Научная статья на тему 'Материя и затруднение музыкального образования и воспитания младших классов в общеобразовательной школе'

Материя и затруднение музыкального образования и воспитания младших классов в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
музыкальное искусство / музыкальное воспитание / музыкальная деятельность / музыкальный способность / воспитательная работа

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дилноза Ҳимматовна Ҳимматова

В статье раскрывается вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах и активно воздействующий на психику человека. Музыкальное воспитание это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности. Развитие музыкальных способностей одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальный для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды обучения и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Материя и затруднение музыкального образования и воспитания младших классов в общеобразовательной школе»

Материя и затруднение музыкального образования и воспитания младших классов в общеобразовательной

школе

Дилноза Х,имматовна Х,имматова

НавГПИ

Аннотация: В статье раскрывается вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах и активно воздействующий на психику человека. Музыкальное воспитание это -организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности. Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальный для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды обучения и воспитания.

Ключевые слова: музыкальное искусство, музыкальное воспитание, музыкальная деятельность, музыкальный способность, воспитательная работа

Questions and problems of musical education and upbringing junior classes in a comprehensive school

Dilnoza Himmatovna Himmatova

NavSPI

Abstract: The article reveals a kind of art that reflects reality in sound artistic images and actively influences the human psyche. Musical education is an organized pedagogical process aimed at educating musical culture, developing the musical abilities of children in order to become a creative person. The development of musical abilities is one of the main tasks of the musical education of children. A cardinal question for pedagogy is the question of the nature of musical abilities: whether they are innate properties of a person or develop as a result of the influence of the environment of training and education.

Keywords: musical art, musical education, musical activity, musical ability, educational work

Музыкальное искусство это - вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах и активно воздействующий на психику человека. Музыкальное воспитание это - организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности.

У ребенка, попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на петушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением.

Музыкальная деятельность - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.

Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание.

Одна из главных задач музыкального воспитания - развитие музыкальных способностей. Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальный для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды обучения и воспитания.

Воспитание детей - очень сложное, тонкое и ответственное дело. Каждый день оказываешься перед массой труднейших вопросов: как научить детей учиться, как воспитывать в каждом любовь к Родине, чувство доброты и справедливости, отзывчивость и непримиримость к злу.

Воспитание детей - очень сложное, тонкое и ответственное дело. Каждый день оказываешься перед массой труднейших вопросов: как научить детей

yHHTtca, KaK BocnuTtreart b Ka^goM nroöoBt k PogHHe, HyBcTBo goöpoTM h cnpaBegnuBocTH, ot3mbhhboctb h HenpuMupuMocTt k 3ny.

OaKTopoB, Bnuaromux Ha pa3BHTue peöeHKa, MHoro. H Bce hx HeoöxogHMo yHHTMBart npu paöoTe c geTtMH.

Mnagmue mKontHHKH Haxogarca b tom Bo3pacTe, Korga nog Bnu^HHeM cucTeMaTHHecKoro oöyneHHA, geTCKoro KonneKTHBa, ynHTena npogon^aroT ^opMupoBartca H 3aKpennaTtca nepTti, onpegenarornue pa3BHTHe HHHHOCTH peöeHKa. Mm, ynHTena, öepeM Ha ceöa öontmyro oTBeTcTBeHHocTt.

ot cogep^aHua, MeTogHKH Hameö paöoTM bo MHoroM 3aBHcuT, KaKHM cTaHeT peöeHoK: goöpocoBecTHMM h HecTHMM paöoTHHKoM, xopomuM nenoBeKoM, aKTHBHMM o6paзцoм 3a Bce nynmee hhh MenKHM, эгoнcтнннbIм h ga^e oTKpoBeHHMM HocureneM 3na.

