Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОЛНОМОЧИЙ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ МЕР АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПОЛНОМОЧИЙ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ МЕР АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
230
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РФ / АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пономарев А. В., Доманицкая К. А.

В статье представлен анализ административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов Российской Федерации в области таможенного дела, а также анализ полномочий данных органов при применении мер административного принуждения к правонарушителям. Исследуется понятие административно-юрисдикционной деятельности, роль ФТС России в реализации правоохранительной функции и особенности полномочий в предупреждении появления новых правонарушений, в осуществлении мер пресечения уже совершенных административных правонарушений и в административном процессе с целью привлечения субъектов-нарушителей к административной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пономарев А. В., Доманицкая К. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF POWERS IN THE APPLICATION OF LEGAL ADMINISTRATIVE MEASURES BY THE CUSTOMS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article presents an analysis of the administrative and jurisdictional activities of the customs authorities of the Russian Federation in the field of customs, as well as an analysis of the powers of these authorities in the application of measures of administrative coercion against offenders. The concept of administrative-jurisdictional activity, the role of the Federal Customs Service of Russia in the implementation of the law enforcement function and the peculiarities of powers in preventing the emergence of new offenses, in the implementation of measures of suppression of already committed administrative offenses and in the administrative process in order to bring violating subjects to administrative responsibility are investigated.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОЛНОМОЧИЙ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ МЕР АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №7/2021

ОСОБЕННОСТИ ПОЛНОМОЧИЙ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ МЕР

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

FEATURES OF POWERS IN THE APPLICATION OF LEGAL ADMINISTRATIVE MEASURES BY THE CUSTOMS BODIES OF THE

RUSSIAN FEDERATION

УДК 342.924

Пономарев А.В. доцент кафедры административного и финансового права Крымского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия», г. Симферополь, кандидат юридических наук

Доманицкая К.А. студентка Крымского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия», г. Симферополь

Ponomarev A.V., Associate Professor of the Department of Administrative and Financial Law of the Crimean Branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian State University of Justice", Simferopol, Candidate of Legal Sciences, [email protected]

Domanitskaya K.A., student of the Crimean branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian State University of Justice", Simferopol, [email protected]

Аннотация

В статье представлен анализ административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов Российской Федерации в области таможенного дела, а также анализ полномочий данных органов при применении мер административного принуждения к правонарушителям. Исследуется понятие административно-юрисдикционной деятельности, роль ФТС России в реализации правоохранительной функции и особенности полномочий в предупреждении появления новых правонарушений, в осуществлении мер пресечения уже совершенных административных правонарушений и в административном процессе с целью привлечения субъектов-нарушителей к административной ответственности.

Annotation

The article presents an analysis of the administrative and jurisdictional activities of the customs authorities of the Russian Federation in the field of customs, as well as an analysis of the powers of these authorities in the application of measures of administrative coercion against offenders. The concept of administrative-jurisdictional activity, the role of the Federal Customs Service of Russia in the implementation of the law enforcement function and the peculiarities of powers in preventing the emergence of new offenses, in the implementation of measures of suppression of already committed administrative offenses and in the administrative process in order to bring violating subjects to administrative responsibility are investigated.

Ключевые слова: меры административно-правового принуждения, федеральные таможенные органы РФ, административно-юрисдикционная деятельность, административное правонарушение, административная ответственность.

Keywords: measures of administrative and legal coercion, federal customs authorities of the Russian Federation, administrative and jurisdictional activities, administrative offense, administrative responsibility

На современном этапе в связи с функционированием экономического союза на мировой арене - ЕАЭС, таможенные органы РФ, уполномоченные в области таможенного дела, занимают особое место в системе органов исполнительной власти, что определяется их функционированием в новых правовых реалиях, характером предоставленных им полномочий и поставленных перед ними задачи и функций. Это обуславливает специфику их исполнительно-распорядительной деятельности, аналога которой в государстве нет, и определяет их роль на современном этапе развития нашей страны.

Таможенные органы РФ относятся к категории органов государства, непосредственно осуществляющих административно-юрисдикционную деятельность в области таможенного дела, тем не менее, их полномочия не ограничиваются исключительно этой сферой. На таможенные органы РФ возложена обязанность по осуществлению административной деятельности в других сферах, предусмотренных отдельными статьями КоАП РФ. Это говорит о том, что полномочия таможенных органов РФ по применению принуждения не ограничиваются лишь таможенной сферой, предусмотренной КоАП РФ, а затрагивает также иные правонарушения, такие как нарушения валютного законодательства. Это обусловлено тем, что таможенные органы РФ являются еще и органами валютного контроля.

