Научная статья на тему 'Особенности привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела (нарушение таможенных правил)'

Особенности привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела (нарушение таможенных правил) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
20633
1922
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ / ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ШТРАФ / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / OFFENCE / ADMINISTRATIVE PUNISHMENT / CUSTOMS / CUSTOMS AUTHORITIES / EURASIAN ECONOMIC UNION / FINE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кобзарь-Фролова М.Н.

Анализ правоприменительной практики таможенных органов и судов позволил автору выявить ряд проблем, которые возникают при назначении административных наказаний за нарушение законодательства в области таможенного дела (нарушение таможенных правил). Выявлен правовой пробел, выражающийся в отсутствии механизма назначения административных наказаний за нарушение законодательства в области таможенного дела. Рассматриваются особенности привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела (нарушение таможенных правил) таможенными органами и судом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кобзарь-Фролова М.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PECULIARITIES OF BRINGING TO ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR OFFENCES IN THE FIELD OF CUSTOMS (BREACH OF CUSTOMS RULES)

The author presents an analysis of law enforcement practices of customs bodies and courts and identifies a number of problems that arise in connection with administrative punishments for violation of legislation in the field of customs (breach of customs rules). A legal gap is identified which is expressed in the absence of a mechanism for imposing administrative penalties for violation of legislation in the field of customs. Some peculiarities of bringing to administrative responsibility for offences in the sphere of customs (violation of customs regulations) by customs authorities and the courts are shown.

Текст научной работы на тему «Особенности привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела (нарушение таможенных правил)»

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2017, № 5, с. 109-118

109

УДК 342.9

ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА (НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ)

© 2017 г. М.Н. Кобзарь-Фролова

Российский государственный университет правосудия, Москва

MargoKFMN@yandex.ru

Поктупгла в рнаатцрю 22.08.2017

Анализ правоприменительной практики таможенных органов и судов позволил автору выявить ряд проблем, которые возникают при назначении административных наказаний за нарушение законодательства в области таможенного дела (нарушение таможенных правил). Выявлен правовой пробел, выражающийся в отсутствии механизма назначения административных наказаний за нарушение законодательства в области таможенного дела. Рассматриваются особенности привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела (нарушение таможенных правил) таможенными органами и судом.

Ключнвын клова: административная ответственность, правонарушение, административные наказания, таможенное дело, таможенные органы, Евразийский экономический союз, штраф.

Введение

Административное правонарушение в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) - это особый вид нарушения законодательства. Объектом таких нарушений выступают общественные отношения, урегулированные нормами административного права, права Евразийского экономического союза (далее -ЕАЭС), нормы законодательства Российской Федерации о таможенном деле. Они охраняются мерами административной ответственности Российской Федерации. Субъекты указанного вида административного правонарушения - индивидуальные частные субъекты, перемещающиеся через таможенную границу ЕАЭС, а также граждане, должностные лица и юридические лица -участники внешнеэкономической деятельности.

Административное правонарушение в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) - это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, направленное на нарушение актов, составляющих право Евразийского экономического союза, норм законодательства Российской Федерации о таможенном деле, за которые главой 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Органы, должностные лица, применяющие административные наказания в области таможенного дела

Дела об административных правонарушениях в области таможенного дела (нарушения та-

моженных правил) в соответствии с правилами статьи 23.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ) рассматривают таможенные органы.

Таможенные органы Российской Федерации -это федеральный орган исполнительной власти. Таможенные органы осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений1. Во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента и Правительства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, актов, составляющих право Евразийского экономического союза, таможенные органы наделены полномочиями:

- в области таможенного контроля в отношении перемещаемых товаров Евразийского экономического союза, контроля за соблюдением актов, составляющих право ЕАЭС, в установленной сфере ведения, законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов;

- по выявлению, предупреждению, пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений;

- в сфере производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил) и иных административных правонарушениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов;

- по выработке и применению мер противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу ЕАЭС валюты государств - членов ЕАЭС, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;

- и др.

