Научная статья на тему 'Особенности двигательных качеств студенток Прибайкалья с учетом типов конституции их организма'

Особенности двигательных качеств студенток Прибайкалья с учетом типов конституции их организма Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
118
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВУШКИ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ВУЗ / ТИП КОНСТИТУЦИИ / МОТОРНЫЕ КАЧЕСТВА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / GIRLS / YOUTHFUL AGE / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / CONSTITUTION TYPE / MOTOR QUALITIES / PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Колокольцев Михаил Михайлович, Рулева Дарья Вячеславовна

Проведено антропометрическое обследование 534 студенток юношеского возраста, обучающихся в Иркутском национальном исследовательском техническом университете (ИРНИТУ). По состоянию здоровья все девушки были отнесены ко 2-й функциональной группе (подготовительная). Определение типов конституции проведено с использованием схемы Б.А. Никитюка, А.И. Козлова (1990), основанной на оценке соотношения относительной ширины таза к длине тела. Дана оценка моторных возможностей девушек путем анализа полученных результатов в двигательных тестах. Установлено, что девушки значительно отличаются друг от друга по характеристике основных моторных качеств в зависимости от соматотипа. Девушки астенического соматотипа имеют преимущество перед представительницами других типов конституции в таких двигательных качествах: скоростной выносливости и ловкости, силе мышц верхних конечностей, скоростно-силовой выносливости мышц сгибателей туловища, гибкости, динамической силе мышц нижних конечностей. Девушки брахиморфы гипотрофы являются наиболее быстрыми среди представительниц других типов конституций. Полученные результаты исследования рекомендовано учитывать преподавательскому составу кафедры физической культуры при планировании занятий физическим воспитанием студентов университета и при самостоятельной двигательной активности с учетом их конституциональных типов телосложения, что позволит в большей степени проводить индивидуально-дифференцированное обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Колокольцев Михаил Михайлович, Рулева Дарья Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MOTIVE QUALITIES OF STUDENTS BAIKAL REGION TAKING INTO ACCOUNT TYPES OF THEIR CONSTITUTION ORGANISM

Anthropometrical examination of 534 students of youthful age studying at the Irkutsk national research technical university (IRNITU) is conducted. For health reasons all girls were carried to the 2nd functional group (preparatory). Definition of types of the constitution is carried out with use of the scheme B.A. Nikityuka, A.I. Kozlova (1990), the relative width of a basin based on assessment of a ratio to body length. An assessment of motor opportunities of girls by the analysis had results in motive tests is given. It is established that girls considerably differ from each other on characteristic of the main motor qualities depending on a somatotip. Girls of an asthenic somatotip have advantage before representatives of other types of the constitution in such motive qualities: high-speed endurance and dexterity, force of muscles of the upper extremities, high-speed and power endurance of muscles of sgibatel of a trunk, flexibility, dynamic force of muscles of the lower extremities. Girls of a brakhimorfa of a gipotrofa are the fastest among representatives of other types of constitutions. It is recommended to teachers of department of physical culture to consider the received results of a research when planning occupations physical training of students of the university and at independent physical activity taking into account their constitutional types of a constitution that will allow to carry out the individual differentiated training more.

Текст научной работы на тему «Особенности двигательных качеств студенток Прибайкалья с учетом типов конституции их организма»

На уроках иностранного языка с детьми с синдромом Дауна учитель ставит конкретные, достижимые и измеримые цели, облегчает обучение «особенных» детей, поощряя, побуждая и взаимодействуя с обучающимися, имеющими проблемы со здоровьем.

Задача учителей иностранного языка состоит в том, чтобы создать благоприятную атмосферу и предоставить своим обучающимся постоянные возможности учиться, делиться и участвовать во всех мероприятиях в группе.

Дети с синдромом Дауна должны испытывать успех в обучении, это повышает их самооценку. Когда обучающиеся чувствуют себя хорошо и комфортно, когда у них получается выполнять определенные задания, это повышает их шансы стать еще лучше, повысить свою успеваемость в классе.