Hama BocnHTarentHaa paöoTa gon^Ha ötrrt HanpaBneHa Ha BcecTopoHHee pa3BHTHe peöeHKa, ochoboh pa3BHTHa ^BnaeTca HpaBcTBeHHoe ^opMupoBaHue hhhhocth.

y Mnagmero mKontHHKa cyrn,ecTByeT 6e3ycnoBHoe goBepue k ynuTenro, ero cnoBaM, nocTynKaM, oцeнкaм. «TaK Benena ynHTentHH^». ABTopHTeT ynuTena - этo aBTopuTeT cTapmero, öonee yMHoro, öonee 3Haro^ero, yMero^ero h cnpaBegnuBoro. Пoэтoмy ywrent gon^eH caM cepte3Ho oTHocuTtca k cBoeMy aBTopureTy, noHHMaTt, hto Ka^goe ero geöcTBue, oцeнкa ^BneHufi h nrogeö ycBauBaeTca yneHHKaMH. ynuTent gon^eH cnegurt 3a cBoefi BHemHocTtro, npaBHHtHo h Be^nuBo pa3roBapHBaTt c oKpy^arornuMH, ötrrt cnpaBegnuBtiM. Oh gon^eH yMeTt npu3HaBaTt cboh omuÖKH. ^era gon^Hti BHgeTt b ynuTene gpyra. Ohh He gon^Hti öoaTtca goKa3biBarb cBoro npaBoTy.

OneHt chhbho BnuaeT Ha yneHHKoB noxBana Ha ypoKe b npucyTcTBHH ogHoKnaccHHKoB. Hm Torga xoneTca BtmonHHTt paöoTy ern,e nynme. Hy^Ho b nroöoM yneHHKe BHgeTt hto-to xopomee. Kupunn gonycKaeT MHoro omuöoK npu nuctMe, ho 3aro y Hero KpacuBMH nonepK. ft HacTo xBanro ero 3a nonepK. Oh BoogymeBnaeTca, cTapaeTca nucart ern,e nynme, numeT öonee BHHMarentHo h, b pe3yntTare, ga^e genaeT MeHtme omuöoK. HHorga HyTt 3aBbimeHHaa o^HKa «OKptmaeT» yneHHKa. Oh HanuHaeT BepHTt b ceöa, noHHMaeT, hto h oh Mo^eT BtiynHTt h xopomo oTBeTHTt.

^to6bi yneHHKH He öoanuct oTBenart, co3garo b Knacce TaKyro oöcTaHoBKy, htoöm geTH noHanu, hto Ka^gbiö nenoBeK HenoBTopuM, ocoöeHeH. trogen c ge^eKTaMH penu Hy^Ho npuHHMart TaKHMH, KaKHe ohh ecTt. ^HBeM no пpннцнпy: «y Ka^goro cboh HegocTaTKH». ^HMa 3auKaeTca, ho hhkto Ha этo ga^e He o6parn,aeT BHHMaHHa, h MantHHK oTBenaeT cnoKoHHo. MaKcHM npuexan c yKpauHM. B ero penu oneHt MHoro yKpauHcKHx chob. ^eTH noHHMaro^e BMcnymHBaroT ero oTBeTM, garoT Bo3Mo^HocTt BMcKa3aTtca.

Очень не люблю ложь. Считаю, что каждый должен говорить правду, лучше «горькая» правда, чем «cлaдкaя» ложь. Ребенка, сказавшего правду, меньше ругаю за какой-либо проступок, стараюсь объяснить ему, что так поступать нельзя.

Когда дети в первом классе пришли ко мне, то у них часто возникали ссоры, мальчики сильно дрались. Я объясняла, что они большая дружная семья, в которой все должны дружить, уважать друг друга, помогать друг другу. Это дало свои результаты. Не могу сказать, что в классе идиллия, но все же ссор стало меньше. Детей очень сплачивают какие-либо совместные дела: подготовка к празднику, уборка класса, поход в лес, экскурсии в город.

В начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице и в общественных местах. С раннего возраста необходимо вооружить детей знаниями правил культурного поведения, привычками их выполнения. У многих детей заметно отставание навыков и привычек культурного поведения от знания соответствующих правил. В своей работе стараюсь обращать внимание прежде всего на выработку навыков и привычек поведения. Для этого строю работу в классе так, чтобы дети постоянно накапливали опыт правильных нравственных отношений. Провожу специальные упражнения для отработки отдельных навыков культурного поведения. Для того чтобы повторение закрепляло то или иное действие, привычку поведения, необходимо, чтобы оно подкреплялось положительными эмоциями, приятными переживаниями. Это похвала с моей стороны, положительные отзывы одноклассников, других учителей. Работа по воспитанию культуры поведения будет эффективнее, если она проводится не от случая к случаю, а в определенной системе, которая должна обеспечить накопление у детей опыты поведения, полезных привычек, приобретение нравственных представлений. Огромное значение для успеха работы имеет обстановка в школе: чистота, порядок. Чистый, красиво оформленный класс требует от ученика чистоты, опрятности, подтянутости во внешнем виде.