Исследуя понятие «административно-юрисдикционная деятельность», следует отметить, что многие исследователи считают спорным понятие административно-юрисдикционной деятельности1.

А.Ю. Якимов и иные ученые-правоведы видят административно-юрисдикционную деятельность как деятельность по разрешению споров

1 Дорохин В.В. Производство по делам об административных правонарушениях, осуществляемое органами внутренних дел: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2005.

определенной категории дел2. По нашему мнению, необходимо выделить этапы административно-юрисдикционной деятельности, присущих таможенным органам РФ, среди которых существуют следующие:

- изучение должностным лицом таможенного органа конкретного случая с целью получения наиболее полной и достоверной информации относительно дела, совершенного факта для дальнейшего принятия решения;

- принятие таможенным органом РФ по существу решения;

- обжалование вынесенного таможенным органом РФ решения;

- исполнение решения.

Из указанного следует, что административно-юрисдикционная деятельность основана на функциональных и организационных началах, которые определяют эту деятельность как правоохранительный и восстановительный процессы, целью которых является разрешение возникшего спора и восстановление нарушенного права, следовательно, таможенные органы обладают всеми признаками административной юрисдикции, что отражает её сущность.

Правовой основной правоохранительной деятельности в рамках реализации своих полномочий по осуществлению административно -юрисдикционного процесса по делам об административных правонарушениях служат ТК ЕАЭС, КоАП РФ, Закон о таможенном регулировании, Положение о Федеральной таможенной службе, а также общее положение о РТУ, таможнях и таможенных постах, утверждаемых приказами ФТС России.

Федеральный закон о таможенном регулировании устанавливает в свою очередь правовые и организационные начала деятельности таможенных органов РФ (подпункт 3 пункта 2 статьи 1 Федерального закона о таможенном регулировании).

2 Якимов Я.Ю. Административно-юрисдикционный процесс и административно-юрисдикционное производство // Государство и право. 1999. № 3.

В своей структуре федеральная система рассматриваемых нами органов построена на совокупности основополагающих начал-принципов, определяется в соответствии со статьей 253 Закона о таможенном регулировании и включает в себя такие звенья, как:

1) Федеральная таможенная служба;

2) региональные таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные посты.

На наш взгляд, главным образом правом ЕАЭС нормативно закреплена правоохранительная функция таможенных органов по делам об административных правонарушениях, определено, что таможенные органы осуществляют административный процесс (производство) и привлекают субъектов-нарушителей к административной ответственности в соответствии с национальным законодательством страны, осуществляющей такое производство (пункт 3 статьи 354 ТК ЕАЭС). Законодательство РФ предоставило полномочия в реализации ФТС России правоохранительную функцию, которая реализуется в осуществление административно-юрисдикционного процесса по делам об административных правонарушениях (подпункт 5 пункта 2 статьи 254 Закона о таможенном регулировании).

Все вышеопределенное позволяет сделать вывод о том, что таможенные органы являются государственными органами входящие в правоохранительную систему нашего государства, что определяется правом ЕАЭС и национальным законодательством, обусловлено их деятельностью, связанной с предупреждением, выявлением и пресечением административных правонарушений, то есть владеют всем набором необходимых характерных черт отражающих их правоохранительную сущность.

Правоохранительная деятельность данных органов осуществляется в форме прямой реализации определенного нами раннее административно -юрисдикционного процесса таможенных органов РФ по делам об

административных правонарушениях, осуществляют составление протоколов об административных правонарушениях (статья 28.3 КоАП РФ) в соответствии со своей компетенцией, определенной статьей 23.8 КоАП РФ, в целях дальнейшего осуществления административного процесса в отношении субъектов, нарушивших установленные правила, а именно: возбуждение дела об административных правонарушения за нарушение в области таможенного дела (ст. 28.1 КоАП РФ), ведение административного расследования (ст. 28.7 КоАП РФ), рассмотрение дела о нарушении таможенных правил (глава 29 КоАП) или передача материалов в судебный орган (статья 28.8 КоАП РФ), вынесение законного и обоснованного решения и его исполнение.

