Научная статья на тему 'Актуальные вопросы выявления административных правонарушений в сфере таможенного дела'

Актуальные вопросы выявления административных правонарушений в сфере таможенного дела Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6193
713
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
нарушение таможенных правил / производство по делам об административных правонарушениях / таможенные органы. / violation of customs rules / proceedings on administrative offenses / customs authorities.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Немирова Татьяна Алексеевна, Гольтяпина Ирина Юрьевна, Базиль Валерия Владимировна

Рассмотрены особенности производства по делам об административных правонарушениях в таможенных органах. Указаны особые проблемы в области выявления и возбуждения дел об административных правонарушениях в области интеллектуальной собственности. Изучены этапы административного расследования по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела. Рассмотрен порядок сбора доказательств при производстве процессуальных действий. Отмечены особенности альтернативных деяний. Исследованы проблемы формирования и функционирования мобильных групп на территориях внутренних таможен, в том числе проблемы осуществления полномочий должностными лицами. Обращается внимание на недостаточность мероприятий по обмену опытом и совершенствованию порядка возбуждения и расследования дел об административных правонарушениях. Зафиксированы особенности доказывания по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, связанные с большим объемом документооборота. Аргументирована необходимость совершенствования организации деятельности по выявлению и расследованию административных правонарушений в области таможенных правил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Немирова Татьяна Алексеевна, Гольтяпина Ирина Юрьевна, Базиль Валерия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES OF REVEALING OF ADMINISTRATIVE OFFENCES IN THE SPHERE OF CUSTOMS AFFAIRS

The features of the proceedings on administrative offenses in the customs authorities. The special problems in the field of detection and initiation of cases on administrative offenses in the field of intellectual property are pointed out. The stages of administrative investigation in cases of administrative offenses in the field of customs were studied. The procedure of collecting evidence in the proceedings is considered. The features of alternative acts are noted. The problems of formation and functioning of mobile groups in the territories of internal customs, including the problems of exercising powers by officials. Attention is drawn to the lack of measures to exchange experience and improve the procedure for initiation and investigation of cases of administrative offenses. The features of proof in cases of administrative offenses in the field of customs, associated with a large volume of documents. The necessity of improving the organization of activities to identify and investigate administrative offenses in the field of customs rules is argued.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы выявления административных правонарушений в сфере таможенного дела»

4. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации, в том числе в Крымском федеральном округе за январь-октябрь 2017 года [Электронный ресурс]. ШЬ:кйР8://шуё.шЯШег/101762/11еш/6765514/ (дата обращения 06.11.2018 г.)

5. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации, в том числе в Крымском федеральном округе за январь-октябрь 2017 года [Электронный ресурс]. иКЬ:ЬЦр8://туё.гиЯЬЫег/101762/йет/6765514/ (дата обращения 06.11.2018 г.)

6. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации, в том числе в Крымском федеральном округе за январь-октябрь 2017 года [Электронный ресурс]. ШЬ:кйр8://шуё.шЯШег/101762/11еш/6765514/ (дата обращения 06.11.2018 г.)

УДК 342.9

Б01 10.24411/2409-3203-2018-11611

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЫЯВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Немирова Татьяна Алексеевна

доцент кафедры «Таможенное дело и право» ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения»

Россия, г. Омск Гольтяпина Ирина Юрьевна к.ю.н., доцент кафедры «Таможенное дело и право» ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения»

Россия, г. Омск Базиль Валерия Владимировна студентка 6 курса специальности Таможенное дело ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения»

Россия, г. Омск

Аннотация. Рассмотрены особенности производства по делам об административных правонарушениях в таможенных органах. Указаны особые проблемы в области выявления и возбуждения дел об административных правонарушениях в области интеллектуальной собственности. Изучены этапы административного расследования по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела. Рассмотрен порядок сбора доказательств при производстве процессуальных действий. Отмечены особенности альтернативных деяний. Исследованы проблемы формирования и функционирования мобильных групп на территориях внутренних таможен, в том числе проблемы осуществления полномочий должностными лицами. Обращается внимание на недостаточность мероприятий по обмену опытом и совершенствованию порядка возбуждения и расследования дел об административных правонарушениях. Зафиксированы особенности доказывания по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, связанные с большим объемом документооборота. Аргументирована необходимость совершенствования организации деятельности по выявлению и расследованию административных правонарушений в области таможенных правил.

