УДК 339 ББК 67
АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АЛИНА ПЕТРОВНА НИКИТИНА,
заведующая кафедрой «Морское и таможенное право» Юридического института ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», кандидат юридических наук, доцент
E-mail: [email protected];
СЕРГЕЙ АНДРЕЕВИЧ ЗАПОРОЖЕЦ, заместитель директора Юридического института ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», кандидат политических наук
E-mail: [email protected];
ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА САЧЕНОК, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Севастопольского государственного университета,
кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Статья посвящена раскрытию понятия административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов РФ, рассмотрению ее сущности, стадий и компетенций. Представлены правовая характеристика и особенности осуществления административно-юрисдикционной деятельности таможенными органами. Охарактеризованы виды производств, которые относятся к административно-юрисдикционной деятельности должностных лиц таможенных органов.
Ключевые слова: таможенные органы Российской Федерации, административно-юрисдикционная деятельность, таможня, служба, административное производство.
Annotation. The article is devoted to the notion of administrative and jurisdictional activity of customs bodies of the Rus-sia№ Federation, its entities, stages and competencies. Examined the legal characteristics and peculiarities of administrative and jurisdictional activity of customs authorities. An outline of the types of industries that relate to administrative and jurisdictional activity of officials of customs bodies.
Keywords: customs authorities of the Russian Federation, administrative-jurisdictional activity, custom, service, and administrative proceedings.
В условиях развития международных отношений, рыночной экономики, глобализации и многих других процессов, связанных с постоянным прогрессом то-варооборотных отношений между государствами, планомерно возрастает и роль Федеральной таможенной службы Российской Федерации. Развитие вопроса, основанного на рассмотрении исполнительных и административно-юрисдикционных принципов деятельности таможенной службы, является актуальным, интересным и многогранным в сфере юридической науки.
Таможенные органы Российской Федерации, в рамках таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства РФ, наделены полномочиями по осуществлению административно-юрисдикционной деятельности, что необходимо для обеспечения должного осуществления возложенных на них функций.
По мнениям множества исследователей, такие как: В.В. Дорохин [6], В.В. Головко, А.Ю. Якимов, П.Н. Сафоненков, А.В. Зубач, О.А. Сафоненкова, И.В. Папанова, О.В. Гречкина и др., понятие адми-нистративно-юрисдикционной деятельности является спорным. В.В. Дорохина и В.В. Головко считают, что административная юрисдикция определена как совокупность полномочий органов исполнительной власти, их должностных лиц по рассмотрению и принятию решений по делам определенной категории [4; 3].
А.Ю. Якимов и ряд других авторов придерживаются точки зрения, представляющей «административную юрисдикцию» как деятельность по разрешению определенной категории дел. П.Н. Сафоненков расширяет и обобщает понятие, заключая, что — это «урегулированная нормами права деятельность, суда
и других на то уполномоченных государственных органов (должностных лиц) по рассмотрению и разрешению административно-правовых споров и применению мер административного принуждения, протекающая в особой процессуальной форме, и предусматривающая восстановление нарушенного права» [3]. Административист Л.Л. Попов утверждает, что «через процедуры реализуется управленческий процесс, через производства — юрисдикционный процесс; при этом потребность в юрисдикционном процессе возникает при наступлении конфликтной ситуации, негативного юридического факта» [7, с. 43—59]. Под процедурой понимается структурированная, модельная система актов поведения, ориентированная на получение конкретного результата.
Для запуска любого механизма нужен толчок. В исследуемой сфере им является юридический факт, влекущий появление административно-правовых отношений. Данный источник представляет собой конфликтную ситуацию или правонарушение, связанные с нарушением правил в сфере таможенного дела.
Необходимо выделить основные стадии осуществления административной юрисдикции, характерные для органов таможенной службы. К ним относятся:
1) анализ и исследование конкретной ситуации, случая. Это необходимо для получения объективной информации о реальном положении дел, фактах. Возможны различные наименования стадии, в зависимости от конкретного случая производства;
2) принятие осознанного и волевого выбора по существу, т.е. принятие решения;
3) обжалование принятого решения. Выделяется как факультативная стадия, так как не всегда имеет место быть;
4) исполнение решения — принятие мер, осуществление конкретных действий, которые будут реа-лизовывать принятое решение в материальном мире.
Таким образом, в основе сущности администра-тивно-юрисдикционной деятельности лежит открытый ряд функциональных и организационных принципов, которые характеризуют ее как правоохранительный и правовосстановительный процесс, нацеленный на урегулирование и разрешение спора, т.е. на предмет деятельности, компетентными органами (должностными лицами).
