вают старые мотивы, своеобразно преобразуя их в растительные и полурастительные, следуя требованию времени и моды (примером этому могут служить росписи Кирихи - матери Н.К. Русина в Нижнем Жи-риме; росписи Агриппины Кузьминичны Рымаревой из Большого Куналея и др.). Но часто вазоны с букетами настолько причудливы и геометризованы, что отнести их к мотивам растительного характера не представляется возможным [5].
Однако не всегда мастерицы пользуются новыми формами в своих росписях, хотя и не остаются равнодушными к модным веяниям. Они по-прежнему расчерчивают стены на клетки и вписывают в них не только традиционные геометрические мотивы, но и множество других растительных и животных мотивов, и даже людей, хотя изображения их предельно условны и обобщены. Не исключено, что растительные росписи, имеющие большее сходство с реальным миром, обостряют чувство восприятия окружающего мира, вызывая стремление отразить особенности этого мира в своих работах. Это и приводит к созданию целой серии росписей, смешанных по сюжетам и технике исполнения [3].
К числу наиболее употребляемых красок относятся желтая, черная, красная, коричневая. Мастерицы пользуются особым способом наложения красок, когда все элементы в узоре пишутся линией в ширину мазка кисти. Не менее своеобразно - полосами разных красок - заполняется внутренность кругов, ромбов, розеток, стилизованных цветков. Для фона под роспись используется особая смесь из молока, белил и извести. Пол под роспись покрывается коричневой или бордовой краской. Краска-грунт готовится из покупных красок в порошке и глин, смешанных с олифой собственного изготовления. Вместо кисточки нередко используют туго скрученную бумагу или ткань, реже пишут пальцем. Заимствуя друг у друга композиционные
элементы, мастерицы тем не менее вносят много нового в создание авторских узоров и их сочетаний, а также в подбор красок и их сочетаний. В таких селах, как Десятниково, Большой Куналей, Нижний Жирим, нередко роспись жилища считается домашней обязанностью хозяйки дома. В целом материалы исследований показывают, что домовая роспись у семей-ских широко применяется вплоть до 30-40-х годов XX века; известны росписи, выполненные в 50-60-х годах, и сегодня мы наблюдаем новый интерес к самобытной авторской росписи. В росписях семейских Забайкалья достаточно отчетливо проявляются индивидуальные картины мира, визуализируются образы идентичности, т.к. ресурс идентификации одинаково присущ любой целостности и «нецелостности» как системам порядка (осознанного или прозреваемого), любому ставшему и вновь становящемуся образу, языку, процессу в связи с тем, что для их восприятия, интуитивного ощущения принадлежности, осознания и признания/оценки должен произойти творческий акт узнавания, отождествления с уже знакомым (прошлым или наличным). И каждая роспись это наглядно демонстрирует, будучи специфическим языком, исключительным средством самоидентификации, отражения индивидуального мировоззрения, самоопределения в комплексе существующих представлений и своеобразным способом «общения» с окружающим миром -социальным, физическим, метафизически-сверхреальным.
В качестве особого языка идентификации, способа проявления актуальных ментальных образов росписи оказываются вполне доступным (и может быть поэтому - модным) средством борьбы с унификацией среды и культуры для определения «культурной индивидуальности» места в современной транснациональной культуре.
Статья поступила 14.08.2015 г.
Библиографический список
1. Арбат Ю.А. Русская народная роспись по дереву. М.: Искусство, 2010. 155 с.
2. Железняк О.Е., Охрименко Г.И. Пространства культурной идентификации. Семейские Забайкалья: монография. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2009. 153 с.
3. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художествен-
ные промыслы. М.: Искусство, 1998. 175 с.
4. Некрасова М.А. Современное народное искусство. М.: Искусство, 2010. 164 с.
5. Охрименко Г.И. Семейские Забайкалья. Традиции домовой росписи и предметов быта: монография. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2008. 160 с.
