Научная статья на тему 'Выстраивание музыкального образования учащихся в условиях работы музыкального ансамбля в школе'

Выстраивание музыкального образования учащихся в условиях работы музыкального ансамбля в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
содержание музыки / мысль композитора / музыкальный образ / идейно-эмоциональное содержание музыки / музыкальный ансамбль

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Отабек Олимович Файзиев

Специфическим языком музыки являются звуки, организованные в систему ладовых и метроритмических соотношений. Идейноэмоциональное содержание музыки реализуется в мелодии. Это главный ведущий компонент музыкального произведения, от выразительности, естественности и богатства мелодии зависит жизненная достоверность музыкального образа. Определенные эмоции вызываются определенными звуковыми соотношениями различной степени высоты и длительности, зависящими от тембра, темпа, ритма. Как и интонация, ритм, темп могут выразить стремительное движение, покой или возбуждение. Специфическим для музыки является выражение в музыкальных образах чувств и мыслей композитора, навеянных окружающим его миром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выстраивание музыкального образования учащихся в условиях работы музыкального ансамбля в школе»

Выстраивание музыкального образования учащихся в условиях работы музыкального ансамбля в школе

Отабек Олимович Файзиев Наваинский государственный университет

Аннотация: Специфическим языком музыки являются звуки, организованные в систему ладовых и метроритмических соотношений. Идейно-эмоциональное содержание музыки реализуется в мелодии. Это главный ведущий компонент музыкального произведения, от выразительности, естественности и богатства мелодии зависит жизненная достоверность музыкального образа. Определенные эмоции вызываются определенными звуковыми соотношениями различной степени высоты и длительности, зависящими от тембра, темпа, ритма. Как и интонация, ритм, темп могут выразить стремительное движение, покой или возбуждение. Специфическим для музыки является выражение в музыкальных образах чувств и мыслей композитора, навеянных окружающим его миром.

Ключевые слова: содержание музыки, мысль композитора, музыкальный образ, идейно-эмоциональное содержание музыки, музыкальный ансамбль

Building music education for students in the conditions of the

work of the musical ensemble

Otabek Olimovich Fayziev Navai State University

Abstract: The specific language of music is sounds organized into a system of modal and metro rhythmic ratios. The ideological and emotional content of music is realized in the melody. This is the main leading component of a musical work; the life authenticity of the musical image depends on the expressiveness, naturalness and richness of the melody. Certain emotions are evoked by certain sound ratios of varying degrees of height and duration, depending on the timbre, tempo, and rhythm. Like intonation, rhythm, tempo can express rapid movement, peace or excitement. Specific for music is the expression in musical images of the feelings and thoughts of the composer, inspired by the world around him.

Keywords: content of music, thought of the composer, musical image, ideological and emotional content of music, musical ensemble

Коллективное исполнительство на русских музыкальных инструментах предполагает занятия с учащимися в различных по составу и количеству ансамблях. Ансамблевое исполнительство, будущих педагогов музыкантов, музыкальное произведение, фортепианный ансамбль, ансамбль дойристов, будущий учитель музыки, ансамблевая игра, класс, процесс обучения, произведение, развивающее обучение. Ансамбль имеет большое значение для разностороннего музыкального воспитания учащегося, поэтому в учебный план школ искусств в дополнение к дисциплине "Специальный музыкальный инструмент. Баян, аккордеон" был введён предмет "Ансамбль аккордеонистов, баянистов", "ансамбль балалаечников, домристов и оркестр узбекских народных инструментов". Как показала практика, занятия в различных ансамблях нравятся всем учащимся без исключения.

Известно, что ансамблевая игра значительно расширяет музыкальный кругозор учащегося, развивает такие качества, необходимые музыканту, как умение слушать не только собственное исполнение, но и партнёра, общее звучание всей музыкальной ткани пьесы; воспитывает умение увлечь своим замыслом товарища, а когда это необходимо подчиниться его воле; активизирует фантазию и творческое начало, заостряет ощущение звукового колорита; повышает чувство долга и ответственности за знание своей партии, ибо совместное исполнительство требует свободного владения текстом, прививает учащимся чувство товарищества.

Особенностью ансамблевого музицирования является воспитание чувства ответственности учащихся за качество освоения собственной партии, достижения исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения.

