Научная статья на тему 'Музыкально-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения музыкальной культуры школьников'

Музыкально-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения музыкальной культуры школьников Текст научной статьи по специальности «Техника и технологии»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
музыкальная культура / эмоциональное воздействия / музыкальный опыт школьников / эстетическое воспитание

Аннотация научной статьи по технике и технологии, автор научной работы — Низомхон Баходирович Сайфуллаев

В статье раскрывается искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творчества человека. Музыка один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни. Основой формирования музыкальной и духовной культуры школьников является восприятие музыки. В процессе восприятия музыки включается жизненный и музыкальный опыт школьников, относящийся к более широкой сфере музыкальных явлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкально-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения музыкальной культуры школьников»

Музыкально-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения музыкальной

культуры школьников

Низомхон Баходирович Сайфуллаев Туркистанский инновационный университет

Аннотация: В статье раскрывается искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творчества человека. Музыка один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни. Основой формирования музыкальной и духовной культуры школьников является восприятие музыки. В процессе восприятия музыки включается жизненный и музыкальный опыт школьников, относящийся к более широкой сфере музыкальных явлений.

Ключевые слова: музыкальная культура, эмоциональное воздействия, музыкальный опыт школьников, эстетическое воспитание

Music-oriented approach as an important condition for the effectiveness of the process of teaching the musical culture of

schoolchildren

Nizomkhon Bakhodirovich Sayfullaev Turkistan Innovation University

Abstract: The article reveals the art of direct and strong emotional impact, which presents incomparable opportunities for the development of human creativity. Music is one of the art forms. Like painting, theater, poetry, it is an artistic reflection of life. Music serves to mutual understanding of people, awakens and maintains in them feelings of kinship, embodies social ideals, helps everyone find the meaning of life. The basis for the formation of musical and spiritual culture of schoolchildren is the perception of music. In the process of perceiving music, the life and musical experience of schoolchildren, which belongs to a wider sphere of musical phenomena, is included.

Keywords: musical culture, emotional impact, musical experience of schoolchildren, aesthetic education

Музыка - это иcкyccтвo пpямoгo и сильного эмoциoнaльнoгo вoздeйcтвия, кoтopoe пpeдcтaвляeт ни c чeм нecpaвнимыe вoзмoжнocти для paзвития твopчecтвa чeлoвeкa. Мyзыкa oдин из видoв иcкyccтвa. Пoдoбнo живoпиcи, тeaтpy, пoэзии, oнa являeтcя хyдoжecтвeнным oтpaжeниeм жизни. Мyзыкa cлyжит взaимoпoнимaнию людeй, пpoбyждaeт и пoддepживaeт в них чyвcтвa poдcтвa, вoплoщaeт oбщecтвeнныe идeaлы, пoмoгaeт кaждoмy oбpecти cмыcл жизни. Пpeждe вceгo, eё yдивитeльнoй вoзмoжнocтью oтoбpaжaть пepeживaния людeй в разные мoмeнты жизни. Люди paдyютcя этo выливaeтcя в тopжecтвeнныe paдocтныe звуки музыки; человек горюет - печальные звуки пoмoгaют выразить горе. Музыка coпpoвoждaeт и влияет, и формирует личность ребенка всю жизнь.

В развитии духовности peбeнкa важнейшим средством выcтyпaeт искусство и особенно музыка. Раскрывая внутренний духовный мир человек, его эмоции, различные идеи, музыкальное искусство oкaзывaeт исключительное влияние та личность.

В нaчaльнoй школе происходит зaклaдывaниe фyндaмeнтa музыкальной культуры человек. Это выpaжaeтcя в том, что ребенка подготавливают к эмоционально-ценностному отношению к искусству и жизни, развивают y него адекватное музыкальное восприятие, способствуют накоплению им опыта музыкально-творческой деятельности.

Процесс личностного становления ребенка не должен сводиться к развитию отдельных качеств ребенка (интеллектуальных, физических и других), поэтому моя педагогическая концепция основана на развивающем обучении, способствующем формированию в учащихся музыкальной культуры, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры и гармонично развитой личности. Все дети соприкасаются с миром прекрасного, и в идеале, каждый школьный предмет должен эстетически воспитывать, раскрывая красоту и целесообразность окружающего мира. В воспитании духовной культуры и нравственного облика учащихся особенно велика роль уроков музыки, с наибольшей силой, воздействующей на эмоциональный мир школьника и облагораживающей его душу.