УДК 796.075
ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ-ЮНОШЕЙ С УЧЕТОМ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ КОНСТИТУЦИИ
© М.М. Колокольцев1
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Представлены результаты конституционально-типологического обследования по методике Б.А. Никитюка и А.И. Козлова (1990) 1312 юношей, студентов технического вуза Восточной Сибири. Изучены характер и особенности возрастного распределения обследованных молодых людей в возрасте 17-20 лет по типам конституции и
1 Колокольцев Михаил Михайлович, доктор медицинских наук, профессор кафедры физической культуры, тел.: (3952) 405024, e-mail: mihkoll@mail.ru
Kolokoltsev Mikhail, Doctor of Medicine, Professor of the Department of Physical Education, tel.: (3952) 405024, e-mail: mihkoll@mail.ru
уровню их физического развития. Установлена однотипность физического развития юношей, объединенных антропометрическими, физиометрическими и компонентными соматическими показателями. Это необходимо учитывать при организации учебных занятий по физической культуре в высших учебных заведениях, проводимых путем индивидуализации двигательных нагрузок с учетом особенностей конституции человека. Ключевые слова: студенты; конституция; физическое развитие; физическая культура.
CHARACTERISTIC OF MALE STUDENTS PHYSICAL DEVELOPMENT WITH REGARD TO THE TYPOLOGICAL FEATURES OF THEIR SOMATOTYPES M.M. Kolokoltsev
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The paper presents the results of the B.A. Nikityuk, A.I. Kozlov procedure-based (1990) constitutional-typological examination of 1312 youths who are the students of a technical university in East Siberia. The character and features of the age distribution of the examined 17-20 year students according to the somatotypes and the levels of their physical development have been studied. It has been found out that physical development of young males united under anthropometric, functional and component somatical indices is characterized with uniformity. This fact must be taken into consideration during the organization of physical education classes in higher education institutions. Training sessions must be conducted through the individualization of motor loads taking into account the special features of the body type. Keywords: students; somatotype; physical development; physical education.
Актуальность исследования
В последние десятилетия в Российской Федерации повысилось внимание к здоровью студенческой молодежи, что отражает озабоченность государства и общества физическим состоянием будущих специалистов и ростом заболеваемости выпускников вузов. Высокий уровень воздействия учебных нагрузок в сочетании с низкими характеристиками физического здоровья на фоне эмоционального напряжения, недостаточной двигательной активности, слабого физического развития может приводить к неблагоприятным сдвигам в организме. В свою очередь, это сопровождается ухудшением здоровья, снижением умственной и физической работоспособности учащейся молодежи. В этой связи актуальной задачей является совершенствование системы мер по сохранению и восстановлению здоровья студентов в период обучения их в вузе [2].
В настоящее время физическое здоровье нации России в значительной мере зависит от развития здо-ровьесбережения на государственном уровне. В отличие от медицинских подходов к методике оздоровления населения в прошлом, в последние годы наука и практика многих стран мира предлагает профилактику заболеваний различными немедикаментозными средствами, ведущую роль среди которых играют оздоровительные формы двигательной активности [15]. Одним из условий, позволяющих укрепить здоровье молодежи, является рациональная физическая активность, как естественная, так и специально организованная на занятиях физической культурой во время обучения в вузе.
Негативные характеристики соматического и физического здоровья студенческой молодежи России обуславливают актуальность научно-
исследовательских работ по интегральным вопросам профилактической медицины, медицинской антропологии, биологии, физической культуры и других дисциплин [1, 9, 11, 13]. В ряде работ представлены веские доказательства эффективности различных подходов к физкультурно-оздоровительным технологиям,
учитывающих конституциональные особенности занимающихся [8]. Эти подходы предполагают привлечение к двигательной активности людей, имеющих различные медицинские группы здоровья, а также поиск путей оптимизации средств и методов физического воспитания студентов с учетом типов их телосложения [3, 4].
Физическое развитие рассматривается исследователями как одна из ведущих составляющих физического здоровья человека [5]. В то же время конституциональный тип человека, как интегральный показатель, отражает уровень и гармоничность его физического развития и является критерием состояния здоровья не только индивида, но и популяции в целом. Важным моментом планирования применения любых здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в деятельности местных систем здравоохранения и образования является наличие региональных данных о физическом развитии и конституциональных особенностях молодежи.