Таможенные органы Российской Федерации возбуждают дела об административных правонарушениях в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренные частями 1 и 3 статьи 16.1 КоАП РФ, статьями 16.2-16.24.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 статьи 23.8 КоАП РФ, вправе:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители;

1.1) руководитель структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители;

2) начальники региональных таможенных управлений, их заместители;

3) начальники таможен, а в случае их отсутствия по уважительных причинам, на основании соответствующего приказа, - их заместители;

4) начальники таможенных постов, а в случае их отсутствия по уважительных причинам, на основании соответствующего приказа, их заместители - рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами;

5) иные должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля, осуществление других видов государственного контроля, выявление и пресечение административных правонарушений, осуществление производства по делам об административных правонарушениях, - об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 16.1, статьями 16.3, 16.5, 16.6, 16.8, 16.10, 16.11, частью 4 статьи 16.12, статьями 16.13-16.15, частью 1 статьи 16.18, частью 3 статьи 16.19 КоАП РФ, совершенных физическими лицами, в случае, предусмотренном частью 1 статьи 28.6 КоАП РФ.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 16.1, статьями 16.2, 16.3, 16.4, 16.7, частью 1 статьи 16.9, статьей 16.16, частью 1 статьи 16.18, частями 1-3 статьи 16.19, частью 1 статьи 16.20, статьей 16.21, частью 2 статьи 16.24 КоАП РФ, рассматриваются судьями в тех случаях, если таможенный орган или уполномоченное должностное лицо, к которым поступило дело об административном правонарушении в области таможенного дела (нарушении таможенных правил), передает его на рассмотрение судье. Если производство по делу об административном правонарушении в области таможенного дела (нарушении таможенных правил) осуществляется в форме административного расследования, то такое дело рассматривается судьями районных судов.

Административно-юрисдикционная деятельность таможенных органов по назначению административных наказаний за правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)

Возбуждение и ведение дел об административных правонарушениях в области таможенного дела (нарушение таможенных правил), привлечение к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела и назначение наказаний является самостоятельным направлением деятельности таможенных органов и включает в себя значительное число взаимосвязанных процессуальных действий, направленных на всестороннее и полное рассмотрение всех обстоятельств дела по существу и вынесение законного и обоснованного решения.

Ведение таможенным органом дела об административных правонарушениях в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) предполагает составление некоего процессуального документа, в соответствии с которым виновному лицу назначается административное наказание. Таким документом является постановление по делу об административном правонарушении, выносимое уполномоченным должностным лицом в соответствии с полномочиями, указанными выше (в статье 23.8 КоАП РФ) и в порядке, предусмотренном главой 29 КоАП РФ.

Из всего разнообразия видов административных наказаний, перечисленных в статье 3.2 КоАП РФ, таможенные органы, осуществляя административно-юрисдикционную деятельность по назначению административных наказаний за правонарушения в области таможенного дела

(нарушение таможенных правил), имеют полномочия на применение таких видов наказаний, как:

- предупреждение (статья 3.4 КоАП РФ);

- административный штраф (статья 3.5 Ко-АП РФ);

- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (статья 3.7 КоАП РФ).

Назначение наказаний осуществляется таможенными органами в соответствии с правилам Главы 4 КоАП РФ.

Административное наказание в виде предупреждения применяется в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей Главы 16 КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях. Предупреждение, как вид административного наказания, может быть применено таможенными органами за нарушение норм части 3 статьи 16.1; статей 16.5-16.6; 16.8; 16.1016.11; частей 3 и 5 статьи 16.12; статей 16.1416.15; 16.19; части 3 статьи 16.23. Так, санкциями статьи 16.8 КоАП РФ при нарушении запрета о причаливании к находящимся под таможенным контролем водному судну или другим плавучим средствам, за исключением случаев, если такое причаливание допускается, предусмотрено наложение наказания на граждан в виде предупреждения.