Ключевые слова: нарушение таможенных правил, производство по делам об административных правонарушениях, таможенные органы.

CURRENT ISSUES OF REVEALING OF ADMINISTRATIVE OFFENCES IN THE

SPHERE OF CUSTOMS AFFAIRS

Nemirova Tatiana Alekseevna

associate Professor of the Department "Customs and law" Omsk state University of Railways Russia, Omsk

Goltyapina Irina Jurevna PhD in law, associate Professor of the Department "Customs and law" Omsk state University of Railways Russia, Omsk

Bazil Valerija Vladimirovna 6-year student of the specialty Customs Omsk state University of Railways Russia, Omsk

Abstract:. The features of the proceedings on administrative offenses in the customs authorities. The special problems in the field of detection and initiation of cases on administrative offenses in the field of intellectual property are pointed out. The stages of administrative investigation in cases of administrative offenses in the field of customs were studied. The procedure of collecting evidence in the proceedings is considered. The features of alternative acts are noted. The problems of formation and functioning of mobile groups in the territories of internal customs, including the problems of exercising powers by officials. Attention is drawn to the lack of measures to exchange experience and improve the procedure for initiation and investigation of cases of administrative offenses. The features of proof in cases of administrative offenses in the field of customs, associated with a large volume of documents. The necessity of improving the organization of activities to identify and investigate administrative offenses in the field of customs rules is argued.

Keywords: violation of customs rules, proceedings on administrative offenses, customs authorities.

Таможенные органы в современной системе российских правоохранительных органов занимают особое место. Как отмечает Г. М. Мусаева, «В области производства по делам об административных правонарушениях в настоящее время значительно расширен диапазон правоприменительной деятельности таможенных органов. Наряду с нарушениями таможенных правил КоАП РФ отнес к их ведению расследование и рассмотрение отдельных дел об административных правонарушениях в области налогов и сборов, охраны и интеллектуальной собственности, установленного порядка управления» [3, с. 5]. Как и другие административно-юрисдикционные производства, производство по делам об административных правонарушениях неразрывно связано с применением мер принуждения. Диапазон выявляемых, возбуждаемых и расследуемых дел об административных правонарушениях достаточно широкий, что требует от должностных лиц таможенных органов обширных знаний в разных областях, способности назначить разные экспертизы и сформулировать соответствующие вопросы эксперту, принять решение о приостановлении выпуска товаров, продлении срока проведения проверки, о применении формы таможенного контроля.

Особые проблемы можно отметить в области выявления и возбуждения дел об административных правонарушениях в области интеллектуальной собственности. Именно в этой сфере, как правило, требуется дополнительная специальная подготовка, ведь для определения подлинности товарного знака или знака обслуживания, установления факта схожести до степени смешения необходимы специальные навыки. Конечно, решение о признании товарного знака схожим до степени смешения с уже зарегистрированным ранее знаком принимает суд, однако выявлением оснований для приостановления выпуска товаров и последующего возбуждения дела об административном правонарушении занимается именно должностное лицо таможенных органов.

Актуальность темы исследования обусловлена множественностью проблем в рассматриваемой области, необходимостью установления единообразия правоприменительной практики, а также совершенствованием практики выявления и документирования правонарушений в области таможенного дела.

Производство по делам об административных правонарушениях регулируется нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях и является административно-процессуальной деятельностью должностных лиц таможенных органов. Ведение производства по делам об административных правонарушениях гарантирует определенное единство практики привлечения к ответственности.

Доказать факт правонарушения и виновность лица, его совершившего, можно лишь на основании совокупности доказательств. Совокупность обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, образует предмет доказывания. Административное расследование по таможенным правонарушениям в общем случае состоит из трех отдельных этапов: первоначального, последующего и заключительного.

