Научная статья на тему 'Выстраивание музыкального образования учащихся в условиях работы музыкального ансамбля в школе'

Выстраивание музыкального образования учащихся в условиях работы музыкального ансамбля в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
содержание музыки / мысль композитора / музыкальный образ / идейно-эмоциональное содержание музыки / музыкальный ансамбль

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нурали Неъмат Угли Исламов

Специфическим языком музыки являются звуки, организованные в систему ладовых и метроритмических соотношений. Идейноэмоциональное содержание музыки реализуется в мелодии. Это главный ведущий компонент музыкального произведения, от выразительности, естественности и богатства мелодии зависит жизненная достоверность музыкального образа. Определенные эмоции вызываются определенными звуковыми соотношениями различной степени высоты и длительности, зависящими от тембра, темпа, ритма. Как и интонация, ритм, темп могут выразить стремительное движение, покой или возбуждение. Специфическим для музыки является выражение в музыкальных образах чувств и мыслей композитора, навеянных окружающим его миром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выстраивание музыкального образования учащихся в условиях работы музыкального ансамбля в школе»

Выстраивание музыкального образования учащихся в условиях работы музыкального ансамбля в школе

Нурали Неъмат угли Исламов Туркистанский инновационный университет

Аннотация: Специфическим языком музыки являются звуки, организованные в систему ладовых и метроритмических соотношений. Идейно-эмоциональное содержание музыки реализуется в мелодии. Это главный ведущий компонент музыкального произведения, от выразительности, естественности и богатства мелодии зависит жизненная достоверность музыкального образа. Определенные эмоции вызываются определенными звуковыми соотношениями различной степени высоты и длительности, зависящими от тембра, темпа, ритма. Как и интонация, ритм, темп могут выразить стремительное движение, покой или возбуждение. Специфическим для музыки является выражение в музыкальных образах чувств и мыслей композитора, навеянных окружающим его миром.

Ключевые слова: содержание музыки, мысль композитора, музыкальный образ, идейно-эмоциональное содержание музыки, музыкальный ансамбль

Building music education for students in the conditions of the

work of the musical ensemble

Nurali Nemat ogli Islamov Turkistan Innovation University

Abstract: The specific language of music is sounds organized into a system of modal and metro rhythmic ratios. The ideological and emotional content of music is realized in the melody. This is the main leading component of a musical work; the life authenticity of the musical image depends on the expressiveness, naturalness and richness of the melody. Certain emotions are evoked by certain sound ratios of varying degrees of height and duration, depending on the timbre, tempo, and rhythm. Like intonation, rhythm, tempo can express rapid movement, peace or excitement. Specific for music is the expression in musical images of the feelings and thoughts of the composer, inspired by the world around him.

Keywords: content of music, thought of the composer, musical image, ideological and emotional content of music, musical ensemble

Ансамблевое исполнительство, будущий педагог-музыкант, музыкальное произведение, фортепианный ансамбль, будущий учитель музыки, ансамблевая игра, класс, процесс обучения, произведение, развивающее обучение. Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной. Коллективное исполнительство на русских музыкальных инструментах предполагает занятия с учащимися в различных по составу и количеству ансамблях.

Ансамбль имеет большое значение для разностороннего музыкального воспитания учащегося, поэтому в учебный план школ искусств в дополнение к дисциплине "Специальный музыкальный инструмент. Баян, аккордеон" был введён предмет "Ансамбль аккордеонистов, баянистов", "ансамбль балалаечников, домристов и оркестр узбекских народных инструментов". Как показала практика, занятия в различных ансамблях нравятся всем учащимся без исключения.

Известно, что ансамблевая игра значительно расширяет музыкальный кругозор учащегося, развивает такие качества, необходимые музыканту, как умение слушать не только собственное исполнение, но и партнёра, общее звучание всей музыкальной ткани пьесы; воспитывает умение увлечь своим замыслом товарища, а когда это необходимо подчиниться его воле; активизирует фантазию и творческое начало, заостряет ощущение звукового колорита; повышает чувство долга и ответственности за знание своей партии, ибо совместное исполнительство требует свободного владения текстом, прививает учащимся чувство товарищества.

