Научная статья на тему 'Декоративно-прикладное искусство Дагестана в эстетическом воспитании и творческом развитии младших школьников'

Декоративно-прикладное искусство Дагестана в эстетическом воспитании и творческом развитии младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
декоративно-прикладное искусство / эстетическое воспитание / культура / искусство / творческое развитие / художественноэстетическое образование / национальная культура. / arts and crafts / aesthetic education / culture / art / art and aesthetic education / national culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н А. Кандаева

В эстетическом воспитании и творческом развитии у разных народов широка область применения и перспектива использования декоративно-прикладного искусства. Использование элементов декоративно-прикладного искусства народов Дагестана на уроках изобразительного искусства является актуальной задачей в решении проблем эстетического воспитания и творческого развития детей младшего школьного возраста Республики Дагестан. Применение элементов декоративно-прикладного искусства в процессе преподавания предметов художественно-эстетического цикла является важнейшей проблемой методики организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Ознакомление с элементами декоративно-прикладного искусства способствует приобщению младших школьников к материальной и духовной культуре предков, помогает осмыслить исторические факты и явления, критически подходить к ложным понятиям и представлениям, формировать систему ценностей, основанную на реальном восприятии окружающей действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н А. Кандаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTS AND CRAFTS OF DAGESTAN IN AESTHETIC EDUCATION AND CREATIVE DEVELOPMENT OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS

In aesthetic education and creative development, different nations have a wide range of applications and the prospect of using decorative and applied art. The use of elements of decorative and applied art of the people of Dagestan in the lessons of fine art is an urgent task in solving the problems of aesthetic education and creative development of children of primary school age Republic of Dagestan. The use of elements of decorative and applied art in the process of teaching objects of artistic and aesthetic cycle is the most important problem in the methodology of the educational process in primary school. Familiarity with elements of decorative and applied art contributes to the introduction of junior schoolchildren to the material and spiritual culture of ancestors, helps to understand historical facts and phenomena, critical approach to false concepts and ideas, to form a value system based on a real perception of the surrounding reality.

Текст научной работы на тему «Декоративно-прикладное искусство Дагестана в эстетическом воспитании и творческом развитии младших школьников»

формированию медиакомпетентности будущих офицеров. Применение ЕИОП оказало значимое положительное воздействующее влияние на уровни сформированное™ медиакомпетентности как компонента профессиональной компетентности будущих офицеров в части мотивационного, когнитивного и операци-онно-деятельностного показателей.

Таким образом, проведенная опытно-экспериментальная работа дает основание заключить, что в процессе внедрения модели проектирования ЕИОП

Библиографический список

отмечается положительная динамика формирования уровня всех компонентов медиакомпетентности будущих офицеров в экспериментальной группе. Это подтверждает эффективность использования разработанной модели.

Перспективы дальнейшего исследования мы связываем с внедрением единого информационного образовательного пространства для всех курсантов, всех направлений и специальностей, а также исследование влияния ЕИОП на формирование других профессиональных компетенций будущих офицеров.

1. Современная цифровая образовательная среда в РФ. Проект в области образования. Утверждён Правительством РФ 25.10.2016 г в рамках реализации государственной программы «Развитие образования на 2013 - 2020 гг.».

2. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов. Available at: http://www. nsc.ru/win/laws/russ_kon.htm

3. Бурдилов А.И. Проектирование педагогических условий применения информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе военно-морского вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Калининград, 2012.

4. Никитина Е.Ю. Информационно-образовательное пространство вуза как фактор подготовки компетентностного выпускника. Вестник ЧГПУ. 2012; № 4: 149.

5. Матвеева Н.С. Самостоятельная образовательная деятельность курсантов и Интернет-ресурсы. Гуманитарные проблемы военного дела. 2017; № 2 (11): 120 - 124.

6. Осипов В.А. Единое информационное образовательное пространство военного вуза как фактор повышения качества профессиональной подготовки выпускников вуза. Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы VII-й Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием, 19 - 21 декабря, Новосибирск: Издательство НГПУ 2018: 48 - 50.

