Научная статья на тему 'Единое информационное образовательное пространство вуза как платформа для подготовки профессионально востребованного специалиста'

Единое информационное образовательное пространство вуза как платформа для подготовки профессионально востребованного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
530
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
единое информационное образовательное пространство / медиакомпетентность / военный вуз / высшее образование / профессиональная подготовка. / common information educational space / media competence / military university / higher education / professional training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О. В. Попова, В. А. Осипов

Статья посвящена вопросам профессиональной подготовки курсантов военного вуза в свете модернизации российского образования и реформирования системы Вооруженных Сил Российской Федерации. В исследовании отмечается, что качество профессионального образования будущих офицеров во многом зависит от уровня разработанности компонентов единого информационного образовательного пространства военного вуза (ЕИОП), а также профессиональных компетенций, необходимых современному офицеру, которые в обязательном порядке включают и владение медиакомпетентностью как прогнозируемым результатом образовательной деятельности военного вуза. Особое внимание уделено в статье результатам формирующего этапа исследования по проверке эффективности модели проектирования ЕИОП военного вуза, направленной на воспитание медиакомпетентности курсантов. В заключение подчеркивается, что создание и внедрение модели проектирования ЕИОП военного вуза приводит к успешному формированию медиакомпетентности будущих офицеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О. В. Попова, В. А. Осипов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIFIED INFORMATION EDUCATIONAL SPACE OF A HIGHER EDUCATION INSTITUTION AS A PLATFORM FOR TRAINING A PROFESSIONALLY REQUESTED SPECIALIST.

The article is dedicated to issues of professional training of cadets of a military university in the light of modernizing Russian education and reforming the system of the Armed Forces of the Russian Federation. The study notes that the quality of professional education of future officers largely depends on the level of development of the components of a single informational educational space of a military university, as well as the professional competencies required by a modern officer without fail include the possession of media competence as a predicted result of the educational activities of a military university. Particular attention is paid in the article to the results of the formative phase of the study to verify the effectiveness of the design model of the military educational institute’s EIOP, aimed at the formation of cadets media competence. In conclusion, it is emphasized that the creation and implementation of a design model for the EIOP of a military university leads to the successful formation of media competence of future officers.

Текст научной работы на тему «Единое информационное образовательное пространство вуза как платформа для подготовки профессионально востребованного специалиста»

всех этих трех компетенций. В случае отсутствия или низкого уровня компетенции любого звена возможно неадекватное понимание речи и поведения носителя другой культуры. В современном мире является недостаточным знание иностранного языка, так как в случае кросс-культурной коммуникации на неродном языке от коммуниканта ждут соответствующего уровня культурной грамотности, что не всегда совпадает

Э. Хирш выделяет следующие уровни кросс-культурной компетенции, в зависимости от наличия языковой, культурной и коммуникативной составляющих:

• необходимый для выживания;

• достаточный для вхождения в чужую культуру;

• обеспечивающий полноценное существование в новой культуре - ее «присвоение»;

• позволяющий в полной мере реализовать идентичность языковой личности [11, с. 7].

В преподавании русского языка как иностранного при беспереводном методе обучения неизбежно выпадает одно звено, а именно языковая компетенция.

Библиографический список

Иностранному обучающемуся требуется 100 - 120 учебных часов на освоение элементарного уровня владения языком (А1). В связи с этим роль уровня межкультурно грамотной личности преподавателя возрастает в несколько раз.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости использования опыта кросс-культурной коммуникации и повышения уровня межкультурной компетенции преподавателя русского языка как иностранного для формирования комфортной образовательной среды при освоении дисциплины «Русский язык как иностранный» иностранными обучающимися, преподавателю необходимо тщательно анализировать культурологические составляющие и реализовывать приобретенные знания на практике. Преподаватель русского языка как иностранного должен обладать высоким уровнем межкультурной компетентности, чтобы оказать положительное влияние на продвижение русского языка за рубежом, укрепление репутации Российской Федерации как демократического государства, которое открыто для разных народов и культур, развивать отношения взаимопонимания и доверия с представителями других стран, формировать наиболее полное представление о России как перспективном и надежном партнере.

