Научная статья на тему 'Двигательные возможности студенток технического вуза с различными типами телосложения'

Двигательные возможности студенток технического вуза с различными типами телосложения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
198
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТКИ НИ ИРГТУ / СОМАТОТИПИРОВАНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / FEMALE STUDENTS OF NATIONAL RESEARCH IRKUTSK STATE TECHNICAL UNIVERSITY / SOMATOTYPING / MOTOR QUALITIES / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Колокольцев Михаил Михайлович, Койпышева Елена Александровна

Приведены результаты соматотипологического обследования и дана характеристика основных двигательных качеств 1403 студенток НИ Иркутского государственного технического университета. Установлено, что девушки значительно отличаются по характеристике двигательных качеств в зависимости от соматотипа. Это указывает на необходимость дифференцированной физической подготовки студенток в зависимости от конституциональных типов их телосложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Колокольцев Михаил Михайлович, Койпышева Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTOR ABILITIES OF TECHNICAL FEMALE STUDENTS OF DIFFERENT SOMATOTYPES

The article provides the results of the somatotypological examination and the characteristic of the basic motor qualities of 1403 female students of the National Research Irkutsk State Technical University. It is found that the girls differ significantly by the characteristic of their motor qualities depending on their somatotype. This indicates the need for a differentiated physical training of female students depending on their constitutional types.

Текст научной работы на тему «Двигательные возможности студенток технического вуза с различными типами телосложения»

которые неизбежны, если договор составляется управляющей компанией (которая обладает возможностью получения квалифицированной юридической помощи), а вторая сторона договора (непосредственно собственники жилых помещений, жилищный или иной потребительский кооператив, товарищество собственников жилья) только подписывает его.

2. В договоре необходимо как можно более полно указать общее имущество собственников жилых помещений в многоквартирном доме (лестничные пролеты, входные двери подъездов, системы освещения и т.д.). При этом целесообразно указывать их площадь и иные необходимые характеристики, в том числе степень изношенности.

3. В договоре следует четко указать на обязанность управляющей компании поддерживать переданное в управление имущество в надлежащем состоянии и определять сроки ремонта указанного общего имущества.

4. В договоре необходимо определить источники и порядок финансирования содержания многоквартирного дома, переданного в управление (взносы собственников жилых помещений, доходы от использования нежилых помещений и т.п.).

Отметим, что данные рекомендации носят общий характер, в каждом конкретном случае необходимо использовать все возможности для максимальной защиты прав собственников жилых помещений.

В заключении необходимо сказать, что при решении вопросов управления многоквартирными домами необходимо учитывать как интересы собственников жилых помещений, так и интересы созданных жилищных или иных потребительских кооперативов, товарищества собственников жилья либо управляющих компаний. Последние нуждаются в защите от неправомерных действий собственников (чаще всего выражающихся в неуплате коммунальных и иных платежей, неучастии в управлении кооперативом либо товариществом собственников жилья, досрочном расторжении договора и т.д.).

Более подробно поднятые в настоящей статье вопросы, в том числе анализ положительных и отрицательных качеств каждого из предусмотренных законодательством способов управления многоквартирными домами, будут рассмотрены в последующих публикациях.

Статья поступила 13.12.2013 г.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. Ч. 1. № 32. Ст. 3301.

2. Жилищный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ // СЗ РФ. 2005. Ч. 1. Ст. 14.

3. О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 04.06.2011 г. № 123-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 23. Ст. 3263.

4. О статусе жилого дома блокированной застройки: письмо

Министерства экономического развития РФ от 17.11.2011 г. № ОГ-Д23-1694. [Электронный ресурс] // СПС «Гарант».

5. Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции: постановл. Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 // СЗ РФ. 2006. № 6. Ст. 702.

6. Тарасова А. Правовая квалификация модели управления многоквартирными домами в жилищном законодательстве РФ // Жилищное право. 2011. № 9.

УДК 796.075

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СТУДЕНТОК ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ

1 9

© М.М. Колокольцев1, Е.А. Койпышева2

Иркутский государственный технический университет,

664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Приведены результаты соматотипологического обследования и дана характеристика основных двигательных качеств 1403 студенток НИ Иркутского государственного технического университета. Установлено, что девушки значительно отличаются по характеристике двигательных качеств в зависимости от соматотипа. Это указывает на необходимость дифференцированной физической подготовки студенток в зависимости от конституциональных типов их телосложения.

