Научная статья на тему 'Проблемы музыкально ритмического воспитания в школе'

Проблемы музыкально ритмического воспитания в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
эстетический вкус / темпо-ритмическое чувство / ритмика / творческая и танцевальная способность / фантазия / память

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эргаш Кенжаевич Джалилов

Комплекс физических упражнений и музыкального сопровождения. В занятиях ритмикой смысл музыки дети должны передать при помощи движений. Целью ритмики является воспитание у детей музыкального восприятия, улучшение двигательных навыков и общей двигательной подготовки, развитие ритмического чувства. Но не следует путать ритмику и хореографию. В первом случае нет речи о заучивании каких-либо танцевальных связок. Основной акцент делается на темпо-ритмическое чувство. Ритмика это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело. Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы музыкально ритмического воспитания в школе»

Проблемы музыкально - ритмического воспитания в

школе

Эргаш Кенжаевич Джалилов Узбекско-Финляндский педагогический институт

Аннотация: Комплекс физических упражнений и музыкального сопровождения. В занятиях ритмикой смысл музыки дети должны передать при помощи движений. Целью ритмики является воспитание у детей музыкального восприятия, улучшение двигательных навыков и общей двигательной подготовки, развитие ритмического чувства. Но не следует путать ритмику и хореографию. В первом случае нет речи о заучивании каких-либо танцевальных связок. Основной акцент делается на темпо-ритмическое чувство. Ритмика - это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело. Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения,

Ключевые слова: эстетический вкус, темпо-ритмическое чувство, ритмика, творческая и танцевальная способность, фантазия, память

Problems of musical and rhythmic education at school

Ergash Kenjayevich Jalilov Uzbek-Finland Pedagogical Institute

Abstract: A complex of physical exercises and musical accompaniment. In rhythmic lessons, children must convey the meaning of music with the help of movements. The purpose of rhythm is to educate children in musical perception, improve motor skills and general motor training, and develop a rhythmic sense. But one should not confuse rhythm and choreography. In the first case, there is no question of memorizing any dance sequences. The main emphasis is on the tempo-rhythmic feeling. Rhythms are dance exercises to music that teach you to feel the rhythm and harmoniously develop the body. Rhythm contributes to the proper physical development and strengthening of the child's body. Aesthetic taste, culture of behavior and communication develops,

Keywords: aesthetic taste, tempo-rhythmic feeling, rhythm, creative and dancing ability, fantasy, memory

Основной акцент делается на темпо-ритмическое чувство. Ритмика - это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело. Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.

В процессе занятий дети приучаются к сотворчеству, у них развиваются художественное воображение, ассоциативная память, творческие способности. Учащиеся осваивают также музыкально - танцевальную природу искусства, у них развиваются творческая инициатива, воображения, умение передать характер музыки и содержание образа движения.

На каждом этапе обучения дается материал по основным разделам:

1. Ритмика, музыкальное движение и развитие эмоциональной выразительности.

2. Основы классического танца.

3. Элементы историко-бытового танца

4. Эстрадный танец.

Методика обучения в своей основе опирается на достижения различных хореографических школ применительно к целям обучения хореографии в школе, где состав учащихся разнороден по способностям и уровню подготовки. Занятия проводятся один раз в неделю, это обусловлено особым вниманием к эффективности учебного процесса и выбору содержания данной программы.

Методика обучения в своей основе опирается на достижения различных хореографических школ применительно к целям обучения хореографии в школе, где состав учащихся разнороден по способностям и уровню подготовки. Занятия проводятся два раза в неделю, это обусловлено особым вниманием к эффективности учебного процесса и выбору содержания данной программы.

Программа сочетает тренировочные упражнения и танцевальные движения классического, народно-сценического, историко-бытового, бального, джаз - и эстрадного танцев, что способствует развитию танцевальности учащихся. Теоретические сведения по музыкальной грамоте истории хореографии преподносятся в процессе практических занятий.

