Научная статья на тему 'Особенности физического развития студенток вуза с учетом типа конституции'

Особенности физического развития студенток вуза с учетом типа конституции Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
754
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТКИ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ADOLESCENCE / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / ТИПЫ КОНСТИТУЦИИ / CONSTITUTION TYPES / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL EDUCATION / FEMALE STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Колокольцев Михаил Михайлович

Приведены результаты конституционально-типологического обследования по методике Б.А. Никитюка и А.И. Козлова (1990) 1937 девушек, студенток технического вуза в возрасте 17-20 лет. Изучены характер и особенности возрастного распределения обследованных по типам конституции и характеристики их физического развития. Установлено, что наибольшую длину тела имеют представительницы долихоморфного, массы тела и окружности грудной клетки брахиморфного типов конституции. С возрастом во всех типах конституции отмечается достоверное увеличение антропометрических (длина и масса тела, ОГК) и физиометрических (мышечная сила кистей рук и жизненная емкость легких) показателей. Полученные данные являются основанием для разработки и использования в организации учебно-воспитательного процесса по физической культуре в вузе индивидуальных образовательных маршрутов здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL DEVELOPMENT FEATURES OF UNIVERSITY FEMALE STUDENTS CONSIDERING THEIR CONSTITUTION TYPE

The paper reports on the results of constitutional and typological examination of 1937 female students studying at a technical university aged from 17 to 20 with the application of B.A. Nikityuk and A.I. Kozlov’s procedure (1990). The principles and features of age-dependent distribution of examined students by constitution types and characteristic of their physical development have been studied. The study shows that representatives of dolichomorphic constitution type have the maximum body length while the representatives of brachymorphic constitution type have the heaviest bodies and the longest chest circumference. With the age all types of constitution demonstrate a reliable increase in the anthropometric (body length and mass, chest circumference) and physiometric indices (muscular force of hands and vital capacity of lungs). Obtained data can serve the foundation for the development and use of individual educational routes of health-saving and health-forming technologies in the organization of physical education lessons at a technical university.

Текст научной работы на тему «Особенности физического развития студенток вуза с учетом типа конституции»

УДК 796.012:572

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОК ВУЗА С УЧЕТОМ ТИПА КОНСТИТУЦИИ

л

© М.М.Колокольцев1

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Приведены результаты конституционально-типологического обследования по методике Б.А. Никитюка и А.И. Козлова (1990) 1937 девушек, студенток технического вуза в возрасте 17-20 лет. Изучены характер и особенности возрастного распределения обследованных по типам конституции и характеристики их физического развития. Установлено, что наибольшую длину тела имеют представительницы долихоморфного, массы тела и окружности грудной клетки - брахиморфного типов конституции. С возрастом во всех типах конституции отмечается достоверное увеличение антропометрических (длина и масса тела, ОГК) и физиометрических (мышечная сила кистей рук и жизненная емкость легких) показателей. Полученные данные являются основанием для разработки и использования в организации учебно-воспитательного процесса по физической культуре в вузе индивидуальных образовательных маршрутов здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий. Ключевые слова: студентки; юношеский возраст; физическое развитие; типы конституции; физическая культура.

PHYSICAL DEVELOPMENT FEATURES OF UNIVERSITY FEMALE STUDENTS CONSIDERING THEIR CONSTITUTION TYPE M.M. Kolokoltsev

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The paper reports on the results of constitutional and typological examination of 1937 female students studying at a technical university aged from 17 to 20 with the application of B.A. Nikityuk and A.I. Kozlov's procedure (1990). The principles and features of age-dependent distribution of examined students by constitution types and characteristic of their physical development have been studied. The study shows that representatives of dolichomorphic constitution type have the maximum body length while the representatives of brachymorphic constitution type have the heaviest bodies and the longest chest circumference. With the age all types of constitution demonstrate a reliable increase in the anthropometric (body length and mass, chest circumference) and physiometric indices (muscular force of hands and vital capacity of lungs). Obtained data can serve the foundation for the development and use of individual educational routes of health-saving and health-forming technologies in the organization of physical education lessons at a technical university. bywords: female students; adolescence; physical development; constitution types; physical education.

