Научная статья на тему 'Художественно-педагогическое общение как средство формирования музыкальной мотивации школьников'

Художественно-педагогическое общение как средство формирования музыкальной мотивации школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
школа / художественно педагогическое общение / культура личности школьника / средство формирования / музыкальная мотивация школьников

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шахризода Хусен Кизы Усманова

Школа сегодня ставит своей целью сформировать базовую культуру личности школьника, где приоритет отдается не только информационной и технической культуре, но и овладению основами эстетической музыкальной культуры, которая закладывается в процессе занятий музыкой и общения школьников с учителем и самой музыкой. Для учителя музыки общение многогранная, широкая форма взаимодействия: это и общение с музыкой, через музыку с учащимися с целью постижения музыки, раскрытия художественного образа в музыкальном произведении. Проблема художественно педагогического общения, влияния педагога на развитие личности и межличностных отношений школьников актуальна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественно-педагогическое общение как средство формирования музыкальной мотивации школьников»

Художественно-педагогическое общение как средство формирования музыкальной мотивации школьников

Шахризода Хусен кизы Усманова Наваинский педагогический институт

Аннотация: Школа сегодня ставит своей целью сформировать базовую культуру личности школьника, где приоритет отдается не только информационной и технической культуре, но и овладению основами эстетической музыкальной культуры, которая закладывается в процессе занятий музыкой и общения школьников с учителем и самой музыкой. Для учителя музыки общение - многогранная, широкая форма взаимодействия: это и общение с музыкой, через музыку с учащимися с целью постижения музыки, раскрытия художественного образа в музыкальном произведении. Проблема художественно - педагогического общения, влияния педагога на развитие личности и межличностных отношений школьников актуальна.

Ключевые слова: школа, художественно - педагогическое общение, культура личности школьника, средство формирования, музыкальная мотивация школьников

Artistic and pedagogical communication as a means of forming the musical motivation of schoolchildren

Shahrizoda Xusen kizi Usmanova Navai Pedagogical Institute

Abstract: The school today aims to form a basic culture of the student's personality, where priority is given not only to information and technical culture, but also to mastering the basics of aesthetic musical culture, which is laid in the process of music lessons and communication between schoolchildren with a teacher and music itself. For a music teacher, communication is a multifaceted, broad form of interaction: it is communication with music, through music with students in order to comprehend music, to reveal the artistic image in a piece of music. The problem of artistic and pedagogical communication, the influence of the teacher on the development of the personality and interpersonal relations of schoolchildren is relevant.

Keywords: school, artistic and pedagogical communication, culture of the student's personality, means of formation, musical motivation of schoolchildren

Педагогическое общение как творческий процесс. Виды деятельности -игровая, познавательная, трудовая, художественная, творческая, спортивная -осуществляются в определенной системе отношений с другими людьми. Воспитывая творческую личность, мы воспитываем чувство ответственности человека перед своим даром и понимание того, что он живет среди людей.

Состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации и гуманитаризация обучения. Этот процесс проявляется, прежде всего, в установлении субъектно-субъектных отношений, т.е. ученик рассматривается не как объект для педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями и т.д. Общение между учеником и учителем мы рассматриваем не только как взаимодействие, но и как взаимовлияние друг на друга.

Музыка, как и многие другие виды искусства, имеющие в своей основе владение тонкими технологиями, передается от одного поколения к другому при помощи учителя.

В настоящее время предметом пристального внимания музыкальной науки и практики становится проблема общения как проблема воспитания культуры чувств, умения понимать состояние и мысли друг друга, умения откликаться на переживания другого человека, стремления разделить с ним радость и горе. Для учителя музыки общение - многогранная, широкая форма взаимодействия: это и общение с музыкой, через музыку с учащимися с целью постижения музыки, раскрытия художественного образа в музыкальном произведении. Проблема художественно - педагогического общения, влияния педагога на развитие личности и межличностных отношений школьников актуальна. Совершенствования образовательно-воспитательной практики актуализируется потребность в учителе-воспитателе как личности творческой, способной к продуктивному общению с подрастающим поколением, адаптированной к интеллектуальным профессионально-значимым запросам личности. Педагогическое общение - целостная система социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащее в себе обмен информацией, воспитательное воздействие и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.