7. Оринчук В.А., Туватова В.Е. Практика применения инновационных образваотельных технологий в высшей школе. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014; № 4 (16): 137 - 140.

8. Осипов В.А. Формирование медиакомпетентности будущих офицеров как результат профессиональной подготовки в условиях единого информационного образовательного пространства военного вуза. Профессионализм офицера: сущность, содержание, перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции, 14 - 15 марта, Москва: МАНПО, 2019: 470 - 473.

9. Осипов В.А. Медиакомпетентность как результат профессиональной подготовки будущих офицеров в условиях единого информационного образовательного пространства. ЦИТИСЭ. 2019; № 4: 295 - 303. DOI: http://doi.Org/10.15350/24097616.2019.4.29

10. Попова О.В., Осипов В.А. Теоретические основы проектирования единого информационного образовательного пространства военного вуза. Инновации в жизнь. 2016; № 3 (18): 109 - 118.

References

1. Sovremennaya cifrovaya obrazovatel'naya sreda v RF. Proekt v oblasti obrazovaniya. Utverzhden Pravitel'stvom RF 25.10.2016 g. v ramkah realizacii gosudarstvennoj programmy «Razvitie obrazovaniya na 2013 - 2020 gg.».

2. Koncepciya formirovaniya i razvitiya edinogo informacionnogo prostranstva Rossii i sootvetstvuyuschih gosudarstvennyh informacionnyh resursov. Available at: http://www.nsc. ru/win/laws/russ_kon.htm

3. Burdilov A.I. Proektirovaniepedagogicheskih uslovijprimeneniya informacionnyh ikommunikacionnyh tehnologij vobrazovatel'nomprocesse voenno-morskogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kaliningrad, 2012.

4. Nikitina E.Yu. Informacionno-obrazovatel'noe prostranstvo vuza kak faktor podgotovki kompetentnostnogo vypusknika. Vestnik ChGPU. 2012; № 4: 149.

5. Matveeva N.S. Samostoyatel'naya obrazovatel'naya deyatel'nost' kursantov i Internet-resursy. Gumanitarnyeproblemy voennogo dela. 2017; № 2 (11): 120 - 124.

6. Osipov V.A. Edinoe informacionnoe obrazovatel'noe prostranstvo voennogo vuza kak faktor povysheniya kachestva professional'noj podgotovki vypusknikov vuza. Molodezh' XXI veka: obrazovanie, nauka, innovacii: materialy VlI-j Vserossijskoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, 19 - 21 dekabrya, Novosibirsk: Izdatel'stvo NGPU, 2018: 48 - 50.

7. Orinchuk V.A., Tuvatova V.E. Praktika primeneniya innovacionnyh obrazvaotel'nyh tehnologij v vysshej shkole. Professional'noe obrazovanie v Rossii iza rubezhom. 2014; № 4 (16): 137 - 140.

8. Osipov V.A. Formirovanie mediakompetentnosti buduschih oficerov kak rezul'tat professional'noj podgotovki v usloviyah edinogo informacionnogo obrazovatel'nogo prostranstva voennogo vuza. Professionalizm oficera: suschnost', soderzhanie, perspektivy razvitiya: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 14 - 15 marta, Moskva: MANPO, 2019: 470 - 473.

9. Osipov V.A. Mediakompetentnost' kak rezul'tat professional'noj podgotovki buduschih oficerov v usloviyah edinogo informacionnogo obrazovatel'nogo prostranstva. CITIS'E. 2019; № 4: 295 - 303. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019A29

10. Popova O.V., Osipov V.A. Teoreticheskie osnovy proektirovaniya edinogo informacionnogo obrazovatel'nogo prostranstva voennogo vuza. Innovacii v zhizn'. 2016; № 3 (18): 109 - 118.