Необходимо отметить, что глобальность экономических последствий для нашей страны, вызванных административными правонарушениями в области таможенного дела приносит много ущерба, это предопределяет необходимость адекватного и эффективного ответа на эти противоправные явления, которые не должны тем не менее носить чрезмерный характер по отношению субъектам таможенных отношений.

Полномочия ФТС России имеют свои особенности, в частности данному органу предоставлены довольно обширные права в сфере своей деятельности. Положение о Федеральной таможенной службе конкретизирует вышеперечисленные правовые нормы, определяет конкретные полномочия службы на территории РФ и организацию её деятельности. Положение закрепляет правоохранительную функцию за ФТС России, согласно которому, осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и иных административных правонарушениях, которые отнесены законом - КоАП РФ к компетенции таможенных органов РФ (пункт 5.44 Положения о Федеральной таможенной службе).

Следующий уровень системы таможенных органов РФ составляют региональные таможенные управления. Компетенция указанного звена таможенных органов РФ определена приказом ФТС России от 31 мая 2018 г.

№ 832 «Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении», закрепляет правоохранительную функцию за этим звеном на территории закрепленного за ней региона (подпункт 34 пункта 6 Общего положения о РТУ).

РТУ осуществляет таможенное дело и обеспечивает комплексный контроль по соблюдению законодательства РФ по вопросам таможенного дела, руководство и координацию деятельности подчиненных ей таможен и специализированных таможенных учреждений и организаций, в частности осуществляют контроль по законности осуществления административного производства нижестоящими таможенными органами РФ (подпункт 165 пункта 6 Общего положения о РТУ).

Следует отметить, что региональное таможенное управление наделено компетенцией по выработке системы мер по профилактике административных правонарушений и обеспечивает контроль по соблюдению этих мер нижестоящими таможенными органами РФ (подпункт 36 пункта 6 Общего положения о РТУ), которые обязаны соблюдать таможни, а те, в свою очередь контролируют соблюдение этих мер таможенными постами.

Такой таможенный орган как таможня имеет полномочия в обеспечении реализации законодательных норм связанных с вопросами таможенного дела, для чего осуществляет правоохранительную деятельность на территории деятельности таможни. Таможня в свою очередь имеет своей компетенцией непосредственно выявлять, предупреждать, путем реализации профилактических мер, установленных РТУ и пресекать административные правонарушения, а также осуществлять административное производство в рамках своей компетенции (подпункты 60, 66 106 пункта 8 Общего положения о таможне).

Дополнительно стоит сказать, что таможня уполномочена применять такую меру как неразрешение въезда на территорию РФ отдельных иностранных лиц или лиц без гражданства в определенных законом случаях,

такие как неуплата таможенных платежей или наличие задолженности по просроченным штрафам (подпункт 34 пункта 8 Общего положения о таможне). Тем самым таможенный орган РФ характеризует это лицо как нежелательное для въезда на территорию РФ, поскольку способно нанести дальнейший вред экономике нашей страны. Эту меру можно определить как меру административного предупреждения совершения административных правонарушений, поскольку их признаки совпадают, что и характеризует её как административно-принудительную меру.

Наиболее многочисленными таможенными органами РФ являются таможенные посты, которые являются структурными подразделениями РТУ или таможни, осуществляют свою деятельность в соответствии с Общим положением о таможенном посте.

За таможенным постом также нормативно закреплена функция по ведению правоохранительной деятельности, участвуют непосредственно в реализации системы мер по профилактике административных правонарушениях (подпункты 25, 26 пункта 6 Общего положения о таможенном посте). Ключевой особенностью реализации этой функции должностными лицами таможенного поста РФ является то, что они непосредственно должны выявить, не произошло ли правонарушение при перемещении товаров и / или транспортных средств через таможенную границу РФ, при проверке сведений, указанных в соответствующей декларации (на товары, транзитная, пассажирская таможенная и на транспортное средство).

Обобщая мнения исследователей относительно административно-юрисдикционной деятельности стоит подвести итог, что под такой деятельностью в таможенной сфере понимаются действия федеральных органов исполнительной власти - таможенных органов РФ по урегулированию возникшего юридического конфликта, что реализуется в

административной процессуальной, и заключается в рассмотрении и принятии решений по делам об административных правонарушениях.