1. Концепция государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом (утв. Президентом РФ 03.11.2015 N Пр-2283) Available at: http://kremlin.ru/acts/ news/50644

2. Tomalin B. Cultural Awareness. Oxford University Press, 1994.

3. Hurn B.J., Tomalin B. Cross-Cultural Communication. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2013.

4. Питерова А.Ю. Культурный шок: особенности и пути преодоления. Наука. Общество. Государство. 2014: 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnyy-shok-osobennosti-i-puti-preodoleniya

5. Tomalin B., Nicks M. The World's Business Cultures and How to Unlock Them, Thorogood Publishing. London, 2007.

6. Деловая культура Ирана. Этикет. Available at: http://www.rusexporter.ru/business-etiquette/465/

7. Деловая культура США. Этикет. Available at: http://www.rusexporter.ru/business-etiquette/502/

8. Ван Г. О некоторых особенностях системы обучения китайских студентов русскому языку как иностранному. Педагогическое образование в России. 2016: 12. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-osobennostyah-sistemy-obucheniya-kitayskih-studentov-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu

9. Васильев П. Особенности межкультурной коммуникации со студентами из Латинской Америки на уроках преподавания РКИ. Available at:http://sietarrussia.ru/2019/0 4/21/%d0%be%d1%81%d0%be%d0%b1%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b8-%d0%bc%d0%b5%d0%b6%d0%ba%d1%83%d0%bb%d1%8c%d1%8 2%d1%83%d1%80%d0%bd%d0%be%d0%b9-%d0%ba%d0%be%d0%bc%d0%bc%d1%83%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%b0/

10. Савенкова А.Д. Образ России в английской публицистике 20 - 40-х гг. XX в.: к проблеме кросс-культурной коммуникации (Г Дж. Уэллс, У.С. Моэм, Дж. Б. Пристли). Диссертация ... кандидата филологических наук. Нижний Новгород, 2016.

11. Hirsh E.D. Jr., Kett J.F., Trefil J. The New Dictionary of Cultural Literacy: What Every American Needs to Know. New York: Houghton Mifflin, 2002.

References

1. Koncepciya gosudarstvennoj podderzhki i prodvizheniya russkogo yazyka za rubezhom (utv. Prezidentom RF 03.11.2015 N Pr-2283) Available at: http://kremlin.ru/acts/ news/50644

2. Tomalin B. Cultural Awareness. Oxford University Press, 1994.

3. Hurn B.J., Tomalin B. Cross-Cultural Communication. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2013.

4. Piterova A.Yu. Kul'turnyj shok: osobennosti i puti preodoleniya. Nauka. Obschestvo. Gosudarstvo. 2014: 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnyy-shok-osobennosti-i-puti-preodoleniya

5. Tomalin B., Nicks M. The World's Business Cultures and How to Unlock Them, Thorogood Publishing. London, 2007.

6. Delovaya kultura Irana. 'Etiket. Available at: http://www.rusexporter.ru/business-etiquette/465/

7. Delovaya kultura SShA. 'Etiket. Available at: http://www.rusexporter.ru/business-etiquette/502/

8. Van G. O nekotoryh osobennostyah sistemy obucheniya kitajskih studentov russkomu yazyku kak inostrannomu. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2016: 12. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-osobennostyah-sistemy-obucheniya-kitayskih-studentov-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu

9. Vasil'ev P. Osobennosti mezhkul'turnoj kommunikacii so studentami iz LatinskojAmeriki na urokah prepodavaniya RKI. Available at:http://sietarrussia.ru/2019/04/21/%d0%be%d 1%81%d0%be%d0%b1%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b8-%d0%bc%d0%b5%d0%b6%d0%ba%d1%83%d0%bb%d1%8c%d1%82%d1%83%d1% 80%d0%bd%d0%be%d0%b9-%d0%ba%d0%be%d0%bc%d0%bc%d1%83%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%b0/

10. Savenkova A.D. Obraz Rossii v anglijskojpublicistike 20 - 40-h gg. XX v.: kprobleme kross-kul'turnojkommunikacii (G. Dzh. U'ells, U.S. Mo'em, Dzh. B. Pristli). Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2016.