Эффективность воспитательной работы во многом зависит от согласованной работы учителя и семьи. Родители должны знать, какие требования предъявляются к поведению детей, какие манеры у них воспитываются, и в этом же направлении вести работу дома, в семье.

Одними из средств воспитания являются поручения детей. Необходимо учить детей их выполнять. Это возможно при условии, когда мы идем с детьми от более доступного к более сложному. Даже если у детей есть первоначально желание и потребность участвовать в общественной работе, то неудовлетворительное ее выполнение, плохие ее результаты помешают

ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 3.848 230 LME^^Sl

зaкрeпить это cтрeмлeниe, рвзвить ere дaльшe. Дaльнeйшee ycлoжнeниe идeт пo линии coвeршeнcтвoвaния мeтoдики oргaнизaции ee выголдания, рaзвития caмocтoятeльнocти дeтeй в прoцecce рaбoты и пoдвeдeния ee итoгoв.

Прocлeдим этoт прoцecc нa примeрe рaбoты дeжyрныx. Выпoлняя oбязaннocти дeжyрныx, дeти пocтeпeннo приyчaютcя к caмocтoятeльнocти, рacширяютcя функции oргaнизaтoрoв, ycлoжняютcя oтнoшeния иcпoлнитeлeй и oтвeтcтвeнныx, oни нaчинaют выголнять вce бoлee cлoжнyю пo coдeржaнию рaбoтy.

Oчeнь вaжным в вocпитaнии дeтeй являeтcя вocпитaниe y ниx дoбрыx чyвcтв. Этo и вocпитaниe y ниx бeрeжнoгo oтнoшeния к прирoдe, к живoтным. Ecли рeбeнoк мyчaeт живoтныx и взрocлыe ere нe ocтaнaвливaют, oн привыкaeт к тaким жecтким зaбaвaм, cтaнoвитcя жecтoким и к людям. Рeбeнoк, кoтoрый зaбoтитcя o живoтнoм, cтaнoвитcя дoбрee и к oкрyжaющим.

Нaдo cтрeмитьcя к вocпитaнию в рeбeнкe aктивнoй дoбрoты. Инoгдa дeти бывaют жecтoкими пo oтнoшeнию друг к другу. Прoявлeниe жecтoкocти oни видят ш тeлeвизoрy, нa yлицe.

Прoявлeниe злa в жизни - этo вce тo, чтo мeшaeт людям жить го принципaм мoрaли: эгoизм, жecтoкocть, рaвнoдyшиe, нecпрaвeдливocть, нeyвaжитeльнoe oтнoшeниe к людям. Вaжнo, чтoбы дeти гоняли, чтo cилy чeлoвeк дoлжeн нaпрaвлять нa зaщитy cлaбoгo, нeльзя прoxoдить мимo, кoгдa кoгo-тo oбижaют.

Вocпитaниe, фoрмирoвaниe личнocти рeбeнкa ocyщecтвляeтcя кaждый дeнь в бyдничнoй жизни. Шэтому oчeнь вaжнo, чтoбы пoвceднeвнaя жизнь и дeятeльнocть дeтeй cтaлa рaзнooбрaзнoй, coдeржaтeльнoй и cтрoилacь нa ocнoвe caмыx выcoкиx нрaвcтвeнныx oтнoшeний. Рaдocтным для yчeникoв дoлжeн cтaть caм прoцecc приoбрeтeния нoвыx знaний, гозтания мирa c нeизбeжными трyднocтями, ycпexaми и нeyдaчaми. Ни c чeм нe cрaвнимyю рaдocть дocтaвляeт oбщeниe c тoвaрищaми, приoбрeтeниe дрyзeй, кoллeктивныe дeлa, игры, coвмecтныe пeрeживaния, ^табш^го к труду и oбщecтвeннo пoлeзнoй дeятeльнocти. И мы, пeдaгoги, дoлжны пocтaрaтьcя cдeлaть вce, чтoбы ^orocc вocпитaния был эффeктивным.