Во всех случаях предупреждение, как вид административного наказания, применяется, если нарушителями являются граждане. Предупреждение, в соответствии с нормами пункта 1 статьи 3.3, может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания, никакое иное наказание совместно с предупреждением назначаться не может.

Предупреждение, как вид административного наказания, выносится за впервые совершенные административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба2.

При назначении административного наказания гражданину выясняется, является ли он участником внешнеэкономической деятельности. Затем устанавливается характер совершенного административного правонарушения,

уточняется личность виновного, его имущественное положение, исследуются наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

При вынесении наказания в виде предупреждения составляется постановление. Постановление доводится до сведения под роспись лица, в отношении которого оно вынесено. Назначение таможенным органом административного наказания в виде предупреждения не освобождает гражданина от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. Лицо, которому назначено административное наказание в виде предупреждения, по общим правилам статьи 4.6 КоАП РФ находится в состоянии наказанности со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения и до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Исполняет постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения уполномоченное должностное лицо таможенного органа, вынесшее это постановление. Исполнение производится немедленно, путем вручения или направления копии постановления в соответствии с правилами статьи

29.11 КоАП РФ.

Административное наказание в виде наложения административного штрафа назначается в случаях, если оно предусмотрено санкциями соответствующей статьи Главы 16 КоАП РФ. Субъектами ответственности являются граждане, должностные лица, юридические лица. Административное наказание в виде наложения административного штрафа за совершение административного правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с нормами КоАП РФ.

Административный штраф является денежным взысканием, взимаемым в рублях. Административный штраф, при нарушении норм Главы 16 КоАП РФ, взимается по правилам статьи 3.5 КоАП РФ и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей. Например, при нарушении режима зоны таможенного контроля (статья 16.5) взимается административный штраф с граждан в размере от трехсот до пятисот рублей. При нарушении норм статьи 16.6, направленных на непринятие перевозчиком в случае аварии, действия непреодолимой силы или возникновения иных обсто-

ятельств, препятствующих доставке товаров и (или) транспортных средств в место прибытия либо в место пересечения таможенной границы Таможенного союза, мер по обеспечению сохранности товаров и (или) транспортных средств, за исключением случаев безвозвратной утраты товаров и (или) транспортных средств вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, предусмотрен административный штраф на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

Административный штраф может взиматься кратно стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения. Например, при нарушении норм части 1 и части 2 статьи 16.1 взимается административный штраф с граждан в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения

Административный штраф может быть равен незадекларированной сумме наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов. Так, при нарушении норм статьи 16.4 - недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, взимается административный штраф с граждан в размере от одной второй до двукратной незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов.

Во всех случаях нарушения норм Главы 16 КоАП РФ размер административного штрафа для граждан не может быть менее ста рублей.

Размер административного штрафа, взимаемого с должностных лиц и юридических лиц за административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил), существенно выше и может выражаться в величине, кратной: стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения; незадекларированной сумме наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов.

Так, за нарушение норм статьи 16.5 КоАП РФ - о перемещении товаров и (или) транспортных средств либо лиц, включая должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов, через границу зоны таможенного контроля или

в ее пределах либо осуществление производственной или иной хозяйственной деятельности без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц -от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Несоблюдение таможенной процедуры (статья 16.19) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Как было указано ранее, за административное правонарушение в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) может быть наложено наказание в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения с учетом правил статьи 3.3 КоАП РФ. Так, предупреждение, административный штраф могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. За одно административное правонарушение в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) может быть назначено либо основное, либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административной от-ветственности3. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения назначается судьей.

По правилам статьи 3.7 КоАП РФ конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

- подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;

- изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Как правило, по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения применяется как дополнительный к основному (административному штрафу) наказанию. Но по отдельным правонарушениям и как основной вид наказания.

Так, при нарушении норм статьи 16.9 КоАП РФ - недоставка товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки либо выдача (передача) без разрешения таможенного органа или утрата товаров, находящихся под таможенным контролем, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, применяется только как дополнительный к административному штрафу вид наказания. Санкция части 1 статьи 16.9 предусматривает административный штраф с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой.