Табл. 1. Библиогр. 16 назв.

Ключевые слова: студентки НИ ИрГТУ; соматотипирование; двигательные качества; физическое воспитание.

1 Колокольцев Михаил Михайлович, доктор медицинских наук, профессор кафедры физической культуры, тел.: (3952) 405024, 89149450800, e-mail: [email protected]

Kolokoltsev Mikhail, Doctor of Medicine, Professor of the Department of Physical Education, tel.: (3952) 405024, 89149450800, email: [email protected]

2Койпышева Елена Александровна, старший преподаватель кафедры физической культуры, тел.: (3952) 405024, тел.: 89246188888, e-mail: [email protected]

Koipysheva Elena, Senior Lecturer of the Department of Physical Education, tel.: (3952) 405024, 89246188888, e-mail: [email protected]

MOTOR ABILITIES OF TECHNICAL FEMALE STUDENTS OF DIFFERENT SOMATOTYPES M.M. Kolokoltsev, E.A. Koipysheva

Irkutsk State Technical University,

83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article provides the results of the somatotypological examination and the characteristic of the basic motor qualities of 1403 female students of the National Research Irkutsk State Technical University. It is found that the girls differ significantly by the characteristic of their motor qualities depending on their somatotype. This indicates the need for a differentiated physical training of female students depending on their constitutional types.

1 table. 16 sources.

Key words: female students of National Research Irkutsk State Technical University; somatotyping; motor qualities; physical education.

Значительное снижение показателей здоровья и уровня физического состояния студенческой молодежи Российской Федерации увеличило актуальность научно-аналитических работ по интегральным вопросам биологии, медицинской антропологии, физической культуры и спорта [1, 9, 10].

В настоящее время принято говорить об индивидуально-типологическом научном подходе, который охватывает особенности организма с учетом пола, возраста, конституции и других личностных характеристик. Одной из центральных характеристик при индивидуально-типологической оценке организма является конституция. В современном понимании конституция - это фундаментальная биологическая характеристика целостного организма, совокупность морфологических и функциональных признаков, унаследованных и приобретенных, относительно устойчивых во времени, определяющих особенности реактивности и резистентности организма к факторам среды [11, 16].

Среди факторов внешней среды, под влиянием которых формируются конституциональные особенности, очень существенное значение имеют занятия физической культурой и спортом. Поэтому проблема оценки конституции имеет чрезвычайно важное теоретическое и практическое значение для физической культуры и спорта. Индивидуально-типологический подход позволяет рассматривать индивидуума с позиции не случайных признаков, а биологически более стойких, характерных для определенного типа людей. Он дает возможность получить интегральные, целостные характеристики, оценить особенности реактивности организма, своеобразие его отношений с окружающей средой. В связи с этим актуальность конституционально-типологического подхода в комплексном исследовании организма является научно обоснованной и востребованной [12].

Доказано, что соматический тип (СТ) как морфологическое проявление конституции отражает уровень и гармоничность физического развития. В то же время СТ является критерием состояния здоровья и двигательной активности.

Таким образом, современные представления, теории и методики физического воспитания, медицины сходятся во мнении о необходимости учета индивидуальных особенностей развития и состояния человека [2].

Поиск путей индивидуализации физической

нагрузки ведется давно, но преимущественно на основе персонификации методик подготовки, имеющих

целью достижение среднестатистических половозрастных нормативов двигательной активности [15]. Однако, такой подход нивелирует индивидуальные особенности человека, требуя их единообразия.

По мнению Р.Н. Дорохова [6] и В.В. Зайцевой [7], значительно увеличить эффективность занятий и повысить мотивацию к занятиям физической культурой и спортом можно при использовании методик и средств достижения каждым человеком его индивидуальной нормы на основе выявления конституциональнотипологической принадлежности.

Отличия между представителями разных конституционных типов приводят к отличиям в структуре их двигательных возможностей. Это согласуется с выводами Б.А. Никитюка о том, что соматотип - это основной маркер конституции человека [10].

В последние годы в Иркутской области проводились исследования по оценке и анализу лишь типоморфологического статуса девушек в возрасте 17-20 лет [8]. Поэтому актуально провести дополнительные исследования по выявлению содержания и характера взаимосвязи между показателями физической подготовленности и типологическими характеристиками телосложения студенток в сочетании с их возрастными категориями.