Воспитание соотношения «могу-сделаю», укрепление доверия путем подготовки обучающихся к успеху, обеспечение положительной обратной связи наряду с частой похвалой являются важными инструментами как для учителей, так и для родителей. Чем увереннее обучающиеся себя чувствуют на уроках иностранного языка, тем лучше и серьезнее они относятся к поставленной задаче, следовательно, выполняют ее быстрее и качественнее.

Выводы. Обучение детей с синдромом Дауна - это вопрос огромного терпения и большой искренности, и со стороны родителей, и учителей. Они нуждаются в помощи заинтересованных людей, которые могут взять на себя ответственность за создание комфортной учебной среды.

На сегодняшний день, дети с синдромом Дауна живут в своем собственном мире. Включенность таких детей в обычные школы и обучение иностранному языку позволит им расширить свой кругозор и познакомиться с «другим» миром тоже.

Литература:

1. Иванова, Н.Н. Концептуальные основы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Н. Н. Иванова // Инновации в образовании. - 2013. - № 7. - С. 61-67.

2. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии. [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1995. - 186 с.

3. Федеральный закон № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.

4. Худоренко, Е.А. Лица с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы образования и инклюзии [Текст] / Е. А. Худоренко // Социологические исследования. - 2010. - № 9. - С. 65-70.

5. Pokrivcâkovâ, S. Teaching foreign languages to learners with spécial educational needs [Текст] / S. Pokrivcâkovâ. - Nitra: Constantine the Philosopher University, 2015. - 128 p.

Педагогика

УДК 796.012

доктор медицинских наук, профессор Колокольцев Михаил Михайлович

Иркутский национальный исследовательский технический университет (г. Иркутск); магистрант Рулева Дарья Вячеславовна

Иркутский национальный исследовательский технический университет (г. Иркутск)

ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОК ПРИБАЙКАЛЬЯ С УЧЕТОМ ТИПОВ

КОНСТИТУЦИИ ИХ ОРГАНИЗМА

Аннотация. Проведено антропометрическое обследование 534 студенток юношеского возраста, обучающихся в Иркутском национальном исследовательском техническом университете (ИРНИТУ). По состоянию здоровья все девушки были отнесены ко 2-й функциональной группе (подготовительная). Определение типов конституции проведено с использованием схемы Б.А. Никитюка, А.И. Козлова (1990), основанной на оценке соотношения относительной ширины таза к длине тела. Дана оценка моторных возможностей девушек путем анализа полученных результатов в двигательных тестах. Установлено, что девушки значительно отличаются друг от друга по характеристике основных моторных качеств в зависимости от соматотипа. Девушки астенического соматотипа имеют преимущество перед представительницами других типов конституции в таких двигательных качествах: скоростной выносливости и ловкости, силе мышц верхних конечностей, скоростно-силовой выносливости мышц сгибателей туловища, гибкости, динамической силе мышц нижних конечностей. Девушки брахиморфы гипотрофы являются наиболее быстрыми среди представительниц других типов конституций.

Полученные результаты исследования рекомендовано учитывать преподавательскому составу кафедры физической культуры при планировании занятий физическим воспитанием студентов университета и при самостоятельной двигательной активности с учетом их конституциональных типов телосложения, что позволит в большей степени проводить индивидуально-дифференцированное обучение.

Ключевые слова: девушки, юношеский возраст, вуз, тип конституции, моторные качества, физическое воспитание.

Annоtation. Anthropometrical examination of 534 students of youthful age studying at the Irkutsk national research technical university (IRNITU) is conducted. For health reasons all girls were carried to the 2nd functional group (preparatory). Definition of types of the constitution is carried out with use of the scheme B.A. Nikityuka, A.I. Kozlova (1990), the relative width of a basin based on assessment of a ratio to body length. An assessment of motor opportunities of girls by the analysis had results in motive tests is given. It is established that girls considerably differ from each other on characteristic of the main motor qualities depending on a somatotip. Girls of an asthenic somatotip have advantage before representatives of other types of the constitution in such motive qualities: highspeed endurance and dexterity, force of muscles of the upper extremities, high-speed and power endurance of muscles of sgibatel of a trunk, flexibility, dynamic force of muscles of the lower extremities. Girls of a brakhimorfa of a gipotrofa are the fastest among representatives of other types of constitutions.