Это позволяет разработать и реализовать инновационный подход в сфере физического воспитания, направленный на преодоление противоречий между уровнем накопленных медико-биологических и психолого-педагогических знаний, с одной стороны, и действительной практикой физического воспитания, с другой. Реализация данной стратегии в физическом воспитании студентов осуществляется, в частности, через разработку и внедрение инновационных технологий физической подготовки, под которыми понимается систематизированная совокупность действий, операций, процедур, обеспечивающих при помощи методов, приемов, средств достижение прогнозируемого и диагностируемого уровня развития двигательных качеств молодежи. Результаты исследований последних лет [11, 13] свидетельствуют о том, что наиболее важными типологическими признаками в физическом воспитании являются особенности телосложения и тесно связанная с ними характеристика физического развития.
Поэтому одними из обязательных компонентов в
управлении физическим состоянием студентов на учебных занятиях физической культуры являются динамический мониторинг уровня физического развития, физической подготовленности и определение типа конституции занимающихся с целью осуществления индивидуального подхода и эффективного оценивания двигательных воздействий на организм [10].
В последние годы в Иркутской области проводились исследования по оценке и анализу лишь конституционального статуса юношей и девушек в возрасте 17-20 лет [6, 7]. Поэтому актуально провести дополнительные исследования по выявлению содержания и характера взаимосвязи между показателями физического развития и типом конституции студентов-юношей в сочетании с их возрастными категориями.
Цель исследования - провести оценку физического развития студентов-юношей в возрасте 17-20 лет с учетом типа конституции для совершенствования учебного процесса по их физическому воспитанию.
Материалы и методы
Работа выполнялась в соответствии с положением и задачами федеральной целевой программы «Молодежь России. Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (2000-2005 годы)» и межведомственным соглашением «Об информационном взаимодействии Министерства здравоохранения, Государственного комитета по физической культуре, спорту и туризму, Министерства образования РФ в области социально-гигиенического мониторинга» от 26.04.2002 г.
Согласно поставленной цели по общепринятой методике В.В. Бунака с учетом требований НИИ антропологии Московского государственного университета (1982) были проведены антропометрические измерения у студентов Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ). Всего было обследовано 1312 юношей -славян в возрасте от 17 до 20 лет. Все студенты были уроженцами Прибайкалья. Измерения проводились с соблюдением принципов добровольности, прав и свобод личности, гарантированных ст. 21 и 22 Конституции РФ.
Из имеющихся в литературе схем конституциональной диагностики и соматотипирования использовалась методика Б.А. Никитюка и А.И. Козлова (1990) [12], которая основана на определении пропорций тела человека. Согласно этой схеме конституция и темпы индивидуального развития организма человека с определенной степенью достоверности могут быть оценены при анализе длинотно-широтных соотношений тела. Из большого набора возможных вариантов таких оценок авторы методики избрали лишь некоторые признаки. Так, для мужчин учитывается относительная ширина плеч, вычисляемая при делении ширины плеч на длину тела, умноженную на 100. При определении ширины плеч проводится измерение акромиального диаметра с помощью толстотного циркуля. Информацию об интенсивности обменных процессов организма по данной схеме соматотипирова-ния получали на основании анализа значений измерительных признаков, характеризующих развитие жиро-
вого компонента тела. Наиболее значимыми являются четыре кожно-жировые складки: под нижним углом лопатки, на задней поверхности плеча, на животе справа от пупка и на латеральной поверхности голени. Поскольку абсолютные значения толщины кожно-жировой складки зависят от общих размеров тела, в данной схеме соматотипирования учитывается суммарная толщина четырех складок в процентах от длины тела.
Используемая методика предполагает выполнение принципиально важного условия: анализ каждого из признаков проводится с учетом характерных именно для выбранной группы средних величин и значений вариации данного показателя.