Цель исследования - выявить особенности взаимосвязи соматотипологических характеристик студенток 17-20 лет технического вуза с их двигательными качествами для индивидуализации учебных занятий физической культурой.

Материалы и методы. Обследовано 1403 студентки НИ Иркутского государственного технического университета (девушек в возрасте от 17 до 20 лет), отнесенных по состоянию здоровья к первой функциональной группе (основной). В выборку входили девушки, родившиеся и постоянно проживающие на территории Иркутской области.

В работе применяли стандартную антропометрическую методику В.В. Бунака (1941) [3] с учетом требований НИИ антропологии МГУ (1982), с использованием стандартного набора инструментов. Измерения проводились в помещении кабинета врачебного контроля вуза с соблюдением принципов добровольности, прав и свобод личности, гарантированных ст. 21 и 22 Конституции РФ.

Из имеющихся в литературе методик конституциональной диагностики и соматотипирования использовали методику Р.Н. Дорохова, В.Г. Петрухина (1989) [5], разработанную для оценки соматотипа растущего

организма, которая прошла апробацию в клинической и педагогической практике. Эта схема высокоинформативна, имеет существенные преимущества перед субъективными схемами конституциональной диагностики, а также наиболее удобна для использования при оценке морфологических особенностей. Методика основана на комплексной метрической оценке морфологических признаков по независимым уровням варьирования: габаритному (ГУВ), пропорциональному (ПУВ), компонентному (КУВ) и варианту развития (ВР).

Оценку ГУВ признаков проводили с учетом длины и массы тела (роста и веса) обследуемых. Выделено три основных соматических типа (макросомный (МаС), мезосомный (МеС), микросомный (МиС)), два крайних (наносомный (НаС) и мегалосомный (МегС)) и два переходных (микромезосомный (МиМеС) и мезомак-росомный (МеМаС)).

Определение ВР проводили по 9 соматическим показателям с учетом обхватных размеров плеч, таза и длиннотного размера туловища. Оценка габаритного варьирования студенток (ГУВ) производилась по длине и массе тела, которые переводились раздельно в условные единицы с использованием специальных таблиц.

Студентки учебных групп первого и второго курсов обучения посещали занятия по физической культуре два раза в неделю, студентки третьего и четвертого курсов - один раз в неделю. Продолжительность одного занятия составляла 90 мин, занятия проводились согласно требованиям государственных образовательных стандартов второго поколения (примерная учебная программа для высших учебных заведений по дисциплине «Физическая культура», 2000) преимущественно с использованием системы фитнес-аэробики, направленной на воспитание всех основных двигательных способностей.

Для оценки основных двигательных качеств студенток использовались тесты, разработанные ВНИИ физической культуры [4, 14]. Для оценки быстроты использовался бег на 20 м с хода (сек); скоростной выносливости и ловкости - челночный бег 10 раз по 5 м (сек); силы и силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса - вис (сек); скоростно-силовой выносливости мышц сгибателей туловища - подъем туловища (раз); гибкости - наклоны туловища (см); динамической силы мышц нижних конечностей - прыжок в длину с места (см); выносливости - бег 5 мин (м).

Сбор материала осуществлялся в специально составленном протоколе исследования, куда заносились паспортные сведения, антропометрические параметры и данные по физической подготовленности студенток. По первичным материалам сформирована компьютерная база данных, расчеты показателей были проведены с использованием пакета прикладных программ Statistica 6.0.

Рассчитывали среднее арифметическое значение показателей, М, среднеквадратичное отклонение, в, и стандартную ошибку, т. В соответствии с рекомендациями О.Ю. Ребровой [13], в работе использовались параметрические методы обработки материала с учетом нормального гауссовского распределения изучае-

мых количественных признаков во всех возрастных группах. Оценка достоверности различий средних величин независимых выборок проводилась с помощью ¿-критерия Стьюдента. Различия между значениями показателей при уровне Р<0,05 считали статистически значимым.

Результаты исследования. В настоящее время, как свидетельствуют исследования ряда авторов, в теории и методике физического воспитания необходим пересмотр привычных представлений о возрастно-половой норме как единственном критерии оценки растущего организма. Большинство исследователей придерживается мнения, что при определении нормы следует учитывать не только возраст, пол, но и конституциональные особенности развития. По нашим данным, внутри возрастной группы показатели физического развития дифференцируются типом телосложения. Так, студентки НИ ИрГТУ 17-20 лет различных конституциональных групп существенно различаются внутри каждой возрастной группы не только по средним значениям тотальных размеров тела, но и по двигательным возможностям (таблица).