It is recommended to teachers of department of physical culture to consider the received results of a research when planning occupations physical training of students of the university and at independent physical activity taking into account their constitutional types of a constitution that will allow to carry out the individual differentiated training more.

Keywords: girls, youthful age, higher éducation institution, constitution type, motor qualities, physical training.

Введение. В настоящее время многими исследователями физическое развитие и двигательные качества человека рассматривается как одни из ведущих характеристик в состоянии физического здоровья организма [1, 2].

Отмечается, что юношеский возраст (17-21 год) характеризуется окончанием процессов становления морфологических и функциональных структур человека. Поэтому данный возрастной период развития человека относится к наиболее значимым этапам в изучении конкретных морфофункциональных критериев, а также констатации стандартов и отклонения от физиологической нормы [3].

Негативная динамика состояния здоровья студенческой молодежи в России актуализировали исследовательские работы по изучению интегративных вопросов медицины, морфологии, антропологии, физического воспитания и спорта [4, 5]. Такой методический подход к физическому воспитанию молодежи является актуальным и востребованный временем.

Исследователями отмечается, что двигательная активность относится к высокоэффективному, немедикаментозному средству повышения физической и умственной работоспособности, профилактики стресса, увеличения профессионального долголетия и продолжительности жизни [6, 7].

Изложение основного материала статьи. Действующая в России методика физического воспитания в вузах эффективна далеко не для всех. Это связано с тем, что нередко в учебных группах находятся обучающиеся с разным уровнем физического здоровья, типов конституции, соответственно, и физической работоспособности. Ухудшение физической подготовленности студентов и возможностей их здоровья свидетельствуют об отставании организации процесса физического воспитания в вузе современным требованиям [8]. В последние годы ведется активный поиск путей индивидуализации физического воспитания обучающихся. Однако часто он основан на выполнении половозрастных нормативов физической подготовленности, который базируется на среднестатистических данных, что не может приводить к положительному оздоровительному эффекту.

Поэтому, выявление особенностей взаимосвязи между физической кондицией и соматотипологическими особенностями телосложения студенток вуза с использованием схемы соматотипирования по Б.А. Никитюку, А.И. Козлову (1990) [9] остается актуальным. Подобные исследования в регионе Иркутской области проводились ранее К.К. Марковым (2016) [10] и касались студенток, отнесенных к I функциональной группе (основная медицинская группа). Аналогичные исследования для девушек II функциональной группы (подготовительная медицинская группа) в регионе Прибайкалья не проводились.

Цель исследования - проанализировать взаимосвязь двигательных качеств с типами конституций девушек-студенток, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной группе для индивидуализации учебных и самостоятельных занятий физической культурой в университете.

Материалы и методы. С использованием общепринятой методики и стандартного набора инструментов [11] проведены соматометрические измерения (длина и масса тела, окружность грудной клетки, ширина таза) студенток Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ). Измерения проводились в светлом помещении кабинета врачебного контроля вуза, с соблюдением принципов добровольности, прав и свобод личности, гарантированных ст. 21 и 22 Конституции РФ.

Всего обследовано 534 девушки в возрасте 17-20 лет, родившиеся в Иркутской области, отнесеные для занятий физической культурой ко 2-й (подготовительной) функциональной группе здоровья. Медицинский осмотр студенток и оценка их здоровья осуществлялся врачами районной поликлиники №11 г. Иркутска, к которой прикреплены студенты ИРНИТУ. Функциональная группа определалась в соответствие Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 марта 2016 г. N 134н " О Порядке организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»".

Для соматотипирования девушек использовалась методика Б.А. Никитюка и А.И. Козлова (1990) [9], которая основана на оценке соотношения длинотно-широтных значений показателей тела человека. Для женской популяции учитывается относительная ширина таза по формуле: ширина таза/длина тела х100. Уровень обменных процессов организма девушек оценивался на основании анализа значений показателей жирового компонента тела. Для этого калипером измерялась толщина 4-х кожно-жировых складок (под нижним углом лопатки, на задней поверхности плеча, на животе справа от пупка и на латеральной поверхности голени. Учитывалась суммарная толщина четырех складок в процентах от длины тела. Считается, что данная методика соматотипирования человека является информативной, имеет ряд преимуществ перед другими методами соматотипологии и удобна для массового обследования различных контингентов населения.