В системе учитель-ученик межличностные отношения в общении играют основную роль в решении задач обучения, воспитания и развития. Образно говоря, труд учителя это - общение с детьми на заданную тему. И, очевидно, что оно достигает хороших результатов только в том случае, если школьники (класс) и педагог находятся в оптимальных для совместной деятельности состояниях. В процессе общения происходит направленное и ненаправленное личностное взаимовлияние, которое может быть как позитивным, так и

HeraruBHbiM, KaK BepöanbHbiM, TaK h HeBepöanbHbiM h ocyrn,ecTB.naTbca Hepe3 BHymeHue, yöe^geHHe, 3apa^eHHe h nogpa^aHHe. 3th yc.noBHa aB^aroTca npegnocbmKofi Bo3HHKHoBeHHa öhh3khx h^h aHanoruHHbix ncuxunecKHx cocroaHufi. H3MeHeHue ncuxunecKoro cocroaHHa ynHTe^a npHBogHT K H3MeHeHHro cocroaHufi Bcero Kracca. H HaoöopoT.

nocKOHbKy npenogaBaHue My3biKH aB^aeTca cyryöo TBopnecKofi gea-Te^bHocTbro, ee cneцн$ннecкнмн KOMnoHeHTaMH aB^aroTca: My3biKanbHbie cnocoÖHOCTH, xygo^ecTBeHHO negarorunecKue cnocoöHocTH, xygo^ecraeHHo-KOMMyHHKaTHBHMe yMeHHa, ucno^HHTe^bcKHH apTHcTH3M, HaBbiKH ннтepnpeтaцнн, cnocoÖHocTb K co3gaHHro TBopnecKofi aTMoc^epbi, xygo^ecraeHHoe Booöpa^eHHe h ^aHTasua.

Ocoöyro po^b b cogep^aHHH negarorunecKoro MacTepcTBa urpaeT negarorunecKoe oörn,eHHe, cucreMa KoMMyHHKaTHBHbix yMeHHfi ynrnena hhh, HHane, «npo^eccuoHanbHoe oörn,eHHe npenogaBare^a c ynam,HMHca Ha ypoKe h BHe ero, HMerorn.ee onpege.röHHbie negarorunecKue ^yH^HH h HanpaB^eHHoe Ha co3gaHue ö-raronpuaTHoro ncuxo^orunecKoro K^HMara, a TaK^e Ha gpyroro poga «onтнмнзaцнro» yneÖHofi geaTe^bHocra h oraomeHHÖ Me^gy negaroroM, yna-rnUMuca h BHyTpu yneHHnecKoro mmeKTHBa».

negarorunecKoe oörn,eHHe b oöyneHHH h BocnuTaHHH c^y^HT HHcTpyMeHToM Bo3geficTBHa Ha ^HHHocTb oöynaeMoro. KpoMe oöbiHHbix ^yH^ufi, cneцн$нкa negarorunecKoro oörn,eHHa nopo^gaeT ern,e ogHy ^yH^uro coцнaпbнo-ncuxo^orunecKoro oöecneneHHa BocnHTare^bHoro npoцecca, opraHH3aropcKyro ^yH^uro B3aHMooTHomeHHH negarora c BocnmyeMbiMH h BbicTynaeT KaK cpegcTBo pemeHHa yneÖHbix 3agan.

B hhc^o Hauöo^ee c^o^hmx 3agaH, Bcraromux nepeg negaroroM, BxogHT opгaннзaцнa npogyKTHBHoro oörn,eHHa, npegno^araro^aa Hanunue BbicoKoro ypoBHa pa3BHTHa KoMMyHHKaTHBHbix yMeHHfi. H oneHb Ba^Ho TaK opraHH3oBaTb oö^eHue c geTbMH, htoöm этoт HenoBTopuMMfi npoцecc coeroa^ca. Ba^Hyro porn 3gecb urpaeT cru^b oörn,eHHa.

nocm^bKy Ha ypoKe My3MKH npeoö^agaroT Ko^neKTHBHMe $opMM oörn,eHHa, Ba^Ho 3HaTb cocTaB Kracca, ero My3MKanbHo-TBopnecKHe noтeнцнaпм, cucreMy B3aHMooTHomeHHH, ncuxo^orunecKue h npe^ge Bcero ^HHocTHbie ocoöeHHocTH ynarnuxca, B^Harornue Ha э$$eктнвнocтb coBMecraofi geaTe^bHocTH.