Статья поступила в редакцию 05.02.20

УДК 745(470.67)

Kandayeva N.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education,

Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Dagestan), E-mail: [email protected]

ARTS AND CRAFTS OF DAGESTAN IN AESTHETIC EDUCATION AND CREATIVE DEVELOPMENT OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS. In aesthetic education and creative development, different nations have a wide range of applications and the prospect of using decorative and applied art. The use of elements of decorative and applied art of the people of Dagestan in the lessons of fine art is an urgent task in solving the problems of aesthetic education and creative development of children of primary school age Republic of Dagestan. The use of elements of decorative and applied art in the process of teaching objects of artistic and aesthetic cycle is the most important problem in the methodology of the educational process in primary school. Familiarity with elements of decorative and applied art contributes to the introduction of junior schoolchildren to the material and spiritual culture of ancestors, helps to understand historical facts and phenomena, critical approach to false concepts and ideas, to form a value system based on a real perception of the surrounding reality.

Key words: arts and crafts, aesthetic education, culture, art, art and aesthetic education, national culture.

Н.А. Кандаева, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДАГЕСТАНА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В эстетическом воспитании и творческом развитии у разных народов широка область применения и перспектива использования декоративно-при-кпадного искусства. Использование элементов декоративно-прикладного искусства народов Дагестана на уроках изобразительного искусства является актуальной задачей в решении проблем эстетического воспитания и творческого развития детей младшего школьного возраста Республики Дагестан. Применение элементов декоративно-прикладного искусства в процессе преподавания предметов художественно-эстетического цикла является важнейшей проблемой методики организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Ознакомление с элементами декоративно-прикладного искусства

способствует приобщению младших школьников к материальной и духовной культуре предков, помогает осмыслить исторические факты и явления, критически подходить к ложным понятиям и представлениям, формировать систему ценностей, основанную на реальном восприятии окружающей действительности.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, эстетическое воспитание, культура, искусство, творческое развитие, художественно-эстетическое образование, национальная культура.

На современном этапе развития общества со всей остротой встает проблема гуманизации общеобразовательной системы, а, следовательно, прежде всего, повышенного внимания к комплексу школьных дисциплин художественно-эстетического цикла, способствующих формированию творческой личности.

При разработке и обосновании теоретических основ эстетического воспитания и творческого развития младших школьников необходимо рассмотреть и принять во внимание передовые достижения в этой области общероссийской образовательно-воспитательной системы, целесообразно сочетающей в себе общегосударственные, региональные и художественные традиции [1 - 12].

В эстетическом воспитании и творческом развитии у разных народов широка область и плодотворна перспектива использования декоративно-прикладного искусства. Оно привлекает к себе поистине удивительной художественной силой и эстетической убедительностью. В форме вещей, в их орнаментальном оформлении находят отражение исконные идеалы народной эстетики. Поэтому естественно, что это практически неисчерпаемое богатство необходимо творчески и плодотворно использовать в художественно-эстетическом и творческом развитии в начальной школе. Многие учёные, которые внесли вклад в развитие педагогики в разделе воспитания и обучения учащихся на примере народного декоративно-прикладного искусства, указывали на его существенную роль в развитии подрастающего поколения. Рассмотрим ряд высказываний учёных, посвящённых данной проблеме (табл. 1)

Таблица 1

Высказывания учёных о роли декоративно-прикладного искусства в воспитании

№ Высказывание Учёный

1. «Народ живет, пока живет его культура, чтобы сохранить народ, необходимо сохранить его культуру. Приобщение детей к народному искусству способствует не только раскрытию богатства культуры, но и воспитывает чувство национальной гордости и осознания единства народов нашей страны, и через овладение национальной культурой можно прийти к осознанию ценностей не только культуры народов России, но и всего мира» [3, с. 152]. Лихачев Д.С.

2. «Анализ истории обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству на различных этапах развития общества показывает, что во все времена это обучение традиционно базировалось на бережном изучении и творческом обобщении опыта прошлого, усвоении и использовании художественных традиций. ... Использование опыта обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству базируется на том, что он складывался столетиями, прошел многовековую проверку практикой, и это позволило создать, отобрать наиболее удачные образцы, методы, приемы, своего рода эстетические и художественные эталоны» [6, с. 4]. Раджабов И.М.