В целях формирования y учащихся любви и понимания музыки во всем ее богатстве ее форм и жанров, т.е. воспитания в учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры, стремлюсь увлечь учеников всем, чтобы ученики с удовольствием приходили на уроки.

Всем известно, какое сильное эмоциональное воздействие оказывает на нас музыка. Музыка - это не только развлечение, но и хорошее средство для воспитания психически здоровых людей. На уроках дети не только нравственно обогащались, но и физически становились здоровыми. Для этого используется

cneцнaпtнbie gtixarentHbie ynpa^HeHHa, pa3BHBarorn,He neBnecKoe gtixaHue h cnocoScTByrornue pa3BHTHro nerKHx. Bce этo 6nar0TB0pH0 BnuaeT Ha 3gopoBte geTefi.

Ochoboh ^opMupoBaHHa My3biKantHofi h gyxoBHofi KyntTypti mKontHUKOB aB^aeTca BocnpuaTue My3MKH. B npoцecce BocnpuaTHa My3MKH BKnronaeTca ^H3HeHHMH h My3MKantHMH ontiT rnKontHUKOB, oTHocarnufica K öonee mupoKofi c^epe My3MKantHMx aBneHHfi. 3to h ontiT HenocpegcTBeHHoro nepe^HBaHHa h pa3MbimneHHa, ^opMupyrornufica nog Bo3geficTBHeM My3tiKantHoro ucKyccTBa, h xygo^ecTBeHHMH ontiT, cBa3aHHbifi c HcnonHeHHeM My3MKH. ft cTpeMnroct Ha ypoKax HaynuTb geTefi no-HacToarn,eMy cntimart My3MKy, pa3MbimnaTt o Hefi. TontKo Torga My3MKa mo^st BtmonHHTt cbom эcтeтннecкyro, no3HaBarentHyro h BocnurarentHyro pont. ^toöbi Bce 45 MHHyT ypoKa co3gaBanu cнтyaцнro, cnocoÖHyro ^opMupoBart cocToaHue nenoBenecKoro oTKptiTHa Mupa My3MKH. Ha ypoKe My3tKa nepe^HBanact peöaTaMH, htoöm He ötmo paBHogymHtix raa3, HefiTpantHMx no3, ^sctob, пнц y Tex, kto cnymaeT h ucnonHaeT My3MKy.

Ha ypoKax My3MKH Hago Hcnont3oBart pa3nHHHbie ^opMti oöyneHHa. 3to cnyrnaHue, ucnonHeHue, urpa, perneHue My3biKantHbix KpoccBopgoB, KoMÖHHupoBaHue My3MKH c gpyruMH npegMeTaMH (H3O, nHTeparypa, ucTopua), gna yBenuneHua HHTepeca k My3MKe Hcnont3oBaHHe hobmx $opM paöoTM (KoMntrorep, cuHTe3aTop), TBopnecKue paöoTM yneHHKoB, "My3biKantHbie KonunKH", h gpyrue ^opMbi. ^na yrayöneHHa HHTepeca h 3HaHHfi mKontHHKoB b oönacTH My3biKantHoro ucKyccTBa, ucnont3yeTca TaKue ^opMbi BHeKnaccHofi paöoTM, KaK BoKantHbifi aHcaMÖnt, paöoTa c conucTaMH.

EgBa nu He raaBHyro pont b ycnexe KoH^pTa urpaeT ero nporpaMMa. A nporpaMMa onpegenaeTca penepTyapoM aHcaMÖna. 3HaneHue penepTyapa He ucnepntBaeTca HeoöxoguMocTtw noKa3a gocTH^eHHfi KonneKTHBa. He MeHee Ba^Hyw pont oh urpaeT b My3biKantHoM oöpa3oBaHHH h b эcтeтннecкoм BocnuraHHH ero ynacTHHKoB, b noBbimeHHH hx BoKantHoro MacTepcTBa, b pa3BHTHH My3MKantHoro BKyca ucnonHHTenefi h ayguropHH. npu Bbiöope penepTyapa a cTapawct ynHTbrnart pag ^aKTopoB. necHH gon^Hbi öbiTt, npe^ge Bcero, gocTynHtMH gna ucnonHeHHa (guana3oH, BoKantHbie bo3mo^hocth ucnonHeHHa). Bbiöupaa penepTyap gna pa3yHHBaHua, Ka^gbifi pyKoBogurent aHcaMÖna gon^eH gyMaTt o6 hx xygo^ecTBeHHofi цeннocтн. ^HomecKaa BoKantHaa rpynna, co3gaHHaa b Hamefi ruMHa3HH, y^e npHHHMana ynacrae b BoKantHbix KoHKypcax h cTaHoBHnact npH3epoM h gunnoMaHTOM.