11. Hirsh E.D. Jr., Kett J.F., Trefil J. The New Dictionary of Cultural Literacy: What Every American Needs to Know. New York: Houghton Mifflin, 2002.

Статья поступила в редакцию 05.02.20

УДК 378

Popova O.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Altai State Humanitarian and Pedagogical University n.a. V.M. Shukshina (Biysk, Russia),

E-mail: pov@bigpi.biysk.ru

Osipov V.A., postgraduate, Altai State Humanitarian and Pedagogical University n.a. V.M. Shukshina (Bysk, Russia), E-mail: ova0702@mail.ru

UNIFIED INFORMATION EDUCATIONAL SPACE OF A HIGHER EDUCATION INSTITUTION AS A PLATFORM FOR TRAINING A PROFESSIONALLY REQUESTED SPECIALIST. The article is dedicated to issues of professional training of cadets of a military university in the light of modernizing Russian education and reforming the system of the Armed Forces of the Russian Federation. The study notes that the quality of professional education of future officers largely depends on the level of development of the components of a single informational educational space of a military university, as well as the professional competencies required by a modern officer without fail include the possession of media competence as a predicted result of the educational activities of a military university. Particular attention is paid in the article to the results of the formative phase of the study to verify the effectiveness of the design model of the military educational institute's EIOP, aimed at the formation of cadets media competence. In conclusion, it is emphasized that the creation and implementation of a design model for the EIOP of a military university leads to the successful formation of media competence of future officers.

Key words: common information educational space, media competence, military university, higher education, professional training.

О.В. Попова, д-р пед. наук, проф., Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина, г. Бийск,

E-mail: pov@bigpi.biysk.ru

В.А. Осипов, аспирант, Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина, г. Бийск,

E-mail: ova0702@mail.ru

ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА КАК ПЛАТФОРМА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВОСТРЕБОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА

Статья посвящена вопросам профессиональной подготовки курсантов военного вуза в свете модернизации российского образования и реформирования системы Вооруженных Сил Российской Федерации. В исследовании отмечается, что качество профессионального образования будущих офицеров во многом зависит от уровня разработанности компонентов единого информационного образовательного пространства военного вуза (ЕИОП), а также профессиональных компетенций, необходимых современному офицеру, которые в обязательном порядке включают и владение медиакомпетентностью как прогнозируемым результатом образовательной деятельности военного вуза. Особое внимание уделено в статье результатам формирующего этапа исследования по проверке эффективности модели проектирования ЕИОП военного вуза, направленной на воспитание медиакомпетентности курсантов. В заключение подчеркивается, что создание и внедрение модели проектирования ЕИОП военного вуза приводит к успешному формированию медиакомпе-тентности будущих офицеров.

Ключевые слова: единое информационное образовательное пространство, медиакомпетентность, военный вуз, высшее образование, профессиональная подготовка.

В современных условиях всеобщей глобализации и информатизации, совершенствования компьютерных технологий и повышения значимости виртуального интерактивного взаимодействия особенно актуальным становится проблема проектирования единого информационного пространства образовательной организации как части проекта в области образования («Современная цифровая образовательная среда в РФ») [1]. Уровень развития и применения информационных технологий, глобальной сети Интернет в образовательном процессе военных вузов, в том числе связанных с формированием и развитием информационных пространств, является одним из решающих факторов, оказывающих значительное влияние на повышение качества профессиональной подготовки военных специалистов, что в целом может обеспечить усиление высшего командного корпуса и обороноспособности страны.