3. «Художественный образный язык орнамента... является средством выражения народного мировоззрения, его философского обобщения явлений окружающей действительности» [4, с. 15]. Маслова ГС.

4. «Национальное искусство - это тот дом, из которого дети отправляются по дорогам мирового искусства. Необходимо привязать ребенка всеми его чувствами, эмоциями к дереву культуры его народа» [5, с. 15]. Неменский Б.М.

5. «Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических и интернациональных чувств» [7, с. 20]. Халезова Н.Б.

Продуманное применение декоративно-прикладного искусства в образовательном процессе начальной школы и последующих уровней обучения, приобщение учащихся к национальной культуре способствует формированию у подрастающего поколения следующих личностных образований:

- этнического самосознания,

- национальной гордости,

- чувства достоинства,

- ответственности за благополучие и процветание малой Родины и др.

В целом применение декоративно-прикладного искусства на занятиях способствует гармоничному развитию личности, а также сохранению и преумножению традиционных материальных и духовно-нравственных ценностей [2, с. 34].

Издавна развитие декоративно-прикладного искусства Дагестана в той или иной мере зависело от природно-климатических особенностей местности, знаменательных исторических событий и особенностей современной жизни соотечественников.

Декоративно-прикладное искусство, облик которого во многом предопределяется наличием местных природных материалов, является ярким свидетельством мастерства, критериев красоты и эстетических предпочтений нескольких поколений, формой постижения и отображения мира с помощью художественных образов. В изделиях декоративно-прикладного искусства, формообразующих и орнаментальных решениях особенно ярко проявляются наиболее значимые черты менталитета, специфики национального характера каждого народа. Через декорировку, эстетику форм и художественное совершенство вещей находят отражение представления предков о законах мироздания.

Как показывают исследования, проведённые экспедицией, во многих селах, аулах, домах жителей республики Дагестан сохранились деревянные изделия с художественной резьбой:

- разнообразные, искусно вырезанные лари для хранения зерна,

- различные оригинальные мерки для муки,

- подставки для вилок, ложек и др.

В Дагестане трудно найти такое селение, где бы жители ни занимались изготовлением тех или иных художественных изделий бытового назначения. Например, в некоторых селениях изготавливают художественные изделия из разнообразных художественных материалов:

- кубачинские женщины вышивают женские головные уборы, покрывала -«каз», вяжут шерстяные джурабы;

- кубачинские мужчины издавна являются хорошими ювелирами,

- балхарские женщины - умелицы керамического и ткацкого производства.

Целые районы Южного Дагестана знамениты производством высокохудожественных ворсовых ковров.

Учитель может применять во всех видах учебного процесса, предусмотренных школьной программой по изобразительному искусству, элементы народного творчества, промысла. Тем самым декоративно-прикладное искусство народных художественных промыслов может выступать как незаменимое наглядное пособие для проведения занятий с учащимися.

Таким образом, по итогам педагогических исследований в различных городах и селениях Дагестана, а именно: анкетирования, бесед, систематического наблюдения организации образовательно-воспитательной работы в начальной школе, сравнительного анализа степени и эффективности использования материала декоративно-прикладного искусства на уроках ИЗО, следует назвать главные недостатки в работе педагогов в области преподавания декоративно-прикладного искусства в школе:

- слабое использование декоративно-прикладного искусства в обучении младших школьников в общеобразовательных учреждениях многонациональной республики; недостаточный объем реализации образовательно-воспитательного потенциала декоративно-прикладного искусства;

- неэффективное использование педагогами различных учебных дисциплин, в частности изобразительного искусства, материала декоративно-прикладного искусства в качестве наглядно-иллюстративных пособий;

- недостаточная изученность декоративно-прикладного искусства в педагогическом институте, университете, педагогических училищах республики, отсутствие у студентов достаточных навыков изучения декоративно-прикладного искусства родного края;

- слабый организационный контроль органов народного образования, администрации школ и районов проблем совершенствования методики преподавания ИЗО, школьными дисциплинами эстетического цикла, использования образовательно-воспитательного потенциала декоративно-прикладного искусства и др.

