Научная статья на тему 'Обоснование необходимости учета типа телосложения студенток-волейболисток при развитии скоростно-силовых способностей'

Обоснование необходимости учета типа телосложения студенток-волейболисток при развитии скоростно-силовых способностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ / ДИНАМИЧЕСКИЙ МЕТОД (МЕТОД ДИНАМИЧЕСКИХ УСИЛИЙ) / СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЛЕЙБОЛ / СОМАТОТИП (ТИП ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гетманова Т.В.

В статье проводится анализ динамики развития скоростно-силовых способностей у студенток-волейболисток под воздействием динамического метода во взаимосвязи с типом телосложения девушек, обосновывается необходимость учета типа телосложения волейболисток при подборе средств развития скоростно-силовых способностей на основе динамического метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гетманова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование необходимости учета типа телосложения студенток-волейболисток при развитии скоростно-силовых способностей»

6. Иргашева И.А. О возможностях формирования мотивации у студентов к занятиям физической культурой и спортом на основе реализации программы «Мини-футбол - в вузы» / И.А. Иргашева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - № 35-2. -С. 149-153.

7. Поливаев А.Г. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности студентов факультетов физической культуры на эффективность их профессиональной подготовки [Текст] / А.Г. Поливаев, А.А. Ге-раськин, И.Н. Григорович // Омский научный вестник. - 2010. - № 6-92. -С. 179-182.

8. Поливаев А.Г. Особенности формирования профессионально-педагогических умений студентов на основе учета индивидуально-психологических особенностей личности [Текст] / А.Г. Поливаев // Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 2. - С. 94-96.

9. Поливаев А.Г. Профессиональная подготовка будущих учителей физической культуры с учетом индивидуально-психологических особенностей [Текст] / А.Г. Поливаев, И.Н. Григорович, А.А. Гераськин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2011. - № 2. - С. 18-22.

10. Поливаев, А.Г. Совершенствование системы подготовки учителя физической культуры в педагогическом вузе [Текст] / А.Г. Поливаев // Высшее образование в России. - 2013. - № 11. - С. 134-137.

11. Поливаев, А.Г. Экспериментальное обоснование модели спортивно-ориентированного физического воспитания в общеобразовательной школе [Текст] / А.Г. Поливаев // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. - 2012. - № 5-3 (5). - С. 47-49.

12. Фомичева Н.В. Технологии и подходы к организации учебного процесса по физической культуре в современной системе физкультурного образования [Текст] / Н.В. Фомичева, А.Г. Поливаев, Н.А. Волохина, А.Н. Родионов // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 6. - С. 61-64.

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ УЧЕТА ТИПА ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ СТУДЕНТОК-ВОЛЕЙБОЛИСТОК ПРИ РАЗВИТИИ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

© Гетманова Т.В.*

Ишимский государственный педагогический институт, г. Ишим

В статье проводится анализ динамики развития скоростно-силовых способностей у студенток-волейболисток под воздействием динамиче-

* Студент.

ского метода во взаимосвязи с типом телосложения девушек, обосновывается необходимость учета типа телосложения волейболисток при подборе средств развития скоростно-силовых способностей на основе динамического метода.

Ключевые слова: скоростно-силовые способности, динамический метод (метод динамических усилий), студенческий волейбол, сомато-тип (тип телосложения).

Актуальность исследования. Профессионально-педагогическая подготовка физкультурных кадров в вузах в последние десятилетия не соответствует запросам общеобразовательной практики. Необходим поиск инновационных подходов к качеству подготовки учителей, тренеров, инструкторов, специалистов по физической культуре (ФК) [7-9, 12]. В связи с возросшей конкуренцией на рынке труда, в том числе и в сфере физкультурно-спортивной деятельности, выпускники вуза должны уметь не только выполнять основные обязанности в роли учителя ФК, но и иметь опыт организации секционной работы по виду спорта в рамках спортивно-ориентированного подхода в физкультурном образовании [10].

Поэтому будущий специалист обязан знать и уметь организовать процесс по развитию физических качеств и обучению технике в данном виде спорта. Для этого, как показывают исследования, ему необходимо понимать особенности и различия в подготовке лиц с разными типами телосложения (соматотипами) [4, 6].