На первоначальном этапе нужно произвести поиск, обнаружение и закрепление доказательств в целях получения информации, которая дает основание к выдвижению версии о совершении правонарушения определенным лицом. Сущность и характер действий (бездействий) могут быть определены объектом посягательства и объективной стороной состава, описанной в соответствующей статье КоАП РФ, способом совершения правонарушения определенного вида.

Типовые действия (бездействия) ведут к возникновению характерных для данного вида правонарушения следов на соответствующих объектах. В ходе расследования эти следы необходимо целенаправленно искать, а затем исследовать и использовать в целях установления истины по делу. Характерные следы правонарушения, приобщенные в установленном законом порядке и исследованные в ходе расследования, образуют доказательства по делу.

Сбор доказательств осуществляется путем производства процессуальных действий. Доказательства могут быть представлены также лицом, в отношении которого ведется производство по делу, его законным представителем, защитником и представителем. Зная механизм следообразования при совершении правонарушения определенного вида и возможности того или иного процессуального действия по сбору, исследованию и использованию таких следов можно составить определенный список таких действий, обязательных для расследования правонарушений данного вида.

КоАП РФ предусматривает десятки составов административных правонарушений, подведомственных таможенным органам [1]. Эти правонарушения совершаются, как правило, при различных таможенных операциях - декларировании товаров, помещении товара на склад временного хранения. Все виды правонарушений в сфере таможенного дела объединены одним общим признаком - они посягают на общественные отношения, урегулированные нормами таможенного права ЕАЭС и Российской Федерации.

В деятельности таможенных органов одна из важнейших функций -правоохранительная функция, именно поэтому таможенные органы ведут учет данных, необходимых для осуществления этого направления деятельности. Формирование

собственной информационной базы и анализ её данных позволяет выполнять прогнозы криминогенной обстановки в сфере внешнеэкономической деятельности, предвидеть и предотвратить её ухудшение. Так, наибольшее количество дел об административных правонарушениях возбуждено в связи с нарушениями, предусмотренными главой 16 КоАП и составило, например, в 2017 году 74 432 дела. Количество правонарушений по статьям 16.2 КоАП РФ «Недекларирование либо недостоверное декларирование» и 16.3 КоАП РФ «Несоблюдение запретов или ограничений на ввоз/вывоз товаров» в 2017 году по сравнению с 2016 годом уменьшилось. Количество нарушений валютного законодательства РФ и актов валютного регулирования (ст. 15.25 КоАП РФ) увеличилось в 2017 году на 4%. Подобная статистика отражает актуальность исследования проблем привлечения к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела [5].

Многие статьи содержат альтернативные составы правонарушений. Так, статья 16.1 КоАП РФ «Незаконное перемещение через таможенную границу ЕАЭС товаров и (или) транспортных средств международной перевозки». Субъективная сторона для физических лиц может выражаться в форме умысла или неосторожности. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что имел возможность соблюсти порядок перемещения товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза, но не принял для этого все зависящие от него меры.

К административной ответственности по указанной статье лица могут привлекаться

за:

- нарушение порядка прибытия товаров и (или) транспортных средств международной перевозки на таможенную территорию путем их ввоза помимо мест перемещения товаров через таможенную границу, вне времени работы таможенных органов либо совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы товарами и (или) транспортными средствами международной перевозки без разрешения таможенного органа;

- сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу;

- сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию, убытии с нее либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам;

- представление в таможенный орган недействительных документов на товары при прибытии на таможенную территорию, убытии с нее либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения, если такие документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования.

Множественность составов содержат многие статьи КоАП РФ, устанавливающих административную ответственность за правонарушения в области таможенного дела, что требует особой квалификации от должностного лица таможенного органа. Приказом ФТС России устанавливается перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протокол об административном правонарушении [2]. Следует отметить одну из актуальных проблем, касающихся реформы таможенных органов. Так, в настоящее время в связи с внедрением практики функционирования мобильных групп на территории субъектов РФ с внутренними таможнями в состав таких мобильных групп необходимо включать сотрудника, обладающего полномочиями по составлению протоколов об административном