Использованная литература

1. К.Б. Холиков. Музыкальная педагогика и психология. Вестник науки и образования, 58-61

2. К.Б. Холиков. Неизбежность новой методологии музыкальной педагогике. Science and Education 4 (1), 529-535.

3. К.Б. Холиков. Детальный анализ музыкального произведения. Science and Education 4 (2), 1069-1075

4. К.Б. Холиков. Математический подход к построению музыки разные условия модели построения. Science and Education 4 (2), 1063-1068.

5. К.Б. Холиков. Особенность взаимосвязанности между преподавателем и учащимся ракурса музыки в различных образовательных учреждениях: детском саду, школе, вузе. Science and Education 4 (2), 1055-1062.

6. К.Б. Холиков. Нарастание педагогического процесса посредством тестирования на материале предмета в рамках специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 505-511.

7. KB Kholikov. Передовые формы организации педагогического процесса обучения по специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 519-524.

8. К.Б. Холиков. Психолого-социальная подготовка студентов. Социальный педагог в школе: методы работы. Science and Education 4 (3), 545-551.

9. К.Б. Холиков. Эволюция эстетики в условиях прогрессивный модели музыкальной культуры, из опыта работы КБ Холикова 30 школы г. Бухары Республики Узбекистан. Science and Education 4 (3), 491-496.

10. К.Б. Холиков. Перенос энергии основного голоса к другим голосам многоголосной музыки. Science and Education 3 (12), 607-612.

11. К.Б. Холиков. Локально-одномерные размеры, основа динамично развитого произведения музыки. Science and Education 3 (11), 1007-1014

12. К.Б. Холиков. Комил Буронович Холиков (2022). Теоретические основы определения механических свойств музыкальных и шумовых звуков при динамических воздействиях. Science and Education, 3 (4), 453-458.

13. К.Б. Холиков. Бемолли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари ва креативлиги. Science and Education 3 (10), 533-539.

14. К.Б. Холиков. Проблематика музыкальной эстетики как фактическая сторона повествования. Science and Education 3 (5), 1556-1561.

15. К.Б. Холиков. Проблема бытия традиционной музыки Узбекистана. Science and Education 3 (5), 1570-1576

16. К.Б. Холиков. Диезли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари. Science and Education 3 (9), 416-421.

17. К.Б. Холиков. Место творческой составляющей личности преподавателя музыки и её роль в обучении детей общеобразовательной школе. Science and education 3 (8), 145-150

18. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.

19. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Education 3 (5), 13261331.

20. К.Б. Холиков. Значение эстетического образования и воспитания в общеобразовательной школе. Science and Education 3 (5), 1549-1555

21. К.Б. Холиков. Содержание и сущность государственных требований к развитию детей младшего и дошкольного возраста Республики Узбекистан. Science and Education 3 (2), 1215-1220.

22. К.Б. Холиков. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1094-1100.

23. К.Б. Холиков. Методика обучения прослушке детей в садике. Science and Education 3 (2), 1096-1104.

24. К.Б. Холиков. Виды деятельности, используемые на уроках музыки в дошкольных организациях. Science and Education 3 (2), 1201-1207

25. К.Б. Холиков. Цели и задачи музыкального воспитания детей в детском саду. Science and Education 3 (2), 1221-1226

26. К.Б. Холиков. Взаимосвязь музыкального развития, между воспитанием и обучением детей дошкольного образования. Science and Education 3 (2), 1227-1232.

27. К.Б. Холиков. Направляющие основы методики для педагогов и студентов музыкально эстетическая развития детей в садике. Science and Education 3 (2), 1233-1239.

28. К.Б. Холиков. Звукообразование, вокально-хоровые навыки, дикция— совокупность правильного пения. Science and Education 3 (2), 1175-1180.

29. К.Б. Холиков. Педагогический процесс формирования в ДОО. Важность музыкального образования. Science and Education 3 (2), 1105-1111.

30. К.Б. Холиков. Компетенция и компетентностный подход в обучении детей дошкольного возраста. Science and Education 3 (2), 1208-1214.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.