АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
И.В. Гомон, канд. экон. наук, доцент М.А. Шуликова, студент Я.С. Пильгун, студент
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11983
Аннотация. Статья посвящена анализу деятельности таможенных органов России в области расследования административных правонарушений в таможенной сфере. Представлены статистические данные по расследованию должностными лицами таможенных органов дел об административных правонарушениях и назначению наказаний по ним. Выявлены основные проблемы и представлены возможные пути их решений в рассматриваемой сфере деятельности таможенных органов Российской Федерации.
Ключевые слова: таможенные органы, административное правонарушение, расследование, административное наказание, анализ, проблема, совершенствование.
В настоящее время в Российской Федерации внешнеэкономическая деятельность является одной из наиболее криминогенных сфер. Так как таможенные правонарушения являются одним из видов экономических преступлений, то исследование деятельности таможенных органов в этом ключе является актуальным.
Таможенный кодекс Евразийского экономического Союза (далее - ТК ЕАЭС) закрепляет понятие административных правонарушений. Ими признаются правонарушения, по которым в соответствии с законодательством государств-членов Союза таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют административное судопроизводство) [1].
Законодательством Российской Федерации (далее - РФ), а именно главой 16 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) закреплены основные административные правонарушения в таможенной сфере и предусмотренные санкции за их совершение [2].
Среди основных задач расследования дел об административных правонарушениях в таможенных органах можно отнести: выяснение причин, условий, ситуаций совершения АП; содержательное рассмотрение дела об АП; обеспечение выполнения вынесенного распоряжения в дело об
АП; проведение профилактических и предупредительных работ по пресечению совершения АП.
В Российской Федерации в таможенной сфере расследованием дел об АП занимаются отделы административных расследований (далее - ОАР). Данные отделы представляют собой структурное подразделение таможни, они возбуждают и расследуют дела об административных правонарушениях, которые входят в их компетенцию. Также они организовывают деятельность структурных звеньев таможни и ее постов, которые подчинены по административному производству. Свою деятельность они осуществляют на основе принципов работы таможни, планов деятельности оперативной таможни и других различных порядков деятельности. При осуществлении своей деятельности ОАР руководствуется принципами единоначалия, коллегиальности при решении вопросов рабочей деятельности и персональной ответственности должностных лиц. Цель работы ОАР утверждается заместителем начальника таможни, осуществляющим ведение правоохранительной деятельности, и выстраивается в зависимости от целей работы оперативной таможни, обозначенных программ, утверждений и положений. Свою деятельность ОАР осуществля-
ет как самостоятельно, так и совместно с другими отделами таможни и подчиненными им постами. При производстве дел сотрудниками ОАР осуществляется процедура по сохранению секретности и соответствия требованиям нормативно-правовых актов ФТС РФ в области обеспечения информационной защищенности. В случае обнаружения подозрений на сле-
ды преступления, дело передается сотрудниками ОАР в отдел дознания.
Проанализируем деятельность таможенных органов по расследованию дел об административных правонарушениях в таможенной сфере за 2016-2018 гг.
Представим на рисунке 1 количество возбужденных таможенными органами дел об АП за 2016-2018 гг., тыс. ед. [3].
2016 г. 2017 г. 2018 г.
Рис. 1. Количество возбужденных таможенными органами дел об АП
за 2016-2018 гг., тыс. ед.
Согласно рисунку 1, можно сделать вывод, что количество дел об АП, которые возбуждались таможенными органами, с годами только увеличивалось. Так, в 2018 году таможенными органами было возбуждено 143 148 дел об АП, это на 20% больше, чем в 2017 году (119 327 дел об
АП) и на 78% больше, чем в 2016 году (80 355 дел об АП).
Рассмотрим на рисунке 2 количество назначенных наказаний по делам об АП и начисленные суммы по ним таможенными органами России за 2016 -2018 гг. [3].
70,2
2016 г.
138,
114:
82
2017 г.
2018 г.
□ Количество назначенных наказаний таможенными органами по делам об АП, тыс.ед
□ Сумма по назначенным наказаниям, мрд. руб
Рис. 2. Результаты деятельности таможенных органов по назначению наказаний по делам об АП и начислению сумм по ним за 2016-2018 гг.
Согласно рисунку 2, наблюдается тенденция увеличения принятых решений по назначению наказаний по результатам рассмотрения дел об АП таможенными органами России. Так, в 2018 году было назначено наказаний должностными лицами таможенных органов по 113 624 делам об АП на сумму 138,8 млрд. рублей; в 2017
году - по 81 955 делам об АП на сумму 50,8 млрд. рублей; 2016 году - 51 616 делам об АП на сумму 70,2 млрд. руб.
