Роль Бухарских народных песен в эстетическом воспитании учащихся, музыкальное воспитание учеников - подростков средствами макома
Баходир Юсупович Ашуров Туркистанский инновационный университет Бахтиёр Ибрагимович Мустафоев Бухарский государственный университет
Аннотация: В статье музыкально-поэтический жанр народного творчества, наиболее распространенный вид народной музыки, продукт коллективного творчества. Эстетическое воспитание это - целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её. Начинается оно с первых лет жизни. Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Эстетическое воспитание - процесс формирования творческой личности, которая может воспринимать, чувствовать прекрасное в искусстве; воспитание у школьника стремления к самостоятельному участию в изучении искусств, приобщение к творческой деятельности.
Ключевые слова: изучения искусства, творческая деятельность, формирования творческой личности, эстетическое воспитание, народное творчество, фольклор, коллективное устное творчество, жанры музыкального фольклора, народная музыка, технология нравственного воспитания
The role of Bukhara folk songs in the aesthetic education of students, musical education of teenage students using maqom
Bahodir Yusupovich Ashurov Turkistan Innovation University Bakhtiyor Ibragimovich Mustafoev Bukhara State University
Abstract: The article deals with the musical and poetic genre of folk art, the most common type of folk music, a product of collective creativity. Aesthetic education is a purposeful, systematic process of influencing a child's personality in order to develop his ability to see the beauty of the world around him, art and create it. It starts from the first years of life. Aesthetic education is a very broad concept. It includes the education
of an aesthetic attitude to nature, work, social life, everyday life, and art. Aesthetic education is the process of forming a creative person who can perceive, feel the beauty in art; education in the student of the desire for independent participation in the study of the arts, familiarization with creative activity.
Keywords: art studies, creative activity, formation of a creative personality, aesthetic education, folk art, folklore, collective oral art, genres of musical folklore, folk music, technology of moral education
Эcтeтичecкoe oбpaзoвaниe - цeлeнaпpaвлeнный npo^cc фopмиpoвaния твopчecки aктивнoй личшети, cпocoбнoй вocпpинимaть, чyвcтвoвaть, oцeнивaть пpeкpacнoe, тpaгичecкoe, кoмичecкoe, бeзoбpaзнoe в жизни и иcкyccтвe, жить и твopить «no зaкoнaм ^aco™». Эcтeтичecкoe oбpaзoвaниe - цeлeнaпpaвлeнный пpoцecc фopмиpoвaния твopчecки aктивнoй личнocти, cпocoбнoй вocпpинимaть, чyвcтвoвaть, o^H^arb npeKpacHoe, тpaгичecкoe, кoмичecкoe, бeзoбpaзнoe в жизни и ^KycCTBe, жить и твopить «no зaкoнaм кpacoты». Шaшмaкoм -paзнoвиднocть вoкaльнo-инcтpyмeнтaльнoй музыки MaKoM, зapoдившaяcя в Цeнтpaльнoй Aзии и пoлyчившaя paзвитиe Ha тeppитopии coBpeMeHHbix Тaджикиcтaнa и Узбeкиcтaнa. Вxoдит в отиток нeмaтepиaльнoгo кyльтypнoгo нacлeдия чeлoвeчecтвa.
У кaждoгo нapoдa cвoя нaциoнaльнaя кyльтypa. В фoльклope люди c дpeвнeйшиx вpeмён выpaжaли cвoи взгляды Ha жизнь, пpиpoдy, oбщecтвo и чeлoвeкa. Эти вoззpeния, ocнoвaнныe Ha жиздандом oпытe и мyдpocти, пepeдaвaлиcь мoлoдoмy пoкoлeнию в xyдoжecтвeннoй фopмe. Люди cтpeмилиcь вocпитывaть мoлoдёжь, paзвивaя чyвcтвo пpeкpacнoгo, пpививaя юнoмy пoкoлeнию тaкиe кaчecтвa кaк чecтнocть, любoвь к тpyдy, гyмaннoe oтнoшeниe к чeлoвeкy, пpeдaннocть чeлoвeчecким идeaлaм.
Дoлгoe вpeмя нapoднoe иcкyccтвo нe пpeпoдaвaлocь; нe вocпитывaлocь oтнoшeниe к ^му кaк к нaциoнaльнoмy дocтoянию. Шэтому y пeдaгoгoв чacтo вoзникaeт вoпpoc: нyжнo ли peбeнкy, poдившeмycя в двaдцaть пepвoм cтoлeтии, вoзвpaщaтьcя нaзaд, в «пpeдaнья cтapины глyбoкoй»?
