Научная статья на тему 'Народное творчество как фактор эстетического воспитания'

Народное творчество как фактор эстетического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
425
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
народное творчество / культура / эстетическое воспитание / народное искусство / школьники / источник / характер / эффективность / вкус / чувство прекрасного / folk art / culture / aesthetic education / folk art / students / source / character / effectiveness / taste / sense of beauty

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ф Б. Саутиева

В статье говорится о потенциале ценностей народного творчества для разработки содержания эстетического воспитания учащихся, что является важнейшей задачей в решении вопросов эстетического воспитания личности. Опыт приобщения к народному творчеству с интеграцией различных видов народного искусства, импровизации и вариативности позволит школьникам понимать национальное и общечеловеческое в культуре народа. Автор делает вывод о том, что в освоении народного творчества важным этапом является школа, поскольку школьник более эмоционален и раскован в творческой практике. В содержании учебных дисциплин художественно-эстетического цикла необходимо включение народного творчества как важной части познания школьников о жизни. Воспитательная работа школы должна направляться на понимание непреходящих ценностей народной культуры, обращение ее в будущее народа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLK ART AS A FACTOR OF AESTHETIC EDUCATION

The article deals with potential of folk art values for developing the content of aesthetic education of students, which is the most important task in solving issues of aesthetic education of the individual. The experience of familiarizing with folk art with the integration of various types of folk art, improvisation and variation will allow students to understand the national and universal in the culture of the people. The author concludes that in the development of folk art an important stage is the school, because the student is more emotional and more relaxed in creative practice. In the content of the educational disciplines of the artistic and aesthetic cycle it is necessary to include folk art as an important part of the knowledge of schoolchildren about life. The educational work of the school should be directed towards understanding the enduring values of popular culture and turning it into the future of the people. The experience of incorporating people’s creativity with the integration of different kinds of folk art, improvisation, variability, will contribute to the understanding of the national and universal in the culture of the people.

Текст научной работы на тему «Народное творчество как фактор эстетического воспитания»

УДК 371

Sautieva F.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Methodology of Elementary Education,

Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: [email protected]

FOLK ART AS A FACTOR OF AESTHETIC EDUCATION. The article deals with potential of folk art values for developing the content of aesthetic education of students, which is the most important task in solving issues of aesthetic education of the individual. The experience of familiarizing with folk art with the integration of various types of folk art, improvisation and variation will allow students to understand the national and universal in the culture of the people. The author concludes that in the development of folk art an important stage is the school, because the student is more emotional and more relaxed in creative practice. In the content of the educational disciplines of the artistic and aesthetic cycle it is necessary to include folk art as an important part of the knowledge of schoolchildren about life. The educational work of the school should be directed towards understanding the enduring values of popular culture and turning it into the future of the people. The experience of incorporating people's creativity with the integration of different kinds of folk art, improvisation, variability, will contribute to the understanding of the national and universal in the culture of the people.

Key words: folk art, culture, aesthetic education, folk art, students, source, character, effectiveness, taste, sense of beauty.

Ф.Б. Саутиееа, канд. пед. наук, доц., Ингушский государственный университет, г. Магас, Е-mail: [email protected]

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

КАК ФАКТОР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В статье говорится о потенциале ценностей народного творчества для разработки содержания эстетического воспитания учащихся, что является важнейшей задачей в решении вопросов эстетического воспитания личности. Опыт приобщения к народному творчеству с интеграцией различных видов народного искусства, импровизации и вариативности позволит школьникам понимать национальное и общечеловеческое в культуре народа. Автор делает вывод о том, что в освоении народного творчества важным этапом является школа, поскольку школьник более эмоционален и раскован в творческой практике. В содержании учебных дисциплин художественно-эстетического цикла необходимо включение народного творчества как важной части познания школьников о жизни. Воспитательная работа школы должна направляться на понимание непреходящих ценностей народной культуры, обращение ее в будущее народа.

Ключевые слова: народное творчество, культура, эстетическое воспитание, народное искусство, школьники, источник, характер, эффективность, вкус, чувство прекрасного.