За последние десятилетия в связи со стремительной компьютеризацией, информатизацией всех сфер деятельности, значительно возрос объем перерабатываемой информации, ее востребованность при принятии решений на различных уровнях. Принятая еще в 1995 г в Российской Федерации (далее - РФ) «Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов» явилась базовым документом для стратегического планирования и реализации информационной политики государства [2].

Указанная тенденция подразумевает широкое распространение обмена электронными документами и другими информационными ресурсами. Современная социокультурная ситуация все больше раскрывает себя как новая историческая эпоха информационного и цифрового общества, которая бросает вызовы основным его институтам, в том числе образовательным [3]. Как подчеркивают С.А. Курносова, Е.Ю. Никитина, именно «образование является одной из первых областей информатизации социума, призванной формировать новую информационную культуру человека - личности, умеющей работать в условиях внедрения информационных технологий, компьютеризации, медиатизации и интеллектуальных сфер деятельности человека» [4]; «предполагающую наличие информационной грамотности, информационного мировоззрения, обеспечивающего мотивацию информационной подготовки личности» [5].

Система высшего образования сама по себе является катализатором процесса информатизации общества, инструментом формирования медиаком-петентности, подготовки профессионалов новой формации. Прогностический характер современного военного образования ориентирует на поиск новых педагогических информационных технологий, которые позволят подготовить будущих офицеров, умеющих использовать информационные технологии в процессе профессиональной деятельности, ориентирующихся в постоянно меняющихся и растущих объемах информации, умеющих критически мыслить и принимать решения в ситуациях неопределенности и создавать собственные информационные ресурсы.

Проектирование единого информационного образовательного пространства (далее - ЕИОП) военного вуза рассматривается сегодня как одна из инновационных практик современной высшей школы [6].

Реальная педагогика информационного пространства военного вуза позволит превратить его в глобальный источник знаний, пространство для профессионального взаимодействия, становления и развития. Необходимо отметить, что наша принципиальная позиция заключается в том, что качество профессиональной подготовки будущих офицеров во многом зависит от уровня разработанности компонентов ЕИОП военного вуза, от степени их соответствия основным целевым установкам деятельности образовательной организации и способности ЕИОП к интеграции в мировое образовательное пространство.

Процесс профессионального взаимодействия в информационном обществе военного вуза через ЕИОП представлен нами в контексте профессиональных, социокультурных и личностных характеристик курсантов. Основная цель ЕИОП военного вуза - это объединение всех имеющихся информационных ресурсов, необходимых для профессиональной подготовки будущих офицеров: органов военного управления, в том числе органов управления военным образованием и войсковых частей; военных образовательных, научных и общеобразовательных организаций Министерства обороны РФ, электронных библиотечных

ресурсов и баз данных центров обработки информации федеральных органов исполнительной власти, научной работы Вооруженных Сил РФ.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что исследование вопросов проектирования ЕИОП военного вуза для профессиональной подготовки будущих офицеров в настоящее время является актуальной задачей педагогической науки.

Подчеркнем, что ФГОС 3++ изменил требования к результатам освоения основных образовательных профессиональных программ (далее - ОПОП), условиям реализации и структуре ОПОП, последствием которых стало создание и развитие в военном вузе единого информационного образовательного пространства, активного использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов. Причем информационные технологии являются не дополнительным средством в профессиональном военном образовании, а основополагающей частью целостного военно-педагогического процесса, направленного на повышение качества подготовки офицеров.

Разделяя точку зрения В.А. Оринчук, В.Е. Туватовой, отметим, что качество профессиональной подготовки будущих офицеров во многом зависит от уровня разработанности компонентов еИОп военного вуза, от степени их соответствия основным целевым установкам деятельности образовательной организации и его способности к интеграции в мировое образовательное пространство [7]. А проектирование ЕИОП военного вуза рассматривается как одна из инновационных практик современной высшей школы.