Реформирование системы высшего образования в стране обуславливает интенсификацию учебного процесса, что сопровождается высоким уровнем воздействия информационных нагрузок в сочетании с низкими характеристиками физического здоровья. На фоне эмоциональных перегрузок, недостаточной двигательной активности, слабого физического развития это может приводить к неблагоприятным сдвигам в организме, что сопровождается ухудшением здоровья, снижением умственной и физической работоспособности учащейся молодежи. В этой связи актуальной задачей является совершенствование системы мер по сохранению и восстановлению здоровья студентов в период обучения их в вузе [1]. Юношеский возраст (17-21 год), к которому отнесено большинство студентов, характеризуется завершением ростовых процессов и окончательным формированием морфофункци-ональных компонентов основных функциональных систем человека [12]. Поэтому данный период разви-

тия человека считается наиболее значимым в изучении конкретных морфологических критериев, а также в диагностике нормы и патологии [13].

Физическое развитие рассматривается многими исследователями как одна из ведущих составляющих физического здоровья человека [2, 6, 20]. В то же время конституциональный тип человека, как интегральный показатель, отражает уровень и гармоничность его физического развития и является критерием состояния здоровья не только индивида, но и популяции в целом [18, 19]. Важным моментом планирования любых здоровьесберегающих и здоровьеформирую-щих технологий в деятельности местных систем здравоохранения и образования является наличие региональных данных о физическом развитии и конституциональных особенностях молодежи. Значительное снижение показателей здоровья и уровня физического состояния студенческой молодежи в Российской Федерации усилили актуальность научно-аналитических

1 Колокольцев Михаил Михайлович, доктор медицинских наук, профессор кафедры физической культуры, тел.: (3952) 405024, 89149450800, e-mail: mihkoll@mail.ru

Kolokoltsev Mikhail, Doctor of Medicine, Professor of the Department of Physical Education, tel.: 405024, 89149450800, e-mail: mihkoll@mail.ru

работ по интегральным вопросам физической культуры, спорта, биологии и медицинской антропологии [4, 7, 8, 14, 18].

В последние годы ведется активный поиск путей индивидуализации физического воспитания обучающихся, однако он часто основан на персонификации технологий, имеющих целью достижения половозрастных нормативов физической подготовленности, базирующихся на среднестатистических данных. Требования индивидуального подхода остаются не реализованными, не имеющими конструктивной идеи, основанной на учете индивидуальных особенностей физиологии и поведения каждого человека [5]. Поэтому необходима разработка и реализация инновационного подхода в сфере физического воспитания, направленного на преодоление противоречий между уровнем накопленных медико-биологических и психолого-педагогических знаний, с одной стороны, и действительной практикой физического воспитания, с другой. Основными принципами этой стратегии должны стать адекватность содержания и условий физического воспитания индивидуально-типологическим особенностям организма и конкретным задачам оптимизации определенных компонентов физического состояния, учет сенситивных периодов в развитии двигательных качеств, оценка физической подготовленности и физического развития на основе конституциональных нормативов, соответствие форм двигательной активности возможностям и способностям каждого человека.

Реализация данной стратегии в физическом воспитании студентов осуществляется, в частности, через разработку и внедрение инновационных технологий физической подготовки, под которыми понимается систематизированная совокупность действий, операций, процедур, обеспечивающих при помощи методов, приемов, средств достижение прогнозируемого и диагностируемого уровня развития двигательных качеств молодежи. Результаты исследований последних лет [10, 15, 17] свидетельствуют о том, что наиболее важными типологическими признаками в физическом воспитании являются особенности телосложения и тесно связанная с ними степень проявления физических качеств.

Кроме того, одним из обязательных компонентов в управлении физическим состоянием студентов на учебных занятиях по физической культуре является определение у занимающихся уровня физического развития, физической подготовленности с целью осуществления индивидуального подхода к обучающимся и эффективного оценивания тренировочных воздействий [9].

В последние годы в Иркутской области проводились исследования по оценке и анализу лишь конституционального статуса девушек в возрасте 17-20 лет [7]. Поэтому актуально провести дополнительные исследования по выявлению содержания и характера взаимосвязи между характеристиками физического развития и типа конституции студенток в сочетании с их возрастными категориями.

Целью исследования стало проведение оценки

физического развития студенток в возрасте 17-20 лет с учетом типа конституции для совершенствования учебного процесса по физическому воспитанию среди них.