В настоящее время национальные округа, автономии и различные регионы Российской Федерации на основе федеральной программы обладают правовыми возможностями по созданию собственных вариантов учебных программ, учитывающих этническое самосознание, народное искусство и культуру Прогресс в искусстве невозможно осуществить без творческих преемственностей и критического анализа, без исторически сложившихся эстетических критериев, освоения художественного опыта, творческих традиций прошлого. Поэтому существенную роль играет обращение к истоку национальной культуры, которое обретает особую значимость в тех регионах Российской Федерации, и в частности Республики Ингушетия, где народное творчество обладает многолетними традициями, сохраняя при этом педагогический потенциал в повышении и совершенствовании эффективности системы эстетического воспитания школьников [1 - 8].

В связи с этим необходимым представляется разработка и внедрение в практику школьного эстетического воспитания комплекса программ нового типа, определение эффективных условий, форм и методов, которые должны иметь гармоничное сочетание федерального компонента с региональным, ассимилирующим многолетние национальные традиции народного искусства.

Совершенствование эстетического воспитания учащихся с применением творческого наследия народа состоит в непосредственном контакте с повышением культурного и духовного потенциала общества, осуществляющего концепцию мировосприятия, выработанную эстетическими идеалами народа столетиями.

Живой художественный язык произведений народного творчества эстетично и высоконравственно содержится в сфере отображения общечеловеческих ценностей, воспитывая у молодого поколения уважение к традициям, способствуя активному познанию и изучению культуры народа, повышению эффективности эстетического воспитания. При этом по своей образной, наглядной специфике «произведения на примере изучения народного творчества бывают чаще доступнее ребенку для восприятия, понятные и лаконичные по своим изобразительным средствам и национально-интернациональному колориту, воспитывают эстетический и художественный вкус, развивая чувство прекрасного» [1, с. 18]. Поэтому не случайно в последнее время существенно возрос научный интерес к проблемам повышения эффективности, совершенствования и развития системы эстетического воспитания учащихся средствами народного творчества.

Исследование и анализ целого ряда источников дало возможность в определении тех общих и частных признаков, показателей и параметров, которыми располагает потенциал народного творчества в значительном пополнении и улучшении эстетического воспитания. Ведущие положения методических концепций современных исследователей соответствующего профиля в значительной степени направлены на «общее» эстетическое воспитание учащихся в масштабе страны.

В то же время недостаточно изучены региональные, в историческом плане традиционные эстетические и художественные национальные особенности народного творчества, с их влиянием на соответствующую подготовку учащихся. Не систематизирован и пока в полной мере не внедряется в процесс школьного образования творческий опыт регионов по освоению и качественному применению национальных художественных традиций народного творчества в системе эстетического воспитания школьников.

До сих пор не выработана целостная эффективная система эстетического воспитания школьников при учете высокой степени освоения общекультурного народного творчества конкретного региона с позиции ценностного культурологического подхода.

Не систематизирован и не обобщен опыт талантливых и опытных учителей, отсутствуют дифференцированные на локальной основе методической системы соответствующие средства обучения, учитывающие национальные, региональные, художественные особенности народного творчества, позволяющие оптимально применять общепедагогические требования в совокупности с национально-художественными традициями в школьном преподавании.

Исходя из вышесказанного, необходимо признание того, что эстетическое воспитание учащихся средствами народного творчества в школе находится еще не на должном уровне изучения. Это объясняется, по нашему мнению, многолетним забвением темы, отсутствием публикаций, недостаточным уровнем методического и дидактического опыта учителей, призванных использовать возможности эстетического воздействия на школьника с помощью произведений народного творчества. Кроме того, не в полной мере принимается в расчет стабильность его многолетнего культурного развития с преемственностью ранних и поздних художественных эстетических традиций народного творчества.

Ключевые задачи современных положений образования реализовываются путем создания условий для педагогической творческой самоидентификации молодого поколения в области исторически обновляющейся культуры посредством приобщения детей к ценностям национальной культуры.

В решении развивающих задач актуальным и оправданным является обращение к народному творчеству. Наш многолетний опыт свидетельствует, что этнокультура конкретного народа, содержащая в себе уникальный пласт материальных и духовных ценностей, есть воспитательное средство, способствующее развитию и формированию полноценной личности.