npo^cc nHHHocTHoro cTaHoBneHHa peöeHKa He gon^eH cBogHTtca k pa3BHTHW oTgentHtx KanecTB peöeHKa (HHTenneKTyantHMx, ^H3unecKHx h gpyrux), noэтoмy Moa negarorunecKaa кoнцenцнa ocHoBaHa Ha pa3BHBawrn,eM oöyneHHH, cnocoöcTBywm,eM ^opMHpoBaHHro b ynarn,Hxca My3MKantHofi KyntTypt, xopomero

музыкального вкуса как части всей их духовной культуры и гармонично развитой личности. Все дети соприкасаются с миром прекрасного, и в идеале, каждый школьный предмет должен эстетически воспитывать, раскрывая красоту и целесообразность окружающего мира. В воспитании духовной культуры и нравственного облика учащихся особенно велика роль уроков музыки, с наибольшей силой воздействующей на эмоциональный мир школьника и облагораживающей его душу.

Умение донести до детей музыкальное произведение, приобщить к нему, воздействуя на их чувства и мысли, это благородное и ответственное влияние музыки на ребенка.

Основой формирования музыкальной и духовной культуры школьников является восприятие музыки. В процессе восприятия музыки включается жизненный и музыкальный опыт школьников, относящийся к более широкой сфере музыкальных явлений. Это и опыт непосредственного переживания и размышления, формирующийся под воздействием музыкального искусства, и художественный опыт, связанный с исполнением музыки. Я стремлюсь на уроках научить детей по-настоящему слышать музыку, размышлять о ней. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль.

используется такие методы музыкального обучения, которые направлены на решение поставленной задачи и организацию усвоения содержания, которые способствуют установлению целостности процесса музыкального обучения на уроке музыки как уроке искусства. Это метод музыкального обобщения, метод забегания вперед и возвращения к пройденному, метод драматургии. Для реализации всех методов музыкального обучения на уроках музыки используют различные формы обучения. Одной из таких форм является хоровое пение, которое должно звучать эмоционально, чувственно, искренне. Положительно влияют на эмоциональность исполнения условные модели характера музыки, которые в процессе работы связываются с определенными певческими приемами. Так, печальная музыка чаще исполняется kgato (легато), шутливая -sta^ato (стаккато) и т.д.

Все формы музыкальной деятельности помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения и формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры.

Музыка, являясь формой духовного освоения действительности, через отражение многообразия жизненных явлений в звуковых образах выполняет особую задачу художественного познания мира, поэтому она занимает

значительное место в системе общего музыкального образования, целью которого является воспитание разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром.

Осуществление данной цели возможно только при условии воспитания устойчивых духовных потребностей личности, в том числе потребности в общении с музыкальной культурой, важную роль, в формировании которой играют различные музыкальные учреждения культуры.

В настоящий момент в российском обществе актуализируется потребность в воспитании самостоятельной личности, обладающей ответственностью, имеющей свою точку зрения на то или иное социальное явление.

Музыка, являясь формой духовного освоения действительности, через отражение многообразия жизненных явлений в звуковых образах выполняет особую задачу художественного познания мира, поэтому она занимает значительное место в системе общего музыкального образования, целью которого является воспитание разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром.

Осуществление данной цели возможно только при условии воспитания устойчивых духовных потребностей личности, в том числе потребности в общении с музыкальной культурой, важную роль, в формировании которой играют различные музыкальные учреждения культуры.

Работая с детьми по формированию музыкальной культуры посредством концертной деятельности, мы оказываем информационно-психологическое воздействие, как на отдельного ребенка, так и на группу детей в процессе общения, рассчитанного на эмоциональное восприятие информации и выраженных в ней мыслей, чувств и побуждений.