Девушки МаС типа наиболее высокорослые: средний показатель длины тела в возрасте 17 лет составил 173,6±1,0 см, в 20 лет - 173,7±0,6 см. Наиболее низкорослыми были студентки МиС типа: длина тела соответственно равна 155,3±0,6; 157,3±0,6 см.

Значительно выражены различия показателей массы тела у испытуемых разных типов телосложения. Студентки МаС типа существенно превосходят других обучающихся по показателям массы тела. Их вес колеблется от 67,2±1,2 до 71,2±1,8 кг. Девушки МиС типа имеют самые низкие значения весовых характеристик (47,2±0,8 - 49,2±0,7 кг).

Сбалансированное соотношение длины и массы тела выявлено у девушек всех возрастных групп Ме-МаС, МеС, МиМеС типов (50,4±0,3 - 60,7±0,6 кг).

Наибольшее значение показателя окружности грудной клетки (ОГК) регистрируется у 20-летних студенток МаС типа (93,0±1,1 см), а наименьшее - у представительниц МиС типа (82,6±0,5 см). У девушек других соматотипов значение показателя ОГК колеблется от 89,1±0,6 до 84,6±0,3 см.

Студентки разных конституциональных соматотипов различаются по уровням двигательных возможностей. Во всех возрастных группах наименьшее значение показателей скоростной выносливости и ловкости (тест «челночный бег 10 раз по 5 м») регистрируются у

18-летних представительниц МеС (20,3±0,1 с), а наибольшие - у 20-летних девушек МаС типа конституции (22,5±0,3 с, Р<0,05).

При изучении быстроты (тест «бег на 20 м, с ходу») более высокие результаты показали 20-летние студентки МиС типа конституции (3,2±0,06 с), а наименьшие - 17-летние представительницы МаС типа (5,5±1,2 с, Р<0,05). Это, по-видимому, связано с избыточной массой тела представительниц МаС типа телосложения, что затрудняет достижение высоких результатов в беговых тестах.

Динамика морфофункционального развития и физической подготовленности девушек __________________17-20 лет различных конституционных типов‘_________________