В большинстве случаев санкции статей Главы 16 КоАП РФ предусматривают и наложение административного штрафа и конфискацию. При этом конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения может применяться и как самостоятельный (основной) вид наказания. Например, нарушение норм статьи 16.20 КоАП РФ - пользование условно выпущенными товарами, передача их во владение или в пользование, продажа условно выпущенных товаров либо распоряжение ими влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой, либо конфискацию предметов административного правонарушения. Невывоз с таможенной территории Таможенного союза физическими лицами временно ввезенных товаров и (или) транспортных средств в установленные сроки временного ввоза - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения (часть 1 статьи 16.18 КоАП РФ). Уместным будет заметить, что нечеткость в установлении законодателем механизма применения санкций открывает для субъекта административной юрисдикции возможности для злоупотребления и коррупции.

В любом случае при нарушении норм Главы 16 КоАП РФ, если санкция статьи предусматривает назначение наказания с применением конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, возбужденное уполномоченным таможенным органом (должностным лицом) дело должно быть передано в районный суд для разрешения по существу и вынесения окончательного решения.

Основная проблема, которую должны решить таможенные органы при привлечении лиц к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) -это выбор вида административного наказания. Суть этой проблемы состоит в том, что санкции статей Главы 16 КоАП РФ могут предусматривать за правонарушение в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) взимание административного штрафа с конфискацией орудия или предметов административного правонарушения или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения. Не менее важным является установить величину взимаемого штрафа. Причем величина штрафа должна быть установлена и обоснована до принятия окончательного решения по делу. Напомним, что в санкциях статей Главы 16 КоАП РФ сумма административного штрафа не выражена в абсолютной величине.

Для решения этой проблемы уполномоченное должностное лицо таможенного органа должно произвести ряд процессуальных действий, направленных на всестороннее и полное рассмотрение дела, учитывая все его обстоятельства. Так, при вынесении постановления о применении наказания в виде административного штрафа и/или конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения уполномоченное должностное лицо таможенного органа обязано учитывать большое количество обстоятельств и опираться на общие правила назначения административных наказаний. Например, учитывать положения статьи 4.1 КоАП РФ, которая закрепляет правило о том, что при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридическо-

го лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Все эти обстоятельства должны быть приняты во внимание лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении. Для этого на стадии возбуждения дела, предшествующей его рассмотрению, уполномоченное должностное лицо таможенного органа должно провести ряд процессуальных мероприятий, направленных на получение сведений о деликвен-те, необходимые и достаточные для привлечения лица к административной ответственности.

При назначении административных наказаний за правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) следует учитывать наличие в материалах дела свидетельств добровольного прекращения лицом своего противоправного деяния, предотвращения вредных последствий правонарушения, а также добровольного устранения причиненного вреда. Важно также иметь в виду, что цель назначения административного наказания за совершение административного правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) не привлечь виновного к ответственности, а предупредить совершение новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) уполномоченным должностным лицом учитываются и иные обстоятельства, влияющие на смягчение либо усиление административной ответственности. Например, уполномоченное должностное лицо уточняет, привлекалось ли лицо ранее к административной или иной ответственности, если привлекалось, то каков состав правонарушения.

Административно-юрисдикционная деятельность уполномоченных на возбуждение и рассмотрение дел в области таможенного дела складывается в систему этапов и процедур, в чем имеется существенное отличие от ведения дел об административных правонарушениях в других областях. Так, при назначении наказания в виде административного штрафа проводится проверка правильности исчисления стоимости предмета и (или) орудия административного правонарушения. При рассмотрении вопроса о возможности применения наказания в виде конфискации предмета или орудия совершения правонарушения (при наличии соответствующей санкции) учитывается необходимость применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде изъ-

ятия либо ареста предмета правонарушения по правилам Главы 27 КоАП РФ.