Программа дает возможность преподавателю использовать танцевальные движения, при минимум. тренировочных упражнений, так как продолжительность урока составляет 40 минут. Вместе с тем в основе преподавания лежит профессиональная методика, без которой учащиеся не смогут получить необходимые навыки.

Ha^e, nepeHHoneHHBie pa3geHM, cBa3aHM Me^gy coöofi, ogHaKo Ka^gbifi H3 hhx HMeeT cboh KoHKpeTHbie 3aganu. nepBbfi pa3ge.n «PuTMHKa» npegycMaTpuBaeT 3HaKoMcTBo c э.пeмeнтaмн My3MKanbHofi rpaMoTM pa3BHTHa opнeнтaцнн h «MbimenHoro nyBcTBa», ^opMupoBaHue xygo^ecTBeHHo-TBopnecKHx cnocoÖHocrefi. B «BeK runoguHaMHH» pHTMHKa aB^aeTca gono.nHHTe.nbHbiM pe3epBoM gBHrare^bHofi aKTHBHocTH geTefi, hctohhhkom hx 3gopoBba, pagocTH, noBHmeHHH paöoTM cnocoÖHocTH, pa3pagKH yMcTBeHHoro h ncuxunecKoro Hanpa^eHHa, a c^egoBaTe^bHo, ogHHM H3 yc^oBHH hx ycnemHofi nogroToBKH k yneÖHofi h TpygoBofi geaTe^bHocTH. Pasge^ «PuTMHKa» paccHHTaH Ha 3 roga HananbHoro oöyneHHa. B ganbHefimeM puTMHnecKoe BocnHTaHue npoxoguT HenocpegcTBeHHo Ha э.пeмeнтax TaH^BanbHbix gBH^eHHfi b пpoцecce ypoKa xopeorpa^HH.

Cogep^aHue nporpaMMM gaeT Bo3Mo^HocTb yneHHKaM Ha coöcTBeHHofi npaKTHKe, conocraB^aa, cpaBHHBaa no^ynuTb tot 3anac 3HaHHfi, yMeHHfi h HaBMKoB, KoTopbie noMoryT hm b ganbHefimeM caMocToaTe^bHo pa3ÖupaTbca b ucKyccTBe xopeorpa^HH. Ochoboh nporpaMMM aB^aeTca penepTyap, KoTopbfi peKoMeHgyeTca g^a pa3yHHBaHua h ucno^HeHua He To^bKo Ha mKo^bHHx ypoKax, ho h npasgHHKax, KoHKypcax, кoнцepтax.

^aHHaa nporpaMMa npegno^araeT mupoKoe ucno^b3oBaHue MaTepuana no puTMHKe b oö^emKo^bHMx BHeKnaccHbix MeponpuaTHax. C этofi ^.nbro My3MKanbHofi h TaH^BanbHbifi Marepuan nporpaMMM Mo^eT ömtb ucno^b3oBaH b pa3^HHHMe MoMeHTM mKo^bHoro pe^HMa: Ha $H3KyHbTMHHyTKax, öo^bmux nepeMeHax, yTpeHHHKax, KoHKypcax, cMoTpax h gpyrux MeponpuaTuax эcтeтннecкoгo цнк^a.

ochobhmmh noKasaTe^aMH TaH^BanbHofi Ky^bTypbi h эcтeтннecкofi BocnHTaHHocTH mKo^bHHKoB, npomegmux Kypc oöyneHHa, mo^ho cHHTaTb: My3MKanbHocTb h BMpa3HTe^bHocTb, npaBguBocTb h ucKpeHHocTb b nepegane TaH^BanbHoro oöpasa, ö^aropogcTBo MaHepM ucno^HeHua, ocMMc^eHHoe oTHomeHue k тaнцy KaK xygo^ecraeHHoMy npou3BegeHHro, noHHMaHue egHHcTBa ^opMM h cogep^aHHa тaнцa.