Рассмотрим теперь подробнее в таблице 1 деятельность таможенных органов в сфере расследования дел об АП за 20162018 гг. [3].
Таблица. Деятельность таможенных органов по вынесению постановлений и взысканию штрафов по административным правонарушениям_
2016 г. 2017 г. 2018 г. Изменение (+/-) в 2018 г. по сравнению с
2016 г. 2017 г.
Количество решений по жалобам лиц в результате пересмотра постановлений по делам об АП, ед. 570 1918 2224 +1654 +306
Количество решений по протестам прокуроров в результате пересмотра постановлений по делам об АП, ед. 305 370 333 +28 -37
Количество постановлений по делам об АП, возбужденных в связи с нарушениями таможенного законодательства, тыс.ед. 43357 39328 46562 +3205 +7234
Сумма административных штрафов по вынесенным постановлениям, млрд.руб. 1,2 1, 3 1,3 +0,1 0
Количество постановлений по делам об АП, возбужденных в связи с нарушениями валютного законодательства, ед. 818 4130 3151 +2333 -979
Количество взысканных административных штрафов по делам, возбужденных в связи с нарушениями валютного законодательства, млн. 24,4 149,1 144,3 +119,9 -4,8
Количество постановлений за совершение правонарушений по ст. 15.25 КоАП, ед. 32 390 60 +28 -330
Количество взысканных административных штрафов за совершение правонарушений по ст.15.25 КоАП РФ, млн. 839,4 18,3 2,8 -836,6 -15,5
Количество постановлений за совершение правонарушений по главе 17, 19 КоАП РФ, части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, ед. 5918 4376 3882 -2036 -494
Количество взысканных административных штрафов за совершение правонарушений по главе 17, 19 КоАП РФ, части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, млн. 628 257 258 -370 +1
Согласно данным, представленным в таблице 1, можно сделать следующие выводы:
1) с каждым годом увеличивалось количество решений таможенных органов по жалобам лиц в результате пересмотра постановлений по делам об АП и достигло к 2018 году 2224 единицы (почти в 4 раза больше по сравнению с 2016 г.);
2) количество решений по протестам прокуроров в результате пересмотра таможенными органами постановлений по делам об АП в 2018 году увеличилось на
9% по сравнению с 2016 годом и сократилось на 10% по сравнению с 2017 годом;
3) количество постановлений таможенных органов по делам об АП, возбужденных в связи с нарушениями таможенного законодательства в 2018 году увеличилось на 7% по сравнению с 2016 годом и на 18 % по сравнению с 2017 годом;
4) сумма административных штрафов по вынесенным постановлениям таможенными органами практически не изменялась на протяжении 2016-2018 гг.;
5) количество постановлений таможенных органов по делам об АП, возбужденных в связи с нарушениями валютного законодательства в 2018 году увеличилось по сравнению с 2016 годом почти в 4 раза, но сократилось почти на 24% по сравнению с 2017 годом;
6) количество взысканных административных штрафов по возбужденным делам таможенными органами в связи с нарушениями валютного законодательства в 2018 году возросло по сравнению с 2016 годом почти в 6 раз, но сократилось по сравнению с 2017 годом на 3,2%;
7) количество постановлений таможенных органов за совершение лицами правонарушений по ст. 15.25 КоАП в 2018 году увеличилось по сравнению с 2016 годом почти в 2 раза, но резко сократилось по сравнению с 2017 годом по причине перешедших постановлений с 2016 года и перелива оставшихся сумм;
8) количество взысканных административных штрафов за совершение лицами правонарушений по ст.15.25 КоАП РФ сократилось кардинально по сравнению с 2016 и 2017 гг; 9) количество постановлений за совершение лицами правонарушений по главе 17, 19 КоАП РФ, части 1 статьи 20.25 КоАП РФ и количество взысканных штрафов по ним на протяжении трех лет имело тенденцию сокращения и достигло к 2018 году 3882 единицы с размерами взысканных штрафов в 258 млн. руб.
Таким образом, анализ деятельности таможенных органов в сфере расследования и назначения наказаний по делам об административных правонарушениях в таможенной сфере в целом показал положительный эффект их деятельности и результативности для государства.
На основе анализа определим основные проблемы и возможные пути их решений, связанные с выявлением, расследованием и предупреждением административных правонарушений в таможенной сфере.