К основным ансамблевым навыкам можно отнести "чувство партнёра", умение слушать солиста или группу солистов, и помогать им в воплощении исполнительских намерений, навыки самоконтроля и самооценки собственных и коллективных игровых действий.

Одинаковые ощущения характера и темпа произведения, соответствие приёмов звукоизвлечения - именно эти требования являются важнейшими для совместной игры. Игра в ансамбле требует от учащихся так же умения передавать партнёру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом музыкальной ткани.

Воспитанием навыков ансамблевого музицирования необходимо заниматься на протяжении всего времени обучения в музыкальной школе или школе искусств. Освоение первоначальных навыков игры в ансамбле

npoucxoguT c nepBMx maroB oöyneHHa b HHcTpyMeHTantHoM Kracce. B Hanane -этo aHcaMÖ^t yneHHKa h negarora, Korga yneHHK Hcno.maeT Me^oguro, a negaror aKKoMnaHupyeT, 3aTeM napTHaMH MeHaroTca: npocrefimufi aKKoMnaHeMeHT nopynaeTca caMoMy yneHHKy g.na Toro, htoöm HayHHTt ero ruÖKo conpoBo^gart Me^oguro, Hcno.maeMyro negaroroM. B npo^cce TaKofi paöoTM yneHHK npuoöpeTaeT nepBoHanantHtie aHcaMÖ^eBtie HaBMKH "co^HpoBaHHa", Korga Hy^Ho apne BMaBHTt cBoro napTHro h "aKKoMnaHupoBaHHa" - yMeHue otohth Ha BTopofi n^aH pagu eguHoro ^.noro. PenepTyap g.na TaKHx aHcaMÖ^efi negaror Mo^eT HafiTH noHTH b Ka^goM hothom cöopHHKe.

npucTynaa k paöoTe Hag aHcaMÖ^eM, negaror go^^eH, npe^ge Bcero, paccKa3aTt o6 ucno^HaeMoM npou3BegeHHH, gaTt ynam,HMca oörn,ee npegcTaB^eHue o xapaKTepe ero My3MKantHoro cogep^aHHa, $opMe, o 3HaneHHH h ^yH^HH Ka^gofi napTHH, no3HaKoMHTt c aBTopoM.

B Hanane, c Ka^gtiM ynacTHHKoM aHcaMÖ^a Hy^Ho npofiTH ero napTHro. npu paöoTe Hag aHcaMÖ^eBMM ucno^HeHueM, negarory HeoöxogHMo oöpaTHTt BHHMaHue Ha to, htoöm acHo npoc^ymuBanact ocHoBHaa Me.rogHHecKaa ^HHua, htoöm ^aKTypa He 3araymana Me^oguro, a öac c^y^u^ xopomefi MeTpopuTMHHecKofi ocHoBofi. OneHt Ba^Ho onpege^HTt npaBH^tHMfi TeMn aHcaMÖ^eBoro npou3BegeHua, Trn,aTe^bHo oTpaöoTaTt Bce yKa3aHHMe b TeKcTe 3aMeg^eHua h ycKopeHHa TeMna. KaK npaBH.no, BceMH oTKnoHeHHaMH TeMna "pyKoBoguT" yneHHK h^h rpynna yneHHKoB, Hcno^Haromux nepByro napTHro.

Bce H3BecTHMe cöopHHKH ntec gga aHcaMÖ^efi agpecoBaHM ynam,HMca y^e oö^agaro^HMH BceMH HeoöxogHMMMH yMeHHaMH h HaBMKaMH, o kotopmx roBopu^oct BMme. Ho npaKTHKa noKa3ana, hto yHHTt urpaTt BgBoeM Hy^Ho HaHHHaTt c caMMx nepBMx maroB oöyneHHa urpe Ha tom h^h hhom HHcTpyMeHTe. Пoэтoмy Ha ypoKax mm ucno^HaeM npou3BegeHHa, npegHa3HaneHHMe gyэтy yHHTe^t-yneHHK, a Ha 3aHaTHax мyзнцнpoвaннa - npou3BegeHHa g^a yneHHKoB.