B ^roöofi MoMeHT ypoKa My3MKH negaror go^^eH oöecneHHBarb onTHManbHMÖ ncuxo^orunecKHH KHHMaT, cTHMy^Hpyromufi paöoTy BHHMaHHa, naMaTH, TBopnecKoro My3MKanbHoro MHmneHua, Bocnpuarua, co3garorn,HÖ ö^aronpuaTHyro эмoцнoнaпbнyro amoc^epy. YnpaB^eHue oörn,eHHeM npegno^araeT h ern,e ogHH Ba^HHH KoMnoHeHT, cBa3aHHMfi c npoцeccaмн KoHTaKTa. C ogHofi ctopohm, g^a Toro htoöm ynpaB^aTb oörn,eHHeM, npenogaBaTe^b go^^eH MacTepcKH B^ageTb

cрeдcтвaми ycтaнoвлeния и пoддeржaния KoHTaKTa. C другой ctopohbi, oh дoлжeн o6y4aTb cBorn yчeникoв приeмaм KoHTaKTa, oпрeдeлeнньш KoMMy-ни^т^^т cтeрeoтипaм.

Cпeцифичecким языкoм музьжи являютcя звyки, oргaнизoвaнныe в OTereMy лaдoвыx и мeтрoритмичecкиx cooтнoшeний. Идeйнo-эмoциoнaльнoe coдeржaниe музыхи рeaлизyeтcя в мeлoдии. 3to глaвный вeдyщий KoMnoHeHT My3biKanbHoro прoизвeдeния, ot вырaзитeльнocти, ecтecтвeннocти и 6oraTcTBa мeлoдии зaвиcит жизнeннaя дocтoвeрнocть мyзыкaльнoro o6pasa. Мyзыкaльный o6pa3 - это xyдoжecтвeннo-звyкoвoe вocпрoизвeдeниe явлeний дeйcтвитeльнocти, рacкрывaюш,иxcя в TeMe мyзыкaльнoro прoизвeдeния, yглyблeннoe и дoпoлнeннoe в npo^cce рэзвития cюжeтa. Вaжным cрeдcтвoм Bbipa3rn^bHocra мyзыкaльнoro языга являeтcя гaрмoния и интoнaция. Гaрмoния - зaкoнoмeрнoe oбъeдинeниe coглacyющиxcя мyзыкaльныx тoнoв в шзвучии. Интoнaциoннaя oKpacKa мeлoдии o4eHb вырaзитeльнo мoжeт пeрeдaть рaзличныe oттeнки чувств: рaдocти и cтрaдaния, лиричecкoй припoднятocти или тoржecтвeннocти. Oпрeдeлeнныe эмoции вызывaютcя oпрeдeлeнными звyкoвыми cooтнoшeниями рaзличнoй cтeпeни выcoты и длитeльнocти, зaвиcящими ot TeM6pa, TeMna, ритмa. KaK и интoнaция, ритм, TeMn MoryT вырaзить cтрeмитeльнoe движeниe, пoкoй или вoзбyждeниe. Cпeцифичecким для мyзыки являeтcя вырaжeниe в мyзыкaльныx oбрaзax чyвcтв и мыcлeй кoмпoзитoрa, нaвeянныx oкрyжaющим ero мирoм.

Использованная литература

1. Гаффорова, Ж. Р. К., & Болтазода, С. С. (2023). Выстраивание музыкального образования учащихся в условиях работы музыкального ансамбля и игра на инструменте дутаре в школе. Science and Education, 4(2), 1211-1217.

2. Кувватова, Н. Б. К,., & Болтазода, С. С. (2023). Современные методы работы с детьми, не имеющими музыкального образования. Science and Education, 4(2), 1248-1255.

