Научная статья на тему 'ВЫЯВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ: СТРУКТУРНО-ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ'

ВЫЯВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ: СТРУКТУРНО-ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
534
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ЭТАПЫ РАССЛЕДОВАНИЯ / ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лядов Алексей Олегович, Евсеев Алексей Викторович

В статье представлен структурный анализ деятельности таможенных органов России по выявлению и расследованию административных правонарушений в области таможенного дела. Рассмотрены основные этапы и стадии выявления и расследования административных правонарушений, а также характерные для них виды деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лядов Алексей Олегович, Евсеев Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION OF ADMINISTRATIVE OFFENSES: STRUCTURAL AND CHRONOLOGICAL ANALYSIS OF THE ACTIVITIES OF CUSTOMS AUTHORITIES

The article presents a structural analysis of the activities of the customs authorities of Russia to identify and investigate administrative offenses in the field of their conduct. The main stages and stages of detection and investigation of administrative offenses, as well as the types of activities characteristic of them, are considered

Текст научной работы на тему «ВЫЯВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ: СТРУКТУРНО-ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ»

Выявление административных правонарушений .

УДК 342; 349

ВЫЯВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ: СТРУКТУРНО-ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Лядов Алексей Олегович

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин, канд. юрид. наук, доцент, e-mail: lyadov-62@mail.ru

Евсеев Алексей Викторович

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин, канд. философ. наук, доцент, e-mail: avespb@gmail.com

В статье представлен структурный анализ деятельности таможенных органов России по выявлению и расследованию административных правонарушений в области таможенного дела. Рассмотрены основные этапы и стадии выявления и расследования административных правонарушений, а также характерные для них виды деятельности

Ключевые слова: таможенные органы; административные правонарушения; этапы расследования; виды деятельности

IDENTIFICATION OF ADMINISTRATIVE OFFENSES: STRUCTURAL AND CHRONOLOGICAL ANALYSIS OF THE ACTIVITIES OF CUSTOMS AUTHORITIES

Lyadov Alexey O.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Head of the Department of State and Legal Disciplines, Candidate of Law Sciences, Docent, e-mail: lyadov-62@mail.ru

Evseyev Alexey V.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lecturer of the Department of State and Legal Disciplines, Candidate of Philosophical Sciences, Docent, e-mail: avespb@ gmail.com

The article presents a structural analysis of the activities of the customs authorities of Russia to identify and investigate administrative offenses in the field of their conduct. The main stages and stages of detection and investigation of administrative offenses, as well as the types of activities characteristic of them, are considered

Keywords: customs authorities; administrative offenses; stages of investigation; types of activities correctly

Для цитирования: Лядов А.О., Евсеев А.В. Выявление административных правонарушений: структурно-хронологическая модель деятельности таможенных органов // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 1 (81). С. 85-88.

Профессиональная деятельность должностных лиц таможенных органов Российской Федерации является весьма сложной и ответственной как в силу её видового содержания, так и из-за разнообразия решаемых целей и задач. Как известно, каждодневная (ординарная) работа должностных лиц таможенных органов и сотрудников таможенных служб [1, ст. 3] включает в себя не только множество операций, связанных с информативной и технической обработкой таможенных деклараций и другой таможенной документации, но и различные действия в отношении товаров и транспортных средств, находящихся в поле их пристального внимания. Помимо этой работы от должностных лиц таможенных органов и сотрудников Федеральной таможенной службы РФ (ФТС России) требуется: контролировать деятельность лиц, причастных к процессу пересечения таможенной границы, передвижение их товаров и транспортных средств с точки зрения соблюдения таможенного законодательства, выявлять всевозможные ошибки и правонарушения, в том числе административные.

В современном российском законодательстве, а также в научной литературе выявление административных правонарушений в области таможенного дела в качестве стадийного и в тоже время единого этапа административно-юрисдикционной деятельности таможенного органа, в отличие от последующего этапа, связанного с производством дел об административных правонарушениях, фактически не представлено [2]. По сути, выявление административных правонарушений понимается в информационных источниках как особый вид административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов РФ и их должностных лиц, который конкретизируется в наборе определённых правомерных действий и соответствующих индивидуально-правовых актов, причём каждое из таких действий может осуществляться отдельно и независимо от других действий, предусмотренных законом для этапа выявления административных правонарушений. Более того, если выявление административных правонарушений у большинства авторов относится к начальному (предварительному) этапу административно-юрисдикционной

деятельности таможенных органов, то расследование административных правонарушений в области таможенного дела однозначно приписывается следующему этапу их деятельности, при этом она по своей юридической форме приобретает свойства административно-юрисдикционного процесса [2; 3, ст. 28.7]. Думается, что, с одной стороны, подобное представление о деятельности таможенных органов на этапе выявления административных правонарушений не способствует повышению эффективности такой деятельности. С другой же стороны, более детальный анализ юридического регулирования деятельности таможенных органов РФ по выявлению и расследованию административных правонарушений позволяет обнаружить не только сложную хронологическую (стадийную) структуру этих важных видов административно-юрисдикционной деятельности, но и их диалектическую взаимосвязь и взаимозависимость.