Согласно этой методики, диапазон изменений какого-либо антропометрического показателя разбивался на интервалы от М= ±0,67 о до М= ±3о, где М - среднее арифметическое значение, о - среднее квадратическое отклонение. Затем расчитывался сигмальный интервал, к которому отнесено данное значение какого-либо показателя [9].

Таким образом, осуществлялось распределение обследуемых девушек на следующие конституциональные соматотипы: долихоморфы - значение относительной ширины таза находится в интервале от М= -3о до М= -0,67о , мезо - значение признака лежит в интервале М= ±0,67о и брахиморфы -значение признака лежит в интервале от М= +0,67о до М+Зо.

По относительной толщине 4-х кожно-жировых складок девушки распределялись на гипотрофов (признак колебался от М= -3 о до М= -0,67о), нормотрофов (М= ±0,67 о) и гипертрофов (от М= +0,67 о до М+З о). Величины, выходящие за пределы отклонений Зо рассматривались как артефакты и в разработку не включались.

В случае если признак толщины кожно-жировых складок соответствовал характеристикой гипотрофии, а соматотип укладывался в интервал долихоморфии, то конституция расценивалась как астенический тип; мезоморфии и нормотрофии - нормостенический; брахиморфии и гипертрофии - гиперстенический. Возможны и другие сочетания: долихоморфный нормотроф, мезоморфный гипертроф и т.д.

Для оценки основных моторных качеств девушек использовали батарею тестов [12, 13]. Для оценки быстроты - бег на 20 м с хода (с); скоростной выносливости и ловкости - челночный бег 10 раз х 5 м (с); силы мышц верхних конечностей - вис на низкой перекладине (с); выносливости мышц сгибателей туловища - подъем туловища (раз); гибкости - наклоны туловища вперед из положения сидя (см); силы мышц нижних конечностей - прыжок в длину с места (см); общей выносливости - бег 5минут (м/с).

Результаты антропометрических показателей обследования девушек были внесены компьютерную базу данных кафедры физической культуры университета и статистически обработаны с использованием пакета прикладных программ «Statistica 6.1». В работе использовали параметрические методы обработки материала [14]. Достоверность оценивали с помощью ¿-критерия Стьюдента. Различия между значениями показателей считали статистически значимыми при уровне Р<0,05.

Результаты исследования и их обсуждение. Установлено, что в популяции девушек Прибайкалья, отнесенных ко 2-й функциональной группе (подготовительной), у 49,81% обследованных регистрируется нормостенический тип консититуции. Астенический соматотип установлен у 8,43 %, гиперстенический у 6,18 % девушек, 35,58 % - отнесены к промежуточным конституциональным типам. Выявление нами значительного количества девушек Прибайкалья, имеющих промежуточный тип конституции, согласуется с исследованиями К.К.Маркова (2016) [10], который у девушек основной медицинкой группы технического вуза выявил более 50% студенток с промежуточным соматотипом, что объясняется продолжением процессов роста и совершенствования морфофункциональных качеств организма девушек в юношеском периоде онтогенеза.

Представительницы различных конституциональных соматотипов отличаются по уровню развития моторных характеристик их организма (табл.).

Таблица

Характеристика моторных качеств девушек 17-20 лет в зависимости от типа конституции

Двигательные тесты Конституциональные типы

Долихомор( )ы Мезоморфы Б рахиморфы

гипотр офы нормо трофы гиперт рофы гипотр офы нормот рофы гиперт рофы гипотр офы нормо трофы гиперт рофы

Бег на 20 м с хода (с) 3,89± 0,17 3,70± 0,15 3,69± 0,17 4,07± 0,13 4,09± 0,13 3,84± 0,13 3,23± 0,28 3,81± 0,16 4,82± 0,44

Челночный бег 10 раз х 5 м (с) 20,70± 0,32 21,49± 0,29 22,60± 0,55 21,60± 0,25 21,47± 0,19 21,54± 0,22 21,57± 0,68 21,74± 0,36 21,58± 0,34

Вис на низкой перекладине (с) 11,41± 0,78 9,16± 0,63 9,35± 1,1 9,89± 0,49 9,91± 0,42 9,29± 0,69 10,0± 1,74 8,33± 0,66 6,28± 0,69