^^a nepBoK^accHHKoB, He oö-ragarornux HeoöxogHMMMH Hcno^HHTe^tcKHMH HaBMKaMH, npoBogaTca 3aHaTHa b urpoBofi $opMe, rge oöa peöeHKa hhh rpynna geTefi BMecTe, gon^HM BMnonHaTt 3agaHHa, 3aTeM puTMHHecKue ynpa^HeHHa, HanpuMep, nporoBapuBaa c^oBa neceHKH, npox^onaTt phtm; nporoBapuBaa c^oBa, npomaraTt; maraTt h x^onaTt phtm. TaKHe 3agaHHa mo^ho BaptupoBaTt: kto-to maraeT, kto-to npox^onMBaeT c^oBa neceHKH h T.n.

HayHHBmuMca H3B^eKaTt 3ByKH, npeg^araroTca 3agaHHa-urpM b yHucoH, Bonpoc-oTBeT h T.g., hto Mo^eT npugyMaTt negaror g^a HHTepecHoro h yB^eKaTe^tHoro xoga ypoKa. TaK KaK g^a TaKHx ManeHtKHx ynarnuxca HeT HeoöxogHMoro penepTyapa, noMo^eT yMeHHe negarora nepe^o^HTt ^roöoe npou3BegeHue Ha aHcaMÖ^t. MaTepuan mo^ho öpaTt H3 cöophhkob no co^t^eg^uo, nocoöua g^a nogroToBHTe^tHMx oTge^eHHfi ^Mffl "Moh nepBMe

нотки" Марианны Крыловой. Ведь именно на начальном этапе ставится задача добиться заинтересованности, восприимчивости, творческой активности, вовремя и правильно развивать музыкальные задатки ребёнка

Коллективный характер работы при разучивании, работе и исполнении произведений, общие цели и задачи, формирование сознательного отношения к делу и чувство ответственности перед своими товарищами, делают класс ансамбля увлекательной и эффективной формой учебно-воспитательного процесса.

Одним из активных средств, приобщения детей к музыкальной деятельности, являются народные инструменты. Музыкальные занятия с использованием народных инструментов проходят, как правило, на высоком творческом, эмоциональном и познавательном уровне. Игра на народных инструментах выступает как эффективное средство личностного раскрытия ребёнка, проявления и самовыражения его в творчестве. В то же время, народные инструменты, являющиеся носителями духовных ценностей и творческого потенциала народа, помогают в решении задач воспитания, бережного отношения к культуре своего народа.

Педагоги активно используют игру детей в оркестрах народных инструментов очень различных по своим звуковым характеристикам. Искри сто-звонкие коробочки, трескучие рубели, эффективные трещетки, красочно расписные весёлые ложки и другие ударные инструменты оркестра являются ярким художественно-выразительным средством на начальном этапе музыкального воспитания детей, а так же подготавливают их к освоению более сложных народных (духовых, струнных) и других музыкальных инструментов.

Все инструменты изготавливаются с учётом возрастных и психолого-педагогических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также красочно декорированы (роспись, резьба, выжигание), что является не только стимулом к освоению этих инструментов, но и приносит детям радость от общения с красотой, воплощающей искусство русского народа.

C самых первых занятий ребёнок включается в активную музыкальную деятельность, получает мощный творческий импульс, направленный на его эмоционально-эстетическое и музыкальное развитие. Доступность народных инструментов, быстрота их освоения и универсальность в применении, эффективное воздействие на развитие детей в процессе музыкального воспитания, лёгкость организации ансамблевого исполнительства на этих инструментах приносит детям состояние радости, создают предпосылки для дальнейшего занятия музыкой. В процессе исполнительства на народных инструментах создаётся благоприятный психологический климат,

cпocoбcтвyющий рacкрытию дeтcкиx индивидyaльныx и кoллeктивныx Ka4ecTB, учи^^ются прирoдныe ocoбeннocти дeтeй pa3Horo Bo3pacTa, coздaётcя мexaнизм oбрaтнoй cвязи мeждy дeтьми и пeдaгoгoм, oбрaзoвывaeтcя рaзвивaющaя cрeдa для прoявлeния твoрчecкoй aктивнocти дeтeй.

Использованная литература

1. Гаффорова, Ж. Р. К., & Болтазода, С. С. (2023). Выстраивание музыкального образования учащихся в условиях работы музыкального ансамбля и игра на инструменте дутаре в школе. Science and Education, 4(2), 1211-1217.