Мы считаем, что основная цель ЕИОП военного вуза - объединение всех имеющихся информационных ресурсов, необходимых для профессиональной подготовки будущих офицеров: органов военного управления, в том числе органов управления военным образованием и войсковых частей; военных образовательных, научных и общеобразовательных организаций МО РФ; электронных библиотечных ресурсов и баз данных центров обработки информации федеральных органов исполнительной власти; научной работы ВС РФ [8].

Под «ЕИОП военного вуза» мы понимаем целенаправленно организованное пространство образовательной организации, сочетающее две взаимодополняющие медиасреды (открытую и закрытую), направленное на развитие медиаком-петентности будущих офицеров, осуществление профессионально-культурного диалога в медиа-обществе (на материале средств необходимой при подготовке офицера информации). Таким образом, результатом освоения информационного пространства, коадаптация его с образовательным пространством военного вуза в рамках профессиональной подготовки является формирование медиакомпетентности будущих офицеров [9, 10].

В ходе выполнения исследования в Новосибирском высшем военном командном училище спроектировано и создано ЕИОП для подготовки будущих офицеров, включающее межведомственное электронное взаимодействие, основными функциями которого являются:

- формирование, ведение и актуализация централизованных справочников и классификаторов;

- предоставление вузам типовых электронных сервисов;

- ведение единого реестра и единых протоколов обмена информацией для автоматизированных систем военного назначения;

- создание единых личных кабинетов, формирование и ведение портфо-лио курсантов и преподавателей, что предусмотрено требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов.

По образовательной деятельности и организации взаимодействий с курсантами ЭГ в рамках ЕИОП автоматизировано три направления:

- процессы сопровождения образовательной деятельности;

- процессы контроля образовательной деятельности;

- процессы планирования образовательной деятельности.

Это существенно облегчило нам как организацию учебной и самостоятельной работы курсантов, так и проведение контроля за всеми этапами формирующего эксперимента.

В ходе формирующего этапа исследования был проведен анализ результатов опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности модели проектирования ЕИОП военного вуза, направленной на формирование медиа-

компетентности будущего офицера. Для этого были решены следующие частные задачи:

1) с помощью разработанной и внедренной модели проектирования ЕИОП военного вуза организован медиаобразовательный процесс, стимулирующий формирование медиакомпетентности будущего офицера;

2) отслеживалась динамика показателей сформированности компонентов медиакомпетентности будущего офицера;

3) в завершении исследования проведен анализ эффективности модели проектирования ЕИОП военного вуза.

Проверка модели проектирования ЕИОП военного вуза проводилась нами в течение двух лет: исследование исходного уровня медиакомпетентности будущего офицера было проведено в 2016 - 2017 гг, формирующий этап эксперимента был организован в 2018 и контрольный этап - в 2019 г.

На контрольном этапе эксперимента проведена проверка эффективности внедрения компонентов модели проектирования ЕИОП военного вуза в образовательный процесс подготовки курсантов ЭГ а также сопоставление результатов обучения в ЭГ и КГ На контрольном этапе эксперимента выявились статистически значимые различия в уровнях сформированности медиакомпетентности у курсантов контрольной и экспериментальной групп. Проведенные исследования и контрольные срезы по выявлению уровней медиакомпетентности курсантов представлены по мотивационному, когнитивному и операционно-деятельностно-му компонентам. Результаты исследования мотивационного компонента медиа-компетентности будущего офицера в ЭГ и в КГ представлены в табл. 1.