Подъем туловища (раз) 23,9± 0,96 23,2± 1,3 20,0± 1,5 23,0± 0,81 23,0± 0,51 22,1± 0,84 20,5± 1,38 21,3± 0,63 20,4± 1,35

Наклоны туловища вперед (см) 15,6± 0,96 15,6± 0,88 13,2± 1,28 13,8± 0,76 14,6± 0,53 15,3± 1,14 11,1± 2,55 11,8± 0,81 14,5± 1,12

Прыжок в длину с места (см) 158,0± 2,1 157,5± 2,3 139,7± 3,9 152,9± 1,7 149,9± 1,0 149,2± 2,2 150,4± 4,1 153,5± 1,7 146,0± 3,7

Бег 5 минут (м/с) 882± 18,5 918± 35,5 867± 56,6 882± 17,7 890± 13,0 844± 28,0 896± 37,5 876± 26,7 801± 47,9

Как видно из табл., наименьшее время прохождения дистанции 20 м с хода зарегистрировано у брахиморфных гипотрофов (3,23±0,28 с), самыми медленными оказались мезоморфные нормотрофы (нормостеники) - 4,09±0,13 с (Р<0,05).

В тесте «Челночный бег 10х5» самыми выносливыми и ловкими оказались девушки долихоморфно-гипотрофной конституции (астеники). Они затратили на прохождение дистаниции 20,70±0,32 с, что достоверно меньше, чем у девушек долихоморфно-гипертрофной конституции - 22,60±0,55 с (Р<0,05). Среди других типов конституции достоверных отличий в значениях показателей в данном двигательном тесте не отмечено.

В тесте «Вис на перекладине» у девушек астеников значение показателя составило 11,41±0,78 с и оказалось на 81,6% выше, чем у представительниц гиперстенической конституции - 6,28±0,69 с (Р<0,05).

В тесте «подъем туловища» достоверно большее значение показателя среди девушек различных соматических типов установлено у представительниц астенической конституции по сравнению с нормостенической, гиперстенической и девушками долихоморфно-гипертрофического телосложения (Р<0,05).

Наибольшее значение показателя в двигательном тесте на гибкость («наклон туловища вперед») зарегистрировано у девушек долихоморфно-гипотрофной (астеники) и долихоморфно-нормотрофной конституции (15,6±0,96 см и 15,6±0,88 см соответственно, табл.) и было достоверно выше, чем у девушек гиперстенического телосложения и представительниц других соматотипов в группе брахиморфов (Р<0,05).

В тесте «прыжок в длину с места», характеризующего динамическую силу мышц нижних конечностей, наилучший результат у девушек, отнесенных к астеническому типу (158,0±2,1 см), а худший - у гипертрофов долихоморфного типа (139,7±3,9 см, Р<0,05). Также достоверно выше значение показателя у астеников по сравнению с нормостениками и девушками мезо, брахиморфами гипертрофами (Р<0,05). Это согласуются с результатами исследования О.В.Баскевич (2015) [4], установившего у студентов микросомного типа конституции Украины более высокие показатели в большинстве двигательных качеств по сравнению с представителями макросомного соматотипа. Ранее, нами при соматотипровании девушек с использованием схемы Р.Н. Дорохова, В.Г. Петрухина было установлено [7], что в большинстве случаев представительницы

микросомной конституции имеют преимущество перед своими соперниками других соматотипов, особенно в уровнях развития скоростных, силовых, скоростно-силовых и координационных способностей. Девушки макросомного типа телосложения заметно уступают в результативности двигательных действий. Показано, что избыточная масса тела представительниц этого соматотипа затрудняет достижение высоких результатов в тестах.

В двигательном испытании на выносливость - «бег 5 мин» достоверных различий у девушек различных типов конституции не установлено, что, по-видимому, объясняется отсутствием связи между этим моторным качеством и конституциональными особенностями человека в этом возрастном периоде онтогенеза организма.

Выводы:

1. Среди 17-20-летних девушек Прибайкалья, отнесенных для занятий физической культурой ко 2-й функциональной группе, в 49,81% встречается нормостенический тип конституции, в 8,43 % - астенический, а в 6,18 % -гиперстенический. У 35,58 % девушек диагностирован промежуточный конституциональный тип, что может свидетельствовать о незавершенности ростовых процессов их организма в этом возрасте.