Показатели Возраст, лет Конституциональные типы

МаС МеМаС МеС МиМеС МиС

Длина тела, см 17 (п=225) 173,6±1,0 170,0±0,5 164,6±0,4 160,6±0,3 155,3±0,6

18 (п=527) 172,5±0,4 168,3±0,2 165,1 ±0,2 161,4±0,2 154,8±0,6

19 (п=475) 172,2±0,5 168,7±0,2 165,7±0,2 161,8±0,2 156,3±0,4

20 (п=175) 173,7±0,6 169,1 ±0,5 166,4±0,4 163,2±0,4 157,3±0,6

Масса тела, кг 17 71,2±1,8 60,7±0,7 56,2±0,5 51,5±0,5 47,2±0,8

18 66,2±0,5 59,0±0,3 54,3±0,3 50,4±0,3 47,3±0,5

19 66,6±0,5 59,9±0,4 54,7±0,2 51,2±0,2 49,0±0,4

20 67,2±1,2 60,7±0,6 55,9±0,5 52,3±0,4 49,2±0,7

ОГК, см 17 87,1 ±0,5 87,7±0,5 87,2±0,4 85,2±0,3 84,05±0,8

18 89,6±0,5 88,6±0,4 86,5±0,3 84,9±0,4 83,5±0,7

19 90,3±0,8 88,7±0,5 86,4±0,4 84,6±0,3 84,3±0,5

20 93,0±1,1 89,1 ±0,6 87,4±0,7 85,0±0,5 82,6±0,5

Челночный бег 10 раз по 5м, с 17 22,01±0,5 22,2±0,4 21,6±0,2 22,05±0,1 22,4±0,4

18 20,7±0,2 20,5±0,1 20,1±0,1 20,7±0,2 20,5±0,3

19 21,3±0,3 20,9±0,2 20,5±0,1 21,1 ±0,2 20,7±0,2

20 22,5±0,3 22,3±0,3 22,4±0,3 22,1 ±0,4 22,3±0,3

Бег с хода на 20 м, с 17 5,5±1,2 4,5±0,2 4,6±0,4 4,4±0,2 4,7±0,6

18 4,9±0,2 4,0±0,1 4,1 ±0,1 4,2±0,2 4,0±0,3

19 4,4±0,08 3,5±0,03 3,5±0,1 3,5±0,1 3,4±0,05

20 4,7±0,1 3,7±0,1 3,4±0,05 3,3±0,07 3,2±0,06

Бег 5 мин, м 17 806,0±52.0 856,1 ±25,1 853,3±30,2 858,4±22,3 868,1 ±51,7

18 840,8±27,9 931,1±20,7 881,1±18,6 886,0±21,8 896,8±40,5

19 874,5±27,6 938,4±12,7 951,2±12,1 989,8±17,7 1082,3±14,3

20 837,4±57,3 891,3±24,3 916,7±16,7 941,2±18,7 985,6±29,2

Вис, с 17 7,9±1,3 8,6±0,9 10,4±0,7 9,7±0,6 10,3±1,3

18 7,6±0,7 9,8 ±0,5 10,9±0,5 9,9±0,4 11,9 ±1,3

19 7,9±0,6 10,9±0,5 12,8±0,4 10,5±4,4 11,1 ±0,8

20 6,1 ±0,9 8,4±0,7 8,9±0,6 9,1 ±0,6 9,1±1,1

Подъем туловища за 30 с, раз 17 20,5±1,5 23,6±0,6 23,1±0,6 23,1 ±0,5 21,8±1,6

18 22,2±0,8 23,8±0,6 23,8±0,5 22,7±0,5 23,8±1,2

19 23,6±1,0 23,7±0,8 24,6±0,6 24,8±0,7 25,9±1,3

20 23,8±1,5 24,7±1,1 22,6±0,9 25,6±1,9 22,9±2,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наклон туловища, см 17 14,1±1,2 15,2±0,8 15,4±0,9 14,4±0,9 11,7±1,2

18 14,9±0,8 15,8±0,6 14,9±0,4 14,8±0,7 11,0±1,2

19 14,5±0,7 15,7±0,7 16,4±0,6 17,2±0,5 15,0±0,9

20 11,7±1,2 16,4±1,0 16,9±0,9 14,3±0,8 15,1±1,2

Прыжок в длину с места, см 17 150,2±3,8 152,4±3,5 155,9±2,1 150,1 ±2,0 147,8±3,6

18 151,8±2,1 153,9±1,7 150,4±1,3 150,5±1,5 151,6±2,9

19 150,2±2,8 145,2±1,9 155,2±1,5 152,1±1,5 152,8±2,7

20 152,8±5,0 151,9±3,1 152,0±2,4 149,4±2,9 147,5±3,8

ЧСС, уд. за 10 с 17 12,7±0,2 12,1 ±0,2 12,1±0,1 12,2±0,06 12,7±0,2

18 11,7±0,1 11,7±0,07 11,9±0,06 12,0±0,08 11,8±0,1

19 11,3±0,09 11,4±0,07 11,6±0,06 11,3±0,06 11,4±0,1

20 11,5±0,1 11,7±0,1 11,4±0,1 11,4±0,08 11,3±0,2

САД, мм. рт. ст. 17 111,1±1,3 111,8±1,9 109,1 ±2,0 108,8±0,9 106,2±1,6

18 105,8±1,2 105,8±0,8 105,8±0,6 108,1 ±0,8 103,7±1,8

19 103,2±1,2 104,0±0,8 103,7±0,7 102,2±0,8 100,6±1,6

20 110,4±1,9 108,4±1,6 102,4±1,0 103,6±1,5 107,9±2,3

В таблицу не включены девушки НаС и МегС типов в связи с единичным количеством их в выборке.

Установлено, что в процессе учебных занятий физической культурой в вузе происходит улучшение физического качества быстроты во всех типах конституции. При этом самый низкий процент улучшения показателя быстроты (от 17 к 20 годам) зарегистрирован у представительниц МаС (14,5%), а наибольший - у девушек МиС типов конституции (31,9%).

В двигательном тесте на выносливость (тест «бег

5 минут») более высокое значение показателя установлено у девушек МиС типа конституции. За 5 минут они в среднем пробежали дистанцию в 1082,3±14,3 м. У представительниц МаС типа телосложения эта дистанция была в 1,3 раза меньше (806,0±52,0 м, Р<0,05). Представительницы других конституциональных типов занимают по выносливости промежуточное положение между этими крайними соматотипами. У девушек всех типов конституции к 19 годам происходит повышение уровня выносливости. В этот период занятия физической культурой проводятся более активным образом, два раза в неделю. С переходом на третьем курсе обучения на занятия по одному разу в неделю происходит снижение выносливости, о чем могут свидетельствовать результаты теста «бег 5 минут» в возрасте 20 лет.