Для обследуемой популяции диапазон изменений признака разбивается на интервалы (-М - 3б, -М -0,67б); (М - 0,67б, М + 0,67б); (М + 0,67б, М + Зб), где М - среднее арифметическое значение, б - среднее квадратическое отклонение. Далее определяется интервал, к которому принадлежит конкретное значение признака. В случае если закон распределения показателя близок к нормальному, в интервал (М - 0,67б, М + 0,67б) попадет около 50% значений данного признака и примерно по 25% будет отнесено к «краевым» группам.
Таким образом, осуществляется деление обследуемых юношей на группы долихо-, мезо- и брахи-морфов на основании относительной ширины плеч; гипо-, нормо- и гипертрофов на основании относительной толщины кожно-жировой складки.
Соматотип, характеризующийся совпадением характеристик долихоморфии и гипотрофии, описывается как астенический, мезоморфии и нормотрофии -нормостенический, брахиморфии и гипертрофии -гиперстенический. Возможны и другие сочетания: долихоморфный нормотроф, мезоморфный гипертроф, брахиморфный гипотроф и т.д. Комбинация независимых вариантов положений определяет соматотип (тип телосложения) человека. Фактически строится матрица 3*3, в пределах девяти клеток которой определяется местоположение обследуемого в зависимости от степени развития и вариабельности признаков, характеризующих данную популяцию.
Для оценки физического развития испытуемых учитывались антропометрические характеристики: длина (см) и масса тела (кг), окружность грудной клетки (см), сила мышц кистей обеих рук (кг), жизненной емкости легких (ЖЕЛ, л). Для определения типа конституции дополнительно у юношей определялась ширина плеч (акромиальный диаметр, см) и толщина 4-х кожно-жировых складок (мм).
С учетом нормального распределения изучаемых количественных признаков в соответствии с рекомендациями О.Ю. Ребровой [14] были использованы параметрические методы обработки материала.
Результаты исследования и обсуждение
Материалы проведенного анализа обобщены в таблице, в которой представлена зависимость характеристик показателей физического развития юношей от типов конституции, определенной с использованием методики Б.А. Никитюка и А.И. Козлова (1990).
Наибольшая длина тела (184,5±2,0 см) установлена у 18-летних юношей, отнесенных к гипотрофным долихоморфам (астеникам), а наименьшая (169,2±2,8 см) регистрируется у 17-летних брахиморфных нормотрофов, при этом разница значений показателей составляет 15,3 см. У представителей всех типов конституции в возрасте от 17 лет к 20 годам достоверно (Р < 0,05) отмечается увеличение значений показателей длины тела. Эти данные свидетельствуют о продолжении ростовых процессов у молодых людей Прибайкалья, отнесенных к юношескому возрасту. Таким образом, юноши долихоморфного типа отличаются более высоким ростом, чем студенты брахиморфного типа, а представители мезоморфного типа конституции по длине тела занимают промежуточное положение между ними.
Значимо выражена динамика результатов исследования массы тела с учетом типа конституции. Так, в трех типах конституции (долихоморфия, мезоморфия и брахиморфия) установлено увеличение значений показателей массы тела от гипо- к гипертрофии. Эта зависимость отмечается во всех возрастных группах наблюдения, за исключением 17-летних долихоморфных гипотрофов.
Наибольший прирост значений показателей массы тела регистрируется у 19-летних долихоморфов. В этом типе конституции отмечается достоверное увеличение массы тела от 61,2±1,2 кг (долихоморфные гипотрофы) до 75,0±4,6 кг (долихоморфные гипертро-фы), т.е. разница прироста составляет 13,8 кг (22,5%).
Также отмечается значительное (Р < 0,05) увеличение массы тела у 20-летних брахиморфов - 13,3 кг (20,4%) и у 17-летних мезоморфов - 10,6 кг (17,1%). Наименьший прирост значений показателей массы тела регистрируется у 20-летних долихоморфов -4,0 кг (6,1%), 18-летних долихоморфов - 5,2 кг (10,8%) и у 19-летних мезоморфов - 6,8 кг (10,4%).