Таблица 1

Мотивационный компонент в структуре медиакомпетентности будущего офицера (контрольный этап)

Группа Уровень сформированности мотивационного компонента

низкий средний высокий

Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. %

ЭГ 15 8 27 18 108 72

КГ 54 36 36 24 60 40

Анализ полученных данных показал, что наблюдаются значительные различия мотивационного показателя медиакомпетентности будущего офицера в ЭГ и в КГ. Контрольные срезы доказывают, что применение модели проектирования ЕИОП военного вуза способствует формированию у доминирующей части курсантов ЭК (72%) высокого уровня мотивации к использованию медиапростран-ства, медиаресурсов и медиаданных в обучении, в то время как в КГ только 40% курсантов достигают высокого уровня. Особенно настораживают результаты по низкому уровню мотивации. Низкий уровень мотивации в КГ у 36%курсантови только у 10% ЭГ

Большое значенне дли эффеквивиостилоуогообрувотвтельногоировусиа имеет когнитивный компонент медиакомпетентности. Результаты контрольного среза уровней медиактмаеаеитности иа койороэьном этоае вЭГ нКГтвэдотав-лены в табл. 2.

Анализ полученныхвходн иоследовэтин^з^евавввфобл. 2) двкноал эффективность применения модели проектирования ЕИОП военного вуза и ее использования для фото^|:^в^с^нитм^оуэкоу^«^у^ь^у^(^сти в ходефорвми.ующего эксперимента в экспериоонвалаиоТгрэтоеб1ТФ|выувили, ото у большинстрэкуи-сантов ЭГ наблюдаеттявывoкаИтpnвeуебфоpмвуввaнносту квглитииного 0!-понента. Такой результат выяв н у 96% курсантов. Средний уровень зафикси-

Таблица 2

Когнитивный компонент в структуре медиакомпетентности будущего офицера (контрольный этап)

Группа Уровень сформированности когнитивного компонента

низкий средний высокий

Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. %

ЭГ 0 0 6 4 144 96

КГ 69 46 66 44 15 10

рован у 4%, низкий уровень не выявлен ни у одного курсанта экспериментальной группы. В то же время контрольная группа показала иные результаты. Высокий результат обнаружен только у 10%, средний у 44% и низкий у 46% курсантов КГ Учитывая, что абсолютно всем офицерам в своей профессиональной деятельности будет необходимо очень оперативное реагирование на различные штатные и нештатные ситуации, практически мгновенное решение задач в операционной или информационной деятельности, будущим офицерам уже в период учебы необходимо овладение различными профессиональными компетенциями. При этом мы выявили, что профессиональные компетенции, необходимые современному офицеру, в обязательном порядке включают и владение медиа-компетентностью. Поэтому контрольные изменения операционно-деятельност-ного компонента медиакомпетентности курсантов также важны для определения эффективности внедрения модели проектирования ЕИОП военного вуза. Результаты исследования сформированности операционно-деятельностного компонента медиакомпетентности курсанта, будущего офицера представлены в табл. 3.

Таблица 3

Операционно-деятельностный компонент в структуре медиакомпетентности будущего офицера (контрольный этап)

Группа Уровень сформированности операционно-деятельностного компонента

низкий средний высокий

Кол-во % Кол-во % Кол-во %

чел. чел. чел.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЭГ 6 4 46 4 98 92

КГ га 52 ой 44 6 4

эзтабл.Ы виинОи чтаУT%кибcaбтои ЭГитоэокс 4%иг показали высокий уровень сформированности операционно-деятельностного компонента. Замеры по дaиноваоокооaаeло тткшгоьдввендууе,чуeунeоpeнee модели проектирования ЕИОП повышает профессионализм будущих офицеров в рамках данного клмиoнeнгaмуоивкoфиттанолocои. .[ианиитаутные.эз.льтаты сформирован-ности медиэйомпфтеитсости будуыихофицеуив иаеастытлвны на гистограмме э ис. 1.