Вместе с тем изучение опыта передовых учителей, активно использующих декоративно-прикладное искусство в школах Дагестана, показывает, что продуманное и систематизированное привлечение местного материала на уроках эстетического цикла, организация кружков, экскурсий, создание уголков и музеев не только помогают расширению кругозора, более эффективному освоению программного материала, но и способствуют формированию гармоничных отношений в многонациональном коллективе, подпитывают патриотические чувства дагестанских школьников.

Использование самобытных форм и традиционного орнаментального декора в творческих композициях на уроках по изобразительному искусству дает конкретное понимание предмета, устраняя формализм преподавания, связывает теоретические знания с окружающей действительностью. Таким образом, устные объяснения и комментарии педагога могут быть наглядно подкреплены демонстрацией различного рода объектами материальной и духовной культуры горцев, освоение которых является эффективным средством педагогического воздействия на формирование эстетического восприятия младшими школьниками национальной художественной культуры.

Библиографический список

В целях наиболее эффективного эстетического воспитания и творческого развития младших школьников и приобщения их к национальной культуре Дагестана необходимо использовать все разнообразие декоративно-прикладного искусства республики: ворсовые и безворсовые ковры искусных табасаранских и лезгинских мастериц, балхарскую расписную керамику, великолепные памятники резьбы по камню и дереву, народный костюм и др.

В зависимости от конкретных целей, поставленных перед учащимися школ многонациональной республики, в сфере интересов школьной деятельности может оказаться как территория всего Дагестана, так и несколько административных районов, города, горного селения, окрестностей школы и др.

1. Кандаева Н.А. Эстетическое воспитание школьников средствами краеведения (на материале Республики Дагестан). Диссертация ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2006.

2. Кандаева Н.А., Бачиева Э.Ю. Эстетическое воспитание младших школьников в процессе приобщения к культуре и искусству родного края. ИзвестияДГПУ. 2012: 33 - 37.

3. Лихачев Б.Т. Педагогика. Москва, 1992.

4. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки. Москва, 1978.

5. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. Москва: Просвещение, 1987.

6. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Н.Б. Лепка в детском саду: книга для воспитателя детского сада. Москва: Просвещение, 1986: 3 - 21.

7. Саутиева Ф.Б. Теоретические подходы формирования личности школьника в процессе эстетического воспитания. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1 (74): 74 - 76.

8. Саутиева Ф.Б. Устное поэтическое наследие и жанровые разновидности ингушского фольклора в эстетическом воспитании школьников. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 2 (75): 252 - 254.

9. Саутиева Ф.Б. Характеристика условий использования фольклора в эстетическом воспитании школьников. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 3 (76): 274 - 275.

10. Раджабов И.М., Магомедгаджиева Э.М. Актуализация использования традиций народного костюма в художественном образовании и эстетическом воспитании школьников республики Дагестан. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 3 (76): 88 - 89.

11. Раджабов И.М., Магомедгаджиева Э.М. Педагогический потенциал творческого наследия предков в формировании художественной культуры школьников. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 4 (77): 282 - 284.

12. Эдиев И.В. Анализ условий приобщения студентов к художественной культуре средствами народных художественных промыслов. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 3 (76): 310 - 311.

References

1. Kandaeva N.A. 'Esteticheskoe vospitanie Shkolnikov sredstvamikraevedeniya (na materiale RespublikiDagestan). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2006.

2. Kandaeva N.A., Bachieva 'E.Yu. 'Esteticheskoe vospitanie mladshih shkol'nikov v processe priobscheniya k kul'ture i iskusstvu rodnogo kraya. Izvestiya DGPU. 2012: 33 - 37.