Действительно, говоря об административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов обычно выделяют её начальную стадию, традиционно называемую «непосредственное обнаружение события административного правонарушения» [3, ст. 28.1 п. 1 пп. 1]. На этой стадии должностное лицо таможенного органа получает информацию о совершении некоего деяния, содержащего признаки того или иного правонарушения, например, при таможенном оформлении товара и/или транспортного средства, или в ходе наблюдения за перемещаемыми объектами и их субъектами. Подобная информация чаще всего неполная, фрагментарная (обрывочная), приблизительная, непрофессиональная (особенно в случае заявлений частных лиц или публикаций в средствах массовой информации). В силу этого следует иметь в виду, что первоначальная информация об административном правонарушении в большинстве случаев носит предположительный характер и бывает недостаточной для профессионального юридического анализа данного деяния и выработки его правовой квалификации.

Кроме того, первоначальная информация о правонарушении содержит чаще всего лишь внешние данные о совершаемом (совершённом) административном проступке и/или его результатах - то есть как событие, без идентификации субъекта правонарушения и определения его субъективной стороны.

Заметим, что при оценке такой предварительной информации в законодательстве и научной литературе акцент делается на значении данной информации как повода для последующих процессуальных действий таможенных органов, в том числе - для возбуждения производства по делу об административном правонарушении [3, ст. 28.1]. Однако с нашей точки зрения, учитывая вышеуказанные свойства и характер вновь полученной информации, прежде всего следует обратить внимание на источники этой информации и способы её получения. Среди таких источников можно выделить:

- самостоятельное (непосредственное) обна-

ружение данных, свидетельствующих о нарушении таможенного законодательства в зоне ведения таможенного органа;

- сообщение о совершении деяния, содержащего признаки административного правонарушения, полученное от другого органа (подразделения) публичной власти, в том числе - от другого таможенного органа РФ или государства - члена Евразийского экономического союза;

- заявление о совершении деяния, содержащего признаки административного правонарушения, полученное от физического или юридического лица либо от общественной организации;

- публикация в СМИ о совершении деяния, содержащего признаки административного правонарушения;

- данные, полученные от подразделений ФТС России, занимающихся оперативно-разведывательной деятельностью в области трансграничных перемещений товаров и транспортных средств.

Что касается используемых способов информирования, то должностным лицам таможенных органов следует обращаться не только к формальным (ведомственным), но и к неформальным источникам (в частности, к текущим публикациям в СМИ) [4, п. 7].

Очевидно, что полученная первоначальная информация о событии административного правонарушения должна быть осмыслена должностными лицами таможенных органов, доведена до сведения непосредственных руководителей и соответствующим образом документирована (в частности, введена в соответствующие ведомственные учётно-регистрационные журналы и электронную базу данных ФТС России [4]).

Таким образом, мы приходим к выводу, что уже при непосредственном выявлении (обнаружении) административного правонарушения, помимо получения предварительной информации о совершении административного правонарушения (стадия - «выявление события административного правонарушения»), таможенные органы РФ в целях развития (расширения) и обоснования данных, полученных на первой стадии, осуществляют весьма необходимые и разнообразные действия, укладывающиеся в особую стадию - это «предварительная проверка по поводу совершения административного правонарушения». В частности, такая предварительная проверка проводится в случае, если требуется дополнительное выяснение данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которого или которых имеются первоначальные данные о совершении ими административного правонарушения. Срок такой проверки по закону - до двух дней с момента выявления события административного правонарушения [3, ст. 28.5 п. 2], однако целесообразнее было бы продлить срок проверки до семи календарных дней, поскольку имеющаяся негативная статистика судебного или ведомственного обжалования

Выявление административных правонарушений .,

правоприменительных решений таможенных органов со стороны обвиняемых лиц [5] говорит о многочисленных ошибках, совершаемых должностными лицами таможенных органов в обычном режиме, то есть «немедленно» и без проведения соответствующих предварительных проверок.

Далее, с момента получения и подтверждения первоначальной информации о событии административного правонарушения, с учётом общеправового принципа неотвратимости наказания за совершение правонарушения, перед таможенными органами и их должностными лицами возникает необходимость реагирования на каждое конкретное правонарушение на основе действующего законодательства. Хронологически такая деятельность должностных лиц таможенных органов укладывается в особую - третью стадию выявления административного правонарушения. Соответственно меры реагирования со стороны должностных лиц таможенного органа при получении ими данных о совершении противоправного деяния, содержащего признаки административного правонарушения в области ведения данного таможенного органа, должны быть следующими:

а) пресечение административного правонарушения, в случае непосредственного выявления и юридической квалификации данного деяния в качестве конкретного административного правонарушения, с использованием соответствующих мер [3, гл. 27; 6, ст. 379] и на основе решения уполномоченного должностного лица таможенного органа;