Таким образом, представители брахиморфного типа конституции характеризуются более высокими значениями показателя массы тела, чем юноши, отнесенные к долихоморфному телосложению. Мезоморфные типы конституции, как и по характеристике длины тела, занимают промежуточное положение между ними. Примерно такая же динамика зависимости от возраста и типа конституции регистрируется у другого антропометрического признака человека -окружности грудной клетки (ОГК).
Установлено, что наибольшее значение ОГК установлено у 19-летних представителей брахиморфных гипертрофов (гиперстеников) - 102,0±1,4 см. У юношей этого же возраста, отнесенных к гипотрофным долихоморфам, значение меньше на 13,2 см и составляет 88,8±1,4 см (Р < 0,05). Так же как и при мониторинге массы тела, регистрируется увеличение ОГК от гипо- к гипертрофному телосложению у молодых людей в возрасте от 17 лет к 20 годам. Так, наибольшая разница прироста характеристики ОГК отмечается у 19-летних представителей долихоморфного типа конституции - 8,0 см (9,0%), а наименьшая - у 20-летних юношей этого же типа конституции, у которых
Зависимость характеристики физического развития юношей 17-20 лет от типа их конституции
Показатели Возраст, лет Конституциональные типы
Долихоморфы Мезоморфы Брахиморфы
Гипотрофы Нормо-трофы Гипер-трофы Гипотрофы Нормо-трофы Гипер-трофы Гипотрофы Нормо-трофы Гипер-трофы
Длина тела, см 17 184,1 ±0,9 176,9±1,3 - 175,8±0,5 176,5±0,4 176,7±0,9 - 169,2±2,8 -
18 184,5±2,0 180,6±2,0 182,4±4,3 179,5±0,5 178,2±0,4 178,5±0,8 - 172,2±2,8 173,8±1,8
19 184,7±1,7 180,2±0,8 180,6±3,1 178,5±0,7 176,9±0,5 176,4±0,9 176,1±1,2 174,2±1,1 175,1 ±0,9
20 184,4±1,1 182,4±0,9 182,8±2,9 180,0±0,8 179,2±0,6 179,4±0,8 175,7±2,0 173,3±1,3 175,8±1,1
Масса тела, кг 17 70,3±3,2 63,0±2,1 - 62,2±0,8 65,3±0,6 72,8±1,1 - 63,5±3,0 -
18 64,8±1,9 65,6±2,5 70,0±4,3 65,4±0,7 67,1 ±0,4 74,2±1,1 - 65,0±0,7 74,6±5,2
19 61,2±1,2 66,0±1,0 75,0±4,6 65,0±0,9 67,1 ±0,6 71,8±1,3 69,1 ±2,0 67,2±1,3 77,8±2,0
20 65,4±1,8 68,0±1,4 69,4±2,9 65,6±0,8 69,2±0,6 75,5±1,6 65,1±2,4 67,4±1,4 78,4±2,4
Окружность грудной клетки, см 17 89,0±1,2 87,3±1,9 - 90,5±0,6 92,1 ±0,4 95,2±0,8 - 94,7±1,6 -
18 88,6±1,8 92,4±2,6 92,4±1,6 93,1 ±0,5 94,0±0,4 97,8±0,6 - 93,8±1,4 101,3±2,1
19 88,8±1,4 90,7±1,0 96,8±3,0 93,9±0,7 94,7±0,5 96,6±0,8 95,8±1,2 96,8±0,9 102,0±1,4
20 92,8±1,6 94,6±0,9 93,7±2,7 94,1 ±0,6 95,5±0,4 97,0±1,8 95,6±1,3 95,7±0,7 101,8±1,2
Сила мышц левой кисти руки, кг 17 44,1 ±3,1 42,8±1,7 - 41,7±0,9 41,8±0,5 42,0±0,7 - 38,3±2,0 -
18 44,3±2,4 43,3±1,9 42,2±0,6 44,5±0,6 43,8±0,5 44,3±0,8 - 35,5±1,8 41,6±1,9
19 39,7±1,7 42,6±0,8 41,8±2,6 42,9±0,8 42,7±0,5 42,1 ±0,7 43,5±2,3 41,7±1,0 43,2±0,9