Так, при нарушении норм части 2 статьи 16.1 КоАП РФ должностные лица таможенных органов производят изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства. Об изъятии вещей и документов уполномоченное должностное лицо таможенного органа составляет протокол. Этот протокол в дальнейшем передается со всеми материалами дела в суд. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю4. Изъятые вещи подлежат оценке. Это необходимо, например, в случае, если нормой об ответственности за административное правонарушение в области таможенного дела (нарушении таможенных правил) предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа, исчисляемого в величине, кратной стоимости изъятых вещей .

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения в области таможенного дела (нарушении таможенных правил), заключается в составлении описи товаров, транспортных средств и иных вещей. О применении такой меры объявляется лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю. Об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей составляется протокол, который также передается со всеми материалами дела в суд, который будет рассматривать дело об административном правонарушении. Копия протокола об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю6.

Определение размера административного штрафа имеет существенное значение при назначении административного наказания и установлении его величины. К слову сказать, размер административного штрафа является основным предметом спора в арбитражных судах. В этой связи при назначении административного наказания наибольшее влияние на его вид и величину ока-

зывают обстоятельства, смягчающие административную ответственность (статья 4.2 КоАП РФ), а также обстоятельства, отягчающие административную ответственность (статья 4.3 КоАП РФ).

Нормами главы 4 КоАП РФ предусмотрено 10 обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и 6 обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Практика административного производства в области таможенного дела показывает, что при рассмотрении дел данной категории, как правило, применяются такие смягчающие обстоятельства, как раскаяние лица, предотвращение им вредных последствий правонарушения (что, как правило, выражается в добровольной уплате таможенных платежей и получении необходимых разрешительных документов), оказание содействия при производстве по делу, а также достижение правонарушителем совершеннолетия или наличие на его иждивении малолетних детей. В качестве отягчающего обстоятельства в правоприменительной практике таможенных органов учитывается лишь повторное совершение однородного правонарушения, если за совершение первого правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек годичный срок со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания [2]. По правилам подпункта 2 статьи 4.3 КоАП РФ повторным признается совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения. Между тем среди норм Главы 16 КоАП РФ повторность законодателем не указана в качестве квалифицирующего признака. Да и механизм назначения административных наказаний за повторно совершенное правонарушение в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) отсутствует. При этом не учитывать повторность совершения административного правонарушения является неверным. Очевидно, обоснованно в своей работе Н.И. Ким указывает: законодатель «открывает широкие возможности для так называемого административного усмотрения, что негативным образом сказывается на достижении целей админи-стративно-юрисдикционной деятельности» [3] таможенных органов.

Между тем, как показывает правоприменительная практика таможенных органов, несмотря на перечисление в статьях 4.2 и 4.3 КоАП РФ обстоятельств, смягчающих и отягчающих ад-

министративную ответственность, имеет место правовой пробел, выражающийся в отсутствии механизма учета таких обстоятельств. Исследование административно-юрисдикционной деятельности уполномоченных на возбуждение и рассмотрение дел в области таможенного дела лиц показывает, что в практике работы таможенных органов положения статей 4.2 и 4.3 КоАП РФ в настоящее время практически не работают. А для субъекта административной юрисдикции открываются безграничные возможности для злоупотребления и коррупции [3].

Анализ процессуальных документов таможенных органов по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) показывает, что единообразная практика учета смягчающих и отягчающих обстоятельств, при привлечении к административной ответственности отсутствует. Таможенные органы, несмотря на наличие отягчающих обстоятельств, как правило, назначают наименьшее наказание.

Судебная практика рассмотрения дел об административных правонарушениях в области таможенного дела (нарушении таможенных правил)

Районные суды рассматривают дела об административных правонарушениях в области таможенного дела (нарушении таможенных правил) в том случае, если мера наказания избирается в виде конфискации предмета или орудия совершения правонарушения (при наличии соответствующей санкции в норме статей Главы 16 КоАП РФ) и имеется необходимость применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде изъятия либо ареста предмета административного правонарушения по правилам Главы 27 КоАП РФ.