HMea oöm,He npegcraB^eHHa o tom, hto TaKoe pHTMHKa, y^e mo^ho nepexoguTb k öo^ee geTanbHoMy pa3Öopy этнx 3aHaTHfi g^a geTefi M^agmero mKo^bHoro Bo3pacTa. r^aBHofi ^.nbro этнx 3aHaTHfi aB^aeTca ^opMupoBaHue cnocoÖHocTH BMpa^aTb cboh эмoцнн He To^bKo c noMorn,bro gBH^eHHfi, ho h mhmhkh, ^ecroB. Bo BpeMa phtmhkh ucno^b3yroTca ynpa^HeHHa, KoTopbie cocToaT H3 npocTMx TaH^BanbHbix gBH^eHHfi. B pHTMHKe g^a geTefi ucno^b3yroTca TaKHe $H3HnecKHe ynpa^HeHHa, KaK xogböa, öer, npbmKH, BMno^HeHue 3agaHHfi c npegMeTaMH - ohh Hy^HM g^a pa3BHTHa oörn,epa3BHBarom,Hx gBH^eHHfi. TaK^e Ba^Ho bo BpeMa puTMHHecKHx ypoKoB ucno^b3oBaTb э^eмeнт urpb - TaKHM oöpa3oM, y negarora no^yHHTca noggep^HBaTb HHTepec geTefi h pa3BHTb coцнaпbнo-po^eвмe HaBMKH.

Вo вpeмя pитмики ocoбoe внимaниe yдeляeтcя yмeнию влaдeть тeлoм, фopмиpoвaнию пpaвильнoй ocaнки и кoopдинaции, paзвитию гибкocти и плaвнocти движeний. Кoнeчнo, глaвнoe - пoдoбpaть нyжнoe звyкoвoe coпpoвoждeниe. ^этому музыга для pитмики тpeбyeт тщaтeльнoгo пoдбopa, пoтoмy чтo нe вce пpoизвeдeния пoдoйдyт для дaнныx зaнятий. Нeoбxoдимo пoдбиpaть paзличныe мeлoдии, в том чиоге и c точки зpeния иcпoлнeния. ^earn^m бyдeт coчeтaниe зaпиcи пecни и "живoгo" aккoмпaниpoвaния. Мyзыкaльныe инcтpyмeнты тaкжe пoмoгaют фopмиpoвaнию мeлкoй мoтopики, paзвитию мyзыкaльнoгo ^yxa и пpaвильнoгo дь^ния. Мeлoдии дoлжны тaкжe oтличaтьcя пo cвoeмy тeмпy и pитмy. И нe ешит зaбывaть o тoм, чтo пoдбиpaть мyзыкaльнoe coпpoвoждeниe нyжнo c yчeтoм вoзpacтнoй кaтeгopии yчaщиxcя -чeм cтapшe дeтки, тeм cлoжнee мoгyт быть мeлoдии.

Нe тoлькo в дeтcкoм caдy в пpoцecc oбyчeния включeны мyзыкaльнo-двигaтeльныe зaнятия. Cyщecтвyeт пpoгpaммa пo pитмикe для 1 raacca, ee цeлью являeтcя вocпитaниe эcтeтичecкoгo вocпpиятия, yвaжитeльнoгo oтнoшeния и paзвитиe гapмoничнoй личнocти в цeлoм. Cocтaвляeтcя пpoгpaммa в cooтвeтcтвии c тpeбyeмыми cтaндapтaми, a coдepжaниe зaнятий плaниpyeтcя c yчeтoм ocoбeннocтeй raacca. Чтo тaкoe pитмикa в штге? Cтpyктypa зaнятий yжe нeмнoгo ycлoжняeтcя пo cpaвнeнию c дeтcким caдoм. Учитeль cтapaeтcя пpиoбщить дeтeй к нapoднoй кyльтype, cтaвит пpocтыe cюжeтныe игpы, кoтopыe фopмиpyют в дeтяx пaтpиoтизм и нpaвcтвeнныe цeннocти. Вce тeмы для ypoкoв изyчaютcя пocтeпeннo в тeчeниe вceгo yчeбнoгo гoдa. В ocнoвe пpoгpaммы лeжит кoмплeкcный пoдxoд в мeтoдикe пpeпoдaвaния и пpoвeдeния ypoкoв pитмики. Мyзыкaльнo-двигaтeльныe yпpaжнeния oтличaютcя гибкocтью, т.e. oни cпocoбны coчeтaтьcя c дpyгими диcциплинaми, чтобы paccмoтpeть вce acпeкты гpyппы yчaщиxcя oпpeдeлeннoгo вoзpacтa.