Работа выполнялась в соответствии с положением и задачами Федеральной целевой программы «Молодежь России. Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации» (2000-2005 гг.) и межведомственным соглашением «Об информационном взаимодействии Министерства здравоохранения, Государственного комитета по физической культуре, спорту и туризму, Министерства образования РФ в области социально-гигиенического мониторинга» от 26.04.2002 г. Согласно поставленной цели, по общепринятой методике В.В. Бунака [3]. С учетом требований НИИ антропологии Московского государственного университета (1982) были проведены антропометрические измерения у студенток ИрГТУ (в настоящее время - НИИР-ТУ). Всего было обследовано 1937 девушек-славянок в возрасте от 17 до 20 лет, из них 1403 были отнесены к 1-й (основной) группе здоровья и 534 - ко 2-й (подготовительной). Все студентки были уроженками региона Прибайкалья. Измерения проводились с соблюдением принципов добровольности, прав и свобод личности, гарантированных ст. 21 и 22 Конституции РФ. Исследование было выполнено в соответствии с принципами Хельсинской Декларации (2008). Все обследуемые были проинформированы о характере, цели исследования, дали письменное согласие на участие в нем.

Из имеющихся в литературе схем конституциональной диагностики и соматотипирования использовалась методика Б.А. Никитюка и А.И. Козлова (1990) [11], которая основана на определении пропорций тела человека. Согласно этой схеме конституция и темпы индивидуального развития организма человека с определенной степенью достоверности могут быть оценены при анализе длинотно-широтных соотношений тела.

Данная методика, по мнению авторов, высокоинформативная, имеет существенные преимущества перед субъективными схемами конституциональной диагностики и наиболее удобна для использования при оценке морфологических особенностей организма.

Из достаточно большого набора возможных вариантов таких оценок авторы методики избрали ряд признаков. Так, для женщин учитывается относительная ширина таза по формуле: ширина таза/длина тела х 100. При измерении ширины таза проводится измерение его толстотным циркулем межгребневого размера. Информацию об интенсивности обменных процессов организма по данной схеме соматотипирования получали на основании анализа значений измерительных признаков, характеризующих развитие жирового компонента тела. Наиболее значимыми являются четыре кожно-жировые складки: под нижним углом лопатки, на задней поверхности плеча, на животе справа от пупка и на латеральной поверхности голени. Поскольку абсолютные значения толщины кожно-жировой

складки зависят от общих размеров тела, в данной схеме соматотипирования учитывается суммарная толщина четырех складок в процентах от длины тела.

Используемая методика отличается принципиально важным положением: анализ каждого из признаков проводится с учетом характерных именно для выбранной группы средних величин и значений вариации данного показателя.

Для обследуемой популяции диапазон изменений признака разбивается на интервалы (-М - 38, -М -0,678); (М - 0,678, М + 0,678); (М + 0,678, М + Зб), где М - среднее арифметическое значение, 8 - среднее квадратическое отклонение. Далее определяется интервал, к которому принадлежит конкретное значение признака. В случае если закон распределения показателя близок к нормальному, в интервал (М - 0,678, М + 0,67б) попадет около 50% значений данного признака и примерно по 25% будет отнесено к «краевым» группам.

Таким образом осуществляется деление обследуемых девушек на группы: долихо-, мезо- и брахимор-фов на основании относительной ширины таза; гипо-, нормо -и гипертрофов на основании относительной толщины кожно-жировой складки.

Соматотип, характеризующийся совпадением характеристик долихоморфии и гипо-трофии, описывается как астенический; мезоморфии и нормотрофии -нормостенический; брахиморфии и гипертрофии -гиперстенический. Возможны и другие сочетания: долихоморфный нормотроф, мезоморфный гипертроф, брахиморфный гипотроф и т.д.

Комбинация независимых вариантов положений определяет соматотип (тип телосложения) обследуемого лица. Фактически строится матрица (3*3), в пределах девяти клеток которой определяется место положения обследуемого в зависимости от степени развития и вариабельности признаков, характеризующих данную популяцию.

Для оценки физического развития испытуемых учитывались антропометрические характеристики: длина (см) и масса (кг) тела, окружность грудной клетки (см), сила мышц кистей обеих рук (кг), жизненной емкости легких (ЖЕЛ, л). Для определения типа конституции дополнительно у девушек определялась ширина таза (межгребневой размер (см) и толщина 4-х кожно-жировых складок (мм).

