УДК 611:613.96(571.5)
СРАВНИТЕЛЬНАЯ КОНСТИТУЦИАНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОМАТОТИПОВ У ДЕВУШЕК 17-20 ЛЕТ С УЧЕТОМ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ
А О
© М.М. Колокольцев1, О.М. Лумпова2
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
С использованием схемы Никитюка Б.А., Козлова А.И. (1990) были изучены типы конституции у 1937 девушек -славянок в возрасте от 17 до 20 лет, из них 1403 были отнесены к 1-й (основной) и 534 - ко 2-й (подготовительной) функциональной группам здоровья. Установлено, что среди девушек юношеского возраста обеих медицинских групп здоровья распространен преимущественно нормостенический тип конституции. Однако во 2-й функциональной группе здоровья студенток, отнесенных к нормостеническому типу телосложения, регистрируется на 10,3% меньше по сравнению с 1-й функциональной группой здоровья. Значительно больше во второй функциональной группе здоровья студенток, отнесенных к астеническому и гиперстеническому соматотипам. В обследуемых группах регистрируется значительное число девушек, имеющих переходные соматотипы, что свидетельствует о незавершенности процессов роста и развития организма девушек. Проведенное исследование дополнило имеющиеся данные об индивидуально-типологических особенностях организма девушек юношеского возраста Прибайкалья с учетом их медицинской группы здоровья. Полученные данные необходимо учитывать при планировании и организации занятий физической культурой в образовательных учреждениях. Табл. 2. Ил. 2. Библиогр. 16 назв.
Ключевые слова: соматотипирование; девушки-студентки; юношеский возраст; медицинские группы здоровья.
COMPARATIVE CONSTITUTIONAL CHARACTERISTICS OF SOMATOTYPES OF 17-20 YEAR OLD FEMALES WITH REGARD TO MEDICAL HEALTH GROUP (REPORT 3) M.M. Kolokoltsev, O.M. Lumpova
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The constitution types of 1,937 Slavic girls aged from 17 to 20 years have been studied using B.A. Nikityuk, A.I. Kozlov's sheme (1990). 1,403 girls were attributed to the first (main) and 534 - to the second (preparatory) functional groups of health. It is determined that the normosthenic type of constitution prevails among the adolescent girls of both medical health groups. However, the number of girls attributed to the normosthenic type of constitution is 10.3% less than in the second functional health group of students as compared to the first functional health group (basic). The number of students attributed to the asthenic and hypersthenic somatotypes is significantly greater in the second functional group of health. A considerable number of girls of transitional somatotypes is registered in the examined groups. This is the evidence of the incomplete processes of growth and development of girls' organisms. This study contributes to the existing data on individual-typological characteristics of the organisms of the adolescent girls living in the Baikal region with regard to their medical health group. The data obtained are to be considered when planning and organizing physical education lessons in educational institutions. 2 figures. 2 tables. 16 sources.
Key words: somatotyping; female students; adolescence; medical health groups.
Значительные демографические изменения, преимущественно регрессивного характера, являются типичной чертой развития современного общества во многих странах. За последние десятилетия в России также отмечаются высокая заболеваемость и смертность (особенно мужской части населения), низкой рождаемостью и существенным снижением уровня продолжительности жизни населения [6, 13, 16]. В связи с этим сохранение и укрепление здоровья населения России остается важной проблемой национальной безопасности [5, 11].
Эта проблема затрагивает и студенческую молодежь как будущее нации и требует решения. Особую значимость подобные исследования приобретают для будущих матерей, от физического здоровья которых зависит состояние генофонда страны. Интенсификация обучения в вузах, повышение требований к качеству подготовки молодых специалистов должно сопровождаться проведением здоровьесберегающих мероприятий, ориентированных на поддержание высокой умственной и физической работоспособности [5]. Поэтому сохранение здоровья молодого поколения
1 Колокольцев Михаил Михайлович, доктор медицинских наук, профессор кафедры физической культуры, тел.: (3952) 405024, 89149450800, e-mail: mihkoll@mail.ru.