Исходя из определения, данного федеральным законом, таможенными органами являются органы исполнительной власти, уполномоченные в области
таможенного дела [2]. Учитывая широкий спектр компетенций Федеральной таможенной службы РФ как уполномоченного субъекта, можно отметить, что производства (по делам об административных правонарушениях, дисциплинарное производство, по жалобам граждан) обладают всеми необходимыми признаками административной юрисдикции, что соответствует предмету ведения — административно-правовому конфликту.
На основании постановления Правительства РФ «О Федеральной таможенной службе РФ» и ряда других регламентирующих нормативных актов выделяется следующий набор функций, исполнение которых предоставляет базу административно-юрисдик-ционной деятельности. Ими являются функции:
♦ по контролю и надзору в области таможенного дела;
♦ валютного контроля;
♦ по защите прав на объекты интеллектуальной собственности;
♦ по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу;
♦ санитарно-карантинного, карантинного фито-санитарного контроля и государственного ветеринарного надзора;
♦ по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов [3].
Также одна из важных функций — это правовая оценка и мониторинг действий участников внешнеэкономической деятельности при осуществлении перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС.
Регламентация деятельности основана на внутриведомственных письмах, в которых отражается анализ и обзор судебной практики по административным делам, анализ практики по дисциплинарному производству и анализ завершенных административных дел. Конкретизация анализов обеспечена сферой применения и деятельности. О.В. Гречкина отмечает, что регулирование правоотношений в сфере таможенного дела ведомственными нормативными правовыми и иными актами ФТС России является необходимым средством оперативного реагирования на изменения экономической конъюнктуры, поведение участников внешнеэкономической деятельности и иных лиц, чья деятельность связана с осуществлением внешней торговли [5, с. 87—92].
Круг субъектов, уполномоченных в ведении ад-министративно-юрисдикционной деятельности, описан разд. III Кодекса об административных правонарушениях (далее — КоАП). Однако, в область юрисдикции таможенной службы попадают лишь правонарушения, связанные с посягательством на нарушение таможенных правил. КоАП предусматривает в ст. 23.8 круг уполномоченных на производство лиц; к ним относятся суды и ниже перечисленные должностные лица:
1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители;
2) руководитель структурного подразделения такого же органа, его заместители;
3) начальники таможенных управлений, их заместители;
4) начальники таможен, их заместители;
5) начальники таможенных постов, их заместители. Отмечено, что ведется рассмотрение дел об административных правонарушениях от имени таможенных органов, совершенных физическими лицами.
6) иные уполномоченные на то лица таможенных органов [1].
Проанализировав нормы, закрепленные в ст.ст. 16.1—16.24 и ст. 23.8 КоАП, можно выделить следующие правонарушения, рассматриваемые вышеперечисленными субъектами:
♦ нелегальное перемещение товаров и транспорта через границу;
♦ недекларирование или недостоверное декларирование товаров;
♦ несоблюдение различных запретов;
♦ нарушение и несоблюдение таможенного контроля, сроков, таможенной процедуры, незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела и др.
Важно отметить, что рассмотрение дел по изложенным категориям осуществляется по месту правонарушения.
Прямой реализацией административно-юрис-дикционной деятельности, в пределах компетенции, будет являться осуществление действий процессуального характера, установленных законодательством. К таким действиям относятся: составление протоколов, возбуждение дел о правонарушениях в области таможенного дела, ведение расследования, самостоятельное рассмотрение или передача дела в суд, вы-
несение решения, а также исполнение этого решения. Регламентация процессуального аспекта устанавливается КоАП и рядом внутриведомственных нормативных актов, издаваемых Федеральной таможенной службой РФ (далее — ФТС).
В административно-юрисдикционную деятельность таможенных органов включается и дисциплинарное производство, т.е. привлечение должностных лиц таможенных органов к дисциплинарной ответственности за неправомерные действия (бездействия), которые способны деструктивно повлиять на функционирование всей системы, это — нарушения трудовой или служебной дисциплины. Такая ответственность содержит применение руководителем таможенного органа по отношению к должностным лицам и работникам определенных мер за совершение дисциплинарных проступков. Регламентация поведения служащих, производства по предусмотренным делам осуществляется на базе федерального законодательства, внутриведомственных нормативных актов, трудового законодательства.