2. Девушки астенического соматотипа имеют преимущество перед представительницами других типов конституции в таких двигательных качествах: скоростной выносливости и ловкости, силе мышц верхних конечностей, скоростно-силовой выносливости мышц сгибателей туловища, гибкости, динамической силе мышц нижних конечностей. Девушки брахиморфы гипотрофы являются наиболее быстрыми среди представительниц других типов конституций.

3. Особенности проявления двигательных качеств у представительниц различных типов свидетельствуют о необходимости увеличения внимания преподавателей кафедры физической культуры на упражнения аэробной направленности, которые должны быть направлены на увеличение нагрузок преимущественно на отстающие группы мышц во время учебных и самостоятельных двигательных режимах.

Литература:

1. Пуликов А.С., Москаленко О.Л. Адаптационные возможности юношей разного типа телосложения в зависимости от возраста в условиях Сибири // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4.;URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24992 (дата обращения: 30.07.2018).

2. Иванова И.В., Чёрная Н.Л.Диагностическая значимость антропометрических индексов для оценки жировой массы тела у детей подросткового возраста // Бюллетень Сибирской медицины 2010. №5. С. 45-48.

3. Сидорова К.А., Сидорова К.А., Сидорова Т.А., Сидорова Т.А., Драгич О.А., Драгич О.А., Чурилова И.С., Чурилова И.С. Анализ морфофункциональной изменчивости организма студентов юношеского возраста в условиях УРФО // Фундаментальные исследования. 2011. № 12-4. С. 712-715; URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=29465 (дата обращения: 28.02.2019).

4. Баскевич О.В. Взаимосвязь соматотипа с соматическим здоровьем студентов // Физическое воспитание студентов. 2015. № 6. С. 4-9.

5. Медведева О.А., Алексанян Г.Д.ц, Гребеник А.В. Особенности физической подготовленности детей периода второго детства, занимающихся цирковым искусством, в зависимости от соматотипа // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 1.; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26055 (дата обращения: 28.09.2018).

6. Блинков С.Н., Левушкин С.П., Косихин В.П. Изменение показателей физического состояния сельских школьниц 7-17 лет разных соматотипов под воздействием двигательных режимов различной направленности // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университетат им. П.Ф. Лесгафта». 2015. № 1 (119). С. 42 - 48.

7. Колокольцев М.М., Койпышева Е.А. Двигательные возможности студенток технического вуза с различными типами телосложения. // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. №1 (84). С. 210-215.

8. Мельникова О.Ф., Ломакина Н.А. Двигательная активность как фактор укрепления здоровья // Успехи современной науки и образования. 2016. № 12. Том 1. С. 153-155.

9. Никитюк Б.А., Козлов А.И. Новая техника соматотипирования // Новости спортивной и медицинской антропологии (ред. Б.А.Никитюк). Вып. 3. М., Спортинформ.1990. С. 121-141.

10. Марков К.К. Особенности двигательных качеств студенток вуза с учетом соматотипов конституции их организма // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 377-381; URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=35754 (дата обращения: 10.02.2019).

11. Бунак В.В. Антропометрия. М.: Учпедгиз: 1941. 367 с.

12. Прокопенко Л.А., Полкова К.А. Особенности контрольных тестов и оценка физической подготовленности студентов вуза в условиях Севера // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26365 (дата обращения: 28.02.2019).

13. Прокопенко Л.А. Тестирование физической подготовленности студентов вуза на основе нормативов физкультурно-спортивного комплекса «Готов к Труду и Обороне» // Современные наукоемкие технологии. -2017. - № 9. - С. 130-134; URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36814 (дата обращения: 28.02.2019).

14. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Ганченко О.И., Михайлов М.А. Общая теория статистики. Практикум: учеб. пособие для академического бакалавриата; под ред. М. Р. Ефимовой. - 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2016. 355 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Коник Оксана Геннадиевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНЫХ СКАЗОК

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования навыков смыслового чтения у младших школьников в процессе изучения народных сказок.

Ключевые слова: смысловое чтение, младший школьный возраст, народные сказки.

