в целях изучения интересов, предпочтений и мотивов занятиями физической культурой, которая состояла из 14 вопросов закрытой формы, имеющих несколько вариантов ответов; на 3-м этапе проведена обработка и анализ полученных данных по тестированию и анкетированию студентов вуза, сформулированы выводы научной работы.

В анкетировании принимали участие 2 группы студентов педагогического института. Данная анкета состояла из 14 вопросов закрытой формы, каждый из которых имел несколько вариантов ответа. Причем анкетируе-

мый должен выбрать один вариант ответа. Данные результатов анкетирования представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты анкетирования студентов 2-х групп

№ Вопрос анкеты 1 группа 2 группа

1 Соблюдают здоровый образ жизни 45 % 41 %

2 Не имеют вредных привычек 79 % 83 %

3 К основной медицинской группе относятся 72 % 83 %

4 Что не позволяет регулярно заниматься физической культурой? (отсутствие свободного времени) 46 % 41 %

5 Как вы относитесь к физической культуре? (Положительно) 87 % 72 %

6 Испытываете ли Вы потребность в двигательной активности ежедневно? (Да) 79 % 76 %

7 Занимаются в секциях вуза 21 % 3 %

Основным мотивом, побуждающим заниматься ФК: - улучшить строение своего тела - улучшить состояние здоровья - получение зачета 44 % 36 % 13 % 5 % 38 % 31 %

Анализ результатов анкетирования свидетельствует об отсутствии существенных различий между мотивами и отношением студентов двух групп к ФК. Лишь по двум позициям показатели групп различаются: занимающиеся в секциях вуза (21 % против 3 %) и мотив, побуждающий заниматься ФК (13 % против 31 %). На наш взгляд данные показатели как раз и характеризуют различия в мотивации двух групп.

На следующем этапе исследования проведен анализ результатов тестирования студентов по физической и технической подготовленности. Тестирования выявило, что обе группы имеют практически одинаковый уровень физической подготовленности (табл. 2).

Таблица 2

Показатели физической подготовленности студентов 2-х групп

Оценка

№ Группы п Техника передач мяча Техника и качество подач Подтягивание (ю) (сгибание рук в упоре лежа (д)) Бег 100 м Бег 1000 м (ю) (500 м (д)) Хср±о m t P

1 1 группа 29 4,5 4,5 1,9 3,8 3,1 3,56±1,18 0,22 1,31 >0,05

2 2 группа 31 4,0 3,7 1,7 3,6 2,7 3,14±1,28 0,23

Анализ результатов тестирования позволяет утверждать, что средний показатель уровня физической подготовленности студентов 1 группы выше, чем у второй (3,56 против 3,14).

Математико-статистическая обработка средних результатов показала, что различия в средних показателях успеваемости по физической культуре 2-х групп испытуемых недостоверны. Т.е. несмотря на различные мотивы, которые были выявлены в двух группах в ходе анкетирования, они оказы-

вают практически одинаковое влияние на уровень физической подготовленности испытуемых, с разницей между ними 0,42 балла.

Однако, показатели сформированности мотивов к занятиям ФК и невысокий уровень физической подготовленности в одной из групп (3,14) свидетельствуют о недостаточно эффективной работе по формированию мотивации. Нами уже обоснован и апробирован один из механизмов повышения мотивации к занятиям ФКиС - применение мини-футбола в программе по физической культуре в вузе и участие в программах «Мини-футбол - в вузы» [3-4], а также различные подходы к организации учебного процесса [7-9]. Мы считаем, что одним из путей решения исследуемой проблемы формирования физкультурно-спортивной мотивации является изменение подходов к преподаванию и содержанию дисциплины «физическая культура» в вузах. Например, путем внедрения мини-футбола и активного участия в программе «мини-футбол - в вузы».

Таким образом, на основе данного исследования, можно сформулировать следующие выводы: студенты в целом положительно относятся к ФК, однако, многим не хватает времени для занятий самостоятельной ФК. В одной из групп испытуемых ведущих мотивом является получение зачета. Следовательно, существуют резервы для работы по повышению физкультурно-спортивной мотивации студентов педагогического вуза; показатели физической подготовленности студентов также свидетельствуют о недостаточном уровне подготовки студентов по физической культуре (чуть выше 3 баллов). На наш взгляд, одним из факторов, влияющих на данный показатель, является недостаточная мотивация студентов; проведенное исследование позволяет заключить, что мотивационная сфера влияет на эффективность физ-культурно-спортивной деятельности студентов. Наличие квазимотивов (получение зачета) негативно сказывается на результативности обучения.

Одним из механизмов решения проблемы формирования мотивации студенческой молодежи к занятиям ФК является применение нестандартных программ по ФК в вузах, например, с применением средств мини-футбола.

Список литературы:

1. Ильин Е.П. Психология физического воспитания [Текст]: учебник для институтов и факультетов физической культуры / Е.П. Ильин. - СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - 486 с.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2006. - 508 с.

3. Иргашева И.А. Реализация программы «Мини-футбол - в вузы» как механизм формирования мотивации у студентов к занятиям физической культурой и спортом [Текст] / И.А. Иргашева, А.Г. Поливаев // Научный потенциал молодежи - будущему Беларуси:материалы VIII международной молодежной научно-практической конференции. УО «Полесский государст-

венный университет», г. Пинск, 4 апреля 2014 г. / Министерство образования Республики Беларусь; редкол.: К.К. Шебеко [и др.]. - Пинск: ПолесГУ, 2014. - С. 287-289.

4. Иргашева И.А. О возможностях формирования мотивации у студентов к занятиям физической культурой и спортом на основе реализации программы «Мини-футбол - в вузы» // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - № 35-2. - С. 149-153.

5. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Изд-во МГУ1971. - 40 с.

6. Поливаев, А.Г. Совершенствование системы подготовки учителя физической культуры в педагогическом вузе [Текст] / А.Г. Поливаев // Высшее образование в России. - 2013. - № 11. - С. 134-137.

7. Поливаев, А.Г. Экспериментальное обоснование модели спортивно-ориентированного физического воспитания в общеобразовательной школе [текст] / А.Г. Поливаев // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. - 2012. - № 5-3(5). - С. 47-49.

8. Фомичева Н.В. Технологии и подходы к организации учебного процесса по физической культуре в современной системе физкультурного образования [Текст] / Н.В. Фомичева [и др.] // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 6. - С. 61-64.

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ВЫСТУПЛЕНИЙ СБОРНЫХ КОМАНД СССР И РОССИИ ПО ФУТБОЛУ НА КРУПНЕЙШИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ

© Парняков Д.М.*

Ишимский государственный педагогический институт, г. Ишим

Материалы статьи систематизируют информацию о результативности выступления советских и российских сборных команд по футболу в крупнейших соревнованиях. На основе анализа рассматриваются тенденции и перспективы развития футбола в нашей стране, а также даются рекомендации по повышению эффективности данного процесса.

Ключевые слова футбол, динамика выступлений, тенденции развития игры, программа развития футбола.

Футбол - одна из самых популярных командных игр в мире, где игроки борются до последней капли пота. Любые новости и исследования в сфере теории и методики футбола актуальны ввиду проходящего сейчас чемпио-

* Студент кафедры Теории и методики физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.