Более того, «воспитательные возможности народного творчества увеличиваются, если ребенок проходит формирование в многонациональном пространстве» [2, с. 29]. Необходимо учитывать специфику жанра, который предписывает подбор приемов для работы. Мы считаем, что особенность народного творчества для школьников заключается в собственном объединении целого набора народных песен, стихотворных форм, игровых приемов. Педагог при помощи народного творчества легко и быстро создает эмоциональный контакт с ребенком.

На современном этапе воспитание детей должно тесным образом осуществляться с народными достижениями и традициями отечественной и мировой педагогической мысли, с корнями национальной культуры, поскольку воздействие народных обычаев и традиций на формирование личности напрямую касается разрешения острых вопросов эстетического воспитания.

В процессе изучения особенностей народного творчества как средства эстетического воспитания школьников мы пришли к выводу, что народно-этические и педагогические традиции сегодня так востребованы, что их творческое возрождение вполне обоснованно воспринимается в современной школе в виде инновационного феномена в эстетическом воспитании.

Определяя важность и роль произведений народного творчества в дальнейшем образовании детей, хотим отметить следующее: во многом благодаря

народному творчеству в детях вырабатывается дисциплина и даже мудрый характер, что содействует избеганию некоторых проблем человеческой неряшливости. Особенность эстетического воспитания заключается в том, что «оно не изолировано, не представляет собой области воспитательной деятельности, отдельной от других» [3, с. 87].

Эстетическое воспитание, выступающее как одно из разновидностей иных тенденций воспитания (воспитание нравственное, политическое, художественное, трудовое, экологическое и т.д.), не может само по себе быть «чисто» эстетическим воспитанием, обособленным от остальных его форм ия. Обладая оригинальным свойством, «оно способно к потенциальному составлению синтеза со всяким воспитательным процессом, придав ему эмоциональный окрас с гуманитарной направленностью и убедительностью» [4, с. 42]. Если считать народное творчество феноменом национальной культуры, то новаторство и иноваци-онность традиции вместе со всеми необходимыми культурными нравственными эстетическими ценностями, устремленностью в перспективу развития выстраивают его важной составной частью в социологической референции общества.

Народное творчество как реальная форма народной культуры в историческом плане не бывает неизменным, а активизируется вместе с развивающимся народом, впитывая в себя все ценности, что существовали ранее, и запечатлевая новые социальные перемены, а посему народное творчество всегда самобытно и современно. По этой причине оно сохранило свои воспитательные функции и сегодня, следовательно, народное творчество вполне можно использовать в учебно-воспитательном процессе школьников так же, как и во времена предков. «В достижении результатов эстетического воспитания с помощью народного творчества надо добиваться не только того, чтобы оно представлялось всевозможными жанрами, но и его максимальное включение в учебный процесс, во все жизненные процессы ребёнка» [5, с. 222].

Решающее значение в реализации данной задачи принадлежит целенаправленному процессу обучения в общеобразовательной школе преимуществен-

Библиографический список

но на предметах эстетического цикла (литература изобразительное искусство и музыка), а также обеспечению процесса эстетического воспитания школьников учителями с этнокультурной подготовленностью и обеспечением материальных средств национальной культурой.

По результатам исследования особенностей народного творчества в эстетическом воспитании школьников с изучением истории развития и специфики национального своеобразия делаем вывод о том, что своеобразие национальной культуры выражается в материальной и духовной сферах жизни и деятельности народа, объединяющих «всю предметную и духовную ценность, созданную народом и применяемую им в своем национальном бытии» [6, с. 125].

Следует отметить, что в освоении народного творчества важным этапом является школа, поскольку школьник более эмоционален и раскован в творческой практике. Несомненно, что в содержании учебных дисциплин художественно-эстетического цикла необходимо включение народного творчества как важной части познания школьников о жизни. Воспитательная работа школы должна направляться на понимание непреходящих ценностей народной культуры, обращение ее в будущее народа - это, безусловно, положительно влияет на воспитание национального достоинства, развитие художественной культуры, патриотизм.

Народное творчество обладает богатым наследием, выступающим эффективным средством в эстетическом воспитании. Опыт приобщения к народному творчеству с интеграцией разных видов народного искусства, импровизации, вариативности будет содействовать понимании школьниками национального и общечеловеческого в культуре народа.