Annоtation. The article is devoted to the problem of forming the skills of semantic reading in younger students in the process of studying folk tales.

Keywords: semantic reading, primary school age, folk tales.

Введение. В начальной школе у ребенка наиболее активно формируются основы умения учиться и способности организовать свою деятельность. Несомненно огромную роль в этом играют именно читательские умения, которые должны обеспечить младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а в дальнейшем создать условия для саморазвития и самообразования. Довольно продолжительное время в практике обучения навыков чтения в начальной школе главный акцент ставился на ускорение темпов чтения, на работу над правильностью процесса чтения, а вопросы, указанные после него, проверяли, как усвоил школьник содержание прочитанного текста. Такой подход вырабатывал у ребенка беглое, но бессознательное чтение, не позволяющее максимально извлечь важную информацию и осознавать её. Однако Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования включает в результаты освоения образовательной программы следующее: «Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах». Кроме того, в настоящее время читательская грамотность граждан нашей страны является центром внимания президента и правительства (Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг.). Это вызвано с тем, что в России наблюдается процесс снижения уровня читательской культуры, не только у детей, но и у взрослых.

Формулировка цели статьи. Научить школьников правильно, бегло, осознанно и выразительно читать -одна из важных задач начального образования, так как чтение играет важнейшую роль в образовании, воспитании и развитии младшего школьника. Увеличение темпов чтения, проверка техники чтения на скорость, по утверждению психологов и врачей-дефектологов, может даже привести к неврозам и дислексии. Следовательно, в наше время необходимо смещение акцента с увеличения темпа чтения к формированию смыслового чтения. Основной целью статьи, в этой связи, выделяем характеристику и теоретическое обоснование основ формирования навыков смыслового чтения у младших школьников, в частности, в процессе изучения народных сказок.

Изложение основного материала статьи. Смысловое чтение - это вид чтения, направленный на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий выделены действия смыслового чтения, которые связаны: с осмыслением цели чтения и выбором вида чтения в зависимости от цели; с извлечением нужной информации из прослушанных текстов различных жанров; с определением основной и второстепенной информации; с формулированием проблемы и главной идеи текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть какой-то текст, нужно дать оценку информации, отреагировать на его содержание. Целью такого чтения является максимально точное и полное понимание содержания текста, осмысление всех деталей и практическое усвоение информации. Это внимательное «вчитывание» и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Кроме того, овладение навыками смыслового чтения способствует развитию связной устной речи и, как следствие, - письменной речи. Развитие навыков смыслового чтения приводит к овладению искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения. Смысловое чтение отличается от другого чтения тем, что при данном виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т. е. исполняется процесс его интерпретации, а также наделения значением.

Теоретики выделяют различные способы смыслового чтения. Первый способ - это аналитический, структурный. В данном случае читатель идет от целого к частному. Цель чтения заключается в том, чтобы понять отношение автора к предмету или явлению, выявить факторы, повлиявшие на это отношение. Для того, чтобы проанализировать текст, читателю важно определить: какую книгу он читает, то есть понять ее основной предмет; в чем основной смысл книги; на какие смысловые или структурные части она подразделяется; какие основные проблемы автор стремиться разрешить [1].

Второй способ - синтетический, или интерпретационный. Читатель движется от частного к целому. Цель этого способа - выявить задачи, поставленные автором, и степень их разрешенности. Для этого необходимо: обнаружить и интерпретировать самые важные слова в тексте; самые важные абзацы; определить, какие задачи автор решил, а с какими не справился. При этом чтении читатель должен основное внимание уделить терминам и суждениям автора. Результат - понимание и запоминание прочитанного, создание на основе прочитанного новых (вторичных) текстов (пересказ, план, конспект, тезисы, аннотация, отзыв, рецензия).

Третий способ - это критический, или оценочный. Цель - оценить авторский текст и принять решение, согласен ли читатель с ним. Обучение наиболее развитому виду чтения - смысловому - заключается в овладении следующими умениями: предвосхищать содержание предметного плана текста по названию; понимать основную идею текста; формировать систему доказательств; прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; понимать назначение разных видов текстов; понимать невыраженную (подтекстовую) информацию текста; сопоставлять иллюстративный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.