Для тoгo чтобы зaнятия были эффeктивными и ^и^одли пoльзy дeтям, нeoбxoдимo coздaть кoмфopтныe ycлoвия. Ecли ypoки opгaнизoвaны пpaвильнo, peбeнoк cтaнoвитcя эмoциoнaльнo ycтoйчивee, зacтeнчивыe peбятa cтaнoвятcя бoлee oткpытыми, зaмeтнo yлyчшaeтcя двигaтeльнaя cфepa. Oчeнь вaжнo, чтoбы нa зaнятияx peбeнoк чyвcтвoвaл ceбя кoмфopтнo, y нeгo былo дoвepитeльнoe и yвaжитeльнoe oтнoшeниe к пeдaгoгy. Для этoгo нyжнo coблюдaть cлeдyющиe peкoмeндaции:

пpaвильнoe мyзыкaльнoe coпpoвoждeниe; зaнятия пpoвoдятcя в игpoвoй фopмe; нyжнo пpиcлyшивaтьcя к пoжeлaниям дeтeй; взpocлый дoлжeн paзpeшaть peбятaм пpoявлять cвoи эмoции; зaмeчaния нyжнo дeлaть cпoкoйным тoнoм и пoяcнять, что имeннo peбeнoк cдeлaл нe тaк;

nocTeneHHo ycлoжнять 3a^TM.

PrnMrna пoзвoляeт дeтям BbinnecHyTb cвoю энepгию и дaeт зapяд пoлoжитeльныx эмoций. nocTeneHHo pитмичecкиe ypoKM пoмoгaют cфopмиpoвaть музыквдьный BKyc, pe6eHoK ycвaивaeт бaзoвыe тaнцeвaльныe элeмeнты. Для дeтeй c нapyшeниями peчи oco6eHHo вaжнoй являeтcя вoзмoжнocть фopмиpoвaния пpaвильнoй тeмпo-pитмичecкoй CTopoHbi peчи. Bo вpeмя зaнятий дeти тaкжe MoryT pasy4rnb нeбoльшиe neceHKM в игpoвoй фopмe. 4acTo pитмичecкиe зaнятия пpoвoдятcя KaK физминутки. 3to oco6eHHo пoлeзнo для yчaщиxcя нaчaльнoй шгалы, noToMy что им вaжнo дaвaть вoзмoжнocть BbinnecHyTb энepгию, bo вpeмя тaкиx зaнятий и^ы пpoxoдят opгaнизoвaннo. Pитмикa это - He npocro движeниe ^д музыку, ho y этиx движeний дoлжнa быть пeдaгoгичecкaя цeль, чтобы 3a^Tm были эффeктивными и ^ишотли пoльзy дeтям.

Использованная литература

1. Болта-Зода, С. С. (2022). Об эффектном влияние теории, в создании музыкального произведения. Science and Education, 3(12), 864-870.

2. Болта-Зода, С. С. (2022). Использования метода кластер в теории музыки. Science and Education, 3(12), 829-836.

3. Болта-Зода, С. С. (2022). Теоретические основы построения музыки. Science and Education, 3(12), 844-850.