В тесте «вис», характеризующем силовые способности мышц верхнего плечевого пояса, наилучшие значения по показателям силы мышц имеют представительницы МеС соматотипа (12,8±0,4 с), а у представительниц МаС типа результат в 2,1 раза меньше (6,1 ±0,9 с). Положительная динамика увеличения с возрастом этого показателя отмечена лишь у представительниц МеМаС и МеС типов конституции (Р<0,05).

При тестировании скоростно-силовой выносливости мышц туловища (тест «подъем туловища») значимых различий среди представительниц различных соматических типов не выявляется во всех возрастах, что, по-видимому, объясняется отсутствием связи между этим двигательным качеством и конституциональными особенностями человека в этом возрастном интервале.

Наибольшее значение показателя в тесте на гибкость (тест «наклон туловища») зарегистрировано у

19-летних девушек МиМеС типа (17,2±0,5 см), а наименьшее - у 18-летних представительниц МиС типа конституции (11,0±1,2 см). Достоверное увеличение гибкости от 17 до 20 лет, связанное с занятиями фитнес-аэробикой в вузе, отмечено у трех из пяти типов конституции (МеС, МиМеС, МиС).

Высокое значение показателя в прыжке в длину с места, характеризующего динамическую силу мышц нижних конечностей, установлено у 17-летних девушек МеС типа (155,9±2,1 см), а низкое - у 19-летних студенток МеМаС типа (145,2±1,9 см). Не отмечено улучшения результатов теста в связи с увеличением возраста студенток, что свидетельствует о необходимости увеличения нагрузки на мышцы нижних конечностей во время учебных занятий по физической культуре.

Не установлено достоверных отличий значения показателя частоты сердечных сокращений (ЧСС) за

10 с в зависимости от типа конституции. Обращает на себя внимание достоверное снижение значения этого показателя с возрастом, что может свидетельствовать

об адаптации сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке и расценивается как положительный эффект занятий физической культурой. Положительное влияние двигательной нагрузки на сердечнососудистую систему отмечено в значении показателя систолического артериального давления (САД), которое достоверно снижается с 17 до 19 лет, когда обучение на кафедре физической культуры проходит два раза в неделю. С переходом на занятия один раз в неделю с третьего курса обучения значение показателя систолического давления повышается в 20 лет и не отличается от величины в 17 лет.

На основе вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Студентки МаС типа существенно превосходят других занимающихся по показателям длины и массы тела, а студентки МиС типа имеют выраженный недостаток весовых характеристик. Наиболее сбалансированное соотношение длины и массы тела выявлено у представительниц МеС типа конституции.

2. Студентки различных конституциональных типов телосложения имеют типоспецифическую структуру моторики: свои ведущие физические способности и качества, для развития которых необходимы специфические наборы физических упражнений и методов, свои двигательные режимы в учебной программе вуза.

3. В большинстве случаев представители МеС и МиС типов телосложения имеют преимущество перед своими соперниками, особенно в уровнях развития скоростных, силовых, скоростно-силовых и координационных способностей. У этих конституциональных соматотипов установлен и высокий уровень развития выносливости, а девушки МаС типа телосложения заметно уступают по результативности двигательных действий. Избыточная масса тела представительниц этого соматотипа затрудняет достижение высоких результатов в беговых и силовых тестах. Наибольшие показатели гибкости зарегистрированы у девушек МиМеС, а наименьшие - у девушек МиС типов конституции.

Результаты исследований указывают на необходимость дифференцированной физической подготовки студенток в зависимости от их конституциональных типов. На учебных занятиях по физическому воспитанию с использованием фитнес-технологий рекомендуется учитывать особенности телосложения девушек.

Работа выполнена в соответствии с положением и задачами Федеральной целевой программы «Молодежь России. Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации» на 2000-2005 гг. и межведомственным соглашением «Об информационном взаимодействии Министерства здравоохранения, Государственного комитета по физической культуре, спорту и туризму, Министерства образования Российской Федерации в области социальногигиенического мониторинга» от 26.04.2002 г.

Статья поступила 30.10.2013 г.

Библиографический список

1. Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Учение о № 7. С. 267-273.