20 43,3±1,4 42,9±0,9 44,0±1,6 43,5±1,3 43,3±0,7 43,4,0,6 43,6±2,1 42,0±0,7 44,8±1,3
Сила мышц правой кисти руки, кг 17 45,7±2,9 43,3±2,0 - 44,6±0,8 43,7±0,4 43,8±0,7 - 40,3±1,8 -
18 42,8±2,9 44,3±2,0 42,2±0,7 46,7±0,6 45,8±0,5 45,9±0,8 - 40,8±2,6 42,4±1,5
19 41,7±1,3 44,7±0,9 48,8±3,2 44,1 ±0,8 44,1 ±0,5 43,5±0,7 47,1±2,3 43,7±1,0 45,5±1,4
20 45,3±1,3 45,9±1,0 47,8±2,3 46,1 ±1,1 45,8±0,6 45,4±0,9 45,1±2,4 44,1 ±1,0 45,8±1,0
Жизненная емкость легких, л 17 4,4±0,3 4,3±0,1 - 3,9±0,07 4,09±0,04 4,1 ±0,07 - 4,2±0,1 -
18 4,4±0,1 4,3±0,1 4,06±0,2 4,2±0,05 4,1 ±0,04 4,1 ±0,05 - 4,01 ±0,1 4,4±0,2
19 4,0±0,1 3,9±0,09 4,4±0,1 4,1 ±0,01 4,1 ±0,04 4,0±0,07 4,4±0,2 4,2±0,09 4,7±0,1
20 4,3±0,1 4,2±0,1 4,3±0,3 4,2±0,08 4,2±0,05 4,2±0,08 4,1 ±0,1 4,1 ±0,09 4,4±0,1
разница составляет 0,9 см (0,9%). Анализ характеристик силы мышц кистей рук не имеет четко выраженной закономерности динамики значений показателей (Р > 0,05). Наибольшее значение силы мышц левой руки зарегистрировано у 20-летних юношей, отнесенных к гипертрофным брахиморфам - 44,8±1,3 кг, а правой - у 19-летних представителей долихоморфного типа конституции - 48,8±3,2 кг. Наименьшие характеристики силы мышц левой руки (39,7±1,7 кг) и правой кисти (41,7±1,3 кг) отмечены у 19-летних юношей астенического типа конституции.
Достоверное увеличение (Р < 0,05) силы мышц кисти левой и правой рук с возрастом отмечено во всех группах юношей, за исключением астеников, представителей нормотрофов, отнесенных к долихоморфному типу конституции, а также гипотрофных брахиморфов. Это связано, по нашему мнению, с воздействием двигательных нагрузок на учебных занятиях по дисциплине «Физическая культура», которые организованы в ИРНИТУ на 1-4 курсах обучения студентов.
Наибольшее значение показателя жизненной емкости легких (4,7±0,1 л) имеют 19-летние юноши, бра-химорфы гипертрофного типа конституции. Наименьший результат зарегистрирован у 17-летних гипотрофных мезоморфов - 3,9±0,07 л. С возрастом в ме-зоморных типах конституции отмечается достоверное (Р < 0,05) увеличение ЖЕЛ. Это связано не только с общебиологическими процессами роста организма юношей, но и с воздействием физических упражнений на учебных занятиях по дисциплине «Физическая культура». Наибольший процент прироста значения ЖЕЛ установлен у юношей, имеющих мезоморфный гипотрофный тип телосложения. В этой группе увеличение жизненной емкости легких составило 7,6% - с 3,9±0,07 л (17 лет) до 4,2±0,08 л (20 лет). У представителей других типов конституции (за исключением нор-мостеников и долихоморфных гипертрофов) не установлено достоверного увеличения значения показателя ЖЕЛ с возрастом.