Kolokoltsev Mikhail, Doctor of Medicine, Professor of the Department of Physical Education, tel.: (3952) 405024, 89149450800, email: mihkoll@mail.ru.
2Лумпова Ольга Михайловна, аспирант, тел.: (3952) 405024. Lumpova Olga, Postgraduate, tel.: (3952) 405024.
играет решающую роль в эффективном оздоровлении популяции в целом.
Во многих странах студентов выделяют как группу повышенного риска, так как они значительно чаще, чем молодые люди других социальных групп того же возраста, страдают различными соматическими расстройствами и нервно-психическими заболеваниями [15].
Первичная профилактика должна исходить из необходимости индивидуализации всех здоровьесбе-регающих мероприятий, с учетом типологических характеристик организма человека, так как именно это понятие отражает специфику организации отдельного индивида [3]. Знание наследственного генеалогического фона, этнической принадлежности, конституции конкретного человека, онтогенетической динамики ее развития, и социально-культурного окружения в целом, условий жизни, в т. ч. профессии, места обитания, могут быть использованы при формировании условий здорового образа жизни, реализации здоро-вьесберегающих учебно-воспитательных технологий [5].
Известно, что одним из признаков типов конституции является телосложение, а не психологические и функциональные характеристики [14]. Представление о типе телосло-жения человека достаточно прочно вошло в теоретические и практические аспекты построения учебно-тренировочного процесса, как относительном (условном) генетическом маркере, позволяющем судить об оптимальном для данного человека уровне физической нагрузки в производственной или спортивной деятельности, а также прогнозировать возможность развития и особенности протекания патологических процессов у конкретного пациента [8].
Морфофенотип конституции (соматотип, соматический тип, тип телосложения) является наиболее доступной исследованию моделью, относительно устойчивой в онтогенезе и генетически детерминированной характеристикой целостности организма [4, 9].
Признано, что соматотип человека наиболее интегрально обобщает разноплановые свойства конституции и состояние взаимного благополучия организма, является признаком прогностического значения [10]. Актуальным является выяснение связей соматотипа с показателями реактивности организма, предрасположенностью или, наоборот, защищенностью развития свойственной данному органу патологических процессов, а также с характеристиками морфофункциональ-ного состояния организма.
Рост количества студентов, отнесенных ко 2-й и 3-й функциональным группам здоровья (подготовительной и специальной медицинской) [1], обуславливает необходимость дифференцированной оценки сомато-типологических показателей организма девушек.
Ранее нами проводились исследования по изучению взаимосвязей соматотипологических характеристик студенток, полученных по методике Р.Н. Дорохова, В.Г. Петрухина (1989) с их медицинской группой здоровья для занятий физической культурой и спортом [7]. Вместе с тем представляет научно-практический интерес изучение этого вопроса при ди-
агностике конституциональных характеристик организма, полученных по схеме Б.А. Никитюк и А.И. Козлова (1990). Подобных исследований в регионе Прибайкалья не проводилось.
Цель исследования. Выявить особенности возрастной динамики типов конституции у девушек-студенток 17-20 лет технического вуза при соматоти-пировании по схеме Никитюка Б.А., Козлова А.И. (1990) с учетом их медицинской группы здоровья.
Материалы и методы. Работа выполнялась в соответствии с положением и задачами Федеральной целевой программы «Молодежь России. Физическое воспитание и оздоровле-ние детей, подростков и молодежи в Российской Федерации» (2000-2005 гг.) и межведом-ственным соглашением «Об информационном взаимодействии Министерства здраво-охранения, Государственного комитета по физической культуре, спорту и туризму, Министерства образования РФ в области социально-гигиенического мониторинга» от 26.04.2002 г.