При работе сбор материала осуществлялся в специально составленный протокол исследования, в который заносились паспортные данные, антропометрические, физиометрические параметры и толщина кож-но-жировых складок. По первичным материалам сформирована компьютерная база данных, расчеты показателей были проведены с использованием пакета прикладных программ 6.0».

Для оптимизации и автоматизации расчетов первичного цифрового материала и его анализа был разработан авторский программный комплекс «Анализ данных физического здоровья населения» (государственная регистрация программы для ЭВМ, № 2010612275, от 26.03.2010). Учитывая нормальное распределение изучаемых количественных признаков,

в соответствии с рекомендациями О.Ю. Ребровой [16], были использованы параметрические методы обработки материала.

Материалы проведенного анализа обобщены в таблице, в которой представлена зависимость характеристик показателей физического развития девушек от типов конституции, определенной с использованием методики Б.А. Никитюка и А.И. Козлова (1990).

Наибольшая длина тела (168,9±0,8 см) установлена у 19-летних девушек, отнесенных к гипотрофным долихоморфам (астеникам), а наименьшая регистрируется у 17-летних брахиморфных гипертофов (гипер-стеников) - 160,2±1,5 см, при этом разница значений показателей составляет 8,7 см. Во всех типах конституции от 17 лет к 20 годам достоверно (Р < 0,05) отмечается увеличение значений показателей длины тела. Эти данные свидетельствуют о продолжении ростовых процессов у девушек Прибайкалья юношеского возраста до 20 лет. Таким образом, девушки долихоморфного типа отличаются более высоким ростом, чем брахиморфного типа, а представительницы мезоморфного типа конституции по длине тела занимают промежуточное положение между ними.

Наиболее значимо выражена динамика результатов исследования массы тела с учетом типа конституции. Так, в трех типах конституции (долихоморфия, мезоморфия и брахиморфия) установлено увеличение значений показателей массы тела от гипотрофии к гипертрофии. Эта зависимость отмечается во всех возрастных группах наблюдения.

Наибольший прирост значений показателей массы тела регистрируется у 19-летних брахиморфов. В этом типе конституции отмечается достоверное увеличение массы тела от 56,2±1,4 кг (брахиморфные гипотрофы) до 70,1±2,3 кг (брахиморфные гипертрофы), т.е. разница прироста составляет 13,9 кг (24,7%). Также отмечается значительное (Р < 0,05) увеличение массы тела у 18-летних брахиморфов - 11,7 (23,1%) кг и у 17-летних долихоморфов - 9,8 кг (20,5%). Наименьший прирост значений показателей массы тела регистрируется у 20-летних брахиморфов - 2,0 кг (3,6%), у 17 и 20-летних мезоморфов - 4,9 кг (9,1%) и 4,8 кг (9,0%) соответственно.

Таким образом, представительницы брахиморфного типа конституции характеризу-ются более высокими значениями показателя массы тела, чем девушки, отнесенные к долихоморфному телосложению. Мезоморфные типы конституции, так же как и в характеристике длины тела, занимают промежуточное положение между ними.

Примерно такая же динамика зависимости от возраста и типа конституции регистрируется у другого антропометрического признака человека - окружности грудной клетки (ОГК). Установлено, что наибольшее значение ОГК установлено у 19-летних представительниц брахиморфных гипертрофов (гиперсте-ников) - 98,6±2,5 см. У девушек этого же возраста, отнесенных к нормотрофным долихоморфам, значение меньше на 15,7 см и составляет 82,9±0,9 см, (Р < 0,05). Так же, как и возрастание массы тела, регистрируется увеличение ОГК от гипо- к гипертрофному

Таблица

Характеристика физического развития девушек 17-20 лет в зависимости от типа конституции

Показатели Возраст(лет) Конституциональные типы

Длина тела (см) долихоморфы мезоморфы брахиморфы

гипотро-фы нормотро-фы гипертро-фы гипотро-фы нормотро-фы гипертро-фы гипотро-фы нормотро-фы гипертро-фы

17 162,1 ±0,8 166,5±0,8 163,8±1,0 165,4±0,7 164,7±0,5 163,3±0,8 - 163,9±0,8 160,2±1,5

18 166,8±0,6 168,0±0,6 166,1 ±0,7 165,3±0,5 165,1 ±0,3 166,2±0,5 160,7±1,3 163,9±0,8 163,7±0,8