Из тв-лиф! - б и нвс.тиндно, чтополвченостатистически значимое различие между результатами ЭГ и КГ Это дает нам основание считать, что создание и внедрение модели проектирования ЕИОП военного вуза приводит к успешному

120 100 80 60 40 20 0

1мотивационныи низким

1мотивационныи средним

I мотивационныи вы

огнитивный |>едн

■ когнитивным низки

_ ■ когнитивный средн

[[■ о:™

низкиИ

о:ерационно-деяте

льностный

КГ констатирующий ЭГ констатирующий КГ контрольн'ьреднии ЭК контрольный

Рис. 1. Сравнительные результатысформированностимедиакомпетентности будущихофицеровнаконстатирующем и контрольном этапах эксперимента

(в % от числа респондентов)

формированию медиакомпетентности будущих офицеров. Применение ЕИОП оказало значимое положительное воздействующее влияние на уровни сфор-мированности медиакомпетентности как компонента профессиональной компетентности будущих офицеров в части мотивационного, когнитивного и операци-онно-деятельностного показателей.

Таким образом, проведенная опытно-экспериментальная работа дает основание заключить, что в процессе внедрения модели проектирования ЕИОП

Библиографический список

отмечается положительная динамика формирования уровня всех компонентов медиакомпетентности будущих офицеров в экспериментальной группе. Это подтверждает эффективность использования разработанной модели.

Перспективы дальнейшего исследования мы связываем с внедрением единого информационного образовательного пространства для всех курсантов, всех направлений и специальностей, а также исследование влияния ЕИОП на формирование других профессиональных компетенций будущих офицеров.

1. Современная цифровая образовательная среда в РФ. Проект в области образования. Утверждён Правительством РФ 25.10.2016 г в рамках реализации государственной программы «Развитие образования на 2013 - 2020 гг.».

2. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов. Available at: http://www. nsc.ru/win/laws/russ_kon.htm

3. Бурдилов A.K Проектирование педагогических условий применения информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе военно-морского вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Калининград, 2012.

4. Никитина Е.Ю. Информационно-образовательное пространство вуза как фактор подготовки компетентностного выпускника. Вестник ЧГПУ. 2012; № 4: 149.

5. Матвеева Н.С. Самостоятельная образовательная деятельность курсантов и Интернет-ресурсы. Гуманитарные проблемы военного дела. 2017; № 2 (11): 120 - 124.

6. Осипов ВА Единое информационное образовательное пространство военного вуза как фактор повышения качества профессиональной подготовки выпускников вуза. Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы Vll-й Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием, 19 - 21 декабря, Новосибирск: Издательство НГПУ 2018: 48 - 50.

7. Оринчук ВА, Туватова В.Е. Практика применения инновационных образваотельных технологий в высшей школе. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014; № 4 (16): 137 - 140.

8. Осипов ВА Формирование медиакомпетентности будущих офицеров как результат профессиональной подготовки в условиях единого информационного образовательного пространства военного вуза. Профессионализм офицера: сущность, содержание, перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции, 14 - 15 марта, Москва: МAНПO, 2019: 470 - 473.

9. Осипов ВА Медиакомпетентность как результат профессиональной подготовки будущих офицеров в условиях единого информационного образовательного пространства. ЦИТИСЭ. 2019; № 4: 295 - 303. DOl: http://doi.org/10.15350/24097616.2019A29

10. Попова О.В., Осипов ВА Теоретические основы проектирования единого информационного образовательного пространства военного вуза. Инновации в жизнь. 2016; № 3 (18): 109 - 118.

References

1. Sovremennaya cifrovaya obrazovatel'naya sreda v RF. Proekt v oblasti obrazovaniya. Utverzhden Pravitel'stvom RF 25.10.2016 g. v ramkah realizacii gosudarstvennoj programmy «Razvitie obrazovaniya na 2013 - 2020 gg.».

2. Koncepciya formirovaniya i razvitiya edinogo informacionnogo prostranstva Rossii i sootvetstvuyuschih gosudarstvennyh informacionnyh resursov. Available at: http://www.nsc. ru/win/laws/russ_kon.htm

3. Burdilov A.l. Proektirovanie pedagogicheskih usloviJprimeneniya informacionnyh ikommunikacionnyh tehnologiJ v obrazovatel'nomprocesse voenno-morskogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kaliningrad, 2012.