1. Коррупция. Под коррупцией в таможенных органах следует понимать превышение сотрудниками должностных полномочий и правовых возможностей в корыстных целях получения выгоды, противоречащих законодательству РФ. Согласно
данным ФТС РФ по преступлениям коррупционной направленности в 2018 году было возбуждено 173 уголовных дела: 93 дела в отношении 52 должностных лиц таможенных органов и 80 дел в отношении 68 взяткодателей. Это немалые цифры. Коррупция мешает эффективному обнаружению и расследованию дел об АП в таможенной сфере и является одной из актуальных проблем в настоящее время. Для борьбы с коррупцией необходимо применение комплексных мер. Например: повысить заработную плату сотрудникам таможенных органов; разнообразить испытания при профессиональном конкурсном отборе потенциальных сотрудников; проводить профилактические меры, направленные на борьбу с коррупцией; устраивать «ловлю на живца» - дача ложной взятки для контроля поведения сотрудника при действующей скрытой видеозаписи или радиоконтроле; увеличить размер наказания, предусмотренного статьями 290-291 УК РФ за получение или дачу взятки.
2. Проблема некачественного обеспечения сотрудничества и взаимодействия таможенных органов с другими правоохранительными органами и государственными структурами в области обнаружения и расследования дел об АП. Отсутствие эффективно налаженной системы взаимодействия между таможенными органами и органами государственной власти одна из проблем, которая накладывает отпечаток на высококачественное осуществление обнаружения и расследования дел об АП. Среди причин можно обозначить обособленность государственных структур в решении своих задач и функциональных полномочий в ущерб достижению общих единых целей обеспечения и защиты безопасности и интересов государства. Для решения данной проблемы целесообразно создать единую базу информации о проблемных организациях, физических и юридических лицах. Это обеспечит тесное взаимодействие органов за счет быстрого и удобного обмена информаций между ними и приведет в результате к более эффективному и оперативному выявлению, расследованию и предотвращению адми-
нистративных правонарушений в таможенной сфере.
3. Однотипность осуществления административного производства таможенными органами. Должностные лица таможенных органов затрачивают одинаковое количество сил и времени на расследование административных правонарушений разного уровня сложности. Нерациональную загрузку сотрудников можно исправить путем изменения процесса осуществления административного производства таможенными органами. Например, внести в законодательство о расследовании административных правонарушений положение, наделяющее сотрудников таможенных органов полномочиями по принятию решений по делам об АП, предусматривающих небольшие виды наказания (предупреждение, малого размера штраф).
4. Увеличение количества дел об административных правонарушениях в таможенной сфере. Для снижения данного количества необходимо: увеличивать количество и качество проводимых профилактических мер, которые будут направлены на обнаружение условий и причин, способствующих совершению АП; проводить мероприятия по воспитанию правовой направленности; способствовать четкому
Библиографический список
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического Союза. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 25.11.2019)
2. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 25.11.2019)
3. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» 2016-2018 гг. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.customs.ru/ (Дата обращения 25.11.2019).
информированию лиц ( в частности, перевозчиков) об АП и предусмотренных наказаниях; ввести дополнительное информирование на таможенных постах.
Эти перечисленные меры будут способствовать сокращению совершения административных правонарушений в таможенной сфере. Если предложенные меры будут реализованы, то можно ожидать следующий эффект: снижение коррупции в таможенных органах; увеличение продуктивности должностных лиц таможенных органов; снижение количества дел об административных правонарушениях; улучшение взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации; повышение качества рассмотрения и расследования таможенных правонарушений; увеличение поступлений в бюджет Российской Федерации.
Таким образом, в результате научного исследования был проведен анализ деятельности таможенных органов Российской Федерации в области расследования дел об административных правонарушениях, выявлены основные проблемы и представлены возможные пути их решений.
ANALYSIS AND IMPROVEMENT OF THE CUSTOMS BODIES OF THE RUSSIAN
FEDERATION FOR THE INVESTIGATION OF ADMINISTRATIVE OFFENSES
I.V. Gomon, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor M.A. Shulikova, Student J.S. Pilgun, Student
Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)
Abstract. The article is devoted to the analysis of the activities of customs authorities in the field of investigation of administrative offenses in the customs sphere. Statistical data on the investigation by officials of customs authorities of cases of administrative offenses and the imposition of punishments are presented. The main problems are identified and possible solutions are presented in the field of activity of the customs authorities of Russia.
Keywords: customs authorities, administrative offense, investigation, administrative punishment, analysis, problem, improvement.