19 168,9±0,8 164,5±2,4 - 164,6±0,4 164,8±0,3 166,1 ±0,4 165,5±4,0 164,8±0,9 164,5±2,1

20 168,1 ±0,8 168,4±0,9 168,0±1,2 166,4±0,5 165,8±0,6 165,2±0,8 163,1±1,2 165,1 ±1,0 167,0±1,7

Масса тела (кг) 17 47,7±0,6 53,4±0,9 57,5±2,2 53,7±0,7 54,9±0,6 58,6±1,1 - 55,7±0,5 62,7±1,5

18 51,3±0,6 55,0±0,8 58,0±0,7 51,6±0,5 56,1 ±03 59,2±0,6 50,6±1,2 57,3±0,7 62,3±1,2

19 53,2±1,2 50,1 ±1,9 - 51,4±0,2 56,0±0,3 59,6±0,5 56,2±1,4 58,2±1,8 70,1 ±2,3

20 52,3±0,7 57,0±1,5 61,3±1,0 54,4±0,8 56,0±0,6 59,3±1,0 55,1 ± 1,4 55,7±1,0 57,1 ±0,9

Окружность грудной клетки (см) 17 83,5±0,5 85,9±0,5 86,9±1,0 85,9±0,5 86,1 ±0,3 87,9±0,7 - 86,7±0,6 88,5±0,8

18 83,2±0,4 85,2±0,4 88,2±0,6 84,9±0,4 86,7±0,2 89,3±0,4 84,5±0,7 89,1 ±0,7 91,5±0,6

19 83,2±0,6 82,9±0,9 - 84,7±0,3 86,3±0,2 88,0±0,4 83,7±1,5 90,8±2,0 98,6±2,5

20 86,0±0,8 86,9±0,9 89,3±2,1 84,1±0,6 86,6±0,4 88,3±0,8 85,4±0,6 87,9±0,8 89,6±0,6

Сила мыш левой кисти руки (кг) 17 22,1±0,7 22,6±0,9 23,5±1,5 22,1 ±0,5 22,4±0,4 23,1 ±0,9 - 23,6±0,7 22,3±0,6

18 22,4±0,7 22,4±0,7 21,5±,7 22,4±0,5 23,9±0,2 22,9±0,5 23,5±0,8 24,2±0,8 23,6±0,9

19 22,1 ±1,1 22,6±1,6 - 23,0±0,4 23,8±0,3 23,3±0,5 25,5±0,5 27,7±1,7 22,6±2,3

20 24,9±1,0 23,1 ±1,4 21,3±1,0 23,1 ±0,7 24,3±0,7 23,0±0,4 28,3±2,5 22,5±0,9 25,6±1,7

Сила мышц правой кисти руки (кг) 17 23,6±0,6 23,3±0,8 24,3±1,7 23,3±0,6 23,1 ±0,4 23,1 ±1,1 - 23,8±0,8 23,3±0,6

18 23,8±0,7 23,2±0,7 22,3±0,7 23,8±0,5 25,2±0,3 24,6±0,6 24,5±0,7 25,1 ±0,8 24,2±0,9

19 22,7±1,1 24,0±1,7 - 23,6±0,4 25,0±0,3 24,8±0,6 27,7±0,2 28,0±1,8 24,6±2,3

20 25,3±1,2 24,2±1,0 21,6±2,8 22,9±0,7 24,9±0,6 21,8±0,9 30,1 ±2,4 21,9±1,0 26,8±1,6

Жизненная емкость легких (л) 17 2,3±0,07 2,5±0,08 2,5±0,1 2,6±0,06 2,6±0,04 2,5±0,07 - 2,7±0,06 2,6±0,07

18 2,6±0,03 2,7±0,02 2,6±0,03 2,6±0,04 2,8±0,03 2,7±0,05 2,5±0,07 2,6±0,07 2,6±0,08

19 2,6±0,09 2,8±0,1 - 2,7±0,03 2,7±0,02 2,6±0,03 2,9±0,02 2,5±0,1 2,6±0,08

20 2,9±0,06 2,8±0,1 2,9±1,5 2,7±0,06 2,7±0,05 2,7±0,06 2,7±0,04 2,7±0,09 2,7±0,05

телосложению и от 17 лет к 20 годам. Так, наибольшая разница прироста характеристики ОГК отмечается у 19-летних представительниц брахиморфного типа конституции - 14,9 см (17,8%), а наименьшая разница у 17-летних девушек мезоморфного типа конституции, у которых разница составляет 2,0 см (2,3%).