Выводы
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Наибольшая длина тела (184,5±2,0 см) установлена у 18-летних юношей, отнесенных к гипотроф-ным долихоморфам (астеникам), а наименьшая регистрируется у 17-летних брахиморфных нормотрофов -
169,2±2,8 см. Увеличение значений показателей длины тела у студентов в возрасте от 17 лет к 20 годам (Р < 0,05) свидетельствует о продолжении ростовых процессов у молодых людей Прибайкалья.
В типах конституции (долихоморфия, мезоморфия и брахиморфия) установлено увеличение значений показателей массы тела от гипо- к гипертрофии. Эта зависимость отмечается во всех возрастных группах наблюдения, за исключением 17-летних долихоморфных гипотрофов.
Наибольший прирост значений показателей массы тела регистрируется у 19-летних долихоморфов. В этом типе конституции отмечается достоверное увеличение массы тела от 61,2±1,2 кг (долихоморфные гипотрофы) до 75,0±4,6 кг (долихоморфные гипертро-фы), т.е. разница прироста составляет 13,8 кг (22,5%). Наибольшее значение ОГК установлено у 19-летних представителей брахиморфных гипертрофов (гипер-стеников) - 102,0±1,4 см. У юношей этого же возраста, отнесенных к гипотрофным долихоморфам, значение меньше на 13,2 см и составляет 88,8±1,4 см (Р < 0,05). Мезоморфные типы конституции, также как и по длине и массе тела, занимают промежуточное положение между брахиморфами и долихоморфами.
2. Установлена зависимость увеличения антропометрических показателей (длина и масса тела, ОГК) от гипо- к гипертрофическому типам конституции. С возрастом у представителей всех типов конституции отмечается достоверное (Р < 0,05) увеличение антропометрических и физиометрических показателей (мышечной силы кистей рук и ЖЕЛ). Увеличение последних связано не только с общебиологическими процессами роста организма человека, но и с воздействием двигательной нагрузки на учебных занятиях по дисциплине «Физическая культура», которая развивает эти характеристики.
3. Доказана однотипность физического развития юношей, объединенных антропометрическими, фи-зиометрическими и компонентными соматическими показателями. Это необходимо учитывать при организации учебных занятий по физической культуре в высших учебных заведениях, проводимых путем индивидуализации двигательных нагрузок с учетом особенностей конституции человека.
Статья поступила 30.09.2015 г.
Библиографический список
1. Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Учение о здоровье и проблемы адаптации. Ставрополь: Издательство СГУ, 2000. 204 с.
2. Агафонов А.В. Особенности адаптации студентов к условиям обучения в вузе в зависимости от разных состояний здоровья и двигательной активности: автореф. дис. ... канд. биол. наук: 03.00.13. Чебоксары, 2008. 20 с.
3. Аппак Г.А. Индивидуально-типологический подход на занятиях по физической культуре у студенток 17-18 лет, имеющих различные заболевания // Адаптивная физическая культура. 2012. № 1 (49). С. 42-44.
4. Жмыхова А.Ю. Коррекционная направленность физической подготовки студентов специальной медицинской группы
на основе их морфофункциональных особенностей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2010. 24 с.
5. Иванова И.В., Чёрная Н.Л. Диагностическая значимость антропометрических индексов для оценки жировой массы тела у детей подросткового возраста // Бюллетень Сибирской медицины. 2010. № 5. С. 45-48.
6. Колокольцев М.М. Характеристика двигательных возможностей студентов-юношей с различными типами конституции // Вестник ИрГТУ. 2014. № 11. С. 338-343.
7. Колокольцев М.М., Лумпова О.М. Конституциональная характеристика популяции девушек 17-20 лет, проживающих в условиях Прибайкалья (сообщение 2) // Вестник ИрГТУ. 2013. № 8 (79). С. 275-279.
8. Комиссарова Е.Н., Панасюк Т.В., Аппак Г.А. Морфологические и функциональные основы здоровьесберегающих технологий для студенток 17-18 лет // Материалы V Между-нар. конгресса «Человек, спорт, здоровье» (21-23 апреля 2011 г., Санкт-Петербург) / под ред. В.А. Таймазова. СПб.: Изд-во «Олимп-СПб», 2011. С. 71-75.