Рассматривая нормы, определяющие компетенцию таможенных органов РФ, находящихся в разных местах по иерархии в системе таможенных органов РФ во взаимосвязи, считаем, что они дополняют друг друга по линии подчинения сверху вниз. Следует отметить, что полномочия таможенных органов имеют территориальные границы, и основной объем правоприменительной деятельности лежит на таможнях и таможенных постах. Это обусловлено их местом в общей централизованной системе таможенных органов РФ.

Установленные нормы права, которые определяют полномочия Федеральных таможенных органов РФ в том числе должностных лиц этих органов при применении мер административно-правового принуждения должны четко и лаконично определять права с той целью, чтобы, во-первых, предоставить им возможность эффективно и в полном объеме реализовать свои функции, самостоятельно решать конкретные управленческие ситуации, во-вторых, установить пределы предоставленных государством правовых возможностей. Четкое определение границ полномочий таможенных органов при применении мер административно-правового принуждения способствует укреплению законности и служебной дисциплины.

Относительно особенностей применения таможенными органами РФ мер административного принуждения справедливо стоит отметить, что возможность их реализации регламентирована не исключительно КоАП РФ, но и таможенным законодательством, что отражает комплексный характер регулирования данного института права.

Таможенные органы РФ, реализуя свою правоохранительную функцию с помощью спектра правовых возможностей, в своей совокупности обеспечивают надлежащий порядок связанные с перемещением товаров, предметов и транспортных средств через таможенную границу РФ. Также

данные органы осуществляют таможенное регулирование, ведут борьбу с нарушением установленных таможенных правил этим и обусловлена особенность таможенных органов, отличающих его от иных правоохранительных органов государства.

Таким образом, таможенные органы РФ в силу предоставленных им законом полномочий непосредственно применяют комплекс мер административного принуждения за нарушения в области таможенного дела, а именно в зависимости от того, произошло нарушение таможенных правил или возникла угроза их совершения, реализуя полномочия в рамках КоАП РФ:

- предупреждают появление новых правонарушений, путем применения мер по профилактике правонарушений, выработанных РТУ и предусмотренных Федеральным законом от 23.06.2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»;

- осуществляют меры пресечения уже совершенных правонарушений, используя правовые меры, установленные главой 27 КоАП РФ;

- обеспечивают административный процесс с целью привлечения субъектов-нарушителей к административной ответственности;

- привлекают к административной ответственности субъектов-нарушителей таможенных правил, применяя установленные санкции по статьям главы 16 КоАП РФ.

Литература

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // «Российская газета», N 256, 31.12.2001

2. Актуальные проблемы административного права : учебное пособие для бакалавров и магистров // под. ред. д. ю. н., проф. М. И. Никулина. -Симферополь: ИТ «АРИАЛ», - 2018. - 188с.

3. Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование. М., 2005. С. 19.

4. Головко В.В. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел в области дорожного движения: Дисс. ... канд. юрид. наук. М.: РПА Минюста России, 2009.

5. Дорохин В.В. Производство по делам об административных правонарушениях, осуществляемое органами внутренних дел: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2005.

6. Якимов Я.Ю. Административно-юрисдикционный процесс и административно-юрисдикционное производство // Государство и право. 1999. № 3.

Literature

1. The Code of Administrative Offenses of the Russian Federation dated 30.12.2001 N 195-FZ (as amended on 07.03.2018) // "Rossiyskaya Gazeta", N 256, 31.12.2001

2. Actual problems of administrative law: a textbook for bachelors and masters // under. ed. d. y. D., prof. M.I. Nikulina. - Simferopol: IT "ARIAL", - 2018. -188s.

3. Bakaeva O.Yu. Customs Fiscal Revenues: Legal Regulation. M., 2005.S. 19.

4. Golovko V.V. Administrative and jurisdictional activities of the internal affairs bodies in the field of road traffic: Diss. ... Cand. jurid. sciences. Moscow: RPA Ministry of Justice of Russia, 2009.

5. Dorokhin V.V. Proceedings in cases of administrative offenses, carried out by the internal affairs bodies: Diss. ... Cand. jurid. sciences. M., 2005.

6. Yakimov Y.Yu. Administrative-jurisdictional process and administrative-jurisdictional proceedings // State and Law. 1999. No. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.