правонарушении. Должностное лицо таможни, обнаружившее административное правонарушение, в зависимости от обстоятельств дела в соответствии с требованиями ст. 28.5 КоАП РФ составляет протокол об административном правонарушении или определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования на основании рапорта и документов, подтверждающих совершение лицом административного правонарушения. Целесообразно отметить -должностные лица, входящие в мобильную группу, не обладают полномочиями по остановке транспортного средства, пересекшего границу РФ. В этой связи необходимы соответствующие изменения в действующем законодательстве, касающиеся полномочий должностных лиц таможенных органов. Это позволит повысить результативность мероприятий по таможенному контролю, собираемость штрафных санкций в бюджет, а также эффективность предупредительных и пресекательных мер административного принуждения.

Для возбуждения дела об административном правонарушении в области таможенного дела и начала производства является совершенное лицом деяния, содержащее признаки административного правонарушения. Началу административного расследования предшествует получение информации о деянии, которое имеет признаки правонарушения, то есть наличие процессуального основания.

Возбуждение дела об административном правонарушении - это самостоятельная стадия производства по делам об административных правонарушениях, которая представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на установление факта административного правонарушения, определение его подведомственности (подсудности).

Производство по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела и их рассмотрение - это система процессуальных действий, установленная Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Практика применения КоАП РФ в деятельности таможенных органов позволяет указать на ряд проблем.

Так, не всегда становится возможным обобщить практику выявления, возбуждения и расследования дел об административных правонарушениях, поскольку для этого необходимы совместные конференции на уровне нескольких региональных таможенных управлений или хотя бы в рамках одного таможенного управления. Также немаловажным является тот факт, что зачастую приходится возбуждать дело об административном правонарушении в отсутствие субъекта правонарушения. А.Н. Петровский указывает и на такие проблемы, как отсутствие у должностных лиц, непосредственно обнаруживающих признаки административного правонарушения, возможности самостоятельно принимать решение о малозначительности, возбуждение дела в отношении ненадлежащего субъекта, а также несвоевременность возбуждения дел [4, с. 42].

Особенность доказывания по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела характеризуется большим объемом документооборота, связанным со спецификой деятельности таможенных органов при осуществлении административного расследования, и заключается в многообразии различных видов документов, используемых в качестве источника доказательств. В этой связи для обеспечения законности в производстве по делам об административных правонарушениях, повышения эффективности таможенного контроля необходимо совершенствование действующего законодательства.

Список литературы:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

2. Об утверждении перечня должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание: Приказ ФТС России от 02.12.2014 № 2344 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 15.01.2015.

3. Мусаева Г.М. Организационно - правовые аспекты привлечения юридических лиц и физических лиц к ответственности за нарушения таможенных правил: дис. канд. юрид. наук. - М., 2013.

4. Петровский А.Н. Актуальные вопросы соблюдения административными органами принципа законности при производстве по делам об административных правонарушениях: практика арбитражных судов // Арбитражный и гражданский процесс. 2013. № 8.

5. Официальный сайт ФТС России. URL: www.customs.ru (дата обращения 01.12.2012).

УДК 63

Б01 10.24411/2409-3203-2018-11612

ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Орлова Юлия Викторовна

магистрант кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ

Россия, г. Красноярск Тепляшин Иван Владимирович к.ю.н, доцент зав. кафедрой теории и истории государства и права ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Россия, г. Красноярск

Аннотация: Сельское хозяйство — одно из главных областей народного хозяйства России. Сельское хозяйство производит продовольственные товары для населения нашей страны. Оно предоставляет сырье для перерабатывающей промышленности и содействует развитию других нужд общества. На протяжении долгого времени, сельское хозяйство играет важную роль в жизни общества. Ведь можно сказать, что экономика России началась с выращивания плодов и обмена их на другие товары и услуги.

Ключевые слова: сельское хозяйство, санкции, импортозамещение, инвестиционные проекты, продовольственная безопасность, независимость.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF THE POSITION OF STATE AGRICULTURAL ORGANIZATIONS

Orlova Yulia V.

Master of the Department of Theory and History of State and Law Krasnoyarsk State Agrarian University Russia, Krasnoyarsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.