Согласно поставленной цели, по общепринятой методике В.В. Бунака [2], с учетом требований НИИ антропологии Московского государственного университета (1982), были проведены антропометрические измерения (длина и масса тела, окружность грудной клетки в покое, ширина таза) у студенток Иркутского государственного технического университета (ИрГТУ). Всего было обследовано 1937 девушек - славянок в возрасте от 17 до 20 лет, из них 1403 были отнесены к 1-й (основной) и 534 - ко 2-й (подготовительной) функциональной группе здоровья. Все студентки были уроженками региона Прибайкалья.
Измерения проводились с соблюдением принципов добровольности, прав и свобод личности, гарантированных ст. 21 и 22 Конституции.
Из имеющихся в литературе схем конституциональной диагностики и соматотипирования, нами использовалась методика Б.А. Никитюк и А.И. Козлова (1990) [8], которая основана на определении пропорций тела. Согласно этой схеме, темпы индивидуального развития организма человека с определенной степенью достоверности могут быть оценены при анализе длинотно-широтных соотношений тела.
Данная методика исследования высокоинформативная, имеет существенные преимущества перед субъективными схемами конституциональной диагностики и наиболее удобна для использования при оценке морфологических особенностей организма.
Из достаточно большого набора возможных вариантов таких оценок авторы методики избрали ряд признаков. Так для женщин учитывается относительная ширина таза по формуле: ширина таза/длина тела х 100. При измерении ширины таза проводится измерение его межгребневого размера.
Информацию об интенсивности обменных процессов организма по данной схеме соматотипирования получали на основании анализа значений измерительных признаков, характеризующих развитие жирового компонента. Наиболее значимыми являются четыре кожно-жировые складки: под нижним углом лопатки, на задней поверхности плеча, на животе справа
от пупка и на латеральной поверхности голени. Поскольку абсолютные значения толщины кожно-жировой складки зависят от общих размеров тела, в данной схеме соматотипирования учитывается суммарная толщина четырех складок в процентах от длины тела.
Используемая методика отличается принципиально важным положением: анализ каждого из признаков проводится с учетом характерных именно для выбранной группы средних величин и значений вариации данного показателя.
Для обследуемой популяции диапазон изменений признака разбивается на интервалы (-М-Зб, -М-0,67б); (М-0,67б, М+0,67б); (М+0,67б, М+Зб), где М - среднее арифметическое значение, б - среднее квадратиче-ское отклонение. Далее определяется интервал, к которому принадлежит конкретное значение признака.
В случае если закон распределения показателя близок к нормальному, в интервал (М-0,67б, М+0,67б) попадет около 50% значений данного признака и примерно по 25% будет отнесено к «краевым» группам.
Таким образом, осуществляется деление обследуемых девушек на группы: долихо, мезо и брахи-морфов на основании относительной ширины таза; гипо, нормо и гипертрофов на основании относительной толщины кожно-жировой складки.
Соматотип, характеризующийся совпадением характеристик долихоморфии и гипо-трофии, описывается как астенический; мезоморфии и нормотрофии -нормостенический; брахиморфии и гипертрофии - ги-перстенический. Возможны и другие сочетания: долихоморфный нормотроф, мезоморфный гипертроф, брахиморфный гипотроф и т.д.
Комбинация независимых вариантов положений определяет соматотип (тип телосложения) обследуемого лица. Фактически строится матрица (3*3), в пределах девяти клеток которой определяется место положения обследуемого в зависимости от степени раз-
вития и вариабельности признаков, характеризующих данную популяцию.
При работе сбор материала осуществлялся в специально составленный протокол исследования, в который заносились паспортные данные, антропометрические, физиометрические параметры и толщина кожно-жировых складок. По первичным материалам сформирована компьютерная база данных, расчеты показателей были проведены с использованием пакета прикладных программ 6.1».
Для оптимизации и автоматизации расчетов первичного цифрового материала и его анализа был разработан авторский программный комплекс «Анализ данных физического здоровья населения» (государственная регистрация программы для ЭВМ, № 2010612275, от 26.03.2010).
В соответствии с рекомендациями ряда авторов [12], учитывая нормальное распределение изучаемых количественных признаков, были использованы параметрические методы обработки материала.