Подготавливают и передают все материалы дела об административном правонарушении в области таможенного дела (нарушении таможенных правил) таможенные органы. Если производилось изъятие или арест предмета административного правонарушения, то протоколы об аресте и изъятии орудий и (или) предметов административного правонарушения передаются в суд вместе со всеми материалами дела.

Производство в суде первой инстанции ведется по правилам Раздела IV КоАП РФ. Задачами производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (нарушении таможенных правил) являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обес-

печение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Дела об административных правонарушениях в области таможенного дела (нарушении таможенных правил) подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны.

Суд при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в области таможенного дела (нарушении таможенных правил) выясняет7:

1) относится ли к компетенции суда рассмотрение данного дела;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей;

3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ по делу об административном правонарушении в области таможенного дела (нарушении таможенных правил), а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

6) имеются ли ходатайства и отводы.

Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

Дело об административном правонарушении дела в области таможенного дела (нарушении таможенных правил) рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и всех иных материалов дела. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу, либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела, срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, рассматривающим дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья выносит мотивированное определение.

Суд исследует протокол об административном правонарушении и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производ-

ство по делу об административном правонарушении в области таможенного дела (нарушении таможенных правил), показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства. Осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ (суд исследует обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства).

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства, в том числе на которые опирается

таможенный орган, передавший дело в суд, не

8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

имеют заранее установленную силу .

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в области таможенного дела (нарушении таможенных правил) может быть вынесено постановление:

- о назначении административного наказания;

- о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В постановлении по делу об административном правонарушении в области таможенного дела (нарушении таможенных правил) должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Составление мотивированного постановления по делу может быть отложено судьей на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела. При этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения. Копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении в области таможенного дела (нарушении таможенных правил) направляется должностному лицу таможенного органа, направившему дело в суд.

Постановление судьи о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения в области таможенного дела (нарушении таможенных

правил), ответственность за которое предусмотрена главой 16 КоАП РФ, исполняется таможенным органом, осуществившим изъятие указанной вещи, путем ее передачи органу (организации), уполномоченному (уполномоченной) Правительством Российской Федерации на распоряжение товарами, обращенными в федеральную собственность, в порядке [4], установленном Правительством Российской Федерации9.

Исследование судебной практики судов Дальневосточного региона за 2013-2015 год показало, что суды крайне редко применяют такую меру административного наказания, как административный штраф с конфискацией товара (то есть наиболее высокая мера ответственности за административное правонарушение в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)). Из вынесенных 3440 постановлений о привлечении к административной ответственности за административное правонарушение в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) лишь в 97 случаях (около 2.8% от общего числа) суды вынесли такую меру наказания [3]. При этом каждое пятое постановление мотивировано наличием отягчающих обстоятельств (в частности, тем, что лицо привлекается к административной ответственности за аналогичное правонарушение повторно).

Заключение

Таким образом, к особенностям привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела (нарушение таможенных правил) можно отнести:

1. Субъектами административно-юрисдик-ционной деятельности выступают исполнительный орган власти, уполномоченный в сфере таможенного дела и суды.

2. Привлечение к административной ответственности лиц, совершивших правонарушения в области таможенного дела (нарушении таможенных правил) имеет свою специфику, поскольку объектом нарушения выступают отношения урегулированные нормами административного права, права Евразийского экономического союза, нормы законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

3. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в области таможенного дела (нарушении таможенных правил) органами и привлечение лиц к административной ответственности не является основным видом юрис-дикционной деятельности таможенных органов.

4. Ответственность за административные правонарушения в области таможенного дела

(нарушении таможенных правил) устанавливается национальным законодательством и предусмотрена только на федеральном уроне. Назначение наказаний осуществляется таможенными органами в соответствии с правилами Главы 4 КоАП РФ. Виды наказаний за указанные правонарушения: предупреждение (статья 3.4 КоАП РФ); административный штраф (статья 3.5 Ко-АП РФ); конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (статья 3.7 КоАП РФ). Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, как правило, применяется как дополнительный к основному (административному штрафу) наказанию. Но по отдельным правонарушениям и как основной вид наказания.