Особенностью ансамблевого музицирования является воспитание чувства ответственности учащихся за качество освоения собственной партии, достижения исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения.

К основным ансамблевым навыкам можно отнести "чувство партнёра", умение слушать солиста или группу солистов, и помогать им в воплощении исполнительских намерений, навыки самоконтроля и самооценки собственных и коллективных игровых действий.

Одинаковые ощущения характера и темпа произведения, соответствие приёмов звукоизвлечения - именно эти требования являются важнейшими для совместной игры. Игра в ансамбле требует от учащихся так же умения передавать партнёру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом музыкальной ткани.

Воспитанием навыков ансамблевого музицирования необходимо заниматься на протяжении всего времени обучения в музыкальной школе или школе искусств. Освоение первоначальных навыков игры в ансамбле

пpoиcxoдит c nepBbix шaгoв o6y4eH^ в инcтpyмeнтaльнoм Knacce. В нaчaлe - это aнcaмбль yчeникa и пeдaгoгa, Ko^a yчeник иcпoлняeт мeлoдию, a пeдaгoг aккoмпaниpyeт, 3aTeM пapтиями мeняютcя: пpocтeйший aKKoMnaHeMeHT пopyчaeтcя caMoMy yчeникy для того, чтобы таучить ero гибга coпpoвoждaть мeлoдию, иcпoлняeмyю neAaroroM. В npo^cce тaкoй paбoты yчeник npro6peTaeT пepвoнaчaльныe aнcaмблeвыe нaвыки "coлиpoвaния", Ko^a нyжнo яpчe выявить cвoю пapтию и " aккoмпaниpoвaния" -yмeниe oтoйти нa втopoй плaн paди eдинoгo цeлoгo. PenepTyap для тaкиx aнcaмблeй neAaror мoжeт нaйти пoчти в кaждoм нoтнoм cбopникe. Ha таш взгляд нaибoлee пoдxoдят тaкиe пpoизвeдeния, KaK pyccкиe нapoдныe пecни "Сoлнышкo", '^^rnKa", "Выйди, paayra-,ayra", "KaK y нaшиx y вopoт".

np^Tynaa K paбoтe нaд aнcaмблeм, пeдaгoг дoлжeн, пpeждe вceгo, paccKa3aTb o6 иcпoлняeмoм пpoизвeдeнии, дaть yчaщимcя oбщee пpeдcтaвлeниe o xapaKTepe ero мyзыкaльнoгo coдepжaния, фopмe, o знaчeнии и функции кaждoй пapтии, пoзнaкoмить c aвтopoм.

В нaчaлe, c кaждым y4acrarnoM aнcaмбля нyжнo пpoйти ero пapтию. Пpи paбoтe над aнcaмблeвым дошл^н^м, пeдaгoгy нeoбxoдимo oбpaтить внимaниe та to, чтoбы яcнo пpocлyшивaлacь ocнoвнaя мeлoдичecкaя линия, чтoбы фaктypa ^ зaглyшaлa мeлoдию, a бac ^ужил xopoшeй мeтpopитмичecкoй ocнoвoй. Очeнь ввжш oпpeдeлить пpaвильный TeMn aнcaмблeвoгo пpoизвeдeния, тщaтeльнo oтpaбoтaть вce yкaзaнныe в TeKcTe зaмeдлeния и ycкopeния TeMna. KaK пpaвилo, вceми oтклoнeниями TeMna "pyкoвoдит" yчeник или rpynna yчeникoв, иcпoлняющиx пepвyю пapтию.

Вce извecтныe cбopники nbec для aнcaмблeй aдpecoвaны yчaщимcя yжe oблaдaющими вceми нeoбxoдимыми yмeниями и нaвыкaми, o KoTopbix гoвopилocь вышe. Ho пpaктикa пoкaзaлa, 4to учить игpaть вдвoём нужш нaчинaть c caмыx пepвыx шaгoв oбyчeния игpe нa tom или инoм инcтpyмeнтe. Пoэтoмy нa ypoKax мы иcпoлняeм пpoизвeдeния, пpeднaзнaчeнныe дуэту yчитeль-yчeник, a нa зaнятияx мyзициpoвaния - пpoизвeдeния для yчeникoв.