Результаты исследования. Возрастная сома-тотипологическая характеристика студенток НИ ИрГТУ 1-ой функциональной группы здоровья приведена в табл. 1.
Как видно из табл. 1, в изучаемой популяции девушек чаще встречаются соматотипы конституции, отнесенные к мезоморфному типу. В этой группе конституции наибольшее распространение имеют нормот-рофические соматотипы (нормостеники по классификации Никитюка Б.А., Козлова А.И.,1990 [8]) - от 24,0 (17 лет) до 46,4% (19 лет).
В 20 лет происходит значительное снижение их количества до 25,1%. С возрастом отмечается рост количества девушек, отнесенных к гипертрофическому типу с 10,6 (17 лет) до 17,1% (20 лет). На этом фоне число девушек с гипотрофическим типом колеблется волнообразно (от 15,6 до 25,6%).
Таблица 1
Распределение по возрасту девушек 1-й функциональной группы здоровья, % _(по схеме Никитюк Б.А., Козлова А.И., 1990)_
Соматотипы Возраст
17 лет (п=225) 18 лет (п=527) 19 лет (п=476) 20 лет (п=175) Всего (п=1403)
долихоморфы гипотрофы 10,2 6,8 1,3 9,1 4,6
нормотрофы 12,0 7,9 2,1 6,3 4,4
гипертрофы 4,0 4,6 - 2,3 2,2
мезоморфы гипотрофы 17,8 15,6 25,6 18,3 22,2
нормотрофы 24,0 33,0 46,4 25,1 40,6
гипертрофы 10,6 12,7 20,6 17,1 17,2
брахиморфы гипотрофы 0,4 3,8 - 5,1 1,0
нормотрофы 11,6 7,2 1,5 10,3 4,1
гипертрофы 8,4 6,3 1,3 4,6 2,8
К астеническому типу конституции (долихоморфия на фоне гипотрофии) отнесено от 1,3 (19 лет) до 10,2% (17 лет) девушек. При этом их количество снижается с 17 до 19 лет, а в 20 лет отмечается резкий прирост их количества, почти до исходного уровня (9,1%). Количество девушек отнесенных к гипертрофическому типу с возрастом уменьшается с 4,0 (17 лет) до 2,3% (20 лет), а имеющих долихоморфный нормотрофический соматитип колеблется волнообразно (от 2,1 до 12,0%).
Гиперстенический тип конституции (брахиморфия с гипертрофией) имеет выраженную динамику снижения количества девушек с данным соматотипом с 8,4 (17 лет) до 4,6% (20 лет). При этом количество гипо-трофов в этом соматотипе с возрастом увеличивается с 0,4% (17 лет) до 5,1% (20 лет), а гипертрофов снижается с 8,4 до 4,6%.
В целом характеристика соматотипов девушек юношеского возраста 1-й функциональной группы
здоровья представлена на рис. 1.
Как видно из рис. 1, девушек, имеющих нормосте-нический тип, большинство - (40,6%), к астеническому типу отнесено 4,6%, а к гиперстеническому - лишь 2,8%. Обращает на себя внимание большое количество переходных соматотипов, что, по-видимому, объясняется незавершенными процессами формирования конституции девушек юношеского возраста, родившихся в Центральной Сибири. Результаты наших предыдущих исследований показали, что от 40 до 50% иркутских девушек-студенток имеют отклонения в сторону как ускорения, так и замедления процессов развития, что является свидетельством напряженности энергетического и пластического гомеостаза их организма [7].
Возрастная соматотипологическая характеристика студенток НИ ИрГТУ 2-й функциональной группы здоровья приведена в табл. 2.