3. Lihachev B.T. Pedagogika. Moskva, 1992.

4. Maslova G.S. Ornamentrusskojnarodnoj vyshivki. Moskva, 1978.

5. Nemenskij B.M. Mudrost'krasoty: O problemah 'esteticheskogo vospitaniya. Moskva: Prosveschenie, 1987.

6. Halezova N.B., Kurochkina N.A., Pantyuhina N.B. Lepka v detskom sadu: kniga dlya vospitatelya detskogo sada. Moskva: Prosveschenie, 1986: 3 - 21.

7. Sautieva F.B. Teoreticheskie podhody formirovaniya lichnosti shkol'nika v processe 'esteticheskogo vospitaniya. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 74 - 76.

8. Sautieva F.B. Ustnoe po'eticheskoe nasledie i zhanrovye raznovidnosti ingushskogo fol'klora v 'esteticheskom vospitanii shkol'nikov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 2 (75): 252 - 254.

9. Sautieva F.B. Harakteristika uslovij ispol'zovaniya fol'klora v 'esteticheskom vospitanii shkol'nikov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 3 (76): 274 - 275.

10. Radzhabov I.M., Magomedgadzhieva 'E.M. Aktualizaciya ispol'zovaniya tradicij narodnogo kostyuma v hudozhestvennom obrazovanii i 'esteticheskom vospitanii shkol'nikov respubliki Dagestan. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 3 (76): 88 - 89.

11. Radzhabov I.M., Magomedgadzhieva 'E.M. Pedagogicheskij potencial tvorcheskogo naslediya predkov v formirovanii hudozhestvennoj kul'tury shkol'nikov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 4 (77): 282 - 284.

12. 'Ediev I.V. Analiz uslovij priobscheniya studentov k hudozhestvennoj kul'ture sredstvami narodnyh hudozhestvennyh promyslov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 3 (76): 310 - 311.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 04.02.20

УДК 373.5.013.42+378.14.015.62

Kotkova G.Ye., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Theory and History Social Pedagogy and Social Work, Oryol State University,

Head of the Laboratory of rural school (Oryol, Russia), E-mail: [email protected]

Abdulkader A.L., postgraduate, Oryol State University (Oryol, Russia), E-mail: [email protected]

FACTORS DETERMINING THE SOCIAL DEVELOPMENT OF A RURAL STUDENT. The article considers the basics and components of the system of support for the upbringing of children, analyses the resources and factors that determine the social development of a rural schoolboy in models of adaptive complexes of Oryol Region, ensuring harmony of "moral necessity" of subjects of intergenerational relations and conditions of sociocultural space of the village. This pedagogical model and implementation practice confirm that the mainstreaming of the development of creative individuality takes place through the step-by-step immersion of the child in the "field of social relations" and actions with the subjects of components of social systems. The article describes the results of the socio-pedagogical study on the socio-cultural experience of modern rural adolescents.

Key words: "helping education," support, adaptive complexes, factors, interagency cooperation, resource base of social development.

Г.Е. Котькова, д-р пед. наук, проф. ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», зав. лаб. сельской школы, г. Орёл, E-mail: [email protected]

А.Л. Абдулкадер, аспирант, ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», г. Орёл, E-mail: [email protected]

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ШКОЛЬНИКА

В статье рассматриваются сущность и составляющие компоненты системы сопровождения воспитания детей, дан анализ ресурсов и факторов, определяющих социальное развитие сельского школьника в моделях адаптивных комплексов Орловского региона, обеспечивающих гармонию «нравственной необходимости» субъектов межпоколенческих отношений и условий социокультурного пространства села. Данная педагогическая модель и практика реализации подтверждают, что актуализация развития творческой индивидуальности происходит посредством поэтапного погружения ребенка в «поле социальных отношений» и действий с субъектами компонентов социальных систем. В статье изложены результаты социально-педагогического исследования по изучению социокультурного опыта современных сельских подростков.

Ключевые слова: «помогающее воспитание», сопровождение, адаптивные комплексы, факторы, межведомственное взаимодействие, ресурсная база социального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.