здоровье и проблемы адаптации. Ставрополь: Изд-во СГУ, 9. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. М.: Медицина,

2000. 204 с.

2. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Новые технологии формирования физической культуры школьника // Проблемы совершенствования физического воспитания учащихся общеобразовательных школ: сб. науч. работ междунар. семинара. М., 1993. С. 42-50.

3. Бунак В.В. Антропометрия. М.: Учпедгиз, 1941. 367 с.

4. Гилясова М.Х. Физкультурно-оздоровительная работа в общеобразовательных учреждениях как приоритетная форма сохранения и укрепления здоровья школьников // Оздоровление нации и формирование здорового образа жизни населения: мат-лы II Всерос. науч.-практ. конф. Нальчик: ВНИИФКиС, 2007. С. 69-71.

5. Дорохов Р.Н., Петрухин В.Г. Медико-педагогические аспекты подготовки юных спортсменов. Смоленск, 1989. С. 4-

14.

6. Дорохов Р.Н., Губа В.П. Спортивная морфология: учеб. пособие. М.: СпортАкадемПресс, 2002. 236 с.

7. Зайцева В.В. Методология индивидуального подхода в оздоровительной физической культуре на основе современных информационных технологий: автореф. дис. ... д-ра педагог. наук. М., 1995. 48 с.

8. Колокольцев М.М., Лумпова О.М. Конституциональная типология организма студентов Прибайкалья // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013.

2004. 384 с.

10. Никитюк Б.А. Соотношение общего, частного и регионального в учении о конституции человека // Новости спортивной и медицинской антропологии. 1990. Вып. 2. С. 14-40.

11. Никитюк Б.А. Интегрально-антропометрические основы физического воспитания и детско-юношеского спорта // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. № 2. С. 6-8.

12. Николаев В.Г., Синдеева Л.В. Опыт изучения формирования морфофункционального статуса населения Восточной Сибири // Саратовский научно-медицинский журнал. 2010. Т.

6. № 2. С. 238-241.

13. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ Statistica. М.: МедиаСфера, 2002. 305 с.

14. Физкультурный паспорт: методич. руководство по тест-программе / А.Н. Тяпин [и др.]. М., 1998. 25 с.

15. Ходаковски-Мальцевич Л. Зависимость спортивного результата от развития физических качеств и морфологических показателей юношей на этапах предварительной подготовки к бегу: автореф. дис. ... канд. педагог. наук. М., 1992. 18 с.

16. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. М.: Изд-во МГУ, 1999. 400 с.

УДК 920.23

ОТРАЖЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» В СОВРЕМЕННОЙ БРИТАНСКОЙ ИНТЕРНЕТ-ПЕРИОДИКЕ

1 о

© А.В. Костров1, О.А. Позднякова2

Иркутский государственный университет,

664025, Россия, г. Иркутск, ул. Чкалова, 2.

Обоснована необходимость анализа относительно молодого исторического источника - интернет-периодики.

На основе анализа материалов в британских интернет-изданиях рассмотрен характер отражения в английской прессе феномена холодной войны в историческом и современном контексте. Сделан вывод, что этот вид источника отличается, с одной стороны, высоким уровнем информативности, а с другой - высоким уровнем политической ангажированности.

Библиогр. 10 назв.

Ключевые слова: электронные СМИ; интернет-периодика; холодная война; британская пресса.

COVERING COLD WAR ISSUES IN CONTEMPORARY BRITISH INTERNET PERIODICALS A.V. Kostrov, O. A. Pozdnyakova

Irkutsk State University,

2 Chkalov St., Irkutsk, 664025, Russia.

The article proves the necessity to analyze Internet periodicals as a relatively new historical source. Having examined the materials of British Internet periodicals, the authors consider the way the British press covers the phenomenon of cold war in the historical and present day context. They conclude that this historical source is on the one hand highly informative, and, on the other hand, is of high political bias.

10 sources.

Key words: eMedia; Internet periodicals; cold war; British press.

1Костров Александр Валерьевич, доктор исторических наук, доцент кафедры современной отечественной истории, тел.: 89149294050, e-mail: [email protected]

Kostrov Alexander, Doctor of History, Associate Professor of the Department of Modern National History, tel.: 89149294050, e-mail: [email protected]

2Позднякова Ольга Александровна, соискатель, тел.: 89027676612, e-mail: [email protected] Pozdnyakova Olga, Competitor for a scientific degree, tel.: 89027676612, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.