Производство по обращениям граждан регламентировано Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской федерации», Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (гл. 3) и Приказом ФТС России от 30 июня 2014 г. № 1240 «Об утверждении Порядка работы с обращениями граждан в ФТС России и таможенных органах Российской Федерации». Под «обращением» понимается внесение в компетентные органы гражданами предложений, заявлений, ходатайств, жалоб в устной или письменной форме. Производство по обращениям носит материальный или процессуальный характер, направлено на защиту и восстановление нарушенных прав и интересов физических или юридических лиц, предпринимателей в области таможенного дела.
Таким образом, на основании синтеза точек зрения исследователей, административно-юрисдикцион-ная деятельность таможенных органов — это действия исполнительных органов по разрешению споров; реализации в административно-процессуальной форме производства по делам об административных правонарушениях, дисциплинарным проступкам, производства по жалобам и обращениям граждан при применении различных форм контроля над соблюдением таможенного законодательства ЕАЭС и законода-
тельства Российской Федерации в сфере таможенного дела, рассмотрении и принятии решений по указанным категориям дел. Учитывая наличие заинтересованности у Российской Федерации в укреплении международного сотрудничества, присутствуют тенденции развития нормативно-правовой базы, закрепляющей компетенции таможенных органов.
Литература
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях с изм. и доп. на 1 октября 2017 г. М.: Эксмо, 2017.
2. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 г.) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. № 48. Ст. 6252.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. № 809 «О Федеральной таможенной службе» // СЗ РФ. 2013. № 38. Ст. 4823.
4. Головко В.В. Административно-юрисдикцион-ная деятельность органов внутренних дел в области дорожного движения: Дисс. ... докт. юрид. наук. М.: РПА Минюста России, 2009.
5. Гречкина О.В. Нормотворчество таможенных органов в сфере административной юрисдикции на современном этапе // Вестник Южно-уральского государственного университета. 2013.
6. Дорохин В.В. Производство по делам об административных правонарушениях, осуществляемое органами внутренних дел: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
7. Попов Л.Л. Административные процедуры: проблемы теории, законодательства и практики: Сб. докл. Междунар. науч.-практ. конф. «Стратегия национального развития и задачи российской юридической науки». М.: Проспект, 2016.
8. Сафоненков П.Н., Зубач А.В., Сафоненкова О.А. Административная юрисдикционная деятельность таможенных органов. М.: Юрайт, 2017.
9. Якимов А.Ю. Административно-юрисдик-ционный процесс и административно-юрисдик-ционное производство // Государство и право. 1999. № 3.
References
1. Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativ-nykh pravonarusheniiakh s izm. i dop. na 1 oktiabria 2017 g. M.: Eksmo, 2017.
2. Federalnyi zakon ot 27 noiabria 2010 g. № 311-FZ (red. ot 29 iiulia 2017 g.) «O tamozhennom regulirovanii v Rossiiskoi Federatsii» // SZ RF. 2010. № 48. St. 6252.
3. Postanovlenie Pravitelstva Rossiiskoi Federatsii ot 16 sentiabria 2013 g. № 809 «O Federalnoi tamoz-hennoi sluzhbe» // SZ RF. 2013. № 38. St. 4823.
4. Golovko V.V. Administrativno-iurisdiktsionnaia deiatelnost organov vnutrennikh del v oblasti dorozh-nogo dvizheniia: Diss. ... dokt. iurid. nauk. M.: RPA Miniusta Rossii, 2009.
5. Grechkina O.V. Normotvorchestvo tamozhennykh organov v sfere administrativnoi iurisdiktsii na sovremen-nom etape // Vestnik Iuzhno-uralskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013.
6. Dorokhin V.V. Proizvodstvo po delam ob admi-nistrativnykh pravonarusheniiakh, osushchestvliaemoe organami vnutrennikh del: Diss. ... kand. iurid. nauk. M., 2005.
7. Popov L.L. Administrativnye protsedury: pro-blemy teorii, zakonodatelstva i praktiki: Sb. dokl. Mezh-dunar. nauch.-prakt. konf. «Strategiia natsionalnogo razvitiia i zadachi rossiiskoi iuridicheskoi nauki». M.: Prospekt, 2016.
8. SafonenkovP.N., Zubach A.V., Safonenkova O.A. Administrativnaia iurisdiktsionnaia deiatelnost tamozhennykh organov. M.: Iurait, 2017.
9. Iakimov A.Iu. Administrativno-iurisdiktsionnyi protsess i administrativno-iurisdiktsionnoe proizvodstvo // Gosudarstvo i pravo. 1999. № 3.