3. Арзикулов, К. К. У., & Болтазода, С. С. (2023). Интерактивные методы формирования музыкальных знаний детей в МТЦ на основе национального эстрадного исполнительства. Science and Education, 4(2), 1198-1204.

4. Русташв, А. Р. У., & Болтазода, С. С. (2023). Музыка в системе образования, методы и приёмы занятий по фортепиано, обогащения передовым зарубежным опыи^. Science and Education, 4(2), 1340-1347.

5. Бекназаров, А. С., & Болтазода, С. С. (2023). Вокальная деятельность педагога музыканта в детском школьном хоровом коллективе. Science and Education, 4(2), 1205-1210.

6. Ибрагимов, У. С., & Болтазода, С. С. (2023). Современные методы формирования техники исполнения студентов на занятиях. Science and Education, 4(2), 1234-1239.

7. Умарова, М. Б., & Болтазода, С. С. (2023). Репетиция основа механического формирования вокальных данных. Science and Education, 4(2), 1370-1376.

8. Болта-Зода, С. С. (2023). Модуляционные эффекты музыкального произведения. Science and Education, 4(1), 563-569.

9. Болта-Зода, С. С. (2023). Теория магнитных эффектов других голосов многоголосной музыки. Science and Education, 4(1), 577-582.

10. Болта-Зода, С. С. (2023). Оценка качества педагогического мастерство, в проведения занятий сольфеджио в ВУЗах. Science and Education, 4(1), 604-610.

11. Болта-Зода, С. С. (2023). Особенности эффекта системы тяготения аккордов в музыке. Science and Education, 4(1), 590-596.

12. Болта-Зода, С. С. (2023). Взаимное влияние тоники, субдоминанты и доминанты. Science and Education, 4(1), 570-576.

13. Болтазода, С. С. (2023). Механизмы формирования культуры почитания человеческих ценностей у старшеклассников на основе фольклора в хоре. Science and Education, 4(2), 1386-1391.

14. Ропиева, Д. А., & Болтазода, С. С. (2023). Технологии формирования и развития вокально-хорового навыка студентов через народные песни. Science and Education, 4(2), 1330-1336.

15. К.Б. Холиков. Проблема бытия традиционной музыки Узбекистана. Science and Education 3 (5), 1570-1576

16. К.Б. Холиков. Диезли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг ошикал усуллари. Science and Education 3 (9), 416-421.

17. К.Б. Холиков. Место творческой составляющей личности преподавателя музыки и её роль в обучении детей общеобразовательной школе. Science and education 3 (8), 145-150

18. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.

19. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Education 3 (5), 13261331.

20. К.Б. Холиков. Значение эстетического образования и воспитания в общеобразовательной школе. Science and Education 3 (5), 1549-1555

21. К.Б. Холиков. Содержание и сущность государственных требований к развитию детей младшего и дошкольного возраста Республики Узбекистан. Science and Education 3 (2), 1215-1220.

22. К.Б. Холиков. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1094-1100.

23. К.Б. Холиков. Методика обучения прослушке детей в садике. Science and Education 3 (2), 1096-1104.

24. К.Б. Холиков. Виды деятельности, используемые на уроках музыки в дошкольных организациях. Science and Education 3 (2), 1201-1207

25. К.Б. Холиков. Цели и задачи музыкального воспитания детей в детском саду. Science and Education 3 (2), 1221-1226

26. К.Б. Холиков. Взаимосвязь музыкального развития, между воспитанием и обучением детей дошкольного образования. Science and Education 3 (2), 1227-1232.

27. К.Б. Холиков. Направляющие основы методики для педагогов и студентов музыкально эстетическая развития детей в садике. Science and Education 3 (2), 1233-1239.

28. К.Б. Холиков. Звукообразование, вокально-хоровые навыки, дикция— совокупность правильного пения. Science and Education 3 (2), 1175-1180.

29. К.Б. Холиков. Педагогический процесс формирования в ДОО. Важность музыкального образования. Science and Education 3 (2), 1105-1111.

30. К.Б. Холиков. Компетенция и компетентностный подход в обучении детей дошкольного возраста. Science and Education 3 (2), 1208-1214.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.