Данные подобных исследований [3-6] свидетельствуют о том, что тип телосложения занимающегося физической культурой и спортом обуславливает его двигательные возможности и индивидуализирует средства и методы физической подготовки. Следовательно, необходим учет соматотипа человека при организации процесса физической подготовки, в частности при развитии скоростно-силовых способностей. При воздействии одними и теми же средствами и методами мы получим, скорее всего, различные показатели уровня развития физических качеств.

Цель исследования: выявить различия в динамике развития скоростно-силовых способностей студенток-волейболисток массовых разрядов в зависимости от типа телосложения.

Методы и организация исследования. Для решения поставленной цели использовались следующие методы исследования: анализ литературы, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, антропометрия, ма-тематико-статистические методы.

Исследование проводилось на базе женской студенческой волейбольной команды ИГПИ им. П.П. Ершова в количестве 17 человек в возрасте 18-21 год, не имеющих спортивных разрядов. С октября 2013 г. по апрель 2014 г. в группе занимающихся была реализована программа физической подготовки, направленная на развитие скоростно-силовых способностей с использованием динамического метода [11]. Затем, мы выявили типы тело-

сложения занимающихся и определили динамики прироста способностей по типам телосложения.

Обсуждение и результаты исследования. Анализ антропометрических измерений позволил нам распределить занимающихся на 3 группы: из 17 испытуемых 9 были отнесены к группе «нормостеники», 5 - астенического типа телосложения, 3 - «гиперстеники». Затем в течение 7 месяцев нами реализо-вывалась программа развития скоростно-силовых способностей волейболисток с преимущественным применением динамического метода [1, 2, 11]. Из данных, полученных В.С. Селиверстовым на той же категории испытуемых [11], мы выделили средние арифметические показатели прироста скоро-стно-силовых способностей студенток-волейболисток с одинаковым типом телосложения (табл. 1).

Таблица 1

Показатели динамики развития скоростно-силовых способностей студенток-волейболисток с распределение по группам соматотипа

Прыжок вверх с места, см Прыжок в длину с места, см Бег 6 м, с

№ Ф.И. й ы и й ы ё й ы и й ы ё й ы и й ы ё

S и ч е н р и t* лача и ч е н р и t* лача и ч е н р и t*

1 Нормостенический 170,7 178,2 7,5 35,7 38,9 3,2 2,00 1,77 0,23

2 Астенический 170,0 170,2 0,2 34,2 35,2 1,0 2,05 1,82 0,23

3 Гиперстенический 169,0 174,3 5,3 37,7 37,7 0 2,10 1,88 0,22

Полученные результаты позволяет констатировать, что прирост изучаемых показателей неодинаков у лиц с разными типами телосложения. Так, мы наблюдаем достаточно большой прирост в прыжке в длину с места у волейболисток «нормостеников» и «гиперстеников», и очень слабый прирост - у лиц с астеническим типом телосложения. Данный факт мы связываем со слабым развитием мышечного компонента у последних, что не позволяет реактивно разгонять тело при перемещениях его в горизонтальной плоскости. Полученные нами данные не противоречат результатам, полученным другими исследователями [4, 5].

По этой же причине, мы считаем, что и в тесте прыжок вверх с места лица с астеническим типом телосложения уступают «нормостеникам». Низкий прирост в этом показателе у «гиперстеников» здесь, на наш взгляд, легко объясняется преобладанием жирового компонента у данного соматотипа, т.е. наличием лишнего веса занимающихся, что не позволяет проявлять высокую прыгучесть в вертикальном перемещении.

Результаты теста в беге на 6 м не выявили существенных различий между группами испытуемых. Данный показатель одинаков у всех групп испытуемых, что объясняется, на наш взгляд, спецификой экспериментальной методики, которая включала непрерывные прыжковые и рывковые упраж-

нения на тренажере «лестница» с применением динамического метода. Данный тренажер развивает способность проявлять частоту движений, что и сказалось в тесте «бег 6 м».

Математико-статистическая обработка результатов тестирования показала, что достоверных различий между группами соматотипа по уровню прироста скоростно-силовых способностей не обнаружено. Лишь в тесте «прыжок в длину с места» различия между показателями «нормостеников» и «астеников» были близки к граничному значению критерия 1-Стьюдента при р = 0,05. Возможно, данный факт связан с небольшим количеством испытуемых, что не дало достоверных различий. Так, например, в группу «ги-перстеников» попало всего 3 испытуемых. В связи с этим, нами пересмотрено содержание скоростно-силовой подготовки студенток-волейболисток с учетом соматотипа спортсменок, а также увеличено количество испытуемых в предстоящем эксперименте.