Анализ характеристик силы мышц кистей рук не имеет четко выраженной закономерности динамики значений показателей. Наибольшее значение силы мышц левой руки зарегистрировано у 20-летних девушек, отнесенных к гипотрофным брахиморфам -28,3±2,5 кг, а правой - у представителей этого же типа конституции - 30,1±2,4 кг. Наименьшие характеристики силы мышц левой руки (21,3±1,0 кг) и правой кисти (21,6±2,8 кг) отмечены у 20-летних девушек, отнесенных гипертрофным долихоморфам.

Достоверное увеличение (Р < 0,05) силы мышц кисти левой кисти руки с возрастом отмечено в группе девушек нормотрофных мезоморфов с 22,4±0,4 (17 лет) до 24,3±0,7 (20 лет), правой - с 23,1±0,4 (17 лет) до 24,9±0,6 (20 лет). Также отмечено достоверное увеличение силы мышц обеих рук в группе представительниц гипо- и нормотрофов брахиморфного телосложения. Это связано, по нашему мнению, с воздействием двигательных нагрузок на учебных занятиях по дисциплине «Физическая культура», которые организованы в НИ ИрГТУ на 1-4-х курсах обучения студентов в вузе.

Наибольшее значение показателя жизненной емкости легких (2,9±0,06 л) имеют 19-летние девушки брахиморфы гипотрофного типа конституции и 20-летние долихоморфы гипо- и гипертрофного телосложения. Наименьшая характеристика результата зарегистрирована у 17-летних долихоморфах гипотро-фах - 2,3±0,07 л. С возрастом во всех типах конституции отмечается достоверное (Р < 0,05) увеличение ЖЕЛ. Это связано не только с общебиологическими процессами роста организма девушек, но и с воздействием физических упражнений на учебных занятиях по дисциплине «Физическая культура». Наибольший процент прироста значения ЖЕЛ установлен у девушек, имеющих долихоморфный гипотрофный тип телосложения. В этой группе девушек прирост составил 26,0% - с 2,3±0,07 (17 лет) до 2,9±0,06 л (20 лет). У представительниц других типов конституции темпы прироста значения показателя ЖЕЛ оказались ниже, а у лиц, отнесенных к брахиморфным нормотрофам, не установлено увеличение характеристик с возрастом.

Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Наибольшая длина тела (168,9±0,8 см) установлена у 19-летних девушек, отнесенных к гипотрофным долихоморфам (астеникам), а наименьшая регистрируется у 17-ти летних брахиморфных гипер-тофов (гиперстеников) - 160,2±1,5 см. Представительницы брахиморфного типа конституции отличают-

ся более высокими значениями показателей массы тела, чем девушки, отнесенные к долихоморфному телосложению. Наибольший прирост значений показателей массы тела регистрируется у 19-летних брахиморфов. В этом типе конституции отмечается достоверное увеличение массы тела от 56,2±1,4 кг (брахиморфные гипотрофы) до 70,1 2,3 кг (брахиморфные гипертрофы), т.е. разница прироста составляет 24,7%. Также отмечается значительное (Р < 0,05) увеличение массы тела у 18-летних брахиморфов - 11,7 (23,1%) кг.

Установлено, что наибольшее значение ОГК регистрируется у 19-ти летних представительниц брахиморфных гипертрофов (гиперстеников) - 98,6±2,5 см. У девушек этого же возраста, отнесенных к нормот-рофным долихоморфам, значение меньше на 15,7 см - 82,9±0,9 см. Мезоморфные типы конституции, так же как и по длине и массе тела, занимаются промежуточное положение между брахиморфами и долихоморфами.

2. Установлена зависимость увеличения антропометрических показателей (длина и масса тела, окружность грудной клетки) от гипо- к гипертрофическому типам конституции. С возрастом во всех типах конституции отмечается достоверное (Р < 0,05) увеличение антропометрических (длина и масса тела, ОГК) и фи-

зиометрических показателей (мышечной силы кистей рук и ЖЕЛ). Увеличение физиометрических показателей связано не только с общебиологическими процессами роста организма человека, но и воздействие физических упражнений на учебных занятиях по дисциплине, которые развивают эти характеристики.

