Административно-юрисдикционная деятельность таможенных органов в рамках производства по делам об административных
правонарушениях
Касянчук Дарья Юрьевна
магистрант
Ростовский филиал Российской Таможенной Академии
научный руководитель: Дригола Э.В.
к.ю.н., доцент E-mail: [email protected]
Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Российская таможенная академия», Ростовский филиал, 344002, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, пр. Буденовский, д. 20
В статье рассматривается сущностно-содержательная характеристика административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов. Систематизирована нормативно-правовая база, регламентирующая порядок осуществления такой деятельности. Перечислены основные виды административно-юрисдикционной деятельности, осуществляемой таможенными органами и их должностными лицами.
Ключевые слова: административно-юрисдикционная деятельность, таможенные органы, должностные лица, административные споры и правонарушения.
Действующее законодательство возлагает на таможенные органы целый спектр функций, в том числе выполнение административно-юрисдикционной деятельности. Данное понятие подразумевает особый вид деятельности, осуществляемый уполномоченными на то органами, заключающийся в рассмотрении споров административно-правового характера, их эффективного разрешения и применения соответствующих мер принуждения [1, с. 47]. Такая деятельность осуществляется в особой процессуальной форме и предусматривает восстановление нарушенных прав.
На основании норм, содержащихся в статье 23.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, к компетенции таможенных органов можно отнести рассмотрение дел, возникающих по поводу следующих обстоятельств [2]:
— нелегальное перемещение товаров и транспорта через границу;
— нарушение ключевых правил декларирования товаров;
— сознательное нарушение установленных запретов и ограничений на ввоз и вывоз продукции определенного вида и назначения;
— несоблюдение действующего режима зоны таможенного контроля;
— предоставление некорректной документации при совершении каких-либо таможенных операций;
— несоблюдение предельных сроков хранения товаров в таможенном терминале;
— нарушение сроков и порядка уплаты обязательных платежей и др.
Анализируя положения норм, закрепленных в статьях 16.1 —16.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях, приходим к выводу, что дела о нарушениях административных норм могут рассматриваться следующими субъектами:
— судьями;
— таможенными органами;
— и судьями, и таможенными органами.
Помимо этого, отечественное законодательство содержит нормы, раскрывающие перечень должностных лиц таможенных органов, которые вправе рассматривать дела о нарушении таможенных процедур и правил. Так, в статье 22.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях представлены ключевые полномочия должностных лиц, рассматриваемых в качестве самостоятельных единиц, а также их юридико-правовой статус.
Следует подчеркнуть, что указанные субъекты обладают различными полномочиями, которые отличаются по содержанию. Так, руководители отдельных таможенных постов могут рассматривать дела о нарушении таможенных правил, совершенных конкретными гражданами. Что касается начальников региональных таможенных управлений, руководителей таможенных управлений, руководителя Федеральной таможенной службы и его заместителей, то необходимо отметить, что они могут рассматривать дела о нарушении таможенных правил в соответствующей инстанции в том случае, если дело подлежит обжалованию либо пересмотру.
Необходимо отметить, что анализируемые категории дел рассматриваются преимущественно по месту совершения правонарушения. Однако существуют и исключения. Так, например, в том случае, если правонарушение было совершено лицом, не достигшим возраста 18 лет, то такое дело подлежит рассмотрению исключительно по месту его жительства. При этом субъектом, рассматривающим данное дело, будут выступать не таможенные органы, а специальный орган — комиссия по делам несовершеннолетних.
По результатам рассмотрения дела выносится официальное постановление, которое содержит сведения о назначении соответствующего вида наказания. Существуют случаи, когда выносится постановление о прекращении производства по делу, передаче собранных материалов в органы дознания или предварительного расследования. Это происходит тогда, когда в действиях правонарушителя имеются признаки преступления.
Особое положение в юрисдикционном процессе принадлежит должностным лицам таможенных органов, которые уполномочены на составление протокола, принятие необходимых мер обеспечения административного производства, ведение административного расследования. В действующем законодательстве производится разделение юрисдикционных полномочий рассматриваемой категории лиц от компетенции субъектов, наделенных правом рассматривать дела о нарушении таможенных правил. Следует подчеркнуть, что в первом случае должностные лица выступают в качестве самостоятельной процессуальной институциональной единицы. Они имеют полное право принимать процессуальные решения, предопределяющие наступление юридико-правовых последствий, а также могут принимать меры административного принуждения и нести ответственность за обоснованность и законность своих действий.