Изучение и анализ особенностей произведений народного творчества с учетом национально-художественных традиций, раскрытие потенциала ценностей народного творчества и традиционного образа жизни народа для разработки содержания эстетического воспитания учащихся является важнейшей задачей в решении вопросов эстетического воспитания личности.

1. Кушаев Н.А. Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства. Москва, 2001.

2. Михайлова Л.И. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. Москва: Вузовская книга, 2006.

3. Николаева А.В., Николаев Н.А. Эстетическое воспитание. Семья. Этикет. Культура. Москва: Молодая гвардия, 2009.

4. Реутская И.Н. Воспитание эстетической культуры младших школьников. Воспитание национального самосознания в процессе художественного образования. Кара-чаевск, 2008.

5. Саутиева Ф.Б. Теоретические подходы формирования личности школьника в процессе эстетического воспитания. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1 (74): 74 - 76.

6. Саутиева Ф.Б. Устное поэтическое наследие и жанровые разновидности ингушского фольклора в эстетическом воспитании школьников. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 2 (75): 252 - 254.

7. Саутиева Ф.Б. Характеристика условий использования фольклора в эстетическом воспитании школьников. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 3 (76): 274 - 275.

8. Саутиева Ф.Б., Раджабов И.М. Педагогический потенциал художественной культуры в эстетическом воспитании личности школьника. KANT. 2019; № 2 (31): 124 - 128.

References

1. Kushaev N.A. 'Esteticheskoe vospitanie mladshih shkol'nikov sredstvami iskusstva. Moskva, 2001.

2. Mihajlova L.I. Narodnaya hudozhestvennaya kul'tura: determinanty, tendencii, zakonomernosti sociodinamiki. Moskva: Vuzovskaya kniga, 2006.

3. Nikolaeva A.V., Nikolaev N.A. 'Esteticheskoe vospitanie. Sem'ya. 'Etiket. Kul'tura. Moskva: Molodaya gvardiya, 2009.

4. Reutskaya I.N. Vospitanie 'esteticheskoj kul'tury mladshih shkol'nikov. Vospitanie nacional'nogo samosoznaniya v processe hudozhestvennogo obrazovaniya. Karachaevsk, 2008.

5. Sautieva F.B. Teoreticheskie podhody formirovaniya lichnosti shkol'nika v processe 'esteticheskogo vospitaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 74 - 76.

6. Sautieva F.B. Ustnoe po'eticheskoe nasledie i zhanrovye raznovidnosti ingushskogo fol'klora v 'esteticheskom vospitanii shkol'nikov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 2 (75): 252 - 254.

7. Sautieva F.B. Harakteristika uslovij ispol'zovaniya fol'klora v 'esteticheskom vospitanii shkol'nikov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 3 (76): 274 - 275.

8. Sautieva F.B., Radzhabov I.M. Pedagogicheskij potencial hudozhestvennoj kul'tury v 'esteticheskom vospitanii lichnosti shkol'nika. KANT. 2019; № 2 (31): 124 - 128.

Статья поступила в редакцию 20.01.20

УДК 371.4

Pavlova O.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Acmeology of Personality, Kostroma State University

(Kostroma, Russia), E-mail: [email protected]

Bezruchenko N.V., senior lecturer, Department of Physical Culture, Sports and Life Safety, Russian State University for the Humanities (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

MODELING THE PROCESS OF ORGANIZING PEDAGOGICAL SUPPORT FOR SOCIAL DEVELOPMENT OF THE INDIVIDUAL IN THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF A UNIVERSITY. The article deals with the issues of social development of modern students in the educational environment, which is one of the main tasks of modern society. This is due to the need to train highly qualified specialists in the social and humanitarian sphere who meet the requirements of modern society and are capable of scientific and creative self-realization and active social and practical activities. A model of the process of pedagogical support of social development of students in the educational environment of the university, which is based on the principles and includes stages: diagnostic, information-analytical, design, activity, reflexive-evaluation. There is also a characteristic of the students' resource fund, which includes personal resources, institutional resources, environmental and subcultural resources.

Key words: model, pedagogical support, social formation, resource fund.

О.А. Павлова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет», г. Кострома,

E-mail: [email protected]

Н.В. Безрученко, доц., ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет», г. Москва,

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.