50 40 30 20 10 0
40,6
22,2
"474
ЧЧЧЧУН
2,2
17,2
тг
2,8
!.........-¿Д. ■ ■■■ ■■"■ ■■"■ ■■"■
ш мезоморфные гипотрофы Ш долихоморфные гипотрофы и брахиморфные гипотрофы
ш мезоморфные нормотрофы и мезоморфные гипертрофы Н долихоморфные нормотрофы Н долихоморфные гипертрофы в брахиморфные нормотрофы 0 брахиморфные гипертрофы
Рис. 1. Распределение девушек 17-20 лет 1-й функциональной группы здоровья с учетом соматотипов, %
(по Никитюк Б.А., Козлову А.И.)
Таблица 2
Распределение по возрасту девушек 2-й функциональной группы здоровья, % _(по схеме Никитюкк Б.А., Козлова А.И., 1990)_
Возраст
Соматотипы 17 лет 18 лет 19 лет 20 лет Всего
(п=92) (п=214) (п=143) (п=85) (п=534)
гипотрофы 11,9 8,4 6,3 8,2 8,4
долихоморфы нормотрофы 6,5 7,0 8,4 4,7 8,9
гипертрофы 4,4 2,3 4,9 8,2 4,3
гипотрофы 17,4 16,4 16,1 17,6 16,3
мезоморфы нормотрофы 25,0 35,5 34,3 25,9 30,3
гипертрофы 9,8 12,2 12,6 4,7 11,4
брахиморфы гипотрофы 2,2 2,3 2,8 3,5 2,6
нормотрофы 17,4 5,6 6,3 20,0 9,5
гипертрофы 5,4 8,4 4,2 5,9 6,2
35 30 25 20 15 10 5 0
30,3
-114
9,5
+++++ +++++
■62"
В мезоморфные гипотрофы □ мезоморфные нормотрофы Н мезоморфные гипертрофы В долихоморфные гипотрофы И долихоморфные нормотрофы Н долихоморфные гипертрофы В брахиморфные гипотрофы И брахиморфные нормотрофы 0 брахиморфные гипертрофы
Рис. 2. Распределение девушек 17-20 лет 2-й функциональной группы здоровья с учетом соматотипов, %
(по Никитюк Б.А., Козлову А.И.)
Значения показателей распределения студенток по типам конституции первой и второй функциональной групп здоровья имеют существенные отличия. Так, во 2-й функциональной группе регистрируется на 10,3% меньше количество студенток, отнесенных к нормостеническому типу телосложения в сравнении с 1-й функциональной группой здоровья.
С возрастом отмечен рост числа девушек нор-мостеников с 25,0% (17 лет) до 34,4% (19 лет), затем, как и в 1-й функциональной группе, снижение их количества с таким типом конституции до уровня 25,9%.
К астеническому типу конституции отнесено от 6,3 (19 лет) до 11,9% (17 лет) девушек, что превышает таковые показатели в 1-й функциональной группе. При этом их количество снижается с 17 до 19 лет. Количество девушек отнесенных к гипертрофическому типу с возрастом увеличивается с 4,4 (17 лет) до 8,2% (20 лет), а долихоморфный нормотрофический соматип колеблется волнообразно (от 4,7 до 8,4%), что также отличает значения этих показателей от 1-й функциональной группы здоровья (табл. 1).
Гиперстенический тип конституции девушек 2-й функциональной группы здоровья имеет волнообразную динамику колебания количества студенток с данным соматотипом с 4,2% (19 лет) до 8,4% (18 лет). При этом количество гипотрофов в этом соматотипе с возрастом увеличивается с 2,2% (17 лет) до 3,5% (20 лет).
Количество брахиморфов с нормотрофическим типом телосложения имеет динамику значительного снижения (в 2,7 раза) с 17,4 (17 лет) до 6,3% (19 лет), к 20 годам резкого увеличения их количества до 20,0%. Эти показатели значительно отличаются от таковых, полученных в 1-й функциональной группе.
В целом характеристика соматотипов в популяции девушек юношеского возраста 2 функциональной группы здоровья, представлена на рис. 2.