4. Nikitina E.Yu. Informacionno-obrazovatel'noe prostranstvo vuza kak faktor podgotovki kompetentnostnogo vypusknika. Vestnik ChGPU. 2012; № 4: 149.

5. Matveeva N.S. Samostoyatel'naya obrazovatel'naya deyatel'nost' kursantov i Internet-resursy. Gumanitarnyeproblemy voennogo dela. 2017; № 2 (11): 120 - 124.

6. Osipov V.A. Edinoe informacionnoe obrazovatel'noe prostranstvo voennogo vuza kak faktor povysheniya kachestva professional'noj podgotovki vypusknikov vuza. Molodezh' XXI veka: obrazovanie, nauka, innovacii: materialy Vll-j Vserossijskoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, 19 - 21 dekabrya, Novosibirsk: Izdatel'stvo NGPU, 2018: 48 - 50.

7. Orinchuk V.A., Tuvatova V.E. Praktika primeneniya innovacionnyh obrazvaotel'nyh tehnologij v vysshej shkole. Professional'noe obrazovanie v Rossii iza rubezhom. 2014; № 4 (16): 137 - 140.

8. Osipov V.A. Formirovanie mediakompetentnosti buduschih oficerov kak rezul'tat professional'noj podgotovki v usloviyah edinogo informacionnogo obrazovatel'nogo prostranstva voennogo vuza. Professionalizm oficera: suschnost', soderzhanie, perspektivy razvitiya: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 14 - 15 marta, Moskva: MANPO, 2019: 470 - 473.

9. Osipov V.A. Mediakompetentnost' kak rezul'tat professional'noj podgotovki buduschih oficerov v usloviyah edinogo informacionnogo obrazovatel'nogo prostranstva. CITIS'E. 2019; № 4: 295 - 303. DOl: http://doi.org/10.15350/24097616.2019A29

10. Popova O.V., Osipov V.A. Teoreticheskie osnovy proektirovaniya edinogo informacionnogo obrazovatel'nogo prostranstva voennogo vuza. Innovacii v zhizn'. 2016; № 3 (18): 109 - 118.

Статья поступила в редакцию 05.02.20

УДК 745(470.67)

Kandayeva N.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education,

Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Dagestan), E-mail: nazhibatk@mail.ru

ARTS AND CRAFTS OF DAGESTAN IN AESTHETIC EDUCATION AND CREATIVE DEVELOPMENT OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS. In aesthetic education and creative development, different nations have a wide range of applications and the prospect of using decorative and applied art. The use of elements of decorative and applied art of the people of Dagestan in the lessons of fine art is an urgent task in solving the problems of aesthetic education and creative development of children of primary school age Republic of Dagestan. The use of elements of decorative and applied art in the process of teaching objects of artistic and aesthetic cycle is the most important problem in the methodology of the educational process in primary school. Familiarity with elements of decorative and applied art contributes to the introduction of junior schoolchildren to the material and spiritual culture of ancestors, helps to understand historical facts and phenomena, critical approach to false concepts and ideas, to form a value system based on a real perception of the surrounding reality.

Key words: arts and crafts, aesthetic education, culture, art, art and aesthetic education, national culture.

Н.А. Кандаева, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: nazhibatk@mail.ru

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДАГЕСТАНА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В эстетическом воспитании и творческом развитии у разных народов широка область применения и перспектива использования декоративно-прикладного искусства. Использование элементов декоративно-прикладного искусства народов Дагестана на уроках изобразительного искусства является актуальной задачей в решении проблем эстетического воспитания и творческого развития детей младшего школьного возраста Республики Дагестан. Применение элементов декоративно-прикладного искусства в процессе преподавания предметов художественно-эстетического цикла является важнейшей проблемой методики организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Ознакомление с элементами декоративно-прикладного искусства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.