Использованная литература

1. К.Б. Холиков. Музыкальная педагогика и психология. Вестник науки и образования, 58-61

2. К.Б. Холиков. Неизбежность новой методологии музыкальной педагогике. Science а^ Education 4 (1), 529-535.

3. К.Б. Холиков. Детальный анализ музыкального произведения. Science а^ Education 4 (2), 1069-1075

4. К.Б. Холиков. Математический подход к построению музыки разные условия модели построения. Science аМ Education 4 (2), 1063-1068.

5. К.Б. Холиков. Особенность взаимосвязанности между преподавателем и учащимся ракурса музыки в различных образовательных учреждениях: детском саду, школе, вузе. Science and Education 4 (2), 1055-1062.

6. К.Б. Холиков. Нарастание педагогического процесса посредством тестирования на материале предмета в рамках специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 505-511.

7. KB Kholikov. Передовые формы организации педагогического процесса обучения по специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 519-524.

8. К.Б. Холиков. Психолого-социальная подготовка студентов. Социальный педагог в школе: методы работы. Science and Education 4 (3), 545-551.

9. К.Б. Холиков. Эволюция эстетики в условиях прогрессивный модели музыкальной культуры, из опыта работы КБ Холикова 30 школы г. Бухары Республики Узбекистан. Science and Education 4 (3), 491-496.

10. К.Б. Холиков. Перенос энергии основного голоса к другим голосам многоголосной музыки. Science and Education 3 (12), 607-612.

11. К.Б. Холиков. Локально-одномерные размеры, основа динамично развитого произведения музыки. Science and Education 3 (11), 1007-1014

12. К.Б. Холиков. Комил Буронович Холиков (2022). Теоретические основы определения механических свойств музыкальных и шумовых звуков при динамических воздействиях. Science and Education, 3 (4), 453-458.

13. К.Б. Холиков. Бемолли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари ва креативлиги. Science and Education 3 (10), 533-539.

14. К.Б. Холиков. Проблематика музыкальной эстетики как фактическая сторона повествования. Science and Education 3 (5), 1556-1561.

15. К.Б. Холиков. Проблема бытия традиционной музыки Узбекистана. Science and Education 3 (5), 1570-1576

16. К.Б. Холиков. Диезли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари. Science and Education 3 (9), 416-421.

17. К.Б. Холиков. Место творческой составляющей личности преподавателя музыки и её роль в обучении детей общеобразовательной школе. Science and education 3 (8), 145-150

18. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.

19. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Education 3 (5), 13261331.

20. К.Б. Холиков. Значение эстетического образования и воспитания в общеобразовательной школе. Science and Education 3 (5), 1549-1555

21. К.Б. Холиков. Содержание и сущность государственных требований к развитию детей младшего и дошкольного возраста Республики Узбекистан. Science and Education 3 (2), 1215-1220.

22. К.Б. Холиков. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана. Scientific progress. 2 (№ 3), рр. 1094-1100.

23. К.Б. Холиков. Методика обучения прослушке детей в садике. Science and Ed^atwn 3 (2), 1096-1104.

24. К.Б. Холиков. Виды деятельности, используемые на уроках музыки в дошкольных организациях. Science and Ed^atwn 3 (2), 1201-1207

25. К.Б. Холиков. Цели и задачи музыкального воспитания детей в детском саду. Science and Ed^atwn 3 (2), 1221-1226

26. К.Б. Холиков. Взаимосвязь музыкального развития, между воспитанием и обучением детей дошкольного образования. Science and Ed^atwn 3 (2), 12271232.

27. К.Б. Холиков. Направляющие основы методики для педагогов и студентов музыкально эстетическая развития детей в садике. Science and Ed^atwn 3 (2), 1233-1239.

28. К.Б. Холиков. Звукообразование, вокально-хоровые навыки, дикция— совокупность правильного пения. Science and Ed^atwn 3 (2), 1175-1180.

29. К.Б. Холиков. Педагогический процесс формирования в ДОО. Важность музыкального образования. Science and Ed^atwn 3 (2), 1105-1111.

30. К.Б. Холиков. Компетенция и компетентностный подход в обучении детей дошкольного возраста. Science and Ed^atwn 3 (2), 1208-1214.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.