б) проверка первоначальной информации о деянии, содержащем признаки административного правонарушения и/или сбор более полной и конкретной дополнительной информации о данном конкретном деянии и условиях его совершения (например, в виде легальных форм и видов таможенного контроля или иных процессуальных действий, охватываемых стадией «предварительная проверка по поводу совершения административного правонарушения» [2, гл. 46; 3 ст. 28.7; 6, гл. 45]);

в) сохранение и/или документирование полученных материалов (вещественных доказательств), документов и иных данных о деянии, содержащем признаки административного правонарушения и условиях его совершения [4];

г) принятие мер, предусмотренных законом [3, ст. 28.1; 6, ст. 338], по обеспечению дальнейшего производства по делу о данном административном правонарушении на следующем этапе (этапах) административно-юрисдикционной деятельности таможенного органа;

д) четвёртая стадия в рамках этапа «выявление административных правонарушений» связана с принятием таможенными органами ряда процессуальных решений в соответствии с требованиями закона в надлежащей форме, согласно рекомендациям ФТС России [7], а именно составление следующих индивидуально-правовых документов:

- Протокол об административном правона-

рушении для физического или юридического лица;

- Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования;

- Протокол об административном задержании;

- Протокол о задержании товаров и документов;

- Постановление о назначении административного наказания без составления протокола - для физических лиц;

- Протокол-предупреждение для физического лица;

- другие документы (всего 29).

Из вышеприведённых наименований документов видно, что в их содержании обязательно присутствует юридическая оценка содеянного и вывод, касающийся определения процессуально-правовых последствий, реализуемых на следующих этапах административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов РФ - возбуждение дел об административном правонарушении, отказ от возбуждения административного дела, назначение административного наказания и т.д. Данную четвертую стадию логично назвать «процессуальными решениями».

Наряду с юридически оформленными процессуальными решениями в отношении выявленного административного правонарушения и лиц, его совершивших, на четвёртой стадии решается также задача сохранения и документирования как исходных данных, так и иных материалов и документов, подтверждающих факт и условия совершения данного правонарушения [4; 7].

Важно отметить, что почти все из вышеуказанных документов содержат инвариантный пункт -первичную юридическую квалификацию деяния, выявленного на первом этапе административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов РФ. Допускается дальнейшее уточнение квалификации как на втором этапе («производство по делу об административном правонарушении»), так и на третьем («рассмотрение и разрешение административного дела»).

Этап выявления административных правонарушений, применительно к таможенному делу, включает в себя четыре последовательные взаимосвязанные стадии, в рамках которых осуществляется процессуальная административно-юрисдикцион-ная деятельность компетентных государственных органов, а именно:

- выявление события административного правонарушения, непосредственное обнаружение административного правонарушения;

- предварительная проверка по поводу совершения административного правонарушения;

- оперативное реагирование на административное правонарушение;

- процессуальные решения.

Важность рассмотрения вышеуказанных последовательных стадий на этапе выявления административных правонарушений и осуществляемых

на этих стадиях формально определённых процессуальных действий таможенными органами и их должностными лицами состоит, прежде всего, в том, что без прохождения этих стадий в большинстве случаев невозможно выработать правильную, то есть соответствующую общеправовым принципам объективности, всесторонности и законности юридическую квалификацию выявленных деяний, содержащих признаки составов административных правонарушений, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях [3].

Логика достижения на этапе выявления административных правонарушений цели - выработать юридически корректную квалификацию деяния, рассматриваемого как административное правонарушение, в значительной мере определяет собой хронологическую структуру административно-юрисдикционной деятельности компетентных органов ФТС России, то есть последовательность, взаимосвязь и единство выше рассмотренных четырёх стадий, в рамках которых происходит выявление административных правонарушений в области таможенного дела. Следует подчеркнуть, что верным будет и обратное - посредством этих стадий происходит структурирование администра-тивно-юрисдикционной деятельности таможенных органов по выявлению административных правонарушений, которая тем самым приобретает черты сложно структурированного во времени административного процесса.

В заключение также следует отметить, что данная хронологическая структура наделяется законодателем достаточно гибкой логикой, допускающей как общий, так и сокращённый [3, ст. 28.6] варианты её определения, планирования и реализации.

Библиографический список:

1. Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21.07.1997 № 114-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15264/

2. Сафоненков П.Н. Административная юрисдикци-онная деятельность таможенных органов: Учебник и практикум для вузов / П.Н. Сафоненков, А. В. Зубач, О.А. Сафоненкова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт. 2021. 276 с.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consul tant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/

4. Приказ ФТС России от 31.03.2017 г. № 482 «Об утверждении Инструкции о порядке регистрации и электронного учета материалов, сообщений, заявлений, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, и дел об административных правонарушениях» // Альта Софт. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/17pr0482/

5. Агамагомедова С.А. Административно-процедурные тенденции развития механизма обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов РФ / С.А. Агамагомедова // Таможенное дело. 2021. № 4. С. 27-31.

6. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза ) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215314/

7. Письмо ФТС России от 01.12.2008 № 1-11/50679 «О направлении форм процессуальных документов» // «Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов». URL: https://docs.cntd.ru/ document/902135876?marker=64U0IK

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.