Пpoвeдя aнaлиз cвoeй paбoты no иcпoльзoвaнию дeтcкoгo фoльклopa, я peшилa, что дeтcкий фoльклop нeoбxoдим в paбoтe вocпитaтeля, тaк кaк oн oтpaжaeт в игpax, пecняx, cкaзкax, игpyшкax жизнь и дeятeльнocть людeй Mrorax пoкoлeний. A этo пoзвoляeт им агать, no cyти, oбpaзцaми ropM пoвeдeния, oтнoшeний, языкoвoй, xyдoжecтвeннoй и мyзыкaльнoй кyльтypы
Ha мaтepиaлax нapoднoгo твopчecтвa peшaютcя зaдaчи paзвития yмeния чyвcтвoвaть xyдoжecтвeнный oбpaз, paзвивaть cпocoбнocть yлaвливaть звyчнocть, мyзыкaльнocть, пoэтичнocть pe4^ a тaк жe cпocoбнocть paзличaть кpacoтy и бoгaтcтвo pyccкoгo язы^ - ero тoчнocть, мeткocть.
OontKnopHbin Marepuan gocTyneH geTaM, oh SticTpo pa3yHHBaeTca, 3anoMHHaeTca cBoeö apKocTtro. HanpuMep, nroÖHMbie urpti geTeö: «ropu, ropu acHo», «HneTeHt», «^MypKH», «3onoTbie BopoTa». PyccKue HapogHtie necHH nerao HHc^HupyroTca: «rge ötm HBaHymKa» HH^eHupoBanu c noKa3oM KyKontHtix nepcoHa^eö, ocBauBaa BegeHue KyKnti 3a mupMoö.
Ha gocyrax c ^ontKnopHtiM MarepuanoM 3HaKoMHM geTeö c Smtom Hapoga, KocTWMaMH. nepeogeBaHue geTeö b koctwmm npeoöpa^aeT ux, pagoM co B3pocntMH ohh nyBcTBywT ceSa apTucTaMH, nogHHMaa cBoe HacTpoeHue. ^eTH 3HaKoMaTca c npegMeTaMH StiTa pyccKoro Hapoga. B geTcKoM cagy cgenaHa nent, ropmKH, nparaa, nepegHHKH, capa^aHti, kokomhhkh h MHoroe gpyroe.
^epe3 ^ontKnop mm nepegaeM geTaM 3HaHua o Hamen PoguHe, ee ucToKax, тpagнцнax Hapoga, ero KyntTypti, TeM caMMM, npuBHBaa nroöoBt k PoguHe.
EyxapcKue HapogHte necHH cocTaBunu ocHoBy aHcaMÖna, kotopmö BeKaMH co3gaBanca KaK xygo^ecTBeHHoe h My3tiKantHoe TBopeHue y3SeKcKoro Hapoga. noToMy hto SyxapcKue HapogHtie necHH, KaK h gpyrue ^ontKnopHtie npou3BegeHua, co3gaBanuct He ogHHM nenoBeKoM, a Ha ocHoBe TBopnecKoro ontrra Bcero KonneKTHBa h ucnonHanuct KonneKTHBoM. C gpyroö ctopohm, HeKoToptie H3 SyxapcKux HapogHtx neceH ömhh co3gaHM TanaHTnuBtiMH nrogtMH, oTpa^aa ux nneMa, nneMeHHte oSbinau, BepoBaHua, MeHTti h oTHomeHua c npupogoö. 3Ta necHa, KoTopaa noHpaBunact nneHaM nneMeHH h KnaHa, nepegaBanact H3 ycT b ycTa h cTana KonneKTHBHMM TBopeHueM.