2. Кувватова, Н. Б. К,., & Болтазода, С. С. (2023). Современные методы работы с детьми, не имеющими музыкального образования. Science and Education, 4(2), 1248-1255.

3. Арзикулов, К. К. У., & Болтазода, С. С. (2023). Интерактивные методы формирования музыкальных знаний детей в МТЦ на основе национального эстрадного исполнительства. Science and Education, 4(2), 1198-1204.

4. Рустамов, А. Р. У., & Болтазода, С. С. (2023). Музыка в системе образования, методы и приёмы занятий по фортепиано, обогащения передовым зарубежным опытом. Science and Education, 4(2), 1340-1347.

5. Бекназаров, А. С., & Болтазода, С. С. (2023). Вокальная деятельность педагога музыканта в детском школьном хоровом коллективе. Science and Education, 4(2), 1205-1210.

6. Ибрагимов, У. С., & Болтазода, С. С. (2023). Современные методы формирования техники исполнения студентов на занятиях. Science and Education, 4(2), 1234-1239.

7. Умарова, М. Б., & Болтазода, С. С. (2023). Репетиция основа механического формирования вокальных данных. Science and Education, 4(2), 1370-1376.

8. Болта-Зода, С. С. (2023). Модуляционные эффекты музыкального произведения. Science and Education, 4(1), 563-569.

9. Болта-Зода, С. С. (2023). Теория магнитных эффектов других голосов многоголосной музыки. Science and Education, 4(1), 577-582.

10. Болта-Зода, С. С. (2023). Оценка качества педагогического мастерство, в проведения занятий сольфеджио в ВУЗах. Science and Education, 4(1), 604-610.

11. Болта-Зода, С. С. (2023). Особенности эффекта системы тяготения аккордов в музыке. Science and Education, 4(1), 590-596.

12. Болта-Зода, С. С. (2023). Взаимное влияние тоники, субдоминанты и доминанты. Science and Education, 4(1), 570-576.

13. Болтазода, С. С. (2023). Механизмы формирования культуры почитания человеческих ценностей у старшеклассников на основе фольклора в хоре. Science and Education, 4(2), 1386-1391.

14. Ропиева, Д. А., & Болтазода, С. С. (2023). Технологии формирования и развития вокально-хорового навыка студентов через народные песни. Science and Education, 4(2), 1330-1336.

15. К.Б. Холиков. Проблема бытия традиционной музыки Узбекистана. Science and Education 3 (5), 1570-1576

16. К.Б. Холиков. Диезли мажор ва минор тоналлигини ани^лашнинг оптимал усуллари. Science and Education 3 (9), 416-421.

17. К.Б. Холиков. Место творческой составляющей личности преподавателя музыки и её роль в обучении детей общеобразовательной школе. Science and education 3 (8), 145-150

18. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.

19. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Education 3 (5), 13261331.

20. К.Б. Холиков. Значение эстетического образования и воспитания в общеобразовательной школе. Science and Education 3 (5), 1549-1555

21. К.Б. Холиков. Содержание и сущность государственных требований к развитию детей младшего и дошкольного возраста Республики Узбекистан. Science and Education 3 (2), 1215-1220.

22. К.Б. Холиков. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1094-1100.

23. К.Б. Холиков. Методика обучения прослушке детей в садике. Science and Education 3 (2), 1096-1104.

24. К.Б. Холиков. Виды деятельности, используемые на уроках музыки в дошкольных организациях. Science and Education 3 (2), 1201-1207

25. К.Б. Холиков. Цели и задачи музыкального воспитания детей в детском саду. Science and Education 3 (2), 1221-1226

26. К.Б. Холиков. Взаимосвязь музыкального развития, между воспитанием и обучением детей дошкольного образования. Science and Education 3 (2), 1227-1232.

27. К.Б. Холиков. Направляющие основы методики для педагогов и студентов музыкально эстетическая развития детей в садике. Science and Education 3 (2), 1233-1239.

28. К.Б. Холиков. Звукообразование, вокально-хоровые навыки, дикция— совокупность правильного пения. Science and Education 3 (2), 1175-1180.

29. К.Б. Холиков. Педагогический процесс формирования в ДОО. Важность музыкального образования. Science and Education 3 (2), 1105-1111.

30. К.Б. Холиков. Компетенция и компетентностный подход в обучении детей дошкольного возраста. Science and Education 3 (2), 1208-1214.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.