Выводы. На данном этапе исследования мы можем сделать следующие выводы:

- многие исследования подтверждают, что в физкультурно-спортивной деятельности, в том числе в сфере подготовки спортсменов массовых разрядов, необходим учет соматотипа человека с целью повышения эффективности данных процессов;

- большинство испытуемых, занимающихся в волейбольной секции, имеют нормостенический и астенический типы телосложения, что обусловлено спецификой вида спорта и особенностями двигательной активности в волейболе;

- анализ показателей прироста уровня развития скоростно-силовых способностей под воздействием динамического метода у студенток-волейболисток с разными типами телосложения свидетельствует, что лица с нормостеническим телосложением имеют преимущество в развитии прыгучести. При этом в абсолютных величинах данный прирост значительно отличается от показателей у «гиперсте-ников» и «астеников», хотя статистически достоверных различий не обнаружено. В беге на 6 м различия не обнаружены;

- нами разработана методика развития скоростно-силовых способностей с учетом соматотипа спортсменок, которая позволит нивелировать различия в приросте данных показателей и обеспечить одинаково значимый прирост уровня развития скоростно-силовых способностей. Эксперимент продолжается.

Список литературы:

1. Беляев А.В. Прыжковая подготовка волейболистов в подготовительном периоде на основе анализа их соревновательной деятельности / А.В. Беляев, Л.В. Булыкина // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 3. -С. 37-38.

2. Гераськин А.А. Тренажеры для повышения эффективности тренировки волейболистов / А.А. Гераськин, А.В. Родионов // Теория и практика физической культуры. - 1987. - № 10. - С. 47.

3. Губернский А.Н. Возрастные изменения скоростно-силовой подготовленности у юных футболистов и школьников различных соматических типов [текст] / А.Н. Губернский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгаф-та. - 2011. - Т. 74, № 4. - С. 45-49.

4. Индивидуализация физической подготовки студентов на основе учета особенностей телосложения [текст] / Л.Г. Стамова, М.М. Расулов, Ю.М. Си-качева, С.А. Овчинников, А.В. Ролдугин // Культура физическая и здоровье. -2009. - № 5. - С. 31-33.

5. Колокольцев М.М. Двигательные возможности студенток технического вуза с различными типами телосложения [текст] / М.М. Колокольцев, Е.А. Койпышева // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2014. - № 1 (84). - С. 210-215.

6. Лазарева, Э.А. Взаимоотношения между типами телосложения и особенностями энергообеспечения мышечной деятельности легкоатлетов спринтеров и стайеров [текст] / Э.А. Лазарева // Физиология человека. - 2004. -Т. 30, № 5. - С. 121-126.

7. Поливаев А.Г. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности студентов факультетов физической культуры на эффективность их профессиональной подготовки [текст] / А.Г. Поливаев, А.А. Гераськин, И.Н. Григорович // Омский научный вестник. - 2010. - № 6-92. - С. 179-182.

8. Поливаев А.Г. Профессиональная подготовка будущих учителей физической культуры с учетом индивидуально-психологических особенностей [текст] / А.Г. Поливаев, И.Н. Григорович, А.А. Гераськин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2011 - С. 18-22.

9. Поливаев А.Г. Совершенствование системы подготовки учителя физической культуры в педагогическом вузе [текст] / А.Г. Поливаев // Высшее образование в России. - 2013. - № 11. - С. 134-137.

10. Поливаев А.Г. Экспериментальное обоснование модели спортивно-ориентированного физического воспитания в общеобразовательной школе [текст] / А.Г. Поливаев // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. - 2012. - № 5-3(5). - С. 47-49.

11. Селиверстов В.С. Особенности развития скоростно-силовых способностей волейболисток 16-18 лет на основе динамического метода [текст] / В.С. Селиверстов // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2014. - № 26. - С. 109-113.

12. Фомичева Н.В. Технологии и подходы к организации учебного процесса по физической культуре в современной системе физкультурного образования [текст] / Н.В. Фомичева, А.Г. Поливаев, Н.А. Волохина, А.Н. Родионов // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 6. - С. 61-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.