Как видно из рис. 2, наибольшее распространение в популяции девушек юношеского возраста имеют представители нормостенического типа (30,3%), к астеническому типу отнесено 8,4%, а к гиперстениче-скому 6,2%, что в 1,8 и в 2,2 раза больше, чем в 1 функциональной группе (соответственно).
Обращает на себя внимание большое количество переходных соматотипов, что, по-видимому, объясняется незавершенными процессами формирования конституции в популяции девушек, уроженок Прибайкалья.
Таким образом, установлено, что среди девушек юношеского возраста обеих медицинских групп здоровья распространен преимущественно нормостениче-ский тип конституции. Однако во 2-й функциональной группе здоровья (подготовительной) студенток, отнесенных к нормостеническому типу телосложения, регистрируется на 10,3% меньше в сравнении с 1-й функциональной группой здоровья (основной). Значительно больше во второй функциональной группе студенток, отнесенных к астеническому и гиперстениче-скому соматотипам.
В обеих медицинских группах здоровья отмечается большое количество девушек, имеющих переходные соматотипы, что может свидетельствовать о незавершенности ростовых процессов их организма.
Проведенное соматотипирование девушек юношеского возраста, проживающих в условиях Прибайкалья, с использованием схемы Никитюк Б.А. и Козлова А.И., дополнило имеющиеся данные о конституциональных особенностях их организма.
Значительные отличия в распределении соматотипов у девушек-студенток вуза разных медицинских групп здоровья являются основанием для использования в учебном процессе по физической культуре индивидуальных образовательных маршрутов, учитывающих конституцию организма обучающихся.
1. Акчурин Б.Г. Проблемы организации деятельности высшей школы по формированию физического здоровья студентов: автореф. дис. канд. пед. наук. Уфа, 1996. 32 с.
2. Бунак В.В. Антропометрия. М.: Учпедгиз. 1941. 367 с.
3. Казначеев В.П., Удалова СВ. Использование конституционального подхода при оценке состояния здоровья // Физиология человека. 1986. Т. 12. № 3. 489-493.
4. Кондрашов А.В. Возрастные и типовые особенности функциональной рентгеноанатомии сердца: автореф. дис. ... д-р. мед. наук. СПб. 1998. 60 с.
5. Кучма B.P. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы «здоровье человека - среда обитания». М.: Медицина, 2003. 187 с.
6. Лещенко Я.А., Лисовцов А.А. Смертность населения Сибири в постсоветский период // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН, 2010. № 4. С. 194-198.
7. Лумпова О.М., Колокольцев М.М. Соматотипологическая характеристика популяции девушек юношеского возраста Прибайкалья // Валеология, 2011. № 2. С. 67-72.
8. Никитюк Б.А., Козлов А.И. Новая техника соматотипиро-вания // Новости спортивной и медицинской антропологии / ред. Б.А. Никитюк. М.: Спортинформ, 1990. Вып. 3. С. 121141.
ский список
9. Николаев В.Г. Актуальные вопросы биомедицинской и клинической антропологии // Сибирское мед. обозрение. 2001. Т. 20, № 22. С. 3-4.
10. Николаев В.Г., Шарайкина Е.П. Конституциональный подход в оценке здоровья человека // Новости спортивной и медицинской антропологии. М., 1990. Вып. 3. С. 80-81.
11. Онищенко Г.Г. Некоторые аспекты охраны здоровья и окружающей среды в разработке проекта экологической доктрины России // Здравоохранение РФ. 2002. № 2. С. 3-8.
12. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA. М.: МедиаСфера, 2002. 305 с.
13. Смелов П.А. Статистическое исследование состояния здоровья населения Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. экон. Наук / П.А. Смелов. М., 2009. 28 с.
14. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. М.: МГУ, 2002. 399 с.
15. Шкребко А.И. Медицинские аспекты физического воспитания студентов медиков //Здравоохранение РФ. 1998. № 6. 36-39.
16. Щепин О.П., Тищук Е.А. Современное состояние и тенденции заболеваемости населения Российской Федерации // Здравоохранение РФ. 2001. № 6. С. 3-7.