Для пepвoклaccникoв, нe oблaдaющиx нeoбxoдимыми иcпoлнитeльcкими нaвыкaми, пpoвoдятcя зaнятия в игpoвoй фopмe, гдe oбa peбёнкa или rpynna дeтeй вмecтe, дoлжны вышлнять зaдaния, зaтeм pитмичecкиe yпpaжнeния, нaпpимep, пpoгoвapивaя cлoвa пeceнки, пpoxлoпaть prnM; пpoгoвapивaя cлoвa, пpoшaгaть; шaгaть и xnonaTb pитм. Тaкиe зaдaния мoжнo вapьиpoвaть: kto-to шaгaeт, kto-to npoxnonbrnaeT cлoвa пeceнки и т.п.

Hayчившимcя извлeкaть звуки, пpeдлaгaютcя зaдaния-игpы в унишн, вoпpoc-oтвeт и т.д., что мoжeт пpидyмaть пeдaгoг для интepecнoгo и yвлeкaтeльнoгo xoдa ypoKa. TaK KaK для тaкиx мaлeнькиx yчaщиxcя нeт нeoбxoдимoгo penepTyapa, пoмoжeт yмeниe пeдaгoгa пepeлoжить любoe

произведение на ансамбль. Материал можно брать из сборников по сольфеджио, пособия для подготовительных отделений ДМШ "Мои первые нотки" Марианны Крыловой. Ведь именно на начальном этапе ставится задача добиться заинтересованности, восприимчивости, творческой активности, вовремя и правильно развивать музыкальные задатки ребёнка

Коллективный характер работы при разучивании, работе и исполнении произведений, общие цели и задачи, формирование сознательного отношения к делу и чувство ответственности перед своими товарищами, делают класс ансамбля увлекательной и эффективной формой учебно-воспитательного процесса.

Одним из активных средств, приобщения детей к музыкальной деятельности, являются народные инструменты. Музыкальные занятия с использованием народных инструментов проходят, как правило, на высоком творческом, эмоциональном и познавательном уровне. Игра на народных инструментах выступает как эффективное средство личностного раскрытия ребёнка, проявления и самовыражения его в творчестве. В то же время, народные инструменты, являющиеся носителями духовных ценностей и творческого потенциала народа, помогают в решении задач воспитания, бережного отношения к культуре своего народа.

Педагоги активно используют игру детей в оркестрах народных инструментов очень различных по своим звуковым характеристикам. Искристо-звонкие коробочки, трескучие рубели, эффективные трещетки, красочно расписные весёлые ложки и другие ударные инструменты оркестра являются ярким художественно-выразительным средством на начальном этапе музыкального воспитания детей, а так же подготавливают их к освоению более сложных народных (духовых, струнных) и других музыкальных инструментов.

Все инструменты изготавливаются с учётом возрастных и психолого-педагогических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также красочно декорированы (роспись, резьба, выжигание), что является не только стимулом к освоению этих инструментов, но и приносит детям радость от общения с красотой, воплощающей искусство русского народа.

С самых первых занятий ребёнок включается в активную музыкальную деятельность, получает мощный творческий импульс, направленный на его эмоционально-эстетическое и музыкальное развитие. Доступность народных инструментов, быстрота их освоения и универсальность в применении, эффективное воздействие на развитие детей в процессе музыкального воспитания, лёгкость организации ансамблевого исполнительства на этих инструментах приносит детям состояние радости, создают предпосылки для дальнейшего занятия музыкой. В процессе исполнительства на народных

инcтpyмeнтax coздaётcя блaгoпpиятный пcиxoлoгичecкий KmMaT, cпocoбcтвyющий pacкpытию дeтcкиx индивидyaльныx и кoллeктивныx Ka4ecTB, yчитывaютcя пpиpoдныe ocoбeннocти дeтeй pa3Horo Bo3pacTa, coздaётcя мexaнизм oбpaтнoй cвязи мeждy дeтьми и пeдaгoгoм, oбpaзoвывaeтcя paзвивaющaя cpeдa для пpoявлeния твopчecкoй aктивнocти дeтeй.