5. При назначении административного наказания лицу, принципиальное значение имеет: является ли лицо участником внешнеэкономической деятельности. От этого зависит мера ответственности.

6. Административно-юрисдикционная деятельность уполномоченных на возбуждение и рассмотрение дел в области таможенного дела складывается в систему этапов и процедур, в чем имеется существенное отличие от ведения дел об административных правонарушениях в других областях. Во многих случаях эта деятельность осуществляется в форме административного расследования в порядке статьи 28.7 КоАП РФ. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования, а дело передается на рассмотрение в районный суд.

7. Районные суды рассматривают дела об административных правонарушениях в области таможенного дела (нарушении таможенных правил) в том случае, если мера наказания избирается в виде конфискации предмета или орудия совершения правонарушения и имеется необходимость применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде изъятия либо ареста предмета административного правонарушения по правилам Главы 27 КоАП РФ.

8. Исследование административно-юрисдик-ционной деятельности таможенных органов по применению норм статей 4.2 и 4.3 КоАП РФ выявило правовой пробел, выражающийся в отсутствии механизма учета обстоятельств, перечисленных в указанных нормах.

Примнчания

1. См.: пункт 1 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2013 № 809 «О Федеральной таможенной службе» // Собрание законодательства РФ. 23.09.2013. № 38. Ст. 4823.

2. См.: правила части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.

3. См.: часть 1 и часть 2 статьи 3.3 КоАП РФ.

4. См.: статья 27.10 КоАП РФ.

5. См.: статья 27.11 КоАП РФ.

6. См.: статья 27.14 КоАП РФ.

7. Статья 29.1 КоАП РФ.

8. Статья 26.11 КоАП РФ).

9. См.: статья 32.4 КоАП РФ.

Список литературы

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

References

2. Ким Н.И. О практике назначения административного штрафа за правонарушения в области таможенного дела // Административное и муниципальное право. 2013. № 12. С. 1092-1096.

3. Ким Н. И. Совершенствование правового регулирования назначения административных наказаний в области таможенного дела: Дис. ... канд. юрид. наук. Люберцы, 2014. С. 113.

4. Постановление Правительства РФ от 29.05.2003 г. № 311 (ред. от 17.02.2016) «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства» // Собрание законодательства Российской Федерации. 02.06.2003. № 22. Ст. 2171.

3. Kim N.I. Sovershenstvovanie pravovogo reguliro-vaniya naznacheniya administrativnyh nakazanij v oblas-

SOME PECULIARITIES OF BRINGING TO ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR OFFENCES IN THE FIELD OF CUSTOMS (BREACH OF CUSTOMS RULES)

M.N. Kobzar-Frolova

The author presents an analysis of law enforcement practices of customs bodies and courts and identifies a number of problems that arise in connection with administrative punishments for violation of legislation in the field of customs (breach of customs rules). A legal gap is identified which is expressed in the absence of a mechanism for imposing administrative penalties for violation of legislation in the field of customs. Some peculiarities of bringing to administrative responsibility for offences in the sphere of customs (violation of customs regulations) by customs authorities and the courts are shown.

Keywords: administrative responsibility, offence, administrative punishment, customs, customs authorities, Eurasian Economic Union, fine.

1. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2002. № 1 (ch. 1). St. 1.

2. Kim N.I. O praktike naznacheniya administra-tivnogo shtrafa za pravonarusheniya v oblasti tamo-zhennogo dela // Administrativnoe i municipal'noe pravo. 2013. № 12. S. 1092-1096.

ti tamozhennogo dela: Dis. ... kand. yurid. nauk. Lyu-bercy, 2014. S. 113.

4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29.05.2003 g. № 311 (red. ot 17.02.2016) «O poryadke ucheta, ocenki i rasporyazheniya imushchestvom, obrashchennym v sobstvennost' gosudarstva» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 02.06.2003. № 22. St. 2171.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.