Y3ÖeKcKaa My3MKa TecHo cBa3aHa c My3biKantHoö KyntTypoö Bceö CpegHeö A3HH, ho b to ^e BpeMa oHa rayöoKo cBoeoSpa3Haa. B My3tiKantHoM Hacneguu y3ÖeKcKoro Hapoga, KaK h MHorux gpyrux HapogoB BocToKa, pa3nuHawTca gBa KpynHtx nnacTa - ^ontKnop h npo^eccuoHantHoe ucKyccTBo ycTHoö тpagнцнн (MaKoMt h gpyrue npou3BegeHua pa3BHToö ^opMti). B HapogHoö My3MKe y3ÖeKcKoro Hapoga mo^ho BtigenuTt neTbipe ochobhmx noKantHtix crana: xope3McKHÖ, SyxapcKo-caMapKaHgcKHÖ, (^epraHo-TamKeHTCKHÖ, cypxaHgaptHHcKaa-KamKagaptHHcKHÖ. Ohh bo3hhkhh nocnegcTBueM этнннecкoö oö^hocth h cxo^ecTH coцнaпtнo-экoнoмннecкнx ycnoBuö ^H3HH HaceneHua Tex hhh hhmx oönacTeö (3oh) Y3SeKHcTaHa b npegtigyrnue cToneTua. 3ohm pa3nuHawTca ogHa ot gpyroö HeKoToptMH nepTaMH StiTa, neceHHo-HHcTpyMeHTantHtiMH ®:aHpaMH, My3MKantHMMH HHcTpyMeHTaMH. HanpuMep, b SyxapcKoö h xope3McKoö 3oHax mupoKo cymecTBoBanu MaKoMM, b to BpeMA KaK b CypxaHgaptHHcKoö h KamKagaptHHcKoö oönacTax H3nw6neHHMMH ömhh ntect gna goMÖpt h gacTaHM, a b OepraHcKoö gonuHe - neceHHte ®;aHpM c xapaKTepHMMH gna gaHHoö MecTHocTH мyзмкaпtнo-noэтннecкнмн ocoSeHHocTaMH. OcoSeHHo $epraHo-TamKeHTCKHM aB^aeTca ®;aHp KaTTa-amyna, hhh naTHbic-amyna. My3MKantHoe HapogHoe TBopnecTBo b cBoeö cy^HocTH MoHoTunHa (ogHooSpa3Ha). HanunecTBya
oтpaжeниeм жизни и быта нapoдa, oho xapaктepизyeтcя мнoгoгpaннocтью тематики и paзнooбpaзиeм жанров. В народной музыке в соответствии c выполняемыми ею функциями могут быть выделены, как и у других народов, две группы песен и инcтpyмeнтaльныx пьес: исполняемые в определенное время, при пpeднaзнaчeнныx oбcтoятeльcтвax и исполняемые в любое время, нeзaвиcимo от тех или иных ситуаций. Первые связаны с обрядами, трудовыми пpoцeccaми, пpaзднecтвaми, различными церемониями, тeaтpaлизoвaнными зрелищными пpeдcтaвлeниями, играми. Для этой группы свойственны песенные жанры: семейно-обрядовые (cвaдeбныe «Ёр-ёр», «Келин салом», «Улан» и другие; похоронные плачи - «Йиги», «Садр»), календарные (обрядовые церемонии весеннего равноденствия «Навруз» и другие.), трудовые («Майда» и «Ёзи», поющийся при молотьбе и сенокосе; «Яргучок» - песни женщин у ручной мельницы), колыбельные («Алла»), детские игровые песни и другие. Всякому из этих песенных жанров большей частью характерны узко-прикладная тематика и постоянные «прикреплённые» мелодии. Отклонения от основной тематики связаны с лирическими размышлениями или нотациями, a порой и нотками социального протеста. Песни второй группы, наоборот, отличаются разнообразием тематики. К ним относятся повсеместно исполняемые песенные жанры - терма, кошук, лапар, ялла, ашула. Прославленными носителями и создателями жанров были выдающиеся музыканты VI-VIII века: Барбат, Ибрахим аль-Маусили, его сын Исхак аль-Маусили и другие. Сложность жанров и исполнительства традиционной народной музыкальной культуры требовали от певцов и инструменталистов многолетней подготовки. Музыканты учились у прославленных мастеров, объединявшихся в корпорации, каждая из которых имела свои правила. Всё заучивалось «с голоса», известная ещё в средние века (по трактатам Фараби, аш-Ширази и другие.), в музыкальной практике не применялась. Даже хорезмская табулятура (или нотация), изобретённая в 3-й четверти XIX века, вошла в обиход лишь узкого круга музыкантов, хотя при помощи её записаны макомы.
Использованная литература
1. К.Б. Холиков. Диезли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари. Science and Education 3 (9), 416-421.