9. Кондрашов А.В. Возрастные и типовые особенности функциональной рентгеноанатомии сердца: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. СПб., 1998. 60 с.
10. Кончиц Н.С. Физиологические основы физического воспитания студентов в связи с индивидуальными особенностями организма: автореф. д-ра мед. наук: 14.00.17. Томск, 1990. 48 с.
11. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. М.: Медицина, 2004. 384 с.
12. Никитюк Б.А., Козлов А.И. Новая техника соматотипиро-вания // Новости спортивной и медицинской антропологии. 1990. Вып. 3. С. 121-141.
13. Омзар О.С. Индивидуально-типологическая характеристика роста и развития школьников коренного населения Республики Тыва: автореф. дис. ... канд. мед. наук: 14.01.08. Красноярск, 2010. 20 с.
14. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ БТАТСТЮА. М.: МедиаСфера, 2002. 305 с.
15. Родина М.В., Цаллагова Р.Б. Принципы построения индивидуального двигательного режима в оздоровительной физической культуре женщин второго зрелого возраста // Фундаментальные исследования. 2012. № 12-2. С. 355-359.
УДК 930.1(091)
ИСТОРИОГРАФИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОТЕСТА: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ © Е.С. Оболкин1
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Проводится историографический анализ степени изученности темы социального протеста в целом и протестного движения работников образования и здравоохранения России и Иркутской области конца ХХ века в частности. Исследуются как отечественные, так и зарубежные научные работы. Проанализированы не только исторические, но и социологические и политологические научные исследования по проблематике протеста. Результаты историографического исследования показывают, что данная тема является малоизученной.
Ключевые слова: историография; социальный протест; образование; здравоохранение; забастовки; профсоюзы.
SOCIAL PROTEST HISTORIOGRAPHY: SETTING A PROBLEM E.S. Obolkin
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The paper carries out a historiographical analysis of the scrutinization extent of the object of social protest in general, and the protest movement of the people engaged in education and health care service in Russia and in the Irkutsk region in the end of the twentieth century in particular. National and foreign scientific works have been analyzed. Scientific scrutiny is given to historical researches on the problem as well as to sociological and political ones. The results of the historiographical study show that this topic is understudied.
Key words: historiography; social protest; education; health care service; strikes; labor unions.
Целью данной статьи является историографический анализ степени изученности темы социального протеста в целом и протестного движения работников образования и здравоохранения России и Иркутской области конца ХХ века в частности. Данное исследование касалось как отечественных, так и зарубежных научных работ.
Проблема социального протеста относится пока к малоизученным темам современной отечественной истории. Данная проблематика исследовалась в основном социологами и политологами.
В середине XX века именно в социологии оформилось направление, которое стало всесторонне и глубоко исследовать проблему социальных конфликтов. Наиболее известными представителями этого направления являются Р. Дарендорф и Л. Козер.
Р. Дарендорф, немецкий социолог либеральной ориентации, создал теорию конфликтной модели общества исходя из того, что любое общество постоянно подвержено социальным изменениям и вследствие этого постоянно испытывает социальный конфликт [1]. Причиной формирования и развития социального конфликта ученый считал конфликт интересов. По мнению Р. Дарендорфа, основу социального конфликта часто составляют политические факторы: борьба за власть, престиж, авторитет. Неравенство социальных позиций означает неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов, социальных групп или сообществ людей, а отсюда и противоречия их интересов. Борьба за обладание и распоряжение ресурсами, лидерство, власть и престиж делают социальные конфликты неизбежными. Р. Дарендорф утверждал, что конфлик-
1Оболкин Евгений Сергеевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры дизайна, тел.: 89642100219, e-mail: eobolkin@inbox.ru
Obolkin Evgeniy, Candidate of History, Associate Professor of the Design Department, tel.: 89642100219, e-mail: eobolkin@inbox.ru