В соответствии со статьей 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностные лица, являющиеся официальными представителями таможенных органов, выступают агентами валютного контроля. В этом случае они имеют право составлять протоколы при выявлении соответствующих нарушений валютного законодательства.
Необходимо отметить, что субъектный состав, который имеет право составлять протоколы о совершении нарушений норм административного законодательства, формируется руководителем Федеральной таможенной службы и утверждается соответствующим приказом [3].
Следует подчеркнуть, что в Федеральной таможенной службе России функционирует Управление таможенных расследований и дознания, которое имеет свои структурные подразделения. Правовое положение таких структурных единиц, их приоритетные задачи, ключевые полномочия, а также основные права и обязанности определяются Постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 [4] и типовыми положениями [5, 6].
Данные документы содержат прямое указание на то, что лица, включенные в перечни
должностных лиц, которые могут составлять протоколы и вести производство о нарушениях таможенных правил, наделяются особым статусом. Если рассматривать их полномочия более детально, то целесообразно сформулировать следующее:
— они обладают правом на проведение комплекса процессуальных действий для пресечения правонарушения, а также определения, сбора, систематизации и закрепления доказательств;
— могут применять необходимые меры обеспечения производства;
— вправе привлекать специалистов к обнаружению и оценке найденных доказательств;
— могут направлять соответствующие запросы, давать поручения другим таможенным органам;
— истребуют необходимые сведения в соответствующих учреждениях.
Кроме перечисленных субъектов, аналогичными полномочиями наделены таможенные инспекторы, сотрудники специальных отрядов быстрого реагирования и иные должностные лица.
Подводя итого, можно отметить, что таможенные органы включают две категории лиц, обладающих административно-юрисдикционными полномочиями, а именно:
— руководящий состав таможенных органов определенного уровня, которые рассматривают дела о нарушении таможенных правил и назначают наказания;
— рядовые сотрудники, имеющие право составлять протоколы о совершении нарушения закона, возбуждать соответствующие дела, применять предусмотренные меры по обеспечению процессуального производства административного характера, проводить необходимые расследования, представлять эти дела на рассмотрение в суды или вышестоящие таможенные органы.
ЛИТЕРАТУРА,ИСТОЧНИКИ
1. П . Н. Сафоненков, А. В. Зубач, О. А. Сафоненкова. Административная юрисдикционная деятельность таможенных органов: учебник для вузов . — Издательство Юрайт, 2014. — 360 с.
2. О б утверждении перечня должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание : Приказ ФТС России N 2344 от 02.12.2014 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 17. 27.04.2015.
3. О Федеральной таможенной службе (вместе с «Положением о Федеральной таможенной службе»): Постановление Правительства РФ N 809 от 16.09.2013 (в ред. от 01.07.2016)
4.0 6 утверждении типовых положений о подразделении административных расследований таможни, подразделении административных расследований таможенного поста, подразделении дознания и учетно-регистрационном подразделении таможни : Приказ ФТС России N 1634 от 10.08.2011 (в ред. от 02.04.2012)
5. О б утверждении типовых положений о подразделении организации административных расследований, подразделении административных расследований, подразделении организации дознания, подразделении дознания и учетно-регистрационном подразделении оперативной таможни: Приказ ФТС России N 1635 от 10.08.2011 (в ред. от 02.04.2012)
KASYANCHUK D.Y.
THE CONCEPT, LEGAL BASIS AND THE TYPES OF ADMINISTRATIVE-JURISDICTIONAL ACTIVITY OF CUSTOMS AUTHORITIES
The article discusses the essentially-content characteristics of administrative and jurisdictional activity of customs authorities. Systematic normative-legal framework regulating the exercise of such activities. These are the main types of administrative-jurisdictional activity carried out by the customs authorities and their officials.
Keywords: administrative-jurisdictional activity of customs bodies and officials, administrative disputes and offences.