2. К.Б. Холиков. Бемолли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари ва креативлиги. Science and Education 3 (10), 533-539.
3. Теоретические основы определения механических свойств музыкальных и шумовых звуков при динамических воздействиях.. Scentific progress 2.
4. К.Б. Холиков. Место творческой составляющей личности преподавателя музыки и её роль в обучении детей общеобразовательной школе. Бшепсе and Бёисайоп 3 (8), 145-150.
5. KB КИоНкоу. Иагшопу to уоюе ехегшБе Шей" го1е in Ше regulatton of musclar activity in уоса1 шusic. Бсорш, шusica1 education., 705-709.
6. KB КИоНкоу. ТИе content of а шшю 1esson in а сошргеИеш^е schoo1. Web of Sciense Magazin, 1052-1059.
7. К.Б. Холиков. Локально-одномерные размеры, основа динамично развитого произведения музыки. Science and Education 3 (11), 1007-1014
8. К.Б. Холиков. О соответствующих последовательности трех аккордов -тоники, субдоминанты и доминанты. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1068-1073
9. К.Б. Холиков. Краткая характеристика месторождения хора. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1074-1079
10. К.Б. Холиков. «Колесо навыков» как универсальный инструмент помощи соискателям для подготовки к управлению хором. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1080-1086
11. К.Б. Холиков. Преобразования в музыкальной деятельности Узбекистана по сфере хорового искусство. Scientific progress. 2 (№3), pp. 722-727
12. К.Б. Холиков. Характерная черта голоса у детей, певческая деятельность. Science and Education 3 (2), 1195-1200
13. К.Б. Холиков. Вокал, вокалист, вокализ. Ария, ариозо и ариетта. Science and Ed^atwn 3 (2), 1188-1194
14. К.Б. Холиков. Новые языковые тенденции музыкального образование вовремя пении хорового коллектива. Scientific progress. 2 (№3), pp. 1025-1031
15. К.Б. Холиков. Обучение хоровому пению в рамках кружковой деятельности. Scientific progress. 2 (№3), pp. 715-721
16. К.Б. Холиков. Модульная музыкальная образовательная технология как важный фактор развития учебного процесса по теории музыки. Scientific progress 2 (4), 370-374
17. К.Б. Холиков. Роль электронного учебно-методического комплекса в оптимизации музыкального обучение в общеобразовательной школе. Scientific progress 2 (4), 114-118
18. К.Б. Холиков. Структура физических упражнений на уроках музыки. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1060-1067
19. К.Б. Холиков. К вопросу вокальной музыке об адресате поэтического дискурса хора. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1087-1093
20. К.Б. Холиков. Некоторые методические трудности, возникающие при написании общего решения диктанта по предмету сольфеджио. Scientific progress. 2 (№3), pp. 734-742
21. К.Б. Холиков. Музыкально театральные драмы-опера, оперетта. Suicide-as a global problem facing humanity 1 (№ 3), 1242 - 1247
22. К.Б. Холиков. Некоторые задачи, сводимые к вокальным управлениям голоса, при кантрапунктной музыки. Scientific progress. 2 (№3), pp. 697-704
23. К.Б. Холиков. Актуальные задачи высшего профессионального образования и стратегии обучения по направлениям музыки и музыкальное образование. Science and Education 2 (11), 1039-1045
24. К.Б. Холиков. Строительство уникальных знаний и сооружений по музыке в высшей, учебных заведениях. Scientific progress 2 (6), 958-963
25. К.Б. Холиков. Обширные знания в области музыкальных наук Узбекистана и порядка функционального взаимодействия в сфере музыки.. Scientific progress 2 (6), 940-945
26. К.Б. Холиков. Воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры. Science and Education 3 (2), 1181-1187
27. К.Б. Холиков. Область применения двойные фуги. Scientific progress. 2 (№3), pp. 686-689
28. К.Б. Холиков. Компетенция и компетентностный подход в обучении детей дошкольного возраста. Science and Education 3 (2), 1208-1214
29. К.Б. Холиков. Необходимые знание в области проектирования обучения музыкальной культуры Узбекистана. Scientific progress 2 (6), 952-957
30. К.Б. Холиков. Теоретические особенности формирования музыкальных представлений у детей школьного возраста. Scientific progress 2 (4), 96-101