3. В результате проведенных исследований установлена однотипность в физическом развитии девушек, объединенных антропометрическими, физиомет-рическими и компонентными соматическими показателями. Это необходимо учитывать при организации учебных занятий физической культурой в высших учебных заведениях, путем индивидуализации двигательных нагрузок с учетом особенностей телосложения.

Таким образом, проведенные исследования свидетельствуют, что формируется конституциональный подход для работы со студентами по дисциплине «Физическая культура». Выявляется концепция однотипности характеристик физического развития у девушек, объединенных антропометрическими, физиомет-рическими и компонентными соматическими показателями, что необходимо учитывать при организации занятий физической культурой в высших учебных заведениях

Статья поступила 13.01.2015 г.

Библиографический список

1. Агафонов А.В. Особенности адаптации студентов к условиям обучения в вузе в зависимости от разных состояний здоровья и двигательной активности: автореф. дис. ... канд. биол. наук. Чебоксары, 2008. 20 с.

2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руководство для врачей. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. 424 с.

3. Бунак В.В. Антропометрия. М.: Учпедгиз, 1941. 367 с.

4. Дорохов Р.Н. Методика раннего отбора и ориентации в спорте (соматотический тип и его характеристика): учеб. пособие. Смоленск, 1994. 82 с.

5. Зайцева В.В. Методология индивидуального подхода в оздоровительной физической культуре на основе современных информационных технологий: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1995. 47 с.

6. Иванова И.В., Чёрная Н.Л. Диагностическая значимость антропометрических индексов для оценки жировой массы тела у детей подросткового возраста // Бюллетень Сибирской медицины. 2010. Т. 9, № 5. С. 45-48.

7. Колокольцев М.М., Лумпова О.М. Конституциональная характеристика популяции девушек 17-20 лет, проживающих в условиях Прибайкалья (сообщение 2) // Вестник ИрГТУ. 2013. № 8 (79). С. 275-279.

8. Кондрашов А.В. Возрастные и типовые особенности функциональной рентгеноанатомии сердца: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. СПб., 1998. 60 с.

9. Кончиц Н.С. Физиологические основы физического воспитания студентов в связи с индивидуальными особенностями организма: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. Томск, 1990. 48 с.

10. Левушкин С.П. Исследование морфофункционального развития младших школьников разных типов телосложения с использованием компьютерных технологий // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2007. № 1. С. 56-57.

11. Никитюк Б.А., Козлов А.И. Новая техника соматотипиро-вания // Новости спортивной и медицинской антропологии. М.: Спортинформ, 1990. Вып. 3. С. 121-141.

12. Николаев В.Г., Шарайкина Е.П., Синдеева Л.В. [и др.]. Методы оценки индивидуально-типологических особенностей физического развития человека: учеб.-метод. пособие. Красноярск: Изд-во КрасГМА, 2005. 111 с.

13. Николаев В.Г., Шарайкина Е.П. Конституциональный подход в оценке здоровья человека // Новости спортивной и медицинской антропологии. М., 1990. Вып. 3. С. 80-81.

14. Орлова С.В. Оценка состояния здоровья студентов юношеского возраста с учетом соматотипов: автореф. дис.... канд. мед. наук. Ростов-на-Дону, 2004. 19 с.

15. Основные закономерности и типологические особенности роста и физического развития / В.Д. Сонькин [и др.] // Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты. М.: Образование от А до Я, 2000. С. 31-59.

16. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ БТАТСТЮА. М.: МедиаСфера, 2002. 305 с.

17. Сосницкий В.Н. Физическая подготовка допризывной молодежи с учетом типологии двигательных способностей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2000. 22 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Третьякова К.В. Влияние факторов внешней и внутренней среды на параметры и показатели физического развития саратовских женщин-студенток в возрасте 17-19 лет // Морфология, 2006. Т. 129. Вып. 4. С. 125.

19. Харламов Е.В. Состояние здоровья студентов с учетом влияния фенотипических факторов на соматотипы //Региональные проблемы гигиены окружающей среды и здоровья населения: Науч. тр. Ростов-на-Дону, 2002. Вып. 7. С. 344-346.

20. Шкляр А.Л. Динамика физического развития и физической подготовленности студентов-медиков женского пола // Фундаментальные и прикладные исследования в медицине. 2006. № 11. С. 53-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.