4. Болта-Зода, С. С. (2022). Повышение или понижение основных ступеней, знаки альтерации. Science and Education, 3(12), 878-884.

5. Болта-Зода, С. С. (2022). Полифонический кондукт к строфической форме в музыке. Science and Education, 3(12), 837-843.

6. Саидий, С. Б. (2022). Сложный принцип формообразования в изоритмическом сложений музыки. Science and Education, 3(11), 962-969.

7. Болта-Зода, С. С. (2022). Основные направления возбуждения мелкой моторики по направление музыки. Science and Education, 3(10), 582-590.

8. Болта-Зода, С. С. (2023). Модуляционные эффекты музыкального произведения. Science and Education, 4(1), 563-569.

9. Болта-Зода, С. С. (2023). Теория магнитных эффектов других голосов многоголосной музыки. Science and Education, 4(1), 577-582.

10. Болта-Зода, С. С. (2022). Взаимодействие теории и гармонии музыки. Science and Education, 3(12), 851-856.

11. Болта-Зода, С. С. (2023). Особенности эффекта системы тяготения аккордов в музыке. Science and Education, 4(1), 590-596.

12. Болта-Зода, С. С. (2023). Взаимное влияние тоники, субдоминанты и доминанты. Science and Education, 4(1), 570-576.

13. Болтазода, С. С. (2023). Механизмы формирования культуры почитания человеческих ценностей у старшеклассников на основе фольклора в хоре. Science and Education, 4(2), 1386-1391.

14. Ропиева, Д. А., & Болтазода, С. С. (2023). Технологии формирования и развития вокально-хорового навыка студентов через народные песни. Science and Education, 4(2), 1330-1336.

15. К.Б. Холиков. Музыкальная педагогика и психология. Вестник науки и образования, 58-61

16. К.Б. Холиков. Неизбежность новой методологии музыкальной педагогике. Science and Education 4 (1), 529-535.

17. К.Б. Холиков. Детальный анализ музыкального произведения. Science and Education 4 (2), 1069-1075

18. К.Б. Холиков. Математический подход к построению музыки разные условия модели построения. Science and Education 4 (2), 1063-1068.

19. К.Б. Холиков. Нарастание педагогического процесса посредством тестирования на материале предмета в рамках специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 505-511.

20. KB Kholikov. Передовые формы организации педагогического процесса обучения по специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 519-524.

21. К.Б. Холиков. Психолого-социальная подготовка студентов. Социальный педагог в школе: методы работы. Science and Education 4 (3), 545551.

22. К.Б. Холиков. Эволюция эстетики в условиях прогрессивный модели музыкальной культуры, из опыта работы КБ Холикова 30 школы г. Бухары Республики Узбекистан. Science and Education 4 (3), 491-496.

23. К.Б. Холиков. Перенос энергии основного голоса к другим голосам многоголосной музыки. Science and Education 3 (12), 607-612.

24. К.Б. Холиков. Локально-одномерные размеры, основа динамично развитого произведения музыки. Science and Education 3 (11), 1007-1014

25. К.Б. Холиков. Проблематика музыкальной эстетики как фактическая сторона повествования. Science and Education 3 (5), 1556-1561.

26. К.Б. Холиков. Место творческой составляющей личности преподавателя музыки и её роль в обучении детей общеобразовательной школе. Science and education 3 (8), 145-150

27. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.

28. К.Б. Холиков. Значение эстетического образования и воспитания в общеобразовательной школе. Science and Education 3 (5), 1549-1555

29. Холиков, К. Б. (2022). Музыка как релаксатор в работе мозга и ракурс ресурсов для решения музыкальных задач. Science and Education, 3(3), 1026-1031.

30. Холиков, К. Б. (2022). Роль педагогических принципов метода моделирования, синтеза знаний при моделировании музыкальных систем. Science and Education, 3(3), 1032-1037.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.