Использованная литература

1. К.Б. Холиков. Музыкальная педагогика и психология. Вестник науки и образования, 58-61

2. К.Б. Холиков. Неизбежность новой методологии музыкальной педагогике. Science and Education 4 (1), 529-535.

3. К.Б. Холиков. Детальный анализ музыкального произведения. Science and Education 4 (2), 1069-1075

4. К.Б. Холиков. Математический подход к построению музыки разные условия модели построения. Science and Education 4 (2), 1063-1068.

5. К.Б. Холиков. Особенность взаимосвязанности между преподавателем и учащимся ракурса музыки в различных образовательных учреждениях: детском саду, школе, вузе. Science and Education 4 (2), 1055-1062.

6. К.Б. Холиков. Нарастание педагогического процесса посредством тестирования на материале предмета в рамках специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 505-511.

7. KB Kholikov. Передовые формы организации педагогического процесса обучения по специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 519-524.

8. К.Б. Холиков. Психолого-социальная подготовка студентов. Социальный педагог в школе: методы работы. Science and Education 4 (3), 545-551.

9. К.Б. Холиков. Эволюция эстетики в условиях прогрессивный модели музыкальной культуры, из опыта работы КБ Холикова 30 школы г. Бухары Республики Узбекистан. Science and Education 4 (3), 491-496.

10. К.Б. Холиков. Перенос энергии основного голоса к другим голосам многоголосной музыки. Science and Education 3 (12), 607-612.

11. К.Б. Холиков. Локально-одномерные размеры, основа динамично развитого произведения музыки. Science and Education 3 (11), 1007-1014

12. К.Б. Холиков. Комил Буронович Холиков (2022). Теоретические основы определения механических свойств музыкальных и шумовых звуков при динамических воздействиях. Science and Education, 3 (4), 453-458.

13. К.Б. Холиков. Бемолли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари ва креативлиги. Science and Education 3 (10), 533-539.

14. К.Б. Холиков. Проблематика музыкальной эстетики как фактическая сторона повествования. Science and Education 3 (5), 1556-1561.

15. К.Б. Холиков. Проблема бытия традиционной музыки Узбекистана. Science and Education 3 (5), 1570-1576

16. К.Б. Холиков. Диезли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари. Science and Education 3 (9), 416-421.

17. К.Б. Холиков. Место творческой составляющей личности преподавателя музыки и её роль в обучении детей общеобразовательной школе. Science and education 3 (8), 145-150

18. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.

19. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Education 3 (5), 13261331.

20. К.Б. Холиков. Значение эстетического образования и воспитания в общеобразовательной школе. Science and Education 3 (5), 1549-1555

21. К.Б. Холиков. Содержание и сущность государственных требований к развитию детей младшего и дошкольного возраста Республики Узбекистан. Science and Education 3 (2), 1215-1220.

22. К.Б. Холиков. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1094-1100.

23. К.Б. Холиков. Методика обучения прослушке детей в садике. Science and Education 3 (2), 1096-1104.

24. К.Б. Холиков. Виды деятельности, используемые на уроках музыки в дошкольных организациях. Science and Education 3 (2), 1201-1207

25. К.Б. Холиков. Цели и задачи музыкального воспитания детей в детском саду. Science and Education 3 (2), 1221-1226

26. К.Б. Холиков. Взаимосвязь музыкального развития, между воспитанием и обучением детей дошкольного образования. Science and Education 3 (2), 1227-1232.

27. К.Б. Холиков. Направляющие основы методики для педагогов и студентов музыкально эстетическая развития детей в садике. Science and Education 3 (2), 1233-1239.

28. К.Б. Холиков. Звукообразование, вокально-хоровые навыки, дикция-совокупность правильного пения. Science and Education 3 (2), 1175-1180.

29. К.Б. Холиков. Педагогический процесс формирования в ДОО. Важность музыкального образования. Science and Education 3 (2), 1105-1111.

30. К.Б. Холиков. Компетенция и компетентностный подход в обучении детей дошкольного возраста. Science and Education 3 (2), 1208-1214.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.